«образовательные возможности картины «тайная вечеря» якопо тинторетто»



Дата23.06.2016
өлшемі4.52 Mb.
#155514
УДК: 18.07 (теория и методология искусства и проблемы искусствоведения)

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАРТИНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЯКОПО ТИНТОРЕТТО»

Толстихина Екатерина Михайловна

Научный руководитель: д-р филос. наук Жуковский В.И.

Сибирский Федеральный Университет/Гуманитарный институт, Факультет искусствоведения и культурологии, Красноярск, Россия

Зачем человечеству нужны произведения искусства и почему картины прошлых веков интересны нашим современникам? Что такого содержит в себе произведение? Какие функции оно выполняет? Такие вопросы наталкивают на размышления, результатом которых может быть гипотеза о том, что произведение искусства что-то выражает, содержит в себе информацию и при контакте со зрителем произведение несет в себе образовательную функцию. Обратимся к конкретному примеру.

В современном мире диалектика плоти и души в человеке обсуждается достаточно редко. Считается, что человек, живущий плотью, и есть настоящий человек. Такой человек ставит главным в жизни гедонизм, улучшение своей оболочки, заключающееся в материальных вещах, которыми он себя окружает. В такой ситуации духовная составляющая уходит на второй план. А может ли преимущественно душевная организация стать образцом для человека?

Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто? Ведь этот сюжет достаточно распространен, и многие художники прибегают к данной теме. Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему. В своем произведение Якопо Тинторетто обращается к раскрытию проблемы противоречия между пищей духовной и физической.

Якопо Тинторетто сформировался в период расцвета Высокого Возрождения, учился у великого Тициана. К сюжету «тайная вечеря» художник обращался неоднократно. Рассматриваемое произведение было написано в возрасте 76 лет, в год смерти, картина – как завещание.

Произведение написано для прекрасной венецианской монастырской церкви Сан Джорджо Маджоре. В церкви 3 нефа, с капеллами в боковых нефах, что создает простор пространству. Картина расположена справа от алтарной части на стене. Произведение большое: 365х598. Когда зритель подходит к картине, появляется оптический обман кладки пола. Это достигается за счет трех оттенков камня. Пол выглядит как ступени, с гранью вверх. Появляется момент восхождения к произведению.

Художественное пространство представляет библейский сюжет - последняя трапеза Иисуса Христа и двенадцати Апостолов. Сначала зритель теряется в пространстве произведения, где много действующих лиц и полумрак. Однако, затем можно увидеть систему в расположении героев. Можно выделить следующих персонажей: Апостолов во главе с Исусом Христом, персонажей прислуживающих им и ангелов. Появляется возможность выделить четкую структуру.

В картине изображена сцена трапезы. В нижней части персонажи заняты распределением еды. В средней части расположен длинный стол с сидящими за ним Апостолами во главе с Иисусом Христом. Стол заставлен яствами. Вверху - потолок, в пространстве которого представлена лампада и ангелы.

Отметим, что в художественном пространстве картины соединены два аспекта: изображены ученики Христа, но у них присутствуют нимбы, которые появляются после снисхождения Святого Духа. Таким образом, в произведении – апостолы.

«Все пространство произведения организовано за счет композиционной структуры, которая имеет облик виртуальной кривой». Она называется «figura serpantinata». Выявим ее движение.

Можно заметить, что все персонажи художественного образа подчиняются змеевидной фигуре и строятся в соответствии с ходом движения данной фигуры.

В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель». Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота. Его руки обращены в сторону стола с большим количеством пищи, а лицо в сторону женщины, на полу протягивающей наполненное блюдо. Мужчина в тяжелых бархатных одеждах. Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница». Она в тяжелом платье. Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо. На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Через корзину происходит объединение женской фигуры и кота, который став на задние лапы, заглядывает в корзину. Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола.

Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом». Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. Его одежды бедные и рванные. На переднем плане в левой части изображен сидящий на краю персонаж с вытянутыми в сторону зрителя ногами. Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом». Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой, и расставлены). У персонажа изображен нимб. Следующий персонаж тоже с нимбом. Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист». Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом». Затем явлен сидящий персонаж в непосредственной близости к Христу, который протягивает ему кусок хлеба. Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа».

Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию. Он изображен за столом. Ему характерен яркий большой нимб. Далее представлен «евангелист, справа от Христа». По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу - Иуда. Далее расположены еще четыре евангелиста. Кроме того на втором плане также изображено несколько персонажей, которые представлены силуэтно. Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону, иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, - то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы.

Таким образом, посредством всех персонажей художественного образа происходит построение виртуальной кривой. Персонажи нанизаны на композиционную структуру, которая имеет два направления. Группа животных и персонажи в нижней части произведения направлены вниз, за пределы картины. Эти персонажи вкушают пищу. Они заняты физическим насыщением.

В верхней части расположен Иисус Христос с Апостолами, движение виртуальной кривой в этой части направлено вверх и уходит в темное пространство, которое высвечивается ангелами.



В ходе анализа произведения была выявлена фигура серпантинаты, которая имеет два направления: вверх и вниз. Двунаправленная фигура предполагает выбор движения. Произведение формирует диалектику выбора, где виртуальная кривая является чашей весов. Картина предоставляет возможность сделать выбор: удовлетворить плоть или выбрать духовное насыщение. Композиционная структура формирует смысловую составляющую произведения. Стоит отметить, что Якопо Тинторетто выбирает духовность, произведение указывает на это.

Общение с произведением было опробовано в игре с детьми, которая проводилась в окрестностях г. Красноярска. Детям была предложена спонтанная работа с картиной, в ходе которой дети не выразили ясно, но показали структуру: смогли обнаружить в произведении «что-то тяжелое в нижней части и светлую легкость в верхней части». После наводящих вопросов определили художественную идею. Из этого заключения можно сделать вывод, что произведение воздействует на человека. Композиционная структура готова оказать воздействие на зрителя. Произведение несет в себе образовательную функцию.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет