Microsoft Word заметка об алано



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата13.09.2023
өлшемі138.73 Kb.
#477434
  1   2
Гутнов Ф. - Заметка об алано-булгарских связях




ЗАМЕТКА ОБ АЛАНО-БУЛГАРСКИХ СВЯЗЯХ 
Феликс ГУТНОВ 
журнал “Дарьял” №5 / 2013 г. 
http://www.darial-online.ru/2013_5/gutnov.shtml
Современное население Болгарии и Осетии, когда говорят о 
контактах их предков, в первую очередь вспоминает об активном 
участии осетинских конных подразделений в русско-турецкой войне 
1877-1878 гг. Некоторые знают и о городах-побратимах Кырджали и 
Владикавказе (Орджоникидзе), в советский период укреплявших 
связи обоих народов. Гораздо меньше людей знакомы с отношениями 
предков болгар и осетин в раннем средневековье. Между тем, 
данный период контактов протоболгар с аланами представляет 
особый интерес. Ниже мы в кратком изложении приведем отдельные 
факты по названной теме. 
Проблема алано-(прото)болгарских связей раннего средневековья 
все еще дискутируется среди историков России, Украины и 
Болгарии. Более полувека назад А.П. Смирнов и В.Т. Сиротенко 
высказали гипотезу о сармато-аланских корнях булгарских племен. 
Со временем, попав в окружение тюркоязычных племен, булгары 
постепенно были тюркизированы
1

По мнению современного болгарского исследователя Р. Рашева, 
население протоболгарского социума в степях Причерноморья и 
Приазовья являлось полиэтничным. Оно включало в себя как 
тюркоязычную верхушку общества, так и основное население, 
состоявшее из потомков сарматов
2

Однако, подчеркивает О.Б. Бубенок, на основании анализа 
имеющихся источников «делать выводы о сармато-аланском 
происхождении протоболгар весьма проблематично
3
». 
Историки обратили внимание на свидетельство сирийского автора 
IV в. Мир-Аббаса Катины, дошедшего до нас в передаче «отца 
древнеармянской историографии» – Мовсеса Хоренаци (V в.). В 
одном из сюжетов описывается вторжение в Армению в 149-127 гг. 
до н.э. булгар
4

Булгары упоминаются в анонимном византийском хронографе 354 
г. н.э., дошедшем до нас в списке XVI-XVII в. В нем говорится о 
событиях, произошедших до 230 г. н.э. Здесь же приводится 
перечень народов, обитавших в то время к северу от Кавказа. В 
этом списке названы и булгары. По мнению Бубенка, первое 
«достоверное известие о булгарах относится к концу V в. Именно 
тогда Иоанн Антиохский писал, что византийский император Зенон 
призвал булгар на помощь для борьбы с готами»
5

Согласно свидетельству Иордана, после смерти Аттилы гунны с 
подвластными племенами «переселились обратно на восток в степи 
Северного Причерноморья». Тот же автор среди «подвластных 



племен» назвал и булгар. 
В 50-х годах VI в. булгары столкнулись с аварами и их 
союзником «аланским царем Саросием». В результате авары на 
короткий период подчинили себе часть булгарских племен. 
Территорию проживания последних в середине VI в. отметил 
Иордан: «места расселения булгар» тянутся «под Понтийским 
морем»
6
. Границы расселения булгар отметили также авторы IX в. 
Феофан и Никифор. Первый писал: «До реки, называемой Куфис 
(Кубанирсу), где ловится булгарская рыба ксистон, простирается 
древняя Великая Булгария». Те же границы обозначены и Никифором: 
«У Меотидского озера, где река Кофис, располагается называвшаяся 
в древности Великая Булгария»
7

По сообщению Никифора, в 619 г. в Константинополь прибыл 
«государь гуннского народа». С ним находились свита
8
и жены; 
все приняли здесь крещение. При этом глава посольства получил 
«сан патрикия». Принято считать, что «в действительности это был 
булгарский владетель Органа»
9

Наивысшего расцвета и могущества Великая Булгария достигла 
при Кубрате, племяннике Органы. Последний, покидая Византию 
после завершения миссии 619 г., оставил там малолетнего Кубрата. 
По свидетельству источников, «Кубрат, князь гуннов и племянник 
Органы, в юности был крещен и воспитан в Константинополе… и 
вырос в царском дворце»
10
. А.В. Гадло, опираясь на текст 
хроники Иоанна Никиуского, Кубрата называет «князем гуннов и 
племянником Органы». Иоанн привел интересные биографические 
данные о Кубрате. Византийский хронист пишет, что «князь 
гуннов» вырос в императорском дворце в Константинополе, где в 
юношеские годы был крещен. С Ираклием его связывала настолько 
«тесная дружба», что после смерти императора Кубрат «каким-то 
образом попытался даже вмешаться в династические игры при 
византийском дворе»
11

После Иордана в письменных источниках на какой-то период 
исчезает этноним «булгары». В то же время в трудах ряда авторов 
(Прокопий Кесарийский, Агафий и др.) появляются сообщения о 
группировках кутригуров и утигуров. В потомках названных этно- 
социальных организмов исследователи видят создателей Великой 
Булгарии
12

В Оногуро-Булгарской конфедерации один из аристократов
Кубрат, с помощью Византии расправился с проаварской 
группировкой и попытался, правда не совсем удачно, закрепить 
руководство конфедерацией за своим родом
13
. О судьбе Кубрата 
свидетельствуют два византийских автора: Феофан и Никифор. «Их 
повествования почти идентичны. Причем, оба автора обращаются к 
этой теме в связи с одним и тем же событием – новым крупным 
вторжением во Фракию булгар (679 г.). В результате империя 
вынуждена была начать выплату им дани (681 г.) Кубрат умер во 
время правления императора Константина II (641-688 гг.)»
14

После смерти Кубрата между 5-ю его сыновьями началась 
междоусобная война; она привела к распаду Булгаров на 5 
владений. Одна часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай и, 
подчинив себе жившие здесь славянские племена, стала основой 
Дунайской Болгарии. Синтез в новом социуме при подавляющем 



превосходстве славянского населения привел к ассимиляции 
пришельцев, воспринявших язык славян. «Армянская география» VII 
в. сохранила упоминание по этому поводу: Аспар-Хрук (Аспарухю), 
сын Хубраата (Кубрата) бежал «от хазар из гор Булгарских» и 
прогнал аваров на запад
15

Предки осетин и болгар обитали в степях юга России и Украины. 
В середине VIII в. помимо алано-буртасских этнических групп на 
северных окраинах Хазарского каганата проживали племена славян, 
оногуров, булгар и тюрков
16

Исследователи обратили внимание на «Хронику» Шимона Кезаи, 
составленную в XIII в. В ней речь идет о странствиях предков 
венгров вблизи берегов Меотиды. Для нашей темы важен сюжет, в 
котором автор «Хроники» сообщает о столкновении венгров с 
Белярами. Бубенок, опираясь на разработки венгерских и советских 
исследователей, в Белярах видит Булгар Приазовья. В результате 
сражения пришельцы одержали победу и взяли в плен женщин и 
детей. В числе пленниц оказались и «две дочери аланского (курсив 
мой – Ф.Г.) князя Дуло, которые впоследствии стали женами 
предводителей венгров Хунора и Магора… Однако, пишет Бубенок, 
пока преждевременно делать выводы относительно аланского 
происхождения оногуро-булгарского рода Дуло. Известно, что 
объединение Дуло (Дулу) сыграло заметную роль в истории Западно- 
Тюркского каганата»
17

Считается установленным, что из рода Дуло происходил 
основатель Великой Булгарии – хан Кубрат. После его смерти 
Великая Булгария распалась на несколько частей, из которых две 
остались на прежнем месте, а три ушли на запад, где заняли земли 
на Дунае и севере Италии
18

В качестве источника важен «Именник болгарских ханов», 
являющийся этногенетическим оногуро-болгарским преданием, а по 
сути – преданием господствующего рода. В результате «безу- 
пречного текстологического исследования»
19
Именника А.В. Гадло 
пришел к выводу о связи происхождения ханского рода Дуло с одним 
из подразделений алан. Род Дуло в «Именнике» назван 
«вихтунами»; этот термин, вероятнее всего, представляет собой 
искажение титула бег-тун – «первый из бегов, глава племени, 
князь» (Ф. Альтхайм рассматриваемый термин переводил как 
«княжеская родня»). Гадло высказал возможность связи рода Дуло с 
западными аланами. В пользу этого мнения свидетельствуют 
аланские имена ряда колен родословной. В частности, предок 
Аспарука носил имя Курт (ср. осетин. курд – «кузнец по железу»; 
gurd – «герой»)
20

А. Алемань антропоним Дула трактует как «аланский князь, отец 
жен Хунора и Могора, эпонима гуннов и мадьяр». И. Маркварт в 
этом имени видел персонификацию одного из аланских племен – 
Tulas. «Skold делает решительный шаг, предлагая их идентификацию 
с южными осетинами (Twaltae)». Р. Бляйхштайнр это имя сравнил с 
Дулас
21
. Однако, возразил Алемань, оно, очевидно, греческого 
происхождения. «Помимо того, русская компиляция XIV в. 
“Еллинский и Римский летописец”, сохранила так называемый 
“bulgarische Furstenliste”, по-видимому, перевод на 



староцерковнославянский с византийского греческого оригинала, 
который был скопирован с двух болгарских надписей на 
цилиндрических колоннах VII-VIII вв., более не существующих. 
Список содержит имена тридцати протоболгарских вождей от 
легендарного Авитохола до Умора (ум. в 767 г.), девятый из 
которых принадлежал к роду Дуло»
22

«Именник болгарских ханов» сохранил имя основателя Дунайской 
Болгарии хана Аспаруха, сына Кубрата. И.Г. Добродомов склонялся 
к версии об ираноязычном происхождении антропонима Aspa-ruk и 
перевел антропоним как «светлый конь». В целом же, как полагает 
известный лингвист, для раннесредневековых степей Восточной 
Европы характерно «тесное переплетние булгарских и иранских 
элементов»
23

В различных источниках антропоним Аспарук встречается 
довольно часто. Во всех случаях он имеет иранскую основу. Так, 
изучение имен, перечисленных в армазских надписях, показало, что 
довольно большой процент среди них составляют имена сармато- 
аланского (древнеосетинского) происхождения, включая имя 
питиахша Аспарука
24
. По мнению ряда исследователей, данный 
антропоним, как и имя аланского военного аристократа V в. 
Аспара, восходит к корню спар – «наступать». 
Согласно другой версии, бытующей со времен В.Ф. Миллера, 
данный антропоним, как и другой – Аспарук – образован от aspa 
«конь»
25
. В.И. Абаев
26
Аспарук понимал как аспа + раука 
«имеющий светлых коней». Здесь же напомним трактовку А.П. 
Новосельцева имени хазарского божества – Аспандиант; основу его 
первой части составляет иранское Aspa «лошадь». В конечном 
итоге, подчеркнул Новосельцев, «это было сарматское (массагето- 
аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у 
кочевников»
27

Бубенок присоединился к мнению И.Г. Добродомова, в имени 
Аспарук склонного видеть термин иранского происхождения Aspa-ruk 
«светлый конь». Данное обстоятельство оба исследователя 
рассматривают как свидетельство тесного переплетения болгарских 
и аланских элементов в восточноевропейских степях раннего 
средневековья
28

Приведенные материалы свидетельствуют, на наш взгляд, о 
правоте исследователей, признающих важную роль аланского 
элемента в этно-социальной структуре протоболгарского социума. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет