«Музыка на мольберте»



Дата02.07.2016
өлшемі161.21 Kb.
#172740
түріУрок
Импрессионизм в музыке и живописи

(уроки музыки в 5классе)

Урок 1
Тема: «Музыка на мольберте».

Цель: сформировать первоначальное представление об импрессионизме – искусстве «света» и «цвета».

Задача: раскрыть особенности импрессионизма как художественного направления, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки Клода Дебюсси.

Пейзаж далекий, странный, тот,

Что от людского взора скрыт,

Передо мной во мгле встает,

Меня чарует и манит.

Ш.Бодлер.

Всех звуков и цветов соотношенье,

а так же способы переложенья любых оттенков цвета, ноты, звука,

о, как хотелось мне азы науки такой постичь!

Г. Гессе
На фоне звучащей музыки К. Дебюсси «Облака» и показанной на экране картины К. Моне учитель читает фрагмент романа Д. Лондона «Мартин Иден»: «Его внимание привлекла картина на стене, писанная маслом. Могучий вал разбивался о прибрежную скалу; низкие грозовые облака покрывали небо, а по бушующим волнам, освещенная закатными лучами неслась маленькая шхуна, сильно накренившись, так, что вся её палуба была открыта взгляду. Это было красиво, а красота неодолимо влекла его. Он забыл о своей неуклюжей походке и подошел к картине вплотную. Красоты как не бывало. Он с недоумением взирал на то, что теперь казалось грубой мазней. Затем он отошёл. И тот час же картина снова стала прекрасной.

«Картина с фокусом», – решил он, отворачиваясь, и успел подумать о том, что столько красоты принесено в жертву ради глупого фокуса».

У: В чём же заключается этот фокус? Давайте перенесемся с вами в Париж 1874 года.

Группа художников из семи человек устроила на бульваре Капуцинов собственную выставку. Публику, привыкшую к строгим, сумеречным полотнам, светлые, «смеющиеся» тона картин приводили в изумление: здесь не было ничего однотонного и, благодаря особенному наложению мазков, они выглядели как сплошное мерцание красок.

А вот и первые отзывы - впечатления посетителей выставки, критиков и сторонников нового искусства:



  • Чрезвычайно комическая выставка…

  • Сумасбродство!

  • Страшная мазня!

  • Жуткое зрелище!

  • Попытайтесь-ка убедить меня, что деревья бывают фиолетовыми, а небо цвета свежесбитого масла!

  • Это вы называете инеем? Это поскребки с палитры, брошенные на грязный холст…

  • Неужели я так выгляжу, когда иду по бульвару? Неужели я теряю ноги, глаза и нос, превращаясь в бесформенный шарик?

  • Прекрасная идея в момент своего становления всегда содержит что-нибудь смешное в глазах… дураков.

  • Прекрасная идея?! Многие лопаются от смеха перед этими картинами. Эти так называемые художники именуют себя «импрессионистами». Они хватают холст, краски, кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу своё имя.

  • Господа, не будем забывать, что вначале все мастера отпугивают публику, новаторы шокируют. Потомки назовут их искусство «праздником, который всегда с тобой».

  • Праздником? Что же изображено на этой картине?

  • Взгляните в каталог.

  • (читает) «Impression…». «Впечатление. Восход солнца». Картина Клода Моне.

  • «Впечатление»? Так я и думал. Я только что говорил сам себе, что раз я нахожусь под впечатлением, то должно же быть в ней заложено какое-то впечатление…! (Обучающиеся инсценируют обмен мнениями между посетителями выставки).

У: Да, кто бы мог предположить, что слово «впечатление» даст повод одному из журналистов блеснуть остроумием и обозвать её участников импрессионистами, и что публика подхватит это прозвище.

Молодой художник Клод Моне был первым, кто убедил своих друзей оставить мастерские. Маленькая лодка, приспособленная им под мастерскую, позволяла изучать и запечатлевать особенности и изменчивость речного пейзажа, когда проплывающее облако закрывало солнце или ветер, покрывал рябью отражения на водной глади. (Э. Мане «Лодка – мастерская» К. Моне)

У: Давайте и мы попробуем увидеть мир глазами художников – импрессионистов. (Зрительный ряд на фоне музыки Дебюсси «Облака»).

– Какие темы и образы волновали их? (образы природы в разном состоянии, жанровые сцены, театральные).

– Какие чувства, ощущения вызывают в вас эти полотна?

– Каковы ваши впечатления? Мнение критиков или почитателей ближе вам? (свежесть, праздничность, радость…).

У: «Импрессионисты как бы залили свои полотна солнечным светом. Они писали под открытым небом и иногда, может быть, нарочно усиливали краски. Это привело к тому, что земля на их картинах предстала в каком-то ликующем освещении. Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни в чем, что прибавляет человеку хотя бы немного радости».

К. Паустовский «Искусство видеть мир».

Импрессионисты писали почти исключительно на природе, на открытом воздухе – пленэре, и главным героем каждой картины – вне зависимости от того, что на ней изображено, становится свет. А сюжет – движение воздуха. Потому что он окутывает все предметы, сквозь него проходят солнечные лучи как в природе, так и на полотнах. В солнечном свете – семь цветов радуги, художники-импрессионисты избегали смешения красок на палитре, они, как правило, писали чистым открытым цветом, накладывая краски на холст маленькими мазками, а иногда и точками. Вблизи эти картины рассматривать трудно, но на расстоянии всё сливается в один цвет – сложный, красивый, глубокий, передающий едва уловимую вибрацию воздуха и света.

(Звучит музыка К. Дебюсси «Лунный свет»)

(На фоне музыки учитель читает эпиграф урока).

У: Итак, художники – импрессионисты открыли «иные способы переложенья» впечатлений от окружающего мира на полотно.

Но и композиторы – современники художников – импрессионистов «постигли азы», скорее достигли вершины «такой науки».

(Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси, фортепиано)

– Какие образы, впечатления вызывает в вас эта музыка?

– Какими эпитетами можно охарактеризовать эмоциональный строй пьесы, ваши впечатления? (поэтичность, утончённость, свет, трепет, мерцание, изысканность, прозрачность, красота, гармония)

У: Эта миниатюра – III часть «Бергамасской сюиты» для фортепиано французского композитора Клода Ашиля Дебюсси (1862-1918).

На язык музыки композитор перевёл образы и впечатления, родившиеся под влиянием стихов французского поэта Поля Верлена.

(Повторное слушание миниатюры «Лунный свет» в исполнении симфонического оркестра и исполнение фрагмента стихотворения «Лунный свет» П. Верлена).
Лунный свет.

Там мир любви. Там весело бездумным.



Но счастлив ли? Никто не убеждён,

И музыка сплелась со светом лунным.
Там лунный свет красив и вездесущ.

В экстазе плачут яркие фонтаны,

А птицы видят сны под кровом кущ,

И мраморы струистой влагой пьяны…

Поль Верлен (Вольный перевод с французского).


У: Дайте название этим миниатюрам.

Существуют разные интерпретации этой миниатюры Кл. Дебюсси – в исполнении на фортепьяно, симфоническим оркестром и в хоровом звучании. В каком исполнении услышали эту пьесу мы? Чем объяснить такой интерес к тембровой стороне пьесы?

(в исполнении фортепьяно, симфонического оркестра; чтобы усилить живописное начало, тембровую красочность, тончайшие нюансы ощущений, рождаемых явлениями природы, мерцающие переливы света; усилить роль звукоизобразительных ассоциаций.)

У: Если бы вы были художниками, какими выразительными средствами вы создали бы полотно, подобное этой музыке? (прозрачные, акварельные краски, «мерцание» красок, «тихий» пейзаж).

У: Обратимся к учебнику (Т. И. Науменко, В. В. Алеев. « Музыка, 6 класс», стр. 134 – 135). Пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К.Дебюсси, как и большинство произведений этого поэтичнейшего композитора, отличается мельчайшей детализацией музыкального письма. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - вот образ этой музыки, которая, как всегда, намного выше и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти строки из стихотворения С. Малларме «Явление». Они могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси- яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет- это мерцание передаётся в его музыке как будто на грани её мыслимых возможностей. Всё, чем о себе говорит музыка, утончается до предела, детализируется – и в переливах гармонического колорита, и в ажурной детализации ритма, и в тончайшей динамической нюансировке. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого тёмного сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

У: Выделите слова, словосочетания, подчеркивающие импрессионистский характер пьесы. (поэтичнейший композитор, звучащий свет, волшебное очарование, неуловимые чудеса природы, краски, звуки, ароматы, звучащий свет- мерцание, переливы, тончайшая нюансировка, еле уловимый шорох).

У: «Лунный свет», «Шаги на снегу», «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Отражения в воде», «Сады под дождём», «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Что видел западный ветер» и др. Названия пьес К. Дебюсси очень поэтичны. Даже в названиях отражается импрессионистический взгляд на мир… (это программные миниатюры – зарисовки, навеянные яркими зримыми образами, множество пейзажей, передающих различные состояния природы).

У: «Разве музыкант в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?», - писал композитор (справку о композиторе зачитывает подготовленный ученик).

Произведения Клода Ашиля Дебюсси называют «энциклопедией импрессионистского искусства». Каждая из его пьес – красочная картина, словно соперничающая с живописью.

Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др.

Наиболее близки музыке К. Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир - главное в произведениях композитора. Эти впечатления могут быть навеяны и мифологией, и древними памятниками, и поэтическими образами, но чаще всего – бесконечно разнообразными картинами природы.

А какими яркими впечатлениями, которые можно было бы воплотить в произведениях искусства, наполнена ваша жизнь, жизнь современного человека? Что может надолго оставить след, образ, отражение, эмоциональный всплеск в вашем сознании?

Изложенные в письменном виде размышления на тему: «Искусство впечатлений» - таково домашнее задание к следующему уроку.

Эпилог. Сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворенности человека – самого высокого из всех присущих ему начал.

В заключение урока может быть исполнена песня М.Таривердиева «Маленький принц» (сл. Н.Добронравова).


Урок 2

Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Клод Дебюсси – «чародей оркестра».

Цель: дать представление о стилевых особенностях импрессионизма в музыке, особой роли оркестровых приемов, передающих тончайшие нюансы ощущений, рождаемых явлениями природы.

Задача: пробудить интерес к творчеству К. Дебюсси, познакомить обучающихся с оркестровой сюитой «Море».
Ничто по музыкальности не может

сравниться с заходом солнца, а море –

это все, что есть самого музыкального!

К. Дебюсси
Пейзаж далёкий, странный, тот,

Что от людского взора скрыт,

Передо мной во мгле встаёт,

Меня чарует и манит.

Ш. Бодлер.

В начале урока в исполнении обучающихся звучит песня Б. Окуджавы «Живописцы». Беседа с детьми о том, что главная мысль в ней – умение каждого человека в жизни находить, видеть и создавать красоту!

Обратить внимание на последние строчки: «Ничего, что мы чужие –

Вы рисуйте…

Я потом, что непонятно, объясню».

У: Очень часто произведения искусства не сразу покоряют сердца зрителей, слушателей. Иногда должны пройти годы, а то и десятилетия, прежде чем по достоинству будут восприняты многие шедевры. Вы, конечно, поняли, что речь идет об искусстве импрессионизма.

На прошлом уроке мы прочувствовали атмосферу выставки художников, а сегодня нас ждёт концертный зал и прекрасная музыка Клода Дебюсси. Он был выдающимся пианистом. Критики восторгались изяществом и бархатистостью звучания инструмента. Поэт П. Верлен так характеризовал манеру его игры «… целует клавиши прекрасная рука». Но с ещё большим восторгом современники отзывались о Дебюсси как мастере оркестровой звукописи.

Вот одно из впечатлений слушателя после концерта:



«Это более, чем музыка, и, выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя точно окрыленным, осветленным, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов». Н. Мясковский.
Первый концерт, целиком посвященный музыке К. Дебюсси, состоялся в Брюсселе в 1984 году в Художественной галерее «Свободная эстетика» на фоне полотен Ренуара, Писсарро и др. художников – импрессионистов.

Итак, афиша приглашает нас в концертный зал на встречу с симфонической музыкой французского композитора Клода Дебюсси. Сюита «Море». Уже подзаголовок «Три эскиза» подсказывает, что эта сюита написана с натуры (Эскиз – 1. Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. 2. Рисунок, по которому что-либо создают. Название заимствовано из области изобразительного искусства и указывает на изобразительный характер музыки).

Судя по высказываниям самого композитора в сюите «Море» отразились впечатления от побережья Атлантического океана и Средиземного моря, где Дебюсси проводил летние месяцы.

«Я работаю над тремя симфоническими эскизами… под общим названием «Море». Возможно, Вы не знаете, что меня первоначально готовили к карьере моряка, и только жизненные обстоятельства помешали мне пойти по этому пути. Я до сих пор, однако, питаю к этому подлинную страсть. Я предполагаю, Вы скажете, что холмы Бургундии не омываются морем, и что то, что я делаю, похоже на рисование пейзажа в студии, но мои воспоминания бесконечны и, по моему мнению, имеют большую ценность, чем реальность…», - признавался в одном из писем композитор.

Фон афиши не случаен. Картиной японского художника Хокусая «Большая волна» К. Дебюсси глубоко восхищался. Она была использована в качестве иллюстрации для обложки партитуры сюиты.

Как видите, афиша не завершена. В нее не вписаны названия частей - картин, данные самим композитором. Вот эти названия: «Игра воды», «Диалог ветра и моря», «Море от зари до полудня».

Три названия – три состояния морской стихии:

У: Извечная борьба моря с неукротимым ветром – это …

Д: «Диалог ветра и моря».

У: Грациозный, восхитительный танец волн и бликов света – это …

Д: «Игра волн».

У: И, наконец, дремлющая морская гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень – это …

Д: «Море от зари до полудня».

У: А в какой последовательности звучат эти картины, вам подскажет сама Музыка. Вслушайтесь и всмотритесь в звучание фрагмента I части (звучание сопровождается визуальным рядом: И.Айвазовский «Черное море»; В.ван Гог «Море в Сен-Мари»; Хокусай «Большая волна»; П.Синьяк «Гавань в Марселе»; П.Сезанн «Берег Марны»; Л.Вольта «Лиловые скалы», «Морской прибой»; К.Моне «Впечатление. Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль», «Пляж в Сент-Адрессе»; Г.Курбе «Волна», Э.Нольде «Море»). Какие из представленных полотен художников созвучны фрагментам I-ого эскиза и в чем?

Выберите соответствующее зрительным образам название.

Д: I часть «Море от зари до полудня» (название вписывается в афишу).

Первая часть — величественная картина моря, пробужденного первыми лучами солнца. Музыка зримо рисует дымку предрассветной мглы. Море дышит, лениво пробуждается, переливается нежными звуковыми красками, спокойно плещется. Динамическое нарастание ведет от туманных красок начального «рассвета» к солнечному колориту заключительного tutti (Tutti - звучание всего оркестра). Вечно живое, изменчивое, оно - то спокойно, то бурно вздымает волны, то вновь ласкает взор лазурной гладью.

У: Во время повторного слушания в небольших набросках попробуйте остановить мгновение жизни моря от зари до полудня.

У: Далее прозвучит эпизод II-ой части. Какое название мы впишем в афишу?

Д: «Игра волн». Музыка звучит радостно, сверкающе, многоцветно. Она танцевальна. Характер этот придает музыке прихотливый ритм, обилие акцентов, причудливое звучание оркестра. Оркестровый колорит — изысканный, утонченный (мягко звенящие тембры колокольчиков и арф), хотя в кульминациях, словно шквалы ветра, вспыхивают звуковые нарастания - волны – всплески.

У: Музыка неразрывно связана с изобразительно-пейзажными моментами. В ней слышны улыбающиеся краски южного моря, «звукопись зыби», всплески волн, причудливое движение, игра воды, бликов света, переливание изменчивых (мерцающих, искрящихся) красок морской воды, отражающих небо. Этот эскиз часто называют «балетной музыкой». Почему?

Д: Музыка изобразительна, а балетная музыка всегда рисует яркие картины, образы.

У: Действительно, радостно - сверкающее скерцо своего рода танец. Попробуем через пластическую импровизацию (можно использовать легкие шарфы из прозрачной ткани «морских» оттенков) воссоздать эту прихотливую игру. (Это задание может быть опережающим для подготовленных ребят).

У: Название III-его эскиза «Диалог ветра и моря» мы тоже вписываем в афишу (слушание фрагмента III части).

У: Как ведут себя герои - две могучие стихии - в этом диалоге, а возможно, споре?

Д: Мы словно слышим и видим мощные удары волн, завывания ветра, рассыпающиеся брызги воды, мрачные скопления туч, сменяющиеся ослепительным сиянием солнца.

У: Какие эмоциональные состояния сменяют друг друга? Запишите все слова, которые были сказаны в разговоре ветра с морем (восторг, оцепенение- волнение, устремленность-успокоение, гнев-смирение, неистовство-нежность, ликование-покой, нега-тревога, покорность-возмущение)

У: Почему реальное ощущение морской стихии не покидает нас при слушании этой пьесы?

Д: В этом эскизе мастерство композитора-живописца достигает совершенства. В сложных сочетаниях звуков, тембров, инструментов симфонического оркестра Дебюсси воплотил не только зримые картины, краски моря ,но и его … терпкий аромат и запах морского ветра.

У: «Чародей оркестра» – так говорили о композиторе современники. «Оркестр моря шумен и разнообразен, как… море», - признавался К. Дебюсси . В сюите использован непривычно мощный для этого автора оркестр тройного состава с большой медной группой (четыре валторны, три трубы, два корнет-а-пистона, три тромбона, туба) и обширным набором ударных. Особенно впечатляет ослепительно яркий мощный финал III части и всей сюиты. ( слушание финала )

Д: Это и чудовищный разгул морской стихии, и восторженный гимн морю, солнцу, природе, миру (гимн, громогласно утверждаемый в массивных звучностях хора медных ) - прекрасному миру, данному нам в ощущениях. И человеку - видящему, слышащему, осязающему, обоняющему, двигающемуся, способному хранить в себе цельное впечатление от цельного мира. Эту «отзывчивость» и воспитывает в нас музыка французского композитора К.А.Дебюсси.



Домашнее задание: сочинить стихотворение-диалог Ветра и Моря, чтобы оно передавало впечатление от музыки Дебюсси.

Окончанием урока может быть исполнение песни по выбору учителя. Предлагаются: «Я рисую море» Тугаринова, «Маленький принц» Таривердиева, «Я хочу увидеть музыку» Струве, «Где музыка берет начало» Крылатова.



Информация для учителя

Перед нами не просто «звукопись с натуры», а сложная жизненная эпопея, в которой картины природы неразрывно сплетены с миром человеческих переживаний, с мотивами страстного борения и преодоления стихии. Одну из главных тем всего триптиха составляет тема моря, трижды проводимая в решающих моментах первой части в виде фанфарных фраз трубы и затем возвращающаяся в финале в качестве ведущего драматического материала. Столь же весома роль хоральной темы валторн, возникающей в конце первой части как своеобразный гимн природе и затем дважды утверждаемой в кульминационных разделах финала в виде торжественных аккордов медных. Помимо этих важнейших лейттем в пьесе многократно встречаются различные изобразительные детали — форшлаги, трели, хроматические взлеты, также способствующие тематическому единству всех трех частей.

Финал – «Диалог ветра и моря» является самой драматичной, симфонически развитой частью триптиха. Именно эта часть — с ее покоряющей масштабностью формы и сильными жизненными конттрастами — с наибольшей основательностью позволяет причислить партитуру «Моря» к жанру программной симфонии. В ее поэтическом содержании господствуют черты импульсивности, действенности. Морской пейзаж, окрашенный на этот раз грозными штормовыми тонами, ассоциируется также с человеческой трагедией, доходящей до непривычного для Дебюсси высокого накала, но завершаемой уверенным и светлым жизнеутверждением . Уже вступительный раздел финала с его тревожным тремоло басов, упорно повторяющимися мотивами бешено пляшущих волн и грозно завывающего ветра, словно предвещает что-то недоброе. Звуковую картину нарастающей бури дважды прорезывает, как сигнал бедствия, основной мотив моря, порученный солирующей трубе. Обилие тритоновых оборотов, острота и нервность ритмики усиливают впечатление приближающейся бури. Своего рода главную партию этой многоплановой формы составляет широкая тема морских просторов — новая страница развертывающейся морской панорамы. Хор духовых, сопровождаемый подхлестывающими фразами низких струнных, интонирует величавую мелодию, основанную на ниспадающих секундовых оборотах.

Принцип «диалога», заявленный в программном заглавии финала, выразительно применен в последующем развернутом фрагменте, где многократно повторяющаяся в беспокойном секвенционном нарастании начальная тема моря всякий раз прерывается изобразительными эффектами ритмических «толчков» и взлетов, словно рисующих яростные шквалы урагана. Этот «диалогический» раздел разработочного характера приводит к громоподобной кульминации с тяжело ревущим звучанием медной группы, вдруг сменяющимся просветленным угасанием. Ю. Кремлев услышал в этом разделе «потрясающую картину катастрофы, вызванной жестоким разгулом стихии». Но затем спокойно и возвышенно звучит знакомый уже по коде первой части хорал четырех валторн, поющих хвалу вечной красоте и мощи природы. Так завершается первая половина финала. Его многотемная структура (три контрастирующих раздела) в общих чертах воспроизводит контуры сонатной экспозиции. Далее (без разработки) следует реприза всей формы, в которой вновь повторяются в существенно измененном виде все три раздела экспозиции: исполненная покоя и шири тема морских просторов, большой «диалогический» раздел с активно развивающейся темой моря и, наконец, пантеистический хорал медных, завершающих всю композицию. Особо впечатляет импозантное заключение, где сливаются воедино тема морских просторов и гимн-хорал, громогласно утверждаемый в массивных звучностях хора медных В самом конце — как рассыпающиеся брызги волн — слышатся осколки начальной темы моря, наслаиваемые друг на друга в сложнейших полиритмических комбинациях. Никогда прежде Дебюсси не завершал своих сочинений столь ослепительно ярким и мощным финалом.
Дополнение к урокам.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Микеланджело

«Импрессионизм внес целый ряд открытий и приемов в технику и композицию…».

Ф. И. Рерберг.

«Растворив цвет в свете и воздухе, они (художники – импрессионисты) подменили типичное случайным, скоропреходящим моментом жизни». Л.Рапацкая.

«Свет становится единственным сюжетом картины… Живопись… оптическим искусством». К. И. Моклер

«Импрессионисты были поэтами прекрасного мгновения…». К. Ситник

«Необычайный свет ворвался в живопись, ощущение воздуха, движения, подлинные краски природы». И. Эренбург

«Они впервые в искусстве включили в предмет изображения не только то, что видит человек, но и то, как он видит. Живопись импрессионистов – гармония и радость обыденной жизни. Однако красота раскрывалась и воспринималась только в пределах мгновения». Н. А. Дмитриева

«Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окруженные светом и воздухом». К. Моне

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет