Областная учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» Секция краеведение



Дата17.07.2016
өлшемі182.53 Kb.
#204937
түріРеферат
Областная учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья»

Секция краеведение

История одной прялки

Работу выполнила:

Калинцева Наталья Викторовна

МБОУ «Мезенская средняя

общеобразовательная школа»

10 класс
Научный руководитель:

Мурашева Лариса Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Мезенская средняя

общеобразовательная школа»

г.Архангельск, 2012 год
Содержание


  1. Введение………………………………………………………………………...…3

    1. Цель проекта……………………………………………………………….…....3

    2. Задачи проекта………………………………………………………………..….3

    3. Информационная база……………………………………………………….….3

    4. Методы проекта……………………………………………………………….…4

  2. Исторические сведения…….…………………………………………………......4

  3. Прялка……………………….……………………………………………………..4

  4. Мастера мезенской росписи……………………………………………………... 5

4.1 Аксеновы ………………………………………………………………………5
4.2 Новиковы………………………………………………………………………6

4.3 Федотовы ………………………………………………………………………8

4.4 Шишовы……………………………………………………………………......8

4.5 Кузьмины ………………………………………………………………………9

5. Анализ прялок .………………………………………………………………….......9

7.Заключение………………………………………………………………………......10

8.Библиографический список……………………………………………………..…. 11

9.Приложения

9.1. Приложение 1………………………………………………………………...12

9.2. Приложение 2…………………………………………………………………13

9.3. Приложение 3…………………………………………………………………14

9.4. Приложение 4…………………………………………………………………15




Введение

Когда я была совсем маленькой девочкой, я очень любила ходить к своей прабабушке -Буториной Клавдии Семеновне , которая в любую свободную минуту занималась рукоделием. Особенно мне нравилось, когда она доставала свою прялку и из под её пальцев, словно по волшебству выплывала ниточка, из которой наша бабуля вязала нам носочки и варежки. Даже иногда сама пристраивалась к этой прялке, хотелось тоже «поколдовать» и получить красивую нить, но ничего не получалось, роста не хватало. Вот бы прялочки для девочек делали!

Какая удивительная вещь эта прялка! Сколько пользы принесла нашей семье! А больше всего меня интересовало: что за знаки нарисованы на прялке? Почему они так важны моей прабабушке? Годы шли, я становилась взрослее, а орудие труда зимнего бабушкиного занятия меня не оставляло в покое… Что означает мезенская роспись? Почему рисунок имеет такую необычную последовательность? Почему в росписи используются всего два цвета: красный и черный? На эти вопросы мне помогли ответить занятия в школе искусств, где я занималась 8 лет, и наш преподаватель - Шумова Татьяна Михайловна, которая смогла привить нам любовь к искусству, а именно к мезенской росписи. Она научила своих учеников видеть, понимать и чувствовать то, что рисуешь сам, и, что хотели высказать своими рисунками художники.

Что изображали художники на прялках? Почему изображения на прялках разные? На эти вопросы хочется ответить в своей работе.



Исследовательской базой нашей работы стали: старинные прялки
Цель проекта – сравнительный анализ творчества мастеров мезенской росписи

Цель проекта обусловила следующие основные задачи:



- Изучить и проанализировать литературу по данной теме

- Выявить исторические сведения о возникновении мезенской росписи.

- Исследовать и сравнить творчество мастеров мезенской росписи.

- Проанализировать прялки и определить мастеров, которые их изготавливали.



Информационная база
Информационной базой проекта стали книги: С.И.Дмитриевой, С.К.Жегалова, О.Ларина, А.Н.Давыдова, А.Миловского, А.Антипина, ресурсы интернета

Методами исследования являются:

  • Изучение литературы по мезенской росписи

  • Изучение техники мастеров мезенской росписи

  • Изучение и анализ прялок, расписанных мезенскими мастерами

  • Беседа с владельцами прялок



Основная часть

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного.


Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палащелье (приложение 1) в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве. В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль. . Палащельская роспись относится к типу графических, для которых характерна четкая обводка всех контуров с последующим заполнением цветов. Бытовые предметы, украшенные этой росписью очень разнообразны. Это и лубяные короба с крышками для хранения приданого, и хлебницы, и деревянные ложки.

Наиболее интересным объектом исследования и, пожалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух. Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). (Приложение 3)

Как правило, материалом для прялки служила ель. Реже мастерили из берёзы (такие прялки стоили дороже). Заготовками для прялок служили гладкие прямослойные куски дерева с прямым корнем. Их сушили, строгали, обчесывали, скоблили – топором, ножом, стеклом, наждачной бумагой. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Мезенская прялка является цельной, в народе её называют прялицей – кокорицей или корневухой. Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам. Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. Выделенные на прялках ярусы, соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира. Как известно, герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам. Ярусы - миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному. При этом не только сюжеты росписей связаны с природой этого приморского края. Весь ритм узора, неспокойный, бегущий, как бы навеян непрерывно струящимися потоками вод: в непосредственной близости с ней проводили свою жизнь мезенские художники. Изображения, помещаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего являются вариантами широко распространенных мировых сюжетов .

В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Изображались одинокие охотники и в компании с приятелями, и на лошадях, и пешие, и с собаками. Сразу видно, что охота – любимое занятие местных мужчин. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских прялок — «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Нередко встречались сцены гуляний и праздников: дама в пышном платье в паре с кавалером.



Мастера мезенской росписи

Мастерством росписи прялок в Палащелье славились пять семей - Аксеновы(самая древняя династия), Новиковы, Федотовы, Шишовы и Кузьмины.



Аксеновы Степан Дорофеевич Аксенов – по всеобщему признанию самый плодовитый мастер Палащелья. Шутили старики: «Семья большая — экое место леса извели». Но поминали с уважением и мастерство ценили.
      Брат Степана Дорофеевича — Василий — не только славился мастерством, но его вообще считали удачливым, говорили, что во всем ему везет. Дочь Василия Дорофеевича — высокую, полную, румяную — называли «хвалёнкой», то есть люди хвалили ее по всем статьям. Про других Аксеновых известно меньше. Говорили, что жил и красил прялки Кир Аксенов, но он умер еще до первой мировой войны, а сын его, Матвей, хоть и писал, но мало: с фронта вернулся без руки. Узоры он выводил смело, а вот когда приходилось писать цифры, они с непривычки получались у него перевернутыми, как в зеркале. Удалой охотник Фирс Аксенов славился не столько достоинством раскраски, сколько тем, что, отправившись на ярмарку на Вашку, быстрей всех умел расторговаться: всё сбудет — и прялки, и лукошки, и ложки, и поварешки. У Филиппа Аксенова ремесло, как говорили, «из рук не выходило», хоть он числился ямщиком и держал пару коней для почты. На прялках изображал коней, оленей, а также петухов и других птиц. Яков Аксенов, или, по-деревенскому, «Якунька», расписывал неказисто: до денег жаден, на работу скуп, он всегда торопился и даже оленей не писал — нарисует трех коней и ладно, а сверху да снизу крестов наставит. Зато вывезет на ярмарку и языком бойко действует — так нахвалят, что живо сбудет. Рассказывали еще про одного Аксенова — Егора Михайловича, во это уже не в похвалу мастерству, а для смеха. Егор расписывать не научился — всё больше приторговывал. Наберет в Палащелье лубянок, чаш, прялок, нагрузит два воза и едет продавать. Однажды в 1919 году отправился в Пинегу, а там его и забрали как спекулянта. Егор — мужик сметливый, вынул старую справку, что обрушилось на деревню стихийное бедствие, сгорело двадцать два дома. Добавил ловчило к справке, что он едет за материалами, а чтобы не идти порожняком, захватил деревянные поделки от погорельцев.

Техника. Сочетание элементов: вписанный в клетки по вертикали столбик из косых штрихов и по цепочке из косых крестиков по бокам, а также на оборотной стороне вписанные в наклонные клетки заштрихованные миндалевидные фигуры. На ножке – чередование «курочек» и красных диагональных крестиков с вложенными в них углами.

Новиковы. Красивым рисунком отличался Прокопий Семенович, старейшина фамилии — Новиковых. Умел он вырубить прялку, вырезать ложку, выточить чашку, сам же и расписывал. Один из очень немногих изображал коней не только на прялках, но и на крышках лукошек и коробов. Интересной особенностью манеры Прокопия Новикова являлось то, что внизу лопасти, у ножки, он любил рисовать двух коней «на дыбках».
Прялка, расписанная палащельским мастером Прокопием Семеновичем Новиковым в 1908 году:

Особо отмечены работы Михаила Алексеевича Новикова, для которых характерны сочетание древних традиций и их творческое переосмысление . Афанасий Прокопьевич Новиков любил крупный рисунок и достаточно набил руку. Отдельные детали располагал со вкусом, старался ничего сложного не давать. Нужда заставляла этого мастера торопиться.  В противоположность ему Новиков Гаврила Васильевич писал мало, но старательно, прорисовывая интересные подробности, и уж не упускал возможности дать над рядом коней (конечно, не из трех, а из четырех фигур) еще и ряд оленей. Помнят из Новиковых еще Матвея Васильевича, а некоторые даже утверждают, что роспись его на прялках мельче и изящнее, чем у Гаврилы Васильевича. Но из всех прялок нельзя с достоверностью ни одну приписать Матвею. Двое братьев Новиковых — Евдоким и Никифор Елисеевичи - расписывали только лукошки и не решались браться за прялки. Но лукошки и коробья получались по всем мезенским традициям. Один из Новиковых — Ивана Григорьевич - еще жив. Росписи он научился в семнадцать лет от деда Василия Петровича и от дяди - старательного мастера Гаврилы Васильевича. На своем веку Иван Григорьевич расписал сотни прялок.



Техника. Крупный рисунок, писали бегущих в 2 ряда коней и оленей. Элементы росписи оригинальны: под обычными парными треугольниками шла еще полоса необычных треугольных же рубчиков с каемкой, а затем, две простые розетки из четырех лепестков в виде капель, а меж лепестками черные черточки. Рисунок на обороте, где обычно проявляется фантазия автора, не очень щедрый: горка, а на ней дерево с голыми ветками и пышной вершиной, а внизу лопасти, у ножки (больше всего присуще Прокопию Семеновичу) два коня «на дыбках».

Федотовы Когда поминают палащельских мастеров, часто называют фамилию Федотовых. Наилучшим считалось мастерство Алексея Михайловича Федотова. Его вписанные в квадрат узоры отличаются сложностью и оригинальностью. Но только один из Федотовых заслужил большую славу-это Василий Климентьевич Федотов, по прозванию Вася Климович, который вкладывал в свои изделия не только мастерство, но и душу. Рисовал Климович не попросту, не следуя только традиционному рисунку, а по-своему, с выдумкой. Этот мастер не спешил, расписывая, не делал кое-как, лишь бы сбыть на ярмарке: он фантазировал. У Климовича узорочье более русское, чем у кого-либо из мезенских мастеров-художников.



Техника Затейливая, с выдумкой. На лицевой стороне лопасти помещались в два ряда олени и кони по четыре и по пять, а не по три в ряд. Иногда даже на всех конях были изображены всадники. Нет однообразных клеток, а есть восемь разных узоров клетки.

Шишовы Зять Василия Климовича – Афанасий Иванович Шишов. Лесник по основной своей профессии, три с половиной десятка лет, проведший на этой работе, он лишь изредка занимался резьбой по дереву, изготовлением различных обиходных деревянных вещей — прялок, лукошек — и раскраской их. Чаще всего он мастерил прялки для родни, а не на продажу, поэтому не торопился, старался, соблюдая все традиционные требования в расположении узоров, прибавить еще что-нибудь и от себя.  Не прост силуэт его прялки, а как-то по-старинному, по-русски красив: лопасть широкая и не с обычными четырьмя, пятью или шестью главками-маковками на верхушке, а с закругленным прорезным узором. Видно, мастер отлично знал все мезенские элементы росписи — и коней, и оленей, и курочек, и «бёрдо» — решетку, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого стана. Но располагал он их по-своему, и первое отличие его стиля — это щедрость.







Техника Щедрая. Создается впечатление стремительности движения, над мчащимися конями - вереница оленей. Своеобразны и клетки в «бёрде». На обороте прялки изображались и кони, и олени, и конь, запряженный в сани, и дерево с двумя птицами и даже пароход. Характерны: диагональные крестики в разделенном на четыре части квадрате, либо квадрат расчерченный диагонально на четыре квадратика и восемь треугольников

Мастер Иван Васильевич Кузьмин , работал в технике прялок. Для росписи он использовал сажу и красную глину, разбавляя их водой и добавляя смолу лиственницы. Подобно тестю своему, Афанасию Ивановичу Шишову, он всю жизнь работал лесным объездчиком и только осенью и зимой, когда наступала пора вынужденного безделья, он брался за прялки. Видимо, превосходный мастер Шишов сумел передать мужу своей дочери уважительное отношение к искусству. (приложение 2)


Техника Рисовались не только кони и олени, но еще и «курочки», оснащая их волосиками — черточками с завитком, волнистой линией подчеркивались поперечные красные полосы, заканчивая бёрдами, добавляя то, что необходимо для традиционного орнамента. Так же прорисовались у коней гривы, хвост, ноги, а у оленей ноги и ветвистые рога. Орнамент создавался главным образом черным кружевом кружочков и черточек. (4)

Анализ прялок

В середине XIX века промысел предстает уже оформившимся. В 1865 году промыслом занимались 30 мастеров из десяти семей. В первое десятилетие XXв. изготавливало и раскрашивало деревянные изделия в Палащелье 48 мастеров. В 20-х гг. XX в. в Палащелье работал И.В Кузьмин с женой Ниной Афанасьевной ,Г.Г.Кузьмин –с сестрами Агафьей, Анисьей и женой Ниной Егоровной. В 20-е годы XIX века прялки расписывали: Филипп Иванович Федотов, Матвей Кирович Аксенов,Егор Михайлови Аксенов,Прокопий Семенович Новиков и его сын Афанасий,Гаврила Васильевич Новиков,иван Григорьевич Новиков,Григорий Филиппович Федотов, Афанасий Иванович Шишов.

Прялки с мезенской росписью можно встретить и в Пинежском, Лешуконском и Холмогорском районе и в Ненецком автономном округе. Они бойко раскупались на ярмарках, начиная с 16 века, как в Мезени, так и в Пинеге.

Сохранились прялки и в нашем районе. Чью же технику использовали мастера?



Описание прялок (приложение 3)

Закончила школу искусств, изучила техники мастеров мезенской росписи и теперь могу со знанием дела посмотреть не только на прялку, которая меня интересовала с детства, но на те, которые находятся в музее, детском саду, школе искусств.



  1. Домашняя прялка. Сохранилась в семье Калинцевой Марии Васильевны.

Мария Васильевна - моя бабушка, и чтобы лучше понять историю прялки своей семьи, я решила обратиться к ней за помощью. Вот что поведала моя бабушка:

- Моя мама - Клавдия Семеновна была старшим ребенком в семье, ее мать -Широкая Анна умерла рано, и поэтому на Клавдию Семеновну легли все хлопоты по хозяйству. У нее было очень много братьев и сестер, и даже когда у Клавдии Семеновны появилась своя семья, она все равно продолжала вязать своим братикам и сестричкам варежки и носочки. Конечно, самым главным в этом деле была прялка! Ведь чтобы связать красивую вещь сначала нужно очень аккуратно и умело приготовить шерсть. Вот как это все происходило: сначала шерсть на цепахах цепают, кверху привязывают кудель перебирают нитки и начинают прясть. Затем Клавдия Семеновна садилась за прялку и одной рукой держала веретено, а другой поправляла из кудели шерсть и сматывала нитки в клубок. Пряхам нравились различные узоры на прялке, которые придавали вдохновение в работе.



Характеристика: прялка кокорица, дерево ель. Родина прялки - Д.Долгощелье Мезенского района, сохранилась в семье Калинцевой Марии Васильевны. Передана в наследство от ее матери Широкой Клавдии Семеновны,а ей досталась в приданое от матери Широкой Анны. В 1947 году прялка была перевезена в г.Мезень, где она и находится по сей день. На прялке изображены, размещенные в 2 ряда достаточно крупные лошади. Над ними птички и розетки из четырех лепестков в виде капель, а меж лепестками черные кружочки, техника Новиковых.

  1. Прялка кокорица, дерево ель, д. Жердь Мезенского района, сохранилась в семье Фафулевой Зинаиды Анатольевны. Передана в наследство от матери Фафулевой Анны Евлампиевны – 1906 года рождения, а ей досталась в приданое от матери Марии Егоровны Торцевой – 1807 года рождения. На прялке изображены «курочки», с волосиками — черточками с завитком, волнистой линией подчеркивались поперечные красные полосы, заканчивая бёрдами, техника Кузьминых.

  2. Прялка корневуха ,дерево ель. Находится в музее детского сада «Улыбка» с 2005 года. Подарена музею Еленой Егоровной из. М.Слободы. г.Мезень. На прялке изображены бегущие лошади и олени, а внизу у ножки, два коня «на дыбках»,техника Новикова Прокопия Семеновича

  3. Прялка кокорица,дерево ель – Подарена музею детского сада из Д.Азаполье Мезенского района семейством Казаковых. На прялке расположены в два ряда олени и лошади, а также узор на два ряда квадратов в виде волнистых линий, автор неизвестен, но в его работе присутствуют техники Шишовых и Новиковых

  4. Прялка корневуха, дерево ель. Находится в мезенском Краеведческом музее. Передана туда школьниками, которые совсем случайно нашли прялку на свалке. Дата изготовления-1860 год. На прялке изображены 2 лошади, окруженные птичками, а вверху узор, окруженный косыми штрихами, внизу два коня « на дыбках» автор неизвестен, но в его работе присутствуют техники Аксеновых и Новиковых

  5. Маленькая прялочка, изготавливалась специально для девочек. Г.Мезень, Мезенский район. Дата изготовления прялки-1914 год. В 1997 году досталась Шумовой Татьяне Михайловне от ее няни. Автора прялки определить очень сложно, она сочетает техники многих мастеров.

  6. Прялка кокорица, дерево ель. г.Мезень Мезенского района. Передана Детской Школе Искусств Джеммой Константиновной Калининой в 2007 году. На прялке изображены бегущие в 2 ряда лошадки и олени,над ними узоры в квадратах, в которых присутствуют крестики, техника Шишовых

  7. Прялка корневуха, дерево ель. г.Мезень Мезенский района. Подарена Детской Школе Искусств Марией Ершовой в 2002 году, а ей прялка перешла по наследству от бабушки. На прялке изображены в 2 ряда бегущие лошадки и олени, на обороте изображено дерево, техника Новиковых


Заключение

Поработав над данным исследованием, я рассмотрела особенности техники работы палащельских мастеров и поняла, что у каждого художника есть своя манера росписи. Новиковы рисовали крупный рисунок, Федотовы - с выдумкой, нет однообразных клеток, есть разные узоры. Шишовых отличала щедрость изображения, а Кузьминых роспись оживлялась кружевом кружочков и черточек. У Аксеновых получался аккуратный мелкий рисунок. Я думаю, что особенности манеры росписи зависят от характера и мироощущения художника. Мне же нравится крупный рисунок, но с выдумкой

Теперь своим сестричкам можно рассказать многое о бабушкиной прялке и о тех мастерах, которые хотели оживить внешний вид этого орудия труда. Им так же, как и нам хотелось ходить в теплой одежде, которая согрета теплотой, заботой и любовью их матерей и жен. А еще я узнала, что маленькие прялочки тоже изготавливали, и дарили маленьким девочкам (такая прялка имеется в Пинежском краеведческом музее и у моей учительницы шумовой Татьяны Михайловны) (Приложение 3 ) и на ней тоже имеется мезенская роспись. Была бы у меня такая прялочка в детстве, я бы точно переняла мастерство от своей прабабушки!

Какие удивительные вещи эти прялки! Сколько пользы они приносят людям!



Библиографический список

  1. Палащельская роспись из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: каталог/ Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005. – 184с.: ил.

  2. Мезенская Роспись.–Режим доступа:http://fyodors.narod.ru/paintings.htm.-11.12.2011.

  3. (3). – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/arbat/puty/3.htm.-18.12.2011.

  4. (4). – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/arbat/puty/4.htm.-18.12.2011

  5. Дмитриева, С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера/C.И Дмитриева. -М: Наука,1988 г.- 240 с.

  6. Мезенская роспись по дереву. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/48480.-05.01.2012

  7. Культурное наследие Архангельского севера.- Режим доступа: http://www.cultnord.ru/Mezenskaja_rospis.html.-05.01.2012

  8. Ларин О. Мезенские сюжеты. – М.:Сов. писатель, 1980 г. – 253с.

  9. Антипин А. Прялка. – Мезень: ГУП «Мезенская типография», 2006 г. – 67с.

  10. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/ Фотогр. автора. – М.:Дет. лит.,1983. – 191с.:фотоил.


Приложение 1. Деревня Палащелье



Приложение 2.Палащельский мастер Иван Васильевич Кузьмин за работой в 1962 году



Приложение 3.Фото прялок (По одной фотографии каждой прялки(с одной стороны))

Прялка семьи Калинцевых.



Прялка семьи Фафулевых.



Прялка из детского садика «Улыбка»(3)



Прялка из детского садика «Улыбка»(4)



Прялка из Мезенского краеведческого музея



Прялка Шумовой Татьяны Михайловны



Прялка Джеммы Константиновны Калининой



Прялка семьи Ершовых.



Прялка из музея д.Жерди



По 2 фотографии каждой прялки(с двух сторон)








































Приложение 4. Выставка прялок в Мезенском Краеведческом музее





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет