Урок 10. Основная струкрура библейской апологетики
Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Прит 26:4-5)
Ошибки в других подходах к апологетике анализировать полезно, но гораздо важнее разработать библейский метод защиты веры. В этом уроке мы рассмотрим базисную структуру апологетики, в которой используются библейские принципы. Поскольку Писание не дает нам четких инструкций, нужно признать, что предлагаемая структура защиты веры – лишь один из методов, учитывающих эти принципы. Он может быть полезен одному верующему и не подходить другому. Более того, в конкретных ситуациях могут пригодиться лишь отдельные его аспекты. Но в любом случае методы апологетики надлежит строить на библейских принципах, которые обсуждались в предыдущих уроках.
А. Апологетика и благовестие
В структуре библейской защиты веры значительную роль играет вопрос о связи между апологетикой и благовестием. Неверное понимание их взаимосвязи - источник небиблейской практики, а верное ее понимание ведет к важным открытиям.
Апологетика и благовестие во многом схожи. И то, и другое в определенной степени, - обязанность каждого верующего. Все христиане призваны проповедовать Евангелие и защищать его. И апологетика, и благовестие предполагают, что у неверующего есть желание услышать и обсудить слова Христа. Но ни благовестнику, ни апологету не следует разбрасывать драгоценный жемчуг истины перед теми, кто хочет просто посмеяться над Христом (см. Мф 7:6). Благовестие и защита веры – вопрос жизни и смерти.
Многие считают апологетику просто интеллектуальной игрой, в которой ставка – лишь победа или поражение в споре. Однако апологетика, как и благовестие, предлагает неверующему выбор между спасением и осуждением. Библейская апологетика, как и благовестие, не гарантирует обращения грешника. Все наши усилия и самые весомые агрументы будут бесплодны, если Бог не коснется его сердца благодатью и не даст ему желание поверить от всего сердца. Изучение апологетики никого не сделает специалистом по обращению. Только Божья благодать наделяет наши слова силой.
Тесная взаимосвязь между благовестием и апологетикой прослеживается и в Писании. Когда апостол Павел защищал христианскую веру перед царем Агриппой, неотъемлемую часть его речи – если не ее кульминацию - составляло благовестие:
... Христос имел пострадать, и восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам (Деян 26:23)
В письме к Тимофею апостол рассказывает о том, как он впервые защищал христианство, и выражает надежду, что через него утвердится благовестие и услышат все язычники (2 Тим 4:17). Иными словами, Павел считал цель апологетики достигнутой лишь в том случае, если язычник услышал Евангелие. Благовестие должно сопровождать апологетику в любых жизненных ситуациях. Защищая веру, необходимо провозглашать спасение от греха и смерти, которое совершилось смертью и воскресением Иисуса Христа, Сына Божьего.
Можно избежать обычных недоразумений в сфере апологетики и благовестия, если помнить об их сходстве. Иногда считают, что апологетика обращается исключительно к разуму неверующего, оставляя волю и чувства благовестию. Но мы не просто доказываем истинность христианства, чтобы подготовить неверующего к следующему шагу. Защищая веру должным образом, мы адресуем свои доводы личности в целом и открываем людям Божьи установления во Христе. Апологетика не предшествует благовестию, а ведет его за собой.
Апологетика и благовестие тесно связаны, но между ними есть и отличия. Если их не замечать, возникает одна из двух опасных тенденций:
1) Спутав апологетику с благовестием, верующий оставляет всякие попытки защищать веру и подменяет их благовестием. Он может отказаться отвечать на вопросы неверующего и призывать: «Верь моим словам, потому что нужно просто верить!» Несомненно, это далеко не библейский подход, т.к. Христос и апостолы относились к вопросам своих оппонентов серьезно.
2) С другой стороны, неумение разграничить апологетику и благовестие приводит к тому, что мы подробно и тщательно пытаемся изложить неверующему все доводы в защиту веры, прежде чем рассказать ему Евангелие. Он говорит, что хотел бы поверить, но получает следующий ответ: «Подожди! Ты не можешь поверить, пока я не опроверг все твои возражения относительно веры!» Но Апостол Петр в подобной ситуации сказал: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ...» (Деян 16:31). Смешивая апологетику с благовестием, мы скатываемся к небиблейским методам.
Апологетика и благовестие различаются также своими намерениями или мотивами. Благовестие возвещает о грядущем суде и спасении через смерть и воскресение Иисуса Христа. Неверующий слышит совершенно определенный призыв верить:
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36).
Апологетика эти слова обосновывает и подтверждает. Каждому, требующему отчета мы готовимся дать ответ в нашем уповании (1 Петр 3:15). Благовестие учит, во что следует верить. Апологетика же отвечает на вопрос, почему следует верить. Безусловно, их многое связывает, но апологетику можно назвать расширенным благовестием, поскольку ее задача – обосновать весть о Божьем суде и спасении и убедить неверующего в истинности Евангелия (см. рис. 21).
ОБРАЩЕНИЕ НЕВЕРУЮЩЕГО
БОЖИЙ СУД НАДЕЖДА
БЛАГОВЕСТИЕ
ВОЗВЕЩАЕТ, ВО ЧТО ВЕРИТЬ
АПОЛОГЕТИКА
ОБЪЯСНЯЕТ
ПОЧЕМУ нужно ВЕРИТЬ
Рис. 21
Теперь можно более четко определить, с чего начинается и чем заканчивается защита христианской веры. В 1 Петр 3 :15 сказано, что обращаться к приготовленным средствам апологетики нужно в том случае, если прозвучал вопрос: почему вы верите в Христа. В обычной беседе с неверующим знание апологетики будет полезно при обсуждении спорных тем. Объясняя свою точку зрения, христианин может показать, что он опирается на веру в Христа и обосновать свое доверие к Богу. В конце беседы можно призвать неверующего принять Благую Весть (см. рис. 22)
ЕВАНГЕЛИЕ
АПОЛОГЕТИКА
КОНКРЕТНЫЙ ВОПРОС
Рис. 22
Например, христианин выражает свое мнение о войне, смертной казни или по любому другому вопросу. Если разговор продлится достаточно долго, ему представится возможность упомянуть о своем доверии к Богу. Защищая веру, он может связать апологетику с Благой вестью и призвать грешника отказаться от ложной независимости и покаяться перед Богом. Апологетика вплетается в диалог верующего и неверующего, когда возникает в том необходимость, и помогает убедительно и успешно благовествовать.
Б. Двуединое обоснование
Притчи содержат полезные указания о том, как защитить веру в Евангелие. Два стиха (Прит 26:4-5) учат отвечать глупцу и дают практические советы, как ему отвечать. Книга Притчей немало говорит о глупце. По сути глупец тот, кто не принимает открытую людям Божью мурость. Глупец не боится Бога и отвергает Его, а с Ним и всю мудрость. Для целей нашего исследования мы назовем так неверующего, который ставит под сомнение христианскую веру. С одной стороны, Писание говорит: «не отвечать глупцу по глупости его» (Прит 26:4). Иными словами, отвечая неверующему, нельзя отрекаться от Божьего откровения, следует стоять на позиции христианского мировоззрения.
С другой стороны, в Писании сказано: «отвечать глупцу по глупости его» (Прит 26:5)1 Это значит, что, защищая веру, нужно уметь использовать положения нехристианской философии. Ниже мы рассмотрим оба аспекта апологетики христианской веры.
-
Доводы «от истины»
Доводы «от истины» в целом означают, что верующий отвечает на вопросы о христианской вере с библейской точки зрения. Обратите внимание, почему нужно использовать доводы «от истины»:
Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; (Прит 26:4)
У неверующих нет надежды самостоятельно «дать обратный ход» - освободиться от последствий греха в своей жизни. Они неспособны найти Бога при помощи философии и составить верное представление о себе или об окружающием мире. Если христианин не понимает, как важно отвечать неверующим согласно истине, он впадет в ту же тщетную суету. Слишком часто христиане пытаются объяснить веру, не опираясь на нее в апологетике, и потому впадают в глупость неверующего. Этого можно избежать, если отводить доводам «от истины» надлежащее место. Апостол Павел в Афинах начал диалог с язычниками с христианского учения о природе Бога:
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет (Деян 17:23-24)
Рассказывая о своем обращении, Павел также начинал речь в защиту веры с христианской точки зрения (Деян 22). Не столь важно, используем ли мы доводы «от истины» в начале беседы, но никогда не следует забывать о них вообще, поскольку такие доводы – неотъемлемая часть библейской апологетики.
Используя доводы с позиции христианской философии, верующий свидетельствует о своем доверии Богу и подтверждает, что это доверие избавляет от пустой суеты и власти греха и позволяет жить в свободе.
Я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла (Деян 26:25)
В различных ситуациях доводы «от истины» могут и будут иметь разную форму. Но, независимо от формы, ответ христианина должен согласоваться с Божьим откровением в Писании. Поэтому защитнику веры непременно следует глубоко изучать и знать Библию. Едва ли у вас получится строить доводы «от истины», если вы с нею не знакомы. Любой аспект библейского откровения может быть использован в апологетике, и результативность беседы в большой мере зависит от способности апологета верно преподавать Слово истины (2 Тим 2:15). В Божьем Слове заключена истина Духа Божьего, которая убеждает неверующего в том, что ему нужен Спаситель, и что смерть и воскресение Христа открывают ему путь к спасению. Итак, чтобы быть послушными Богу, нам следует отвечать глупому не по глупости его, а согласно истине Божьего Слова.
В доводах «от истины» есть три этапа. Во-первых, признайте, что ваш ответ строится на доверии ко Христу как Богу и Спасителю. Это признание может иметь форму краткого утверждения или более подробного свидетельства о своем обращении. Если пренебречь этим шагом, могут возникнуть недоразумения. В любом случае, один из лучших способов избежать их – ясное и точное заявление о своей преданности Христу.
Второй этап в доводах «от истины» принимает одну из двух форм. Если вы не знаете, как ответить на вопрос с библейской точки зрения, не нужно теряться. Христианство дает возможность объяснить даже свое неведение. Мы не обладаем полным знанием, поскольку мы лишь ограниченные человеческие существа. Однако мы уверены, что ответ на вопрос есть, и его можно найти, полагаясь на Божье откровение.
Например, большинство христиан не знают так называемых научных доказательств эволюции и доводов против нее. Однако это не ставит под сомнение библейский рассказ о сотворении мира. Христианин не всеведущ, но он знает, Кто - источник полного знания. Он может с доверием полагаться на Создателя земли и неба и противостоять лжи и неверию. Неведомое ни в коей мере не угрожает открытому в Божьем слове знанию, потому что Богу ведомо все без исключения, и Его откровение достойно полного доверия. В каком бы направлении ни разворачивались доводы от истины, они остаются доводами от истины – истины, которая никогда не подведет, - и такими и должны быть, даже при полном неведении.
С другой стороны, если вы знаете, как ответить на вопросы неверующего с христианской точки зрения - используйте имеющиеся доводы. Это обычно требует ссылки на Библию и содержащиеся там ответы, но не только этого.
Мы видим в свете Писаний, что окружающий мир, личный опыт и размышления верующего подтверждают христианскую позицию. Человек и мир верно описаны в Библии, и верующему следует использовать эти аспекты творения, чтобы проиллюстрировать и обосновать библейскую позицию. Это не значит, что внебиблейские доказательства нейтральны, и их можно использовать неависимо от религиозных убеждений человека. Подобные доказательства точно так же обусловлены убеждениями человека, как и библейские.
Как верующие во Христа, мы убеждены, что Писание говорит истинну о мире и личном опыте христианина. Такое соответствие между Писанием и жизнью служит - с христианской точки зрения - примером того, что вера спасает от суетности греховного мышления.
Именно так следует понимать речь апостола Павла (1 Кор 15:3-8). В его апологетике три этапа, три уровня доводов. Во-первых (ст. 3-4), апостол доказывает, что смерть, погребение и воскресение Христа согласуются в ветхозаветними Писаниями и апостольским преданием: «он ... воскрес в третий день, по Писанию» (ст. 4). Во-вторых, Павел приводит исторические доказательства – свидетельства очевидцев (ст. 5-7). Он смело заявляет, что Христос «... явился более нежели пятиста братий в одно время ...» (ст. 6). В- третьих, он подтверждает истинность воскресения Христа рассказом из своего личного опыта на пути в Дамаск: Он «явился и мне ...» (1 Кор. 15:8).
Нужно обратить внимание на то, что Павел защищает веру не с нейтральной, а с однозначно христианской позиции. Более того, он говорит не о вероятном воскресении. Апостол и Писание однозначно свидетельствуют, что воскресение Христа – реальное событие.
Вместе с тем, Павел без колебаний использовал и вне-библейские доказательства в свете Писаний. На примере апостола можно увидеть три главных источника доводов «от истины». Итак, христианскую веру можно обосновать свидетельствами из Писания, из окружающего мира и своего личного опыта. Мы детально рассмотрим каждый из этих источиков.
Свидетельство Писания
Христиане за ответами на свои вопросы обращаются к Писанию, как к божественному авторитету. Следовательно, обоснование христианского мировоззрения при помощи Писания есть наиболее фундаментальный метод. Привести свидетельство Писания не означает просто процитировать стих, «доказывающий» вашу точку зрения. Подобный метод часто ничего не доказывает. Найти библейское обоснование - значит раскрыть библейские принципы или то, что можно назвать «библейской логикой» в отношении рассматриваемого вопроса. В любом случае, когда христианин верно понял вопрос и дал библейское обоснование своей позиции, это означает, что он ее подтвердил. В Писании мы слышим голос Бога, открывающий нам знание по вопросам, важным для защиты веры.
Доказательства из окружающего мира
Окружающий мир в свете Библии предоставляет многие свидетельства в пользу христианства. Конечно, использовать доказательства такого рода нужно особенно осмотрительно, поскольку часто мы неверно понимаем окружающий мир. И тогда доказательства, взятые из творения, подтверждают совсем не то, что человек намеревался доказать. Например, ничего не подозревающие христиане прошлого могли доказывать, что «вращение солнца вокруг земли доказывает ее центральное положение во вселенной и место ее жителей в Божьем замысле». Теперь такое доказательство истинности христианской веры неприемлемо даже для христиан. Использовать факты окружающего мира нужно осмотрительно.
Тем не менее, такие факты следует использовать в защите христианства как можно чаще. Христианская вера влияет на то, как человек видит мир, и об этом должны знать окружающие. Христиане верят не вопреки фактам, как говорят модные богословы. Они верят фактам, вопреки их неправильному истолкованию грешниками. Такой подход не только допускает, но и поощряет использование научных, исторических и логических аргументов для защиты христианского мировоззрения.
С одной стороны, в христианской апологетике есть тенденция строить защиту веры только на этих фактах, но это лишает христиан единственного способа верно их понять – в свете доверия к Богу и Его слову.
С другой стороны, некоторые христиане, стремясь твердо стоять на позициях веры, полагают, что в христианской апологетике вообще нет места фактам окружающего мира. Однако они не замечают, какой глубокий смысл содержится в том, чтобы пояснить истинную природу мира, основываясь на авторитете Писания. Свидетельство окружающего мира важно с библейской точки зрения. Апостол Павел часто прибегал к нему в защите веры. Например, в Ликаонии он использовал знание людей о Боге, указав им на существующий в творении порядок:
Хотя (Бог) и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян 14:17).
Говоря с правителем Фестом, он также заметил о воскресении Христа, указывая на исторические свидетельства: «это не в углу происходило» (Деян 26:26).
В Евангелии от Иоанна значительное внимание уделяется историческим свидетельствам божественности Иисуса. Иоанн ясно говорит:
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано ... сие же написано, дабы вы уверовали...(Ин 20:30-31)
Факты окружающего мира, если их верно использовать, составляют необходимую часть доводов «от истины».
Свидетельства из личного опыта
Существует еще один источник обоснования веры, который используется в доводах «от истины». Это личный опыт веры. Факты окружающего мира толкуются в достаточно широких кругах, а доказательства из личного опыта обычно носят частный характер. Это аспекты христианской жизни: обращение, возрастание в вере и личные отношения христианина со Своим Богом. Апостол Павел, защищая веру, часто рассказывал о своем личном опыте обращения по дороге в Дамаск (см. Деян 26:12-20). Он говорил о своей встрече с Христом как о реальном факте. Конечно, истинность покаяния подтверждается переменами в жизни верующего, но сам факт обращения и общение со Святым Духом неопровержимо свидетельствуют в пользу христианского мировоззрения.
Представив все факты, мы переходим к третьему уровню доводов «от истины». Ясно, что в большинстве случаев доводы второго уровня неверующего не удовлетворят. Тогда в доказательстве «от истины» следует перейти к доводам третьего уровня.
После того, как были представлены библейские доказательства, нужно высветить тот факт, что неверующий отвергает их, поскольку предан своей идее независимости. Всякая мысль неверующего, противостоящая христианству, - это результат его стремления быть автономным верховным судьей истины. В наше время многие неверующие считают себя объективными и нейтральными. Поэтому нужно обратить их внимание на их веру в собственную автономность, на которой строится их мировоззрение.
Это можно сделать при помощи нескольких вопросов. Можно просто спрашивать: «Почему ты в это веришь?» или «Откуда ты это знаешь?» до тех пор, пока не станет ясен смысл этих вопросов - неверующий думает и верит именно так, потому что он сам решил, что это правильно. Например, неверующий утверждает, что христианского Бога нет. Если спросить его, почему он так думает, он ответит примерно так: «Ты не привел мне никаких убедительных доказательств существования христанского Бога». Если спросить, почему он считает ваши доказательства неубедительными, ему придется признать, что они не соответствуют его независимому критерию истинности. Если спросить, почему он считает свой критерий истины эталоном, он, возможно, увидит, что это просто результат его независимого решения не подчиняться Библии и Богу (см. рис. 23).
Таким образом христианин показывает неверующему, что тот предан своей независимости, и что все люди либо отвергают Христа, придерживаясь своей веры в независимость, либо принимают его, подчиняя свое мышление Богу. Граница проведена четко, и теперь можно показать, насколько безнадежен путь неверующего.
В качестве обобщения отметим, что доводы от истины представляют собой ответы на вопросы неверующего с христианской точки зрения. В них выделяются три уровня. Во-первых, верующему следует признать, что его мнение строится на вере в Христа. Во-вторых, - с христианской позиции привести доказательства или объяснить ограниченность своих знаний. В-третьих, - показать, почему неверующий отвергает христианское мировоззрение: он не принимает его из-за греховной веры в свою автономность. Помня об этих трех уровнях апологетики, христианин способен построить доводы «от истины».
Рис. 23
-
Доводы «по глупости»
В Книге Притчей также сказано использовать доводы «по глупости». Следует отвечать неверующему согласно его собственным идеям и понятиям. Однако цель таких аргументов не в том, чтобы утвердить христианское мировоззрение, а в том, чтобы показать безысходность мышления греховного.
Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Притч. 26:5)
Апологет христианства стремится использовать доводы и доказательства, согласно системе мышления неверующего, чтобы поколебать его уверенность в самом себе, потому что его мудрость и самоуверенность – самообман. Разуверить его в подобном способе мышления можно, если показать, что он отвергает Христа на основании противоречивого и разрушительного мировоззрения, которое никогда не приведет его к истинному знанию о себе, о мире и о Боге. Нехристианскую философию осуждает Бог, и она опровергает сама себя. Пророк Иеремия предвещал неотвратимое поражение греховного мышления:
И накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего... ( Иер 2:19)
Тех, кто оставил Бога, поражают их собственные измышления. Как говорит в молитве псалмопевец:
Осуди их Боже, да падут они от замыслов своих; (Пс 5:11)
Более того:
Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих (Пс 9:16-17)
Все замыслы и лукавство неверующих обращаются против них, когда им открывается Божий суд. Пустота и суетность нехристианской философии становится очевидной, когда апологет показывает неверующему ее внутренние противоречия. Он выступает как глашатай грядущего Божьего суда, открывая тщетность и безнадежность противления Христу.
Как и в доводах «от истины», в доводах «по глупости» выделяются три основных уровня. Вы уже показали неверующему, что он верен своей независимости от Бога. Теперь нужно выявить тщетность его позиции, попросив его обосновать свою веру. Если неверующий пытается ее обосновать или доказать, что она не нуждается в обосновании, нетрудно показать ему, что и теперь он исходит из этой веры. Нужно спросить, почему он считает свои доводы вескими, а свой ответ обоснованным. Таким образом, у него не остается оправдания, - он сам показал. насколько предан идее независимости.
Если неверующий отвечает, что его веру в свою автономность обосновать невозможно, тогда можно спросить его, почему же он настолько дорожит ею. В любом случае, несложно показать неверующему, что он слепо и категорично предан своей независимости и безосновательно отвергает христианство. Более того, пытаясь найти рациональные доводы против христианства, неверующий попал в порочный круг само-разрушения, - круг, который способна разорвать только вера в евангелие.
Размышления неверующих образуют порочный круг. Но и аргументы христианина тоже следуют по замкнутому кругу. Доводы «по глупости» второго и третьего уровня показывают, чем эти «круги» отличаются. Порочный круг в мышлении неверующего бросает его в водоворот противоречий и непоследовательности, а круг доверия к Богу позволяет человеку исполнить свое предназначение на земле. Суетность неверия отчетливо проявляется не только в беспочвенной преданности неверующего своей автономности, - ее легко различить и в его конкретных возражениях против христианства.
Второй этап доводов «по глупости» принимает одну из двух форм, в зависимости от тех возражений, которые выдвигает неверующий. Если он заявляет о своей абсолютной уверенности, ему нужно доказать его полную неуверенность. Если он говорит о своей полной неуверенности, ему следует объяснить, что в действительности он выражает абсолютную уверенность. Итак, неверующий должен увидеть, что его точка зрения противоречива и опровергает сама себя, поскольку одновременно является позицией полной уверенности и полной неуверенности. Мы увидим, как это происходит на примере вопросов неверующего о Боге, мире и человеке.
Вопросы неверующего о Боге и Его откровении
Неверующий не вправе уверенно судить о Боге и Его откровении, поскольку он не имеет и не способен получить исчерпывающих знаний о творении, и еще меньше о Самом Творце. Его невежество заставляет его признать свою абсолютную неуверенность в этом вопросе. Большинство нехристиан увидят, насколько реальна эта дилемма, если показать им их невежество в вопросах веры. Они не могут последовательно рассуждать о Боге и Его откровении.
Вопросы о творении
Очень часто неверующие выдвигают возражения против христианства, основываясь на фактах окружающего мира. Но и в этом случае они не могут быть абсолютно уверены, потому что не способны объяснить всех фактов во вселенной. Однако и на позиции полной неуверенности им не дано удержаться, поскольку она подразумевает уверенность в своем мнении. Неверующий сталкивается с дилеммой. Каждый день совершаются новые открытия, которые ставят неверующего в положение абсолютной уверенности и полной неуверенности одновременно. Он никак не может избежать этой проблемы.
Вопросы о человеке
Позиция уверенности в вопросах о человеке у нехристиан также одновременно является позицией неуверенности, а позиция неуверенности - подразумевает абсолютную уверенность в своих взглядах. Следовательно, когда неверующий возражает против христианства, основываясь на своем понимании человека, ему можно показать, что он не способен последовательно держаться этой позиции.
Второй шаг в доводах «по глупости» можно обобщить в следующих словах. Покажите неверующему, что он не вправе придерживаться позиции уверенности, поскольку не изучил все доступные во вселенной доказательства. Это можно сделать, сославшись на приемлемые с точки зрения неверующего доказательства в пользу христианского мировоззрения.
Однако более важно показать, что неверующий неспособен исследовать все возможные факты, - его человеческая ограниченность и конечность препятствуют этому. Следовательно, его точку зрения может опровергнуть неизвестный ему факт. То есть, он не в праве быть полностью уверен, что все доказательства свидетельствуют против христианства. Если он остается на своей позиции, то делает это на основе слепого предубеждения, а не доказательств.
С другой стороны, позиция полной неуверенности означает, что сделать выбор в пользу какой-либо точки зрения невозможно, поскольку нет достаточных доказательств. «Ты слишком догматичен», - скажет неверующий христианину, - «в этих вопросах нельзя быть уверенным». Сначала может показаться, что это возражение не настолько категоричное, как предыдущее. Но обратите внимание: тот, кто сомневается, что христианство можно доказать, по сути не отличается от того, кто христианство отвергает, утверждая, что доказательства свидетельствуют против него. И первый, и второй одинаково противостоят вере.
Можно показать это неверующему: «Ты не исследовал все доказательства, чтобы с уверенностью заявить, что мы не можем быть уверены.» Если в ответ на это неверующий говорит, что он не уверен и в собственных возражениях, то его ответ перестает быть возражением. Это просто его личное сомнение, а не объективная необходимость сомневаться. Ясно, что неверующий не может доказать, что доводов в пользу христианства недостаточно, или что эти доводы свидетельствуют против веры, поскольку он не может с полной уверенностью придерживаться своей позиции. Неверующий сталкивается с неразрешимым противоречием. Он не вправе обоснованно занять как позицию уверенности, так и позицию абсолютной неуверенности. Он попал в собственную ловушку.
Рис. 24
Предлагаемая структура библейской апологетики
Конкретный вопрос в беседе нередко служит толчком к благовестию
и дает возможность защитить христианскую веру
Признайте, что вы говорите с точки зрения веры
ДОВОДЫ от ИСТИНЫ
Доверие в сфере уверенности Доверие в сфере неуверенности
Если вы знаете ответ, Если вы не знаете ответа, объясните свое
приведите библейский ответ незнание и покажите, почему
и библейские доказательства это не делает вашу веру менее
по затронутому вопросу достоверной и обоснованной
Если неверующего не убедили
ваши доводы, покажите ему,
что его неверие строится
на его стремлении к автономности от Бога
Покажите, что его преданность
идее независимости ни чем не обоснована
ДОВОДЫ «по ГЛУПОСТИ»
АВСОЛЮТНАЯ ПОЛНАЯ
УВЕРЕННОСТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ
Если неверующий уверен, что факты Если неверующий неуверен,
свидетельствуют против христианства, поскольку не видит доказательств
покажите ему, что он не знает и не может достаточных для уверенности,
знать достаточно, чтобы верно судить, покажите, что он не знает и
насколько доказательства убедительны не способен узнать достаточно,
чтобы определенно заявить
о своей неуверенности.
Покажите неверующему, что
его стремление к независимости от Бога
и есть причина суетности его мышления
Расскажите ему Евангелие и призовите к покаянию и вере
Рис. 24
Третий этап в доводах «по глупости» обнажает причины этой ловушки. Неверующий попадает в нее, потому что верит в свою автономность и не признает различия между творением и Творцом, т.е. его связывает собственная система. В завершение доводов «по глупости» следует призвать неверующего отказаться от своей «автономности». Бунтарю необходимо показать, что он нуждается в покаянии и вере в Христа. Итак, библейская защита веры нередко начинается с благовестия, и обязательно должна им заканчиваться (рис. 24)
Важные вопросы, рассмотренные в этом уроке, не раскрыты полностью. В следующих уроках мы обратимся к поясняющим их примерам. Применять предложенную структуру защиты следует осмотрительно, поскольку конкретная ситуация может потребовать ее расширить или сократить. Тем не менее все сказанное в уроке нужно усвоить как можно лучше: знание предложенной структуры приносит апологету несомненную пользу.
Обзорные вопросы:
-
В чем сходство апологетики и благовестия? В чем различие?
-
Почему апологетику можно назвать «подробным расширенным благовестием»?
-
Когда следует начинать защиту веры?
Достарыңызбен бөлісу: |