ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI вида № 44
Музыкальная гостиная
«П.И. Чайковский и А. Вивальди. Времена года»
Работу выполнила воспитатель
Остапчук Любовь Васильевна
Москва 2013
Цель: - обобщить представления учащихся об изобразительных возможностях музыки, через слушание произведений классической музыки, русских и зарубежных композиторов;
Задачи:
а) образовательные – учить детей определять характер музыкального произведения и средства музыкальной выразительности;
б) воспитательные – анализировать программные произведения, соотнося их с весенними приметами;
в) коррекционно - развивающие – научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для просмотра слайдов и презентации
музыкальный центр для прослушивания музыкального материала; фортепиано; портрет П.И.Чайковского; портрет А. Вивальди; иллюстрации с изображениями весенней природы, симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром;
П.И.Чайковского «Песня жаворонка» - «Март» из цикла «Времена года»;
П.И.Чайковский «Подснежник» - «Апрель» из цикла «Времена года»;
А. Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года»;
Видеосюжет «Пробуждение природы»;
Ход мероприятия
Звучит 2-й концерт С.Рахманинова для фортепиано с оркестром
Учащиеся входят в гостиную, рассаживаются.
Воспитатель:
– Вслушайтесь, весь мир поёт: шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт – мир её волшебен.
Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,
И у нежного подснежника тоже музыка своя. (И.Исакова)
- Мир музыки прекрасен так же, как и мир природы. Многие поэты и писатели воспели неповторимость и привлекательность времён года в своих произведениях. А мы собрались для того, чтобы слушать музыку.
Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством двух великих композиторов русским композитором П.И.Чайковским и итальянским композитором А. Вивальди. В творчестве этих композиторов есть циклы «Времена года», только Вивальди жил в другое время, намного, раньше Чайковского, но также очень любил природу и музыку.
Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.
Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.
В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес - по числу месяцев в году.
Январь – «У камелька» Июль – «Песнь косаря»
Февраль – «Масленица Август – «Жатва»
Март – «Песнь жаворонка» Сентябрь – «Охота»
Апрель – «Подснежник» Октябрь - «Осенняя песнь»
Май – «Белые ночи» Ноябрь – «На тройке»
Июнь – «Баркарола» Декабрь – «Святки»
В. «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.
В. – Робко появляется весна в наших краях и первым о её приходе в музыкальных произведениях русских композиторов возвещает жаворонок.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Песня жаворонка» («Март») – исполняет симфонический оркестр.
- Печальна песенка жаворонка, ведь вокруг ещё снега, ветры дуют, солнце появляется лишь изредка и почти не греет. Но, невзирая на причуды погоды, жаворонок уверен, что дни зимы сочтены, а весна на подходе, и всех извещает об этом.
Просмотр видеосюжета П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года».
В. Весна, апрель, появляются первые подснежники. Пьеса "Подснежник" построена в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.
Слушаем пьесу «Подснежник» и думаем: о чём эта музыка? Поёт ли в ней жаворонок? Показан ли Чайковским образ подснежника, удивлённо смотрящий на мир и радующийся природе, или это картина спокойных белых ночей? Сколько контрастных тем Вы тут услышали? Ответы учащихся.
В. Итак, скажите какой же образ весны, предстал перед нами в сюжете? (Весёлой… Весна бежит, торопится, оживляет все вокруг, весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек.)
В. Да, весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. А сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Весна, Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Шумят ручьи! Блестят ручьи.
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.
Составление поговорок и пословиц о весне (по группам), дети называют пословицы и поговорки.
-
Птица рада весне, а младенец матери.
-
На чужой стороне и весна не красна!
-
Прилетела бы чайка, а весна будет.
-
Рано затает – долго не растает.
-
Ранняя весна – много воды.
-
Весна всё покажет.
-
Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
-
Весна красна цветами, осень – снопами.
-
Ранние ласточки – к счастливому году.
Вниманию детей предлагается видеосюжет на музыку А.Вивальди
«Пробуждение природы». Эту замечательную музыку написал итальянский композитор Антонио Вивальди.
В. – С первых же аккордов Антонио Вивальди в своём произведении «Весна» из цикла «Времена года» извещает нам о торжестве природы, о появлении новой жизни, о щебетании птиц.
- А теперь внимательно прислушаемся к музыкальной картине весны. (Первое прослушивание). Как же удалось композитору так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов (весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперед звуки всего оркестра). Мы послушаем этот муз. отрывок еще раз.
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок! А. Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей.
И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он (гром. — А. М.) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц.
Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. — «все время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. Все эти детали литературной программы необходимо знать самим исполнителям, в первую очередь, и — во вторую — слушателям. Тогда удастся найти интересную краску и характер звучания, и в альтах будет слышаться резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай»
Третья часть («Танец-пастораль»). В ней Вивальди на небольшом звуковом пространстве, удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде).
В. – Думаю, что сегодняшняя встреча подарила вам яркие впечатления от общения с музыкой композиторов (указать на портреты) А. Вивальди, П.И.Чайковского.
Итог занятия:
- В каких музыкальных жанрах писал композитор?
( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)
-
Понравилась ли вам музыка А. Вивальди?
-
Как вы думаете, в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы, спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем? ( в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)
-
Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Чайковского и А. Вивальди и вы с интересом будете слушать её и дальше. Ведь музыка этих композиторов нас учит идти только по дорогам любви и добра.
Достарыңызбен бөлісу: |