Обоснование темы диссертации
на соискание ученой степени доктора социологических наук
Мельникова Андрея Сергеевича
“Экзистенциальная социология как парадигма:
процесс онтологизации современного социологического знания”
по специальности 22.00.01 – теория и история социологии
Актуальность темы. В современной социологии наметилось несколько устойчивых тенденций, способных в значительной степени определить ее долгосрочные теоретико-методологические перспективы. К таким тенденциям можно отнести смещение исследовательских акцентов от макро- к микроуровню социальной жизни, сдвиг от абстрактного к конкретному и от номотетического к идеографическому, повышение интереса к ситуационности, повседневности, субъективности и телесности, развитие качественных методов, обращение к чувственно-эмоциональным и иррациональным аспектам социальности.
На фоне смещения исследовательских ориентиров среди социологов наблюдается относительное согласие в констатации кризисных и негативных состояний современного общества, для которых характерны множественность, транзитивность, текучесть, турбулентность, низкая степень стабильности и определенности социальных структур. К важным факторам кризиса относят процессы глобализации, значительное ускорение социальной жизни вследствие развития коммуникационных технологий и социетальный переход к постматериалистическим ценностям, отражающим саморазвитие, ситуационную этику, осознанность и аутентичность, снижение значимости авторитета и акцент на смысложизненных ориентациях. С точки зрения структуры социологической науки, происходящие изменения повлияли на формирование и развитие целого ряда исследовательских направлений, среди которых можно отметить социологию эмоций, визуальную социологию, социологию тела, социологию повседневной жизни, социологию катастроф, социологию риска, социологию пространства, публичную и клиническую социологию.
Комплексное и всестороннее осмысление перечисленных тенденций указывает на возрастание актуальности экзистенциальной парадигмы в социологии и необходимость онтологизации социологического знания посредством обращения к проблематике конкретного существования социальных процессов и явлений. Экзистенциальный подход становится наиболее востребованным в отношении целостного отображения и интеграции наличных тенденций развития социологии, поскольку намечающиеся в их контексте методология, тематика, проблемное поле и понятийно-категориальный аппарат в наиболее высокой степени согласовываются, а во многом совпадают с базовыми положениями экзистенциальной социологии, которая имеет сегодня все основания для обретения парадигмального статуса.
В связи с актуализацией экзистенциальной парадигмы в социологии необходимой становится историко-теоретическая систематизация ее разрозненных направлений, выделение общих исследовательских принципов и положений, определение и согласование ключевых понятий и категорий. Обоснование парадигмального статуса экзистенциальной социологии предполагает приобщение к решению фундаментальных проблем общетеоретического синтеза в таких его аспектах как междисциплинарность, полипарадигмальность, взаимосвязь микро- и макроуровней социологического знания. Значимость исследовательской стратегии онтологизации, лежащей в основе экзистенциальной социологии, заключается в том, что она не только переносит дедуктивным способом акценты с социетальной проблематики в контекст глубинного субъективного переживания социальной реальности, но и в более широкой перспективе намечает индуктивную переориентацию социологической теории путем возведения индивидуального измерения экзистенции на уровень социального существования. Синтезообразующий и интегративный потенциал экзистенциальной социологии связан с приданием непосредственному опыту или переживанию социальной реальности индивидуальными и коллективными субъектами значения основного исследовательского предмета, тогда как ее гуманистический посыл отражен в обращении к социальным составляющим негативного опыта и пограничных ситуаций в таких формах как страдание, отчуждение, боль, депрессия, страх, смерть.
Как относительно самостоятельное направление экзистенциальная социология начала формироваться в 1960-70 гг. на основании синтеза социологической традиции и философского экзистенциализма. На сегодняшний день выделяется три наиболее заметные линии развития экзистенциальной социологии, к которым относятся социологическая теория ее основоположника Э. Тирикьяна, исследования калифорнийской школы экзистенциальной социологии (Дж. Дуглас, Дж. Джонсон, Дж. Котарба, А. Фонтана, Д. Алтейди и др.) и работы бельгийского экзистенциального социолога М. Болль де Баля. Специфические версии экзистенциальной социологии возникли в виде таких подходов как социология социальной экзистенции (П. Штомпка), социология абсурда (С. Лаймен, М. Скотт), транссубъективный экзистенциализм (Д. Гинев), экзистенциальная концепция глобализации (Х. Буде, Ю. Дюршмидт), социо-онтология (П. Асперс, С. Коль), социология опыта (Ф. Дюбе), теория воплощенности (К. Шиллинг). Значимые исследования в области экзистенциальной социологии представлены в работах А. Ребила, П. Меннинга, К. Вольфа, М. Вейнштайна, Д. Вейнштайн, К. Тогнонато, Д. Мартучелли, С. Линга. Концептуализация экзистенциальной социологии на основании экзистенциализма Ж.-П. Сартра отражена в публикациях Дж. Хейм, Я. Крейба, Дж. Макгуигана. Различные, в том числе критические аспекты экзистенциально-социологической проблематики рассматривались М. Дюфренном, Ф. Бервальдом, С. Брюином, К. Коевым, С. Фарраллом, К. Семмесом, Б. Джонстоном, С. Кафказли, Р. Богартом, Э. Армстронгом, П. Растоги, С. Крукс, Х. Фергюсоном, С. Неттлетон, М. Берндтссон, К. Адамсоном, Р. Габитовой, П. Гайденко, Г. Тавризян, С. Титаренко, К. Муздыбаевым, С. Голенковым, В. Бачининым, А. Готлиб. Отдельные попытки историко-теоретического анализа экзистенциальной социологии предпринимались Л. Иониным, А. Гаспарян, Д. Алиевой, В. Кисилем, К. Райдой, Г. Бекхаусом, Б. Кингом.
В отличие от указанных исследований, создавших лишь общие условия и предпосылки для возникновения экзистенциальной парадигмы в социологии, научная проблема, обусловившая направленность данной диссертационной работы, состоит в противоречии между высокой востребованностью применения экзистенциального подхода в условиях текущих социальных изменений и соответствующих тенденций развития современного социологического теоретизирования, и отсутствия той необходимой парадигмальной концептуализации экзистенциальной социологии, которая сделает возможным ее использование в качестве общепринятой системы исходных принципов и положений, задающих определенную логику исследования и организации знаний в полипарадигмальном поле социологической науки.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-теоретическая концептуализация и обоснование экзистенциальной социологии как парадигмы, направленной на онтологизацию социологического знания.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
-
с позиции историко-социологического похода раскрыть процесс возникновения, становления и развития экзистенциальной социологии;
-
определить основные теории, концепции, методы, понятия и категории экзистенциальной социологии;
-
выявить и концептуализировать наиболее общие теоретические положения и принципы экзистенциальной социологии как целостного подхода;
-
на основании результатов историко-социологического и теоретического анализа обосновать парадигмальный статус экзистенциальной социологии;
-
раскрыть сущностные характеристики онтологизации социологического знания как исследовательской стратегии экзистенциальной парадигмы в социологии;
-
выяснить положение и интегративный потенциал экзистенциально-социологической парадигмы в полипарадигмальной структуре социологии.
Объект исследования — экзистенциальная социология как направление современной социологической теории.
Предмет исследования — парадигмальный статус экзистенциальной социологии в контексте процесса онтологизации социологического знания.
Ожидаемая научная новизна. В диссертации впервые будет разработана концепция экзистенциальной социологии как парадигмы, основанной на исследовательской стратегии онтологизации социологического знания и включающей в себя системообразующие положения (субъективный реализм, тотализм, трансакционизм, сенсуализм, ситуационный анализ), которые обеспечивают интеграцию всего многообразия экзистенциально-социологических теорий, концепций, методов, понятий и категорий. Научная новизна будет конкретизирована в следующих результатах:
Планируется впервые:
-
определить и обосновать категорию социальной экзистенции, согласно которой в качестве предмета и основной парадигмальной предпосылки социологического теоретизирования выступает социальный опыт и непосредственное субъективное переживание сосуществования в контексте социальной реальности;
-
с позиций экзистенциальной социологии раскрыть сущность и механизмы процесса онтологизации социологического знания и соответствующего ему социокультурного процесса аутентификации, которые объединяет их направленность от абстрактно-рациональных форм мышления к конкретно-интегральным формам социального опыта, включающим как рациональные, так и чувственно-эмоциональные элементы. При этом если в основе механизма онтологизации лежит экзистенциальное моделирование социальной реальности через установление пространственно-временных, материальных, перцептивных и сенсорных измерений опыта, то процесс социальной аутентификации раскрывается через такие его составляющие как транспарентность, фактичность, спонтанность, непосредственность, ответственность, идентичность;
-
концептуализировать знания в области истории и новейших теорий экзистенциальной социологии, включающие в себя интегрированные результаты исследований широкого круга экзистенциально-социологических концепций и их авторов (Э. Тирикьян, М. Болль де Баль, П. Штомпка, С. Лаймен, М. Скотт, Д. Гинев, Х. Буде, Ю. Дюршмидт, П. Асперс, С. Коль, К. Шиллинг, А. Ребил, Дж. Хейм, К. Вольф, М. Вейнштайн, Д. Вейнштайн, С. Линг, К. Коев, С. Неттлетон).
-
в контексте историко-социологической концептуализации обосновать понятие калифорнийской школы социологии (Дж. Дуглас, Дж. Джонсон, Дж. Котарба, А. Фонтана, Д. Алтейди), научная деятельность которой представляет собой одно из основных направлений развития современного экзистенциально-социологического знания и характеризуется такими теоретико-методологическими принципами как индуктивность, исследовательская эмпатия, трансситуационность, качественный и этнографический анализ, акцент на чувственно-эмоциональном содержании социального опыта.
Будет усовершенствовано:
-
систематизация категорий экзистенциальной социологии до уровня парадигмального понятийно-категориального аппарата, выстроенного вокруг центральной категории социальной экзистенции и включающего в себя такие основные взаимосвязанные элементы как опыт, переживание, состояние, аутентичность, выбор, ситуация, событие, становление, смысложизненные ориентации и предельные ценности.
-
социологические понятия и типологизация пограничной ситуации и негативного опыта, в условиях которых происходит изменение ценностных структур сознания и осуществляется выход за пределы естественной установки и интериоризированных институциональных норм. К общим типам пограничных ситуаций будут отнесены коллективные и индивидуальные, прямые и опосредованные ситуации. Негативный опыт может быть рассмотрен в системе общей типологии опыта, который определяется как непосредственное и целостное переживание реальности, и включает в себя такие типы как физический, когнитивно-ментальный, эмоциональный, социальный, религиозный, синхронный и асинхронный опыт.
-
понимание проблемы соотношения онтологических и гносеологических аспектов социологической теории посредством определения основного принципа онтологизации, утверждающего преобладание существования социального (онтология) по отношению к его сущности (гносеология) и указывающего на проблематичность осуществления научного исследования без определения экзистенциальных оснований изучаемого предмета. Планируется показать, что чрезмерное преобладание гносеологических аспектов социологического теоретизирования может приводить к возникновению абстрактных понятий, частично или полностью лишенных экзистенциального основания;
Получит дальнейшее развитие:
-
онтологическая проблематика общей социологической теории, где с позиции экзистенциальной парадигмы утверждается необходимость онтологизации основных социологических категорий через определение способов и форм их конкретной данности в социальной экзистенции и непосредственном опыте социальных субъектов.
-
социологическое понятие выбора как элемента социального действия, где механизм выбора рассматривается с точки зрения актуализации и формализации глубинных экзистенциальных структур субъекта, с учетом контрфакторов, препятствующих осуществлению действия. В теоретико-методологическом отношении понятие выбора предполагает обоснование и использование исследовательского подхода моральных дилемм, изучение разрешения которых позволяет раскрывать латентное экзистенциальное основание социального действия. Вместе с тем, социальное действие связывается с ценностными иерархиями личности и феноменом локализации рациональности, который заключается в самоотождествлении субъекта в рамках предельных смыслов, определяющих ценностные иерархии и граничащих с неструктурированными уровнями существования. В отличие от рационального выбора, экзистенциальный тип выбора состоит в интегральном разрешении неопределенности, предполагающем единство рациональных и чувственно-эмоциональных составляющих опыта;
-
социологическая теория личности, где в дополнение к традиционным подходами (ролевая теория, диспозиционная теория и др.), обосновывается экзистенциальная концепция, согласно которой динамичная структура личности включает в себя экзистенциальное и социальное Я, онтический и онтологический уровни существования, аутентичность и неаутентичность, открытость и ситуацию;
-
определение положения и межпарадигмальных связей экзистенциальной социологии в структуре социологического знания. Будет раскрыта связь экзистенциальной социологии с другими теориями и парадигмами, а также показана ее внутренняя структура как взаимосвязь микро-, макроэкзистенциальной социологии и экзистенциально-социологических теорий среднего уровня (социология повседневной жизни, социология эмоций, социология тела, визуальная социология, социология пограничных ситуаций и др.).
Предполагаемая значимость полученных результатов. На теоретическом уровне экзистенциальная парадигма может быть задействована в качестве механизма интегративного осмысления онтологических оснований социологического знания. На эмпирическом уровне значимость заключается в утверждении индуктивной методологии и обеспечении теоретико-методологического базиса качественных методов исследования. В прикладном отношении полученные результаты касаются решения социальных проблем, в частности, связанных с критическими и кризисными ситуациями, а также прикладных подходов изучения и разрешения социальных проблем (социологическая интервенция, социоанализ, исследование-действие, клиническая и публичная социология). Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в области социальных и гуманитарных наук, при создании учебной литературы, в разработке общих и специальных курсов по социологии.
Публикации. Тема диссертационного исследования отражена в 24 публикациях, из которых: 14 статей в специализированных изданиях по социологии (4 в соавторстве); 1 зарубежная статья; 3 главы в зарубежных монографиях (в соавторстве); 6 — тезисы научных конференций.
Достарыңызбен бөлісу: |