4. Литература о дураках: «Корабль дураков» С.Бранта
Исторический контекст
XIV и XV вв. в Германии - время кризиса ее феодальной системы, бесконечной чреды княжеских смут. Имперские рыцари постепенно превращались в разбойников на больших дорогах. Страну охватывало брожение, со временем приведшее к потрясениям эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. Горожане поднимались на борьбу с феодалами, - и германские земли наполнялись их звонкими сатирами. А города тем временем достигают значительного культурного расцвета. Недаром именно в Германии в середине XV в. было изобретено книгопечатание. К концу столетия типографии имелись уже в 53 немецких городах.
Литературная ситуация
В это время наряду с латинской литературой гуманистов, научной и художественной, и немецкой агитационно-полемической литературой на религиозные и политические темы, порожденной бурями реформации, в Германии существует и развивается художественная бюргерская литература на немецком языке.
Сатира была ведущей линией в городской литературе Германии конца XV в., и ее народную грубоватость, тягу к дидактизму и обстоятельному освещению современных пороков подхватили и развили гуманисты (Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Себастьян Брант и др.). В сатирической литературе главным героем становится дурак, Глупость как воплощение всего достойного порицания. Образ дурака при этом несет двоякую нагрузку: он может быть сам носителем дурацких качеств, олицетворением критикуемых пороков, или - в роли простонародного скомороха, провоцирующего публику, - может выставлять человеческую глупость напоказ, разоблачать ее. Особое положение дурака, стоящего как бы вне общества, позволяло авторам сатир преподносить свою мораль, назидание и критику в виде общепринятых правил. Тут важна еще установка гуманизма того времени на воспитание, исправление нравов как основной способ перестройки общества.
Так вот, Брант (по Жирмунскому) и есть родоначальник бюргерской сатиры.
«Корабль дураков» ( "Das Narrenschiff")
Это сатирико-дидактическая поэма, написанная базельским гуманистом Себастьяном Брантом (профессор, доктор обоих прав) в 1494 г., книжка сразу стала популярной, ее почти сразу перевели на французский, а уже спустя три года Якоб Лохер (такой ученик Бранта) перевел на латынь, тут-то она, извините за выражение, и стала «достоянием всей образованной Европы». Популярности способствовало то, что книга сопровождалась иллюстрациями Альбрехта Дюрера (изображения дураков с ослиными ушами и в дурацких колпаках).
Написана 4-ударными рифмованными стихами и поделена на короткие главки, каждая из которых посвящена одному из видов «дураков». Идея поэмы - персонификация общественных недугов в различных образах дураков. Дураки при этом олицетворяют все мыслимые виды глупости, все грехи, недуги, пороки своего времени. Это своеобразное сатирическое «зерцало» предреформационной эпохи. Изображая вереницу дураков разных сословий и профессий, собирающихся отплыть в царство глупости (Наррагонию), Брант обличает невежество и своекорыстие, мир торжества «господина Пфеннига», забвение заботы об общем благе князьями, попами, монахами, юристами. Нравоучительные сентенции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения. Пафос книги - в патриотической задаче пробуждения разума и исправления нравов в немецком отечестве. В предисловии и послесловии Брант пишет, что поэма написана им «во имя исправления рода человеческого».
До Бранта мы знаем, например, анонимную сатиру «Сети дьявола» (1414-1418), но она гораздо более старомодна и не так самобытна. Брант не подражает ни итальянцам, ни античности, хотя примеров из античной мифологии и истории много (как и из Библии): например, в главе про пьянство упоминается Ной, а про похоть - главная героиня - Венера и ее сынок купидон. Интересно, что если «Сетях дьявола» есть идея, что человека соблазняет и портит черт, а у Бранта зерно всех пороков - сам человек, точнее, его глупость и невежество.
И исчо, как пишет Фрейденберг в «Поэтике сюжета и жанра», у Бранта «чисто фольклорный мотив глупости обрабатывается с точки зрения современного социального бытописания».
Традиция
Поэма Бранта стоит в начале целого направления немецкой литературы XVI в. - «литературы о дураках», к основным представителям которой принадлежат Томас Мурнер («Заклятье дураков» 1512 г), Генгенбах, Сакс, Фишарт, Мошерош, Гриммельсгаузен. Ясно также, что «Похвала глупости» Эразма написана именно вослед брантовой поэме.
Сказать мне больше нечего, а напоследок, присоединяясь к Беллке, предлагаю высечь огненными буквами в своем сердце следующий тезис: «Книга Бранта появилась на заре немецкого Ренессанса, когда повсюду в Германии зеленели обильные всходы гуманизма».
Достарыңызбен бөлісу: |