Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет социологии
Программа дисциплины
Визуальная социология – социологическое воображение (практикум)
для направления/ специальности 040100.62 Социология подготовки бакалавров
Авторы программы:
Иконникова Н.К., к.социол.н., доцент, nikonnikova@hsre.ru
Андреев А.Н., ст. преподаватель, susociology@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой Н.Е. Покровский
Рекомендована секцией УМС«___»____________ 2013 г.
Председатель
Утверждена УС факультета социологии«___»_____________2013 г.
Ученый секретарь________________________ [подпись]
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 040100.62 Социология подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Визуальная социология – социологическое воображение (практикум)».
Программа разработана в соответствии с:
ОС ВПОНИУВШЭ;
Образовательной программой 040100.62 Социология.
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 040100.62 Социология, утвержденным в 2011 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Визуальная социология – социологическое воображение (практикум)» являются: углубление знаний студентов в области теоретической социологии, расширение их знания методологии, развитие навыков аналитической интерпретации фотодокументов. Основными учебными задачами курса являются:
-
показать студентам возможности визуализации ключевых категорий, понятий социологического анализа с помощью фотографии;
-
дать студентам навыки использования визуальных методов анализа в социологическом исследовании;
-
научить интерпретировать социальную информацию, представленную фотодокументами (созданными исследователем и исследуемыми);
-
показать возможности анализа визуальной информации, взаимодополнения различных социологических методов;
-
изучить основные принципы работы фотографа с фотоматериалами (техники фотосъемки, техники компьютерной обработки фотоизображений);
-
показать важность визуальной социологии для современного анализа социальной реальности, отображения социальных проблем.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-
ключевые понятия социологической теории, основные социологические и подходы, в том числе в области визуальной социологии;
-
историю, возможности и ограничения социально ориентированной фотографии в соотнесении с социологической фотографией;
-
базовые характеристики различных методов социологии;
-
основные принципы фотографирования и компьютерной обработки фотоизображений.
Уметь:
-
сформулировать социологическую проблему, фиксируемую средствами фотографии;
-
соотнести визуальные данные с социологическими понятиями, теориями, объяснительными моделями;
-
иллюстрировать социологические понятия, категории фотоизображениями и другими визуальными данными;
-
собирать визуальную (фотографическую) информацию в «полевых» условиях.
Иметь навыки (приобрести опыт):
-
работы с различными источниками социологической информации (фото и другие визуальные данные, статистические базы данных, журналы и пр.);
-
представлять результаты сбора данных и их анализа в форме отчетов, презентаций, эссе;
-
взаимодействия с различными категориями людей, группами в процессе сбора фотографической информации;
-
фотографирования в «полевых» условиях (включенное, невключенное, скрытое наблюдение, эксперимент и пр.), обработки фотоизображений различными программными средствами.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения(формируется частично)
|
ОК-1
|
- демонстрирует возможности использования визуальной (фотографической) информации в социологических исследованиях
- соотносит фотографические данные с другими видами данных
- фиксирует социальные события, процессы с помощью фотографии, так что результаты фиксации могут использоваться как источник социологической информации
|
лекции, семинарские занятия, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь(формируется частично)
|
ОК-2
|
- умеет аргументированно и структурированно ответить на вопросы (семинарского занятия, дополнительные)
- ведет дискуссию, высказывать аргументы и критику
- умеет сделать доклад, подготовить презентацию
- выполняет письменную работу в соответствии с предъявляемыми формальными и содержательными требованиями (отраженными в критериях оценивания)
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности(формируется частично)
|
ОК- 8
|
- участвует в практических занятиях («в поле»), фотографировании реальных событий и людей
- отмечает в устных самоотчетах и письменных отчетах социальное значение фиксации социальных событий, поведения людей, сообществ
- демонстрирует знание истории социально значимой фотографии и социологической фотографии
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы(формируется частично)
|
ОК-10
|
- выделяет социально значимые проблемы, которые могут быть предметом изучения с помощью визуальных (фотографических методов)
- связывает социально значимые проблемы с социологическими понятиями, категориями, теоретическими подходами
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования(формируется частично)
|
ПК-1
|
- дает определения ключевых социологических понятий, категорий, методов
- называет основные социологические теории, модели, подходы, в том числе в области визуальной социологии
- объясняет содержание ключевых социологических понятий, категорий, методов
- интерпретирует социальные явления с точки зрения различных социологических теорий, моделей, подходов
- иллюстрирует положения социологических теорий и методик с помощью визуальных (фотографических) методов
- анализирует социальные явления, связывая анализ с содержанием основных разделов Общей социологии
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий(формируется частично)
|
ПК-2
|
- формулирует тему и задачи собственного исследования, основанного на визуальных методах
- объясняет границы применения визуального (фотографического) метода для решения научных задач
- осуществляет отбор и реферирование новейших отечественных и зарубежных источников по конкретной проблеме
- владеет техническими приемами фотографирования и обработки фотоизображений программным средствами
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории(формируется частично)
|
ПК-3
|
- готовит отчеты о фотопрактике и письменные работы в соответствии с требованиям к студенческим работам и ГОСТ оформления библиографических данных
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп(формируется частично)
|
ПК-5
|
- связывает собственный исследовательский интерес с социальными проблемами, потребностями и интересами социальных групп
- делает выводы о социальных причинах проблем социальных групп, источниках их потребностей и интересов
|
лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам и практикам, практические (полевые) занятия, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Профессиональный цикл», Вариативная часть.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Социологическая теория, раздел «Общая социология» (осваивается одновременно с занятиями по факультативу)
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать, уметь объяснять и иллюстрировать основные понятия, категории социологии, основные социологические теории
Иметь общие навыки фотографирования, быть знакомым с основными программными средствами обработки фотоизображений
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Социологическая теория
Дисциплины по выбору, факультативы
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Социологическое воображение и визуальные данные.
|
12
|
4
|
|
|
8
|
2
|
Фотографирование как метод сбора социологических данных
|
14
|
|
|
4
|
10
|
3
|
Визуальное в современном обществе. Теоретические перспективы визуальной социологии
|
12
|
4
|
|
|
8
|
4
|
Социальная и социологическая фотография: история становления, основные принципы
|
12
|
4
|
|
|
8
|
5
|
Профессионализация социальной фотографии и возможности социологического анализа визуальных данных
|
14
|
|
|
4
|
10
|
6
|
Техника фотографирования в контексте визуальной социологии: анализ работ студентов
|
12
|
|
|
4
|
8
|
7
|
Визуальная интерпретация основных социологических категорий: исследовательские возможности и критика метода
|
16
|
4
|
|
4
|
8
|
8
|
Метод наблюдения и фотографирование: техники социального взаимодействия, включения, дистанцирования, эксперимента. Профессиональная этика в визуальных исследованиях: современные подходы, практические рекомендации
|
16
|
4
|
|
4
|
8
|
|
Всего
|
108
|
20
|
|
20
|
68
|
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Текущий
(неделя)
|
Отчет о практических работах
|
|
7
|
|
|
Фотоматериалы студента (до 10 фотографий) на основе групповых внеаудиторных практикумов и самостоятельной внеаудиторной работы. Срок проверки и выставления оценки 5 дней.
|
|
Эссе
|
|
6
|
|
|
Письменная внеаудиторная работа на основе фотоматериалов студента, 1000-1500 слов. Срок проверки и выставления оценки 5 дней.
|
Итоговый
|
Зачет
|
|
8
|
|
|
Устный доклад на основе сданного эссе и фотоматериалов 10 мин, 10-12 слайдов.
При необходимости добора баллов за аудиторную и самостоятельную работу: письменная аудиторная работа (тест), 45 мин.
|
1.1Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль включает проверку самостоятельной работы студентов по освоению теоретического материала (устный и письменный опрос), оценку участия и проверку результатов выполнения заданий практикумов (групповые внеаудиторные практические занятия и самостоятельная работа), проверку знания содержания основной и дополнительной литературы. На основании выполненных практических заданий студент сдает комплект фотоматериалов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале.
Для организации самостоятельной работы студентов используется страница учебного курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/ .
Эссе – письменная внеаудиторная работа объемом 3-4 тыс. слов. Критерии оценивания эссе: 1) соблюдение требований к структуре и оформлению работы (включая наличие титульного листа, ссылочный аппарат, оформление текста); 2) сформулирована проблема, выделены и раскрыты ключевые социологические понятия, соответствующие поставленной проблеме; 3) использованы фотографии, сделанные автором, они интегрированы в текст и служат раскрытию темы и ее основных понятий; 4) приведены и адекватно использованы соответствующие теме социологические источники (теоретические, статистические, иные); 5) автор приводит обоснованные аргументы, делает самостоятельные выводы. Тематика эссе и детализированные критерии приводятся в п. 8.1 настоящей программы.
Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале.
Темы эссе, требования к эссе, требования к сдаче фотографий на зачет размещаются на странице учебного курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/ .
Зачет проводится в форме защиты (устного доклада с использованием PowerPoint) по подготовленным и своевременно сданным эссе и фотоматериалам студентов. При необходимости добора баллов за самостоятельную и аудиторную работу проводится письменная аудиторная работа (тест), 45 мин.
Содержание дисциплины
Социологическое воображение и визуальные данные. Лекция. 4 ауд.ч.
Визуальное в современной жизни. Визуальная культура и визуальные данные в социологии. Процессы виртуализации: понятийный ряд для их изучения, следствия для стратегий и методов исследований. Визуализация и виртуализация в различных сферах жизни (досуг, маркетинг, академические практики). Фотография в контексте повседневности и ее визуализации.
Социологическое воображение и визуализация. Фотографические средства в социологии и расширение возможностей их использования.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к практическим занятиям.
Литература по теме 1 (эти источники и литература по следующим темам размещаются на странице учебного курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/):
1. Покровский Н.Е. Умение видеть и искусство понимать // Штопка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. VII-XVI.
2. Штомпка П. Введение // Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 1-4.
Литература по теме 1 (дополнительная):
1. Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры. 2-е изд. М.: Издательство «Искусство», 1969.
2. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. Фотографические вкладки (Гл. 4, 7, 15, 24).
По данной теме проводится лекция, используются стимулирующие вопросы и фотоматериалы для обсуждения во время лекции, в том числе материалы кейса «Визуальный анализ трансформации социальной среды строящихся олимпийских объектов Сочи-2014».
Фотографирование как метод сбора социологических данных. Практическое занятие. 4 ауд.ч.
Практическое внеаудиторное занятие.
Постановка социологических проблем, для описания которых используются фотоданные. «Наблюдаем явное – пытаемся проанализировать скрытое» (практическое использование приемов социологического воображения).
Этические и правовые вопросы, взаимодействие со снимаемыми людьми, взаимодействие с представителями администрации, органов власти (введение, инструктаж).
Фотографирование городской среды и проблема фотографического образа. Приемы съемки в городе: геометрия пространства, маршрутизация, работа со светом, серийность фотографий. Цель фотографирования – наблюдение социальных отношений, демонстрации социальных статусов и идентичности, функционирования социальных институтов, типов социальных действий.
Общий объем самостоятельной работы 10 ауд.ч.: выполнение заданий по текущему контролю, обработка фотоизображений, отбор и структурирование фотоизображений с социологической точки зрения.
Литература по теме 2:
Филиппов А.Ф. Прикладная социология пространства // Социологическое обозрение. 2009. Том 8. №3.
Технический блок. Плоскость изображённого пространства. Основы экспозиции: чувствительность, выдержка, диафрагма. Основы композиции: границы и планы кадра. Точка съёмки.
Для опытных пользователей фототехники Тема 2 имеет следующее продолжение:
Формат кадра и фототехника, условия и обусловленность применения: узкий, средний и большой форматы. Светочувствительность плёнки и чувствительность матрицы. Светосила объектива и фокусные расстояния. Зеркальная и дальномерная камеры: способы наводки и особенности затвора.
Литература по теме 2 (дополнительная):
-
Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. М., 1976, С. 33-48; 103-124.
-
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1989, С. 25-52; 69-93.
-
Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры. 2-е изд. М., 1969.
-
Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., 1990, С. 93-124.
-
Фомин А.В. Общий курс фотографии. М., 1975, С. 17-65.
По данной теме проводится практическое занятие, внеаудиторное, выездное, с участием преподавателей курса.
Визуальное в современном обществе. Теоретические перспективы визуальной социологии. Лекции. 4ауд.ч.
Визуальные представления в повседневных и профессиональных практиках. Типология образов Р. Барта и методические следствия. Основные критерии отбора визуальной информации: техника создания, локализация образа, функцию образов. Представления (репрезентации) и имитация. Понятие симулякра.
Визуальные проявления. Основные факторы трансформации визуальной культуры: ускоренное техникой расширение мира, урбанизация, коммерциализация, формирование общества потребления. Насыщенность разных социальных контекстов визуальными образами.
Визуальное воображение и визуальная компетенция социолога.
Основные теоретические перспективы: композиционный анализ, контент-анализ, семиотика, дискурс-анализ, исследования аудитории, антропологический подход.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к практическим занятиям.
Литература по теме 3:
1. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003. С. 378-392.
2. Штомпка П. Визуальность мира и визуальное воображение (Глава 1) // Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 5-18.
Литература по теме 3 (дополнительная):
1. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. Фотографические вкладки (Гл. 4, 7, 15, 24).
По данной теме проводится лекция, используются стимулирующие вопросы и фотоматериалы для обсуждения во время лекции, в том числе материалы кейса «Угорский проект».
Социальная и социологическая фотография: история становления, основные принципы. Лекция. 4 ауд.ч.
История фотографии и ее использование в социальных науках. Социально-ориентированная фотография и ее история.
Первые примеры использования фотографии в социологических исследованиях и журналах. Возрождение интереса к фотографии после 1970-го года. Связь возрождения визуальных методов с культурным поворотом в социологии. Работы И. Гофмана.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к практическим занятиям.
Литература по теме 4:
1. Запорожец О. Визуальная социология: контуры подхода // Интер. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007.№ 4. С. 33-43.
2. Штомпка П. Социология в фотографии и фотография в социологии (Глава 2) // Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 19-28.
По данной теме проводится лекция, используются стимулирующие вопросы и фотоматериалы для обсуждения во время лекции.
Профессионализация социальной фотографии и возможности социологического анализа визуальных данных. Практическое занятие. 4 ауд.ч.
Практическое внеаудиторное занятие. Посещение фотовыставки, обсуждение работ фотовыставки, встреча с профессиональными фотографами, самостоятельное фотографирование в публичном пространстве.
Жанр в фотографии. Из истории становления документальной фотографии. Уличная фотография и её классики: Брессон А., Капа Р.
Литература по теме 5:
-
Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Учение о подобии. М., 2012, С. 109-132.
-
Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. М., 1976, С. 149-151.
-
Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., 1990, С. 129-132.
-
Петровская Е. Антифотография. М., 2003, С. 21-32.
Технический блок. Понятие перспективы в уличной фотографии. Мнимое искажение перспективы. Ракурс. Анализ предварительных результатов выездного практикума.
Литература по теме 5 (дополнительная):
-
Гурлев Д.С. Справочник по фотографии (фотосъемка). Киев, 1989, С. 148-168.
-
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., С. 52-57.
По данной теме проводится практическое занятие, внеаудиторное (выездное), с участием преподавателей курса.
Общий объем самостоятельной работы 10 ч.: выполнение заданий по текущему контролю, обработка фотоизображений, отбор и структурирование фотоизображений с социологической точки зрения.
Техника фотографирования в контексте визуальной социологии: анализ работ студентов. Практическое занятие 4 ауд.ч.
Аудиторный практикум. Анализ фотографических работ студентов с точки зрения композиции, работы со светом и цветом, использования программных средств обработки фотоизображений, социологического содержания. Рекомендации по доработке фотоколлекции, отбору фотографий для зачета.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч. : выполнение заданий по текущему контролю, обработка фотоизображений, отбор и структурирование фотоизображений с социологической точки зрения.
По данной теме проводится практическое занятие, аудиторное. Разбираются все присланные работы каждого из студентов группы, даются общие и индивидуальные рекомендации.
Технический блок. Способы достижения определённых эффектов при съемке. Зона нерезкости и фигуры «боке». Эффект движущегося объекта. Виды света, эффект самого яркого источника света. Эффектные фильтры.
Литература по теме 6:
-
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1989, С. 99-102, 114-131.
Литература по теме 6 (дополнительная):
-
Хеймен Р. Светофильтры. М., 1988.
-
Cokin: Creative filter system. Paris, 1983.
Визуальная интерпретация основных социологических категорий: исследовательские возможности и критика метода. Метод наблюдения. Лекция. 4ауд.ч. Практическое занятие. 4 ауд.ч.
Визуальные данные социологии и их использование. Фотографирование как основной метод: фотографирование, осуществляемое социологом; фотографирование членами групп и сообществ по программе социологического исследования (Photovoices). Фотоизображения и фотографирование как вспомогательный (стимулирующий) метод. Соотношение фотографии и других визуальных методов (рисование, коллаж, видео). Кейс-стади: использование фотоизображений в фокус-группе «Топливо и машинное масло».
Описание и анализ на основе визуальных данных: человеческие личности, действия, интеракции, коллективность и коллективные действия, культура, окружающая среда.
Практическое занятие. «Матрица визуальных данных». Иллюстрация предлагаемой Штомпкой матрицы фотографиями студентов с учетом типов фотографий по Р. Барту и других типологий визуальных данных.
Серия фотографий в социологии. Степень участия исследователя-социолога в процессе взаимодействия с окружающей средой и фотография.
Литература по теме 7:
-
Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. №4. С. 70-83.
-
Штомпка П. Общество в объективе (Глава 3) // Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 29-44.
-
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. Цветные вкладки.
-
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. Цветные вкладки (Гл. 4, 7, 15, 24).
Дополнительная литература:
-
Матич О. Успешный мафиозо — мертвый мафиозо: культура погребального обряда // НЛО. 1998. №33. С. 75-107.
-
Рютерс М. Детство, космос и потребление в мире советских изображений 1960-х гг.: к вопросу о воспитании оптимизма в отношении будущего // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск, С. 453-472.
Технический блок. Цветное и черно-белое изображение. Работа с искусственным освещением. Фильтры в фотографии. Понятие контраста и плотности изображения. Зонная система Адамса.
Литература по теме 7 (дополнительная):
-
Косенко П. Живая цифра. М.: «Тримедиа Контент», 2013.
-
Хеджкоу Дж. Искусство цветной фотографии. М., 1981, С. 42-107.
-
Adams A. Photography: The Negative. Book 2, NewYork, 2005, p. 47-98.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч.: выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к практическим занятиям (работа с фотографиями).
По данной теме проводится лекция, используются стимулирующие вопросы и фотоматериалы для обсуждения во время лекции; практическое занятие на основе «Матрицы визуальных данных» П. Штомпки.
Метод наблюдения и фотографирование: техники социального взаимодействия, включения, дистанцирования, эксперимента. Профессиональная этика в визуальных исследованиях: современные подходы, практические рекомендации. Лекция. 4 ауд.ч. Практическое занятие. 4 ауд.ч.
Фотографирование в контексте метода наблюдения. Общие требования к социологическому наблюдению. Типы наблюдения и особенности использования фотографирования в каждом из них. Включение фотографа в ситуацию. Объективное, субъективное, реакивное в фотоизображении. Дистанцирование (невключение) фотографа: цели, приемы. Фотографическое документирование экспериментов, лабораторных исследований.
Использование количественных методов при анализе содержания фотографий, в том числе серий фотографий, данных мониторингов, повторных наблюдений, пространственных макросистем. Основные этапы анализа содержания.
Личные документы как визуальные данные. Документы, создаваемые не в целях исследования, и PhotoVoices. Интервью с использованием фотографий.
Функции фотографий в социологических исследованиях. Фотографический образ как предмет интерпретации.
Практическое занятие: обсуждение проектов итоговой работы (эссе).
Юридические и этические аспекты работы с фотоизображениями и практики фотографирования. Существующие нормативные регламенты, кодексы, регулирующие юридические и этические аспекты использования фотографий в социологических исследованиях, публикациях, презентациях, публичных проектах. Согласие фотографируемого, необходимость получения согласия, формы получения согласия. Информированность участников визуализации социальной жизни (фотоизображения в публичных, социальных сетях, размещаемые пользователями) и этико-юридические аспекты использования таких визуальных в социологическом исследовании. Протокол по Медийной Этике 101 (MediaEthics 101 protocol). Анализ ситуаций, с которыми столкнулись студенты во время групповых внеаудиторных практических занятий и самостоятельной работы по фотонаблюдению.
Общий объем самостоятельной работы 8 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к практическим занятиям (работа с фотографиями).
Литература по теме 8:
1. Штомпка П. Наблюдение (Глава 4.2),Анализ содержания (Глава 4.3) // Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 48-62.
По данной теме проводится лекция, используются стимулирующие вопросы, документы и фотоматериалы для обсуждения во время лекции; используется игровая техника конструирования ситуаций полевой работы в целях тренинга взаимодействием с фотографируемыми людьми, получения согласия, взаимодействия с представителями администрации, охраны, органов власти.
Технический блок. «Классическая фотография»: проявка. Цифровая фотография: виды файлов и обработка (цветокоррекция). Печать фотографий. Архивирование полевого материала.
Литература по теме 8 (дополнительная):
-
Фогель Э. Карманный справочник по фотографии / С дополнениями Лауберта Ю.К., Москва-Ленинград, 1927, С. 167-192.
-
Линч Р. Использование AdobePhotoshop. М., 2001, С. 300-330; 410-475; 786-804; 811-816.
Образовательные технологии
Используются образовательные технологии, способствующие интерактивному (полилогическому) включению студентов в аудиторные занятия (поскольку учебным планом не предусмотрены семинарские занятия, дискуссии включаются в контекст лекционных занятий и проводятся в рамках практических занятий). Практические занятия являются важнейшей частью курса, они включают аудиторные практикумы по технике и теории фотографирования и внеаудиторные занятия («полевая» практика), разбираются кейсы из практики ряда визуальных исследований, реализуемых преподавателями курса и описанными в научной и учебной литературе, в т.ч. зарубежных пособиях по визуальным исследованиям. Используются психологические и коммуникативные тренинги, направленные на выработку навыков взаимодействия в процессе фотографирования. Каждое практическое занятие включает элементы технического исполнения фотографического снимка (технический блок).
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 1.2Тематика заданий текущего контроля
Ниже приведен пример практического внеаудиторного занятия (практическая работа 1) и требования к эссе.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МАРШРУТНОЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»
Выбор темы внеаудиторного практического занятия обусловлен существующими правовыми ограничениями, связанными с получением и использованием изображений физических лиц и различных объектов. Для фотографирования в публичном пространстве не требуется получения специальных разрешений и личного согласия фотографируемых.
По составленному заранее маршруту (по карте города) студенческая группа проходит определённые контрольные точки, где её члены встречаются с руководителями курса для консультаций.
Предварительно, до выхода на маршрут, студентам необходимо тематизировать предполагаемый маршрут, определить серию фотографируемых объектов (сформулировать тему, выделить проблему для наблюдения). Целью съемки является наблюдение, получение фотоданных, иллюстрирующих социальные отношения, явления, процессы, функционирование социальных структур и институтов, проявления различных типов социальных взаимодействий. При подведении итогов по практикуму артикулируется отклонение конечной тематизации после прохождения маршрута от начальной, созданной вне исследовательской практики. Студентами подготавливаются презентации с визуальной тематизацией маршрута, серией фотографий.
Примеры возможных тематизаций:
-
мобильность в физическом и социальном пространстве
-
автомобильность как явление социальной жизни
-
кафе как пространство публичных и частных коммуникаций
-
миграция и ее влияние на социальную среду
-
очередь как социальный институт
-
город как текст: лозунги, неформальные надписи, граффити и др.
-
мобильная техника в социальных взаимодействиях
-
отношения дружбы, любви, партнерства и их демонстрация в публичном пространстве.
ЗАДАНИЕ К ЭССЕ И ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ – УСТНОМУ ДОКЛАДУ НА ОСНОВЕ ЭССЕ И ПОДГОТОВЛЕННЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ :
1. Тема эссе включает в себя определение предмета анализа и иллюстрирования и основной проблемы, раскрыть которую вы пытаетесь визуальным и теоретическим способами.
1.1 Определение предмета означает выбор фрагмента таблицы «Матрица визуальных данных» П. Штомпки («Визуальная социология», С. 44).
Фрагмент выбирается одним из двух способов:
а) «по строке»: вы выбираете один из «контекстов» в 1-й левой колонке и раскрываете его с точки зрения ВСЕХ указанных Штомпкой «аспектов» (личность, действия, интеракция, коллектив, культура/техника, среда).
При этом при постановке проблемы (т.е. скрытых социальных механизмов и противоречий между аспектами, что подразумевает понятие «социологическое воображение) вы можете конкретизировать взятый «контекст».
б) «по столбцу»: вы выбираете один из «аспектов» и раскрываете его в не менее чем ШЕСТИ КОНТЕКСТАХ из числа указанных Штомпкой.
Вы также можете конкретизировать аспект, выделяя проблему (как противоречие контекстов).
В любом случае то, что указано в книге в клетках на пересечении «строк-аспектов» и «столбцов-контекстов» - не более чем пример, приводимый Штомпкой для пояснения. Вам следует подобрать в качестве иллюстрации другой социальный феномен.
1.2 Как было указано, выбранный предмет вы уточняете (если требуется) и в его рамках формулируете проблему (основной исследовательский вопрос, гипотезу), которую будете доказывать, раскрывать и иллюстрировать фотографиями.
2. Текст эссе должен отвечать следующим требованиям.
2.1 Требования оформления: работа должна иметь титульный лист, ссылочный аппарат, понятные указания на рассматриваемые фотографии в тексте.
Работа оформляется шрифтом TimesNewRoman, 12 pt, 1 интервал. Объём – 1000-1500 слов.
Фотографии могут быть вставлены рядом с текстом, содержащим их описание и/или анализ, или в конце работы в Приложении. В любом случае фотографии должны быть пронумерованы, нумерация должна использоваться для ссылок на фотографии в тексте (даже если они размещены рядом).
Работа должна быть сдана в срок, присланные после срока работы не оцениваются.
Работа не должна содержать не оформленные ссылочным аппаратом заимствования из любых источников (плагиат).
2.2 В части социологического содержания:
а) оценивается постановка проблемы, ее социологическое содержание (соответствие принципам социологического воображения);
б) должны быть выделены и раскрыты ключевые социологические понятия, относящиеся к теме и поставленной проблеме;
в) должны быть приведены и адекватно использованы соответствующие теме источники;
г) должны быть приведены ваши авторские аргументы и выводы, одни должны составлять основную часть текста (не перегружайте текст цитатами и реферированием источников).
2.3 В части истории социальной фотографии: указание одного фотографа-классика и использование 1-2-х его работ, которые дополняли ли бы ваш визуальный ряд и анализ, с учетом тематики и используемой им техники, повышает оценку за эссе. Для выбора фотографов ориентируйтесь на:
- фотографов агентства «Магнум» (),
- репортажную съемку авторов журнала «Советское фото»;
- фоторепортеров агентства ИТАР-ТАСС ;
- фоторепортеров агентства РИА Новости: http://visualrian.ru/ru/.
- работы фотографов (на выбор) из следующего списка: Земляниченко Александр, Кузнецов Александр, Михайлов Борис, Мухин Игорь, Слюсарев Александр, Стигнеев Валерий, Арбюс Диана, Берроуз Элли Мэй, Ланж Доротея, Лин Нина, Майер Вивиан, Маркова-Голд Тиана, Франк Роберт, Смит Юджин.
Источник фотографии (в т.ч. http-протокол) в эссе указывается обязательно.
2.4 В части технического описания визуального материала:
2.4.1 указать марку, модель фотографического инструмента (фотоаппарат/телефон), описать характеристики объектива (фокусные расстояния, светосилы);
2.4.2 необходимо использовать собственные фотографии (от 5 до 10), позволяющие раскрыть выбранную тему и поставленную проблему;
2.4.3 фотографии должны характеризоваться:
-
нумерацией, возможно графическое нанесение фокуса внимания на фотоснимок;
В целом в табличном виде:
-
описанием экспозиции (выдержка, чувствительность, диафрагма; в том числе возможно групповое описание снимков от условий освещенности (ночь, день (пасмурно/солнечно)));
-
структурой вхождения фотоматериала в финальный отчёт:
а) выборка (общее число отснятого материала/число фотографий, вошедших в эссе)
б) архивация фотографий, вошедших в эссе. Для архивации используйте следующую таблицу:
Номер по порядку
|
Число
событий/кадров
|
Действующее лицо
/основной объект съемки
|
Место проведения/место съемки
|
Дата
|
-
описанием используемого метода исследования с помощью фотографий.
Для каждой фотографии в отдельности:
-
выделенным объектом съемки посредством планов (от переднего к дальнему, ГРИП);
-
композиционным решением (центральная и диагональная композиции, уровень горизонта в соответствующих точках съемки, обоснованность границ кадра);
-
соответствующим задумке уровнем контрастности и цветопередачи (в зависимости от условий освещенности данное требование может быть отнесено к описанию фотографий в целом в табличном виде).
Особенности используемой фототехники, её технические ограничения, приводят к исключению описания характеристик, которые не могут контролироваться и быть зафиксированы используемым типом фототехники.
1.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины -
Что такое «социологическое воображение»? Какое место в нем занимает визуализация социологических данных?
-
Какие явления и процессы обозначаются как «визуализация мира»? В чем отличие «исследований визуальной культуры» от «визуальной социологии»?
-
Что такое визуальные данные, какие методы используются для их получения?
-
Как визуальные методы комбинируются с другими методами социологии в дизайне конкретного исследования?
-
Какие факторы влияют на восприятие изображения?
-
В чем состоят три подхода к анализу фотографии?
-
Какие уровни обозначения выделял Р. Барт?
-
Назовите приемы коннотации по Р. Барту. Какие группы он выделяет, какие приемы входят в каждую группу?
-
Какой опыт развития фотографии и ее использования в разных сферах социальных коммуникаций и исследований важен с точки зрения развития визуальной социологии?
-
Какова роль работы Х. Беккера «Фотография и социология» в развитии визуальной социологии? Какие преимущества и трудности использования фотографии в социологическом исследовании были им раскрыты?
-
Какие пять типов исследований рассматривал Дж. Вагнер?
-
Четыре методологических подхода по Д. Харперу. В чем принципиальное отличие научного и описательного подходов от рефлексивного и феноменологического?
-
Как в визуальном анализе отображается многообразие человеческих личностей (психологические характеристики (темперамент, характер) или социальные качества?)
-
Как в визуальном анализе отображаются формы коллективного поведения и социального взаимодействия (с учетом того, как Э. Дюркгейм и М. Вебер отличают социальное действие от поведения)
-
Как в визуальном анализе отображаются формы вербальной и невербальной коммуникации в социальном пространстве?
-
Как используемые технические приемы влияют на социологическое содержание фотографии? Назовите основные технические параметры, которые необходимо контролировать в процессе фотосъемки?
-
Каковы основные правовые нормы использования фотоизображений людей и событий?
-
Каковы этические принципы исследования методами визуальной социологии?
1.4Примеры заданий итогового контроля
Итоговый контроль проводится в форме защиты (устного доклада с использованием PowerPoint) материалов эссе и отчета о фотопрактиках. Оценивается владение материалом, навыки организации презентации (корректное и информативное представление материала), умение с социологических и технических (в рамках программы курса) позиций обсуждать работы других студентов и отвечать на вопросы студентов и преподавателей, доработка содержания эссе по итогам проверки.
При необходимости добора баллов за аудиторную и самостоятельную работу проводится письменная аудиторная работа (тест), 45 мин.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов в ходе обсуждений на лекционных и практических занятиях: оценивается активность в дискуссиях, включенность в работу группы. Оценки за работу на лекционных и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекционных и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освоения обязательной и дополнительной литературы, качество выполнения практических заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = 0,5*Оэссе+ 0,5*Офотопрактика
Способ округления накопленной оценки за текущий контроль арифметический.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0,2*Озачет + 0,5*Отекущий + 0,15*Осам. работа + 0,15*Оаудиторная
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета арифметический.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 1.5Базовый учебник
1. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. Учебник. М., 2007.
Главы учебника доступны в электронном виде на странице курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/.
1.6Основная литература
Все источники, включенные в список основной литературы, предоставляются студентам в виде электронного ридера. Наиболее важные обязательные источники размещается на странице курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/.
Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003. С. 378-392. Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Учение о подобии. М., 2012, С. 109-132. Запорожец О. Визуальная социология: контуры подхода // Интер. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007.№ 4. С. 33-43. Линч Р. Использование AdobePhotoshop. М., 2001. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., 1990. Покровский Н.Е. Умение видеть и искусство понимать // Штопка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М., 2007. С. VII-XVI. Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. №4. Филиппов А.Ф. Прикладная социология пространства // Социологическое обозрение, Том 8, №3, 2009. Фогель Э. Карманный справочник по фотографии / С дополнениями Лауберта Ю.К., Москва-Ленинград, 1927. Хеджкоу Дж. Искусство цветной фотографии. М., 1981. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М., 2007. Adams A. Photography: The Negative. Book 2, NewYork, 2005.
1.7Дополнительная литература
Все источники, включенные в список дополнительной литературы, предоставляются студентам в виде электронного ридера.
1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1989.
2. Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. М., 1976.
3. Косенко П. Живая цифра. М.: «Тримедиа Контент», 2013.
4. Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры. 2-е изд. М., 1969.
5. Матич О. Успешный мафиозо — мертвый мафиозо: культура погребального обряда // НЛО. 1998. №33.
6. Петровская Е. Антифотография. М., 2003.
7. Пожарская С.Г. Школа фотографа. М., 2012.
8. Рютерс М. Детство, космос и потребление в мире советских изображений 1960-х гг.: к вопросу о воспитании оптимизма в отношении будущего // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Челябинск, С. 453-472.
9. Сонтаг С. О фотографии. М., 2013.
10. Фомин А.В. Общий курс фотографии. М., 1975.
11. Хеймен Р. Светофильтры. М., 1988.
12. Cokin: Creative filter system. Paris, 1983.
1.8Дистанционная поддержка дисциплины
Материалы курса (задания практикумов, задания для самостоятельной работы, обязательные тексты, включенные в список основной литературы, включая главы базового учебника) размещаются на странице курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/. Главы базового учебника и все источники, включенные в списки основной и дополнительной литературы, предоставляются студентам в виде электронного ридера.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Каждый студент по данному курсу должен иметь техническое средство для производства фотоизображений. Минимальные требования к данному техническому устройству – указанное на устройстве фокусное расстояние и светосила.
Для подготовки практических занятий необходимы персональный компьютер с выходом в интернет для отправки выполненных практических заданий.
Для проведения занятий необходим персональный компьютер с установленными программными пакетами от производителей Adobe™ и Microsoft™. В этом случае, а также для демонстрации презентаций, необходимы слайд-проектор и экран для проекции изображения.
Из прочего учебного оборудования необходимы учебная доска и маркеры.
Достарыңызбен бөлісу: |