Натурализм в социальных науках
НАТУРАЛИЗМ — направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей натурализма, они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются «метафизические» вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с точки зрения, методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. Натурализм объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов.
Р. ВОРМС
Рене Вормс (1869—1926) --французский социолог; один из известных представителей «органической школы».
Тексты из работ Вормса datom достаточно ясное представление о методологии изучения общества, свойственной представителям «органической школы».
Из работы «Общественный организм»
Рассмотрим сначала отдельные органы. Типом общественного органа промышленного рода является мастерская или, говоря более широко, фабрика. По этому поводу Спенсер очень верно заметил, что первую можно сравнить с железкой, а вторую — с большой сложной железой. Семейная мастерская, где все лица работают над производством одного и того же предмета и продают его сообща, очевидно, аналогична железе, вырабатывающей свой продукт в многочисленных клетках и выделяющей его через одно отверстие... Собрание нескольких семей работников в одну мастерскую напоминает соединение нескольких простых желез в одну сложную. Наконец, скопление еще большего числа работников (в этом случае обыкновенно деление, основанное на семейных началах, исчезает) ведет к образованию фабрики,
завода, который аналогичен железе вроде печени. Действительно, многочисленные отделения фабрики, свободно сообщающиеся между собою, напоминают лопасти печени, соединенные мно-
гочисленными каналами. У нее есть свои чернорабочие (или свои железные дороги, доставляющие ей сырой товар, как печень имеет свои приносящие сосуды). У нее точно так же есть работники,
обрабатывающие этот материал, как у печени свои клетки, черпающие из крови одновременно и сахарные и желчные вещества.
Обыкновенно правительство сравнивают с мозгом. Сопоставление сделалось обыденным. Однако оно не заслуживает этой чести, так как далеко не совсем верно. Конечно, правительство — одна из высших форм направляющего аппарата в обществе, но не единственная. Рядом с тем направлением, которое оно дает обществу, существует — по крайней мере у цивилизованных народов — другое направление, которое исходит от мыслителей всякого рода: священников, художников, писателей и ученых... Мы были рады, что нашли ту же мысль в новой книге русского социолога Новикова. «Нередко,— говорит этот писатель,— смешивали правительства с мозгом. На самом деле правительство не может вырабатывать мыслей и чувств общества. Правительства никогда не было и никогда не будет самой просвещенной частью народа. Отправление мысли и отправление власти никогда не сольются...» На самом деле в общественном мире как мысль, так и правительство имеют свои собственные чувствительные двигательные центры. Так, можно сказать, что те, которые вырабатывают мысли, представляют чувствительные центры, а деятели, приводящие эту мысль в исполнение и пускающие ее в ход,—. двигательные центры. Обе эти группы встречаются во всех разрядах умственной деятельности: среди священников, писателей, художников, ученых находятся и мыслители и деятели. Так же и у правительства есть свои чувствительные и двигательные центры: первые собирают впечатления, исходящие изнутри и извне, и указывают решения, которые было бы полезно принять, вторые решают, какого действия следует держаться, и приводят в исполнение принятые решения...
Мы говорили о направляющих аппаратах животной жизни. Но за этой жизнью в обществе, как и в организмах, существует растительная жизнь. Она определяется питанием. У нее есть особый направляющий аппарат. Таким является в организмах главный симпатический нерв. В обществах он изображен собранием лиц, стоящих во главе экономической жизни народа... Оно принадлежит главам земледельческих, промышленных и торговых предприятий. Известно также, что в организме часть симпатического нерва обособляется специально ввиду управления кровообращением: это сосудо-двигательные нервы. В обществе им соответствуют банкиры...
Чувствительные и двигательные нервы изображаются в обществе всякого рода агентами, передающими предписания общественным центрам разных родов и тем лицам, которые исполняют их приказания...
Важный периферический придаток направляющего аппарата составляют органы чувств. Они доставляют данные, без которых он не мог бы с пользой выполнять свою роль. Блюнгли сравнил органы чувств с министерством иностранных дел, вероятно, на том основании, что это последнее содержит за границей бдительную полицию. Точнее было бы сопоставить с ними различные статистические бюро, доставляющие государству точные числовые сведения обо всем, что может быть ему интересно как внутри, так и вне его.
В обществе сердцу должна соответствовать биржа. Она действительно является центральным местом, где собираются главные банкиры и откуда исходят движения, которые повсюду оживляют торговлю и промышленность.
...В одной знаменитой лекции по физиологии сердца Клод Бернар показал, что из всех органов особи оно одно поддерживает самые близкие отношения с мозгом: состояние сердца и мозга взаимно отражаются друг на друге; самые слабые изменения в одном вызывают отголосок в другом. Точно так же происходит в отношениях между биржей и правительством, которое изображает, по крайней мере отчасти, мозг общества. Малейшее изменение, вышедшее из министерства или палат, о заграничной политике или внутренней борьбе партий заставляет колебаться курс ценностей.
Из работы «Биологические принципы в социальной эволюции»
Взятые в отдельности поступки индивидуумов, составляющих общество, тем не менее остаются подверженными биологическому детерминизму. Если человек входит в общение с себе подобными, то только благодаря унаследованному им строению своего организма. Корни совершаемых им поступков кроются в глубине его органов, тканей и клеток и все сводится, главным образом, к упражнению одной из его функций питания, размножения и соотношения. Все его поступки имеют как бы две стороны: одну — внутреннюю — органическую, другую — внешнюю — социальную. Внутренняя же сторона, без сомнения, менее всего бросается в глаза и часто совсем ускользает от внимания поверхностного наблюдателя. Но для более глубокого исследователя она является основанием для внешних проявлений.
…..Посмотрим теперь, как может быть применена теория Дарвина к социальному строю... Между индивидуумами одной и той же группы соперничество — обычное явление. Оно имеет целью, как и в органической жизни, добывание пищи; но последнее понятие имеет в социальной жизни более глубокий смысл: это понятие обозначает все то, что «питает» человеческое тщеславие, т.е. богатство, с доставляемыми им наслаждениями, могущество и почести... Эта конкуренция встречается во всех категориях социальных явлений: в области экономической так же, как и в области интеллектуальной, в области религиозной так же, как и в области политической.
...Этот конфликт выдвигает победителя, который, обладая всеми высшими качествами, единственный достигает благ, к которым все стремятся. Таким образом, борьба ведет к торжеству лучших элементов; она им обеспечивает награду за их превосходство; тем самым она укрепляет эти качества и фиксирует их у их обладателя; с этого момента она способствует определению и укреплению избранных натур; она производит подбор высших индивидуальностей.
Достарыңызбен бөлісу: |