Обзор психологических теорий личности с точки зрения их отношения к феноменам эгоизма и альтруизма



Дата21.06.2016
өлшемі130.2 Kb.
#151006
түріОбзор

Обзор психологических теорий личности с точки зрения их отношения к феноменам эгоизма и альтруизма.


Отрывок из дипломной работы студентки очного отделения психолого-педагогического факультета РГПУ им. Герцена Шестаковой А.Е. «Личностный рост. Теоретический и практический подход к проблеме». Научный руководитель Векилова С.А., кандидат психологических наук, доцент.
В данном обзоре будут представлены основные идеи следующих теорий:

  • Классический психоанализ З.Фрейда

  • Аналитическая теория К.Г. Юнга

  • Психоаналитические теории личности: А. Адлер, Э Фромм, К. Хорни

  • Организмические теории личности: А. Маслоу, К. Роджерс

  • Экзистенциальная концепция Л. Бинсвангера и М. Босса

  • Телесно-ориентированная концепция личности В. Райха

  • Гештальт терапия Ф. Перлза

  • Теория личности У. Джеймса

  • Концепция идентичности Э. Эриксона

  • Концепция Психосинтеза Р. Ассаджоли

  • Концепция Ф. Василюка

В данной работе мы рассмотрели, как определяется в основополагающих психологических теориях источник активности, побуждающий человека к личностному и духовному росту, и что является конечной точкой развития личности. Нам показалось, что именно внутри этих определений: источник развития личности и конечная точка развития личности лежат эти два феномена «эгоизм» и «альтруизм».

Мы попытались проследить отношение авторов рассматриваемых теорий к этим двум феноменам. Получилось достаточно интересное исследование и как оказалось, именно отношение авторов, к этим двум феноменам этот то общее, что лежит в основе их различных теорий. А если нам удалось найти то, с чем согласны все авторы, может быть, мы приблизились к истинному пониманию вещей?
Автор каждой теории личности применяет термины, свойственные его теории и мы не стали их изменять, чтобы не искажать смысл. И не стали их пояснять, т.к. пришлось бы в данной работе приводить эти концепции в развернутом виде, что не является целью данной работы. Так что, если появятся вопросы, что-то покажется непонятным, просим обращаться к источникам представленных теорий.

Определение источника активности и конечной точки пути личностного роста - два этих критерия необходимо рассмотреть вместе, поскольку они взаимозависимы. Конечная точка пути представленная в той или иной теории личности определяет и источник активности, побуждающий личность к развитию.

В рассмотренных нами концепциях в отношении конечной точки пути мы выявили несколько различных точек зрения.

Согласно одной из них, в результате развития человек становится полноценным членом общества и, соответственно источником активности, толкающим его к развитию, является окружающее его общество.

Вторая точка зрения состоит в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находится внутри самой личности.

Третья точка зрения состоит в том, что конечного этапа развития личности не существует, конечная точка пути трансцендентна и, соответственно, побуждающий к развитию источник тоже трансцендентен.
К первой точке зрения в полной мере относятся теории А.Адлера и З. Фрейда.

Хотя под стремлением к превосходству Адлер и подразумевает нечто схожее с юнгианским представлением о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна, особенность его «стремления к совершенной исполненности» (№12, с.144) заключается в том, что оно социализировано. Компенсация индивидуальной слабости, на которую направлено стремление к превосходству, осуществляется путем работы во имя общего блага людей. Социальный интерес – истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов» (1929). Как пишет Адлер, на более высоких стадиях развития в стремлении к превосходству на место сугубо личных амбиций и эгоистичных достижений приходит идеал совершенного общества. Так же как и стремление к превосходству, социальный интерес Адлер считает врожденным. Как и любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение.


По З. Фрейду целью развития является приручение или преодоление естественной природы человека в соответствии с социально приемлемыми требованиями. В результате прохождения четырех стадий психосексуального развития человек превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого.
Теории К. Хорни и К. Роджерса сходятся в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находят внутри самой личности.
К. Хорни пишет, что «…если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. При этом он будет развивать уникальные живые силы своей реальной сущности…» (№13, с.50). Директивное воздействие социального окружения, так же как и стремление личности к бесконечному, Хорни считает основным источником неврозов.
К. Роджерс пишет, «что в некотором предельном смысле целью человека является стать «самим собой» (1959), (само актуализированной или целостной личностью). Линии самоактуализации заданы наследственно. По мере развития организм становится более дифференцированным, развитым и автономным.

Роджерс и Хорни уделяют большое значение негативному воздействию социальной среды на формирование уникальной личности индивидуума.


Точки зрения авторов, которые я собираюсь представить ниже, сходятся в том, что личность побуждается к росту стремлением к чему-то запредельному, выходящему за рамки нашего материального мира. Можно сказать, что этот источник находится с «другой» стороны фронтальной личности, нежели общество, окружающее человека.
Для к. Юнга, В. Райха, А. Маслоу и Г. Ассаджоли общим является понятие самости. Они считают основной силой мотивирующей человеческое поведение, достижение самости. Именно самость, по их мнению, является целью человеческой жизни и заставляет искать индивида целостности. Однако все они говорят еще об одном шаге на пути духовного совершенствования, а именно шаге за пределы своей самости.
К. Юнг говорит, что когда благодаря процессу индивидуации достигается внутреннее многообразие, дифференцированные системы затем интегрируются посредством трансцендентной функции (Юнг, 1916). Цель трансцендентной функции – раскрытие сущности человека и «реализация – во всех ее аспектах – личности, изначально сокрытой в эмбриональной зародышевой плазме; продуцирование и раскрытие изначально потенциальной целостности» (Юнг 1943).

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание – это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром» (№15,с.56).

«Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).
В. Райх пишет, что цель роста – становление более свободным и открытым человеческим существом, взаимодействующим с самость. «Проникая в глубиннейшие глубины и полнейшую степень эмоциональной интеграции самости, мы не только переживаем и чувствуем, мы учимся понимать, хотя бы смутно, значение работы космического океана оргона, мельчайшей частью которого мы являемся» (В. Райх, 1949).
Зрелость или само актуализацию А. Маслоу определяет как уход вверх от потребностей в ликвидации дефицита. Это состояние он определяет как мета мотивированное и считает его синонимом обретения своей самости, обретения «подлинности», полноценности.

«Как это ни парадоксально, но само актуализация (в смысле обретения автономности) предоставляет человеку большую возможность подняться над своей самостью, самоуверенностью и эгоизмом. Само реализующемуся человеку легче стать гомономным, то есть стать частью чего-то большего, чем он сам. Необходимо говорить об уровнях гомономии (все большей зрелости) и отличать «низкую гомономию» (страха, слабости и регресса) от «высокой гомономии» (отваги, уверенности в себе и полной автономности)…» (А. Маслоу, 1968).

В последние годы своей жизни Маслоу заявляет о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации – трансцендентальных или транс персональных потребностях. По мнению Маслоу, эти транс человеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического царства бытия.
Целью психосинтеза Р. Ассаджоли является достижение человеком «органического единства» (№1,с.43). Достижение такого единства Ассаджоли рассматривает на нескольких уровнях.

На уровне личного психосинтеза задача состоит в том, чтобы помочь человеку найти свой собственный путь от «эгоцентричного», «эмоционально искаженного» видения нормальной человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее.

Результатом духовного психосинтеза является «способность человека предвосхищать и все полнее испытывать состояние сознания постигшего свою подлинную самость индивида. Это состояние радости, безмятежности, ощущения внутренней безопасности, чувства спокойной силы, ясности ума и любви ко всему сущему. В своих высших аспектах это постижение сущности бытия, приобщение ко Всеобщей Жизни и отождествления с ней» (№1, с.60)

«С еще более широкой и всесторонней точки зрения вся жизнь вселенной предстает перед нами как борьба между множественностью и единством, как усилие и стремление к единению. У нас возникает ощущение, что Дух (представляется ли он нам божественным существом или космической энергией), который действует в тварном мире, привнося в него порядок, гармонию и красоту, а так же объединяя всех существ узами любви, осуществляет – медленно и неслышимо, однако верно и неотвратимо, не что иное, как Высший Синтез» (№2, с.37).


Концепции Ф. Перлса. Э. Фромма, Э. Эриксона и экзистенциальных психологов близки по своей сути рассмотренным выше концепциям. Основное их отличие заключается в том, что они не считают целью жизни достижение самости, как особого состояния сознания.

По Перлзу «самость означает просто тебя самого – к лучшему или к худшему, в болезни и в здоровье, и ни чего больше». У Фромма существует понятие личности, под которой он понимает целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивидуума и делающих его уникальным.


Ф. Прелз определяет психологическое здоровье и зрелость, как способность перейти от опоры на среду и манипулирование средой к опоре на себя и саморегуляции.

Идеальный же человек, по мнению Перлза должен быть вне «характера» (с характером Перлз соотносит систему «атрофированных», «фиксированных» реагирований, мешающих органическому функционированию). Идеальный человек «должен функционировать на трансперсональном уровне» (№7, с.203). Под термином «транс персональный» понимается то, что лежит вне личности, «персоны». Здесь Перлз проводит аналогию с коллективным бессознательным К. Юнга в противопоставлении с бессознательным «личным». Основным путем к достижению транс персонального уровня является осознанность. Перлз писал, что осознанность трансперсональна сама по себе. Другим путем достижения транс персонального выступает открытость: знание того, что нам дано здесь и сейчас в наших полях переживаний позволяет нам принять переживания, отказавшись от стандартов и ожиданий. И поскольку такая открытость вскрывает ментальное содержание, она находится, опять-таки, в транс персональной сфере. Особым аспектом открытости в гештальт-терапии является принятие не переживания: принятие «ничто». Перлз описывал успешный терапевтический процесс, как процесс «ведущий от стерильного вакуума» к «вакууму плодородному» (№7, с.205). Нередко гештальт-терапевт может наблюдать последовательность:: ничто – психологический взрыв, похожий на частичную смерть – возрождение. Это является именно тем транс персональным процессом, в котором Перлз видел суть терапии и даже смысл жизни.



Согласно теории Э. Эриксона, на каждой стадии развития идентичности человек делает выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития. Характер этого выбора зависит как от самой личности, так и от оказываемого на нее влияния социального окружения. От каждого такого выбора зависит успешность или не успешность последующей жизни индивида. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности. Схематично путь роста по Эриксону можно обрисовать так: достижение идентичности, преодоление границ идентичности, достижение действительной индивидуальности и одновременный шаг за ее пределы..
Экзистенциальная психология подходит к человеческому существованию, полагая, что люди суть в мире, у них есть мир и они стремятся выйти за его пределы (Бинсвангер). Говоря о «бытии-за-пределами мира», Бинсвангер не подразумевает бытие в ином мире (в раю), но имеет в виду различные возможности человека в трансцендировании из мира пребывания и выход в новый мир. Люди могут и стремятся к этому – реализовать все возможности своего бытия. Ведь только актуализируя свой потенциал, люди могут жить аутентичной жизнью.
Э. Фромм целью человека считает стремление к «высшей степени бытия»: « избавление от пут, привязывающих нас к своему «я», от эгоцентризма, от такого способа существования, когда главным является обладание, для того, чтобы достичь всей полноты бытия» (№10, 269). Основная характеристика «бытия» по Фромму – внутренняя активность, в смысле продуктивного использования своих человеческих потенций. «Быть» – значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия или, пользуясь выражением мистиков, стать «незаполненным» и «нищим» (№31, с. 291).
У. Джеймс приходит к выводу, что за стремлением к росту личности лежит некий резервуар опыта (латентного или уже реализованного). Фундаментальным выражением этой внутренней сути был для Джеймса религиозный опыт. Он писал, что переживания такого рода опыта принадлежат к более глубокой жизненной сфере, чем интеллектуальная сфера: «Впечатления, импульсы, эмоции и возбуждения, которые мы таким образом получаем, помогают нам жить, они создают непреодолимое убеждение в мире за пределами чувств, они смягчают наши сердца и придают значение и ценность всем, делая нас счастливыми» (№5, с.50).
Российский психолог Ф. Василюк не рассматривает личностного роста, как такового. Он описывает «внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир» (№4,с. 46), как наиболее развитый компонент психологического мира человека. Специфика жизненного мира данного типа состоит в том, что в нем возникают особые проблемы по согласованию требований надситуативности с условиями и ограничениями ситуативности. Т.о. основным отличием наиболее развитого жизненного мира является появление категории надситуативности. Содержание надситуативности составляют: во-первых, внепространственные и вневременные ценности; а во-вторых, все более или менее отдаленные замыслы, цели, намерения, ожидания, планы, обязательства и т.д., которые непосредственно не входят в данную пространственную ситуацию, но при определенных условиях обнаруживают с ней некоторую связь.

Еще одной особенностью «внутренне сложного и внешне трудного» жизненного мира является особая «стратегия творческого переживания» критических ситуаций (когда замысел жизни оказывается основанным на ложных ценностях и дискредитируется вместе с ними самим опытом своего осуществления) (№4, с.98). Эта стратегия состоит в достижении особого внутреннего состояния -–состояния готовности пожертвования любым из своих мотивов. В ситуации непосредственного столкновения с внешними трудностями и опасностями происходит движение от себя, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья. Благополучия, безопасности, а на служении высшей ценности. Предельная точка этого движения – состояние безусловной готовности к самопожертвованию, «абсолютно очищенное от любых эгоистических фиксаций состояние полного самозабвения» (№10, с. 90). Это состояние изнутри «прорывает» ситуацию невозможности, т.к. в нем получают смысл «безрассудные», а на деле единственно осмысленные в подобной ситуации действия, создается психологическая возможность подвига.


Итак, рассмотренные нами концепции личности, относительно точки зрения на источник активности, побуждающий человека к развитию и конечную точку пути, разделились на следующие группы:

  1. Теории, считающие побуждающим к развитию человека фактором – окружающее человека общество: теории А. Адлера и З. Фрейда. Человек стремится стать более полноценным членом общества и уже зависит от общества, какие ценности будут переданы человеку и, соответственно, как далеко пойдет он в своем развитии. Задача же человека – преодолеть себя и включиться в общество.

  2. Теории, находящие источник развития личности внутри самой личности – теории К Хорни и К. Роджерса. Они говорят о том, что в человеке задана некая программа развития личности, и человек стремиться ее реализовать, во что бы то ни стало. Если в ходе своего развития личность наталкивается на непонимание или неприятие со стороны окружающих его близких людей, развитие этой программы затормаживается, а может и вовсе пойти по пути деградации. Если взглянуть на эту ситуацию с т.з. феноменов «эгоизма», «альтруизма», то получится, что чем сильнее развито «эго» одного человека, тем сильнее оно будет подавлять «эго» другого, тем меньше будет возможностей у другого «эго» реализовать свою собственную программу развития. Так кто же тут враг? И где же выход?

  3. Теории, в которых основной мотивирующей силой является достижение самости, а так же рассматривается шаг за пределы своей самости: это теории К. Юнга, В. Райха, А. Маслоу, Р. Ассаджоли и Э. Эриксона. Данные авторы говорят о том, что на пути своего развития человеку сначала необходимо стать сначала полноценным человеком в общепринятом смысле этого слова (доразвить свое эго до необходимого уровня). А вот когда это достигнуто и этого оказывается мало, человеку открываются новые перспективы его развития и эти перспективы связаны с развитием «альтруистических» свойств в человеке в наивысшем их понимании.

  4. Теории, в которых основным источником активности является стремление человека к преодолению себя и достижению «абсолютного очищения от любых эгоистических фиксаций»: теории Перлза, Э. Фромма, экзистенциальных психологов, У. Джеймса, Ф. Василюка. Естественно, это стремление возникает не у каждого человека и не на пустом месте, а в результате определенного опыта жизненных переживаний, человек приходит к выводу и ощущению, что развитие, основанное на эгоистических тенденциях - тупиково, что оно не позволяет сделать следующий шаг и перейти к качественно новому этапу его развития.

На самом деле, деление теорий на эти группы более, чем условно. Нам видится во всех них одна общая тенденция: природа человека эгоистична в своей основе, направлена на удовлетворение интересов только самого индивида. При ущемлении этих интересов, человек испытывает страдания. И это то, что дано каждому человеку.

Исходя из проведенного анализа базовых психологических концепций личности, можно сделать вывод, что вектор развития человека направлен в сторону преодоления узких рамок собственного эгоизма. Этот вектор указывает нам на достижение нового качества человека. Это качество можно назвать качеством альтруизма или как-то иначе. Но суть его состоит в выходе из эгоистической природы.

А если это так, то перед психологами открывается обширное поле деятельности по изучению этих феноменов: эгоизма и альтруизма на практике. Перед нами стоит задача поиска путей перехода человека из одного состояния в другое: разработка новых психологических и психотерапевтических методов помощи человеку, страдающему от своего эгоизма.




Список литературы





  1. Ассаджиоли Р., Психосинтез. Ваклер. 1997.

  2. Адлер А., индивидуальная психология // История зарубежной психологии. М. 1986.

  3. Бинсвангер Л., Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал.1993, №3

  4. Василюк Ф., Психология переживания. М. 1991.

  5. Джеймс У., Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

  6. Маслоу А., Психология бытия. Ваклер. 1997.

  7. Норанхо К., Гештальт-терапия. Воронеж. 1995.

  8. Перлз Ф., Гештальт-терапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994, №3.

  9. Роджерс К. , Клинт-центрированная терапия. Ваклер.1997.

  10. Фромм Э. Иметь или быть. Минск. 1997.

  11. Фрейд З., Введение в психоанализ. М. 1991.

  12. Холл К. Линдсей Г. Теории личности. М. 1997.

  13. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб. 1997.

  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.

  15. Юнг К. Структуры психики и процесс индивидуации. М. 1996.

  16. Юнг К. Синхронистичность. Ваклер.1997.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет