На правах рукописи
Чертушкина Евгения Владимировна
МОЛОДЕЖЬ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЯПОНСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХХ – XXI ВВ.: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
Специальность 07.00.03 – Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Владивосток
2012
Р
абота выполнена на кафедре японоведения Школы региональных и международных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Дальневосточного федерального университета
Научный руководитель:
Официальные
оппоненты:
Ведущая организация:
|
Кожевников Владимир Васильевич,
кандидат исторических наук, доцент
Гарусова Лариса Николаевна,
доктор исторических наук,
профессор кафедры мировой
экономики и экономической теории
ГОУ ВПО Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса
Кузьменко Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент
кафедры восточных языков и
востоковедения ГОУ ВПО Морского
государственного университета им.
адмирала Г.И.Невельского
ГОУ ВПО Дальневосточный
государственный гуманитарный
университет (г. Хабаровск)
|
Защита состоится 21 апреля 2012 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ005.010.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по адресу:
690001, ГСП, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 89.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Автореферат разослан «_____» марта 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат исторических наук
|
Сухачёва Г.А.
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. С 60-х годов ХХ в., которые многие эксперты рассматривают как начало постиндустриального общества1, в Японии, так же, как и в других высокоразвитых обществах мира, происходили глубокие изменения. Менялись экономические и социальные условия жизни, ценностные ориентиры и жизненные взгляды людей, многие области жизнедеятельности претерпели значительные трансформации. Процессы интернационализации носили глобальный характер и затронули все слои социума.
Наиболее динамично изменения проходили в молодежной среде. «Новая молодежь» выделялась особым поведением в обществе. Внешне это проявилось в ее активном обращении к рок-музыке, кинофильмам со спецэффектами, персональным компьютерам и компьютерным играм, наркотикам и т.д. А внутренне – в переносе интереса с проблем государства и общества на проблемы частного характера. И главное – среди молодежи снизился интерес к политике и традиционной национальной культуре. Если раньше молодежь формировала свое мировоззрение исключительно на опыте предков, то поколение последней трети ХХ в. предприняло попытку отказаться от традиционных принципов и создать свою самобытную культуру. Эта культура стала поистине революционной для самой Японии, а многие ее элементы – анимационные герои, комиксы, костюмированные шоу, а также созданная на этой основе индустрия развлечений, впервые появившиеся именно там, – были подхвачены молодежью других стран и стали частью глобальной молодежной культуры.
В Японии поколение молодежи, сформировавшееся в 80-90-е гг. ХХ в., получило название «Поколение Y»2. Сегодня это поколение активно включается в экономическую, политическую, социально-культурную и другие области жизни Японии, медленно, постепенно, но начинает определять характер, темпы ее развития. Именно возрастающей ролью этого поколения в современной жизни Японии и в будущем ее развитии определяется актуальность данного исследования.
Актуальность данной работы проистекает также из необходимости учета и использования в России японского опыта (как и опыта других стран) в управлении молодежными процессами. В настоящее время перед всей молодежью, которая вынуждена строить свою жизнь в постиндустриальном обществе, стоят проблемы аналогичного характера. Несмотря на существенные различия исторических путей, пройденных разными государствами, опыт развития многих стран говорит об общности происходящих в них процессов. Весьма вероятно, что явления, происходящие в среде японской молодежи в настоящее время, в ближайшем будущем затронут и российскую молодежь. Изучение реального опыта Японии на основе новых подходов и методов становится в этом плане не только научной задачей, но и важным условием для решения современных проблем общества.
Степень научной разработанности проблемы. В российской историографии очень мало работ, специально посвященных современной японской молодежи. Фактически лишь два исследователя уделяли этой проблеме непосредственное внимание.
Первый из них – автор наибольшего числа работ о современной Японии – В.Э.Молодяков. В частности, в статье о перспективах развития японского общества накануне третьего тысячелетия он отмечал особую роль молодежи, поскольку она будет определять специфику общества в ближайшие двадцать- тридцать лет. Он подчеркнул важность студенческой поры для японской молодежи – времени активного самопоиска, относительно вольного периода по сравнению с предыдущим напряженным периодом экзаменов и последующей работой на предприятии. В связи с этим японские студенты нарушают общепринятые правила общества, пролонгируют образовательный процесс в вузах, стараясь отсрочить время поступления на работу3. Но эта работа вышла двенадцать лет назад и не охватывает процессы последнего десятилетия, хотя многие сделанные автором замечания и наблюдения получили свое развитие в сегодняшние дни.
Ценностям и интересам современной японской молодежи посвящены исследования А.С.Дыбовского, основанные на данных социологических опросов, проведенных автором среди студентов государственного университета Осака. Автор подчеркивает, что в последние десятилетия ценности молодежи претерпели изменения, что проявилось, прежде всего, в повышенном стремлении молодых людей к самоопределению, в возникновении так называемого «нового эгоизма» (син эгоизму)4. А.Дыбовский солидарен с японским ученым Т.Сэнгоку, по мнению которого отсутствие новых тенденций в молодежной культуре в 90-е гг. ХХ в., о котором говорят некоторые исследователи, – это только видимость. На самом деле в это время японская молодежь пришла к принципу самоопределения (дзико кэттэй сюги) как новой ценности, благодаря которой к началу XXI в. в молодежной среде проявилась «новая серьезность» (син мадзимэ) как реакция на преодоление «отказа от серьезности» (дацу мадзимэ)5.
Другая работа А.С.Дыбовского написана в соавторстве и посвящена сопоставлению ценностей современной японской и российской молодежи6. Авторы статьи утверждают, что ценностная ориентация молодежи современной Японии становится гедонистической и потребительской. Это проявляется в стремлении к развлечениям, получению удовольствий, на второй план, по сравнению с прежней молодежью, отходят заграничные путешествие, познание окружающего мира7. Ученые приходят к выводу, что многие молодые японцы не стремятся к карьере и не хотят стать «трудоголиками», как их родители. Стремление к удовольствиям, развлечениям и наслаждениям жизнью – это признак, характеризующий ее как представителей постиндустриального общества. В основе таких притязаний – высокий уровень развития общества, его стабильность, система социального обеспечения и другие гарантии существования личности и ее прав8.
Проблемы молодежи в той или иной степени затрагиваются в ряде общих исследований по современной Японии. В частности, процессы традиционного воспитания и формирования поведения японцев и их трансформация в современном японском обществе исследуются в монографиях А.Прасола о системе японского образования9, в его обстоятельной монографии «Япония: лики времени»10. Автор точно подмечает, что выработанная японским обществом модель формирования и развития личности рассчитана на всю жизнь. Постепенный воспитательный процесс имеет своим следствием более позднее взросление японцев по сравнению с зарубежными сверстниками. Особенно это заметно в студенческом возрасте. К тому же, принадлежность к группе и признание ее стороны – важнейшее условие жизни в Японии, поэтому одна из задач воспитания состоит в том, чтобы научиться подчинять свои действия групповым интересам11.
Некоторые замечания о японской молодежи можно найти также в работах О.С.Богдановой, А.Ю.Гончарука, С.В.Дормадехина, И.П.Клемантович, Е.А.Левановой, Р.Маротц-Бадена, А.В.Мудрика, Т.Л.Павловой, В.И.Петровой, Р.Г.Резакова, И.Таллмана и других.
Работы западных специалистов о японской молодежи также немногочисленны и посвящены, прежде всего, анализу молодежных субкультур (отаку) в контексте перспектив развития японского общества. Среди них следует выделить исследования С.Нэпир12 и К.Гринфельда13, которые отличаются комплексным анализом субкультур японской молодежи, предлагают научно обоснованные выводы о современной стадии развития молодежной культуры. В частности, С.Нэпир анализирует мультипликационную субкультуру и ее влияние на сознание современного молодого человека, К.Гринфельд выявляет специфические молодежные субкультуры, обозначившиеся после краха экономики «мыльного пузыря»: молодые якудза, гангстеры, хакеры, ультраправые националисты и другие, а также характеризует их.
Исследование Дж.Джиллиса «Молодежь и история – традиция и изменения в отношениях возрастных групп в Европе с 1770 г. по настоящее время»14, вышло в оригинальном и японском изданиях в начале 1980-х гг. и поэтому лишь косвенно посвящено предмету нашего исследования. Тем не менее, оно важно для понимания среды формирования современной японской молодежи. На основе комплексного подхода к изучению молодежной возрастной группы, Дж.Джиллис определил границы детства и юности, сформулировал само понятие «молодежь», которая, в его понимании, предстает как творец истории того или иного общества, несмотря на попытку взрослых сделать ее выразителем собственных интересов. Применительно к Японии автор считает, что правительство склонно ограничивать свободу молодежи, определяя ее как политически пассивную, но это опасное заблуждение, потому что японская молодежь активно проявила себя в эпоху студенческих волнений 1960-х. Придерживаясь общепринятой точки зрения, Дж.Джиллис, выделяет в среде молодежи два определяющих типа: 1) людей, которые ведут себя покладисто; 2) нонконформистов. И те и другие родились в одно время, формировали историю на протяжении ХХ в. и существуют в конце столетия.
В Японии изучению современной японской молодежи посвящено много работ, среди которых выделяются исследования Аида Юдзи15, Миядай Синдзи, Ооцука Эйдзи, Уэно Тидзуко и других. Большинство японских специалистов сосредоточено на изучении «нестандартной молодежи».
Аида Юдзи является автором работ по проблемам японского общества, в которых немалое место уделено японской молодежи. Долгое время он был профессором университета Киото и имел возможность непосредственно наблюдать и изучать молодежь. Ю.Аида выработал критическое отношение к современному молодому поколению Японии, отмечая его стремление к гедонистической жизни, незнание им народных традиций и даже называя представителей послевоенного поколения «не японцами»16.
Общепризнанным знатоком молодежных проблем в Японии, прежде всего молодежной культуры, считается Миядай Синдзи. Ему принадлежат такие работы, как «Субкультура: развенчивание мифов», «Выбор девушек в школьных формах», «Поп-культура»17 и другие. Особенностью его исследований является попытка взглянуть на ценности и культуру молодежи глазами молодых. Не избегая многочисленных негативных замечаний о молодежи, автор все же выделяет ее положительные черты: открытость, стремление жить не по шаблону, стремление к самореализации, достижению мечты. В отличие от предшествующих поколений, которые были «как все», современные молодые люди отличаются индивидуальностью и творческим началом, что позволяет им быть не пассивными наблюдателями, а активными творцами своей жизни18. Исследователь указывает на множество проблем, существующих в среде молодежи – проблемы издевательств в школе, непосещения школы, нежелание молодежи работать, – и связывает их со сложностями переходного периода японского общества.
Специалистами в области изучения особой категории японской молодежи отаку, то есть молодежи, чрезмерно увлекающейся мультипликационными фильмами и комиксами, являются Ооцука Эйдзи, Уэно Тидзуко, Адзума Хироки. В частности, в работе «Постмодерн с признаками животного»19 Х.Адзума подробно рассматривает культуру отаку, ее характерные черты, причины и истоки возникновения. Э.Ооцука и Т.Уэно, наоборот, уделяют больше внимания описанию атрибутики отаку, подробно рассматривают психологию данной категории людей20.
Крупным исследователем важной для японской молодежи и японского общества вообще проблемы социальных затворников является Х.Сэкигути. В работе «Проблемы затворничества и непосещения школы…»21 он исследует причины отказа молодых японцев от участия в жизни общества, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. По мнению Х.Сэкигути и ряда других авторитетных японских специалистов22, середина 1970-х гг. явилась переломной эпохой в плане переосмысления молодежных вопросов и системы послевоенного воспитания в Японии. Именно с этого периода обнаружились проблемы, о которых ранее не было известно, например, начались массовые прогулы школьных занятий, в учебных заведениях стали отмечаться регулярные случаи применения насилия среди учеников.
Проблемой школьных прогулов в Японии занимались и другие ученые. Например, в 1970-е гг. психотерапевт Оконоги Кэйго образовал от термина Эриксона «мораторий» выражение «человек-мораторий» – «мораториуму нингэн»23. К таким людям он причислял молодых японцев, не желающих взрослеть и выходить в общество. Выражение было подхвачено СМИ и стало очень модным.
Следует отметить, что подобное явление еще в 1961 г. зафиксировал американец П.Уолтерз; он назвал его «студенческой апатией»24 и связал с потерей интереса к учебе. В Японии проблема «отстраненной» молодежи проявилась двумя десятилетиями позднее, в 1980-е гг., как одно из типичных явлений общества, достигшего пика экономического процветания. В богатом обществе государственные проблемы начинают уступать место проблемам частного характера. В этом отношении не явилась исключением и Япония.
Вопросами молодежи занимались и другие авторы – Морикава Каитиро25, Накано Осаму26, Окада Тосио27, Фудзивара Кадзухиро28, а также целые газетные издательства и информационные органы29. Основываясь на опросах молодежи и данных социологических исследований, они изучали культуру, ценности, предпочтения современной молодежи, выясняли причины возникновения новых слоев молодежи – «нового человека», отаку, «социальных затворников», «паразитирующего поколения».
Японские ученые подходят к изучению молодежи на основе конкретных примеров и собственных наблюдений, что позволяет им видеть само явление изнутри. Сравнительно небольшая часть их работ посвящена перспективам развития японского общества в связи с изменениями в ценностях и культуре молодежи. На наш взгляд, недостаточно изучен широкий слой студенческой и рабочей молодежи, акцент сделан на нетрадиционных формах существования молодежи. Отсутствует комплексное исследование феномена современной японской молодежи. Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остаются неизученными.
Цель исследования – комплексный анализ процесса формирования и современного состояния японской молодежи.
Для её достижения решаются следующие задачи:
-
Выявление исторических, социально-экономических и политических условий формирования «новой молодежи» в Японии.
-
Анализ влияния общественных и экономических институтов Японии (семья, образовательное учреждение, предприятие) на формирование и развитие современной молодежи.
-
Исследование образа жизни и мышления молодых японцев, их ценностей и интересов, норм их поведения.
-
Анализ молодежной субкультуры как целостной формы сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в японском обществе культуры.
-
Оценка роли, места и основных проблем японской молодежи в японском обществе начала XXI в.
-
Исследование субкультур «отаку» и «хикикомори» как отдельных и специфических сегментов молодежной культуры Японии.
Объектом исследования является японская молодежь второй половины 70-х гг. ХХ – начала XXI вв.
Предметом исследования является процесс формирования современной японской молодежи, её особенностей как продукта эволюции общества, ее роль в социально-культурной и экономической жизни современной Японии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1975-го по начало XXI в. Это обусловлено тем, что на 1975-е-1990 гг. приходятся годы рождения поколения “Y” – поколения, чья система жизненных ценностей в корне отличается от предыдущих молодежных поколений Японии. Их иные жизненные представления связаны с изменившимися в значительной степени общественными условиями, высокими темпами экономического развития и информатизацией общества.
Теоретическая основа и методология исследования. Исследование многочисленной группы социума под общим названием «молодежь» требует особых методов исследования, отличных от обычно применяемых методов исторического познания, поскольку необходимо объяснить не только позицию взрослых в отношении молодежи, но и взгляды и устремления самой молодежи. Для достижения поставленной цели исследования были использованы различные методы анализа и интерпретации собранного материала, например, сочетание методов традиционного исторического и социологического антропологизма. Сравнивая и сопоставляя сведения, полученные из различных источников, концепции и взгляды разных исследователей, мы стремились достичь максимально возможной точности и объективности в освещении событий и явлений.
Широко применялся и хронологический метод. Основные явления и события анализировались и освещались в хронологической последовательности. На основе данного метода формировался иллюстративный материал, представленный в виде таблиц, демонстрирующих динамику некоторых социально-экономических показателей, этапы общественного развития Японии. Выборка и компоновка данных велась с применением статистического метода, позволяющего обобщать обширный однотипный материал.
В основу методологии работы положен принцип объективно-исторического анализа событий в контексте общецивилизационных императивов постиндустриального общества. Специфический объект исследования потребовал применения ряда специальных подходов, в частности, социологического (Р.Арон), структурно-функционального (Д.Истон) и других.
Автор обращался и к специальным методам исторического анализа: сравнительному (Дж.Лапаломбара, Е.Б.Рашковский), логическому (У.Бек, А.И.Соловьев), цивилизационному (С.Хантингтон, Н.И.Петякшева). Метод сравнительного анализа применялся для получения характеристик послевоенных поколений в Японии, выявления их ценностей. Цивилизационный метод позволяет учитывать специфические черты культуры и менталитета японцев, указать на трансформацию и абсорбцию элементов западной культуры Японией.
Для определения общих и особенных черт общества на различных этапах и их взаимосвязи с изменением ценностей были использованы сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы. Основным инструментом анализа стал исторический подход, определяющий общую историю Японии в качестве постоянного и обязательного фона для понимания истоков и специфики появления и формирования непохожего на прежние поколения в обществе, а также его влияния на последующие этапы истории. На основе исторического подхода был применен ретроспективный анализ, позволивший рассмотреть содержание процесса общественных изменений в его последовательном развитии.
Многообразие исследовательских подходов в сочетании с историко-генетическим, историко-ретроспективным и историко-сравнительным методами позволяют, на наш взгляд, максимально приблизиться к объективной оценке процессов, происходящих в японской молодежной среде.
Теоретической базой работы являются концепции о роли молодежи в истории развития общества. Молодежь всегда представляла интерес для историков, социологов, обществоведов не только потому, что ее мнение и позиция зачастую отличаются от взглядов взрослых, но прежде всего по причине ее роли в будущем развитии общества и государства. Управление молодежью, направление ее в «нужное» русло всегда являлось важной задачей общества.
Российские исследования проводились с точки зрения социологии, педагогики, в то же время работы о молодежи в историческом контексте отсутствуют. В исследованиях 1960-х-1980-х гг. под молодежью в основном понималась социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения30. Другой научный подход в изучении молодежи, связывавший понятие молодежи с процессом социализации31, остался без внимания. На рубеже ХХ-XXI вв. вновь возникло стремление к теоретическому осмыслению молодежи как особого феномена. И.М.Ильинский32 в своих работах заново осмысливает философию молодежи, трактуемую им как ценность, ставит вопрос о новых поколениях в свете глобальных вызовов XXI в.
В Америке и Европе исследования о молодежи велись в течение последних более чем ста лет. Особенно активно теоретические и методологические аспекты молодежной проблемы разрабатывались в 70-80-е гг. ХХ в. в связи с переходом западного общества к постиндустриальной стадии развития и серьезным возрастанием влияния молодежи на социальные, экономические и политические процессы. В числе фундаментальных исследований по этим проблемам выделяются работы Д.Белла, Ю.Масуда, А.Тоффлера33.
Обстоятельной работой о молодежи является исследование Д.Холла «Юность»34; в нем ученый рассматривает историю возникновения понятия «молодежный возраст», которое он связывает с особенным, с точки зрения физиологии, периодом. С Д.Холлом, однако, не согласна Маргарет Мид, по мнению которой, «молодежный период – это культурно-общественное явление»35, тем самым М.Мид не связывает понятие «молодежного периода» только с физиологическими особенностями взросления человека.
Важными научными категориями данного исследования являются также молодежный период, поколение “Y”. Под молодежным периодом мы понимаем отрезок времени, необходимый молодому человеку для прохождения процесса идентификации перед вступлением во взрослое общество. В условиях современного общества он растянут и занимает возрастной период от пятнадцати до тридцати лет. Во время прохождения молодежного периода особое значение имеет молодежная культура – часть общей культуры общества, сформированная молодыми людьми. Она играет роль защитной функции во время психологически нестабильного периода индивида, кроме того, является предпосылкой к формированию новой культуры взрослого общества.
Источниковая база исследования. Для выполнения поставленных исследовательских задач нами были использованы различные источники, которые можно систематизировать по следующим направлениям:
-
официальные документы, посвященные проблемам молодежи и молодежной политике японского государства, в их числе – Закон об образовании 2006 г.36, протокол заседания правительственного комитета по делам молодежи;
-
статистические и аналитические материалы японских министерств, учреждений и ведомств, государственных и частных информационных служб (в том числе ежегодники по вопросам труда и экономики), ежегодные издания, Белая книга уголовной статистики, Белая книга Министерства образования, науки и культуры, а также Министерства труда, здравоохранения и благосостояния, полиции Японии37. Данная группа документов позволяет проанализировать прошлое и нынешнее состояние различных сфер жизни японцев и сделать предположения о возможных перспективах развития.
-
Интервью молодежи, в числе которых как опубликованные в японской периодической печати – центральных газетах «Асахи симбун», «Ёмиури симбун», «Нихон кэйдзай симбун», так и лично бравшиеся автором у молодых японцев – студентов университетов Осака и Киото.
-
Результаты опросов общественного мнения, проводившихся Корпорацией всеяпонского телерадиовещания NHK38, газетными издательствами39, российскими исследователями40, а также самим автором в 2004-2005 гг. среди более двухсот студентов и аспирантов университетов Киото и Осака, которые считаются одними из самых престижных в Японии.
-
информационно-справочная литература и периодика;
-
современные произведения молодежи41 и о молодежи, комиксы, словарь молодежного языка, наиболее точно отражающие сущность и внутреннее состояние молодежи, ее настроения, проблемы и трудности. Они позволяют взглянуть на молодежь их глазами и проанализировать ее мысли, понять ценности.
Многие источники еще не опубликованы, они были найдены с помощью информационной сети Интернет, на веб-страницах, где исследователь может почерпнуть оперативную информацию, статистические сведения. Кроме того, в качестве важного материала при написании работы выступили «полевые исследования» автора в ходе неоднократного и длительного пребывания в стране. Комплекс привлеченных источников позволяет решить поставленные нами цели и задачи и сформулировать выводы.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка создания комплексного исследования процесса формирования и современного состояния японской молодежи как социальной базы будущего развития Японии. Исследование базируется на источниках и литературе на японском, английском языках, многие из которых впервые введены в научный оборот в отечественном японоведении.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение молодежи в Японии связано с фундаментальными проблемами общественного развития. Результаты исследования углубляют понимание феномена и тенденций нынешнего развития японского общества и ее важнейшего сегмента – молодежи. Знание и понимание этой молодежи создает условия для более точного прогнозирования путей будущего развития Японии. В теоретическом отношении значимость исследования состоит в проведенном в рамках исторического анализа изучении культуры, созданной молодыми японцами без влияния старшего поколения.
В практическом отношении значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в чтении лекций по истории и культуре современной Японии. Знание и понимание японского общества в условиях глобализации и расширения международного общения будет способствовать решению проблем межкультурной коммуникации.
Положения, выносимые на защиту:
-
Современное молодое поколение японцев (1975-90 гг. рождения) разительно отличается от предыдущих поколений. Хотя на его формирование оказывали влияние вековые традиции воспитания в семье, школьного образования, системы найма, действующей на предприятиях, и другие естественные факторы, тем не менее оно воспитывалось в новых экономических, культурных и социальных условиях. На него воздействовали как процессы глобализации и интернационализации Японии, так и неблагоприятная экономическая ситуация в стране двух последних десятилетий.
-
Японской молодежи присущи как черты, характерные для поколения “Y” в других развитых странах мира, так и специфические, продиктованные самой природой японского общества. Молодежь является носителем таких новых качеств, которые не были свойственны японцам ранее, как предприимчивость, индивидуализм, стремление жить не по шаблону. Эта молодежь отталкивается от реальных условий, мыслит и действует рационально, ставит перед собой приземленные и прагматические цели. Для нее характерны такие специфические черты, как создание своего ограниченного пространства, погружение в хобби, в реальное и сетевое общение с друзьями по интересу, увлечение комиксами и мультфильмами.
-
Среди молодых японцев образовались особые категории людей, которые не вписываются в привычные для традиционного японского общества рамки. Современную молодежь, в первую очередь, волнует вопрос самореализации, организации жизни по принципу «то, чем я занимаюсь, приносит мне радость и удовлетворение». Образование и работа не являются для неё самоцелью или средством зарабатывать себе на жизнь. Молодое поколение японцев явилось создателем молодежной культуры, несвойственной прежним поколениям. В связи с этим хорошо известная проблема недопонимания между поколениями приобрела в современной Японии особую остроту.
Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре японоведения Школы региональных и международных исследований ДВФУ. Основные положения и выводы диссертации были изложены на студенческой конференции Восточного института ДВГУ 2008 г. и XI международной научной конференции молодых ученых, проходившей в Институте истории, археологии и этнографии Народов Дальнего Востока, на III российско-японской конференции «Россия и Япония: гуманитарные исследования, проходившей в 2011 г. в ДВФУ. Основные проблемы нашли свое отражение в шести публикациях по теме исследования.
Достарыңызбен бөлісу: |