М. Ж. Сулейменова это был гениальный прорыв



Дата29.02.2016
өлшемі289.72 Kb.
#31756
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

М.Ж. СУЛЕЙМЕНОВА

ЭТО БЫЛ ГЕНИАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ

( к 100-летию движения «Алаш»)

Караганда 2015





Развитие суверенной Республики Казахстан, складывающиеся новые мировоззренческие позиции в обществе требуют от отечественного обществоведения разработки новых концептуальных решений и подходов к оценке прошлого и настоящего, критического анализа и переосмысления научного наследия в области исторических знаний.

После обретения независимости Казахстаном народ легко возродил в памяти все события XX столетия, в том числе связанные и с движением «Алаш». В результате интенсивных научных изысканий стало возможным объективно определить роль и место движения «Алаш» в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и восстановить историческую справедливость в оценке деятельности правительства Алаш-Орды. Движение «Алаш» - эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становления национальной государственности.

Сейчас люди осознают и понимают значение Алаш-Орды в истории благодаря публикациям и трудам историков, журналистов, писателей. Дело в том, что движение «Алаш» – первое интеллектуальное движение в истории казахского народа, которое было им поддержано, и решающую роль, конечно, здесь сыграла национальная интеллигенция, придавшая этому процессу целенаправленность. По своему уровню движение «Алаш» сродни с национально-освободительными движениями начала XX века в Европе и Азии и, можно сказать, оно было на достаточно высоком уровне и для его реализации была создана партия «Алаш», а затем и Алашская автономия.



В своей книге «В потоке истории» Глава государства Н.А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению... Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие...».

«Алаш» - это национальная идея, взрастившая народ. Эта идея ведет свое начало с правления Аблай-хана, когда он пытался объединить земли трех жузов под единым началом. Однако этого не произошло вследствие того, что Младший жуз вошел в состав Российской империи. «Алаш» - это акт осознания нацией своей территориальной принадлежности, определение доли и вклада народа, имеющего свое место под солнцем. «Алаш» - это совершенно новая общественно политическая сила: казахская интеллигенция, «духовно-интелектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации». Выше всего они ставили духовную и национальную независимость [1].

Кем были лидерами движения «Алаш»? Прежде всего это были просветители. Они понимали, что без просвещения народа невозможно достичь национальной свободы, независимости и восстановления государственности. В этой связи ставилась задача просвещения людей – издавались журналы, газеты, в том числе «Қазақ», двухмиллионным тиражом издавались книги, поэтому можно утверждать, что интеллигенция начала XX века выполняла задачи на самом высоком уровне. Ведь девизом казахского просветительства был «Оян, Қазақ!».

Часть казахской молодёжи, обучавшейся в вузах России, Турции, Польши, составила костяк алашского движения. Лидеры движения «Алаш» - Букейханов, Байтурсынов, Дулатов, Ермеков, Шокаев и многие другие – это передовые люди своей эпохи.

Роль Букейханова можно сравнивнить с такими выдающимися лидерами национально-освободительного движения в Азии, как Махатма Ганди в Индии, Сунь Ятсен в Китае, Мустафа Ататюрк в Турции. Алихан Нурмухамедович Букейханов по своему интеллектуальному уровню был наравне с этими личностями. Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом Государственной думы России. Алихан Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы.



Находясь в гуще политических событий переломного для Российской империи периода - в преддверии Февральской революции 1917 года, А. Букейханов прекрасно понимал обстановку в России и ее место и роль в мире. Приветствовал Февральскую революцию как начало демократических преобразований в России и считал, что новое правительство России перейдет к федеративному ее устройству, предоставив автономию многочисленным народам национальных окраин, в том числе и казахскому.

Алихан Букейханов с энтузиазмом принимает участие в деятельности органов Временного правительства. Назначается комиссаром Временного правительства по Тургайской области. Эта должность по статусу равнялась должности генерал-губернатора в прежней системе управления. Одновременно Букейханов становится членом Туркестанского комитета. Однако для Алихана Нурмухамедовича первостепенное значение имеет национально-освободительное движение. Создавшиеся в империи политические условия позволяют лидерам степи созвать в июле 1917 года в Оренбурге первый всеказахский съезд. Букейханов, выступавший с основным докладом, объявляет о создании первой в национальной истории политической партии «Алаш» и о своем выходе из состава партии кадетов. «Алаш» ставил две задачи: освобождение казахского народа от колониальной зависимости и преодоление социально-экономической отсталости. А. Букейханов полагал, что это будет происходить таким образом: Казахстан вначале будет суверенной демократической республикой в составе Российской Федерации, а затем, спустя некоторое время, станет самостоятельным государством. Согласно программе «Алаш» форма правления должна была соответствовать социальной структуре и национальным особенностям. Основоположники новой партии на первый план выдвигали не классовые, а общенациональные интересы. «Алаш» решительно отверг идеи и лозунги Октябрьской революции. Алихан Букейханов в памятке, адресованной крестьянам, рабочим и солдатам, обвиняет в единоличном диктаторстве Ленина. Программу большевиков по захвату власти в России знал хорошо и всячески ей противодействовал.

Ахмет Байтурсынов один из идеологов и руководителей Алаш Орды, издатель и редактор главного печатного органа партии «Алаш» и правительства Алаш Орды - газеты «Қазақ». О жизни и творчестве А. Байтурсынова имеется достаточно много исследований, которые, однако, не дают полного представления об этой неординарной личности. В 1998 году отмечалось 125-летие со дня его рождения. Произведения А. Байтурсынова были опубликованы в 1989 году издательством «Жазушы», Алма-Ата. Однако в сборник не вошли основные его труды. В результате научно-педагогических деятельности Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Трагичен был путь Ахмета Байтурсынова, великого патриота казахского народа, отдавшего жизнь за его будущее.

Миржакып Дулатов - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вместе с Букейхановым и Байтурсыновым составил тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

Стремительно, как ураган, он ворвался в историю своей книгой «Оян, қазақ», созданной в 1909 году. Революционный дух, желание посвятить свою жизнь Отечеству привели его в партию «Алаш», а затем в правительство Алаш Орды, где он вместе с А. Байтурсыновым издавал главный печатный орган Алаш Орды — газету «Қазақ». Газета «Қазақ» вела огромную работу по формированию самосознания казахского народа, звала народ к оседлости, образованию, сохранению духовных ценностей, единству, объединению вокруг Алаш Орды для получения автономии в составе России. Причем автономия рассматривалась как первый этап на пути» к полной независимости. Книга «Оян, қазақ», переизданная издательством «Алтын Орда» в 1991 году, в свое время явилась крупным событием в жизни казахского народа. Книга призывала народ воспрянуть, одуматься, посмотреть на мир, оценить собственное положение в нем, идти по пути просвещения, отказаться от кочевничества, перейти к оседлости и освоить современный образ жизни. В стихотворении «Қазақ, жерлер» («Земли казахов») М. Дулатов с болью пишет о вытеснении казахов с плодородных земель, о большом сужении территории проживания казахов. К сожалению, творческое наследие, политическая и государственная деятельность М. Дулатова также по-настоящему не исследованы. Вся его жизнь вплоть до его ареста и казни колониальными властями — крупное событие в истории Казахстана.

Алимхан Ермеков. Выпускник Томского технологического (политехнического) института, построенного на личные средства царя Николая II, являвшегося одним из самых престижных вузов, который окончили К. Сатпаев и многие другие специалисты-казахи, занимавшие крупные должности в промышленности и строительстве. А. Ермеков, крупный деятель Алаш Орды, работал в правительстве Киргизской автономии в составе РСФСР и подготовил предложения для доклада В.И. Ленина в июле 1920 года о ее границах. А. Ермеков предложил образовать Киргизскую (Казахскую) автономную республику в составе Оренбургской, Астраханской областей, Алтайского края современной Российской Федерации и территории современного Казахстана. Свое предложение он аргументировал тем, что с древнейших времен на территории Астраханской области проживали и проживают казахские роды Алшын, Кыпшак и находилась Букеевская орда, в долинах рек Катунь и Бии (казахские названия Қатын и Би) — роды Аргын, Найман, Кереш. Кроме того, казахи проживают в Кулундинской степи (казахское название – Кульшды). Несмотря на это в состав Киргизской автономной республики Астраханская область и Алтайский край не были включены, и она была образована в составе Оренбургской, Каракалпакской областей и территории современной Республики Казахстан.

Мустафа Шокаев. Окончил Петроградский университет. Учился с главой Временного правительства России Александром Федоровичем Керенским, который назначил его официальным представителем Временного правительства в Туркестанском крае. С мандатом Временного правительства прибыл в Оренбург, где его власть признали все официальные органы Оренбургской, Омской, Туркестанской губерний. За короткий срок М. Шокаевым была достигнута принципиальная договоренность с губернаторами Оренбургской, Астраханской, Омской, Туркестанской губерний о создании на территории Туркестанского края Туркестанской автономии, в правительство которой должны были войти представители всех народов, населяющих Туркестанский край, в том числе русского и казачества пропорционально их численности. Однако позже планы М. Шокаева несколько изменились, и он согласовал с Временным правительством создание вместо одной автономии двух: Киргизской — во главе с правительством Алаш Орды и Кокандской — во главе с Мухамеджаном Тынышбаевым. После Октябрьского переворота М. Шокаев лишился мандата на управление Туркестанским краем, но организовал обращение к Ленину от правительств Алаш Орды и Кокандской автономии с просьбой признать их. Просьбы были отклонены. Тогда М. Шокаев выехал в Коканд и заменил на посту премьер-министра Кокандской автономии М. Тынышбаева. В планы М. Шокаева входила организация с участием русского населения вооруженного сопротивления большевикам. Однако русское население Средней Азии отказалась сотрудничать с Кокандской автономией и призвало в Коканд Красную Армию. В отличие от остальных руководителей Алаш Орды, надеявшихся найти общий язык с большевиками-коммунистами, он покинул страну и выехал в Грузию. М. Шокаев, единственный из правительства Алаш Орды, вел политическую борьбу против коммунистов. О его заграничной деятельности есть труд Хасена Оралтая, опубликованный в турецкой печати. В августе 1991 г. этот труд был частично переведен на казахский язык Фадли Алиевым и опубликован в газете «Азат» 31 августа 1991 года.

На формирование политического мировоззрения деятелей алашского движения способствовала политическая ситуация, сложившаяся в начале XX века в России, которая совпало с усилением революционного движения, охватившим Российскую империю вследствие кризиса ее социально-экономического положения, вступлением молодой казахской интеллигенции на путь политической борьбы с имперским режимом на фоне все большего противоречия между метрополией и колонией.

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905-1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Бокейханов, Б. Каратаев и другие, хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула

(А. Байтурсынов и другие). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию — филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. После поражения революции 1905-1907 гг. в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске 2-ойI Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и другие увольняли с работы «неблагонадежных» рабочих, вносили в «черные списки» активистов, организаторов выступлений, волнений масс». На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и другие устраивали погромы, разжигали национальную вражду.

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айқап» и газета «Қазақ». Газета «Қазақ», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничал и лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Бокейханов, а также представители демократического направления А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал «Айқап» и газета «Қазақ» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.

В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к Первой мировой войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной.

Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет. Реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек.

В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетоводов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым. А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым. Ж. Мамбетовым и другими. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени – против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.

В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязов, Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Қазақ» (А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов), занимали нерешительную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.

Массовые выступления угнетенных рабочих, крестьян и других слоев населения царской России вызвали вторую по счету буржуазно-демократическую революцию. Главным своеобразием Февральской революции 1917 года было то, что в стране образовалось двоевластие: буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и другие. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы. Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области.

Продолжая, по существу, политику царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете «Қазақ» А. Бокейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов по следующим причинам. Он подчеркивал, что партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в условиях края приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Далее было сказано, что подняв знамя Алаша, представители национальной интеллигенции стремятся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а А.Букейханов поддерживает отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям привили к его выходу из партии кадетов и созданию организовать партии «Алаш». В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов. Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии. Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты «Қазақ» была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии. А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независимого автономного Казахского государства. А. Бокейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии «в публике». Эту точку зрения поддержало большинство. Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос. Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек – представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы. На решения съезда оказала сильное влияние казахская интеллигенция, объединившаяся вокруг газеты «Қазақ». Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям. Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области.

Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». Лидерами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления. В партию «Алаш» вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и Х. Досмухаммедовы и другие.

Программа партии «Алаш» была напечатана в 1917 г. в газете «Қазақ» и состояла из 10 пунктов.

1. Форма государства. Россия должна стать демократической, федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием.

2. Свобода на местах. Автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прежнем виде. Партия «Алаш» стремится, чтобы все лица, работающие в волостных и аульных судах, были честные и полезные народу. Вопросы о работающих в земских управах и милиции разрешаются народом. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами; богатых- мироедами.

3. Основные права. В Российской федерации существуют равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Служащие никуда не могут отлучиться без разрешения хозяина. Суд без обвинения и допроса не может арестовать и осудить; все дела на местах должны рассматривать в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте совершения преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемым в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются.

4. Религиозное дело. Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. У киргиз отдельный муфтий. Записи браков, рождения, смертности и разводов остаются у Киргизских мулл.

5. Правосудие и суд. Судимость и суд каждого народа должны быть сообразны обычаю; судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допросы и решения суда должны происходить на языках тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны. Ввиду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, а потому решению их должны подчиняться все без исключения. Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно. Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрение дела происходит в местностях с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и нравам народа.

6. Защита страны. Для защиты народа должно быть войско, организованное на других началах, нежели теперь. Обучение и служба военнообязанных должны происходить на местах. Разделение войска на части должно производиться по родственному принципу; киргизы отбывают службу в виде конной милиции.

7. Налог. Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще; богатый платит больше, бедный — меньше.

8. Рабочие. Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих. Ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, таким образом, — и рабочих, партия «Алаш» поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков.

9. Наука, обучение, знание. Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения, включительно до университетов. Школа должна быть автономна: правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях.

10. Земельный вопрос. При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев не должен производиться. Все ранее отобранные у киргизов переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Личные земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезываются для прибывших, то есть надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме наделов землей, должны быть также наделы водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки принадлежат государству и управляются земством.

Все основные пункты программы партии «Алаш» носили прогрессивный характер, особенно в постановке социально-экономических, культурно-просветительских, религиозных и иных вопросах. Первый казахский журнал демократического направления «Айқап» и газета «Қазақ» затрагивали широкой круг вопросов: культуру, литературу, образование, достижения науки и техники. Консолидации этнокультурной элиты способствовал учрежденный при газете по инициативе Дулатова фонд помощи казахским студентам в вузах Петербурга, Варшавы, Стамбула, Парижа, Берлина [2].

Победа большевистской партии в октябре 1917 г., принятие декретов о земле, о мире, а также двух важных документов – «Декларация прав народов России» и обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», где провозглашались равенство и суверенитет народов России, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, равноправие всех народов и демократические свободы, был с радостью принят трудящимися Казахстана.

Установление Советской власти на огромной территории бывшей Российской империи вызвала необходимость решения национальных проблем, в первую очередь вопросы национально-государственного строительства. Вслед за образованием РСФСР началась работа по подготовке к созданию новых автономных республик на Востоке страны. Подготовка к созыву Всеказахского и всетуркестанского съезда Советов шла одновременно с упрочением советской власти и борьбой за формирование советской государственности. С таким положением не могли согласиться национальная партия «Алаш» и ее лидеры, не принявшие Октябрьскую революцию и идею образования Казахской государственности на советской основе.

Для поисков путей выхода из этого сложного положения руководство партии «Алаш» решило созвать второй Всеказахский съезд, проходивший с 5 по 13 декабря 1917 г. в Оренбурге. Решением II Общеказахского съезда было объявлено о создании правительства Алаш-Орда, автономии «Алаш». Такое событие нельзя забыть, и хотя прошло почти сто лет, тем не менее, народ помнит о нем. Свидетельства тому - реабилитация лидеров Алаш-Орды начиная с конца 80-х годов XX века, а затем и издание трудов ее деятелей. Поэтому, можно сказать, что в памяти нашего народа возрождается идея движения «Алаш», ведь движение «Алаш» - это национальная идея. Синонимом этой идеи является национально-освободительное движение со множеством задач. Среди них стоит выделить две основные - это, конечно же, возрождение национальной государственности и сохранение территориальной целостности, потому что без государственности у народа нет будущего. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов говорил, что народ, не имеющий государственности, – сирота.

Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. В его работе принимали участие делегаты со всего Туркестана. Среди приглашенных был и премьер только созданной Туркестанской автономии Мустафа Шокай. Организаторами его были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, председателем съезда был Б. Кулманов. При открытии съезда делегаты выступили с сообщениями с мест, в которых говорилось в основном о том, что юг Туркестана охвачен голодом. Народ разрознен, местные власти не в силах навести порядок. Обсудив эти сообщения первым пунктом резолюции съезд призвал «народ к прекращению партийной борьбы и к единению».

На повестке дня были вынесены следующие вопросы: отношение к автономии Сибири, Туркестана и юго-восточному союзу; автономия казахских областей; милиция; национальный совет; образование; национальный фонд; муфтиат; народный суд; аульное управление; продовольственный вопрос.

Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании Казахской автономии. Доклад об автономии сделал А. Букейханов. Его доклад и вопрос о казахской автономии были переданы на рассмотрение особой комиссии. Делегаты съезда констатировали, что после свержения Временного правительства с каждым днем усиливается рост анархии в городах и селах, в степи, угрожая самому существованию казахов как этносу. Поэтому съезд «в целях спасения народа» постановил формировать твердую власть в лице Временного народного совета, дав ей наименование «Алаш-Орда» (правительство Алашской автономии) и поручил Алаш-Орде «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением» [3].

Правительство Казахской автономии (Алаш-Орда) состояло из 25 членов, из которых 10 мест предоставлялись русским и представителям других народов края. Членами Алаш-Орды были избраны А. Букейханов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, У. Танашев (Букеевская Орда), Х. Досмухамедов (Уральская область), А. Биримжанов (Тургайская область), Мустафа Шокаев (Сырдарьинская область). Председателем правительства был избран на альтернативной основе Алихан Букейханов (партия «Алаш»).

Съезд решил не признавать Советской власти. До созыва Учредительного Собрания и установления всероссийской общепризнанной власти предлагалось немедленно приступить к фактическому осуществлению автономного самоуправления казахов, через созданный на том же съезде Всеказахский временный народный совет «Алаш-Орда» [4].

Для отпора в случае вступления Красной Армии на территорию Казахстана было решено создать казахскую милицию. Обеспечение ее оружием должно было осуществляться центральной администрацией на средства национального фонда. По вопросу отношения к автономии Сибири, Туркестана было принято решение, что если в месячный срок туркестанские казах-киргизы не присоединятся к автономии Алаш-Орда, то Народный Совет обязуется официально объявить автономию от имени всех остальных киргизских областей. По вопросу образования съезд создал комиссию по составлению для киргизских начальных и средних школ учебников на киргизском языке, программы для национальных школ, книги о воспитании детей, руководства для мугалимов.

Однако действия Советов, захвативших власть в центре и на местах и вызвавших вооруженное сопротивление свергнутых классов, не дали полноценно осуществить правительству Алаш-Орды свои задачи. В условиях начавшейся гражданская войны и свержения Советской власти в большинстве районов Казахстана Алаш-Орда заключила союз с А. Дутовым в Оренбурге, с Комитетом Учредительного собрания в Самаре, с Временным Сибирским правительством (Уфимская Директория) в Омске.

В июне 1918 г. правительство Алаш-Орды приняло ряд декретов об организации власти на местах, в соответствии с которыми все документы и законодательные акты, изданные Советской властью на территории Алашской автономии, признавались недействительными. При Алаш-Орде был образован военный совет из трех лиц «с функциями военного министерства» с обязанностью «призывать джигитов для борьбы с большевиками» [5]. Законодательными актами правительство Алаш-Орды восстанавливало земские учреждения, введенные по закону Временного правительства и упраздненные советской властью. Вместе с тем правительство Алаш-Орды всеми возможными путями стремилось добиться признания Казахской автономии и образования национальной государственности новыми правительствами России (Комуч, Сибирская областная дума, Временное Сибирское правительство и вело многочисленные переговоры с ними. Несколько месяцев руководство Алаша пыталось утвердить свою власть, издав серию распоряжений по вопросам управления, свободы совести, порядка землепользования, налогообложения, суда, военного дела. Однако поддержки по осуществления этих актов со стороны Сибирского правительства так и не поступило. Наоборот, в сентябре 1918 г. в Уфе состоялось совещание Всероссийской верховной власти, названной Директорией. В решении Уфимской Директории говорилось, что с ее созданием в России восстанавливается единая централизованная власть, а автономные управления должны прекратить свое существование. Своим постановлением Уфимская Директория ликвидировала правительство Алаш-Орды и лишила ее поддержки в решении такого актуального вопроса для казахов, как национально- государственное строительство. К тому времени в рядах Алаш-Орды произошел раскол. В начале сентября 1918 г. образовалось Западное отделение Алаш-Орды с центром в Джампейты в Уральской области во главе с Ж. Досмухамедовым. Центр Восточного отделения Алаш-Орды переехал из Семипалатинска в Жана Семей. Эти события сильно ослабили позиции правительства Алаш-Орды.

Советское руководство проанализировав итоги конца 1918 – начало 1919 годов (разгром армии Колчака, восстановление советами контроля над всей Оренбургско-Ташкентской магистралью, укрепление своих позиции в Туркестане и Семиречье) пришло к выводу о срочном проведении реформы национально-государственного строительства в национальных окраинах. Оказавшись между двух огней (Советами и белым движением, в котором глубоко разочаровавшись), лидеры Алаш-Орды стали искать контактов с советским руководством. На подобное вынужденно пошла с согласия А.Букейханова группа, возглавляемая видным деятелем Алаш-Орды А.Байтурсыновым, несмотря на открытое неприятие Советами как национально-территориальной автономии Алаш, так и Туркестанской автономии.

В этих сложнейших условиях руководство Алаш-Орды попыталось вести переговоры с Советским правительством о признании последним Алашской автономии на тех принципах, на которых она была образована в конце 1917 года. С этой целью для встречи с председателем СНК РСФСР В.И. Лениным и народным комиссаром по делам национальностей И. Сталиным по поручению А. Букейханова в Москву были направлены Х.и Ж. Досмухамедовы, а из Семипалатинска по прямому проводу вел переговоры с И. Сталиным Х. Габбасов. В ходе этих переговоров руководители Алаш-Орды по настоянию В.И. Ленина и И. Сталина вынуждены были признать Советскую власть как центральную власть всех автономных государственных образований в стране. Несмотря на это, они поставили перед советским руководством целый ряд вопросов и требований, которые сводились к следующему: в пределах автономии обеспечить территориальную целостность Казахстана; сосредоточить в руках Алаш-Орды законодательную и исполнительную власть; организовать «народную милицию» - вооруженные силы автономии; запретить политические репрессии в отношении государственных деятелей и представителей казахской интеллигенции за их поддержку Алаш-Орды и другие. Эти предложения Алаш-Орды в целом не нашли поддержку у руководства страны, к тому времени уже приступившего к реализации плана организации советских автономии целого ряда народов, в том числе и казахов [6].

Итоги переговоров с Советским правительством показали, что центральное руководство решительно выступает против казахской государственности, основанной на принципах национального примирения и единства, а стремится к созданию советской автономии, основанной на классовом разделении общества.

Дальнейшая судьба Алаш-Орды и ее лидеров была трагичной. С января 1920 г. начинается арест А. Букейханова и его соратников, а 9 марта принято решение о ликвидации правительства Алаш-Орда. Несмотря на неоднократные амнистии (1919, 1920 гг.), объявленные Советской властью, активные участники алашского движения были репрессированы в конце 20-х и 30-х гг. ХХ века. Трагичной оказалось судьба великих казахов - государственников начала XX века. Но уроки национального мужества и национальной зрелости не забыты.



«Мы можем определенно сказать, - пишет Н.А. Назарбаев в книге «В потоке истории», - что деятельность казахских интеллигентов первой половины XX века, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и культурному уровню». Главная идея «Алаша» - национальная государственность [1].

Поэтому необходимо подчеркнуть, что незавимость - есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем. С этой точки зрения вполне уместно оценивать Республику Казахстан как конкретное воплощение идеи «Алаш». Идеи движения «Алаш» - фундамент Республики Казахстан, вобравшая идеи и концепции Конституции развитых демократий мира, движение «Алаш» закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Но именно идеи алашординцев стали фундаментом основного Закона страны.


Список литературы


1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999.

2. Кул-Мухамед М. Программа «Алаш». - Алматы, 2000.

3. Абдыгалиев Б. Алаш-Орда // Мысль.- 2013.- № 5.- май.- С. 46-48.

4. Нурпеисов К. «Алаш и Алаш-Орда». - Алматы, 1995, С.156.

5. Алаш-Орда. Сб. документов. - Алма-Ата, 1994, С.36.

6. Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. История



движения «Алаш». - Москва. 1994.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет