Пьеса Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения



Дата24.02.2016
өлшемі94 Kb.
#15255
түріУрок

Л.А.Опольская Литература

7-й класс



Опольская Людмила Аполлинарьевна,

учитель МОУ СОШ №5 города-курорта Анапа

2008г.

Тема урока
Пьеса Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения.

(2 часа)
(С использованием презентаций: 26+27 слайдов.)

(Слайд №2)

Цели уроков:

  • углубление представлений о жанре комедии;

  • развитие умения воспринимать текст драматического произведения;

  • развитие умения характеризовать персонажа драматического произведения.


Ход урока (1час)

    1. Усвоение новых знаний.

Слово учителя. (Рассказ о драматурге.)

(Слайд № 3) Жан Батист Мольер (1622 - 1673) – псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен.

(Слайд № 4) Родился 13 января 1622 года в Париже. Отец писателя — Жан Поклен, был придворным обойщиком и мебельщиком, мать — Мария, дочь частного обойщика Луи Крессе. Когда Мольеру исполнилось десять лет, мать умерла. С 1631 по 1639 год он учится в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки. В это время Жан Батист проявлял большой интерес к учебе и даже перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция.

(Слайд № 5) В 1640 году Мольер начинает изучать юридические науки в Орлеанском университете, а в начале 1641 года сдает экзамен на звание лиценциата права. В 1642 году он недолго замещает отца в должности обойщика. Но вскоре он понимает, что служить при дворе не его занятие, отказывается от звания королевского обойщика и 30 июня 1643 года, приняв псевдоним Мольер, вместе с семьей Бежар организовывает свой театр, который получил название «Блистательный театр». Но этот театр успеха не имел, и с 1646 по 1658 год Мольер и его товарищи работали в провинции. В 1658 году его труппа по желанию короля была оставлена в Париже. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте).

(Слайд № 6) Именно в парижский период жизни Мольер создал свои замечательные комедии (числом более тридцати), в которых осмеивал всевозможные пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа. Все это и многое другое стало предметом критики в беспощадной, иногда доброй, иногда горькой, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной по форме комедии Мольера.

(Слайд № 7) С 1664 года Жан Батист стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств.

(Слайд № 8) Мольер оставил богатое наследие — более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые.

Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии — комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. В нем видят провозвестника французской оперы.

(Слайд № 9) Пьеса «Мещанин во дворянстве» написана Мольером в 1670 году. Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру, – высмеять турецкие церемонии, создать на них пародию. Оскорблённый заявлением турецкого посла о том, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из Франции, устроил такую своеобразную месть. В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября 1670 года. Роль господина Журдена исполнял Мольер. Первый русский перевод комедии был выполнен П.Свистуновым и издан в 1761 году. Первая постановка - 25 января 1756 года в Российском театре в Санкт-Петербурге.


    1. Актуализация опорных знаний.

Беседа с опорой на слайды.

— Рассмотрите таблицу (Слайд № 10). Вспомните особенности драматических произведений.

— Расскажите об особенностях построения драматического произведения. (Слайд № 11)
Слово «драма» означает в переводе с греческого языка «действие», причём действие «совершающееся», а не совершившееся. Это означает, что действие, показанное через конфликты в форме диалогов и монологов, происходит, развёртывается на глазах зрителей в настоящем времени.



(Слайд № 12) Каждое действие (акт) пьесы автор начинает с описания обстановки, и это даёт возможность художникам и постановщикам создать декорации к спектаклю.

Отдельные реплики героев сопровождаются ремарками.

Драматург не имеет возможности, кроме ремарок, говорить «от себя».


    1. Усвоение новых знаний. Словарная работа.

Знакомство с театральной лексикой. (Слайд № 13 — 14)


    1. Знакомство с текстом пьесы. (Учащиеся слушают радиокомпозицию спектакля театра им. Евгения Вахтангова. Музыка из произведений Ж.Б.Люлли, Р.Штрауса. Музыка песен и интермедий Р.Архангельского. Запись 1971 года.) (Слайд № 15)




    1. Осмысление домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

Каковы составляющие характеристики героя драматического произведения? (Слайд № 16)



      • Самохарактеристика героя: монологи, речь, поступки.

      • Сопоставления, косвенная характеристика (пейзаж, интерьер, высказывания о герое других персонажей).

      • Авторская характеристика (замечания для актёров, ремарки).

2. Информация о домашнем задании. (Слайд № 17)

Охарактеризуйте господина Журдена.


      • Проанализируйте его монологи, речь, поступки.

      • Как характеризуют господина Журдена его взаимоотношения с женой, служанкой Николь, учителями, портным и его подмастерьем, графом Дорантом и маркизой Дорименой.




    1. Итого урока.

Ход урока (2 час)


  1. Проверка домашнего задания.

Характеристика господина Журдена. (Слайд № 17)


  1. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с опорой на слайды.
1) Запишите в тетрадь пять ведущих черт характера господина Журдена. Объясните свой выбор. (Слайд № 18)

Выступления учащихся сопровождаются прослушиванием фрагментов спектакля театра им. Евгения Вахтангова (запись 1971 года).


2) Сравните и прокомментируйте мнения А.С.Пушкина и критика Д.Д.Обломиевского о характерах мольеровских героев. (Слайд № 15)


3) Запишите в тетрадь принципы создания характера в комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», поясните, как вы их понимаете на примере образа господина Журдена. (Слайд № 20)




  • резонёрство1




  1. Усвоение новых знаний.

Слово учителя. (Общее представление о принципе «единства действия».) (Слайд № 21)

В комедии два тесно связанных сюжета.

Мольер опирался на традицию итальянской комедии, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люстиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг — Николь и Ковьеля (сцена «любовной досады», д. III, явл. 10), во-вторых, расчетливыми отношениями между графом Дорантом и маркизой Дорименой (см. д. III, явл- 19, д. V, явл. 2). Влюбленные — постоянные персонажи итальянской народной комедии масок (комедия дель арте).

Вторая сторона сюжета — развитие традиции французского фарса (это ссора между глупым мужем и умной и злой женой), в комедии Мольера — это изображение утратившего разум отца семейства, кото­рый сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его.

В «Мещанине во дворянстве» обе линии неразрывно связаны («единство действия»), создают цельную систему образов.


  1. Итоги урока. (Слайд № 22)

"Мещанин во дворянстве" - блестящая, искрометная комедия классика французской литературы Жана Батиста Мольера. Попытки необразованного, невежественного, неотесанного мужлана с большими деньгами выглядеть как благородный дворянин не могут не вызывать смех. Главный герой то и дело попадает в нелепые ситуации, а окружающие не упускают возможности воспользоваться его манией себе во благо.

Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки общества" актуальны особенно.




  1. Осмысление домашнего задания. (Слайд № 23)

Напишите небольшое рассуждение-размышление «Актуальна ли сегодня пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве»?»
При подготовке к уроку использованы текстовые и иллюстративные материалы сайтов:

  • http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011324/1011324a1.htm

  • http://www.home-edu.ru/user/f/00001367/007mental/main/017mental.html

  • http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/010/001/279191594.jpg

  • http://www.philharmonia.spb.ru/rus/informrg.php


Литература

  • Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1985

  • Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков – М.: Просвещение, 1988

  • Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1988

  • Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ Под ред.ю Н. П.Михальской и Б.И.Пурищева. — М.: Просвещение, 1981

  • Литература: Справочник школьника/ Научная разработка и сост. Н.Г.Быковой; Науч. Ред. В.Я.Линков. – М.: Филологическое общество «Слово», 1995

CDcom

  • Жан-Батист Мольер. Мещанин во дворянстве. Радиокомпозиция спектакля (Запись 1971г.)/ ООО «РМГ Компани»; Лицензия:Серия ВАФ №77-18.




1 Резонёрство – склонность к пространным рассуждениям нравоучительного характера.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет