Пояснительная записка начало XX века ознаменовалось в нашей стране ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности



Дата12.06.2016
өлшемі0.68 Mb.
#129997
түріПояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начало XX века ознаменовалось в нашей стране ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. «Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А. Бердяев «культурный ренессанс начала века».

Судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Философски это означало, что ценности культуры, духовные, религиозные, познавательные, эстетические, этические, были противопоставлены исключительному верховенству социального блага и пользы.

Период в истории отечественного искусства – «серебряный век», оставил заметный след в русской и мировой художественной культуре. «Серебряный век» вобрал в себя разноликие явления; символизм, футуризм, неоклассицизм, художественное объединение «Мир искусства», Новая школа церковного пения.

Главная цель занятий – проследить «великое в малом», понять то общее, что связывает культуру разных эпох с творениями музыкантов, поэтов, художников. Художественный мир, соединивший «две прекрасные стихии нашей жизни» (Г.Г. Нейгауз) - музыку и поэтическое слово, неисчерпаем. Расширение представлений учащихся об искусстве на примере художественных течений XX века; знакомство с искусством авангарда, причинами его возникновения, основными идеями; рассмотрение искусства авангарда в контексте двух культурных парадигм: модернизма и постмодернизма. Преподавание курса предполагает также ознакомление аудитории с основными философскими и культурологическими концепциями XX века.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования после изучения учебной дисциплины «Искусство XX века» студенты овладевают основными знаниями, умениями и навыками.

В частотности, они должны:


  • выявить "общий знаменатель" в разнохарактерных явлениях искусства
    "серебряного века";

  • определить музыку как доминирующую систему всех художественных
    направлений "серебряного века";

  • рассмотреть художественное произведение (музыкальное, поэтическое,
    живописное) как выражение особого рода мышления, выявить специфику его
    восприятия;

— проанализировать синтез искусств - культуру грани веков.

Методические материалы содержат 10 тем и названия тем носят поэтические названия художников "серебряного века", выявляя тем самым обновленное мироощущение представителей "русского культурного ренессанса".

Спецкурс "Искусство серебряного века" рассчитан на 36 семинарских часов. Отдельные занятия сопровождаются прослушиванием музыкальных произведений, просмотром видеофильмов, анализом картин. Список литературы дается в конце каждой темы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСКУССТВО ХХ ВЕКА»




НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ по видам занятий

ОДО

ОЗО

Заочное,

на базе соответствующего среднего профессио-нального или высшего профессио-нального образования



Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Пути искусства в культуре: от мимесиса к пойесису

2

-

1

2

-

2

2

-

4

2

Течения изобразительного искусства, предвосхитившие модернизм

2

-

1

2

-

2

2

-

4

3

Теоретические основы модернизма

4

-

1

2

-

4

2

-

2

4

Фовизм

2

-

1

-

-

2

-

-

2

5

Экспрессионизм

2

-

1

2

-

2

-

-

2

6

Кубизм

2

-

1

-

-

2

-

-

2

7

Футуризм

2

-

1

-

-

2

-

-

2

8

Русский авангард

4

-

1

-

-

4

-

-

4

9

Абстракционизм

2

-

1

-

-

2

-

-

4

10

Дадаизм

2

-

1

-

-

2

-

-

2

11

Сюрреализм

2

-

1

-

-

2

-

-

4

12

Искусство абсурда

2

-

2

-

-

2

-

-

2

13

Искусство сер. 1950 – 1960 гг.

2

-

-

-

-

2

-

-

2

14

Минимализм. Концептуализм.

2

-

1

-

-

2

-

-

2

15

Постмодернизм

2

-

-

2

-

2

1

-

2

16

Искусство на рубеже тысячелетий

2

-

1

2

-

2

1

-

2

ВСЕГО

36

-

14

14

-

36

8

-

42



СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ
Тема 1
Пути искусства в культуре: от мимесиса к пойесису
Искусство как феномен культуры. Специфика искусства как формы общественного сознания; мышление в художественных образах. Онтологический статус произведения искусства. Способы отражения реальности в искусстве: мимесис (подражание), идеализация, пойезис (создание новых реальностей). Связь между историческим процессом самопознания человека и углублением форм художественной опосредованности. Роль объективного и субъективного в искусстве.
Тема 2
Течения изобразительного искусства, предвосхитившие модернизм
Искусство Франции последней четверти XIX века. Перенос внимания художников с социальных проблем на проблемы сугубо художественные. Импрессионизм (от франц. impression – впечатление). Главная проблема – взаимоотношение света и цвета. Разработка системы пленэра; рефлексы и валеры; вибрация световоздушной среды. Обесценивание сюжета, акцентирование субъективного впечатления от предмета изображения. (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писарро и др.).

Неоимпрессионизм. Пуантилизм – письмо точками. Дивизионизм – разложение сложных тонов на чистые спектральные цвета (Ж.Сера, П. Синьяк).

Постимпрессионизм. Стремление к обобщению, к поискам новых закономерностей в искусстве (П. Сезанн). Внимание к организации композиционных ритмов, плоскостность, декоративность (П. Гоген). Экспрессия цвета; новое понимание искусства как выражения личности художника, свободного от правил и условностей (В. Ван Гог).
Тема 3
Теоретические основы модернизма
Модернизм как отражение кризиса общественного сознания. Причины возникновения модернизма: кризис рационализма – «невыносимость картезианского мира» (А. Бретон), кризис экзистенции, тоска по Абсолюту. Изживание классической традиции в науке, философии, искусстве. Прощание с эпохой Нового времени и присущей ей иерархии ценностей.

Общая характеристика модернизма: стремление к обновлению художественной практики; разрыв с традициям; поиск новых средств выражения. Культ индивидуальной инициативы в искусстве модернизма: усиление интереса к субъективному. Соотношение искусства и реальности – основная проблема модернизма. Принципы «дегуманизации» и создания «новых реальностей». Отказ от отображения внешнего, видимого. Интровертивный характер модернизма: путь «вглубь» - в глубины человеческого духа, сознания, в суть вещей и мира. Влияние на искусство модернизма учения З. Фрейда о бессознательном. Х Ортега-и-Гассет о модернизма как о искусстве элиты, а не массы. Модернизм – искусство, возрождающее дионисийское начало в культуре (Ф.Ницше), возвращающее ей утраченный игровой характер (Й. Хейзинга). «Философия жизни» и модернизм (В. Дильтей, А. Бергсон). Модернизм как форма самопознания искусства.

Авангард – наиболее радикальная разновидность модернизма, связанная со стремлением выйти за границы искусства, изменить средствами искусства жизнь. Главное отличие авангарда от модернизма: агрессивность и стремление вторгнуться в жизнь, нередко – политизированность. Скандал как средство репрезентации идей авангарда.
Тема 4
Фовизм
Фовизм (от франц. fauve – дикий) – первый «изм» XX века (1905-1908) определивший переход от подготовки модернизма к собственно модернизму. Влияние на становление фовизма интуитивизма А.Бергсона и философии Ф.Ницше. Общие художественные симпатии фовистов: В. Ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн, примитивное искусство, детский рисунок, японская гравюра.

Особенности фовизма: максимальная энергия цвета, его интенсивность, незамутненность подобием; обобщенность форм; отсутствие светотеневой моделировки; экспрессия формы. Фовизм как форма самопознания искусства. Основные жанры – пейзйж, портрет, натюрморт. Ядро фовизма – А. Матисс, А. Дерен. М. Вламинк, Ж. Руо и др.

Основоположник течения – А. Матасс. Символика цвета в творчестве художника. Панно «Танец» и «Музыка». Декупажи (альбом «Джаз»). Оформление капеллы Четок в Вансе.
Тема 5
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) художественнее течение 1905 – 1930 гг. Возникает в Германии на фоне роста пангерманских настроений; неверия в возможность социального прогресса, критики утилитаризма, негативной оценки науки, сомнения человека в истинности реального окружения. Влияние на становление экспрессионизма философии С. Кьеркегора, Ф. Ницше, феноменологии Э. Гуссерля.

Основное умонастроение экспрессионизма – тревога. Обращение к неклассической традиции: в числе предшественников – И. Босх, Эль Греко, Ф. Гойя, Э. Мунк.

Особенности течения: ядовито-яркий или, напротив, грязный колорит, произвольно меняющиеся пропорции и планы; «варваризация» цвета, линии, фактуры. Внимание художников к воплощению внутренних движений души, а не явлений внешнего мира. Картина как средство выражения эмоций и заражения ими зрителя.

Основные, группировки: «Мост» (Э. Кирхнер, М. Пихштейн, К. Шмидт-Ротлуфф и др.) в Дрездене; «Синий всадник» (В. Кандинский, Ф. Марк, А. Явленский) в Мюнхене. Антропософия Р. Штайнера и творчество В. Кандинского. Взгляд на художественное произведение как на самостоятельный организм, «за которым просвечивают иные миры» (Ф. Марк).

Экспрессионизм в музыке (А. Шенберг), литературе (Ф .Кафка), кинематографе («Носферату» В. Мурнау, «Кабинет доктора Калигари» В. Винка).

Лирический экспрессионизм Парижской школы живописи: М.Шагал, А. Модильяни, Х. Сутин. Экспрессионистские мотивы в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова. П. Филонова.


Тема 6
Кубизм
Кубизм (от лат. cube – куб ). Возникает в Париже (1908 – 1920-е гг.). Родоначальники – П. Пикассо и Ж. Брак. События, способствовавшие смещению внимания художников с цвета на проблемы композиции, пространства – открытие в Париже выставки африканского искусства, ретроспектива П. Сезанна. «Авиньонские девицы» П. Пикассо – работа, предопределившая кубизм.

Особенности кубизма: предельная геометрия и лапидарность форм; скупой, вплоть до монохромности, колорит; ориентация на ритмически организованные, структуры; симультанизм. Кубизм как рефлексия искусства по поводу своих творческих приемов.

Стадии развития кубизма:


  1. кубизм аналитический, организационно связан с группировкой «Бато Лавуар» («плавучая прачечная» – П. Пикассо, Ж. Брак, Г. Аполлинер, Б. Сандрар. Попытка передать 4-е измерение – время – в 2-х мерном пространстве;

  2. кубизм синтетический – чередование и наслоение объектов на плоскости. Введение в живопись инородных материалов, коллаж;

  3. кубизм декоративный – «Орфизм» Р. Делоне как попытка соединения цветности фовизма со структурностью кубизма; «Трубизм» Ф. Леже.

Пуризм как анти-кубизм (А. Озонфан. Ле Корбюзье).

П. Пикассо (1881-1973). Голубой и розовый периоды творчества. Кубизм. Неоклассицизм, сюрреализм в творчестве П. Пикассо. «Минатавромахия», «Герника». Вариации на темы работ старых мастеров. Влияние творчества П. Пикассо на искусство ХХ-го века. Н. Бердяев о П. Пикассо.



Тема 7
Футуризм
Футуризм (от лат. futurum – будущее). Италия (1909 – 1916 гг.). Основоположник – поэт Ф.Т. Маринетти. манифесты футуристов. Цель – создание культуры будущего. Утопический характер течения. Культивтрование эстетики урбанизма и машиной индустрии. Отражение в творчестве футуристоа идеи Ф.Ницше о сверхчеловеке.

Общие принципы футуризма: отрицание всей предшествующей культуры, агрессия, политизированность, урбанизм, скандал как форма подачи новых идей.

Особенности футуристической живописи: стремление передать скорость, время, энергию посредством наслаивания на одной плоскости различных фаз движения объекта. Симультанизм в творчестве У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра. Стремление к синтезу искусств.

Брюистская музыка Л. Руссоло. Футуризм и кинематограф. Футуризм как предтеча кинетического искусства (цветоорган Л. Сюрважа). Влияние футуризма на дадаизм, сюрреализм. Поп-арт.


Тема 8
Русский авангард
Русский кубофутуризм как синтез кубизма и футуризма, доведенных до своего логического предела: окончательный разрыв объекта и его изображений в творчестве русских художников.

Деятельность М. Ларионова и Н. Гончаровой. Выставки «Ослиный хвост». «Лучизм» М. Ларионова как один из вариантов раннего абстракционизма.

Петербургская организация «Союз молодежи» (1910-1914): М. Матюшин, Е. Гуро, А. Крученых, К. Малевич и др.

«Заумная» поэзия В. Хлебникова, А. Крученых. Связь слова и изображения. Театр «Будетлянин». Опера «Победа над Солнцем» и трагедия «Владимир Маяковский» (1913 г.)

Супрематизм (от лат. Supremus – высший) К. Малевича. «Черный квадрат» как нулевая стадия живописи, выход в «чистую реальность» через вчувствование и интуицию. М. Хайдеггер и К. Малевич: философия Ничто. Малевич как родоначальник геометрического абстракционизма.

Пространственный кубофутуризм В. Татлина. Конструктивизм. Продолжение традиций экспериментов кубистов и русских кубофутуристов в области исследования формы, пространства, объема, структуры в пластических искусствах. Создание рационалистически обоснованного типа композиционной организации произведения, в котором на первый план выдвигается функция, а не художественно-эстетическая значимость. Конструктивизм неутилитарный (близок геометрической абстракции) и принципиально утилитарный («производственно-проектный»).

Русский авангард как утопический проект прорыва творчества в сферу социальной коммуникации: преображение субъекта влечет за собой преображение социального контекста.


Тема 9.
Абстракционизм
Абстракционизм (от лат. abstractum – отвлеченный). С 1910 г. до наших дней. Дегуманизация как основной принцип абстракционизма.

Первая абстрактная акварель В. Кандинского (1910 г.), стремление художника запечатлеть духовную суть мира, скрытую под видимой его оболочкой. Кандинский и теософия. «О духовном в искусстве» (1911 г.) – «Евангелие нового искусства». Поиски единства распадающегося мира на основе новой духовности. Семантика цвета в творчестве В. Кандинского. Связь цвета и звука. Пифагорейская «музыка небесных сфер» в творчестве художника. Попытки создать «язык Универсума», стремление вступить с ним в контакт. Цель Кандинского – построение пространства, обладающего силой духовного воздействия.

П. Мондриан и группировка «Стиль» – развитие геометрического абстракционизма. Стремление к абсолютной гармонии и порядку, отражающих универсальную гармонию Вселенной. Неоплатонизм и П. Мондриан.

Абстрактный экспрессионизм (США, 1940-е гг.). Живопись жеста. Влияние фрейдизма и экзистенциализма на американский абстракционизм. Дж. Поллок, В. де Кунинг. Попытки освобождения и запечатления бессознательного. К.-Г.Юнг об архетипах.

Art Informel (Франция, 1950-е гг.) – европейский аналог американского абстракционизма. Спонтанность и непосредственность творческого акта. Х. Хартунг. Ташизм. Дзен-буддизм и «лирическая абстракция».
Тема 10
Дадаизм
Дадаизм (1916-1924) – движение-протест против всей предшествующей и наличествующей культуры. Организатор движения – Тристан Тцара. Центр движения – Цюрих, кабаре «Вольтер».

Бунт против разума и рационалистической картины мира. Культ иррационального. Лозунг: «Да – это нет!».

Принципы дадаизма: алогизм мышления, автоматизм письма, абсурд, нигилизм, программный идиотизм.

Поиски новых технических возможностей: «мерцы» К. Швиттерса, «фроттаж» и «фумаж» М. Эрнста, «констелляции» Г. Арпа. Усиление абстрактных мотивов в творчестве П. Клее и Г. Арпа.

Нью-Йоркская группировка «№ 291»: Ман Рэй (рейографии, фотографии с эффектом соляризации), Ф. Пикабия (механоморфозы), М. Дюшан (ready-made).

Коллективные акции дадаистов. Дадаизм и кинематограф («Антракт» Р. Клера).


Тема 11.
Сюрреализм
Сюрреализм (от лат. surrealism – сверхреализм); 1924-конец 1960-х гг. Теоретик – А. Бретон. Разрыв группы А. Бретона с дадаистами. 1-й сюрреалистический манифест. Журналы «Литература» и «Сюрреалистическая революция». Замена анархии Дада системой, основанной на учений З. Фрейда о бессознательном. Подмена логических связей свободными ассоциациями. Принципы транспозиции, натуралистической пермутации, иллюзианистического обмана зрения, автоматизма письма, случайных ассоциаций. Лозунг: «Любовь, красота, бунт!». Сюрреалистические игры.

Влияние на становление течений творчеств И. Босха, Дж. Арчимбольдо, дадаизма, метафизической школы живописи, поэзии Лотреамона, С. Малларме.

Философские предпочтения; И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, В. Дильтёй.

Абсурд в творчестве Р. Магритта. Автоматическое письмо И. Танги, Х. Миро, А. Массона.

С. Дали (1904-1988). «Сюрреализм – это Я». «Параноидально-критический» метод. Сюрреализм как образ жизни. Цикл работ философско-религиозного содержания. Совместная деятельность С. Дали и Л. Бунюэля: «Андалузский пес», «Золотой век».

Сюрреализм и поэзия (Л. Арагои, Ф. Суло, П. Элюар и др.).

Деятельность объединения «Кобра».
Тема 12.
Искусство абсурда
Абсурд и философия экзистенциализма. Абсурд как следствие активности человеческого сознания, как результат несовпадения наших представлений о мире с тем, чем мир является на самом деле.

Тема абсурда в творчестве А. Камю. Тема одиночества и бессмысленности свободы в творчестве Ж.-П.Сартра.

Театр абсурда: отсутствие сюжета, интриги, четко определенных персонажей. «Выражать нечего, выражать не из чего, нет сил выражать, нет желания выражать» (С. Беккет).

Язык драматургии абсурда: провозглашение самоценности и самодостаточности слова принципиальная смысловая открытость драматургии абсурда.

Тема абсурда в русском искусстве. ОБЭРИУ. Творчество Хармса.

Тема 13
Искусство сер. 1950-х - 1860-х гг.
Поп-арт (от англ. pop – популярный), США (1950-60-е гг.). Порождение «индустриального» или «потребительского общества». Роль рекламы в становлении поп-арта. Деятельность лондонской «Независимой группы» (1952 г.). Внимание к проблемам массовой культуры. Уничтожение границ между искусством и реальностью. Институциональная теория искусства Дж. Дики. Поп-арт как стиль жизни.

Творчество Р. Раушенберга и Э. Уорхола. Фотомонтаж, коллаж, ассамбляж в поп-арте.

Хэппенинг как активный вид искусства: «коллаж фактов, предметов и жестов в пространстве» (С. Зонтаг). А. Капроу. Инсталляция.

Инвайромент – переживание среды, созданной посредством творчества. «Универсальный магазин» К. Ольденбурга.

Движение «Флуксус» (Flucsus – истечение). Начало 1960-х – сер. 1970-х гг. Состояние постоянной творческой деятельности и изменчивости. Концепция самоценности творческого процесса, а не его результата. Создание парадоксальной ситуации, немотивированной логикой обыденного существования. «Флуксус» как предтеча концептуализма.

«Новый реализм» – французская разновидность поп-арта. Использование Предметов повседневной жизни для создания новой эстетики. Й. Бойс и И. Клайн: на границах концептуализма.

Японский поп-арт (группа «Гутай»).

Поп-арт в Музыке (Дж. Кейдж), кино (Э. Уорхол, Й. Оно), моде.

Оп-арт (от англ. Optical – art оптическое искусство). Эффекты обмана зрения. «Группа исследователей визуального искусства» (1960-е гг.). В. Вазарелли. Прикладное значение оп-арта. Кинетическое искусство как пространственно-динамическая разновидность оп-арта и поп-арта. Ж. Тингели.
Тема 14
Минимализм. Концептуализм
Влияние структурализма на становление минимализма. Произведение искусства как структура: сведение всех форм к первоначальному состоянию. Особенности: абстрактность, объективность, анонимность, использование промышленных технологий и материалов, отсутствие декоративности. Использование минимума изобразительных средств.

Спациализм (от итал. spazio – пространство) 1970-е гг. Л. Фонтана, Arte povera («бедное искусство») как реакция ни холодную отчужденность минимализма. Попытка представить образ современной культуры в единстве с природой.

Концептуализм (конец 1960-х – 1680-е гг.) – искусство «после философии». Слияние философской рефлексии с формами художественного опыта. Переходный характер концептуализма (от авангарда к поставангарду). Претензии на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку, философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). Концепт – идея, стоящая за произведением – важнее технического исполнения. Художник – генератор идей, а не создатель вещей. Идеи заимствуются из философии, психоанализа, психологии, политики, кино и т.д. Суть арт-деятельности – не в выражении или изображении идеи, а в самой идее, в ее конкретной презентации; в форме словесного текста и сопровождающих его документальных материалов (кино-, видео-, фонозаписей). Ключевая идея концептуализма – документальная фиксация концепта. Визуальная бессодержательность концептуализма. «Концепт» как текст и контекст, вещь и комментарий к ней. Идеолог движения – Дж. Кошут («Искусство после философии»). Теоретические основания концептуализма: философия логического позитивизма, структурализм, теории информации.

Московский концептуализм. Духовно-художественный протест, нонконформизм. Мифология абсурдной повседневной экзистенции. Соц-арт как реакция на официальное советское искусство социалистический реализм, Центральная проблема – тотальная идеология жизненного пространства. Раскрытие агрессии идеологии в сферу повседневного существования человека. Использование языка, инспирированного идеологией социалистического реализма. Литературность, повествовательность – в отличие от западного, «лингвистического» варианта (В. Комар и А. Меламид, И. Кабаков, Э. Булатов и др.), безликость, эстетизация «плохой вещи».

Перформано (от англ. performance – представление) – «искусство действия». Боди-арт (искусство тела), лэнд-арт (искусство земли), джанк-арт (искусство хлама), видео-арт как разновидности концептуализма.
Тема 15.
Постмодернизм
Постструктурализм – философское выражение модернизма.

Постмодернизм как искусство «деконструкции» (Ж. Деррида). Отвержение классической гносеологической парадигмы репрезентации полноты смысла. Перенос внимания на проблему отсутствия первосмысла.

Кризис больших нарративов (Бога, Истории, Духа), переход ко множественным микронарративам. Отсутствие объединяющей перспективы. Отказ от бинарных оппозиций, децентрация. Релятивизм и. политкорректность, признание равноценности различных точек зрения, плюральность. Стремление избежать любой зависимости: от разума (его тоталитарная функция сменяется интерпретатвной), идеологии, власти дискурса. Р. Барт о языке.

Поиски в искусстве универсального художественного языка, сближение и сращение различных художественных направлений, высокого и низкого, плоскостная проекция и смешение стилей. Пастиш, цитирование. Скептическое отношение к принципу новизны. Теория «загрязненности» материала искусства, уже охваченного художественной практикой. Ж. Бодрийар об исчерпанности возможностей искусства.


Тема 16
Искусство на рубеже тысячелетий
Перформативный поворот в культуре 1990-х гг. Смена исследовательской перспективы; интерес смещается в сторону деятельности творца, и продуцированию, деланию и действию, в которых растворяются существующие структуры и образуются новые. Материальность, медиальность нового искусства, его способность к активности.

Contemporary-art (англ. «актуальное искусство») – искусство живого эксперимента, происходящего здесь и теперь. Акционизм как способ бытия художника: искусство художественных акций. Провокативность московского акционизма (Э.Т.И., А. Бренер, О. Кулик, А. Тер-Оганян). Предшественники московского акционизма – группы «Мухоморы» и «Чемпионы мира».

Идиотия как стратегия современного искусства. Тяготение к идиотии как форме абсурда; продолжение традиций преодоления рациональности в современном искусстве: образы «тупого» и «дебила» (Е. Юфит, В. Мамышев, «Новые тупые»).

Сетевое искусство – Net-art: отказ от художественных амбиций в пользу создания коммуникационных пространств.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основная литература

  1. Драч Г.В. Культурология. Учебник. Гриф МО РФ. - М.: Издательство КноРус, 2014.

  2.  Садохин А.П. Мировая художественная культура. Гриф МО РФ. М.: Юнити-Дана. 2013.

  3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

  4. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник. - М.: Юрайт-Издат; М.: ИД Юрайт, 2011.

2. Дополнительная литература

  1. Акимова, Т. Т. 26. Музей истории искусства / Т. Акимова ; гл. ред. А. Барагамян ; под ред. С. Суворова. - М. : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2012. - 95 с. - (Великие музеи мира). - ISBN 978-5-87107-267-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231751 

  2. Золкин А.Л. Культурология: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 583 с. - (Cogito ergo sum). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115382

  3. История русской культурологии: учеб. пособие для вузов / под ред. Трофимова Р.П. М.: Академический Проект, 2003.

  4. Шульгин В.С., Кошман. М., 2003.История русской культуры. В 2-х ч. Ч.1.: Учебник для вузов. / Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., 2003.

  5. История русской культуры. В 2-х ч. Ч.2.: Учебник для вузов. / Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., 2003.

  6. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2001.

  7. Столяренко Л.Д. Культурология: краткий курс лекций / Людмила Дмитриевна Столяренко и Владимир Евгеньевич Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 167 с.

  8. Якимович А.К. Восстановление модернизма на Западе и в России. 1945-60-е гг. М., 2001.

Темы практических занятий
Тема 1

Искусство модернизма: генезис и становление


  1. Кризис западно-европейской культуры XIX – XX вв. как причина возникновения искусства модернизма (О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Р. Гвардини).

  2. Элитарность искусства модернизма (Х. Ортега-и-Гассет).

  3. Соотношение искусства и реальности в Модернизме Дегуманизация искусства.

  4. Проблема границ искусства и новые критерии художественности. (Дж. Дики).

  5. Проблема передачи времени и пространства в искусстве модернизма (А. Бергсон).

  6. Техника и искусство (М. Хайдеггер).


Тема 2

Теоретические основы искусства модернизма


  1. С. Кьеркегор и философия экзистенциализма.

  2. Философия А. Шопенгауэра.

  3. «Философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей).

  4. Интуитивизм А. Бергсона.

  5. Феноменология Э. Гуссерля.

  6. Антропософия Р. Штайнера.


Тема 3

Психоанализ и искусство (2 часа)


  1. Учение З. Фрейда о бессознательном.

  2. K.-Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного.

  3. Влияние психоанализа на искусство модернизма.


Тема 4

Утопический проект искусства авангарда


  1. Философско-литературный жанр утопии в западно-европейской культуре.

  2. Идея сверхчеловека в искусстве авангарда (Ф. Ницше).

  3. Утопии цивилизационные и органологические.

  4. Утопия итальянского футуризма: вперед, в будущее.

  5. Утопия русского футуризма: назад, в будущее.


Тема 5

Искусство авангарда в поисках Абсолюта


  1. Значение Абсолюта в жизни человека.

  2. Способы достижения Абсолюта а авангардном творчестве.

  3. Субъект как генератор трансцендентного в искусстве авангарда.

  4. К. Малевич и М. Хайдеггер: онтологические параллели.


Тема 6

Иекуестм абсурда


  1. Философия абсурда (А. Камю).

  2. Тема абсурда в западно-европейской культуре ХХ века.

  3. Абсурд в русском искусстве («заумная поэзия», творчество группировки ОБЭРИУ).


Тема 7.

Русское неофициальное искусство 2-ой половины XX века


  1. Лианозовская школа.

  2. Соц-арт.

  3. Перформанс в творчестве групп «Коллективные действия» и «Медицинская герменевтика».


Тема 8

Постмодернизм


  1. Трансавангард.

  1. Необарокко.

  2. Неоакадемизм.

  3. Русский литературный постмодернизм («Митьки», «Куртуазные маньеристы», В. Пелевин и др.).


Тема 9

Авангард и кинематограф


  1. Тема движения в фильме Ф. Леже «Механический балет».

  2. Дадаизм и кинематограф («Антракт» Р. Клера)

  3. Сюрреализм в кинематографе (Л. Бунюэль. С. Дали «Андалузский пес»).

  4. Фильмы Э. Уорхола и Й. Оно.

  5. Русское параллельное кино.

Темы контрольных работ


    1. Теоретические основы модернизма.

    2. Пейзаж в творчестве французских импрессионистов.

    3. Постимпрессионизм.

    4. Пуантилизм.

    5. Причины возникновения искусства модернизма.

    6. Модернизм и авангард.

    7. Авангард и кинематограф.

    8. Романтические истоки искусстве авангарда.

    9. Героический проект авангарда.

    10. Декаданс и модернизм.

    11. Влияние философий Ф. Ницше на искусство XX века.

    12. Учение о сверхчеловека Ф. Ницше и футуризм.

    13. «Дионисийское» и «аполлоническое» в искусстве XX века.

    14. Время и Пространство в искусстве модернизма.

    15. Эксперименты с сознанием в искусстве XX века.

    16. Интуитивизм А. Бергсона и искусство модернизма.

    17. Театр абсурда.

    18. ОБЭРИУ.

    19. Фовизм: самопознание искусства.

    20. А. Матисс основоположник фовизма.

    21. Фовизм в творчестве А. Дерена.

    22. Экспрессионизм и экзистенциализм.

    23. «Мост»: трагедия немецкого экспрессионизма.

    24. «Синий всадник».

    25. Теория цвета В. Кандинского.

    26. Э. Мунк и экспрессионизм.

    27. Экспрессионизм в России.

    28. «Лучизм» М. Ларионова.

    29. Парижская школа живописи.

    30. Символ в творчестве М.Шагала.

    31. А. Модильяни.

    32. Американский абстрактный экспрессионизм.

    33. Интерпретация времени в творчестве кубистов.

    34. П. Пикассо – реформатор западноевропейского искусства.

    35. Орфизм.

    36. Пуризм.

    37. Кубистический коллаж.

    38. Проблема передачи движения в итальянском футуризме.

    39. Мифологема сверхчеловека в итальянском футуризме.

    40. Ницше и Малевич: опера «Победа над Солнцем».

    41. Утопия в искусстве XX века.

    42. Футуризм русский и итальянский: две противонаправленных утопии.

    43. Русский кубофутуризм.

    44. «Ослиный хвост».

    45. «Союз молодежи».

    46. Общество УНОВИС.

    47. К. Малевич: художник и философ.

    48. «Черный квадрат» Малевича – философия Ничто.

    49. Русский поэтический авангард.

    50. «Заумная» поэзия А. Крученых.

    51. Конструктивизм.

    52. Абстракционизм геометрический и лирический.

    53. «Де стайл» («Стиль»): искусство и философия.

    54. М. Дюшан: выход за границы искусства.

    55. Дадаизм в Нью-Йорке: «№ 291».

    56. Дадалэнд.

    57. П. Клее и «Баухауз».

    58. Новые изобразительные возможности искусства: М.Эрнст.

    59. Психоанализ и искусство.

    60. Фрейд и сюрреализм.

    61. Философия И. Канта и сюрреализм.

    62. Абсурд в творчестве Р. Магритта.

    63. «Сюрреализм – это Я» (С. Дали).

    64. Философско-религиозный цикл С. Дали.

    65. Жизнь художника как произведение искусства (С. Дали).

    66. Поп-арт.

    67. Оп-арт.

    68. Кинетическое искусство.

    69. Концептуализм – искусство идей и концептов.

    70. Боди-арт.

    71. Лэнд-арт.

    72. Видеоискусство.

    73. «Все есть искусство»: Э. Уорхол и Р. Раушенберг.

    74. Дизайн и искусство XX века.

    75. Авангард - искусство будущего или конец искусства?

    76. Поставангард.

    77. Модернизм и постмодернизм: судьбы авангарда.

    78. Искусство XX века: кризис визуальности.

    79. Трансцендентен ли авангард?

    80. Идиотия как стратегия современного искусства.

    81. Урбанизм в искусстве XX века.

    82. Тема повседневности в современном искусстве.

    83. Политика и авангард.

    84. Наука и искусство авангарда.

    85. Интернет – основное пространство художественных экспериментов 1990-х гг.

    86. Сетевое искусство.

    87. Сontemporary-art (актуальное искусство): здесь и сейчас.


Вопросы к зачету


  1. Основные течения искусства модернизма.

  2. Теоретические основы искусства модернизма.

  3. Влияние философии Ф. Ницше на искусство модернизма.

  4. Искусство модернизма в контексте философии А. Бергсона.

  5. Модернизм – искусство цивилизации (О. Шпенглер).

  6. Дегуманизация в искусстве модернизма. (Ортега-и-Гассет).

  7. Модернизм и авангард.

  8. Модернизм и постмодернизм.

  9. Течения изобразительного искусства, предшествующие модернизму.

  10. Экспрессионизм в Германии и России.

  11. Кубизм: переосмысление формы и пространства.

  12. Основные принципы итальянского футуризма.

  13. Русский кубофутуризм.

  14. К. Малевич.

  15. Художественные группировки русского авангарда.

  16. «Заумная» поэзия.

  17. Абстракционизм.

  18. В. Кандинский – основоположник абстракционизма.

  19. Дадаизм.

  20. Сюррелизм.

  21. С. Дали.

  22. Тема абсурда в искусстве XX века.

  23. Поп-арт.

  24. Искусство действия: хэппенинг и перформанс.

  25. Искусство 1960-х гг.

  26. Искусство 1970-х гг.

  27. Концептуализм.

  28. Искусство ситуации постмодернизма.

  29. Стратегии современного искусства.



  1. Дополнения и изменения к рабочей программе на 201 / 201 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры « »_______________201 г.


    Зав. кафедрой ___________________/_З.Р. Жукоцкая_./



    Подпись Ф.И.О




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет