Лекция 9. Жизненный путь, его влияние на личностный рост и развитие.
Подходы к изучению жизненного пути человека
Жизненный путь — необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующим своему типу личности стратегии.
Первый (и наиболее ранний) (идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности).
Второй — (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.
Третий (онтогенетический) — сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.
Четвертый — акцентировал определяющую роль детства и сексуальных отношений с родителями (З.Фрейд и др.) и роль врожденной потребности самоактуализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — "индивидуумную историю" и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось и связать.
Пятый — наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э.Эриксона, — раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако Эриксон признает и роль психосоциальных, культурно-исторических и социальных условий, а развитие личности определяет через способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни.
Шестой подход связан с разработкой Б.ГАнаньевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.Г.Ананьев исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни — акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало). Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского "старта" и "финиша", достигаемого в старости. Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины — акмеологии. Она интегрирует все Понятия индивидуального уровня бытия человека — "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект", - ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий "субъекта деятельности", "субъекта познания", "субъекта жизненного пути". Уделив внимание развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных, закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П.Павловым и его последователями прямо на человека (например, вторая сигнальная система).
Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализация — две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря, личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации — объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.
Сам жизненный путь рассматривается в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбираем направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации.
С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие "субъект жизненно го пути", в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками.
Критериями личности как субъекта жизненного пути являются:
1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями;
2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений;
3) способность к движению по жизненному пути "по восходящей", т. е. к развитию как совершенствованию.
Структура жизненного пути
Структура жизненного пути — это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни, к ним относятся: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни.
Жизненная позиция — интеграл основных жизненных отношений, ценностей, достижений и обеспеченных последними жизненных и личностных возможностей;
1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, Так и субъективных), их удовлетворения по ценностным основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам;
2) совокупность — "ансамбль" объективных и субъективных Отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;
3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности;
4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой;
5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом.
Позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни.
Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиции характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.
Если основные жизненные отношения личности интегрированно отвечают ее субъективным отношениям, то такая позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и, в конечном счете, к новому кризису. Позиция — это личностное самоопределение. Основные характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие:
1) процесс самоопределения — это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления;
2) процесс самоопределения двухвекторный — от переосмысления "Я" в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации.
Жизненная линия – это не стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью.
Типы жизненных линий, характерные для разных типов личности:
— континуальная, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия Закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как Правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и — в некоторых случаях — научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений);
— дискретная линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, "перегибы" (Т.Н.Березина), отсутствие единой "логики": период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, "центра тяжести", "расстановки сил" (по выражению С.Л.Рубинштейна), Переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни;
— дивергентная линия характеризуется расширением пространства — "веером" направлений активности, профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой);
— восходящая линия жизни характеризуется повышением ее Качественного уровня (С.Л.Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как ее субъекта.
Жизненные перспективы, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции. Однако их исследование касалось отдаленности и степени структурированности жизненных перспектив.
Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих:
— когнитивные, когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует;
— мотивационные, когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения;
— жизненные, когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т. д.).
Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и настоящего по основному критерию подлинности жизни адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу "надо" (необходимости) за счет "хочу", и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни — это потеря субъектной позиции в жизни.
Личность как субъект жизненного пути
Особое качество личности, которое возникает во взаимодействии с обстоятельствами и в решении жизненных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь.
С.Л.Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с мировоззренческими чувствами и с ответственностью ("за все содеянное и упущенное").
Способность рефлексии — это способность "простраивать" ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обязанностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г. Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, Способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философии.
Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни — чувство трагического, комического, чувство оптимизма, которые у каждого человеке находятся в определенной взаимосвязи, выражающей семантику и смысл жизни (например, "оптимистическая трагедия").
Под ответственностью он подразумевал "дух серьезности"', т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, II которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Г.Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом.
Опираясь на эти философско-психологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути, критериями которого являются:
— способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию;
— реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям, мотивам и ее семантическому интегралу — притязаний, саморегуляции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу самовыражения, самореализации в совокупности наличных обстоятельств;
— иметь соответствующую своему типу жизненную перспективу и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл своей жизни.
Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмечалось, высшими жизненными способностями — сознанием, активностью и способностью к организации времени.
Сознание как способность личности проявляется в организации жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его ценностями, его изменениями. Сознание способствует сознательному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее развитие посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентрироваться на главном направлении и включать свою жизнь в широкий контекст - психосоциальный, культурно-исторический, социальный. Сознание субъекта жизненного пути - предпосылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач).
Активность выступает как высшая способность личности как субъекта жизненного пути, его целенаправленно организующего в соответствии со своим индивидуально-психологическим типом. Она проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, только при позитивном отношении к соответствующей сфере.
Жизненная способность – способность организации времени жизни, проявляющаяся в жизненной перспективе и в ряде других форм: в соотношении последовательности — одновременности деятельностей; своевременности как оптимальном согласовании максимума своей активности с решающим моментом ситуации; в способности ускорения — как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятельности) во времени (примером ускорения в познавательной деятельности являются исследования скорочтения в работе с текстами) (К.А.Абульханова, Т.Н.Березина).
Эти способности и разный уровень их развития позволяют личности как субъекту более (менее) оптимально организовать свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни — это, кроме вышеупомянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации (под организацией имеется в виду качественная определенность системы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект, во-первых, самоорганизуется, во-вторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются оптимальными, они могут быть названы организованными, и, наконец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое место в социуме, место деятельности, познанию и общению в своей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целями, мировоззрением, "Я-концепцией".
Понятие организации в данном случае связано с ее семантическим — ценностно-смысловым и ценностно-практическим характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи (достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потребностей или потребностей в развлечениях).
Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении противоречий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания (даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он взаимодействует, осуществляет свои способы организации, преобразуя объективно существующие системы (технические, социально-психологические, социальные и т. д.). Свой способ организации он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким об разом, само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования имеет в своей основе противоречие, несоответствие его возможностей и ограничений тем объективным сферам жизни-труда, общения, семьи, т. е. той системы, в которой он должен функционировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными способами своей организации жизни на ее разных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, социальными изменениями, изменениями самой жизни.
Постоянно разрешая кардинальные и множество конкретных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее "благополучности", упорядоченности и продуктивности, но и в самом способе ее осуществления субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже личностных возможностей, не ведет к их развитию, не дает удовлетворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл.
Итак, личность — это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.
Стратегия жизни в самом общем определении — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.
Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отличие от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.
Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни.
Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств.
Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.
Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все "содеянное и упущенное"'. Ответственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объедини ют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.
Типы активности человека — характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е способности субъекта жизни.
Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.ГАнаньевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне про анализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме".
Акмеология — активно развивающаяся наука. Сделанные последователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения.
Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все Оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.
Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни — год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).
Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.
Одним из важнейших поставленных С.Л.Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности.
Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.Н Ланге — известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности).
Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.
Резюме
По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.
В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, - и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:
— способ организации жизни (включающий самоорганизацию).
— способ разрешения противоречий;
— способ совершенствования.
Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности.
Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.
Существует 2 подхода к изучению будущего человека:
1. Событийный, где изучаются жизненные цели и планы как «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути личности» (Рубинштейн).
Жизненные цели и планы имеют достаточно определенную предметную очерченностъ, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления целей, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем. Для исследования жизненных целей и планов необходимо применять событийный подход, ключевым понятием которого является «событие» — (Рубинштейн, 1946). С точки зрения событийного подхода жизненные цели и планы различаются как конечные и промежуточные события определенного этапа жизни. Цели – более масштабные и несколько менее хронологически определенные события, чем планы. В связи с этим в эмпирических исследованиях в качеств жизненных планов, как правило, рассматриваются такие конкретные события, как поступление в вуз, вступление в брак, повышение в должности и т.д., а в качестве жизненных целей которые достаточно абстрактные ориентиры: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и т. д. Однако содержательная и хронологическая неопределенность целей (если это действительно цели) в таком случае предопределяет и недостаточность для их достижения соответствующих жизненных планов.
2. Изучение событий позволяет определить дискретную картину будущего, представленного совокупностью последовательных моментов, «точек» на линиях жизни, направленных в будущее. Фактором, обусловливающим движение по этим линиям от события к событию, являются ценностные ориентации личности, в основе которых — система воспринятых личностью социальных ценностей. Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентации личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей.
Если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если же намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей.
Ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, отделяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не освоено человеком. Жизненная цель — это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то за ней оно может быть выражено только в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.
В систему представлений о будущем включаются и другие компоненты, среди которых, с одной стороны, мечты, фантазии, грезы, составляющие желаемую, но не обязательно осуществимую картину будущего, а с другой — тревоги и опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого человека и которых, невозможности, ему следует избегать…
Практическое занятие.
1. Подобрать биографию известного человека.
2. Проанализировать жизненный путь согласно выработанному алгоритму (студенты сами его вырабатывают в ходе групповой дискуссии).
3. Анализ собственной биографии и составление прогнозов относительно процессов личностного роста и развития.
Достарыңызбен бөлісу: |