Ногайский орнамент «Бараний рог» / кошкар муьйиз



Дата14.07.2016
өлшемі0.49 Mb.
#198144
түріУрок


Вид занятий: Декоративное рисование.


Тема урока: Ногайский орнамент «Бараний рог» / кошкар муьйиз/.
Учебная цель: Использовать имеющиеся у учащихся знания в области композиции, ритмики и дополнить их ознакомлением с новым композиционным решением.

Задачи: 1. Обогатить знания учащихся о декоративно − прикладном искусстве. Объяснить потребность украшения войлочных изделий.

2. Сообщить учащимся необходимый объём знаний о приёмах и закономерностях построения орнаментальной полосы. Научить их разрабатывать и изображать элементы орнаментальной полосы.
Оборудование урока: Образцы изделий народных мастеров войлочного производства, альбомы, каталоги, репродукции, открытки, орнаменты ногайские на бумаге, картоне, шаблоны. Эпидиаскоп. Учебно − методические наглядные пособия.
План урока: 1. Организационная часть.

2. Сообщение нового материала.

3. Практическая работа учащихся.

4. Анализ работ учащихся.


Ход урока. Дагестан богат различными художественными промыслами. Такие яркие его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирные искусства, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка металлом по дереву, ногайское войлочное производство, известны далеко за пределами нашей страны.
Цель обучения основам художественных промыслов ногайцев заключается в формировании эстетического воспитания учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности, научить их чувствовать и понимать прекрасное, воспитывать интерес и любовь к искусству, проводить работу по сохранению и развитию материальной культуры ногайцев, по ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, на изучение правил построения ногайских орнаментов на войлочном ковре.

Примерно с 18-го века украшение войлочных изделий становится промыслом ногайцев. При изготовлении войлочных ковров использовались несколько типов орнамента: а) бараний рог / кошкар муьйиз /; б) шея верблюжонка / бота мойын /; в) волнистые линии; г) солярные знаки; д) геометрические фигуры; е) гусиная шея и крылья; з) птичий клюв; л) змеиная голова, след собаки, след щенка, сердцевидные фигуры, мышиный след, сломанный рог и др.

Ведущим в ногайском творчестве является зооморфный мотив. Это изображение различных частей животных, обычно стилизованное. Особенно популярны «бараньи рога» / коркар муьйиз/, и сейчас они остаются в творениях мастеров в различных вариациях и сочетаниях.

На войлочном изделии бордюры по длине украшены узорами «кошкар муьйиз» желтого цвета на зелёном фоне, вершины которых обращены к сходящимся сторонам «Шаршы» центрального поля. По бордюрам ширины войлока нанесены те же узоры, что и по бордюрам длины, только цвет узоров на жёлтом фоне − зелёный. Рис. 1.

Наиболее подробно остановимся на правиле построения орнамента «бараний рог» / кошкар муьйиз /. Этот орнамент применяется для заполнения центральной части войлока. Несмотря на ограниченную роль в орнаментальной композиции, они разнообразны по форме. Различают несколько видов этого орнамента: один рог, пара рогов, сломанный рог.
/ Показываем таблицу/

Рисуем на классной доске несколько элементов, объясняя последовательность построения. После чего конкретно останавливаемся на одном из них. Учащиеся рисуют в альбоме данный элемент несколько раз.

Для тренировки мы используем клеточную тетрадь и по клеткам рисуем отдельные детали, потом их объединяем в одно целое.

Вся работа выполняется простым карандашом, обводим тушью, корректируем. Рис. 2.

Шаблон для такого орнамента выполняем таким образом: берём лист бумаги, складываем пополам, на линии сгиба рисуем половину орнамента и вырезаем по контуру ножницами. Рис. 3.

Во время самостоятельной работы учащихся необходимо постоянно следить за ходом выполнения работы, вовремя оказывать теоретическую и практическую помощь, показывая и устраняя типичные ошибки.


Физкультминутка на уроке.

5 серий по 5 прыжков толчком двух ног через низкие / высота 30 см / барьеры «бараний рог», ноги вместе − это положение обеспечивается держанием между ступней ног матерчатого мешочка, куска поролона и т.п. При потере контрольного предмета ученик возвращается на один барьер назад. Рис. 4.
Работа на мышление.

Задание: отец, рано встав, сказал сыну, чтобы он посчитал овец, а то всякое может случиться. Вечером было 11 баранов. Сын посчитал два раза, но бараны мешали ему, то они смешивались, то не выходили… Сын, заплакав, сказал отцу, что бараны не дали ему посчитать. Но я, говорит, посчитал 20 рогов и 40 ножек. Вопрос: сколько же баранов посчитал сын? Ответы даём рисунками. Дети рисуют на доске и в тетради.

Помощь учителя: один рог − это пара рогов. Дальше рассказывают сами учащиеся. Ответ: 10 баранов, одного украли. Рис. 5.
Продолжаем работать над остальными видами орнамента. По исследованиям учёных, «баран и козёл в солярно − космической мифологии одинаково связаны с солнцем и по существу идентифицируются» / 193, ч.П, с.152 /. В.И. Петрин писал: «На изображении солнца вместо лучей нарисованы бараньи рога. Это космический символ, образ солнца и вселенной» / 466, с.228 /. Рис. 6.

Бывают войлоки с рисунком центрального поля, выраженным единым однотонным узором «ветвистые рога» / тармасавык муьйиз / на фоне войлока. Рис. 7.

Бордюры по ширине войлока могут быть оформлены орнаментом «кошкар муьйиз» / бараньи рога /. Рис. 8.

Все виды орнамента рисуем на классной доске и в клеточной тетради / альбом /, по возможности даём фон / цвет / цветными карандашами.


Подведение итогов.

Выставка лучших работ учащихся.



Оценить работу и поставить оценки в дневники.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет