1
ЗАМЕТКА ОБ АЛАНО-БУЛГАРСКИХ СВЯЗЯХ
Феликс ГУТНОВ
журнал “Дарьял” №5 / 2013 г.
http://www.darial-online.ru/2013_5/gutnov.shtml
Современное население Болгарии и Осетии, когда говорят о
контактах их предков, в первую очередь вспоминает об активном
участии осетинских конных подразделений в русско-турецкой войне
1877-1878 гг. Некоторые знают и о городах-побратимах Кырджали и
Владикавказе (Орджоникидзе), в советский период укреплявших
связи обоих народов. Гораздо меньше людей знакомы с отношениями
предков болгар и осетин в раннем средневековье. Между тем,
данный период контактов протоболгар с аланами представляет
особый интерес. Ниже мы в кратком изложении приведем отдельные
факты по названной теме.
Проблема алано-(прото)болгарских связей раннего средневековья
все еще дискутируется среди историков России, Украины и
Болгарии. Более полувека назад А.П. Смирнов и В.Т. Сиротенко
высказали гипотезу о сармато-аланских корнях булгарских племен.
Со временем, попав в окружение тюркоязычных племен, булгары
постепенно были тюркизированы
1
.
По мнению современного болгарского исследователя Р. Рашева,
население протоболгарского социума в степях Причерноморья и
Приазовья являлось полиэтничным. Оно включало в себя как
тюркоязычную верхушку общества, так и основное население,
состоявшее из потомков сарматов
2
.
Однако, подчеркивает О.Б. Бубенок, на основании анализа
имеющихся источников «делать выводы о сармато-аланском
происхождении протоболгар весьма проблематично
3
».
Историки обратили внимание на свидетельство сирийского автора
IV в. Мир-Аббаса Катины, дошедшего до нас в передаче «отца
древнеармянской историографии» – Мовсеса Хоренаци (V в.). В
одном из сюжетов описывается вторжение в Армению в 149-127 гг.
до н.э. булгар
4
.
Булгары упоминаются в анонимном византийском хронографе 354
г. н.э., дошедшем до нас в списке XVI-XVII в. В нем говорится о
событиях, произошедших до 230 г. н.э. Здесь же приводится
перечень народов, обитавших в то время к северу от Кавказа. В
этом списке названы и булгары. По мнению Бубенка, первое
«достоверное известие о булгарах относится к концу V в. Именно
тогда Иоанн Антиохский писал, что византийский император Зенон
призвал булгар на помощь для борьбы с готами»
5
.
Согласно свидетельству Иордана, после смерти Аттилы гунны с
подвластными племенами «переселились обратно на восток в степи
Северного Причерноморья». Тот же автор среди «подвластных
2
племен» назвал и булгар.
В 50-х годах VI в. булгары столкнулись с аварами и их
союзником «аланским царем Саросием». В результате авары на
короткий период подчинили себе часть булгарских племен.
Территорию проживания последних в середине VI в. отметил
Иордан: «места расселения булгар» тянутся «под Понтийским
морем»
6
. Границы расселения булгар отметили также авторы IX в.
Феофан и Никифор. Первый писал: «До реки, называемой Куфис
(Кубанирсу), где ловится булгарская рыба ксистон, простирается
древняя Великая Булгария». Те же границы обозначены и Никифором:
«У Меотидского озера, где река Кофис, располагается называвшаяся
в древности Великая Булгария»
7
.
По сообщению Никифора, в 619 г. в Константинополь прибыл
«государь гуннского народа». С ним находились свита
8
и жены;
все приняли здесь крещение. При этом глава посольства получил
«сан патрикия». Принято считать, что «в действительности это был
булгарский владетель Органа»
9
.
Наивысшего расцвета и могущества Великая Булгария достигла
при Кубрате, племяннике Органы. Последний, покидая Византию
после завершения миссии 619 г., оставил там малолетнего Кубрата.
По свидетельству источников, «Кубрат, князь гуннов и племянник
Органы, в юности был крещен и воспитан в Константинополе… и
вырос в царском дворце»
10
. А.В. Гадло, опираясь на текст
хроники Иоанна Никиуского, Кубрата называет «князем гуннов и
племянником Органы». Иоанн привел интересные биографические
данные о Кубрате. Византийский хронист пишет, что «князь
гуннов» вырос в императорском дворце в Константинополе, где в
юношеские годы был крещен. С Ираклием его связывала настолько
«тесная дружба», что после смерти императора Кубрат «каким-то
образом попытался даже вмешаться в династические игры при
византийском дворе»
11
.
После Иордана в письменных источниках на какой-то период
исчезает этноним «булгары». В то же время в трудах ряда авторов
(Прокопий Кесарийский, Агафий и др.) появляются сообщения о
группировках кутригуров и утигуров. В потомках названных этно-
социальных организмов исследователи видят создателей Великой
Булгарии
12
.
В Оногуро-Булгарской конфедерации один из аристократов,
Кубрат, с помощью Византии расправился с проаварской
группировкой и попытался, правда не совсем удачно, закрепить
руководство конфедерацией за своим родом
13
. О судьбе Кубрата
свидетельствуют два византийских автора: Феофан и Никифор. «Их
повествования почти идентичны. Причем, оба автора обращаются к
этой теме в связи с одним и тем же событием – новым крупным
вторжением во Фракию булгар (679 г.). В результате империя
вынуждена была начать выплату им дани (681 г.) Кубрат умер во
время правления императора Константина II (641-688 гг.)»
14
.
После смерти Кубрата между 5-ю его сыновьями началась
междоусобная война; она привела к распаду Булгаров на 5
владений. Одна часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай и,
подчинив себе жившие здесь славянские племена, стала основой
Дунайской Болгарии. Синтез в новом социуме при подавляющем
3
превосходстве славянского населения привел к ассимиляции
пришельцев, воспринявших язык славян. «Армянская география» VII
в. сохранила упоминание по этому поводу: Аспар-Хрук (Аспарухю),
сын Хубраата (Кубрата) бежал «от хазар из гор Булгарских» и
прогнал аваров на запад
15
.
Предки осетин и болгар обитали в степях юга России и Украины.
В середине VIII в. помимо алано-буртасских этнических групп на
северных окраинах Хазарского каганата проживали племена славян,
оногуров, булгар и тюрков
16
.
Исследователи обратили внимание на «Хронику» Шимона Кезаи,
составленную в XIII в. В ней речь идет о странствиях предков
венгров вблизи берегов Меотиды. Для нашей темы важен сюжет, в
котором автор «Хроники» сообщает о столкновении венгров с
Белярами. Бубенок, опираясь на разработки венгерских и советских
исследователей, в Белярах видит Булгар Приазовья. В результате
сражения пришельцы одержали победу и взяли в плен женщин и
детей. В числе пленниц оказались и «две дочери аланского (курсив
мой – Ф.Г.) князя Дуло, которые впоследствии стали женами
предводителей венгров Хунора и Магора… Однако, пишет Бубенок,
пока преждевременно делать выводы относительно аланского
происхождения оногуро-булгарского рода Дуло. Известно, что
объединение Дуло (Дулу) сыграло заметную роль в истории Западно-
Тюркского каганата»
17
.
Считается установленным, что из рода Дуло происходил
основатель Великой Булгарии – хан Кубрат. После его смерти
Великая Булгария распалась на несколько частей, из которых две
остались на прежнем месте, а три ушли на запад, где заняли земли
на Дунае и севере Италии
18
.
В качестве источника важен «Именник болгарских ханов»,
являющийся этногенетическим оногуро-болгарским преданием, а по
сути – преданием господствующего рода. В результате «безу-
пречного текстологического исследования»
19
Именника А.В. Гадло
пришел к выводу о связи происхождения ханского рода Дуло с одним
из подразделений алан. Род Дуло в «Именнике» назван
«вихтунами»; этот термин, вероятнее всего, представляет собой
искажение титула бег-тун – «первый из бегов, глава племени,
князь» (Ф. Альтхайм рассматриваемый термин переводил как
«княжеская родня»). Гадло высказал возможность связи рода Дуло с
западными аланами. В пользу этого мнения свидетельствуют
аланские имена ряда колен родословной. В частности, предок
Аспарука носил имя Курт (ср. осетин. курд – «кузнец по железу»;
gurd – «герой»)
20
.
А. Алемань антропоним Дула трактует как «аланский князь, отец
жен Хунора и Могора, эпонима гуннов и мадьяр». И. Маркварт в
этом имени видел персонификацию одного из аланских племен –
Tulas. «Skold делает решительный шаг, предлагая их идентификацию
с южными осетинами (Twaltae)». Р. Бляйхштайнр это имя сравнил с
Дулас
21
. Однако, возразил Алемань, оно, очевидно, греческого
происхождения. «Помимо того, русская компиляция XIV в.
“Еллинский и Римский летописец”, сохранила так называемый
“bulgarische Furstenliste”, по-видимому, перевод на
4
староцерковнославянский с византийского греческого оригинала,
который был скопирован с двух болгарских надписей на
цилиндрических колоннах VII-VIII вв., более не существующих.
Список содержит имена тридцати протоболгарских вождей от
легендарного Авитохола до Умора (ум. в 767 г.), девятый из
которых принадлежал к роду Дуло»
22
.
«Именник болгарских ханов» сохранил имя основателя Дунайской
Болгарии хана Аспаруха, сына Кубрата. И.Г. Добродомов склонялся
к версии об ираноязычном происхождении антропонима Aspa-ruk и
перевел антропоним как «светлый конь». В целом же, как полагает
известный лингвист, для раннесредневековых степей Восточной
Европы характерно «тесное переплетние булгарских и иранских
элементов»
23
.
В различных источниках антропоним Аспарук встречается
довольно часто. Во всех случаях он имеет иранскую основу. Так,
изучение имен, перечисленных в армазских надписях, показало, что
довольно большой процент среди них составляют имена сармато-
аланского (древнеосетинского) происхождения, включая имя
питиахша Аспарука
24
. По мнению ряда исследователей, данный
антропоним, как и имя аланского военного аристократа V в.
Аспара, восходит к корню спар – «наступать».
Согласно другой версии, бытующей со времен В.Ф. Миллера,
данный антропоним, как и другой – Аспарук – образован от aspa
«конь»
25
. В.И. Абаев
26
Аспарук понимал как аспа + раука
«имеющий светлых коней». Здесь же напомним трактовку А.П.
Новосельцева имени хазарского божества – Аспандиант; основу его
первой части составляет иранское Aspa «лошадь». В конечном
итоге, подчеркнул Новосельцев, «это было сарматское (массагето-
аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у
кочевников»
27
.
Бубенок присоединился к мнению И.Г. Добродомова, в имени
Аспарук склонного видеть термин иранского происхождения Aspa-ruk
«светлый конь». Данное обстоятельство оба исследователя
рассматривают как свидетельство тесного переплетения болгарских
и аланских элементов в восточноевропейских степях раннего
средневековья
28
.
Приведенные материалы свидетельствуют, на наш взгляд, о
правоте исследователей, признающих важную роль аланского
элемента в этно-социальной структуре протоболгарского социума.
Достарыңызбен бөлісу: |