П. И. Чайковского как музыкальное отражение жизни детей



Дата20.06.2016
өлшемі93 Kb.
#150092


Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

Дополнительного Образования Детей

Дворец Творчества Детей и Молодежи

«Детский альбом»

П.И. Чайковского как музыкальное отражение жизни детей.

Выполнила:

Чернышова Ю.В

Руководитель

педагог д/о:

Косаченко Т. Н.


Братск, 2012

Оглавление:




  1. Введение

    1. Обоснование выбора темы.

    2. Проблемы по теме.

    3. Цель, гипотеза и задачи работы.

  2. Глава «Обзор литературы».

  3. Глава П.И.Чайковский «Детский альбом».

    1. П.И.Чайковский – великий русский композитор

    2. История создания «Детского альбома» П.И.Чайковского

    3. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского

  4. Глава «Выявление взаимосвязи основной деятельности детей IXX и XXI веков»

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

Введение


    1. Обоснование выбора темы

На уроках музыкальной литературы и фортепиано мы изучали творчество П.И.Чайковского. Изучая пьесы из «Детского альбома», слушая музыку этого композитора, захотелось сравнить жизнь детей 19 века с детьми нашего, 21 века. Возник вопрос: схожи ли интересы детей времен П.И.Чайковского, их занятия, игрушки с интересами современных детей.

    1. Проблемы по теме

Выбор изучения творчества Чайковского П.И. обусловлен тем, что музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни людей нашего времени. Никто другой в России ни до, ни после Чайковского не мог так воспеть музыкальными средствами красоту и поэзию человеческого чувства. Но дело не только в отечественном, а также и в мировом признании. Чайковский сегодня из всех русских композиторов прошлого и настоящего, бесспорно, самый почитаемый за рубежами России.

Не случайно крупнейший международный музыкальный конкурс, проводимый каждые четыре года в Москве, назван его именем.
Творения Чайковского дороги россиянам не только потому, что они подняли русскую музыку на недосягаемую в стране высоту, но и потому, что они доставили русской музыке всемирную славу.

Актуальность работы определяется тем, что сочиняя «Детский альбом» П.И.Чайковский стремился показать по средствам музыки жизнь детей 19 века, и хотя прошло уже три столетия, но до сих пор «Детский альбом» очень популярен среди детей занимающихся музыкой. Может потому что «Детский альбом» это отражение жизни детей в любом столетии?




    1. Цель, гипотеза и задачи работы

Цель работы: сравнить интересы детей XIX и XXI века, на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:



  1. Познакомиться с творчеством П.И.Чайковского.

  2. Изучить история создания «Детского альбома» П.И.Чайковского.

  3. Изучить пьесы «Детского альбома» П.И.Чайковского

  4. При помощи учеников нашей школы выяснить, каковы интересы, занятия и игрушки современного ребенка.

На основе полученных результатов исследования сделать выводы.

По данной теме сформулирована следующая гипотеза: мир интересов детей XIX и XXI веков очень отличается, потому что изменилось время, и люди стали жить по-другому.

Объектом исследования являются дети в возрасте 10-12 лет.

Предмет исследования – «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Были определены методы исследования, в которые вошли:


  • теоретический анализ литературных источников;

  • беседы с детьми 10 -12 лет (4-6 класс);

  • анкетирование детей с целью выяснения интересов, занятий и игрушек современного ребенка.

  • анализ полученных данных.

Глава 2. Обзор литературы
Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский ещё при жизни получил всемирную известность. С годами интерес к его творчеству не только не ослабевает, но наоборот возрастает. Когда–то композитор мечтал:  «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» (письмо к Н.Ф. фон Мекк).

В наше время эти мечты осуществились вполне. О жизни и творчестве композитора писали: Иван Федоров пианист, предприниматель, лауреат международных конкурсов, Е.Царева (музыкальный критик), Г.Маркези (театральный деятель), Составители "Энциклопедический словарь по творчеству П.И.Чайковского" - Н.Соловьев, Ф.А.Брокгауз, И. А. Ефрон.

Описал историю создания «Детского альбома» П.Е.Вайдман (пианист, предприниматель).

Произведения Петра Ильича Чайковского любимы не только в нашей стране, но и во всех уголках земного шара, где звучит классическая музыка. Сочинения Чайковского занимают первейшее место в репертуаре знаменитых солистов – музыкантов и музыкальных коллективов мира.

  Секрет популярности творений Чайковского – в глубине и искренности музыки, в захватывающей силе её выразительности и в не покидающей композитора вере в человека, в его право на счастье. Вот имена известных пианистов, которые в разное время, эпоху, исполняли «Детский альбом» П.И. Чайковского - Яков Флиер, Аркадий Севидов, Айрис Шадрина, Александр Гольденвейзер, Эдуард Миансаров, Михаил Плетнёв, Дмитрий Благой, Алиса Пушинская, Мрия Воинова.

Глава 3. П.И.Чайковский «Детский альбом»


3.1. П.И.Чайковский – великий русский композитор
"Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его величайшей культуры"

Б. В. Асафьев.

Чайковский родился в 1840 году. Его музыкальная одаренность проявилась рано, однако, когда ему исполнилось десять лет, родители отдали его в Петербургское училище правоведения. Уже будучи чиновником министерства юстиции, Чайковский в 1861 году начал посещать основанные А. Г. Рубинштейном Музыкальные классы, а в 1862 году поступил в незадолго до этого открывшуюся консерваторию. Окончив её через три года, он переехал в Москву, где стал профессором консерватории.

Занятия с учениками сочетались с напряженной творческой работой. Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения. Вдохновенный мастер и великий труженик, Чайковский оставил большое и разнообразное по жанрам творческое наследие. Оно включает 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 4 сюиты для симфонического оркестра, "Итальянское каприччио", увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Гамлет", увертюру "1812", симфонические фантазии "Буря", "Франческа да Римини", Серенаду для струнного оркестра, кантату "Москва", скрипичный и три фортепианных концерта, три струнных квартета и секстет "Воспоминание о Флоренции", фортепианное трио "Памяти великого художника", более 100 пьес для фортепиано (среди них циклы «Детский альбом», "Времена года"), свыше 100 романсов.

Чайковский был признан выдающимся композитором уже его современниками. В 1877 году впервые был поставлен балет "Лебединое озеро", который явился первым выдающимся образцом балетного жанра в русском музыкальном искусстве.

С 1887 года Чайковский регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения: в 1888-1889 годах давал концерты в странах Европы, в 1891 году – в США.

Он был избран членом Института Франции и почетным доктором Кембриджского университета Англии.

Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке П. И. Чайковского любовь миллионов людей во всем мире.


    1. История создания «Детского альбома» П.И.Чайковского

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет «Щелкунчик». Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.


Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником П.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка.

Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в деревне Каменке у своей любимой сестры Александры Ильиничны в обществе близких его сердцу людей.

В Каменке действительно было хорошо, и работать и отдыхать. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле - за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами.

Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.

Первым упоминанием о замысле "Детского альбома" можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции: "Я предположил себе понемножку писать маленькие пьесы. Хочу попробовать написать ряд легких пьес. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой».

После первого упоминания о замысле "Детского альбома" до начала работы над ним прошло более месяца. Делались ли в это время какие-либо наброски к нему, неизвестно. О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о "Детском альбоме", при этом поясняя: "Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать". «Детский альбом» был закончен в мае 1878 года. Судя по письмам композитора, в течение июля он работал над "переписыванием" пьес, в том числе и пьес "Детского альбома".

Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", своему племяннику, очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом". Еще позже 12/24 декабря 1878 года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову, мужу своей сестры: "Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, - можно целые симфонии посвящать".

В своем обращении к детям – в цикле детских песен (соч. 54), балетах на сказочные сюжеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица», в «Детском альбоме» П.И. Чайковский не уходил от серьезных, важных для него тем, хотя никогда этого не отмечал. Более того, говоря о «Детском альбоме», он подчеркивал простоту и даже примитивность этих детских пьес. В результате до настоящего времени не только не разгадано содержание подтекста, но оспаривается даже цельность его как цикла.




    1. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Образ жизни семьи был тем образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Особая сила этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Детей всем традициям и начальному образованию обучали няни, гувернантки, нанятые учителя. «Детский альбом» П.И.Чайковского отражает один день из жизни ребёнка в 19 веке.

«Детский альбом» П.И. Чайковского состоит из 7 циклов: утро, игры, кукла, танцы, русский стиль, песни разных народов, сон.

По этим циклам разделили все 24 пьесы входящие в "Детский альбом" Чайковского. Каждый цикл присутствует в жизни ребёнка, которого воспитывают в семье, где соблюдают все семейные традиции и обряды.

Когда дети просыпались они подходили к окну и смотрели на пробудившуюся природу. Потом к ребенку в комнату заходит мама, и они разговаривают. Это описывается в первом из циклов - утро.

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции. Ориентация на победу заставляла маленького человека учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке.

Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье.

Игры взрослых с младенцами до годовалого возраста, называвшиеся пестушками, потешками, были просты, но в тоже время хорошо учитывали все физические и психологические особенности развития ребенка. Все они проводились под пением коротеньких песенок и включали в себя подкидывание, подбрасывание, качание ребенка на руке, приплясывание, притопывание. Все эти детские игры рассматриваются в цикле - иры.

Игры девочек были больше всего устроены на домашнем быте. Их учили как правило организовывать домашний быт, ухаживать за теми кто живет в этом доме. Девочки чаще всего играли с куклами. Игры девочек показаны в цикле - кукла.

По вечерам в домах устраивались балы, где ребенок принимал участие. Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных настенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали, философствовали. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они были стержнем программы вечера. В 19 веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Танцы, осваивали с раннего детства-с 5-6 лет, обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Описание бала присутствует в цикле - танцы.

Подросток должен был усвоить основные понятия и ценности человеческой жизни, своеобразный кодекс правил русского человека, христианина. Ребенку незаметно, но систематически прививали мысль, что он должен любить свою землю предков - "отчину", уважительно и заботливо относиться к родителям, старым и немощным людям, маленьким детям, в любви и строгости воспитывать своих будущих "чад", быть милосердным к несчастным и обиженным, помнить о своей чести.

Любовь к отчизне, русские дворяне старались привить детям с самого раннего возраста. Подросток воспитывался в любви к отчизне через советы родителей: почитай землю, дающую человеку возможность жить. Через исторические песни, былины до подростков доводилась и мысль о невозможности отречения людей от русских обычаев, так как отрекаясь от правил, предписанных русскими людьми предками, отрекаешься и от своей отчины, становишься чужаком. Вся привязанность к родине показана в цикле - русский стиль.

В 19 веке существовали песни самых различных народов стран. Это итальянская, французская, неаполитанская, немецкая песни. Их характер, темп, ритмичность. П.И. Чайковский передает это в своем цикле под названием - песни разных народов.

Когда ребенок устает, после тяжелого дня, ему хочется спать. Тогда его укладывают в кровать и поют колыбельные, чтобы он мог быстрее уснуть. Под нежные песни, поющиеся маминым голосом, ребенок засыпает и видит сны. Сны ему снятся самые различные: от сказок до представления себя в сказочном и волшебном месте. И на этом заканчивается день. Этот конец представлен в цикле - сон.

Для художественно-полноценной и убедительного исполнения фортепианной музыки Чайковского необходимо достаточно чёткое представление о той духовной атмосфере (эмоционально-психологической "ауре"), которая окружала композитора в последние десятилетия XIX века.

Формированию и выработке такого рода представления способствует приобщение юных музыкантов к лучшим образцам российской национальной культуры, что приближает современного ребёнка к нужной в данном случае художественно-поэтической среде, помогает "вживанию - чувствованию" в нее.

Глава 4. Выявление взаимосвязи основной деятельности детей IXX и XXI веков

При изучении истории создания было выяснено, что весь альбом построен на наблюдениях П.И.Чайковского за своими племянниками, которые увлекались танцами, музыкой, иностранными языками и что именно их увлечения легли в основу написания "Детского альбома". Я захотела узнать, что же интересует и чем увлекаются современные дети. Я провела опрос детей 10-12 лет, обучающихся в моей школе.

При проведении опроса учащихся на вопрос: «Чем вы занимаетесь в свободное от учёбы время?»

20% - играют в компьютерные игры; 5% учащихся ответили, что ничем не занимаются; 25%-занимаются спортом; 20%-занимаются музыкой; 10%-занимаются театральной деятельностью, 20% - занимаются хореографией.

На основании того был сделан вывод: в наше время большое количество детей занимается в кружках, спортивных секциях, но, так же есть дети которые просто гуляют целыми днями на улице.

Заключение
В кругу детских интересов 19 и 21 веков есть много общего: дети играют в игры, гуляют, узнают что-то новое, любят свою семью и близких, но между этими веками есть и разница: В 21 веке большую роль играет учеба и общение со сверстниками, что нельзя сказать о наших ровесниках в 19 веке. В 19 веке было домашнее образование, общение с другими детьми это была редкость. Дети могли разговаривать и играть со сверстниками только тогда когда были гости, приходили старшие братья или сестры. Игры для детей основанные на различных традициях. Дети из 21 века узнают информацию из интернета, из телепередач, от взрослых, из книг. Информацию можно получить от общения со сверстниками. Дети могут с ними играть в разные игры, могут с ними гулять.

Игрушки детей 19 и 21 веков чем-то похожи: в 21 веке мальчики любят играть в компьютерные игры, а мальчики из 19 века любили играть в солдатиков. В тоже время девочки 21 века любят играть чаще с мягкими игрушками, а девочки из 19 века любили играть с куклами. Они их могли наряжать в различные одежды, делать прически.

В 19 веке книги имели большой спрос, а в 21 веке книги стали электронными и их мало кто читает. Книги считаются самыми умными. В тоже время музыка меняется: Дети 19 века предпочитали слушать классическую музыку. Они слушали оперы, балеты, этюды, пьесы. У дворянских детей всегда играла в доме музыка. Музыка звучала на балах, в оперных театрах, на улицах. Большое число классической музыки окружало детей 19 века. Дети ходили вместе с родителями в театры смотрели представления, наслаждались классической музыкой. Дети в 21 веке мало слушают классической музыки, они больше всего слушают рок, реп, эстрадные песни, джазовые песни тоже редкость. Дома теперь редко играет классическая музыка, в основном только когда смотришь телевизионные программы, находишь интересную для тебя мелодию в интернете и слушаешь её. Из – за занятости в наше время дети редко ходят в театры, на оперные представления.

Таким образом, дети всех веков интересуются одинаковым и любят познавать что-то новое. Но при этом время вносит свои интересы, свои изменения. Из этого я сделала вывод, что жизнь современных детей схожа с жизнью детей из 19 века. Поэтому не пропадает интерес к музыке П.И.Чайковского, поэтому "Детский альбом" будет всегда востребован и актуален.

Гипотеза не подтвердилась, дети разных веков схожи по своим интересам и увлечениям. Время идёт, и люди действительно, стали жить по другому, но дети в разное время познают мир в разных его проявлениях.

Список литературы



  1. И. Агапова, М. Давыдова «Мир музыкальных праздников», Москва, 2006;

  2. Ф.Брокгауз, И.Ефрон «Энциклопедический словарь»;

  3. Н.Кошкина «Избранные статьи о П.И.Чайковском», издательство «Музыка», 1994г.;

  4. Г. Прибенина «П.И. Чайковский», «Музыка», 1983г.;

  5. Э.Смирнова «Русская музыкальная литература», «Музыка», 1983г.;

  6. Н. Соловьев «Петр Ильич Чайковский», Москва, 1986;

  7. Н. Туманина «Великий мастер», изд. «Музыка», 1983г.;

  8. http://www.tchaikov.ru/detsky.html

  9. http://orpheusmusic.ru/publ/p_i_chajkovskij_detskij_albom/310-1-0-529

  10. http://www.muz-urok.ru/chaykovskiy3.htm

  11. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/p-i-chaikovskii-detskii-albom

  12. http://asdetskij_albom_v_fortepiannom_tvorchestve_p_i_chajkovskogo/




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет