ПАПА НА ПЕРЕЛОМЕ
ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Тексты подготовили: о. Анджей Шченсный
о. Блажей Михалевский
Автор фотографий: Артуро Мари
ТИПОГРАФИЯ ВАТИКАНА 2001 Г.
Авторы : о. Анджей Шченсный
о. Блажей Михалевский
Автор снимков: Артуро Мари
Редактор: о. Анджей Шченсный
Перевод на казахский язык - доктор филологических наук,
профессор Жакупов Жантас Алтаевич
Редакционная коллегия: Медынская Ирина
Бовсуновский Ян
Юрчик Камила
Мякотин Александр
2001 г. TIPOGRAFIA VATICANA
Direzione Tel. 69883012-85037-Fax 69884570
Amministrazioni Tel. 698.83344
Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою.
Мф. 16, 18
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?", и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит: паси овец Моих.
Ин. 21, 15-17
Благодарим Бога за издание этого фотоальбома, которым авторы выражают свою принадлежность Церкви Христовой и любовь к Преемнику Петра - Иоанну Павлу II - учителю веры, апостолу Евангелия, отцу и брату всем людям. Ему Христос доверил пасти Своё стадо в наше время, на переломе двух столетий, вводя его в новое тысячелетие. Около миллиарда жителей нашей планеты являются католиками. Мы видим в Папе Викария Христова, служение которого, исполненное любви, доходит до каждого человека. Он обращается к нам: "Пойми, кем бы ты ни был, Бог тебя любит! Помни, Евангелие - это послание радости! Не забывай, у тебя есть Отец; и каждая жизнь, даже самая ничтожная для людей, имеет вечную и непреходящую ценность для Бога!"
Кароль Юзеф Войтыла (так звали Папу Римского до его Понтификата1) проводит много времени в молитве; друзья считают, что она является главным источником его физической и умственной силы. Иоанн Павел II ведёт очень интенсивный образ жизни. Он использует любую возможность для работы с раннего утра почти до полуночи. Папа умеет также активно отдыхать. На протяжении всей своей жизни он занимался различными видами спорта: ходил на лыжах, плавал на байдарках. Любимый вид отдыха - это пешие горные прогулки на свежем воздухе.
Разум Папы открыт новым идеям и концепциям от философии до науки. Иоанн Павел II проводит каждые два года семинары, на которые съезжаются самые выдающиеся учёные мира.
Жизненный опыт Папы нашёл своё выражение в его богатом поэтическом и драматическом творчестве, он является признанным философом и поэтом.
Понтификат Иоанна Павла II - один из самых длинных и значительных в истории Церкви. Он обозначен большим количеством опубликованных трудов и постоянными путешествиями, во время которых Святейший Отец посетил с пастырским визитом почти все страны, где есть Церковь. Иоанн Павел II - человек необычайной доброты, что позволяет ему с лёгкостью устанавливать контакты с миллионами людей. Улыбающийся облик Папы - самое известное лицо на земле.
Иоанн Павел II ведёт активную дипломатическую деятельность по всем проблемам, гнетущим человечество. Папа Римский принимает у себя с визитом президентов, послов и других политических деятелей. Он реагирует на международные события, имея огромную эрудицию и знание проблем мира и политики, углубленное в ходе многочисленных поездок в страны пяти континентов.
Папа - с востока - особенно хорошо подготовлен для ведения диалога с братьями из Православных Церквей. Дипломатические контакты, постоянные обращения в посланиях, Апостольские письма и дружественные жесты оказывали содействие новому доверию и тесным контактам, которых не знали уже веками. Константинопольский Патриарх Димитрий посетил Рим в декабре 1987 года. В июне 1995 года Рим посетил и его преемник - Константинопольский Патриарх Варфоломей I, тогда же было подписано совместное заявление. Через полгода Католикос Армении Карекин также прибыл в Рим для подписания совместного заявления.
Папа приложил немало усилий, чтобы улучшить отношения с Протестанскими Церквами. В Риме побывали делегации лютеран, включая епископов из Швеции. В 1981 году Папу посетил Англиканский Архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, а в 1989 году было подписано совместное заявление.
В апреле 1986 года налажены контакты с нехристианскими религиями.
Иоанн Павел II продолжает соборные нововведения, тем самым подтверждая значение Второго Ватиканского Собора, в заседаниях которого он сам принимал заметное участие. (Кароль Войтыла был одним из авторов Декларации о религиозной свободе., а также выступал защитником свобод и прав человека , его достоинства и социальной справедливости во всех проявлениях). В своём воззвании Иоанн Павел II предупреждает: "Культура смерти" пытается вторгнутся в наше стремление к жизни и достичь своего расцвета. Есть такие люди, которые отказываются от света жизни, выбирая "бесплодные деяния тьмы". Их плоды - это несправедливость, дискриминация, эксплуатация, обман, насилие". Папа не допускает возражений в отношении неоспоримых нравственных учений Церкви, выступая против абортов, искусственного оплодотворения, эвтаназии, браков священнослужителей, посвящения в духовный сан женщин, разводов и гомосексуализма.
Вот уже прошло двадцать столетий, но Преемник Петра "по-прежнему - один из тех, кто "был свидетелем воскресения", он знает, что "тот самый Иисус был взят на небо" (ср. Деян. 1, 22) и готов свидетельствовать нам об этом собственной жизнью - словом, но, прежде всего делом" (Витторио Мессори). Несмотря на свой возраст и состояние здоровья, Святейший Отец продолжает служить Христу и Церкви. Завершая Юбилейный год христианства вместе с епископами всего мира 8 октября 2000 года Папа Иоанн Павел II совершил Акт посвящения Пресвятой Деве Марии Церкви и всего мира на третье тысячелетие, который заканчивается словами:
(…) О Матерь, Ты знаешь страдания и надежды Церкви и мира,
помоги детям своим в каждодневных испытаниях,
на которые жизнь так щедра, и сотвори,
чтобы - благодаря совместным усилиям всех людей -
тьма не победила свет.
Тебе, о утренняя Заря спасения, посвящаем наш путь в новом тысячелетии,
Чтобы под Твоим предводительством все люди нашли Христа -
Свет мира и единственного Спасителя,
Который царствует с Отцом и Святым Духом. Аминь.
с. Екатерина Этцель SJE
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ПАП И АНТИПАП
антипапы выделены курсивом
Св. Петр (33 - 64) Св. Сикст III (432 - 440)
Св. Лин (67 - 76) Св. Лев (440 - 461)
Св. Клет (Анаклет) ( 76 - 88 ) Св. Иларий (461 - 468)
Св. Климент I (88 - 97) Св. Симплиций (468 - 483)
Св. Эварист (97 - 105) Св. Феликс III (II) (483 - 492)
Св. Александр I (105 -115) Св. Геласий I (492 - 496)
Св. Сикст I (115 - 125) Св. Анастасий II (496 - 498)
Св. Телесфор (125 - 136) Св. Симмах (498 - 514)
Св. Гигин (136 - 140) Лаврентий (498 - 499;501 - 506)
Св. Пий I (140 -155) Св. Гормиэд (514 - 523)
Св. Аникет (155 - 166) Св. Иоанн I (523 - 526)
Св. Сотер (166 - 175) Св.Феликс IV (526-530)
Св. Элевтерий (175-189) Диоскур (530)
Св. Виктор I (189 - 199) Бонифаций II (530 - 532)
Св. Зеферин (199 - 217) Иоанн II (533 - 535)
Св. Каликст I (217 - 222) Св. Агапет I (535 - 536)
Ипполит (217 - 235) Св. Сильверий (536 - 537)
Св. Урбан I (222 - 230) Вигилий (537 - 555)
Св. Понтиан (230 - 235) Пелагий I (556 - 561)
Св. Антер (235 - 236) Иоанн III (561 - 574)
Св. Фабиан (236 - 250) Бенедикт I (575 - 579)
Св. Корнелий (251 - 253) Пелагий II (579 - 590)
Новациан (251 - 258) Св. Григорий I (590 - 604)
Св. Люций I (253 - 254) Сабиниан (604 - 606)
Св. Стенфан I (254 - 257) Бонифаций III (607)
Св. Сикст II (257 - 258) Св. Бонифаций IV (608 - 615)
Св. Дионисий (259 - 268) Св. Адеодат I (Деусдедит) (615 - 618)
Св. Феликс I (269 - 274) Бонифаций V (619 - 625)
Св. Евтихий (275 - 283) Гонорий I (625 - 638)
Св. Гай (283 - 296) Северин (640)
Св. Марцеллин (296 - 304) Иоанн IV (640 - 642)
Св. Марцелл I (308 - 309) Теодор I (642 - 649)
Св. Евсевий (309) Св. Мартин I (649 - 655)
Св. Мильтиад (311 - 314) Св. Евгений I (654 - 657)
Св. Сильвестр I (314 - 335) Св. Виталиан (657 - 672)
Св. Марк (336) Адеодат II (672 - 676)
Св. Юлий I (337 - 352) Доно (676 - 678)
Либерий (352 - 366) Св. Агафон (678 - 671)
Феликс (355 - 365) Св. Лев II (682 - 683)
Св. Дамас I (366 - 384) Св. Бенедикт II (684 - 685)
Урсин (366-367) Иоанн V (685 - 686)
Св. Сириций (384 - 399) Конон (686 - 687)
Св. Анастасий I (399 - 401) Теодор (687)
Св. Иннокентий I (401 -417) Пасхалий (687)
Св. Зосима (417 - 418) Св. Сергий I (687 - 701)
Евлалий (418 - 419) Иоанн VI (701 - 705)
Св. Бонифаций (418 - 422) Иоанн VII (705 - 707)
Св. Целестин I (422 - 432) Сизинний (708)
Константин (708 - 715) Бонифаций VII (974; 984 - 985)
Св. Григорий II (715 - 731) Бенедикт VII (974 - 983)
Св. Григорий III (731 - 741) Иоанн ХIV (983 - 984)
Св. Захарий (741- 752) Иоанн ХV (985 - 996)
Стефан II IV (III) (752 - 757) Григорий V (996 - 999)
Св. Павел I (757 - 767) Иоанн ХVI (997 - 998)
Константин (767 - 768) Сильвестр II (999 - 1003)
Филипп (768) Иоанн ХVII (1003)
Стефан III (IV) (768 - 772) Иоанн ХVIII (1004 - 1009)
Адриан I (772 - 795) Сергий IV (1009 - 1012)
Св. Лев III (795 - 816) Бенедикт VIII (1012 - 1024)
Стефан IV (V) (816 - 817) Григорий VI (1012)
Св. Пасхалий I (817 - 824) Иоанн ХIХ (1024 - 1032)
Евгений II (824 - 827) Бенедикт IХ (1032 - 1044; 1045;
Валентин (827) 1047-1048)
Григорий IV (827 - 844) Сильвестр III (1045)
Иоанн (844) Григорий VI (1045 - 1046)
Сергий II (844- 847) Климент II (1046 - 1047)
Св. Лев IV (847 - 855) Дамас II (1048)
Бенедикт III (855 - 858) Св. Лев IХ (1049 - 1054)
Анастасий (855) Виктор II (1055 -1057)
Св. Николай I (858 - 867) Стефан IХ (Х) (1057 - 1058)
Адриан II (867 - 872) Бенедикт Х (1058 - 1059)
Иоанн VIII (872 - 882) Николай II (1059 - 1061)
Марин I (882 - 884) Александр II (1061 - 1073)
Св. Адриан III (884 - 885) Гонорий (II) (1061 - 1064)
Стефан V (VI) (885 - 891) Св. Григорий VII (1073 - 1085)
Формоз (891 - 896) Климент (III) (1080; 1084 - 1100)
Бонифаций VI (896) Виктор III (1086 - 1087)
Стефан VI (896 - 897) Урбан II (1088 - 1099)
Роман (897) Пасхалий II (1099-1118)
Теодор II (897) Теодор (1100 - 1101)
Иоанн IХ (898 - 900) Альберт (1101)
Бенедикт IV (900 - 903) Сильвестр IV (1105 - 1111)
Лев V (903) Геласий II (1118 - 1119)
Христофор (903 - 904) Григорий VIII (1118 - 1121)
Сергий III (904 - 911) Каликст II (1119 - 1124)
Анастасий III (911 - 913) Гонорий IV (1124 - 1130)
Ландон (913 - 914) Целестин II (1124)
Иоанн Х (914 - 928) Иннокентий II (1130 - 1143)
Лев VI (928) Анаклет II (1130 - 1138)
Стефан VII (VIII) (928 - 931) Виктор IV (1138)
Иоанн ХI (931 - 935) Целестин II (1143 - 1144)
Лев VII (936 - 939) Луций II (1144 - 1145)
Стефан VIII (IХ) (939 - 942) Евгений III (1145 - 1153)
Марин II (942 - 946) Анастасий IV (1153 - 1154)
Агапет II (946 - 955) Адриан IV (1154 - 1159)
Иоанн ХII (955 - 964) Александр III (1159 - 1181)
Лев VIII (963 - 965) Виктор IV (1159 - 1164)
Бенедикт V (964 - 966) Пасхалий III (1164 - 1168)
Иоанн ХIII (965 - 972) Калликт (III) (1168 - 1178)
Бенедикт VI (973 - 974) Иннокентий (III) (1179 - 1180)
Луций III (1181 - 1185) Пий III (1503)
Урбан III (1185 - 1187) Юлий II (1503 - 1513)
Григорий VIII (1187) Лев Х (1513 - 1521)
Климент III (1187 - 1191) Адриан VI (1522 - 1523)
Целестин III (1191 - 1198) Клемнт VII (1523 - 1534)
Иннокентий III (1198 - 1216) Павел III (1434 - 1549)
Гонорий III (1216 - 1227) Юлий III (1550 - 1555)
Григорий IХ (1227 - 1241) Марцелл II (1555)
Целестин IV (1241) Павел IV (1555 - 1559)
Иннокентий IV (1243 - 1254) Пий IV (1560 - 1565)
Александр IV (1254 - 1261) Св. Пий V (1566 - 1572)
Урбан IV (1261 - 1264) Григорий ХIII (1572 - 1585)
Клемент IV (1265 - 1268) Сикст V (1585 - 1590)
Св. Григорий Х (1271 - 1276) Урбан VII (1590)
Иннокентий V (1276) Григорий ХIV (1590 - 1591)
Адриано V (1276) Иннокентий IХ (1591)
Иоанн ХХI (1276 - 1277) Климент VIII (1592 - 1605)
Николай III (1277 - 1280) Лев ХI (1605)
Мартин IV (1281 - 1285) Павел V (1605 - 1621)
Гонорий IV (1285 - 1287) Григорий ХV (1621 - 1623)
Николай IV (1288 - 1292) Урбан VIII (1623 - 1644)
Св. Целестин V (1294) Иннокентий Х (1644 - 1655)
Бонифаций VIII (1295 - 1303) Александр VII (1655 - 1667)
Бенедикт ХI (1303 - 1304) Климент IХ (1667 - 1669)
Климент V (1305 - 1314) Климент Х (1670 - 1676)
Иоанн ХХII (1316 - 1334) Иннокентий ХI (1676 - 1689)
Николай (V) (1328 - 1330) Александр VIII (1689 - 1691)
Бенедикт ХII (1334 - 1342) Иннокентий ХII (1691 - 1700)
Климент VI (1342 - 1352) Клемент ХI (1700 - 1721)
Иннокентий VI (1352 - 1362) Иннокентий ХIII (1721 - 1724)
Урбан V (1362 - 1370) Бенедикт ХIII (1724 - 1730)
Григорий ХI (1370 - 1378) Климент ХII (1730 - 1740)
Урбан VI (1378 - 1389) Бенедикт ХIV (1740 - 1758)
Климент VII (1378 - 1394) Климент ХIII (1758 - 1769)
Бонифаций IХ (1389 - 1404) Климент ХIV (1769 - 1774)
Бенедикт ХIII (1394 - 1417) Пий VI (1775 - 1799)
Иннокентий VII (1404 - 1406) Пий VII (1800 - 1823)
Григорий ХII (1406 - 1415) Лев ХII (1823 - 1829)
Александр V (1409 - 1410) Пий VIII (1829 - 1830)
Иоанн (ХХIII) (1410 - 1415) Григорий ХVI (1834 - 1846)
Мартин V (1417 - 1431) Пий IХ (1846 - 1878)
Климент (VIII) (1423 - 1429) Лев ХIII (1878 - 1903)
Бенедикт (ХIV) (1425 - ?) Св. Пий Х (1903 - 1914)
Евгений IV (1431 - 1447) Бенедикт ХV (1914 - 1922)
Феликс V (1439 - 1449) Пий ХI (1922 - 1939)
Николай V (1447 - 1455) Пий ХII (1939 - 1958)
Каликст III (1455 - 1458) Иоанн ХХIII (1958 - 1963)
Пий II (1458 - 1464) Павел VI (1963 - 1978)
Павел II (1464 - 1471) Иоанн Павел I (1978)
Сикст IV (1471 - 1484) Иоанн Павел II (1978 - )
Иннокентий VIII (1484 - 1492)
Александр VI (1492 - 1503)
БИОГРАФИЯ КАРОЛЯ ВОЙТЫЛЫ
(до момента избрания его Папой)
Отец, Кароль Войтыла, сын Матвея и Анны, родился 18.07.1879 г. в Липнике близ города Бельско-Бяла. С 1900 г. офицер австрийской и польской армий.
Мать, Эмилия Качоровска, дочь Феликса и Анны, родилась 26.03.1884 г. в Кракове.
-
18.05. Кароль Иосиф Войтыла родился в Вадовицах.
20.06. Крещен армейским священником Франциском Жака. Живет с роди-телями на Рынке 2, кв.4.
-
15.09. Начинает учиться в мужской начальной школе "Марчин Вадовита", а затем он продолжает учебу в гимназии с наилучшими оценками. В детском возрасте начинается его дружба с Ежи Клугерем, служение у алтаря, проявляется интерес к истории, выезжает в Калварию (место в Польше, где ежегодно происходит представление мук Христа, в котором принимают участие простые жители этого города) .
-
13.04. Умирает его мать. Отец стремится заменить ее сыну, принимая на себя все обязанности по дому.
-
Июнь. Принят в государственную мужскую гимназию "Марчин Вадовита". Знакомится с миром театра - в основном благодаря другу Мечиславу Котлярчику, который стремился создать традицию живого слова. Совершает первое паломничество в Ченстохову вместе со своим отцом.
-
5.12. Его брат Эдмунд умирает через два года после окончания медицинского
института, заразившись в госпитале, что стало большим потрясением для мо-
лодого Кароля Войтылы.
-
14.06. Заканчивает третий класс гимназии.
1934 - 38. Театральные выступления в Вадовицах.
1935 Сентябрь. Принимает участие в военных учениях в Германовицах.
14.12. Принят в общество почитателей Матери Божией, позже он станет
председателем этого общества.
1938 Май. Принимает таинство миропомазания, после чего совершает паломничест-
во в Ченстохову.
14.05. С самыми лучшими оценками получает аттестат зрелости.
22.06 Подает документы на факультет философии (курс польской филологии),
в Ягелонском Университете в Кракове.
Летом этого же года переезжает с отцом в Краков (проживает у родственников
своей матери по ул. Тынецкой 10).
На первом году учебы присоединяется к экспериментальной театральной труппе
"Студио 38", созданной Тадеушем Кудлинским.
1939 6.02. Вступает в Религиозное братство Студентов Ягелонского университета
(Евхаристическая секция).
1.09. Начинается Вторая Мировая война.
2.11. Начинает учебу на 2 курсе литературы и философии. Профессора
Ягелонского университета стремятся вести обычные занятия, но, к сожалению,
собранные фашистами на собрание, одни были расстреляны, а другие - выве-
зены в лагеря.
-
Февраль. Встречает Яна Терановского, портного, человека глубокой Кармелит-
ской духовности, который вводит его в духовность Иоанна от Креста и св.
Терезы из Авиля. Участвует в подпольном театре, которым руководит Тадеуш
Кудлинский.
1.11. Чтобы заработать на жизнь и избежать депортации, работает в камено-
ломнях в Закжувке. Во время войны, не смотря на опасность, подружил-
ся с евреями и поддерживал с ними контакты, одна из них Анна Вебер.
Однажды спасает Эдит Шейре, которая чудесным образом сбежала из лагеря в
Освенциме, неся ее на руках к поезду.
1941 18.02. Умирает его отец. В августе принимает в свой дом семью Мечислава
Котлярчика.
1.09. Премьера "Король Духа" Юлиуша Словацкого, а после нее - следующие.
1942 Весна. Переводится на работу на химическую фабрику Сольвей.
Октябрь. Начинает подпольную учебу в семинарии под опекой архиепископа
Сапехи.
1943 Март. Играет главную роль в произведении Юлиуша Словацкого "Самуэль
Сборовский".
В 1943-44 годах учится на 2-м курсе богословия, одновременно работая в
Сольвее.
1944 29.02. - 12.03. Попав под грузовик, находится на лечении в больнице.
Август. Архиепископ Адам Сапеха принимает на постоянное жительство в свою резиденцию до окончания войны всех семинаристов. Оставляет работу.
9.09. Получает тонсуру (один из обрядов, который принимает кандидат пе-
ред рукоположением ).
-
Получает первое посвящение перед рукоположением.
-
Красная Армия освобождает Краков.
-
3-й курс Богословия.
1945 9.04. Избран заместителем председателя студенческой организации "Братская
помощь" в Ягелонском университете
1945-1946 . 4-й курс Богословия.
-
Получает следующее посвящение перед рукоположением.
1946 13.10. Субдиаконат.
-
Рукоположен в диаконы.
01.11. Рукоположение во священники архиепископом Сапехой в личной часов-
не, что связанно с решением архиепископа послать его на учебу для
написания докторской диссертации.
02.11. Примиция. Первая самостоятельная месса совершена в крипте св.
Леонарда на Вавеле в Кракове.
-
Выезд на учебу в Рим.
-
Принят в Университет Ангеликум (Папский университет в Риме).
15.11. - 12 Живет у отцов Паллотинов на ул. Петтинари.
Конец декабря. Вместе со священником Старовейским проживает в Папской Бельгийской коллегии по улице Квиринал.
1947 3.07. Защищает богословский лецинциант.
Лето. Вместе со священником Старовейским путешествует по Франции,
Бельгии и Голландии.
1948 14-19.06. Защищает диссертацию "Доктрина веры по учению св. Иоанна от
Креста", после чего уезжает из Рима.
-
Назначен викарием в приходе Неговичи близ города Бохня.
24.10. Докторская диссертация принята формально на богословском отделении
Ягелонского университета.
16.12. Получает степень магистра богословия за учебу в 1942-46 гг. в Ягелонс-
ком университете.
1949 7.08. Переведен в Краков на работу викарием в приход св. Флориана.
Одновременно выполняет работу научного сотрудника и является пастырем
молодежи, которая называет его вуйкем (дядей). В это время отказывается от
предложенного ему поста в Ягелонском университете.
1950 Публикует в одном из католических еженедельников поэзию под псевдонимом
Анджей Явень.
1951 3.07. Умирает кардинал Адам Сапеха, который перед смертью рекомендует
Войтыле временно отказаться от пастырской работы, и заняться исключитель-
но научной деятельностью. Последователь Сапехи, архиепископ Евгениуш
Базяк в сентябре также подтверждает это решение.
1953 1-3.12. Достигает следующего научного уровня (в Польше это называется
хабилитация), защищая работу "О возможности построения христианской
этики на основе системы Макса Шиллера". Принимает должность профессора
общественной этики в Краковской семинарии. Одновременно с октября ведет
курс католической общественной этики для студентов богословия 4-го курса
в Ягелонском университете.
-
19.07. Факультет богословия в университете ликвидируется, и тогда этот
факультет открывается в католическом университете в Люблине, где Войтыла
занимает пост профессора.
-
1.12. Назначается доцентом и руководителем кафедры этики в Люблинском
католическом университете, которую он возглавлял до избрания его Папой.
-
15.11. Центральная квалификационная комиссия подтверждает его назначение
доцентом.
-
4.07. Папа Пий XII назначает его епископом и помощником епископа Кракова.
8.09 Рукоположен в епископы архиепископами Базяк и Коминек, епископом
Йоп.
1960 Публикует философский очерк "Любовь и ответственность" на тему взаимных
отношений мужчины и женщины, а также под псевдонимом Станислав Анджей
Груда - пьесу "Перед ювелирным магазином".
Достарыңызбен бөлісу: |