ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
БУДУЩЕЕ ПСИХОЛОГИИ
Материалы
Всероссийской студенческой конференции
(16 апреля 2008 г.)
Выпуск 1
Под редакцией
Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд
Пермь 2008
УДК 159.9:616.89
ББК 88.4
Б 90
Б 90 Будущее психологии: материалы Всерос. студ.
конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. –
Вып. 1. – 148 с.
ISBN 978-5-79-1195-9
Сборник содержит материалы, представленные на Всероссийской студенческой конференции «Будущее психологии».
УДК 159.9:616.89
ББК 88.4
Рецензент: Т.М. Хрусталева, д-р психол. наук, проф. кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии ПГПУ
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского государственного университета.
ISBN 978-5-7944-1195-9 © Пермский государственный
университет, 2008
ОТ РЕДАКТОРА, ИЛИ КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЕ ТЕЗИСЫ
Прогресс психологических исследований в Пермском государственном университете определяется сегодня не только работой основной исследовательской группы преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры общей и клинической психологии (с 1996 по 2007г. – кафедры психологии), но и вкладом студентов-психологов. У нас студенты свободно выбирают темы курсовых работ. Содержание настоящего сборника отражает студенческие исследовательские интересы, которые характеризуются сочетанием фундаментальности и практической направленности.
Фундаментальность связана в первую очередь с продолжением кафедральной традиции – работой в направлении «Психология познания в области психологии». Практическая ориентация определяется живым откликом на проблемы и запросы современного российского общества. Отрадно, что наши студенты не боятся обсуждать проблемы методологии, использовать «непопулярные» и трудные в применении методы, в частности, метод интроспекции. На протяжении нескольких лет высок интерес к проблеме представлений, изучение которой в последнее время дополняется анализом феноменов памяти. Продолжаются исследования мышления и речи. Следует отметить, что эти фундаментальные общепсихологические проблемы изучаются сегодня применительно к значимым для настоящего ситуациям: конфликтам, изучению иностранных языков, общению студентов с преподавателями. Становится традицией анализ психических состояний и эмоций.
Практически ориентированные работы, в первую очередь, связаны с проблемами социальной психологии. Их содержание демонстрирует неравнодушие студентов к болевым точкам современного российского общества: социализации подростков и юношей, оптимизации трудовых отношений, восприятию рекламы. Об умении видеть психологические проблемы в самых разных сферах свидетельствует и раздел, относящийся к сфере искусства, где можно найти весьма содержательные и подчас неожиданные ответы на не менее необычные вопросы: в чем различия между перспективными и неперспективными детскими танцевальными парами, как различаются идеалы женщины у студентов-математиков и художников, помогает ли музыка пониманию текста, как воспринимают эмоции актеры. Подобные тенденции нашли отражение и в тематике работ студентов других российских вузов, представленных в сборнике.
Сборник интересно читать. Он информативен. Это – главный итог нашей совместной работы. Несомненно, к нему будут обращаться студенты младших курсов, пытаясь понять, что такое тезисы и как их писать. Как же написать хорошие тезисы? Что должен знать, о чем должен помнить студент, приступающий к этому занятию?
Памятка начинающему исследователю:
как написать хорошие тезисы
Что такое тезисы
1. Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения.
2. Автор сам (не забывая при этом посоветоваться с научным руководителем) решает, какие результаты описать, какие оставить за пределами текста. По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования.
3. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.
4. Тезисы и выступление – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.
Оформление тезисов
5. Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем. Это значит, что текст может быть и меньшим (но не превосходить заданную границу). На кафедре общей и клинической психологии принят объем 1-2 страницы.
6. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им Учитывайте требования к размеру шрифта, величине полей, интервалу между строк, использованию различных видов выделения, ссылок и сносок, возможности включения схем, таблиц, рисунков. Если отступления от предложенных правил будут значительными, тезисы, вероятнее всего, отклонят.
7. Чаще всего указывают следующие требования: шрифт Times New Roman, кегль 14, все поля 2 см, интервал полуторный, схемы и рисунки просят не включать.
8. Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. Если вы пересказываете мысль автора, необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы. Каждая фамилия, приведенная в тезисах, должна сопровождаться (в скобках) указанием на годы издания тех работ, в которых изложена упоминаемая вами точка зрения данного автора. Недопустимо приведение фамилий без инициалов. Инициалы ставятся перед фамилией (за исключением списка литературы, если позволено его привести, что бывает для тезисов далеко не всегда).
9. Каждая из методик, упоминаемых в тезисах, обязательно должна сопровождаться ссылкой на то издание, из которого она взята (инициалы и фамилия автора методики, год ее опубликования).
Требования к содержанию тезисов
10. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Оно может повторять заголовок курсовой (дипломной) работы, а может и отличаться от него (например, если в тезисах отражена часть проведенного исследования).
11. Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:
-
что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).
-
как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований - выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).
-
какие результаты были получены? (основные выводы).
Логика текста, порядок следования ответов на приведенные вопросы определяются автором тезисов.
12. Не следует пытаться сконструировать тезисы из фрагментов уже написанной работы. Логические связи между фрагментами в этом случае могут быть утрачены, у читателя возникнут трудности в понимании вашего исследования. Лучше попытайтесь заново описать исследование в целом.
13. Не бойтесь, все когда-то делали это впервые. У вас получится!
Главные секреты хороших тезисов
14. Хорошие тезисы – это следствие хорошо выполненного исследования. Маловероятно написать хорошие тезисы по плохо (небрежно, некачественно) проведенной, не соответствующей установленным требованиям исследовательской работе. Но и обратное все же возможно. Над хорошими тезисами надо потрудиться, само собой не получится.
15. Внимательно формулируйте тему научно-исследовательской (курсовой, дипломной) работы. Используйте любую возможность для ее обсуждения на семинарах, лекциях. Записывайте возникающие у коллег вопросы, чтобы впоследствии поразмышлять над ними. Проверьте по периодическим изданиям, сборникам статей и тезисов, нет ли совпадения с тематикой уже проведенных другими исследований.
16. Тщательно продумывайте дизайн исследования. Не ставьте слишком много вопросов в одной работе, оставьте их для последующих этапов вашего исследования. Стремитесь к относительно простым, изящным схемам.
17. Не жалейте времени для размышлений над гипотезой. Указание на то, что между группами будут обнаружены различия, слишком обобщено. Согласно закону индивидуации, сформулированному в античности, различия будут наблюдаться всегда. Поэтому надо подумать над тем, какими они будут и конкретизировать ожидания.
18. Работайте, не покладая рук, осваивая курс математических методов в психологии. Все пробелы в ваших познаниях в этой области помимо вашей воли проявятся в том, как вы описываете методы математико-статистической обработки ваших данных и представляете полученные результаты.
Резюме
19. Не бойтесь. Все (по крайней мере, студенты-психологи) когда-то писали тезисы впервые. У вас получится!
Е.В.Левченко
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
М.В. Деменева, Е.В. Левченко1
Пермский государственный университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ МЕТОДА ИНТРОСПЕКЦИИ
НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА АХА, ПАРЦИОННОГО МЕТОДА и МЕТОДА ПЕРЕРЫВА
В настоящее время возрос интерес к исследованию конкретного человека с его особым внутренним миром. В связи с этим стал актуальным метод интроспекции, который, по мнению Б.Г. Ананьева, «ожидает своего систематического изучения и технического совершенствования». Интроспекция – это метод психологии, предусматривающий определенную организацию правил и приемов, направленных на изучение психических явлений и способов познания психического.
В последнее время психология нуждается в качественных методах, связанных, главным образом, с гуманитарным подходом (А. Н. Ждан, 1999), т.к. применение количественных методов позволяет фиксировать лишь единичные, независимые проявления психических феноменов. С помощью метода интроспекции можно получить сведения о качественной стороне психологических явлений в их подлинном виде; интроспективный анализ сознания испытуемых позволяет сделать эксперимент осмысленным и понятным.
На кафедре психологии Пермского государственного университета с позиции психологии познания в области психологии проводятся исследования, в которых активно используется метод интроспекции в виде вербального самоотчета. Но возможности метода интроспекции еще далеко не исчерпаны, и он находит себе применение в различных вариантах (М.Л. Фридман, 2001) например, метод перерыва, парционный метод, метод замедленной работы и т.д. В настоящем исследовании проводится сравнение трех вариантов: метода Аха, метода перерыва, парционного метода.
Метод Аха. Существенной характеристикой является требование полного описания всего бывшего в сознании, без какого бы то ни было выбора между важным и неважным. Требование полного описания имеет следствием планомерность и систематичность интроспективного описания. Достоинством метода является то, что испытуемый не знает и не имеет оснований предполагать, что именно составляет интерес исследователя.
Метод перерыва. Основной принцип метода состоит в том, что течение переживаний прерывается экспериментатором произвольно на любом желательном для него моменте. Перерыв осуществляется с помощью сигнала (звука, стука и т.п.). Испытуемый при восприятии сигнала должен сразу опознать последнее переживание, бывшее до перерыва.
Парционный метод. Согласно инструкции экспериментатора испытуемый должен направлять свое внимание в определенном порядке, не на все картину только что протекшего переживания, а лишь на одну часть или отрезок всего протекшего процесса (С.В. Кравков, 1922) .
В настоящем исследовании для каждого варианта интроспекции с учетом специфики методик формулировалась особая инструкция. Целью исследования являлось изучение особенностей метода интроспекции на примере анализа конкретных вариантов интроспекции («метод Аха», «метод перерыва», «парционный метод»).
Гипотеза. Учитывая результаты ранее проведенных исследований и анализа литературы, мы предположили, что метод Аха, метод перерыва, парционный метод различаются между собой по характеристикам полученных с их помощью интроспективных отчетов испытуемых.
Настоящее исследование осуществлялось на выборке из 60 человек (33 юноши и 27 девушек) г. Перми в возрасте 17-27 лет. Испытуемыми стали учащиеся ПГТУ, Пермского авиационного техникума им. Швецова, сотрудники школы № 75, МСЧ 9, иммунологической лаборатории, группы компаний ЛАИНГРАД и СК «Le Chic». Исследование проводилось в три этапа, с недельным интервалом между этапами, примерно в одно и то же время (для избежания влияния побочных переменных).
На первом этапе (для метода Аха) одной из подгрупп участников исследования раздавались листы бумаги и предлагалась следующая инструкция: «Сядьте поудобнее. Обратитесь к самому себе. Попытайтесь заглянуть в себя. Понаблюдайте за собой и опишите максимально подробно все свои наблюдения, при этом не разделяя их на важные и не очень».
На втором этапе (для парционного метода) участникам раздавались листы бумаги и предлагалась следующая инструкция: «Сядьте поудобнее. Обратитесь к самому себе. Попытайтесь заглянуть в себя. Понаблюдайте за собой. И напишите только самое значимое, что наблюдаете в себе. Далее, отступив строчку, обратите свое внимание на второстепенные моменты».
На третьем этапе (для метода перерыва) инструкция была следующей: «Сядьте поудобнее. Обратитесь к самому себе. Попытайтесь заглянуть в себя. Понаблюдайте за собой. Когда услышите стук ручки о стол, то запишите переживания, которые наблюдали до стука. Всего будет три стука с интервалом 3 минуты». В других подгруппах последовательность предъявления инструкций менялась, тем самым мы избежали влияния порядка предъявления.
Применение сегментарного контент-анализа позволило выделить повторяющиеся при использовании различных вариантов метода интроспекции категории и подсчитать частоту их встречаемости в отчетах участников исследования. При использовании нами φ–критерия углового преобразования Фишера выявлено отсутствие каких-либо статистически значимых различий. Однако качественный анализ позволил выявить специфические характеристики интроспективных самоотчетов для каждого из трех примененных методов.
-
Особенности самоотчетов, полученных методом Аха:
-
Испытуемые почти не описывают в самоотчетах личные качества, зато демонстрируют устойчивую тенденцию к высказываниям о собственном настроении, общем эмоциональном фоне и о субъективном отношении к явлениям и объектам окружающего мира.
-
В них почти не встречаются высказывания о совершенных или совершающихся собственных действиях.
2. Особенности интроспективных самоотчетов, полученных методом перерыва:
-
Испытуемые в ходе эксперимента больше ориентированы на описание своих личностных качеств.
-
Часто употребляются метафорические высказывания, описываются познавательные процессы.
3. Особенности самоотчетов, полученных парционным методом:
-
Выражены проявления мотивационной сферы участников исследования, что нашло отражение в таких высказываниях, как «хочу спать, смотреть телевизор», «жажду внимания».
-
Высказывания испытуемых о собственном настроении и общем эмоциональном фоне очень редки.
-
Наиболее часто встречаются высказывания о совершенных или совершающихся собственных действиях.
-
Отсутствуют высказывания о том, что участники исследования ничего не наблюдают. Это говорит об их высоком интересе к этому варианту интроспекции.
Таким образом, метод интроспекции включает в себя множество вариантов. Но в современных исследованиях используется только методика «вербального свободного самоотчета». Причину этого мы видим лишь в том, что остальные методики были разработаны и применялись сравнительно давно и вследствие методологического сложности и стечения исторических обстоятельств (осуждения интроспекции в советский период) были забыты вообще. Полученные нами результаты свидетельствуют о высокой информативности вариантов метода интроспекции и необходимости учитывать их особенности при выборе варианта, соответствующего цели исследования. Кроме того, нельзя не отметить еще одну особенность использования метода интроспекции в современной психологии. Если в XIX веке он применялся только по отношению к узкому кругу специально подготовленных лиц – психологов, то теперь этот метод используется в работе с выборкой испытуемых без специальной психологической подготовки.
Е.О. Соснин, Н.Н. Яровая2
Пермский государственный университет
ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТРОСПЕКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Метод интроспекции был одним из первых методов познания собственной души. Несмотря на то, что он возник фактически одновременно с появлением самой психологии, и до сих пор широко распространен, проблема его использования является «самой сложной и запутанной» (Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000), ожидающей систематического изучения и технического совершенствования (Б. Г. Ананьев, 2000), а возможности еще далеко не исчерпаны (М. И. Яновский, 2001). С помощью данного метода можно изучать внутренний мир человека. Открытие внутреннего мира – это ценное приобретение именно юности. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Объектом настоящего исследования явились юноши и девушки. Предметом исследования стали половые особенности интроспекции в юношеском возрасте. Таким образом, цель исследования состояла в определении половых особенностей интроспекции в юношеском возрасте.
В настоящее время исследователи восстанавливают, описывают и анализируют интроспекцию в подростковом возрасте. В юношеском возрасте чаще изучают отношение к чему-либо, которое рассматривают через интроспекцию (см., например, исследование Т.Л. Крюковой «Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения» (Психологический журнал. 2005. Т. 26, №2)). В данном исследовании предпринимается попытка изучения интроспекции в юношеском возрасте в «чистом виде».
Для подтверждения гипотезы о существовании половых особенностей интроспекции в юношеском возрасте было проведено исследование, в котором приняли участие 60 человек (из них 32 девушки и 28 юношей). Выборку составили респонденты юношеского возраста Пермского государственного университета и ПФ НА МВД РФ (девушки – от 16 до 20 лет, юноши – от 17 до 21 года). Исследование проводилось в индивидуальной форме.
Для изучения половых особенностей интроспекции в юношеском возрасте был использован модифицированный метод свободного самоотчета. Участникам предлагалась следующая инструкция: «Сядьте так, чтобы вам было удобно, расслабьтесь. Подумайте над тем, что вы наблюдаете в себе, что ощущаете и чувствуете в себе в данный момент времени. Запишите все это на листе бумаги лежащем перед вами».
В результате контент-анализа были выделены следующие категории полученных данных, представленные в самоотчетах: физиологические проявления, эмоциональные явления, познавательные процессы, индивидуальные характеристики, мотивационная сфера, волевая сфера, действия, внешние явления, метафорический образ. Следует отметить, что в целом наиболее часто упоминают о своих эмоциональных проявлениях 85,2% испытуемых. Это связано, скорее всего, с тем, что исследование проводилось в университете во время перерывов, т. е. студенты были активны, возбуждены. Кроме того, это может быть связано с интересом к методике, которая им предлагалась.
Реже упоминают о мотивационной сфере (43,2%) (желание поспать или уйти домой, быть рядом с любимым человеком, уехать домой (т. е. побыть с родителями)). Это связано с тем, что в юношеском возрасте одной из ведущих деятельностей остается общение, следовательно, у многих есть интересы, связанные с внеуниверситетской жизнью.
Треть респондентов отметили такую категорию как внешние проявления (28,5%). Вероятно, это связано с внутренними потребностями. При упоминании внешних факторов (хорошая погода, холодно в аудитории) студенты стараются обозначить себя в данном исследовании; описать внешнюю обстановку, которая кажется им важной.
Следующее, что упоминают респонденты в своих самоотчетах, это познавательные процессы (24,5%). Чаще фиксируется большой поток мыслей. Это связано в первую очередь с тем, что студенты обращаются к своему внутреннему миру. Соответственно у них возникает много размышлений, ассоциаций.
Упоминания в самоотчетах метафорических образов составляют 16,7%. Это связано с тем, что так как респондентами являются люди юношеского возраста, то для них важно приукрашивание реальной жизни. Может проявиться и романтический настрой, обусловленный возрастом, в котором появляется первая любовь.
Категорию «физиологические состояния» в самоотчетах отразили 12,6% респондентов. Низкий процент высказываний такой категории связан с тем, что у респондентов данного возраста первое место занимают эмоциональные состояния и переживания.
Упоминания о волевой сфере составляют 12,5%. Это связано с тем, что респонденты стараются защитить себя от внешних воздействий, даже со стороны окружающих. Упоминания такой категории, как действия, составляют 10,4%. Самый низкий показатель частоты встречаемости (3,3%) имеет категория «индивидуальные характеристики». Это может быть связано с тем, что первое место занимают эмоциональные переживания, второе физиологические состояния, а также с тем, что в инструкции стояла задача описать не себя, а свои переживания, чувства и наблюдения за внутренним миром.
Для выявления значимых различий между девушками и юношами в целом по выборке использовался φ – критерий углового преобразования Фишера.
Были обнаружены значимые различия между девушками и юношами в категориях «волевая сфера» и «действия» на уровне значимости p≤0,01. Категорию «волевая сфера» отметили больше девушки, чем юноши. Это можно объяснить тем, что девушки более эмоциональны, экспрессивны, стремятся больше контролировать себя, ситуацию.
При упоминании категории «волевые процессы» девушки пишут о «предвкушении предстоящих выходных, праздников». Большой процент упоминания данной категории может быть связан с тем, что для девушек имеют значение внешний вид, который они должны заранее продумать, и реакция окружающих.
Категорию «действия» отметили больше юноши, чем девушки. Это связано с тем, что юноши более сдержанны, меньше проявляют эмоций по сравнению с девушками.
Данная категория имеет большой процент упоминаний респондентами мужского пола. Это может быть связано с тем, что юноши стараются поставить себя в окружающем пространстве, для них важны действия, совершаемые ими. То есть, юноши отмечают действия механистического характера: «левая нога постукивает», «тронулся с места»
При анализе количества слов в самоотчетах можно выявить, что девушки пишут более развернуто, стараясь написать обо всем, что их занимает в данный момент. Для девушек характерно использование прилагательных, а для юношей – глаголов. Это объясняет то, что девушки более экспрессивны, эмоциональны.
Поскольку исследование проводилось перед зачетной неделей, то многие из опрашиваемых девушек писали в своих самоотчетах о «состоянии тревоги». Однако это также может быть связано с незнанием методики, с неопытностью описания внутреннего состояния,
Значимых различий по остальным категориям не выявлено. Это можно объяснить возрастом. Юность – это пик всех проявлений: и эмоциональных, и физиологических, и развития познавательных процессов.
Таким образом, гипотеза о наличии половых особенностей в интроспекции в юношеском возрасте подтверждается частично.
Н.Е. Емельянова, О.А. Гончаров
Сыктывкарский государственный
университет
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование особенностей пространственных построений по продуктам изобразительной деятельности может дать ценную информацию об общих и возрастных закономерностях зрительного восприятия пространства, пространственных представлений и более высоких когнитивных уровней обработки пространственной информации. В отечественной психологии рисуночные пространственные построения активно исследовались в 50-70 гг. прошлого века, но затем интерес к данной теме заметно угас. Во многом это связано с тем, что основным исследовательским методом был качественный анализ рисунков с демонстрацией отдельных показательных примеров. Отсутствие строгих методов количественного учета и обработки данных не позволяло проводить масштабные исследования общих психологических закономерностей в изобразительной деятельности, ее
возрастных особенностей и отклонений, связанных с влиянием различных факторов (культурно-образовательных, профессиональных, патологических и др.).
Наш интерес в первую очередь связан с возрастными особенностями восприятия и изображения перспективных отношений. Почему дети в своих рисунках очень часто допускают отклонения от правил линейной перспективы и изображают пространственные отношения с признаками обратной перспективы? Только ли потому что они не владеют техникой перспективы или же они стараются в более непосредственной форме отобразить образы пространственного восприятия? Для ответа на эти и ряд других вопросов было разработано несколько оригинальных методических приемов. В первую очередь это относится к двум методам оценки перспективных построений: методу соотношения величин при изображении разноудаленных предметов и методу выбора перспективного изображения из серии альтернатив.
При использовании метода соотношения величин испытуемому нужно нарисовать с натуры композицию из двух предметов одинакового размера, но расположенных от него на разном удалении. На полученных изображениях измеряется определенный параметр (ширина или высота предметов). Если измеряемая величина дальнего предмета окажется больше ближнего, это считается признаком обратной перспективы; если величины изображены одинаково – параллельной; если же величина ближнего предмета превосходит величину дальнего – признаком линейной перспективы. Для облегчения расчетов мы вычисляли коэффициент перспективы по следующей формуле: KP = (SD – SB) / SMIN, где SD – изображенная величина дальнего предмета, SB – величина ближнего предмета, SMIN – величина меньшего из этих двух предметов. Величина данного коэффициента больше нуля является признаком обратной перспективы, т.е. с увеличением расстояния возрастает субъективно оцениваемая величина объектов. Линейная перспектива выражается отрицательным знаком коэффициента. Абсолютная величина коэффициента указывает на степень перспективы. Например, KP = 0,17 указывает на то, что дальний предмет изображается больше ближнего на 17%.
Метод выбора перспективы из серии альтернатив предполагает следующую процедуру. Сначала создается реальная пространственная композиция из разноудаленных предметов (лучше всего использовать композицию, которая применялась в ранее описанном методе). Затем в компьютерном графическом редакторе моделируется ряд изображений этой композиции, различающихся степенью перспективы. Мы остановились на создании семи моделей, из которых три выполнены в разных степенях обратной перспективы, одна – в параллельной, и остальные три – в разных степенях линейной перспективы. Эти модели предъявляются испытуемому, и ему надо, смотря на исходную композицию, выбрать лучший из рисунков. Изображения можно предъявлять испытуемому одновременно, но для повышения надежности лучше использовать способ последовательных парных сравнений. Результат окончательного выбора оценивается как показатель предпочитаемого направления и степени перспективы по семибалльной шкале: 1 балл – сильная линейная перспектива, 7 – сильная обратная.
На основе этих двух методов был разработан ряд конкретных методик с использованием различного стимульного материала. Среди них композиции, состоящие из двух вертикально расположенных цилиндров (для оценки перспективных эффектов в направлении вертикали) или из двух горизонтально расположенных параллелепипедов (в направлении горизонтали). Кроме этого, использовались методики изображения и выбора модели куба, в которых оценивалось соотношение ближней и дальней граней. В других заданиях применялся стимульный материал ко второму субтесту рисуночного теста Р. Силвер, состоящий из композиции трех цилиндров и маленького камня.
Мы также оценивали степень перспективных отношений по самостоятельным рисункам детей. Для этого были разработаны две пятибалльные шкалы: «Развитие перспективы» и «Направление перспективы». Первая шкала отражает этапы возрастного развития перспективных приемов и больше связана с результатами обучения изобразительным навыкам. По второй шкале учитывается только степень различий по величине ближней и дальней частей изображенного предмета. По данным шкалам оцениваются самостоятельные рисунки стола, домика и ж/д рельсов. При выборе тем для рисунков мы исходили из предположения о том, что визуальный контакт с предметами типа стола осуществляется преимущественно в ближней части пространства. Домик больше отражает характеристики среднего пространственного плана, а рельсы – дальнего.
Для более тонкого измерения перспективных отношений мы разработали новую методику «Иллюзия параллелепипеда», которая работает на основе специально созданной компьютерной программы «Visual Illusion 2: Перспектива». Известно, что изображение достаточно длинного уходящего вдаль параллелепипеда обычно воспринимается в качестве усеченной пирамиды с расходящимися от наблюдателя боковыми гранями, что ведет к возникновению легкого эффекта обратной перспективы. Если попросить испытуемого построить такой параллелепипед без вспомогательных средств, то, как правило, дальняя грань получается немного меньше ближней. Соотношение величин ближней и дальней граней является тонким показателем перспективных эффектов.
На экране монитора предъявляется усеченная пирамида с обращенным к наблюдателю основанием фиксированного размера. Изменять величину дальней грани, а вместе с ней и форму всей пирамиды, можно с помощью курсора клавиатуры. Испытуемому дается инструкция установить такую величину дальней грани пирамиды, чтобы ее боковые ребра казались ему параллельными или чтобы пирамида преобразовалась в вытянутый параллелепипед. Компьютерная программа с высокой точностью измеряет величину переменного стимула (дальней грани), а затем вычисляет величину иллюзии параллелепипеда в процентах по отношению к стандартной величине ближней грани. Согласно процедуре измерения, чем больше величина иллюзии параллелепипеда, тем сильнее выражена тенденция к обратной перспективе.
Величина иллюзии параллелепипеда измеряется при различных условиях перспективного фона, который создается двумя аллеями схематичных деревьев. В первом варианте ряды деревьев сходятся к некоторой удаленной точке (фон в линейной перспективе), во втором варианте фон создавался параллельными рядами деревьев одинакового размера (параллельный фон), а в третьем варианте деревья расходились от наблюдателя (фон в обратной перспективе).
С помощью разработанных методов в настоящее время проводится целая серия интересных исследований. Среди них изучение возрастной динамики перспективных построений и влияния на нее различных факторов: определенных видов деятельности, особых культурных и экологических условий проживания, нарушений в развитии психических функций, локальных поражений головного мозга и др.
И. В. Соловей, Е.В.3 Шевкова
Пермский государственный университет
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психическое состояние является одной из главных составляющих психики человека. От психического состояния человека зависит, как будут протекать его психические процессы, оно отражается на всей личности в целом. Психические состояния влияют на характер протекания деятельности человека, а также на ее результаты.
Музыка окружает человека повсеместно. Она звучит с мобильных телефонов, в автобусах, машинах и т.д. Поэтому можно предположить, что она изменяет многие характеристики психических состояний. Для диагностики влияния необходим подбор методик для каждой отдельной характеристики психических состояний, что и определяет актуальность темы. Целью работы является подбор методов и методик для диагностики изменений психического состояния под влиянием различных жанров музыки. Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «психическое состояние»;
2) осветить взгляды различных авторов на классификации психических состояний;
3) изучить имеющиеся в литературе взгляды на структуру психических состояний;
4) подобрать методы и методики для диагностики психического состояния;
5) рассмотреть стили и направления в музыке, представить их классификацию.
Объектом изучения выступила литература по психическим состояниям и музыке. Предметом явились методики диагностики изменения психических состояний людей, прослушавших различные музыкальные стили. Методики отбирались для диагностики изменения каждой составляющей психического состояния под влиянием музыки.
В планируемом нами эксперименте будет установлена причинно-следственная связь или каузальная психологическая гипотеза. В связи с этим музыка является независимой переменной, влияющей на зависимую переменную психическое состояние. Поэтому был выбран план будущего эксперимента «тест воздействиеретест».
Психическое состояние – это устойчивое отражение в поведении, деятельности ситуации, существующей в данный момент времени. После рассмотрения различных взглядов на классификацию психических состояний был сделан вывод, что классификация Ю.Е. Сосновиковой является наиболее общей и отражающей мнения других исследователей, в том числе и современных. После анализа литературы было решено выделить в психических состояниях экстенсивные и интенсивные характеристики.
Результатом обобщения различных взглядов стала следующая структура психических состояний (ПС):
1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС: уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения.
2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:
- в структуре ПС выделяются внешнее и внутреннее состояния;
- важная экстенсивная особенность ПС соотношение активности коры и подкорки;
- важнейшая экстенсивная особенность;
- психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.
Относительно методов диагностики психических состояний в психологической литературе также существует множество взглядов. Часть исследователей считает, что интроспективный метод наиболее точно отражает психическое состояние человека. Однако существуют и другие мнения о том, что наблюдение и анализ продуктов деятельности дают большее количество информации о психическом состоянии человека. Есть расхождения во взглядах на использование психофизиологических методов в качестве основных при диагностике психических состояний. При подборе методик для каждой отдельной структуры психических состояний было определено, что наиболее оптимальными для изучения интенсивных характеристик психических состояний является методы тестирования и опроса, для экстенсивных наблюдение и психофизиологические методы.
Далее методики изучения психических состояний рассмотрены с точки зрения экстенсивных и интенсивных характеристик.
1. Для интенсивных характеристик определены следующие методики:
Диагностика уровня удовлетворенности методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (A.Курганский, Т.А. Немчин); методика «Психические состояния личности» (А.Т. Джерсаилд).
Диагностика уровня эмоциональности и уровня бодрствования методика САН (Доскин и соавторы); опросник «Самооценка эмоциональных состояний» (А.Е. Уэссманн и Д.Ф. Рикс); «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя» (А.О. Прохоров); тест - опросник «Оценка настроения», который является альтернативой для опросника САН.
Диагностика уровня мотивированности – методика «Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи» (А.А. Реан); методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности ( С.М.Петрова).
Диагностика уровня разрешения-напряжения «Опросник нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).
2. Для диагностики экстенсивных особенностей ПС используются следующие показатели: внешние эмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции); неврологические показатели; психологические и психофизические показатели. Оптимальными методиками в связи с вышеобозначенным считаем опросник «Рельеф психического состояния личности» А.О.Прохорова и опросник «Диагностика самооценки психических состояний», разработанный Г. Айзенком.
Широко известен и используется для диагностики ПС тест М. Люшера, относящийся к проективным методикам. Его можно использовать для диагностики нескольких структур ПС (настроения, мотивации, уровня эмоциональности).
На сегодня единого определения стиля музыки нет, как и классификации. Все классификации имеют полунаучный характер и разнятся друг с другом.
И.В. Колесникова (2007), взяв за основу типологию, предлагаемую музыкальной энциклопедией издательства Аванта Плюс, предложила следующую классификацию стилей музыки: авторская музыка, джаз, зарубежные поп- исполнители, зарубежный рок, металл, отечественная поп-музыка, русский рок, рэггей, рэйв, рэп, соул, электромузыка, техно, этник.
Причина разделения некоторых стилей на русские и зарубежные заключается в различии путей эволюции музыки за рубежом и в России. В силу своеобразия И.В. Колесниковой был добавлен стиль техно, а также стиль этник, который начал интенсивно развиваться.
Таким образом, настоящая работа носит теоретический характер и является основой для будущего эмпирического исследования. Объединены различные взгляды на понятие и структуру психических состояний, подобраны методики для каждой характеристики психических состояний, методологические проблемы, а также представлен краткий обзор классификации стилей музыки.
А.С.4Устинова
Пермский государственный университет
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРАХЕ
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Несколько лет назад К. Изард провел исследование, в котором изучалось отношение представителей разных стран (США, Англия, Франция, Германия, Швеции, Греции и Японии) к разным эмоциям. В результате большинство опрошенных в ответ на вопрос «Какой эмоции вы больше всего боитесь?» назвали эмоцию страха.
Итак, что такое страх, по какому поводу и в каких ситуациях он появляется? На этот счет существуют различные точки зрения. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность.
Однако не всегда то, о чем говорят многие авторы, и есть эмоция страха. Долгое время в рамках общей психологии не разделялись понятия собственно «эмоций» и «репрезентации эмоций».
Целью данной работы является изучение эмоции страха и методов изучения представлений о страхе.
Страх – это эмоция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх несет в себе не только отрицательные, но и ряд положительных функций, главной из которых является предупреждение организма об опасности и мобилизация его активности. Однако чаще всего страх мешает человеку адекватно мыслить и действовать в нестандартных для него ситуациях, вызывая панику и истерические состояния.
Эмоция страха возникает у ребенка уже в возрасте двух лет и развивается примерно до подросткового возраста, принимая конкретные или символические формы.
Причинами страха могут быть определенные события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Иногда страх может быть результатом активной работы воображения; может вызываться страданием, если еще в детстве сформировались связи между этими чувствами. Очень распространены у детей внушенные страхи, источником которых являются окружающие их взрослые.
Представление о страхе – это то, что люди думают о нем в повседневной жизни, какие образы и ситуации себе представляют.
Для изучения представлений о страхе могут применяться следующие виды методов: опросники, которые, однако, на наш взгляд, могут применяться лишь для диагностики наличия у человека определенных страхов и фобий, но недостаточно результативны при изучении представлений об эмоциях, поскольку представляемые образы достаточно сложно выразить вербально; и проективные техники, среди которых наиболее часто используются экспрессивные методики, т.е. рисование на свободную или заданную тему.
В настоящее время мало внимания уделено исследованиям представлений о страхе. Изучаются базовые эмоции человека в целом, поэтому перспективой дальнейшего исследования является создание методик, способствующих изучению не эмоции страха как таковой, а представления о ней в обыденном сознании.
Достарыңызбен бөлісу: |