УДК 882
Л.В. Шаляхина
Студентка группы КТ/Бак 12,
факультета социального
и гуманитарного образования
Краснодарского государственного
института культуры.
Научный руководитель:
Н.Е. Дробязко,
доцент кафедры теории и истории
культуры, кандидат культурологи
Краснодарского государственного
института культуры.
Французский импрессионизм на русской почве
В статье говорится о философском осмыслении и технике французского импрессионизма в интерпретации русских художников.
Ключевые слова: импрессионизм, культура, русская живопись, живописные средства.
UDK 882
L.V. Shalyakhina
Student of the KT/tank group 12,
faculty social and arts education
The French impressionism
on the Russian soil
Summary: in article it is told about philosophical judgment and equipment of the French impressionism in interpretation of the Russian artists.
Keywords: impressionism, culture, Russian painting, picturesque means.
Феномен французского импрессионизма в живописи – это общекультурное и во многом неоднозначное явление в плане его восприятия. Русский импрессионизм, в частности, до сих пор считается спорным и одновременно противоречивым явлением. Многие теоретики искусства (В.А. Леняшин, В.А. Филлипов, В.Ф. Круглов, М.Г. Дьякова) рассматривали вопрос развития и существования импрессионизма в русской живописи XIX и XX веков.
В.А. Филлипов в работе «Импрессионизм в русской живописи» утверждает, что направление было весьма популярным и поэтому не могло не оказать влияние на русских художников. Оно распространялось постепенно, и изначально увлечение им никто не замечал. Тем не менее некоторые знаменитые художники-передвижники (Репин, Левитан) обратили внимание на художественные новшества французов и даже попробовали себя в технике импрессионизма [4, с. 32].
Остановимся на некоторых мировоззренческих и философских позициях импрессионизма. Еще П.А. Сорокин в своей теории предложил отнести художественную культуру XIX века к чувственному типу. Исходя из этого можно говорить о закономерности появления импрессионизма именно в этот период (от фр. «впечатление» – совокупность ощущений, которые автор стремится запечатлеть в произведении). В начале века ученые приходят к выводу, что наступает неминуемый кризис культуры и общественного сознания, связанный с процессами урбанизации, бюрократизации, социально-политического напряжения и т. д. Вместе с этим возникает необходимость поисков путей сглаживания появившихся проблем. В художественном ключе они должны были выразиться в фиксации обобщенного целого, без обращения к первичному и вторичному [1]. Этим и занялись Ф. Базиль, М. Бракмон, П. Виньон, Н. Гённётт, Ж.-Б. Гийомен, Э. Гонсалес, Э. Дега, Г. Кайботт, М. Кэссет, Э. Мане, К. Моне, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, А. Сислей и многие другие импрессионисты Франции во второй половине XIX века. С помощью «живой» фактуры, новых сюжетов и композиционных решений, смешения ярких красок они пытались восстановить внутренний мир человека, который весьма остро реагировал на негативные события, защитить его самосознание, помочь противостоять бедам. Художники «Салона отверженных» своим жизненным примером отстаивали данные позиции. Импрессионисты противостояли городской суете и тесноте, это выразилось в их тяготении к пейзажу. Они открыли новый метод изображения, который заставлял все объекты, изображенные на картине «двигаться», «пульсировать», создавая тем самым эффект сменяющихся моментов и мгновений. Такое впечатление достигалось при помощи особого наложения мазков (густые, формирующие плотный красочный слой и рельефность поверхности холста). По колориту работы были контрастными (закон контрастных пятен Э. Шеврёля 1839 года). Эти новшества восхитили художников середины XX века, в особенности абстрактных экспрессионистов, которые вдохновлялись поздним циклом работ К. Моне (выставка 1953 г. в Нью-Йорке) [3, с. 800].
Вопрос о том, переняла ли живопись России художественный метод, идеи импрессионистов Франции, занимает на данный момент очень важное место в искусствознании. Так, Д.В. Сарабьянов в книге «Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII – начало XX веков» констатировал факт, что на момент расцвета импрессионизма во Франции русская живопись переживала кульминацию реалистических тенденций. Поэтому отечественному импрессионизму был отведен малый промежуток времени. Отметим также, что направление не было «чистым»: в 1890-е годы его вытесняет модерн.
Влияние французских художников-импрессионистов на русский реализм начинает сказываться в 70-е годы XIX века, когда в Париж приезжает И.Е. Репин. Он поддается искушению и пишет в манере Мане картины «Парижское кафе», «Портрет дочери Веры» (1876). Но в сторону утверждения всех принципов западноевропейского импрессионизма творчество поколения русских художников 60–70-х годов так и не сместилось [2, с. 226–230]. Все начало меняться в 80-е годы. Первым экспериментатором импрессионизма был В.А. Серов. Его творческие поиски в колористическом отношении роднят художника с Э. Мане и с К. Писсарро. Также как и Мане, его можно считать основателем импрессионизма в России. Мане не признавал своей принадлежности к импрессионистам, а Серов не был верен направлению до конца (поздний период – модернистский). Две известные картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1887 и 1888 годы) стали первыми образцами русского импрессионизма. Художник изначально использовал приемы импрессионизма: широкие мазки, обширные участки локального цвета. Работу «Девушка, освещенная солнцем» по тому, как написаны пятна солнечного света, пробивающегося сквозь листву деревьев, можно сравнить с картинами О. Ренуара. Серов как великолепный портретист, подобно реалистам середины XIX века, изображает характер и психологическое состояние модели, что заметно отличает его от некоторых импрессионистов.
Отцом русского импрессионизма считают К.А. Коровина, который, как и К. Моне остался верен направлению до конца. Переняв технику импрессионистов, он создавал самобытные изображения действительности. Искусствоведы считают его стиль особенным, т. к. для картин К.А. Коровина характерна декоративность, резкий цветовой контраст, использование черного цвета в наложении теней. Это явилось отклонением от некоторых принципов импрессионизма.
И.Э. Грабарь для передачи впечатления в своих работах использовал немного другой способ – дивизионизм, основанный на опыте художников-пуантилистов: удлиненные мазки делали полотно ярче, а представленный сюжет – еще эффектней. Он в своих пейзажах, изображающих красоту просторов России, создал обобщенный символический образ нашей Родины.
Большое влияние на интерпретацию русскими художниками идей импрессионизма оказало участие их в различных художественных объединениях, имеющих свои цели, программы, которые отчасти влияли на изобразительные задачи. На тот момент действовали объединения «Союз русских художников», «Мир искусства».
В последнее время существует неоднозначное мнение по поводу того, был ли импрессионизм в России или нет. Опираясь на исследования отечественных теоретиков, можно сделать вывод, что направление существовало, но оно быстро подстроилось под реалии самобытной русской культуры.
Литература
1. Мартышкина Т.Н. Импрессионизм: от художественного видения к мировоззрению. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/304/image/304_073-076.pdf
2. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII – начала XX века. М.: Искусство XXI век, 2003. 395 с.
3. Стили мирового искусства: пер. с итальянского / под ред. Г. Фосси. М.: Б. М. М., 2011. 1080 с.
4. Филлипов В.А. Импрессионизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003. 320 с.
Достарыңызбен бөлісу: |