Отделение массовых коммуникаций современное зарубежное киноискусство



Дата24.07.2016
өлшемі285.07 Kb.
#219903
түріУчебно-методическое пособие
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ОТДЕЛЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ


СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ КИНОИСКУССТВО


КАЗАНЬ - 2015




Печатается по решению учебно-методической комиссии

Института социально-философских наук и массовых коммуникаций


Казанского (Приволжского) федерального университета
Рецензенты:

Дорощук Е.С., профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и практики электронных СМИ;

Алябьева А.Г., профессор, доктор искусствоведения, Краснодарский университет культуры и искусств.

Современное зарубежное киноискусство. Учебно-методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики и массовых коммуникаций. Автор-составитель Т.С. Сергеева. – Казань, 2015. – 21 с.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение….........................................................................................................4

Раздел I. Программа курса…………………….……………………………..6

Раздел II. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов…………………………………………………………..13

Глоссарий………………………………………….........................................23



В В Е Д Е Н И Е

В современной ситуации начала XXI века, когда на первый план вышло визу­альное восприятие и, воспользуемся выражением О. де Бальзака, «душа переселилась в глаза», кинематограф, став одним из значительных и неотъемлемых элементов современной культуры, занял ведущие позиции и в иерархии искусств. Использование медиальных технологий в распространении и потреблении кинопродукции обеспечило ему невиданный рост аудитории. Однако это в большей степени относится к коммерческому, т.н. развлекательному кино. Что касается киноискусства, то оно никогда не было рассчитано на массового зрителя, поскольку всегда требовало и требует наряду со специальной подготовкой (включающей знания истории кино, его жанрового и стилевого разнообразия и мн. др.) серьёзного осмысления и сопереживания.

Основная цель курса «Современное зарубежное киноискусство» – дать студентам общее представление о киноискусстве как неотъемлемой части мировой художественной культуры, о его связях с литературой, изобразительным искусством, театром, музыкой.

Задачи курса:

- сформировать у студентов систему научного знания в области кино,

- познакомить студентов с шедеврами зарубежного киноискусства,

- выработать представление о мире кино как об особом поле деятельности журналиста.

В центре внимания – теоретическая и историческая проблематика: рассмотрение видов и жанров кино (как традиционных, так и новых), киностилей, основных тенденций развития современного зарубежного кино. Материал строится по национальным школам, сложившимся в мировом кинематографе.

Кроме того, в курсе рассматриваются вопросы интерпретации кинопроизведений. Поэтому важнейшая задача курса – научить студента грамотному чтению кинотекстов, а также пониманию специфики кино как культурной практики. Курс призван сформировать осознанное восприятие выдающихся образцов киноискусства, развить вкус и навыки критического суждения в этой сфере. Творческий анализ — просмотр фильма с последующим разбором направлен на активизацию профессионального потенциала журналиста.

Данная учебная дисциплина включена в раздел «Б1.В.ОД.4 Дисциплины (модули)» основной образовательной программы 42.04.02 «Журналистика», относится к обязательным дисциплинам и предназначена для подготовки магистров по программе «Мультимедийная международная журналистика».

Осваивается на 2 курсе (3 семестр), в итоге сдаётся зачет.


Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
понимать:

- специфику кино и современного зарубежного кино как творческой деятельности, основанной на законах и принципах киноискусства;

- содержание понятия "киноискусство";

- способы творческой деятельности создателей кино;

- особенности работы с данным материалом журналиста;
уметь:

- анализировать киношедевры;

- решать профессиональные задачи при работе в творческом пространстве кино как критик;

- создавать текстовые материалы – рецензии и выступления в рамках кинодискуссий;

- создать блог или сайт, посвященный современному зарубежному кино;

владеть:

- навыками анализа и оценки шедевров зарубежного кино;

- навыками создания медиатекстов о кино;

- алгоритмом создания медиаресурсов о кино.


демонстрировать способность и готовность:

применять полученные знания на практике




РАЗДЕЛ 1.

ПРОГРАММА КУРСА «СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ КИНОИСКУССТВО»


Тема 1. Теория кино и эстетика фильма

практическое занятие (4 часа): введение в проблематику курса

Понятие "киноискусства" и авторского кино. Арт-хаус и коммерческое кино. Влияние эстетики реализма и постмодерна на кинематограф.


Тема 2. Киноискусство Европы (Испания, Великобритания, Франция, Германия, Швеции и др.)

практические занятия (8 часов):

Творчество Педро Альмодовара, Ларса фон Триера, Питера Гринуэя, Михаэля Ханеке. Киножанр: возможности и границы.


Тема 3. Киноискусство стран Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея)

практические занятия (6 часов):

Творчество Чжан Имоу, Чен Кайге, Такеши Китано, Ким Ки Дука. Красота по-китайски (Вонг Кар Вай).


Тема 4. Кинокритика в XXI веке

практическое занятие (4 часа):

Типология работ о кино. Выдающиеся кинокритики прошлого и настоящего.


Тема 5. Киноискусство Индии и Ирана

практическое занятие (4 часа):

Творчество Миры Наир, Мохсена Махмалбафа, Асгара Фархади, Аббаса Киаростами.


Тема 6. Киноискусство США

практические занятия (4 часов):

Творчество Дэвида Линча, Джима Джармуша, Фрэнсиса Копполы.


Тема 7. Основные тенденции развития мирового кино в XXI веке

практическое занятие (2 часа): дискуссия


ЛИТЕРАТУРА

Основная
Долин А. Уловка XXI века. Очерки кино нового века. М.: Ад Маргинем Пресс, 2010.

Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная индустрия США и России. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009.

Плахов А. Режиссеры настоящего: том 1. Визионеры и мегаломаны. СПб: Сеанс; Амфора, 2008. – 312 c.

Плахов А. Режиссеры настоящего: том 2. Радикалы и минималисты. СПб: Сеанс; Амфора, 2008. – 320 c.

Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана. М.: Эксмо, 2011. – 688 c.

Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. Санкт Петербург: Издательский дом "Петрополис", 2009.

Хренов Н.А. Образы "Великого разрыва". Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
Дополнительная
Иванов Г. П. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов / Под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 с.

Митта А. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. - М.: Подкова, 2000. – 475 с.

Профессия - продюсер кино и телевидения и другие кинематографические специальности / под ред. В. И. Сидоренко, П. К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 711 с. (Серия "Медиаобразование").

Фридрихсон А. И. Живой сценарий. Ремесло кинодраматурга: в 3 кн. Кн. 1: учеб. пособие / А. И. Фридрихсон, М.А. Касаточкина. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 94 с.


Интернет-ресурсы:
Кудрявцев С. Книга кинорецензий. 3500. - http://www.kinopoisk.ru/level/69/

Плахов А. Всего 33. Звезды мировой режиссуры. Винница: АКВИЛОН, 1999. URL: http://yanko.lib.ru/books/cinema/plahov33.htm

Рецензии на сайте "Синематека". URL:  http://www.cinematheque.ru/forum/26

Рождение кинематографа - http://www.shedevrykino.ru/bratja-ljumer.html

Самутина Н. Кино авторское (режиссерское кино) // Энциклопедия Кругосвет URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KINO_AVTORSKOE_REZHISSERSKOE

Словарь кинотерминов. URL: http://movieglossary.ru/help/about

Контрольные вопросы по курсу «Современное зарубежное киноискусство»

(для подготовки к зачёту)


1. Понятие «авторского кино».

2. Киноискусство, ориентированное на эстетику реализма: исторические и современные примеры.

3. Основные кинотеории.

4. Определение и типы монтажа.

5. Функции монтажа.

6. Нарративное кино: объекты и цели исследования.

7. Нарративные коды, функции и персонажи.

8. «Грамматика кино»: кинофраза, киносемантика, киностилистика, кинометафора.

9. Киноречь и киноязык.

10. Кино как ментальный процесс. Фильм в контексте психологии искусства.

11. Зритель в фильмологии.

12. Особенности восприятия фильма зрителем (на основе психоаналитической теории).

13. Итальянское киноискусство: современность классики.

14. Современное киноискусство Великобритании.

15. Особенности киноискусства Испании.

16. Новые тенденции в киноискусстве Индии.

17. Киноискусство Японии.

18. Ведущие представители киноискусства Китая.

19. Особенности киноискусства Кореи.

20. Ведущие представители киноискусства США.

21. Ведущие представители киноискусства Латинской Америки.

22. Ведущие современные кинокритики.

23. Журналисты, пишущие о кино.

24. Российские издания о кино.

25. Телепрограммы о кино.

26. Сайты и блоги о кино.

Планы практических занятий
Тема 1. Теория кино и эстетика фильма
Фильм как визуальная и звуковая репрезентация.

Смотрим: Киноальманах «На десять минут старше» (2002), который назвали клип-энциклопедией ключевых стилистических приемов современного кино.
Тема 2. Киноискусство Европы (Испания, Великобритания, Франция и др.)
Смотрим и обсуждаем фильмы европейских режиссёров.

творческое задание – рецензии на фильмы:

Педро Альмодовара "Поговори с ней" (2002), Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика" (1982), Ингмара Бергмана «Сарабанда» (2003), Терри Гиллиама «Страна приливов» (2005), Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000) и др.


Тема 3. Киноискусство стран Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея)
Смотрим и обсуждаем фильмы дальневосточных режиссёров.

творческое задание - рецензии на фильмы: Такеши Китано "Куклы" (2002), Вонг Кар Вая "Любовное настроение" (2000), Ким Ки Дука "Пустой дом" (2004).
Тема 4. Кинокритика в XXI веке
Дискуссия на тему: "Роль блогосферы в восприятии современного кино".

Проанализировать рецензии известных кинокритиков.


Тема 5. Киноискусство Индии
Смотрим и обсуждаем фильмы индийских режиссёров.

творческое задание – рецензия на фильм:

Миры Наир "Свадьба в сезон дождей" (2001).


Тема 5. Киноискусство Ирана
Смотрим и обсуждаем фильмы иранских режиссёров.

твореское задание – рецензии на фильмы:

Аббаса Киаростами «Вкус вишни» (1997), Мохсена Махмальбафа "Кандагар" (2010), Асгара Фархади «Развод Надера и Силин» (2011).


Тема 6. Киноискусство США
Смотрим и обсуждаем фильмы американских режиссёров.
творческое задание – рецензии на фильмы: Джима Джармуша "Сломанные цветы" (2005), Дэвида Линча «Дикие сердцем» (1990).
Тема 7. Основные тенденции развития мирового кино в XXI веке
дискуссия, примерные вопросы:

1. Культовый фильм: в прошлом и настоящем.

2. Авторское кино в XXI веке.

3. Жанр фэнтэзи и фильм-катастрофа: новые технологии и новое восприятие кино.


На что нужно обратить внимание при написании рецензии на фильм: Схема разбора
1. Тема и идея фильма; жанр.

2. История фильма: от сценария и периода создания до публичного показа (акт международного признания).

3. Соотношение с духом времени, своеобразие мироощущения автора в контексте художественно-исторических событий XXI века.

4. Место фильма в творчестве данного режиссёра.

5. Особенности киноязыка, эстетики. Анализ всех средств выразительности

(операторская работа, актёрская игра, музыка, монтаж и т.д.).

6. Авторский коллектив создателей.

7. Мнение кинокритики.

8. Ваша собственная оценка.
Список фильмов


  1. Ингмар Бергман "Сарабанда" (Швеция)

  2. Такеши Китано «Куклы» (Япония)

  3. Мира Наир «Свадьба в сезон дождей» (США)

  4. Педро Альмодовар "Поговори с ней" (Испания)

  5. Питер Гринуэй "Интимный дневник" (Великобритания)

  6. Джим Джармуш «Сломанные цветы» (США)

  7. Ким Ки Дук "Пустой дом" (Корея)

  8. Асгар Фархади «Развод Надера и Силин»



Тематика научных докладов



  1. Фильм Ф. Феллини «Репетиция оркестра»: современна ли классика?

  2. Фильм Л. Висконти «Смерть в Венеции»: диалог с Т. Манном о вечных ценностях.

  3. Танец в испанском киноискусстве: на примере фильмов К. Сауры.

  4. Проявление эстетики постмодерна в кинотворчестве П. Гринуэя.

  5. Фильм И. Бергмана «Сарабанда»: завещание мастера.

  6. Особенности киноискусства Китая: на примере фильмов Чен Кайге.

  7. Фильм Т. Китано «Куклы»: тема любви по-японски.

  8. Фильм П. Альмодовара «Поговори с ней»: новаторство формы и содержания.

  9. Современные тенденции в развитии индийского кино.

  10. Экранизация русской классики зарубежными современными режиссерами: достижения и потери.

  11. Обращение к Востоку в творчестве западных режиссеров.


Примерные темы презентаций
1. Китайская эстетика в кинотворчестве Чен Кайге или Чжан Имоу.

2. Отражение японского менталитета в фильмах Сохея Имамуры или Такеши Китано.

3. Обращение А. Курасавы к мировой классике (Шекспир, Достоевский, Горький).

4. Диалог культур в фильмах Ким Ки Дука.

5. Восточная эстетика фильмов Вонг Кар Вая.

6. Индийские традиции в фильмах Миры Наир.

7. Иранское кино: отражение мусульманского мировидения.

Раздел II.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов

По дисциплине «Современное зарубежное киноискусство» предусматриваются следующие виды самостоятельной работы студентов:
1) написание эссе на проблемную / актуальную тему, которая затрагивается (освещается) в фильме;

2) написание рецензий на зарубежные фильмы;

3) написание письменных работ по анализу кинотекста с точки зрения различных подходов теории кино;

4) активное участие в создании контента учебного сайта или блога, посвященного искусству кино;

5) написание научных докладов для участия в занятии-конференции.

6) в исключительных случаях, если студент не справился с текущими контрольными заданиями, предлагается создать презентацию на определенную тему;

7) подготовка к зачету.
Формы самостоятельной работы в процессе изучения
киноискусства

Мы адаптировали для студентов журналистcкой специализации методику творческих заданий К. Бэзэлгэт (Великобритания) по анализу кинотекста, которая основана на рассмотрении таких его ключевых элементов, как литературный сценарий, изображение (кадр, монтаж), звук (музыка, речь, шумы), законы вида и жанра кино и др., а также на рассмотрении социокультурных функциональных характеристик фильма.
Изучение монтажа

I. Так, на занятии по изучению монтажа мы используем методику «Стоп кадр» и «Соединение кадров»: первая заключается в том, что студенты пытаются анализировать композицию, освещение, цвет, ракурс в кадре и т.д. в «остановленном» изображении видеоленты. Цель: дать понять, что каждый элемент визуального образа имеет своё значение, несёт определённую информацию. Вторая методика рассчитана на понимание того, что существует монтажный ритм кадров, интеллектуальный, тональный монтаж и др.


Проектирование методики по изучению монтажа
Практикум по фильмам Бернардо Бертолуччи «Последний император» и «Маленький Будда» (оператор Витторио Стораро), хотя для анализа может быть выбран любой фильм.
Задание: Проанализировать:

1. Как изменение ракурса, плана, расположения в кадре, освещения влияет на наше восприятие, на смысл изображённого?

2. Что было отобрано, чтобы получился именно такой кадр? Каково соотношение между различными предметами, которые мы видим в кадре?

3. Как определённые наборы смыслов могут быть закодированы? Каким образом можно обозначить изменения времени и места действия, или как могут быть показаны типичные характеры и ситуации?


Литература:

Эйзенштейн С. «Монтаж аттракционов» (1923), «Четвёртое измерение в кино» (1929), «Монтаж» (1938).


Киномузыка
II. На занятии по киномузыке используется методика «Звук и изображение», построенная на том, что студенты слышат только звуковую дорожку кинотекста (без изображения). После чего им предстоит угадать содержание, жанр, стиль предложенного фрагмента, попытаться подумать над тем, какими еще могут быть варианты музыкального и шумового сопровождения в данном медиатексте. Цель – осознание на практике важности и особенностей звукового решения фильма или телепередачи.
Проектирование методики анализа

звуковой дорожки кинотекста
Практикум по фильму «Поговори с ней» Педро Альмадовара, хотя для анализа может быть выбран любой фильм.
Задание: Проанализировать роль музыки в фильме:

  • Музыка, подчёркивающая содержание зрительного момента.

  • Музыка как иллюстративный элемент.

  • Асинхронность или зрительно-звуковой контрапункт.

  • Музыка как драматургический и формирующий фактор.

  • Роль музыки в создании атмосферы.

  • Драматургическая роль тишины.

  • Как изменяет смысл изображаемого закадровая музыка?

  • Как определённые наборы смыслов могут быть закодированы в киномузыке?


Литература:

Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. – Краснодар, 2010.

Лисса З. Глава IV. Методы функционального соединения кадра и звука // Эстетика киномузыки / Пер. с польск. М., 1970.

Специфика кинопроизведения
III. Для более глубокого понимания жанровых, видовых и стилистических отличий кинопроизведений целесообразно использовать методику «Сравнение медиатекстов». Студентам предлагается сопоставить два фрагмента разных фильмов, предназначенных для различных аудиторий. К примеру, нужно сравнить ключевые эпизоды литературного текста и двух его экранизаций. Или сопоставить трактовки одной и той же темы в художественной и документальной форме.

Проектирование методики сравнения медиатекстов
Практикум по фильму «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, хотя для анализа может быть выбран другой фильм.
Задания:

1. Сравнить литературный источник с фильмом.

2. Выявить различия в подаче материала, расстановке смысловых акцентов.

3. Проанализировать жанровые и стилистические особенности кинотекста.

4. Проанализировать художественные средства воплощения новеллы Т. Манна.
Литература:

Манн Т. Смерть в Венеции // Новеллы. Любое издание.


Киножанры
IV. На занятии по киножанрам используется методика «Начало и конец», которая предусматривает просмотр студентами начальных или заключительных титров/кадров кинотекста, по которым они должны определить жанр произведения, поразмышлять над тем, кто является его автором, какой страны/культуры и т.д.

Определение и обсуждение жанровых категорий раскрывает ту основу законов и условностей, которые служат мощным методом организации мышления, а стало быть – развития идей и в ходе производства, и в ходе анализа кинотекста. Жанровое разделение определяет используемые в создании медиатекстов механизмы конструирования реальности (репрезентации) и связанные с текстами ожидания, что в результате оказывает влияние на то, как их понимают. Интерес представляют нарушения стандартных «кодов» медиатекста в пародии или в авангардном искусстве, обыгрывание традиционных «кодов» классических медиатекстов в постмодернистской стилизации.


Проектирование методики анализа начальных или
заключительных титров кинотекста

В Практикуме используются аналитические схемы Дж. Поттера (США):

  • схемы персонажей: медиа имеют дело с персонажами/стереотипами, которые мы можем легко распознавать;

  • схемы повествования: это формулы фабул, используемых медиа, которые содержат элементы, убеждающие зрителя, что данный кинотекст — философская история, фэнтэзи, детектив, комедия и т.д.;

  • схемы установки на восприятие, т.к. установка влияет на наши ожидания;

  • тематические схемы: они помогают нам понять суть сюжета. Это структура знания более высокого порядка, чем предыдущие три;

  • риторические схемы. Это — вывод аудитории о цели (информация, развлечение, моральный урок) создателей кинотекста.


Задания:

1. Определить модели сюжетных стереотипов, исходя из того, что структура фабул многих кинотекстов похожа.

2. Для этого студентам предлагается заполнить таблицы 1 – 5, в которых отражены жанровые стереотипы (сюжетные схемы, типичные ситуации, персонажи, мимика и жесты, одежда, предметы, место действия и т.д.):
Таблица 1.

Базовая структура сюжетных стереотипов в кинотексте

герой/героиня

фактор изменений

проблема

поиски решения проблемы

возврат к стабильности



Таблица 2.

Структура сюжетных стереотипов детектива

полицейский/

преступник



фактор изменений:

ограбление/

убийство


проблема: нарушение закона

поиски решения проблемы:

расследование, преследование преступника



возврат к стабильности:

полицейский ловит/убивает преступника





Таблица 3.

Структура сюжетных стереотипов мелодрамы

Парень/

девушка


фактор изменений:

парень встречает девушку



проблема: мезальянс, ревность,

болезнь


поиски решения проблемы:

борьба парня/девушки за свою любовь



возврат к стабильности:

свадьба/


любовная гармония



Таблица 4.

Типичные жанровые стереотипы в кинотексте

Жанры:


типичные персонажи, актеры:

типичная обстановка: предметы, место действия, исторический период:

типичная одежда персонажей:

типичные ситуации:

типичная сюжетная схема:

типичные приемы изображения действия и персонажей:

Вестерн



















Гангстерская драма



















Фильм ужасов



















Мелодрама



















Комедия




















Таблица 5.

Конкретное проявление жанровых стереотипов в кинотекст

Компоненты кинотекста:

название/

жанр

название/

жанр

Название/

жанр

название/

жанр

Фабула













Ситуации













Персонажи













Язык персонажей













Одежда персонажей













Типичные диалоги













Начальный эпизод













Финальный эпизод













Историческая обстановка













Бытовая  обстановка













Стиль














Вопросы:

1. Можно ли только по названию определить жанр и сюжетную схему фильма?

2. Есть ли у режиссёров жанровые предпочтения, и как они проявляются?

3. Как первые (или финальные) эпизоды медиатекста «программируют» дальнейший (предыдущий) ход событий по законам жанра?


Аудитория кино
V. Интерес представляет методика «Привлечение аудитории», направленная на изучение механизмов общественного признания того или иного фильма. Она предполагает следующие виды самостоятельной работы: студенты собирают пакет различного рода информации по медиакультуре (рецензии, рекламу, фотографии, саундтреки и т.д.), на основании которой в дальнейшем готовится групповая «презентация» того или иного медиатекста или составляется коллаж на его тему. Цель — понять причины успеха медиатекста у аудитории.
Проектирование методики привлечения аудитории
Практикум по изучению проблем функционирования кинопродукции в обществе построен на анализе общей типологии медиатекстов (включая и кинотексты), предполагающей рассмотрение следующих моментов:


  • все медиатексты являются результатом целенаправленного конструирования;

  • каждый медиатекст имеет уникальную эстетическую форму;

  • форма и содержание в медиатексте тесно связаны, каждый вид медиа имеет свои особенности языка, намеков и кодирования реальности;

  • медиа создаёт реальность;

  • аудитория оценивает значение медиатекста с точки зрения таких факторов как пол, раса, возраст, жизненный опыт;

  • медиа имеет социально-политическое и коммерческое значения;

  • медиа содержит идеологические и ценностные сообщения.


Задания:

1. Проанализировать фильм М. Хазанавичуса «Артист» (2011) с точки зрения приведённой выше общей типологии медиатекстов.

2. Изучить критические материалы по фильму (пресса, Интернет и др.).
Вопросы:

1. Почему фильм М. Хазанавичуса имел большой успех и получил «Оскар»?

2. Какую роль сыграла PR-компания в продвижении и общественном признании фильма?

Менеджмент творческого процесса написания рецензии на фильм
Часть творческих заданий (рецензия, эссе, отзыв и др.) выполняется во внеаудиторное время. Причём такие задания предполагают предварительное изучение первоисточников (теоретических, литературных), а также критики.

На что нужно обратить внимание при написании рецензии на фильм: (Схемы разбора)


  1. Тема(ы) и идея фильма; жанр.

  2. История фильма: от сценария и периода создания до публичного показа (акт международного признания).

  3. Соотношение с духом времени, своеобразие мироощущения автора в контексте художественно-исторических событий XX века.

  4. Место фильма в творчестве данного режиссёра.

  5. Особенности киноязыка, эстетики. Анализ всех средств выразительности (операторская работа, актёрская игра, музыка, монтаж и т.д.). Авторский коллектив создателей.

  6. Мнение кинокритики.

  7. Ваша собственная оценка.



При анализе телепередачи, посвященной кино:


  1. Канал, создатели.

  2. Цель, функция программы на телевидении.

  3. Какое кино освещается, проблематика.

  4. Форма подачи материала: визуальные и звуковые средства, ведущий программы, стиль текста, вспомогательные средства.

  5. Рейтинг анализируемой программы.

  6. Ваша собственная оценка.


Образовательные технологии
На занятиях те или иные положения из истории или теории кино иллюстрируются видеоматериалом (фрагменты худ. и док. фильмов, телепрограмм). Активно используются групповые и диалоговые формы работы, поскольку именно в результате дискуссий студенты овладевают навыками интерпретации кинотекста. В обсуждении, как правило, применяются различные способы дискурса, хотя предпочтительными оказываются 3 – 6:

  1. дескриптивный (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий);

  2. личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает кинотекст);

  3. аналитический (анализ структуры кинотекста, языковых особенностей, точек зрения);

  4. классификационный (определение места произведения в историческом контексте);

  5. объяснительный (формирование суждений о кинотексте в целом или о его части);

  6. оценочный (заключение о достоинствах кинотекста на основе художественных, личностных, нравственных или формальных критериев).

Помимо обсуждения, на практических занятиях применяются методики простого и сравнительного анализа медиатекстов, включая худ. и док. фильмы, телевизионные программы и др.

Предполагается посещение кинофестивалей (например, фестиваль мусульманского кино) и дней показа зарубежного кино в Казани и др.

Глоссарий
Авторское кино – это 1) Кинофильм, произведённый в соответствии с оригинальным режиссёрским замыслом, причём не только без вмешательства деятелей проката и цензуры, но и оцениваемый как единоличное произведение режиссёра-творца, не зависящего от литературной основы сценария и не занимающегося ремесленничеством.

2) В более общем смысле – антиголливудское кино, противопоставленное унифицирующей политике киноменеджмента; кино как акт киноискусства (где А.к. синоним “высокой культуры”, “высокого искусства”), противопоставленное кино как продукту киноиндустрии.



Антиутопия в киноразновидность кинофутуристики, развивающая традиции литературной антиутопии – критику дегуманизации и кастовости общества, социального манипулирования и засилья техногенного мышления. Примеры: «Метрополис» Фрица Ланга 1927, «451 градус по Фаренгейту» Франсуа Трюффо 1966, «Бразилия» Терри Гиллиама 1985, «Гаттака» Эрнеста Боргнайна 1997, «Эквилибриум» Курта Уиммера 2002.

Амплуа – театральный термин; стереотипно воспринимаемое, устанавливаемое по формальным критериям соответствие между психофизическими данными актёра и ролями определённого характерного плана (например, для девушек-актрис – pin-up girl, травести, инженю, нимфетка).

Байопик – биографический фильм, экранизация важнейших драматических моментов и легенд из жизни реальной исторической личности – полководца, правителя или политика, спортсмена, деятеля науки или искусств, куртизанки, преступника, медиа-звезды, изобретателя и т.п.

Берлинский международный фестиваль – крупнейший международный конкурсный кинофестиваль в Германии, ставящий своей задачей отражение новейших тенденций разнообразных национальных киношкол. Основан в 1951 г., ежегодно проводится в феврале в Берлине. Приз фестиваля назван по геральдическому символу Берлина – Медведь (в различных номинациях присуждаются «Золотой медведь», «Серебряный медведь», в некоторые годы «Бронзовый медведь»).

Веницианский международный фестиваль – старейший в мире конкурсный кинофестиваль, основан в 1932 г. по инициативе Бенито Муссолини, проводится ежегодно (за исключением 1943-1945 и 1973-1978 гг.) во второй половине года (чаще в августе-сентябре). Главный приз – статуэтка «Золотой лев».

Киноискусство – род искусства, при широком использовании собственных выразительных средств синтезирующий в новом качестве литературу, живопись, архитектуру, музыку, танец и актёрское мастерство. Ещё в 1911 г. в «Манифесте семи искусств» теоретиком киносинтеза Риччотто Канудо была провозглашена равноправность К. среди архитектуры, музыки, живописи, скульптуры, поэзии и танца. Кинематограф, наряду с музыкой, утвердился в ХХ в. как доминирующий вид искусства в аудиовизуальном типе культуры, потеснив литературный тип культуры и гуттенберговское книгопечатание, которые в свою очередь пришли на заре эпохи Возрождения на смену архитектуре.

Киноцитата – это элемент драматургии фильма; использование в фильме образов, сюжетных ходов и т.п. из другого фильма, произведений иных родов искусства, исторического контекста. Различают собственно цитату (открытое прямое заимствование), парафраз (художественно обыгранное заимствование), аллюзию (типологическое сравнение) и реминисценцию (косвенное заимствование).

Культовый фильм – 1) в широком смысле – фильм, ставший фактом общественного сознания для одного или нескольких поколений, выразивший совокупность назревших революционных изменений в идейных установках и эстетике; 2) в узком смысле – фильм, некритично и безусловно воспринимаемый определённой социальной группой или людьми с определёнными идейно-эстетическими установками; признание культового статуса фильма служит основным или дополнительным маркером принадлежности индивидуума к такой общности

Мейнстрим в кино – продукция компромиссной формы сосуществования киноискусства икиноиндустрии; умеренно-новаторские фильмы с качественной режиссурой, звёздами в актёрском составе, большим бюджетом. Специалисты отмечают такие характеристики киномейнстрима, как пафос, сентиментальность, барочная избыточность, обслуживание духовных запросов истеблишмента, этический перфекционизм, нарративность.

Международный Каннский кинофестиваль – авторитетнейший в мире конкурсный кинофестиваль, открывающий палитру современного кинематографа. М.К.к более ориентирован на смотр лучших мировых, особенно европейских, достижений в области кино, чем на представление разнообразия национальных кинематографов, как фестиваль в Берлине, и пересмотр стандартов массового кинопродукта, как премия «Оскар» Американской Академии киноискусства. Ежегодно проходит во Франции в мае (с 1968 г.) в курортном городе Канны. Основан в 1939 г., но проводится только с 1946 г. Главная награда М.К.к – «Золотая пальмовая ветвь».

Нарратив в кино – повествовательность как способ включения в ткань фильма фабульных событий, а также повествовательный пластнарративного фильма, напрямую выраженный текстом/речью; смыслы и образы фильма, лежащие на поверхности, не требующие специальной трактовки, непосредственно выраженные или рассказанные. Особенность Н. соотнесённость каждого элемента с общим законченным целым, знание рассказчиком-нарратором завязки, основной части и финала истории. Нарративность, совпадение внешних и внутренних структур драматургии фильма – одна из отличительных особенностей мейнстрима.

Экранная культура – это специфическая форма доверительного и практического отношения к визуализации воображаемого и мультимедийности, отличающая культуру ХХ века и современности от предшествующих эпох. Подразделяется на кинокультуру, телекультуру, видеокультуру и компьютерную культуру.

Эстетика кино – область научного знания, изучающая средства передачи в кинематографе коммуникативных и художественных смыслов. На Э.к. современный период основное влияние оказывает повсеместное внедрение цифровых технологий.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет