О «КУРСЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Гатанов Ю.Б. (Санкт Петербургский университет)
Курс развития творческого мышления разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
Каждая часть состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей. Последние были выделены Дж. Гилфордом в соответствии с типом перерабатываемой информации и способом ее организации у человека.
О последовательности
Перечисленные шесть Курсов можно проводить: а) последовательно в течении шести лет; б) начиная с любого Курса, в соответствии с возрастом учащихся. Так, детям 9 лет одинаково подходят третий, четвертый и пятый Курсы развития творческого мышления. Можно начать с любого, на Ваш выбор. Однако необходимо помнить, что максимальный эффект дает последовательное прохождение всех Курсов.
Указанные возрастные ограничения не являются жесткими. Преподаватель может ориентироваться на актуальный уровень развития учащихся. Для одаренных детей и детей, отстающих в развитии, указанные возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную стороны. Темпы прохождения Курсов могут также гибко регулироваться. Каждый Курс можно органично встроить в учебный процесс, занимаясь по одному уроку в неделю в течение учебного года. Возможны и более интенсивные занятия. Выбирайте подходящий для Вас вариант в зависимости от конкретных целей и формальных ограничений, накладываемых администрацией школы или заказчиком.
Психологические исследования и опыт обучения в школах России и Белоруссии показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Мышление: дивергентое - конвергентое
Основную цель развивающего Курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего ставится акцент в большинстве российских школ, где учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: 1) степени точности ответа; 2) степени подробности; 3) скорости выполнения задания; 4) аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).
Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на "правильный ответ". Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.
Дивергентное мышление - это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Предложенные Вам Курсы включают в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.
СПОСОБНОСТИ, РАЗВИВАЕМЫЕ ДАННЫМ КУРСОМ
Все упражнения и задания предлагаемого Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:
1. Беглость - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.
2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
3. Оригинальность - это способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения.
4. Способность к детальной разработке - это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Упражнения и задания Курса классифицируются следующим образом: 1) соответственно характеристикам этих способностей; 2) согласно видам представленной в упражнениях информации (образной, семантической или символической); 3) соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации, детальные разработки). Последние две классификации более подробно описаны в Приложении, посвященном модели структуры интеллекта по Дж. Гилфорду.
Хотя многие упражнения и задания данного Курса достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать творческое мышление. Исследования показывают, что мотивация учения у детей значительно повышается, если упражнения и задания позволяют им творчески использовать их собственный жизненный опыт.
Хотя целью этого Курса является развитие творческого мышления детей и обеспечение их необходимыми для этого материалами, упражнениями и заданиями, существует еще одна, не менее важная цель - это помощь в раскрытии и развитии творческого педагогического потенциала самих учителей. Невозможно учить творчеству, и при этом самому не стать более творческим человеком. Это аксиома, истинность которой откроется Вам в процессе преподавания данного Курса. Практически в каждой школе, где были опробованы эти упражнения, учителя начинали активно использовать предложенные подходы и стратегии, придумывать свои собственные упражнения и задания для развития творческого мышления детей. В большинстве случаев такие упражнения и задания были достаточно эффективны, оригинальны и хорошо работали в рамках и других учебных предметов.
Дело в том, что, когда учителя хорошо понимают суть развивающего творческого Курса, используемые стратегии и подходы, принципы построения заданий, то они становятся способными адаптировать их для традиционных учебных предметов.
Таким образом, данный творческий Курс может стать исходной точкой для развития "творческой ориентации" способных учителей, и эта "ориентация" поможет им находить и создавать благоприятные возможности для развития творческих мыслительных способностей учащихся.
Все упражнения и задания построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и рисунков, что позволяет детям, не умеющим читать и писать, воплощать и сообщать учителю и окружающим свои творческие идеи. Возможны также и другие способы: запись идей ребенка учителем или родителями или запись на магнитофонную пленку. Задания также позволяют детям выразить себя и с помощью драматической деятельности, и через создание различных творческих работ.
Один из основных плюсов творческого Курса состоит в том, что каждый учащийся выполняет задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Поскольку этот Курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то каждый ребенок может творить, используя свои знания и опыт. Ч. Силберман подчеркивал, что собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. При этом не имеет значения, каков уровень развития ребенка, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым материалам, ситуациям и т. д. Это является одним из фундаментальных принципов британской системы "открытых классов".
Работая по этому творческому Курсу, помните, что учащиеся индивидуальны в своих предпочтениях: одним может нравиться работать с образной информацией, другим - с символической или семантической; некоторые любят упражнения с простыми типами ответов (единицы, классы, отношения), тогда как другие предпочитают более сложные - сочинение стихов или историй. Для наблюдательного учителя классификация Дж. Гилфорда, лежащая в основе этого Курса, позволяет выявить ведущие предпочтения и, в результате, эффективнее влиять на развитие учащихся.
Этот Курс будет значительно более эффективным, если учителя внимательно и с уважением отнесутся к детским предпочтениям и не станут заставлять каждого ребенка обязательно завершать все задания.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ
ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ
В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления учащихся, но мало кто представляет, как это делать. Кроме того, опыт показывает, что не все обучающие подходы и стратегии могут быть эффективными в развитии творческого мышления.
Хотя материалы для данного Курса сконструированы таким образом, что учителю требуется минимум времени на подготовку, роль учителя и применяемые им обучающие подходы и стратегии весьма значительны. Исследования показали: эффективность творческих учебных материалов в наибольшей степени зависит от подходов и стратегий, используемых преподавателем.
В данном разделе будут предложены основные подходы и стратегии, которые являются наиболее полезными при работе с данным Курсом. Исследования Э. Торранса, Р. Кратчфилда и С. Парнса показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом.
Необходимыми являются следующие стратегии и техники:
1. "Мозговой штурм" и принцип "беглости".
2. «Мягкое» соревнование.
3. Сотрудничество и кооперация.
4. Безоценочная (или отсроченное оценивание) (деятельность) и благоприятная психологическая атмосфера.
5. Подкрепления креативности. Создание стимулирующей внешней среды.
6. Самооценивание учащихся своей деятельности.
Достарыңызбен бөлісу: |