МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Квалификация: бакалавр
(очная и заочная формы обучения)
ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Экзамены:
-
Специальность (исполнение программы)
-
Коллоквиум
-
Сольфеджио (письменно и устно)
-
Гармония (письменно и устно)
Духовые инструменты
Исполнение программы
Поступающий должен исполнить программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования в области оркестрового струнного искусства:
-
Флейта
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: Э. Келлер, 12 этюдов средней трудности (2-я и 3-я тетради); Н. Платонов, 24 этюда; 30 этюдов (с № 10 по № 30), этюды П. Ягудина, В. Цыбина;
-
Одну-две части сонаты или концерта или вариации и пьесу в сопровождении фортепиано, например: И. С. Бах, Соната № 4 До мажор; Г. Гендель, Сонаты №№ 5, 7; концерты И. Гайдна, В. Моцарта; В. Цыбин, Концертные аллегро №№ 1, 2, 3; Р. Глиэр, Мелодия. Вальс; Н. Раков, Три пьесы.
-
Гобой
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: Л. Видеман, 37 избранных этюдов (под ред. И. Пушечникова); Ф. Ферлинг, 48 этюдов; этюды И. Люфта, Н. Назарова;
-
Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы в сопровождении фортепиано, например: I и II части концертов Г. Генделя, И. Гайдна; II и III части из концертов В. Моцарта; Г. Гендель, Сонаты №№ 1, 2; И. Шишков, Этюд, Элегия; А. Парцхаладзе, Песня, Танец; Р. Глиэр, Песня без слов; С. Рахманинов, Вокализ.
-
Кларнет
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: К. Берман, Этюды (4-я тетрадь); А. Штарк, 40 этюдов; С. Розанов, Школа игры на кларнете;
-
Одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровождении фортепиано, например: К. Вебер, Вариации. Концертино. Концерт № 1; Н. Римский-Корсаков, Концерт; А. Комаровский, Импровизация; С. Василенко, Восточный танец; А. Гендике, Этюд; И. С. Бах, Адажио; Л. Бетховен, Адажио; П. Чайковский, Песня без слов, Романс; Л. Компанеец, Башкирский напев и пляска.
-
Фагот
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: Ю. Вайсенборн, Этюды (I и II части); А. Богданов, Этюды;
-
Одну-две части сонаты или концерта или вариации и пьесу в сопровождении фортепиано, например: А. Баланчивадзе, Концертино; К. Вебер, Концерт; Б. Дварионас, Тема с вариациями; В. Моцарт, Концерт; Р. Глиер, Экспромт и Юмореска; П. Чайковский, Ноктюрн. Полька; И. Гайдн, Анданте.
-
Валторна
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: К. Копраш, Этюды №№ 12, 13, 14,16, 19, 21, 26, 35, 36, 42, 45, 50; К. Клинг, Этюды №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10,22; Этюды К. Стари;
-
Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы различного характера, например: Концерты И. Гайдна, В. Моцарта, Р. Штрауса, Р. Глиера; Г.Гендель, Соната № 4; А. Корелли, Соната № 2; Л. Бетховен, Соната; Р.Глиер, Экспромт. Ноктюрн. Интермеццо и Юмореска; А. Глазунов, Мечты; П. Чайковский, Ноктюрн. Осенняя песня.
-
Труба
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: Ж. Арбан, Этюды; С. Баласанян, Избранные этюды; М. Брандт, Оркестровые этюды;
-
I или II - III части сонаты или концерта или две пьесы различного характера, например: концерты И. Гайдна, Г. Генделя, А. Арутюняна, В. Пескина, В. Щелокова; Г. Гендель, Соната № 6 (переложение Г. Орвида); С. Рахманинов, Весенние воды; А. Арутюнян, Скерцо; Н. Раков, Рондо. Вокализ. Тарантелла.
Кроме того, поступающий должен уметь транспонировать в кронах «до», «ми-бемоль», «ля».
-
Тромбон и туба
-
Один этюд из пяти подготовленных, например: В. Бражевич. Школа игры на тромбоне или Школа для тубы: этюд.
-
I или II - III части концерта или сонаты или одну-две пьесы, например: В.Блажевич, Концерт № 2, 2-я часть; Д. Давид, Концертино, 2-я и 3-я части; Б. Марчелло, Соната, или 2 части; Н. Платонов, Концерт; Н. Римский-Корсаков, Концерт; С. Рахманинов, Прелюдия; К. Сен-Санс, Каватина.
Ударные инструменты -
Малый барабан
-
Тремоло, < > и другие динамические комбинации: «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;
-
Один этюд, например: В. Осадчук. Ритмические этюды;
-
Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь использовать различные нюансы.
-
Литавры
-
Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;
-
Тремоло и другие нюансы;
-
Ритмический этюд, например: В. Осадчук. Ритмические этюды; К.Крупинский. Школа игры на ксилофоне; Оркестровые выписки (№ 20);
-
Прочитать с листа простые и ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе.
Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.
-
Ксилофон
-
Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе тремоло;
-
Один этюд (наизусть), например: Н. Платонов. 30 этюдов для флейты; К. Крупинский. Школа игры на ксилофоне;
-
Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано, например: И. С. Бах, Концерт для скрипки Ми мажор 1 ч.; А. Лобковский, Концертная пьеса для ксилофона; В. Моцарт, Концерт для скрипки «Аделаида»; П. Чайковский, Русский танец;
-
Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.
Общая продолжительность программы 30-40 минут
Критерии оценки знаний и умений абитуриента по специальности
Результаты аттестационного испытания оцениваются по 100-балльной шкале, минимальный положительный результат – 50баллов:
85–100
-
Высокий уровень художественно-смысловой содержательности исполнения.
-
Высокий уровень технической и музыкальной оснащенности исполнения.
-
Профессиональное владение звуком, произведениями полифонии и сочинениями крупной формы.
-
Владение стилем исполняемого сочинения.
-
Высокая стабильность исполнения, артистизм.
65–84
-
Достаточно высокий уровень исполнения сопровождается недочетами художественного осмысления текста, небольшими текстовыми ошибками.
-
Техника исполнения преобладает над музыкальной образностью исполнения.
-
Ощущение стиля не вполне соответствует общепринятым критериям.
50–64
-
Исполнение программы носит характер механической заученности.
-
Значительное количество текстовых ошибок.
-
Слабое владение техническими приемами.
49 и ниже
-
Произведения не выучены наизусть.
-
Неспособность абитуриента исполнить технические сложности, встречающиеся в тексте произведения.
Коллоквиум
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Вопросы по методике обучения игре на инструменте. Умение рассказать о произведении, исполненном на экзамене, и его авторе, охарактеризовать тему, образный строй и стилистические черты сочинения, дать основание собственной интерпретации. В коллоквиум включается исполнение гаммы, двух этюдов и читка с листа.
ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМА
-
Ваш инструмент. Строение. История создания.
-
Школа мастеров создававших оркестровые инструменты.
-
Возможности инструмента. Его использование в различных составах.
-
Выдающиеся исполнители на вашем инструменте.
-
Композиторы, в творчестве которых есть произведения для вашего инструмента.
-
Симфонический оркестр, камерный оркестр, инструментальные ансамбли, инструменты входящие в них.
-
Музыкальные термины (итальянские, немецкие).
-
Выдающиеся педагоги оркестровых инструментов.
-
Ваша экзаменационная программа. Принципы подбора произведений. Трактовка. Форма произведений.
-
Основные вопросы методики обучения в музыкальной школе.
-
Стили и художественно-эстетические направления в музыкальном искусстве.
-
Живопись. Художественно-эстетические направления. Художники, их творчество.
-
Чтение с листа.
Сольфеджио -
Двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями (период 8-12 тактов).
-
Спеть гаммы (минорные 3-х видов, мажорные – натуральные, гармонические)
-
Спеть и определить на слух интервалы, аккорды в тональности и от звука, аккордовые последовательности и т.п.
-
Определить на слух модуляции первой степени родства.
-
Спеть с листа 1-гослосные и 2-голосные примеры с отклонениями и модуляциями, хроматизмами, фигурацией, сложными ритмическими фигурами в простых и сложных размерах.
Гармония
-
Письменная гармонизация мелодии («бригадный учебник», задание к теме № 35; А.Мутли, разд. 15 № 394, 417 и т.п.)
-
Игра в четырехголосном складе гармонических построений (предложение, период), содержащих модуляции и отклонения в тональности 1-й степени родства, секвенции.
-
Устный ответ: гармонический анализ с листа (к примеру, «Времена года» П.Чайковского, романсы М.Глинки, прелюдии А.Скрябина),
Помимо этого абитуриент должен знать курс гармонии в объеме программы СПО.
Критерии оценки знаний и умений абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио, гармония)
85-100
Письменно:
-
двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает верно, или с незначительными ошибками;
-
гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства, решает верно, или с незначительными ошибками;
Устно:
-
абитуриент полностью и правильно излагает теоретический вопрос билета в объеме музыкального училища;
-
строит и играет на фортепиано модуляции 1 степени родства, различные секвенции без ошибок;
-
строит и чисто интонирует аккордовые последовательности, отклонения, модуляции 1 степени родства;
-
без ошибок определяет на слух аккордовые последовательности, содержащие отклонения, модуляции, альтерированные аккорды;
-
без ошибок исполняет заданные номера с листа (одноголосие).
65 – 84
Письменно:
-
двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками;
-
гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками;
Устно:
-
абитуриент правильно, но не полностью излагает теоретический вопрос билета;
-
строит и играет на фортепиано модуляции в тональности 1 степени родства, различные секвенции с незначительными ошибками;
-
интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства с небольшими неточностями;
-
при анализе на слух аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает неточности, небольшие ошибки;
-
с незначительными неточностями исполняет заданные номера с листа.
50 – 64
Письменно:
-
двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками; не полностью (60- 80%);
-
гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками; не полностью (60- 80%);
Устно:
-
абитуриент излагает теоретический вопрос билета с ошибками, плохо ориентируется в логике гармонического языка;
-
строит и играет на фортепиано модуляции в тональности 1 степени родства, различные секвенции со значительным количеством ошибок;
-
неточно интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства (завышает или занижает звучание);
-
при анализе на слух аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает существенные неточности и ошибки;
-
при исполнении заданных номеров с листа неточно интонирует, допускает ритмические ошибки, но присутствует внутреннее слышание тональности:
49 и ниже
Письменно:
-
двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками, в объеме 50% и менее;
-
гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками, в объеме 50% и менее;
Устно:
-
абитуриент неправильно излагает теоретический вопрос билета;
-
не может построить и сыграть на фортепиано модуляции 1 степени родства, различные секвенции;
-
фальшиво интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства;
-
в слуховом анализе аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает большое количество ошибок;
-
при чтении с листа заданных номеров отсутствуют ориентация в тональности, навыки интонирования.
Достарыңызбен бөлісу: |