Microsoft Word Сборник Испр doc



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата14.06.2022
өлшемі312.54 Kb.
#459229
  1   2   3   4
kon-v-traditsionnoy-kulture-altaytsev (1)



250
В.М. Мендешева 
Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, 
г. Горно-Алтайск, Россия 
КОНЬ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ АЛТАЙЦЕВ
Основной отраслью сельского хозяйства Горного Алтая всегда 
было скотоводство. А поскольку алтайцы разводили больше лошадей и 
коров, чем овец и коз, то коневодство для них всегда имело большое 
значение. Этот момент отмечают многие дореволюционные исследова-
тели, такие как В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, С.П. Швецов, Н.М. Яд-
ринцев, Г.Н. Потанин. Конь долгое время был средством передвиже-
ния, мерилом достатка алтайцев. Можно сказать, что алтайцы не пред-
ставляли своей жизни без лошади. 
Целью данной статьи является рассмотрение роли лошади в тра-
диционной культуре алтайцев. Для написания статьи большое значение 
имели труды В.И. Вербицкого, Л.П. Потапова, А.В. Анохина, В.В. Рад-
лова, С.С. Суразакова. В.И. Вербицкий в своей работе дал описание 
трехдневного камлания небесному божеству Бай-Ульгеню и жертво-
приношения Аба-Эрлику. Г.Н. Потанин оставил нам интересное опи-
сание устройства жертвенника. А.В. Анохину принадлежит первая по-
пытка дать обобщенную характеристику верований алтайцев, класси-
фикации духов и божеств. В настоящее время работа А.В. Анохина 
«Материалы по шаманству у алтайцев» активно используется при изу-
чении алтайского шаманизма. Большую ценность представляет работа 
В.В. Радлова «Из Сибири», в которой мы видим Алтай второй полови-
ны XIX в. глазами светского человека, не ограниченного религиозными 
догмами. Особенное значение имеют труды Л.П. Потапова, в которых 
он показывает значение многих материалов по религии алтайцев в ка-
честве исторического источника. Его статьи показывают этногенетиче-
скую связь алтайцев с древними тюрками. В данной работе использу-
ется сказание «Маадай-Кара» записанное С.С. Суразаковым от извест-
ного алтайского сказителя А.Г. Калкина в 1963 г. Ссылки на это сказа-
ние в статье даются на источник и его перевод. 
В традиционных верованиях и эпосе тюркоязычных народов 
Саяно-Алтая хорошо прослеживается культ коня, который был широко 
распространен у многих народов мира. Но особенно ярко выступает 
этот культ у скотоводов-кочевников Центральной Азии и в прилегаю-
щих к ней районах, что связано с огромным значением лошади в их 
хозяйстве, культуре и быте. Использование верхового седла с твердой 


251
основой и стремян произвело в древности настоящую хозяйственно-
техническую революцию в жизни кочевников, стимулировало развитие 
культуры на ранних этапах их истории. Скотоводы смогли проникнуть 
во многие пустынные и труднодоступные территории, сделав их оби-
таемым, а также использовать естественные ресурсы этих районов для 
скотоводства, охоты и т.д. Благодаря верховой лошади стали расши-
ряться практические географические познания кочевников. Это спо-
собствовало обмену хозяйственными и культурными ценностями, их 
широкому распространению на больших территориях. Мобильность 
кочевников, их различные контакты между собой и оседлым населени-
ем, не могли не повлиять на развитие этнических и лингвистических 
связей и процессов дробления и смешения этнических групп, их консо-
лидации и расселения. Таким образом, конь занял видное место в ду-
ховной культуре кочевников, в народных верованиях и обрядах, в 
фольклоре и изобразительном искусстве (Потапов Л.П., 1977, с. 164). 
В Горном Алтае основным центром коневодства традиционно 
являлась горно-степная зона (Усть-Канский, Онгудайский, Шебалин-
ский, Уймонский и отчасти Кош-Агачский районы). Традиционное ко-
неводство алтайцев отличалось тем, что лошади круглый год паслись в 
горах без присмотра. Хозяева лишь изредка наезжали в горы взглянуть 
на свой скот, подгоняя его зимой ближе к жилью: к селению, аилам, 
зимней кочевки. Богатые алтайцы начали нанимать пастухов для по-
стоянного присмотра за табунами лишь к концу XIX в., в связи с ухуд-
шением отношений между русскими переселенцами и местным насе-
лением (Швецов С.П., 1903, с. 152). 
Алтайцы разводили особую породу лошадей, которая хорошо 
была приспособлена к местным природным условиям. Эту породу ло-
шадей подробно описал В.В. Радлов. Он отметил что, алтайская порода 
лошадей к этому времени лишь изредка встречалась в чистом виде, так 
как в большинстве своем она смешалась с породами лошадей живущих 
по соседству русских, киргизов и монголов. У алтайской лошади кра-
сивая, правильно поставленная сухая голова, большие глаза, широкие 
ганаши, глубокая межчелюстная ямка и красиво поставленные под-
вижные уши. Сухая мускулистая шея с глубокой бороздкой для степ-
ной жилы относительно коротка по сравнению с общей длиной лоша-
ди; образуя четкую границу, она переходит в широкую грудь. Холка не 
особенно высока и постепенно переходит в спину. Плечи несколько 
скошены. Голень сильная и мускулистая, колено широкое, а путовый 
сустав крутой и короткий. Копыта маленькие и тоже круто срезанные, 
очень прочные, обычной формы, но с большой стрелкой. Длинная 
кровлеобразная спина переходит в прямой круп. Грудная клетка широ-


252
кая и впалая. Брюхо сужается к заду и имеет оленью форму. Хвост, 
убранный по-арабски, высоко посажен, и на ходу животное высоко 
несет его. Волос хвоста сравнительно тонок. Бедра широки и мускули-
сты, столь же широки и сильны скакательные суставы. Бабки при этом 
обычно обращены внутрь и расположены близко друг к другу. Шкура 
мягкая и эластичная, с короткими блестящими волосами. Повсюду яс-
но проступают под тонкой кожей жилки. Высота лошади в среднем 1 
аршин и 13,5 вершка (1,3 м), длина 2 аршина и 0,5 вершка (1,45 м). В 
большинстве своем эти лошади светлой масти, очень много среди них 
белых. Вороные там большая редкость. Ход этих лошадей плавный, 
иноходцы встречаются редко. Помимо красоты ее отличали ум, быст-
рота и выносливость. 
Конские косяки (бир уюр jылкы; бир айгыр мал) состояли из 20-
50 лошадей. В них обычно от 8 до 20 кобыл (бее), 5-10 меринов (ат), 5-
15 годовалых жеребят (кулун), от 2 до 8 двухлеток (ябага), от 2 до 6 
трехлеток (кунан) и 1 жеребец–производитель (айгыр). Такие табуны 
держатся на пастбищах вместе, не смешиваясь с другими табунами. 
Жеребец-производитель в табуне хозяин и защитник. Когда на стадо 
нападают хищники, он берет на себя его защиту. Кобылы становятся в 
круг головой к центру, крупами наружу, в центре стоят жеребята. Же-
ребец, находясь вне кольца, вступает в борьбу с нападающим. Волка он 
отгоняет всегда, а отменный жеребец может прогнать и медведя (Рад-
лов В.В., 1989, с. 145–146). Жеребца – производителя и племенных ко-
был алтайцы в хозяйстве не использовали, они всегда были при табуне 
и являлись богатством и гордостью хозяина. Скотоводство у алтайцев 
всегда считалось более престижным занятием, чем земледелие. Поэто-
му человек без лошади или занимающийся земледелием считался бед-
няком. 
По верованиям алтайцев Бай-Ульгень и Аба-Эрлик создали раз-
ных животных. Созданные Аба-Эрликом животные назывались «соок 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет