Пояснительная записка:
Классу аккомпанемента принадлежит огромная роль в деле воспитания
музыканта-пианиста. Научится хорошо аккомпанировать не менее трудно,
чем научиться хорошо играть на фортепиано. Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности различна, и можно назвать многих солистов-пианистов, не владеющих искусством аккомпанемента и наоборот,
пианистов, прославившихся высоким мастерством аккомпанемента, но не проявивших себя в амплуа солиста.
Данная программа разработана на основе типовой программы «Программа для класса аккомпанемента ДМШ», сост. Миркина А.Е.Казань, 1982. с целью внедрения в практику ДШИ дифференцированного обучения, обновления репертуарного списка. Она позволяет более гибко подойти к возможностям и желаниям ребёнка и решает наиболее актуальную проблему ДШИ.
В данной программе заложена идея развития музыкальных способностей ребёнка через изучение предмета «Аккомпанемент». Изучение аккомпанемента способствует развитию многих навыков, необходимых
как музыканту-исполнителю, так и музыканту-любителю. Это и навык подбора по слуху и транспонирования, чтения с листа, ансамблевого исполнения, прекрасное средство для воспитания активного слуха и умения контролировать свою игру. Кроме того, игра аккомпанементов как нельзя лучше способствует расширению кругозора юного пианиста.
Не каждый ученик может показать себя ярко на концерте как солист, а вот как аккомпаниатор он может выступить успешно.
Для того, чтобы играть аккомпанемент нужно достаточно хорошо владеть инструментом, поэтому предмет «Аккомпанемент» изучается в старших классах фортепианного отделения. Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учеником в переделах времени, отведённого учебными планами Каргасокской ДШИ, т.е. 0,5 часа в неделю в 6 классе и 1час в неделю в 7классе, а так же домашнюю работу учащегося.
Программа состоит из различных по стилю, жанру, по уровню сложности и т.д. произведений и имеет следующие разделы:
1)вокальный аккомпанемент, где изучаются песни и романсы для голоса и
ф-но.
2)инструментальный аккомпанемент, где учащиеся знакомятся с произведениями для русского народного инструмента «Домра» в сопровождении ф-но.
Для реализации программы необходимо: наличие иллюстратора (вокалиста и домриста), наличие учебных пособий, содержащих материал, позволяющий
реализовать программу.
Цель программы:
Развитие музыкальных способностей, воспитание музыкальной культуры обучающегося, формирование художественного вкуса.
Задачи программы:
1.Воспитать навыки аккомпанирования, чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования и т.д.
2.Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей ребёнка.
3. Расширить кругозор учащегося.
4.Поддержать интерес к музыке.
Структура дисциплины
Курс «Аккомпанемент» изучается в течении 2 лет на основе индивидуального плана для каждого учащегося с учетом возрастных особенностей и уровня музыкальных способностей.
Организация учебного процесса строится на логических связях, предусматривающих непрерывное и всестороннее улучшение качества исполнительства на фортепиано.
Основной формой занятий в классе по предмету «Аккомпанемент» является урок.
В содержание урока входит:
-
Разбор нового материала,
-
Проверка домашней работы,
-
Отработка трудных частей и приемов игры,
-
внимание уделяется повторению пройденных пьес.
Форма контроля:
Основной формой учёта успеваемости по данному предмету является оценка, выставляемая педагогом за урок, четверть.
Один раз в полугодие следует проводить контрольные точки: в первом полугодии- контрольный урок /в 6 и 7 классах/, во втором полугодии – зачет /в 6 классе/.В выпускном классе по предмету «Аккомпанемент» проводится экзамен на котором учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения: одно вокальное, второе инструментальное.
Критерии оценки.
Система контроля и оценки – это регулятор отношений ученика и учебной среды. Оценка учащегося в ДШИ осуществляется в форме цифрового балла или оценочного суждения. Последнее в сфере музыки имеет особо важное значение, т.к. оценить игру ученика одним только баллом практически невозможно. Словесная оценка позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его творческой деятельности, проанализировать его возможности. Оценочное суждение сопровождает любую оценку в качестве заключения по существу работы, раскрывая как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так же способы устранения недочетов и ошибок.
С учетом сложившихся требований к оценочной деятельности в ДШИ практически применяется четырех балльная система цифровых оценок. Это связано с тем, что единица, как балл практически не используется. Зато для более гибкой оценки игры ученика применяются знаки «плюс» (+) и «минус»
(-). Эти знаки вносят некоторый эмоциональный элемент в сухую статистику цифровой оценки выступления учащегося.
Существование в рамках современной школы дифференцированного подхода в работе с учащимися, обладающими различными музыкальными способностями, предполагает и различный подход к оценке учащегося, следовательно, создается возможность оценивать одинаковым баллом детей с разным уровнем владения инструментом, т.е. учебная оценка должна быть «индивидуальной». Характеристика, которую дает педагог своему ученику и его выступлениям, должна стать определяющей для других педагогов.
План прохождения учебной дисциплины.
Полугодие
|
Кол-во недель
|
Отчетность
|
1 год
|
I
|
16
|
Контрольный урок (2 произведения)
|
II
|
18
|
Зачет (два разнохарактерных произведения)
|
2 год
|
III
|
16
|
Контрольный урок (два разнохарактерных произведения)
|
IV
|
18
|
Выпускной экзамен(два разнохарактерных произведения)
|
Содержание курса.
Первый год обучения (6 класс)
Ознакомление с наиболее характерными видами аккомпанемента. Определение понятия «фактура аккомпанемента» в наиболее простых двухдольных, трехдольных размерах. Воспитание ансамблевого внимания. Ознакомление с характерными стилевыми особенностями изучаемых произведений. При работе с иллюстратором ознакомление с характерными игровыми приемами домры, особенностью звучания, штрихами. Развитие и закрепление навыка чтения с листа.
Примерные программы индивидуального плана:
-
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
-
Сигмейстер Э. «Ковбойская песня»
-
Мокроусов Б. «Когда весна придет»
-
Сильванский Н. «Музыкальная шкатулка»
Примерный репертуарный список:
Вокальные произведения:
Фамилия композитора | |
№ сборн.
|
Абрамов А.
Абрамов А.
Абрамов А.
Абрамов А.
Абрамов А.
Абрамов А.
Абрамов А.
Арартян В.
Арартян В.
Арсеева И.
Баснер В.
Березин С.
Варламов А.
Варламов А.
Булахов П.
Булахов П.
Булахов П.
Булахов П.
Булахов П.
Васильев И.
Гладков Г.
Гладков Г.
Глинка М.
Гурилёв А.
Даргомыжский А.
Дудкевич Г.
Дудкевич Г.
Дюбюк А.
Обр. Дюбюка А.
Обр. Дюбюка А.
Обр. Дюбюка А.
Зацепин А.
Зацепин А.
Крылатов Е.
Львов-Компанеец Д.
Магиденко М.
Малашкин Л.
Мокроусов Б.
Морозов А.
Музыка неизв. Автора
Музыка неизв. Автора
\Обр. Артемьева А.
Музыка неизв. Автора
\Обр. Гердаль А.\
Назарова Т.
Островский А.
Паулс Р.
Пахмутова А.
Петров А.
Савельев Б.
Савельев Б.
Савельев Б.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шварц А.
|
«Тропливая река»
«Самолётик, самолёт»
«Солнечный дождь»
«Светлячок»
«Град»
«Кузнечики»
«Мой щенок»
«Петушок»
«Я и воробушек»
«Песенка о добром сне»
«Берёзовый сок» из к-ф «Мировой парень»
«Пони»
«Белеет парус одинокий»
«На заре ты её не буди»
«Сторона моя, стронушка»
«Ах ты, Волга-матушка»
«Полюби, не губи»
«Слышишь ли, мой сердечный друг»
«Не кукушечка во сыром бору куковала»
«Ты коса ли моя»
«Песня львёнка и черепахи»
«Песня голубого щенка»
«Цыганская венгерка»
«Признание»
«Грусть девушки»
«Дождик»
«Зайчик»
«Я вас любил»
«Не брани меня, родная»
«Ехали ребята»
«Вниз по Волге-реке
«Если б я был султан» из к-ф «Кавказская пленница»
«Есть только миг»
«Колыбельная медведицы»
«На горе идёт игра»
«Сворушки»
«Я встретил Вас»
«Когда весна придёт»
«Думаю-гадаю»
«Ласточка»
«Но я вас всё-таки люблю»
«Очи чёрные»
«Усни-трава»
«Кролик»
«Золотая свадьба»
«Надежда»
«А на последок я скажу»
«Песенка Леопольда»
«Если добрый ты»
«Настоящий друг»
«Дождь пойдёт по улице»
«Весёлая карусель»
«Улыбка»
«Ваше благородие» из к-ф «Белое солнце пустыни»
|
44
44
44
44
44
44
44
40
40
41
25
15
19
6
43
43
43
43
43
43
41
41
19
8
48
40
40
8
43
43
43
38
25
46
40
40
47
25
15
42
42
42
40
23
24
37
25
46
46
46
46
46
46
25
|
Инструментальные произведения / домра/:
Фамилия композитора |
Название произведения
|
№ сборн.
|
Бабаджанян А.
Бин К.
Ваньхал И.
Владимиров В.
Власов А.
Гайдн И.
Глинка М
Давидович Ю.
Делиб Л.
Дербенко Е.
Забутов Ю.
Зверев А.
Какорин Б.
Каркасси Дж.
Купревич В.
Локтев В.
Меццакапо Э.
Моцарт В.А.
Мусоргский М.
Новотный В.
Перголези Дж.
Перселл Г.
Пономаренко Л.
Рустамов Р.
Рыбицкий Р.
Сигмейстер Э.
Сильванский Н.
Таривердиев М.
Темнов В.
Хачатурян К.
Хренников Т.
Чайковский П.
Чайковский П.
Чайковский П.
Чайковский П.
Чекалов П.
Шмитц М.
Шостакович Д.
|
«Ноктюрн»
«Давным-давно»
«Соната» ре мажор
«Тити Маrаrmва»
«Мелодия»
«Немецкий танец»
«Полька»
«Этюд»
«Пиццикато» из балета «Сильвия»
«Шарманщик Карло»
«Бабушкины ходики»
«Маленькое рондо»
«Хорошее настроение»
«Аллегретто»
«Тульский самовар»
«Топотушки»
«Марш мандолинистов»
«Менуэт»
«Слеза»
«Как на горке»
«Сицилиана»
«Ария»
«Отговорила роща золотая»
«Листки»
«Фокстрот»
«Ковбойская песня»
«Музыкальная шкатулка»
«Песня о далёкой родине» из к-ф «Семнадцать мгновений весны»
«Кадриль»
«Танец» из балета «Чипполино»
«Колыбельная Светланы»
«Вальс»
«Итальянская песенка»
«Мазурка»
«Неаполитанская песенка»
«Посвящение»
«Принцесса танцует вальс»
«Маленький марш»
|
13
49
39
14
32
55
52
17
52
55
12
12
16
12
5
55
21
55
52
33
51
55
35
55
49
14
12
3
4
55
52
39
39
51
39
2
31
4
|
Второй год обучения (7 класс)
Накопление репертуара, закрепление полученных знаний и навыков. Знакомство с наибольшим количеством произведений. Закрепление навыка сравнительного анализа. Приобретение навыка чтения с листа.
Примерные программы индивидуального плана:
-
Чичков Ю. «Разговор со старой фотографией»
-
Бом К. «Непрерывное движение»
-
Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный»
-
Меццакапо Е. «Болеро Толедо»
Примерный репертуарный список:
Вокальные произведения:
Фамилия композитора |
Название произведения
|
№сбрн.
|
Абазо А.
Афанасьев Л.
Балакирев М.
Булахов П.
Булахов П.
Варламов А.
Варламов А.
Варламов А.
Варламов А.
Гурилёв А.
Гурилёв А.
Дюбюк А.
Дюбюк А.
Жванецкая Н.
Зарицкой Е.
Зацепин А.
Зацепин А.
Лагидзе Р.
Львов- Компанеец Д.
Листов Н.
Марминский А.
Майоров Р.
Морозов А.
Никитин С.
Островский А.
Островский А.
Островский А.
Островский А.
Подэльский Г.
Пожлаков С.
Савельев Б.
Сойникова А.
Соколов В.
Соколов В.
Соснина С.
Таривердиев М.
Френкель Я.
Харито Н.
Цыганский романс
Обр. Подольской В.
Чичков Ю.
Чичков Ю.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шаинский В.
Шварц И
Шишкин А.
|
«Утро туманное»
«Гляжу в озёра синие»
«Обойми, поцелуй»
«И нет в мире очей»
«Не пробуждай воспоминаний» «Глаза»
«Так и рвётся душа»
«Я любила его»
«Красный сарафан»
«И скучно, и грустно»
«Вам не понять моей печали»
«Улетела пташечка»
«Улица, улица»
«На парде»
« Со мною все играют в прятки»
«Песня про зайцев» из к-ф «Бриллиантовая рука»
«Песенка о медведях» из к-ф «Кавказская пленница»
«Песня о Тбилиси»
«Три загадки»
«Я помню вальса звук прелестный»
«Мой конь с зелёной гривой»
«Люблю костёр»
«Вечер школьных друзей»
«Александра» из к-ф «Москва слезам не верит»
«До, ре, ми, фа, соль»
«Мальчишки»
«Мальчишки и девчонки»
«Спят усталые игрушки»
«Весна»
«Песня о нежности»
«Хвост за хвост»
«Родник»
« Так и рвётся душа»
«Соловьем залётным»
«Солнечная капель»
«Маленький принц»
«Журавли»
«Отцвели хризантемы…»
«Тёмно вишнёвая шаль»
«Песенка про жирафа»
«Разговор со старой фотографией»
«Ожившая кукла»
«Цыганский хор»
«Песня Чебурашки»
«Песенка Мамонтенка»
«Облака»
«Песенка крокодила Гены»
«Кавалергарды, век недолог» из к-ф«Звезда пленительного счастья»
«Нет, не тебя так пылко я люблю»
|
7
9
18
7
7
6
6
6
6
47
7
43
7
40
15
38
38
28
40
11
40
54
54
25
23
23
23
23
15
27
46
9
46
43
41
9
22
42
42
41
22
53
53
46
46
46
46
25
7
|
Инструментальные произведения / домра/:
Фамилия композитора |
Название произведения
|
№ сборн.
|
Андреев В.
Аренский А.
Бах И.С.-Гуно Ш.
Бом К.
Ваньхал И.
Варламов А.
Верачини Ф.
Вивальди А.
Власов А.
Гендель Г.
Гендель Г.
Глинка М.
Гуно Ш.
Гурилёв А.
Давидович Ю.
Даргомыжский А.
Дворжак А.
Дербенко Е.
Дербенко Е.
Джоплин С.
Джоплин С.
Дунаевский И.
Дунаевский И.
Дунаевский И.
Дунаевский И.
Забутов Ю.
Зверев А.
Зверев А.
Какорин Б.
Камалдинов Г.
Карамышев Б.
Каркасси Дж.
Каччини Д.
Колмановский Э.
Корелли А.
Макарова В.
Меццакапо Е.
Меццакапо Е.
Меццакапо Е.
Попонов В.
Р.Н.П. обработка
Давидовича Ю.
Р.Н.П. обработка
Сапожникова В.
Тамарин И.
Таривердиев М.
Ушкарёв А.
Холминов А.
Шостакович Д.
Чиара В.
Чичков Ю.
|
«Светит месяц» обр. Р.Н.П.
« Песня певца за сценой» из оперы «Рафаэль»
« Аве Мария»
«Непрерывное движение»
«Соната» до мажор
«Красный сарафан»
«Лярго»
«Концерт для скрипки с оркестром» соль мажор
«Мелодия»
«Ларгетта» из сонаты №14
«Финал» из концерта№10 оп.6
«Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
«Вальс» из балетной музыки оперы «Фауст»
« Разлука»
«Пьеса на две русские темы»
«Меланхолический вальс»
«Мелодия»
«Дорога на Карачев»
«Четкий ритм»
«Рег красотки»
«Рег размышление»
«Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер»
«Полька» из к-ф «Кубанские казаки»
«Стрелки» из к-ф «Веселые ребята»
«Полька»
«В старинном стиле»
«Маленькое рондо»
«Музыкальный момент»
«Романс»
«У реки»
«Аллегретто»
« Аве Мария»
«Алёша»
«Сарабанда»
«Маленький экспромт»
«Болеро Толедо»
«К маркизе»
«Учёное дитя»
«На тройке»
«Вдоль да по речке»
«Уж ты, поле моё»
«Старинный гобелен»
«Песня о далёкой родине» из к-ф «Семнадцать мгновений весны»
«Родничок»
«Песня»
«Полька-шарманка»
«Испанское болеро»
«Разговор со старой фотографией» из цикла «Солдатские жены»
|
52
30
52
51
39
52
50
51
32
50
17
52
5
52
17
12
50
29
29
10
10
17
17
17
12
50
12
16
32
1
12
55
35
32
44
31
20
20
52
17
31
31
3
12
55
31
34
30
|
Р Е П Е Р Т У А Р Н Ы Е С Б О Р Н И К И:
1. «Альбом начинающего домриста» в.2, сост. Фурмин С., М.,1970.
2. «Альбом начинающего домриста», в.3, сост. Фурмин С., М.,1971.
3. «Альбом начинающего домриста», в.8, сост. Фурмин С., М.,1976.
4. «Альбом начинающего домриста», в.17, М.,1985.
5. «Альбом юного домриста» сост.Пронина Т. Изд.«Композитор» С-Пб.,2003.
6. Варламов А. «Романсы», изд. «Музыка», М.,1988.
7. «В моей душе…». Романсы русских композиторов. Изд.«Кифара»,М.,1997.
8. «Вокальные произведения русских композиторов. Изд.«Музыка», М.,1987.
9. «В песне родина моя» Песни для голоса в сопр. Ф-но. М.,1984.
10. Джоплин С. «Регтаймы» для 3-хструнной домры и ф-но, переложение Школиной Л.Н., изд. «Композитор» С-Пб.,2001.
11. «Давно ль, под волшебные звуки». Романсы. Изд. «Музыка», М.,1991.
12. «Домра. Пьесы в сопровождении фортепиано». М.,1995.
13. «Домристу- любителю». Изд. «Музыка», М.,1983.
14. «Заблудившийся верблюжонок» . Юному домристу. Н.,1999.
15. «И в шутку и всерьёз» Песни советских композиторов для детей среднего школьного возраста Изд. « Музыка» М.,1990.
16. Какорин Б. «Пьесы для трёхструнной домры» М.,2000.
17. «Концертный репертуар юного домриста» Сост. Галанина О. С-Пб.,2003.
18. «Избранные романсы и песни» М.,1980.
19. «Минувших дней очарованье». Старинные русские романсы. / вып.2/
Изд. «Музыка», М.,1988.
20. Меццакапо Е. «Пьесы» для домры, «Композитор» С-Пб.,2002.
21. Меццакапо Э. «Пьесы» для домры и ф-но «Композитор» С-Пб.,2004.
22. «Нас водила молодость . Изд. «Сов. Композитор» М.,1987.
23. Островский А. «Пусть всегда будет солнце». Изд. «Музыка», М.,1988.
24. Паулс Р. «Метаморфоза и другие песни» Л.,1998.
25. «Песни из кинофильмов» в переложении д/ф-но и гитары с голосом.
Изд. В. Катанского, М.,2004.
26. «Песни Мигули В.» Изд. «Музыка» М.,1990.
27. «Песни радио и кино»/вып.137/. Изд. «Музыка», М.,1969.
28. «Поют лауреаты премии Ленинского комсомола» /вып.1/. М.,1987.
29. «Пьесы для балалайки» М.,1998.
30. «Пьесы для трёхструнной домры» /вып.2/ Л.,1976.
31. «Пьесы для трёхструнной домры и ф-но».Сост.Ахунова О./2т./С.-П.,1998.
32. «Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ»
С.-П.,1999.
33. «Репертуар домриста»\ вып.6\ М.,1969.
34. «Репертуар домриста» \вып.9\ М.,1973.
35. «Репертуар начинающего домриста»\вып.1\ Сост.Яковлев В. М.,1979.
36. «Романсы и песни советских композиторов на слова С.Есенина.
37. «Россияночка» \вып5\ песни для эстрадных вокальных ансамблей в сопр.ф-но Изд «Сов. Композитор» Л.,1976.
38. «Саундтрэки к кинофильмам»\облегченное переложение для фортепиано.
Изд. В.Катанского, М.,2004.
39. «Сладкая грёза. Произведения в переложении для домры и фортепиано».
Изд. «Классик-А», Н.,2004.
40. «Советские песни» Изд. «Музыка» М.,1977.
41. «С песней весело шагать» Поп. Песни для детей /вып.3/ М.,1991.
42. «Старинные вальсы» Изд. «Музыка», М.,1984.
43. «Сторона моя, сторонушка» Песни романсы русских композиторов
Изд. «Музыка» М.,1970.
44. «Таке .»Сборник эстрадных произведений для балалайки и форт-но.
Сост. Гуревич А., изд. «Арт-Классик», Н.,2001.
45. «Тёплый снег» песни Абрамова А. для детей младшего школьного возраста. Изд. «Музыка» М.,1981.
46. «Улыбка»-мелодии из мультфильмов в лёгкой обработке для ф-но.
Изд. «Музыка», Л.,1991.
47. «Учитесь играть на рояле» \вып.2\ Л.,1988.
48. «Учитесь играть на рояле» \вып.4\ Л.,1988.
49. «Хрестоматия балалаечника. 3-5 классы. Сост.Глейхман В., М.,1972.
50. «Хрестоматия домриста» \вып.1\ Р.-Д.,1998.
51. «Хрестоматия для скрипки. 5-6 классы Д.М.Ш. М.,1976.
52. Чунин В. «Школа игры на трёхструнной домре» М.,1986.
53. Шаинский В. «Песни» Изд.»Музыка» М.,1988.
54. «Школьный вечер» \вып.1\ . Изд. «Музыка», М.,1985.
55. «Юный домрист». Сост. Бурдыкина Н. М.,1999.
С П И С О К И С П О Л Ь З У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы :
1.Артеменкова Т.А. Технология разработки образовательных программ
Изд. «ТОИПКРИКТ» 2002.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1968.
3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Изд. «Феникс» Р.-на Д.,2002.
4. Куртова З. Планирование учебно-воспитательной работы в ДМШ.
Томск 2000.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология М.,1997.
6. Программа для класса аккомпанемента ДМШ, сост. Миркина А.Е.
Казань, 1982.
7.Усачова Л.В. Рекомендации к разработке учебных программ и диплом-
ных работ, Томск-1999 .
Достарыңызбен бөлісу: |