Пьер Прадерван – Искусство благословения
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ» - ДОБРЫЕ ВЕСТИ
ВЕСЬ
www.vesbook.ru
Пьер Прадерван на протяжении всей жизни стремился изменить мир, сделать его более справедливым, взаимосвязанным и коммуникабельным. Спустя тридцать три года он основал свою школу «Жить иначе». В то же время Пъер Прадерван занимается личными духовными изысканиями. Он пытается преодолеть пропасть между духовной и повседневной жизнями. Кроме этого, он является автором многочисленных работ: «Открытие истинных богатств», «Простая жизнь», «Счастью можно научиться» и «Больше никогда не будь жертвой».
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА ДОБРА
Искуссвто благословения
П. Прадерван
Санкт-Петербург Издательская группа «Весь»
2008
УДК 159.961.6 ББК 88.6 П68
Защиту интеллектуальной собственности и прав АРС-ПАТЕНТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ВЕСЬ» осуществляет
агентство патентных поверенных агвНТСТВО патентных ПОВврѲННЫХ «АРС-ПАТЕНТ»
Pierre Pradervand Vivre sa spiritualite au quotidien Перевод с французского Леончук Е. И.
Прадерван П.
П68 Искусство благословения. — СПб.: ИГ «Весь», 2008. — 160 с. — (Преобразующая Сила Добра).
ISBN 978-5-9573-1508-7
Можно ли сохранить внутреннюю тишину и гармонию в суетливой толпе и шумном ресторане, не реагировать на бессвязную брань пьяного, пережить предательство близкого человека?
Пьер Прадерван в своей книге показывает, что все это возможно при помощи благословения, которое является не просто абстрактным понятием, а имеет реальную силу преобразования.
Оказывается, если ежедневно применять практику искусства благословения, то можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, жить свободно и беззаботно, и никакие обстоятельства уже не смогут повлиять на вас. Ведь благословение — это принцип безоговорочной любви, поддерживающий Вселенную, могущественная энергия, которая основывается на духовных законах. Так почему бы не пойти по этой дороге? Ведь одно-единственное благословение может изменить все...
УДК 159.961.6 ББК 88.6
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой-бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Jouvence, 2002
© Перевод на русский язык, издание на русском ISBN 978-5-9573-1508-7 языке. ОАО «Издательская группа ,,Весь“»,
ISBN 2-88353-280-х (фр.) 2008
Содержание
Искуссвто благословения 1
П. Прадерван 1
Предисловие 2
Глава 1 5
Необычный опыт 5
Многовековые знания 11
Закон позитивных (положительных) ожиданий 14
Закон справедливости 16
Золотое правило 21
Глубинный смысл благословения 26
Закон безусловной любви 27
Закон 30
вселенской гармонии 30
Под покровом видимости 34
Переворот видимости 39
Не забудьте о послесловии 41
Заключение. Л теперь — в добрый путь! 46
Примечания и библиография 49
Я ^шнмине 54
И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.
Книга Иова 11:17
Элли, моей спутнице; другу, супруге и моей ежедневной заре.
Аврора: свежесть, открытие, вдохновение, благодарность, пробуждение, ожидание лучшего, новизна, возобновление, чистота, порог, (возрождение, радость, невинность, изумление.
Спасибо, что всегда восхищаешь меня!
Предисловие
Эта книга написана благодаря пережитому мною духовному опыту, что наложило глубокий отпечаток на мою жизнь и помогло ощутить благодать. Я говорю не о простом ритуале, предписанном религиозными церемониями, как его все представляют. Я говорю о могущественной энергии жизни и любви, которая основывается на духовных законах. Каждый способен познать и применять их ежедневно, чтобы жить лучше и полнее.
Эти законы были сформулированы и описаны еще в начале времен великими духовными мудрецами человечества. Полученный мною опыт только усилил понимание того, что все божественные законы основаны на деятельности Вселенной. Они так же точны и эффективны, как законы физики, а самый важный из них — закон безусловной любви. Я глубоко убежден, что постижение этих правил — величайшее достижение прошедшего тысячелетия. Это открытие дало мощный толчок развитию сознания — и индивидуального, и национального.
Эта книга — не работа профессионала, духовного мастера или религиозного учителя. Около тридцати лет я боролся за то, чтобы создать более справедливый мир. Долгое время я делал это в рамках интернационального движения, во время создания школ и обучения людей, но с недавних пор — в рамках саморазвития, в поисках собственного места и положения.
В самом начале моей карьеры на меня повлияло одно происшествие. Я понял, что желание изменить мир напрасно, если не изменить сначала сердце человека.
В середине шестидесятых годов я работал наблюдателем в одной из стран третьего мира. Это небольшое государство обрело независимость после долгой, упорной и жестокой войны за свободу. Военные захватили власть и арестовали президента, провозгласившего суверенность. Любая открытая оппозиция была под запретом, но существовали подпольные организации.
Один из членов команды исследователей, в которой я состоял, входил в тайную оппозицию. Однажды он рассказал мне случай, произошедший с одним из его друзей. Его товарища пытали полицейские, которых в свое время пытали колониальные войска в том же участке.
Я приехал в эту страну только потому, что там происходила настоящая революция. По крайней мере, материальные, административные и должностные структуры изменились — но сердца людей, руководивших страной, по-видимому, не последовали за переменами. Это стало началом долгого периода размышлений, которые через тридцать с лишним лет вылились в эту книгу.
Как и моя предыдущая работа «Открытие подлинного богатства — путь к простой жизни», эта книга публикуется по просьбе моего издателя Жака Мэра. Она никогда бы не увидела света, если бы не две фразы, произнесенные моим большим другом, доктором Джеральдом Ямпольски, автором бестселлера «Жить — это освободиться от страхов», известного во всем мире психиатра. Доктор Ямпольски разработал новый терапевтический подход, основанный на избавлении от установок. Со времени создания его Центра оздоровления установок в Тайберон, Калифорния, более ста двадцати подобных центров возникло на всех пяти континентах. Джерри, как его называют друзья и пациенты, также специалист по уходу за детьми, больными СПИДом, и защитник дела «мир во всем мире». Так вот, этот человек, который мог бы гордиться своими блистательными успехами, несколько лет назад на открытой конференции в Женевском университете сказал: «Каждый раз, когда я иду в наш центр, я стремлюсь излечиться сам». В устах медика это звучит уничижительно. А в одной из своих работ он пишет: «Других учат тому, что самим необходимо изучить».
Итак, эта книга написана человеком, который полностью осознает, что совершает первые шаги на пути духовного развития. В моей работе с безработными, лишенными прав, мне помогает следующее: они понимают, что я тоже когда-то был безработным, их восприятие и отношение ко мне полностью меняется. Лучше всего помогают алкоголикам в их борьбе с пьянством те, кто был алкоголиком в свое время, а не видные специалисты по токсикологии и психиатрии.
Никто не может отождествлять себя с Буддой или Иисусом, несколько проще — с Ганди или Матерью Терезой. Легче сравнить себя с кем-нибудь, кто борется за справедливость и идет тем же путем, что и все эти деятели.
Претворение настоящей идеи в жизнь и подтолкнуло меня к публикации книги. Это работа ученика, который вручает ее другим ученикам в духе поэмы известного персидского суфия Фарида Уддина Аттара.
Он описывает группу птиц, которые собрались вместе, чтобы отправиться на поиски своего царя Симурга. После бесчисленных перипетий они обнаружили, что их поиски движутся по замкнутому кругу. Птицы посмотрели друг на друга и осознали, что вместе они и есть Симург. Птичий царь был в каждом из них. Царство Божие также в каждом из нас.
«Духовная жизнь в повседневности». Какой замечательный плеоназм! Действительно, либо духовная жизнь может существовать в повседневности, в условиях зачастую банальных: в офисе, на заводе (они еще существуют) , когда ты работаешь в саду, моешь машину или посуду, в интимных супружеских занятиях, в автобусе и на улице, в горе и радости, — либо она вовсе не имеет права на существование.
Французский писатель Жиль Фарсе на эту тему сказал: «Если в повседневности нет пути, где тогда жить? Разве мог кто-нибудь когда-нибудь дышать „там“, а не здесь и сейчас?» Намекая на пребывание в местах высокой духовности, в стороне от обыденной активности, он добавляет: «Но мое пребывание в духовных центрах не дало мне ничего, что помогло бы отыскать в своем сердце сакральные измерения повседневности, которые в любом случае есть, и только моя духовная слепота мешает мне их воспринять... Вне мгновения нет спасения» («Предчувствия», 24, 1994).
Более того, если вы пытаетесь обрести духовность в повседневности, например, в метро, во время спора или болезни, перед телевизором, во время игры в тен
нис или футбол, тогда бессмысленно идти в храм или церковь, мечеть и синагогу. Потому что такая псевдодуховность лишена корней и безжизненна.
Маленький комментарий к этим словам. Бернано говорил, что одно из самых невыразимых несчастий человечества — необходимость доверять точные мысли таким неустойчивым и гибким словам. Я делаю необходимое разграничение духовности и религии. Американский автор Роберт Торренс отделяет духовные искания от религиозной организации. Духовность (этимологически связанная с дуновением) относится к тому, что оживляет движение существ. Религиозность (восходящая к латинскому religere — создавать связи) касается больше социальной жизни, следования традициям, общности и совместной деятельности группы. Духовная активность по Торренсу характеризуется внутренними духовными порывами.
Можно быть ревностным последователем религии и при этом полностью лишенным духовной жизни, проявляя только сочувствие, радость, любовь и т. д. А можно также быть вольнодумцем, агностиком и даже атеистом и жить при этом духовными ценностями. Мой друг- поэтесса однажды заметила, что религии — человеческая попытка объять необъятное. Люди обращаются к религии, веря в свои догмы. Они считают, что жизненные ориентиры противоречат их воззрениям. Со временем такие люди вовсе отвергают реальность, которая и воздвигла эти грани. Более того, они иногда начинают бороться с теми, кто создает духовные ориентиры.
Не противопоставляя религию и духовность (а это бессмысленно и абсурдно), нужно понимать, что религиозные организации создают жесткие рамки (пренебрегая тем, что вне их) и в этих рамках пытаются создать истины. Они похожи на костыли и трамплины: зачастую необходимые многим, но лишь на время. На нынешней стадии исторического прогресса и развития сознания некоторые религиозные организации, безусловно, необходимы и полезны. Мировые религии создали необходимые для прогресса этические нормы. А если кто-то предпочитает (потому что может) ходить без костылей и использовать трамплин для того, чтобы двигаться?
Никакая истина не может быть точно выражена словами. Даже тексты величайших в истории духовных учителей и самые четкие объяснения научных законов не могут создать истину, только вехи, ориентиры. Ганди говорил: «Моя жизнь — послание». Иисус восклицал: «Тот, кто творит истину, возвращается к свету!»
Не одна проповедь написана на эту тему. Для большинства духовных школ истина прежде всего в пережитом, в молитвах и свидетельствах, в фактах сознания, а не в догматах, ритуалах или священных книгах. В особенности последние не более чем указательные ориентиры.
Книга, повествующая о трансцендентальном, не может обойтись без таких понятий, как Провидение, Создатель, Бог и т. д. В моей картине мира на этом уровне существуют незыблемые духовные законы, которые правят Вселенной и нашей планетой. Эти законы исходят из безграничного, безличного и очень доброго Принципа. Одним удобнее называть его Богом, тогда как у других, напротив, это слово может ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Суть в том, что не нужно спотыкаться на таких словах, а необходимо использовать их как трамплины к «невыразимому», к тому, что Летящий Орел в книге Паттона Бойля «Кричащий сокол» [1] называет «тишиной между словами».
В этом поразительном рассказе мудрый шаман-индеец говорит о необходимости прислушиваться к паузам в словах. «Истина проявляется в провалах между слов. Ее можно уловить и прожить только в своем сердце». Хочу побудить читателей услышать их, почувствовать резонанс, который они возбуждают: он сильнее, чем тот, что вызывают слова. Особенно прошу: не спотыкайтесь о слова, которые «неустойчивы и гибки»: каждый из нас придает им разный смысл.
Хочу от души поблагодарить тех немногочисленных друзей и знакомых, которые согласились прочесть рукопись этой книги и прокомментировали ее. Спасибо за потраченное время, драгоценные минуты потока жизни. И, прежде всего, хочу выразить признательность своей супруге Элли, которая была безмолвным участником стольких страниц этой книги.
Французский философ Жан Гиттон написал: «Нет учителей, есть только люди, которые демонстрируют другим, как и чему они научились». С данной мыслью я предлагаю эту скромную работу всем ищущим духовности, какими бы ни были их убеждения.
Мэйен де ля Бреона, кантон Вале Лето 1997 года
Глава 1
Необычный опыт
Как быть духовно сосредоточенным посреди шумной улицы или в ресторане, полном дыма ?
В битком набитом метро рядом с пьяницей, дышащим вам в лицо перегаром и сиплым голосом несущим околесицу ?
Как внутренне собраться во время трансатлантического перелета, когда младенец позади вас целый час ревет, не умолкая ? Как сохранять равновесие, когда вас оскорбляют безо всякого повода ?
Или когда невнимательный водитель въезжает в вашу ослепительно новую машину ?
Как почувствовать любовь, а не жалость посреди лагеря беженцев под пристальными взглядами сотен голодных детей ?
Или когда вечерние новости вторгаются в вашу гостиную с картинами отвратительной бойни на другом конце земного шара?
Или показывают искаженные ненавистью лица диктаторов, которые поливают грязью вашу страну, или вашего соотечественника, или больного расизмом политика ?
Все и каждый могут продолжать этот список бесконечно...
В этой книге я хочу описать «духовность» не как абстрактное понятие, рассмотренное вдоль и поперек, а как силу преображения, которая имеет смысл только тогда, когда ею живешь ежедневно.
В какой-то момент своей профессиональной карьеры я был вынужден принять одно из самых сложных решений в своей жизни. Я мог продолжать работать, принимая условия, которые нарушали элементарную профессиональную этику и существенно ограничивали мою безусловную свободу выражения в обучении людей, либо я мог уволиться. Факт, что перед этим выбором меня поставила благотворительная организация, не мог облегчить положения вещей.
Прежде чем совершить над собой моральное харакири, я уволился.
В последующие недели и месяцы я злился на людей, из-за которых попал в эту невыносимую ситуацию, раздражался жестоко и, казалось, неискоренимо. Первая моя мысль во время пробуждения была о них. Принимал ли я душ, обедал, гулял по улицам или засыпал вечером, эта мысль неотступно меня терзала. Горькое воспоминание грызло меня изнутри, в буквальном смысле отравляя мою жизнь. Я понимал, что причиняю вред сам себе, но, невзирая на долгие часы молитв и медитаций, это наваждение прицепилось ко мне пиявкой. Я чувствовал себя жертвой обстоятельств и самого себя.
А затем однажды слова Иисуса из Нагорной проповеди «Благослови проклинающего тебя» (Матфей 5:44) прогремели во мне. Вскоре все стало очевидным: это именно то, что я должен сделать. Благословить своих гонителей. Я начал молиться за них всеми возможными способами: за их здоровье, радость, изобилие, работу, семейные отношения и мир, их благосостояние и доброту... Различные формы благословления их были неисчислимы. Под благословлением я понимаю желание всех благ человеку или коллективу, своей широтой, своим глубоким счастьем, от всего сердца, с полной искренностью. Это — самая главная часть благословления: искренность, соединенная с энергией сердца. Именно эта сила изменяет и оздоравливает, возвышает и возрождает. Полная противоположность типовым обрядам. Такое непосредственное, спонтанное благословление — искрящийся фонтан, словно горный ручей, поющий водопад. Это — вечная свежесть, бесконечное утро (как Аврора в посвящении к книге).
Поначалу это было сознательным решением, подпитываемым искренним духовным намерением. Намерение — ключ. Постепенно благословления сменились желаниями сердца, ведь благословение — прежде всего энергия сердца. Но изначальным было искреннее стремление изменить собственные мысли.
Я молился за этих людей днями напролет: когда чистил зубы по утрам и занимался йогой, когда шел на почту или в супермаркет, когда мыл посуду и перед тем, как заснуть. Я их благословлял каждого в отдельности, молча, вспоминая их имена. Долгие годы я соблюдал этот порядок.
Однажды внезапно, после трех-четырех месяцев этих упражнений, я начал благословлять людей на улице, в автобусе, на почте, в толпе и в очереди. В начале своего чудесного открытия я иногда проходил весь салон самолета или по всем вагонам поезда, чтобы про себя благословить путешествующих, всех без исключения, безусловно, безоговорочно. «Искусство благословления» стало моей молчаливой песней, основным мотивом моей духовной жизни, как cantus firmus (базовая мелодия) кантаты Баха. Чем более закончена мелодия или основная тема, тем больше контрапункт (музыкальное сопровождение) становится свободней и решительней. Благословление других мало-помалу стало одной из самых больших радостей моей жизни — и остается сейчас, после стольких лет регулярной практики. Она помогала мне внутренне концентрироваться и избавляла меня от негативных мыслей, критики и осуждений.
Я не отправил ни букета роз моему прежнему работодателю, ни малейших сожалений в письменной форме, ни извинений. Но отправлял розы жизни. Охапками.
Я начал получать удивительный опыт, практикуя это искусство.
Однажды, в Международный день продовольствия, я организовал благотворительный концерт, сборы от которого должны были быть отправлены африканским крестьянам, с которыми я поддерживал тесные связи. Афро-Карибский оркестр любезно предложил свои услуги, узнав о концерте из прессы и радио.
Технический рабочий школьного актового зала, где должен был состояться концерт, перед тем, как уйти, сказал, что недоволен проектом, и потому вынужден был вызвать другого техника для установки микрофонов и освещения.
За два часа до начала первый техник пришел на сцену и оставил только два микрофона, все остальные забрал. Дирижер оркестра был ошеломлен. Он воскликнул, что невозможно выступать оркестру из двенадцати человек и певцам с двумя микрофонами. Вместе мы отправились искать техника. С первых секунд разговора он выказал враждебность, граничащую с расизмом: Сначала я ощутил прилив гнева. Но тут же осознал, что гнев не поможет справиться с этой ситуацией: оставалось меньше двух часов до прихода зрителей. В то время как мой друг объяснялся с техником, я начал про себя благословлять его. Внезапно, буквально после двух фраз, его поведение полностью изменилось. Вместо перекошенного злобой лица появилась дружелюбная улыбка. Мужчина сходил в свою подсобку и вернулся с кучей микрофонов. Он выбрал для выступления лучшие и ушел, пожелав нам приятного вечера.
Другой случай произошел, когда я закончил писать книгу о своем путешествии по сотням африканских деревень. Еще только отправляясь туда, я подумал, что если напишу хорошую книгу, то без труда найду издателя для ее публикации.
Незадолго до того, как я завершил рукопись, я познакомился с человеком, имевшим некоторый опыт в издательском деле. Мы тут же подружились. Он попросил меня прислать книгу, как только допишу ее, чтобы передать своему другу, главному редактору одного хорошего издательского дома. Поставив последнюю точку, я ему позвонил и сообщил, что могу отправить рукопись. Мимоходом я упомянул, что у меня есть литературный агент. Как только это упоминание прозвучало, мой новый друг начал оскорблять представителей этой профессии. «В любом случае, разу тебя есть литературный агент, можешь не рассчитывать на меня», — выпалил он и бросил трубку.
В следующие несколько дней я начал благословлять этого человека, просто для того, чтобы у меня не осталось
о нем неприятного воспоминания. Каково же было мое удивление, когда десятью днями позже я услышал теплый дружелюбный голос моего друга. Он попросил моего агента отправить рукопись его знакомому, главному редактору одного из лучших издательских домов. «Я ему черкну пару строк, и посмотрим, что будет», — сказал он.
В результате моя книга «Африка мимоходом» была очень скоро опубликована издательством «Плон». Мой агент призналась мне, что никогда за всю свою двадцатилетнюю карьеру она не сталкивалась с такими короткими сроками работы с книгой: от рукописи до выхода в свет. В последний момент издатель передвинул срок выпуска, чтобы успеть выставить книгу на Женевском международном книжном салоне тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. Мой друг также добился, чтобы предисловие к книге написал человек, получивший международную известность и признание именно благодаря своим знаниям об Африке.
Семь месяцев спустя после начала практики благословения произошло нечто удивительное. Я готовился к лекции на тему «Исцеление мира» для Международного молодежного слета в Цюрихе. Внезапно меня охватил мощный поток вдохновения. Я чувствовал себя стенографистом, пишущим под диктовку, и моя рука едва успевала фиксировать мысли, переполнявшие мой разум.
Получился вот такой текст.
Простое искусство благословения
Проснувшись, благословите день, наполненный всем изобилием добра, которое возвращают вам ваши благословения. Потому что благословение открывает бесконечную благодать, неотделимую часть жизни и Вселенной. Она только ждет нашего сигнала, чтобы проявиться.
Встречая людей на улице, в автобусе, на работе, благословите их всех. Пусть ваше благословение сопровождает их, скромно освещая им путь. Пожелайте встреченным людям здоровья, удачи в работе, радости в их отношении к божественному, к самим себе и к окружающим. Пожелайте им денег и изобилия. Благословите их всеми мыслимыми способами, и эти семена благословения однажды прорастут в вас самих цветами радости в засушливой пустыне вашей жизни.
Прогуливаясь, благословите свой город или селение, его правление и преподавателей, врачей и дворников, пасторов и проституток. Когда кто-нибудь обращается к вам с агрессией, злобой или просто не по-доброму, отвечайте, но благословляя про себя. Благословляйте их радостно, искренне, без остатка. Такие благословения - щит, который оберегает от невежества, их злых мыслей и отражает стрелы, выпущенные в вас.
Благословлять - значит желать безотносительно, полностью и безоговорочно неограниченного блага другим и себе, с помощью своей внутренней силы. Это значит чтить и ценить с восхищением все, что дарит нам Создатель, вопреки обстоятельствам. Тот, кто несет на себе ваше благословение, отделен, освящен, совершенен. Благословлять - значит призывать божественную защиту для кого-нибудь или чего-нибудь, думать о ней с глубокой признательностью, думать о ней с благодарностью. Это значит также желать счастья кому- нибудь, хотя нам не известен источник благословения, он просто радостный свидетель изобилия жизни.
Благословлять все и всех, не делая различий, придавать дару законченную форму. Те, кого вы благословляете, никогда не узнают, откуда явился этот солнечный луч, внезапно разогнавший тучи на их небе, вы станете редкими свидетелями этого света в их жизни.
Когда в течение дня происходят неожиданности, портящие ваши планы, благословите и их. Это жизнь преподносит вам урок, дажг если он кажется слишком горьким. Событие, которое вы считаете нежелательным, вы сами и вызвали, чтобы получить урок, который вы не пройдете, если не благословите его. Испытания - завуалированные благословения, w когорты ангелов идут по их следам.
Благословлять - значит разглядеть вездесущую красоту, скрытую от обычного взгляда. Это значит привести в действие вселенский закон притяжения, который из глубин Вселенной привнесет в вашу жизнь то, в чем вы нуждаетесь в настоящий момент, поможет вам расти, развиваться, и наполнит вас радостью.
Проходя мимо тюрьмы, благословите заключенных в их невиновности и свободе, доброте, чистоте их существования и безусловного прощения. Ведь заключенный - это человек, который считает себя таковым: на свободе без цепей, или кружа по тюремному двору. Точно так же жители свободной страны могут быть узниками страха, притаившегося в их мыслях.
Проходя мимо больницы, благословите пациентов в их абсолютном здоровье, так как и в страданиях, и в болезни они могут раскрыть в себе дополнительные силы. И, когда вы встречаете прохожего в слезах или, по-видимому, раздавленного жизнью, благословите этого человека в его радости и жизнестойкости: ведь чувствам недоступен мир сияния и абсолютного совершенства, которые может разглядеть только внутреннее зрение.
Невозможно благословлять и осуждать одновременно. Итак, поддерживайте в себе желание благословлять как бесконечный внутренний отклик, как вечную немую молитву. Только так вы станете одним из тех, кто достигает мира, и, однажды, вы повсюду откроете лицо Бога.
P. S. И, кроме того, не забывайте благословить того чудесного человека, абсолютно прекрасного в своей истинной природе и так заслуживающего любви, то есть себя.
В течение долгих месяцев, после написания этого текста я рассылал его в письмах друзьям из разных стран. Вскоре я начал получать ответные послания и принимать телефонные звонки от людей из всевозможных уголков мира, людей, которые, по большей части, мне были абсолютно незнакомы.
Одна женщина и мать из маленького городка в Буркина- Фасо писала: «Прочитав ваш текст, мы теперь благословляем всех, кто причиняет нам зло, и молимся за них».
Один крестьянин из района Мопти в Мали, Махмуду, поделился своим опытом со мной: «Я начал благословлять и делал это постоянно, независимо от ситуации. Я воплотил благословение в себе. И каждый день я чувствую, как оно все больше охватывает меня. Благословение оттачивает мои чувства сопричастности, справедливости, правоты и взаимосвязанности. Также я становлюсь все более терпимым, спокойным, выносливым, доброжелательным и чувствительным ко всему, что делает человек, мой ближний. Поначалу я не понимал этого, потому что прощать — это одновременно очень легко и слишком тяжело, прощать кого-либо* кто причиняет тебе зло. Потом я понял, что речь идет только об укрощении своего сердца... Иными словами, все зависит от духа, от его состояния, а не от отношения к окружающим вещам... Пусть великий мудрый Аллах даст нам доброе состояние духа. Я тебя искренне благодарю. Аллах тебя вознаградит...
...Когда я благословляю того, кто страдает физически, морально или материально, я чувствую, как меня прони-
зывает благодатный живительный поток, который дает мне силу и безмятежность... Я раздал твой текст всему своему окружению и даже посторонним».
Какой богатый урожай собрал Махмуду, потому что отдался полностью душой, сердцем, духом простому искусству благословения. Потому что сделал это занятием каждой секунды своей жизни, зачастую радостной и всегда настойчивой.
Позже он мне писал: «Я говорил о твоем тексте со старейшинами деревни. Мудрецы его полностью одобрили, сказав мне, что тот, кто хочет защититься от стрел своего врага, должен иметь мужество повернуться к нему лицом и делать ему добро с улыбкой не только на лице, но и в сердце. Тогда стрела обернется к нему и упадет на сухую землю».
Семейная пара из Калифорнии, которые управляют студиями персонального развития, сообщили мне, что используют мой текст в работе с сотнями людей. Женщина, которая занимается духовной практикой на острове Райт в южной Англии, написала мне: «„Простое искусство благословения" создает снежный ком и объединяет людей разных обществ связями мира... Оно затрагивает все восприимчивые сердца, объединяя каждое из них в чувстве единения и неотделимой доброты». Эта семейная пара также упоминает, что поделилась письмом с продавцами, парикмахерами и «настоятельницей католического монастыря, которая так вдохновилась текстом, что заказала копии для всех монашек монастыря».
Женщина из штата Мэн в США написала мне о своем опыте: «Благодаря этому тексту я осознала, что могу не надеяться попасть в Царство Божие, не забрав с собой весь внешний мир». Она верно подметила одну из основных духовных истин нашей жизни: нет приватного рая. Мы «спасемся» (в глубинном смысле этого слова, в достижении всей полноты бытия и жизни) только все вместе — либо никто.
Президент нигерийского центра коммерческих исследований сказал, что «каждый день я читаю „Простое искусство благословения44 после утренней и вечерней молитвы. И это прекрасно».
Один житель Софии получил текст от своего друга. Во время командировки в Швейцарию он решил непременно навестить меня в Женеве и поговорить со мной.
Когда я закончил редактировать текст, то отправил его в письме одному из посетителей моей мастерской «Воссоздание жизни» летом девяносто седьмого года. Этот человек ответил: «Я воспользовался с интересом, удивлением и удовольствием практикой благословения. Я осознал, что мой взгляд на людей всегда был несколько насмешливым, и сумел трансформировать его в благословение. Мне это понравилось».
Наконец, после конечной редакции рукописи я получил открытку от молодого заключенного, которого навещал в местной тюрьме Шам-Доллон. Он писал следующее: «С тех пор как я начал читать этот текст, я ощутил в глубине себя силы и способность утверждать, что мы можем изменить людей и изменить мир своим воодушевлением и надеждой».
Практически все великие духовные учителя и многочисленные мистики подчеркивают необходимость отношений, нацеленных на развитие божественного сознания каждому, кто намерен идти духовным путем. Одна из монументальных работ в этой области — «Практика Божественного присутствия» брата Лорана, бедного монаха, жившего в XVII веке [1]. Такая практика довольно распространена в ашраме, в Гималаях, в траппистском монастыре Дордони. Это происходит во время знаменитого хаджа мусульман (паломничества в Мекку), локоть к локтю с тысячами людей, которые разделяют ваши цели и так же сосредоточены. Но как сохранить светлым духовное сознание в ситуациях, описанных в начале главы? Когда вы остались одни в лифте с человеком, у которого случается эпилептический припадок? Или с кричащим пьяницей, приставшим к вам на улице? Или с коммерческим агентом на пороге вашего дома, который не уйдет, пока вам что-нибудь не продаст?
Практика благословения — в том смысле, в котором она описана выше, — это лучший способ развития постоянно сосредоточенного духовного сознания. Также это эффективное средство взращивания в себе вселенской любви и независимости вдали от суждений. Когда вы желаете счастья каждому встречному, несмотря на его внешность и поведение, желаете искренне, от всего сердца, невозможно, чтобы это сердце не росло духовно. Из маленькой клетушки оно превратится в храм.
Многие великие духовные учителя подчеркивают, что никто не может духовно вырасти, будучи отягощен привычкой судить других. Можете не верить мне на слово. Попробуйте сами. Старайтесь каждую мысль- суждение поменять на мысль-благословение — например, в отношении сослуживца, которого не выносите! Вы первый получите от этого пользу. Никто не может чувствовать себя хорошо и жить в мире с самим собой, постоянно осуждая других. Это невозможно. Но сердце, полное благословения, — как внутренний сад суфийских мистиков. Каждый хотел бы в нем пребывать постоянно. И это возможно, достаточно стремиться всем своим существом.
Но, определенно, это не случится само собой, в один прекрасный день! В противоположность нашему обществу, предлагающему «быстро растворимость» во всех сферах жизни, на духовном пути мгновенных результатов не бывает. Даже такие непродолжительные события, как выздоровление или момент духовного прозрения, в общем-то, результат долгого внутреннего изменения, которое нас к этому готовило. У меня ушли долгие годы на то, чтобы стереть последние следы горьких воспоминаний о работе в бывшей организации — но какой чудесный урожай я собрал по пути! Оглядываясь назад, я могу сказать, что счастлив, что освобождение не свалилось на меня готовым, потому что уроки пути также ценны и необходимы.
Искусство благословения — один из многочисленных способов достичь любви. Это простой способ, каждый может воспользоваться им и понять, даже если нет никакого предварительного образования или «духовного» опыта. Этот способ любви облагораживает как того, кто его практикует, так и того, на кого он направлен.
Одно из основных и самых чудесных свойств этого искусства — то, что вы можете заниматься им в течение всего дня, что бы вы ни делали: едите ли вы, берете ли уроки, идете по улице или проводите деловое совещание, заняты ли пациентом или обучаете детей. За едой, например, можно благословлять тех, кто внес свой вклад в то, что теперь украшает ваш стол. Весьма вероятно, что к концу обеда паутина ваших благословений опутает всю землю: от таиландского риса до болгарского сыра фета, от иранской нефти, с помощью которой привезли итальянский окорок или сделали пластиковые пакеты, до шофера из Косово, который привез молоко и продукты в супермаркет, куда вы ходили за покупками в свете люминесцентных ламп, произведенных в Малайзии. Напоследок вы пьете кофе, смесь кенийской арабики с колумбийской робустой, привезенный на панамском судне с разношерстным экипажем: сенегальцы, индонезийцы и сейшельцы, нанятые в южных странах турками... Попробуйте это упражнение, оно откроет вам удивительные возможности.
И, прежде всего, старайтесь творчески подходить к данной практике. Ищите поводы для благословения, создайте свой собственный церемониал, в одиночку, с семьей или с друзьями, во время праздника, уезжая в дорогу или возвращаясь. Когда я закончил переписывать эту рукопись в маленьком шале в Валь д’Эран кантона Вале в швейцарских Альпах, где я проводил лето, я занялся расширением террасы с видом на великолепный горный пейзаж. В глубине длинной широкой долины из полумрака выступали резкие очертания гор Дьяблере и Вильдхорн. Многочисленные участники моего семинара «Воссоздай свою жизнь» пережили в этих местах немало незабываемых моментов. Но терраса была узковата для более дюжины посетителей. И вот в течение пяти дней вместе с другом я перетащил не меньше двух тонн булыжников и щебня. Когда работа была закончена, я в какой-то момент вспомнил все чудесные мгновения, проведенные на этой террасе в компании людей со всего света. И я благословил всех, кто здесь побывал за эти годы, пожелав им удачи в их поисках смысла, полноты сердца и глубокого счастья... И меня охватило чувство покоя и безмятежности, которое «наполнило мое сознание». Я верю, что эти ощущения еще не раз посетят меня, когда я туда вернусь. Как будто через это действо я соединился на духовном уровне со всеми, кто приходил на это место, и с теми, кто еще придет.
Итак, пусть это будет во время свадьбы, в момент профессионального или спортивного успеха, или в случае, близком вашему сердцу; когда вы навещаете больного друга (подругу), когда варите варенье или украшаете дом к приходу гостей — сделайте из этого повод благословить всех в радости.
Текст «Простого искусства благословения» перекликается с духовными законами великих религий и учениями самых древних мудрецов. (Во время подготовки этой книги я завел привычку ежедневно читать по паре страниц из Корана, Библии и Бхагавад-гиты. Это чтение особенно полезно для наилучшего различения духовных законов.) Мы подробнее их рассмотрим в последующих главах. Все они относятся к повседневности.
Многовековые знания
Искусство благословения — одна из наиболее древних и универсальных духовных практик рода человеческого, как во времени, так и в пространстве.
Обрядовая форма благословения, свойственная христианской традиции, лишь одна из многих форм благословения, которые распространены повсюду, практически во всех культурах. Некоторые обрядовые проявления существуют и сегодня: люди устанавливают ель на верхушку строящегося дома или разбрасывают рис над молодоженами.
В некоторых районах швейцарских Альп пастухи и сейчас каждый вечер распевают благословения во все стороны в подобие громкоговорителей из дерева.
Кэйтлин Мэтьюз издала небольшой сборник кельтских благословений (их не переводили на французский язык). Сборник демонстрирует, как эти тексты применялись к различным жизненным обстоятельствам и как со временем они принимали все более и более свободный вид [1]. Но все они выражают одну идею: есть в мире сила, фундаментальная основа гармонии, управляющая всем, и которую можно использовать.
Вот перевод стихотворения из книги Мэтьюз, которое названо «Благословение возлюбленного (ой)».
Ты — звезда каждой ночи,
Сияние каждой зари.
Ты — повествование каждого пристанища,
История каждой страны.
Никакое несчастье тебя не коснется Ни в холмах, ни на реке, ни в поле,
Ни в долине, ни в горах,
Ни в каком ущелье.
Ни там и ни здесь,
Ни в море, ни на берегу,
Ни на небесах,
Ни в глубине.
Ты — центр моего сердца,
Ты — лицо моего солнца,
Ты — арфа моей музыки,
Ты — венец того, что меня окружает.
В большинстве доиндустриальных культур благословение сопровождает все важные жизненные сферы: посев и жатву, охоту и рыбалку, ремесленное производство, приготовление еды и т. д. В Ветхом Завете есть множество примеров силы, даруемой актом благословения. В известном отрывке проводится параллель между благословением и жизнью — с одной стороны, и проклятием и смертью — с другой: «...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» (Второзаконие 30:19. Это «я» принадлежит Богу). Здесь благословение отождествляет силу любви, проклятие — ненависть.
Древние мудрецы уже тогда понимали необыкновенную силу мысли — хорошей или плохой — то, что мы заново открываем только теперь. Мысли могут, и очень буквально, оживлять и убивать. Так, в том же Ветхом Завете читаем: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исход 21:17). Во время борьбы Иакова с ангелом в Пенуэле (Бытие 32) Иаков отказался отпустить ангела, несмотря на то, что последний его благословил. (Этот отрывок требует прочтения со знанием символики: новое рождение Иакова, который понимает свою духовную природу, и изменение имени отображает это осознание своей внутренней, божественной сущности.) Ислам, так же как иудаизм и христианство, не говоря уже о многочисленных религиозных практиках, близких к природе, тоже придает огромное значение этой практике.
То, что такая форма отношения, как благословение, так широко распространена практически во всех культурах с самых древних времен, подчеркивает одну важную деталь: пробуждение интереса человечества к глубокой реальности с целью выжить, то, что можно назвать законом притяжения добра (см. главу 4).
Иисус вкладывает совершенно новое значение в благословение. Он дает оригинальный, свежий взгляд на то, что простое искусство благословения значит на самом деле. Для него благословение — результат жизни в согласии с фундаментальными законами Вселенной, как это явственно следует из Заповеди Блаженства (часть Нагорной Проповеди. — Примеч. пер.) [2]. Например, он указывает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Он говорит о том, что только те, чей дух чист, кто не мудрствует лукаво, не играет умом с духовными истинами (все это — в двух словах: «нищие духом»), преисполнятся безусловной любовью (что обозначает «Царство Божие»).
Он подчеркивает также, что благословения и добрые дела добавляются к тому, кто светится добротой, и что они «наследуют землю». Иными словами, истинная доброта всегда побеждает ненависть, мрак и насилие, не только потому, что существует особая моральная сила в творении добра, но потому, что безусловная любовь, выраженная добротой, определяет реальность и Вселенную.
Акт благословения приводит в действие фундаментальные духовные законы, которые правят миром и человеческими отношениями: эти законы мы рассмотрим позже. Они настолько же строгие и точные — хотя это сложно доказать, — как и законы физического мира. Также и акт благословения — не просто совокупность нескольких добрых слов или позитивных мыслей. Когда законы, лежащие в его основе, поняты и сознательно приняты, искусство благословения становится мощным средством изменения к лучшему, способом освобождения, и мой друг Махмуду, и многие другие открыли это и практикуют. Это может стать испытанием для всех и для каждого.
Я ссылаюсь на значение законов, на которых основана эта книга, и следует пояснить их.
Что жизнь Вселенной регулируется законами: в нашем современном понимании, законами физики, химии, биологии, генетики, и даже духовными для некоторых, — сейчас не подвергается сомнению. Вне этих законов мир был бы полностью хаотичным. Современная наука полностью основана на допущении существования таких законов, но пока что допускает их существование только на материальном уровне, даже если в области медицины в некоторых передовых кругах засвидетельствовано растущее приятие идеи духовных законов [3].
Поступая так, наука «надевает на свои глаза шоры», достойные сожаления и... мало научные. Действительно, научный метод представляет собой некий подход к реальности, основанный на опытах и возможности предсказать некоторые события, исходя из заданных предположений. Несомненно, эта методика — один из самых больших шагов вперед в сознании человека с начала времен.
И ничто a priori в этой научной методике не мешает ее отношению к духовному плану. Растущее число опытов в области здоровья подтверждает наличие таких духовных законов. В наши дни некоторые ученые настолько хорошо это осознали, что медицинский факультет Гарварда организовал с тысяча девятьсот девяносто пятого года международные конференции врачей и духовных целителей всего мира [4]. Когда в престижной медицинской школе организуют конференцию, на которую собираются передовые ученые и представители религиозных сообществ для обсуждения эффективности молитвы о здоровье, кажется, что вот-вот произойдет нечто удивительное. Представление о Вселенной, где работают точные духовные законы, начинает проникать и в научный мир1.
И если эти законы нельзя зафиксировать в лаборатории, это еще не значит, что их не существует. Это указывает только на то, что доказательство их существования может быть иным. Рентгеновский снимок, свидетельствующий, что перелом кости сросся за несколько часов (об этом случае мы поговорим позже), наглядно показывает, что другие, неизвестные медицине законы работают. Наша созидающая способность и наше понимание должны преодолеть препятствия, воздвигнутые наукой на пути у самой себя: ограничения, основанные на чистом материальном наблюдении. Мы должны расширить научную методику, так чтобы она смогла охватить явления и законы, которые, не будучи подтверждены в лаборатории, тем не менее, реальны.
Доктор Лоуренс Дойль, когда я с ним познакомился несколько лет назад, был одним из участников проекта SETI, поиска внеземного разума, организованного НАСА (SETI — Search for Extra-Terrestrial Intelligence). Он — высококвалифицированный специалист, ученый редкой искренности. Я имел удовольствие вести долгие беседы с ним о его жизненной философии, взгляде на мир и строгих законах, действующих в нем, в том числе на духовном уровне. В недавней своей работе он рассказывает об удивительно быстром заживлении открытого перелома, который у него случился в подростковом возрасте.
Во время турнира по дзюдо соперник схватил его за палец и так вывернул его назад, что кость сломалась, прорвала кожу и вылезла наружу. С таким переломом инструктор отправил его в больницу на рентген. Лоуренс спустился в приемный пункт скорой помощи и ждал своей очереди три четверти часа. «Ожидая, я вспоминал библейскую историю о том, как Господь излечил Иова, когда тот молился за ближних своих. Я начал разговаривать с людьми, ожидавшими своей очереди, и подбадривать их, полностью забыв о своей собственной травме. Когда же я вновь обратил внимание на свою руку, кость уже встала на место». До сего момента ничего сверхъестественного не случалось. Конечно, это не тот случай, что происходит повседневно, но такую историю не так легко понять и принять. Продолжение удивляет больше. «Когда был готов снимок, врач сказал, что кость, несомненно, была сломана, но сама встала на место и более того — срослась, и не было никакой нужды обращаться в скорую помощь. Все понимали, что перелом был, и это делало излечение чем-то чудесным. Для себя я объясняю это так: божественная рука существует в ваших мыслях, и когда ход ваших мыслей правильный, ничто — в том числе и время — не может помешать выздоровлению». Доктор Дойль утверждает: «Мы пришли к тому, что физика вынуждена принять тот факт, что тело и мысли неразделимы» [5].
Вопреки опасениям некоторых, духовность с научным подходом не становится холодной, механической и отстраненной. Она сохраняет неприкосновенными ощущение тайны, присутствие священного, восхищение перед бесконечностью и чудом создания, полноту милости, радостное предвосхищение неожиданностей, детскую непосредственность. У нее появляется новое измерение. Ничто ее не ограничивает, напротив, она расширяется.
Давайте теперь перейдем к непосредственному рассмотрению этих законов. Но прежде дадим определение. Под законом мы понимаем универсальную и неоспоримую реальность, которая описывает неизменную связь между различными явлениями.
Достарыңызбен бөлісу: |