Памяти Светланы Хает
17 октября на 59-м году жизни скоропостижно скончалась Светлана Хает. Редкий случай, когда имя точно соотносится с сутью человека, его носящего. Светлана, Света, Светик... Она действительно была светлой, доброй, умной, неравнодушной и очень творчески талантливой. Безгранично любила свою семью: мужа Виктора – друг и любовь со школьной скамьи, дочку с ласковым именем Зоря, преданного сына Даниила, любящего зятя Марселя.
Я свидетель, как терпеливо, трогательно, заботливо ухаживала она за родителями Вити. Его мама, Нина Абрамовна, рассказывала: когда они много лет жили вместе на Украине, никогда между свекровью и невесткой не возникали конфликтные ситуации. Света умела обходить острые углы.
Когда русская девушка Света Асеева выходила замуж за Виктора Хаета, кто-то ей присоветовал не брать его фамилию, что в той советской действительности было нередко. Но у Светы даже мысль такая не возникала. Судьба новой семьи стала ее судьбой. И мы помним ее программы о Шолом Алейхеме, Маршаке, Мандельштаме. Она глубоко познала суть еврейства.
Светлана обладала особенным даром – радоваться успехам, талантам другого, она умела дружить, откликаться на чужую беду, не терпела предательства, бахвальства и пустозвонства. Какой любовью и заботой одарила она моего мужа и меня! Родной, близкий человек...
Светлана глубокого, не дилетантски разбиралась в живописи, музыке. Помню наши часовые диалоги о различиях петербургского и московского модерна в архитектуре. Она специально ездила в Москву посмотреть премьерные спектакли в театрах. Боль от неосуществленной мечты стать актрисой притупилась со временем, но не покинула ее. Потому так артистично прекрасны ее литературно-музыкальные композиции, будь-то М.Горький или Иван Цветаев и его Музей искусств в Москве, или поэты Серебряного века. Всегда это было ее авторское видение темы, чем она завоевала признание и любовь слушателей. Московские актеры сравнивали ее чтение стихов М.Цветаевой и А.Ахматовой с прочтением Аллы Демидовой. Вот такая оценка!
Путешествуя в Литературной гостиной на колесах в Марбург к Б.Пастернаку, в Баденвайлер к А.Чехову, во Фрайбург к М.Цветаевой, Света была моим соавтором. Наша последняя совместная программа «Судьбы разорванная нить» о детях Марины Цветаевой оказалась очень востребованной – мы выступали в шести аудиториях, что в большой степени Светочкина заслуга.
У нее было легкое, но вдумчивое перо – тому свидетельство ее статьи в „Neue Zeiten“ и «Партнере». Она успешно вела Литературную гостиную в в Еврейской общине Гельзенкирхена, пела в хоре и там, и у нас в Дюссельдорфе.
На рабочем столе у нее остались материалы о И.Бродском и Б.Ахмадулиной... Не успела...
Непостижимая утрата... Опустела без нее Земля...
Мария Плисс
Достарыңызбен бөлісу: |