Образ “дикаря” в произведениях американской прозы колониального периода: “История поселения в Плимуте” У. Бредфорда и “Новоанглийский Ханаан” Т. Мортона



Дата15.07.2016
өлшемі31.8 Kb.
#201055
Образ “дикаря” в произведениях американской прозы колониального периода: “История поселения в Плимуте” У. Бредфорда и “Новоанглийский Ханаан” Т. Мортона

Позднышев Антон Евгеньевич

Аспирант Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия
Целью доклада является выявление двух основных направлений в формировании образа “дикаря” в литературе США колониального периода. Первое направление -характеризующееся пуританским, религиозным сознанием – отражено книге У. Бредфорда «История поселения в Плимуте»; второе – «ренессансное», гуманистическое – представлено в «Новоанглийском Ханаане» Т. Мортона, одного из идейных и религиозных соперников пуритан и Бредфорда в частности.

Во многом опираясь на монографию Е. Стеценко [Стеценко 2009: 20-39], я рассматриваю описания аборигенов с точки зрения взаимоотношения порядка и хаоса, дикости и цивилизации, в мировоззрении первых переселенцев. Выстраивание такого рода оппозиций позволяет не только понять философскую подоплеку и логику рассуждений У. Бредфорда и Т. Мортона, но и ставит проблему диалога двух культур. Каждый из авторов по-разному отвечает на вопрос о том, как должно осуществляться взаимодействие между переселенцами и аборигенами.

Так, у У. Бредфорда в «Истории поселения в Плимуте» хаос – порождение дикой природы и животной стороны человеческой натуры и поэтому может быть упорядочен только цивилизацией и моралью. Провиденциалистский подход пуритан к истории рассматривает заселение американского континента как возложенную свыше миссию. Подобно Богу, создавшему вселенную из хаоса, пуритане должны были возвратить дикое пространство в лоно истинной веры. [Там же: 21] Соответственно этому мировоззрению территория Северной Америки представлялась «обширными и дикими просторами», хоть и пригодными для жилья, но населенными «лишь дикими людьми, которые рыщут там наподобие лесных зверей» [Брэдфорд 1987: 40]. Так в 3 главе Бредфорд излагает опасения и страхи общины до прибытия в Америку. В представлении пуритан, которым еще только предстояло плавание на «Мэйфлауэре», индейцы - это дикари «которые жестоки и коварны, страшны в ярости своей и беспощадны, когда побеждают». [Там же: 40-41] Подробно описываются и всевозможные, порой абсурдные, предположения пуритан о пытках, которыми они могут подвергнуться.

Неоднократные предательства и козни индейцев Брэдфорд объясняет двумя причинами. Во-первых, дикари – подлые и честолюбивые люди, которые могут предать, плетут интриги и козни. Это в их природе и это надо иметь в виду, когда имеешь с ними дело, считает Бредфорд. Вторая причина, по которой индейцы предают и обманывают переселенцев, напрямую вытекает из первой: по природе своей аборигены хоть и коварны и честолюбивы, но легко поддаются как хорошему, так и дурному влиянию европейцев. Процесс «оцивилизовывания» аборигенов автор «Поселения в Плимуте» видит через налаживание дипломатии, торговых и политических отношений между колонистами и индейцами. Закрепляются такие отношения посредством договоров; что характерно для пуританской этики (ср. ковенант, заключающийся между Богом и человеком; Мэйфлауэрское соглашение).

Если для У. Брэдфорда местность Новой Англии – это дикая пустыня, где только путем трудов и лишений можно построить «Град на холме», то «Новоанглийский Ханаан» Т. Мортона воплощает в себе прямо противоположную точку зрения. Согласно Т. Мортону, регион Новой Англии - «золотая середина» между холодным и жарким климатом, земля, отличающаяся плодородием и умеренными ветрами [Morton 1838: 11]. II книга «Новоанглийского Ханаана» целиком посвящена подробному описанию флоры и фауны, где Мортон подкрепляет свое суждение об идеальном месторасположении Новой Англии фактами [Ibid: 41-69].

Для Т. Мортона характерен гуманистический подход к аборигенам, его описания индейцев пестрят восхвалениями тех или иных качеств последних. Дикари, по Мортону, это такая же «золотая середина» между природой и цивилизацией. Для Мортона крайне важно провести связь между индейцами и европейцами, поэтому, ссылаясь на их смешанный язык, автор приходит к выводу: индейцы являются потомкам и троянцев [Ibid: 16]. Таким, образом, Мортон снимает оппозицию европеец (переселенец) – дикарь и вписывает индейцев в культурный и исторический контекст, обходя стороной контекст религиозный. Мортон подкрепляет свою теорию родства многочисленными примерами сходства между европейцами и индейцами в обычаях, одежде или характере.



В качестве способа мирного сосуществования двух культур Т. Мортон предлагает культурную интеграцию и культурный обмен, воплощенную утопию Мерри-маунта (основанное Мортоном поселение), где колонисты и индейцы живут и общаются на равных правах.

Литература

  1. Morton, T. New English Canaan. Washington, 1838.

  2. Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Москва, 1987.

  3. Стеценко, Е. Концепты хаоса и порядка в литературе США. Москва, 2009.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет