В 1966 году выпускником дирижерско-хорового отделения музыкального училища при Ленинградской консерватории (1959 г.) музыкантом-виртуозом Анатолием Николаевичем Васильевым был создан первый в СССР профессиональный вокально-инструментальный ансамбль – «Поющие гитары». Ансамбль в будущем по праву стал родоначальником двух жанров в нашей отечественной музыкальной культуре, в том числе и рок-оперы, и фактически дал аббревиатуру всем российским молодежным ансамблям – ВИА.
За плечами Анатолия Васильева в то время была работа в нескольких известных музыкальных коллективах, а начинал он с игры на саксофоне во Дворце культуры им. Ленсовета в легендарном джаз-оркестре Станислава Пожлакова (1953 г.). В 1957 году Анатолия Васильева приглашает на профессиональную ленинградскую сцену дирижер и художественный руководитель джаз-оркестра Виталий Понаровский, отец Ирины Понаровской, в последующем одной из популярнейших эстрадных певиц. Работая в джаз-оркестре Виталия Понаровского, Анатолий Васильев впервые берет в свои руки вместо саксофона электрогитару, которая становится смыслом всего его музыкального творчества и жизни. Позднее, через два года, последовало приглашение на работу гитаристом в популярный в то время ленинградский ансамбль «Дружба» под руководством Александра Броневицкого. Композитор Андрей Петров приглашает музыканта-электрогитариста принять участие в записи музыки к кинофильму «Я шагаю по Москве» (1963 г.). Весной 1966 года Анатолий Васильев уходит из ансамбля «Дружба» и создает свой ансамбль, где солисткой становится Галина Баранова. Классический состав ансамбля составили: Анатолий Васильев – лидер-гитара, вокал, Евгений Броневицкий (экс-«Авангард-66») – бас-гитара, электроорган, вокал, Владимир Калинин – ритм-гитара, вокал, Лев Вильдавский (экс-«Авангард-66») – электроорган, фортепиано, и Сергей Лавровский (экс-анс. П. Рудакова и В. Нечаева) – ударные инструменты, вокал. За основу репертуара были взяты биг-битовые, рок-н-ролльные гитарные обработки популярных эстрадных мелодий зарубежных групп «Шедоуз», «Вентурес», песни групп «Битлз», «Тремелос». Летом, репетируя на черноморской туристической базе «Приморская» (под Туапсе), будущий ансамбль с энтузиазмом готовит свою сольную программу, играет на вечерах отдыха и в конце августа возвращается в Ленинград. Путь первопроходцев всегда труден и тернист. Как позднее писал музыковед Аркадий Петров: «Жанр песенной эстрады немыслим ныне без формы вокально-инструментального ансамбля», а Анатолий Васильев и участники ансамбля были первыми в этом жанре. Осенью они представляют свою программу художественному совету Ленконцерта, где выступление ансамбля не вызвало единодушной оценки. Поддержал коллектив директор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин, ранее работавший директором Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, и предложил ансамблю через месяц сдать худсовету свою концертную сольную программу. Музыкальная программа ребят была успешно принята, и ансамбль получил официальное право на творческую жизнь первого отечественного профессионального ВИА на советской эстраде. Когда встал вопрос о названии, по городу уже шла молва об ансамбле звучащих и поющих гитар, и с легкой руки художественного руководителя Ленконцерта Дмитрия Ивановича Тимофеева участники коллектива получили название – ВИА «Поющие гитары». 5 октября 1966 года ансамбль впервые выступил с концертом на сцене актового зала в Военно-механическом институте. Ленинградская молодежная телевизионная станция «Горизонт» посвятила рождению первого в нашей стране ВИА большую музыкальную передачу. И с декабря 1966 года началась насыщенная событиями творческая жизнь «Поющих гитар», поездки с концертами по городам Советского Союза и гастроли за рубежом.
ВИА «Поющие гитары». 1970
В Москве ансамбль «Поющие гитары» впервые успешно выступил 2 и 3 декабря 1967 года в концертном зале гостиницы «Советская». Успех первого отечественного ВИА у московской публики был ошеломляющим. При этом многие члены столичного худсовета высказались против такого новшества на советской эстраде. Однако победило мнение мэтра советской эстрады, композитора Яна Френкеля, обратившегося к своим коллегам с настоятельной просьбой: «Товарищи члены худсовета, у меня просьба одна – только не мешайте им работать. У них прекрасный концерт, не надо им ничего говорить, они сами сделают лучше, чем мы скажем». И он оказался прав, гастроли ВИА «Поющие гитары» были продлены в Москве на месяц, а мнение Яна Френкеля дало мощный толчок развитию молодежного вокально-инструментального движения и созданию в нашей стране других ВИА. Как писал позднее музыковед Аркадий Петров: «Модель эта, раз найденная, была впоследствии утверждена и закреплена множеством повторений: в стране сотни профессиональных и многие тысячи самодеятельных ВИА. Она удобна, мобильна, доступна».
На протяжении многих лет каждое выступление ВИА «Поющие гитары» на концертах начиналось и заканчивалось «Песней о Ленинграде» (Г. Носов – А. Чуркин), где первой строчкой были слова: «Алеет зорька молодая над быстрой Невой». Ансамбль включал в свой репертуар русские народные песни – «Калинка», «Степь», патриотические – «Эх, дороги» (А. Новиков – Л. Ошанин), «Полюшко–поле» (И. Книппер – В. Гусев), «Катюша» (М. Блантер – М. Исаковский), «Песня о тачанке» (К. Листов – М. Рудерман), произведения гражданского звучания – «Вольный ветер» (И. Дунаевский – В. Лебедев-Кумач), «Тройка» (П. Булахов – В. Чуевский), «Заповеди города» (А. Васильев – В. Бурич), «Пусть летят журавли» (С. Пожлаков – Л. Лучкин), «Когда устают чайки» (В. Шеповалов – Г. Гампер), «Атомный век» (А. Островский – И. Кашежева), лирические – «Город детства» (Ф. Миллер, Т. Гилкинсон, Р. Дер – Р. Рождественский), «Стоят девчонки» (А. Колкер – К. Рыжов), шуточную «Эники-беники» (А. Васильев – А. Генкин), романс «Утро туманное» (Абаз – Моголс), песню из репертуара Леонида Утесова «Ковбойская». Звучали также песни «Тонкая рябина», «Другое поколение» М. Таривердиева, «Он» Л. Энрикоса, «Ну что?» из репертуара Марино Марини с русским текстом Ю. Цейтлина и другие. Многие песни были написаны советскими поэтами на мелодии зарубежных авторов, что сближало культуру и дружбу многих народов мира. Исполняли участники ансамбля также песни из репертуара группы «Битлз» – «Девушка», «Мишель», «Облади-облада», «Любовь не купишь», «Вечер трудного дня» и другие. Доходило до того, что на концерте по просьбе зрителей песню «Девушка» участники ансамбля «Поющие гитары» исполняли до пяти раз подряд.
В процессе творческой жизни состав ВИА временами обновлялся. В ансамбле появилась еще одна солистка – Татьяна Калинина, а затем, сменив ее и Галину Баранову, солисткой ансамбля стала Елена Федорова, добавились трубач и звукооператор Эдгар Бернштейн и клавишник Олег Мошкович, который своим вокалом помогал Евгению Броневицкому. О Елене Федоровой писала газета «Московский комсомолец» 30.12.1967 года: «Есть в ансамбле единственная солистка – совсем юная Лена Федорова. Она непосредственна, свободна, импульсивна – качества, редкие у эстрадных певиц».
В 1967 году ансамбль записывает на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» свою первую пластинку: гитарные обработки эстрадных мелодий, сделанные Анатолием Васильевым, – «Сюрприз», «Тореро», «Цыганочка» и «Синяя птица». В начале 1968 года участником ансамбля по просьбе Анатолия Васильева и Евгения Броневицкого стал Александр Федоров (ритм-гитара, вокал), знакомый нам по исполнению песни «Прекрасное воскресенье» (Д. Бун – М. Беляков). Александр Федоров и Евгений Броневицкий на протяжении всех лет своей работы в ВИА «Поющие гитары» составили уникальный вокальный дуэт, исполняя песни: «Зыбучие пески», «Для тебя, любимая» (А. Васильев – Ж. Превер), «Песенка велосипедистов» (гр. «Тремелос» –П. Ватник) и другие – слово в слово, нота в ноту, что достигалось многочисленными репетициями. Какое-то время в ансамбле работали певцы Владимир Рубин и Валентин Дынга. С репертуаром цыганских песен «Милая», «Чавелла», «Очи черные» в составе ансамбля выступал Юрий Чванов (аккомпанирующая гитара, вокал). Он также исполнял песню из репертуара итальянского певца Джанни Моранди – «Был один парень», в дуэте с Еленой Федоровой пел шуточную песню «Пошла я к милому» (А. Васильев – Л. Хьюз), которые в последующем с таким же успехом исполнил и Александр Федоров. В это же время участником ансамбля «Поющие гитары» являлся Штефан Петраки (клавишные инструменты, вокал). Он обладал сильными, красивыми вокальными данными, что позволяло ему очень легко исполнять песни в стиле Тома Джонса. В 1968 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» ансамбль «Поющие гитары» выпускает пластинку-полугигант, которая сразу же становится бестселлером, куда вошли песни и инструментальные композиции: «Песня – это главное, друзья» (Я. Дубравин – С. Фогельсон), «Синяя птица», «Тореро», «Апачи» (обр. А. Васильева), «Дороги», «Песенка велосипедистов», «Вечерний город» (М. Таривердиев), «Сюрприз», «Ноктюрн» (М. Таривердиев) – вокал Е. Федоровой, «Цыганочка», «Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев – Е. Евтушенко) – солистка Е. Федорова. Сильные вокальные данные, красота голоса слышны в вокализе Елены Федоровой в композиции Микаэла Таривердиева «Ноктюрн», которая, как и песня «Ты уходишь, как поезд», была включена в вышедший в этом же году художественный фильм-новеллу «Любить» (режиссеры Михаил Калик и Инна Туманян). «Песенка велосипедистов» в исполнении участников ансамбля стала полюбившимся шлягером, а мелодия «Цыганочка» в 1970 году прозвучала в кинофильме «Начало» (режиссер Глеб Панфилов). Летом 1968 года Лев Вильдавский переходит в ансамбль «Дружба», а ряды ансамбля пополняет пианист и аранжировщик Альгирдас Паулавичюс, в последующем – дирижер Мариинского театра.
Гастроли в Польше. 1969
В конце 1960-х годов с ВИА «Поющие гитары» начинает свое многолетнее сотрудничество ленинградский поэт Альберт Азизов, который создает для ансамбля тексты песен – «Дождь», «Любовь – моя свобода» на музыку М. Николетты, «Чудеса» группы «Тремелос», «Скажи, почему?» итальянского певца и композитора Джанни Моранди. В одной из гастрольных поездок Евгений Броневицкий и Лев Вильдавский знакомятся с Юрием Антоновым и предлагают Анатолию Васильеву прослушать молодого талантливого музыканта. Летом 1969 года в ВИА «Поющие гитары» рождается шлягер двух авторов – Ю. Антонова и А. Азизова – «Где моя смелость?». В ансамбле Юрий Антонов (клавишные инструменты, вокал) пишет ряд своих первых песен: «Аэропорт», «Если любишь ты», «Стой, не стреляй солдат!», которые в исполнении ВИА «Поющие гитары» получили общенародную известность и закрепили за Юрием Антоновым на многие годы славу популярного композитора молодежных песен. Его песню «Нет тебя прекрасней» на слова Ирины Безладновой и Михаила Белякова исполнял солист ансамбля Евгений Броневицкий, а «О добрых молодцах и красных девицах» на слова белорусского поэта Олега Жукова – Евгений Броневицкий и Александр Федоров, и обе песни сразу стали народными шлягерами. По воспоминаниям художественного руководителя ансамбля Анатолия Васильева, перед самым первым исполнением и вынесением на суд зрителей песни «Нет тебя прекрасней» (аранжировка Евгения Броневицкого) он поздравил участников ВИА с новым шлягером и оказался прав. В ВИА «Поющие гитары» Юрий Антонов исполнял также венгерскую песню из репертуара Яноша Кооша «Люди встречаются» (В. Гаваши – О. Жуков). Весной 1970 года Юрий Антонов перешел в ансамбль «Добры молодцы».
В 1969 году в ансамбле «Поющие гитары» появляются аранжировщик и клавишник Эдуард Кузинер, вокалист Богдан Вивчаровский, а из ансамбля «Диксиленд» приходит обаятельный певец, любимец публики Валерий Ступаченко, который исполнением песни «Синий иней» закрепляет успех ансамбля и поднимает его на вершину популярности и славы. Валерий Ступаченко при исполнении своих песен «Вот это погода» (А. Морозов – А. Ольгин), «Синий иней» (Н. Седака – А. Азизов), «Соловьиная серенада» (Х. Офрей – Я. Голяков), «А я пою» (А. Морозов – К. Рыжов) всегда выходил в зрительный зал. «Синий иней» и «Соловьиная серенада», знакомая слушателям, как «Соловей», навсегда остались визитной карточкой ансамбля «Поющие гитары». В 1970 году из ансамбля уходит Сергей Лавровский и создает в городе Ленинграде второй профессиональный ВИА – «Калинка». В это же время в ряды участников ВИА «Поющие гитары», из ансамбля Жана Татляна, вливается Григорий Клеймиц (клавишные инструменты, вокал), в последующем – аранжировщик и музыкальный руководитель ансамбля, из ВИА «Ровесники» приходят Юрий Иваненко (бас-гитара, флейта, вокал) и Юрий Соколов (ударные инструменты, вокал).
Концерт в Доме культуры «Выборгский». 1972
Репертуар ансамбля в это время составляют следующие песни советских и зарубежных авторов: «Кохана» (И. Поклад – И. Барах), «Печальная» (А. Колкер – К. Рыжов), «О, гитара» (Э. Масиас – Л. Дербенёв), «Смуглянка» (А. Новиков – Я. Шведов), «Без тебя» (А. Васильев – Е. Федорова), «Меньше трех минут» (П. Дени – П. Ватник), «Я так старался» (С. Краевский – С. Цветков), «Кони-звери» (М. Блантер – И. Сельвинский), «Духовые оркестры» (У. Джешковская – С. Новожилов), «Разноцветные кибитки» (С. Рембовский – С. Новожилов). Также в репертуар ансамбля входят мелодии и песни: народная «Стенька Разин», «Частушки» на слова поэта Ильи Резника, «Гармоника» из репертуара Джанни Моранди, «Игрушка» (Мильячи – Континьело). В этом же году фирма «Мелодия» выпускает очередной миньон ВИА «Поющие гитары» с песнями «Синий иней» и «Сумерки» (А. Васильев – К. Рыжов), который распродается многомиллионными тиражами, повышая рейтинг ансамбля. По воспоминаниям Евгения Броневицкого, ему на концерте приходилось по три раза подряд на «бис» исполнять песню «Сумерки». По поводу подбора репертуара в музыкальную программу ансамбля «Поющие гитары» в 1970-е годы писал журнал «Аврора»: «Обработки народных песен, сделанные «Поющими гитарами», – не формальная, архаичная дань прошлому и не залихватское выхолащивание духа песни. В лучших волнуют именно русские мотивы, но чувствуется и время исполнения – семидесятые годы 20 века». В свое время Анатолий Васильев включил в концертную программу блок песен патриотического плана. Как вспоминал музыкальный руководитель ансамбля Григорий Клеймиц: «Мы пели зачастую не то, что мы хотели бы петь. Другой разговор, что даже репертуар, в общем, нам навязанный, мы все равно старались и обработки интересные сделать, и спеть хорошо».
6 ноября 1971 года в ансамбль «Поющие гитары» приходит еще одна солистка, студентка Ленинградской консерватории Ирина Понаровская. Она хотела попробовать свои силы в ВИА «Калинка», но по сложившимся обстоятельствам этого не случилось. В ансамбле «Поющие гитары» Ирина прошла школу эстрадного мастерства и в будущем стала одной из популярнейших отечественных эстрадных певиц. В свой песенный репертуар она включила много песен советских, а также и зарубежных авторов: «Люблю» (Я. Дубравин – В. Гин), «Моя вина» (А. Морозов – Ю. Бобров), «Ах, любовь!» (Е. Барыбин – М. Рябинин), романс «Женская доля такая» (А. Колкер – К. Рыжов), «Вода бывает горькой» И. Петренко, «Все на земле придумано не зря» В. Плешака и другие. Многие песни, исполненные Ириной Понаровской, становятся любимыми, а песня «Неприметная красота» (А. Морозов – М. Рябинин) обретает статус всенародного шлягера.
Именно в это время в ансамбле формируется самый звездный концертный состав: Ирина Понаровская, Валерий Ступаченко, Александр Федоров, Евгений Броневицкий – солисты ансамбля, Анатолий Васильев – соло-гитара, вокал, Юрий Иваненко – бас-гитара, флейта, вокал, Владимир Калинин – ритм-гитара, вокал, Альгирдас Паулавичюс – электроорган, флейта, вокал, Григорий Клеймиц – клавишные инструменты, вокал, Эдгар Бернштейн – труба, радиоинженер, Юрий Соколов – ударные инструменты, вокал. В 1971 году ансамбль подтверждает свою популярность, правильность выбора творческого пути, выпуская очередной миньон, который расходится миллионными тиражами. На нем были записаны песни советских и зарубежных авторов: «Проводы» (А. Колкер – К. Рыжов), «Мы расстались» (молдавская нар. песня), «Карлссон» (Дж. Кристи – И. Резник), «Нет тебя прекрасней» (Ю. Антонов – И. Безладнова, М. Беляков). Все песни этой грампластинки становятся суперпопулярными. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» включает песню «Нет тебя прекрасней» в серию грампластинок «Всем, кто любит песню».
«Деревенская свадьба». 1973
По воспоминаниям Евгения Броневицкого, Юрий Антонов считал, что песня «Нет тебя прекрасней» сыграла немаловажную роль в его московской музыкальной жизни.
В то время о творчестве ВИА «Поющие гитары» писал мэтр советской эстрады, композитор Эдуард Колмановский: «Ансамбль „Поющие гитары“ – молод по духу, творческому темпераменту, задору. Ленинградцев отличает яркая, эмоциональная манера исполнения. Чувствуется, что артисты ансамбля по-настоящему увлечены своим искусством, и это настроение они передают слушателям». Многие советские ВИА включают в свой репертуар популярные песни, рожденные в ВИА «Поющие гитары». В 1972 году фирма «Мелодия» выпускает очередной миньон ансамбля с песнями «Прекрасное воскресенье» и «Соловей», которые дополняют список шлягеров коллектива. В этот период тесно сотрудничает с «Поющими гитарами» поэт-песенник Яков Голяков, который пишет для коллектива тексты песен «Свадьба» (на роль деревенского скрипача и певца был приглашен из ВИА «Веселые голоса» Василий Борисов – гитара, скрипка, вокал), «Крысолов», «Ленинград», «Чероки, брат мой» (более знакомая нам как песня протеста «Индейская резервация»). В 1974 году на фирме грамзаписи «Мелодия» выходит пластинка с песней «Саласпилс» (авторы музыки А. Тимошенко и Э. Кузинер) – солисты Евгений Броневицкий, Александр Федоров и Ирина Понаровская. В этой песне вокализ певицы сливается с солирующей трубой, что придает песне особую выразительность. С показом этой песни ансамбль выезжал на Родину героев-молодогвардейцев в шахтерский город Краснодон на дни памяти и скорби. Яков Голяков способствует приходу и дальнейшему плодотворному сотрудничеству с ансамблем «Поющие гитары» молодых ленинградских авторов музыки и текстов песен Александра Журбина, Виктора Гина и Ильи Резника. Песня «Карлссон» в исполнении ВИА «Поющие гитары» приносит Илье Резнику первый заметный творческий успех в песенном жанре на эстраде.
Гастроли в Казахстане
1973
В 1970-е годы ВИА «Поющие гитары» не только гастролирует по городам Советского Союза, но и выезжает в гастрольные турне по странам социалистического содружества, где работает в совместной программе с артистами зарубежной эстрады Карелом Готтом, Бисером Кировым, Геленой Вондрачковой и другими. В свои концертные программы ВИА «Поющие гитары» включает популярные песни: «Король сердец», «Вернись рассвет», «Последняя мазурка», «Замок на песке», «Дарю тебе Родину», «Тихо течет Неман», «Печаль-беда» на музыку Е. Филиппова, «Баллада о красном всаднике» Я. Дубравина, «Ты мне откройся» на слова М. Рябинина, «Размышления деревенского почтальона» (Л. Мочульский – Г. Хил) из репертуара польского ВИА «Скальды», «Питайся дома» Пола и Линды Маккартни. В ГДР ВИА «Поющие гитары» снимается в музыкальном фильме, записывает десять самых популярных своих песен. В 1974 году «Мелодия» выпускает для стран социалистического содружества диск-гигант с песнями в исполнении советских вокально-инструментальных ансамблей «Самоцветы», «Веселые ребята» и «Поющие гитары», куда вошли песни и композиции «Карлссон», «Песенка велосипедистов», «Апачи», «Нет тебя прекрасней», «Эх, дороги».
Гастроли в Казахстане
1973
В июле 1974 года вместо ударника Юрия Соколова участником коллектива стал Аркадий Герштейн. Позднее из ВИА «Песняры» приходит Валентин Бадьяров (двенадцатиструнная гитара, скрипка, вокал), в последующем художественный руководитель белорусского ВИА «Сябры». В этом же году в ансамбле «Поющие гитары» начинает работать Юрий Иванов (гитара, флейта, вокал). В декабре из ВИА «Добры молодцы» в ансамбль приходит Владимир Васильев (бас-гитара, вокал). Коллектив также пополнили гитаристы: Семен Шнейдер и Валерий Бровко. В разные годы в концертных программах ансамбля принимали участие артисты разговорного жанра отечественной эстрады – чтецы Владимир Азель, Сергей Новожилов и Григорий Баскин, которые во время отдыха участников ВИА, заполняя перерыв, читали зрителям стихотворения советских авторов: В. Маяковского, Е. Евтушенко, В. Солоухина и других. В 1975 году на телевизионные экраны города выходит второй музыкальный фильм, снятый на студии «Лентелефильм», с лучшими песнями в исполнении участников ВИА «Поющие гитары». Песню «Ленинградская» в этом телефильме (более знакома слушателям, как «Ленинград») исполнили солисты Александр Федоров и Валерий Ступаченко. Очень жаль, что этот телефильм до наших дней не сохранился.
В 1976 году «Мелодия» пополняет дискографию ВИА «Поющие гитары», выпуская в серии «ВИА» песню « Десять дней» (Э. Кузинер – М. Рябинин). За годы работы в ВИА «Поющие гитары» аранжировщик Эдуард Кузинер подарил слушателям, наряду с вышеуказанными песнями, и свою песню «Два шага» на слова поэта Виктора Гина, которую в дуэте исполняли Ирина Понаровская и Евгений Броневицкий. Также в это время на «Мелодии» выходит уже последний миньон ВИА «Поющие гитары» с песнями на музыку Александра Морозова: «А я пою» на слова К. Рыжова, «Моя вина» на слова Ю. Боброва и «У реки черемуха» на слова В. Харитонова.
«Поющие гитары» остаются на гребне популярности. Все это достигалось музыкальным вкусом художественного руководителя ансамбля Анатолия Васильева, постоянством основного состава, их мастерством, одной идеей и желанием творить музыку, любовью и уважением к своему слушателю, к своим поклонникам. Все годы самой «поющей» гитарой являлась лидер-гитара в руках бессменного руководителя ансамбля Анатолия Васильева. ВИА «Поющие гитары» в год давали до 350–400 концертов-аншлагов. Многие радиостанции Советского Союза включали в свои музыкальные программы песни в исполнении ансамбля. Сильными сторонами в творчестве коллектива были подбор репертуара, эффект вокального многоголосия и остроумная театрализация многих песен: «Манекены», «Аленушка», «Ковбойская», «Кони-звери», «Был один парень» и других. В своем интервью того времени Анатолий Васильев отметил: «Девять лет, со дня основания ансамбля, мы занимались песней. Жанр поистине прекрасный и всеобъемлющий! Но вот в последнее время почувствовали, как тесно нам в рамках песни. Хотелось попробовать свои силы в больших формах».
Именно это, вероятно, и стало причиной обращения Анатолия Васильева к более масштабным музыкальным формам. 21 июня 1975 года на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории легендарный ВИА «Поющие гитары» представил свою версию первой в истории отечественной эстрады рок-оперы «Орфей и Эвридика» (музыка А. Журбина – либретто Ю. Димитрина). Ее театральную постановку осуществили режиссер-постановщик Марк Розовский, художник Алла Коженкова и режиссер Вадим Мухин. Первоначально, при подборе исполнителей главных партий, на роль Орфея Анатолием Васильевым был приглашен Виктор Кривонос – артист Ленинградского театра музыкальной комедии, но после его отказа на роль Орфея, летом 1974 года был приглашен солист ВИА «Веселые голоса» Альберт Асадуллин. Роль Эвридики исполнила солистка ансамбля Ирина Понаровская. За время работы в спектакле Ирина исполнила эту роль более ста раз. Она вспоминает: «Там был очень трудный вокал, но дело даже не в том – мы ведь играли в опере, от нас требовались актерские данные. Приходилось нелегко не только психологически, но и физически: мы то бегали, то пели лежа и все это с микрофоном в руке. Надо было следить за тем, чтобы не запутаться в шнуре». Большой успех зонг-оперы, названной так во избежание запретного тогда слова «рок», – это благодарная дань зрителей и за предыдущую деятельность своих любимых участников ансамбля «Поющие гитары». «Орфей и Эвридика» получила и международное признание! Были осуществлены новые постановки «Орфея» балетными труппами оперных театров Ленинграда, Самарканда, Харькова и Перми. С успехом была поставлена опера в Братиславе. На Международном конкурсе журнала «Музыкальная неделя» в Великобритании опера «Орфей и Эвридика» была признана наиболее значительным произведением в стиле рок-музыки за 1975 год. Дипломы «Звезда года» были вручены Александру Журбину, Юрию Димитрину, Анатолию Васильеву и коллективу ансамбля «Поющие гитары». 15 июня 1976 года центральная газета Советского Союза «Правда» пишет: «Музыкальный спектакль „Орфей и Эвридика“ – первый на нашей эстраде опыт обращения к крупной музыкальной форме, опыт, открывающий новые возможности. И эта удача представляется явлением принципиальным». В первых постановках этого представления участники звездного концертного состава еще принимали участие, но после стали постепенно переходить в другие музыкальные коллективы.
На концерте ВИА «Поющие гитары». 1972
Как итог большого плодотворного труда ансамбля «Поющие гитары», Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» в 1980 году издала двойной диск-гигант зонг-оперы «Орфей и Эвридика». В записи принял участие также и оркестр Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (дирижер Станислав Горковенко). По примеру ансамбля «Поющие гитары», многие советские ВИА ставят на сцене свои оперы и мюзиклы. Со временем ансамбль «Поющие гитары» плавно трансформируется в ленинградский театр «Рок-опера». Евгений Броневицкий переходит в ансамбль «Дружба», Владимир Васильев и Александр Федоров со своей женой Ольгой Левицкой, которая исполняла роль Фортуны в «Орфее и Эвридике» и партию Жиллины во «Фламандской легенде», переходят в группу Стаса Намина «Цветы». Василий Борисов вначале работал в ВИА «Веселые голоса», затем в других музыкальных коллективах. Григорий Клеймиц длительное время работал с популярной ленинградской певицей Эдитой Пьехой, являлся руководителем ансамбля, руководил другими музыкальными коллективами, работал за рубежом. Эдуард Кузинер перешел на преподавательскую работу и до сих пор занимается музыкой. Ирина Понаровская в конце 1976 года начинает сольную деятельность певицы и уезжает в Москву, где также снимается во многих кинофильмах. О своей работе в ВИА «Поющие гитары», она вспоминает с благодарностью: «Я очень благодарна ребятам. Они воспитали во мне много такого, до чего я бы сама не дошла». Валерий Ступаченко некоторое время работает в джаз-оркестре п/у И. Вайнштейна, затем в течение семи лет пел в ВИА «Калинка», после работал в театре «Рок-опера». Анатолий Васильев длительное время принимал участие в создании и постановке очередных рок-опер – таких как «Фламандская легенда» (1978 г.) и «Гонки» (1982 г.). В 1985 году он покидает ансамбль «Поющие гитары», работает музыкальным руководителем в «Театре на Фонтанке».
Музыкальный жанр ВИА, как и многие до него жанры, плавно угасал. Участники ВИА «Поющие гитары» вовремя появились на сцене и своевременно с нее ушли, оставив очень хорошую ностальгическую память о своем творчестве. В нашу жизнь пришла новая музыкальная Эра – Эра диско и дискотек. Многие ВИА уже не смогли своим творчеством противопоставить себя новому течению развития музыкальной культуры в нашей жизни и в 80-е годы XX столетия прекратили свое существование на эстраде. Но несмотря на это в 1990-е годы вновь возрождается вокально-инструментальное движение в нашей стране. И вновь, как и прежде, ВИА «Поющие гитары» – первый и на волне популярности. Вновь песни ансамбля востребованы у публики. Вновь он собирает полные концертные залы своих слушателей. Песни прошлых лет сейчас звучат так современно, как будто и не было этих прошедших лет расставания. А первым предвестником возрождения ВИА «Поющие гитары» была телепередача об ансамбле, показанная по телевидению в 1994 году. В гостях у Анатолия Васильева находились Евгений Броневицкий и Юрий Антонов. Там же впервые прозвучало предположение по возрождению концертной деятельности участников ансамбля «Поющие гитары». Эту идею очень горячо поддержал Евгений Броневицкий, а Александр Федоров в своем телеинтервью – в возрождении ансамбля сомневался. Однако, благодаря Григорию Клеймицу, Григорию Баскину, Дмитрию Кижаеву, Антону Гарнову, а также участникам ансамбля, которые дали свое согласие на создание проекта по возрождению концертной деятельности коллектива, – ВИА «Поющие гитары» сегодня на сцене!
27 апреля 1997 года в Петербургском концертном зале-клубе «Гигант-холл» состоялся благотворительный вечер-встреча, посвященный юбилею создания первого в нашей стране легендарного ВИА «Поющие гитары», который дал старт для дальнейшей концертной деятельности музыкального коллектива. Вновь, как и прежде, 23 июля 1997 года на сцену петербургского Мюзик-холла на первый свой официальный концерт вышел легендарный ленинградский вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» в своем звездном концертном составе: Евгений Броневицкий – бас-гитара, вокал, Александр Федоров – ритм-гитара, вокал, Григорий Клеймиц – клавишные инструменты, вокал, Василий Борисов – скрипка, вокал, Юрий Соколов – ударные инструменты, вокал, Валерий Ступаченко и Ольга Левицкая – солисты. Первый и бессменный художественный руководитель «Поющих гитар» Анатолий Васильев находился в зрительном зале за режиссерским пультом и его место на сцене занял Дмитрий Кижаев – соло-гитара, вокал. В настоящее время Анатолий Васильев занимается композиторской деятельностью, пишет музыку для эстрадных исполнителей, а также восстанавливает запись музыки рок-оперы «Фламандская легенда». Вел программу концерта гитарист и певец Александр Федоров. Концертная программа была поставлена так, как много лет назад. Даже начало перерыва Александр Федоров объявил словом «буфет». Благодаря сохранившимся тембрам красивых голосов Александра Федорова и Валерия Ступаченко, мастерству игры на музыкальных инструментах участников ансамбля – это были те «Поющие гитары», что и несколько лет тому назад! С большим успехом прозвучали полюбившиеся мелодии и песни, проверенные временем, в исполнении кумира молодежи 60–70-х годов XX столетия – легендарного ансамбля «Поющие гитары»: «Тореро», «Песенка велосипедистов», «О добрых молодцах и красных девицах», «Синий иней», «А я пою», «Десять дней», «Однозвучно звенит колокольчик», «Когда мне будет 64» из репертуара группы «Битлз», «Неприметная красота», «Марионетка», «Вся моя любовь» из репертуара группы «Битлз», «Сумерки», «Люди встречаются». Второе отделение началось мелодией «Цыганочка», далее звучали песни: «Карлссон», «Печаль-беда», «Джулия», «Соловей», песня Валерия Ступаченко «Люби Россию», «Тонкая рябина», «Ленинград», «Джули, Джули», «Венера» из репертуара группы «Шокинг Блю», «У реки черемуха», «Нет тебя прекрасней», «О, симпатичная женщина» из репертуара Роя Орбиссона, «Прекрасное воскресенье» и «Она любит Вас» из репертуара группы «Битлз». На концерте каждая из исполненных композиций и песен была принята на «бис». С начала и до окончания концертной программы звучали «браво» и аплодисменты артистам. Это был настоящий праздник легендарных мелодий и песен! В завершение концерта, под занавес, ВИА «Поющие гитары» исполнил еще раз на «бис» полюбившиеся три песни: «Прекрасное воскресенье», «Она любит Вас» и «Синий иней». Присутствующие в зале при исполнении этих песен, стоя, непрекращающимися аплодисментами приветствовали и благодарили участников ансамбля за подаренный им вечер встречи и песен. Успех выступления ВИА «Поющие гитары» был ошеломляющий – это был настоящий аншлаг! После данного концерта началась вторая музыкальная жизнь возродившегося ВИА «Поющие гитары». Последовали съемки на телевидении, запись песен на компакт-диски, гастрольные поездки по стране, с выездом за границу. И везде их ждал успех!
Со временем состав ансамбля «Поющие гитары» пополнил Владимир Васильев (бас-гитара, клавишные инструменты). Не миновали возродившийся ансамбль и трагические потери. Ушли из жизни аранжировщик и клавишник Григорий Клеймиц (20 сентября 1998 года), солистка Ольга Левицкая (17 мая 2004 года). Светлая им память!
В марте 2002 года в Канаду уехал гитарист и певец Александр Федоров, в октябре 2003 года покинул ансамбль и лидер-гитарист Дмитрий Кижаев. На смену им пришло новое поколение музыкантов – это Валерий Кочегуро (соло-гитара, вокал) и солистка ансамбля Милена Вавилова. Раскрылись вокальные данные и гитариста Василия Борисова.
Итак… «Первый профессиональный состав в Советском Союзе ленинградские „Поющие гитары“ возник в 1966 году, – писал Аркадий Петров. – И именно его успех на концертной эстраде способствовал широчайшему распространению новой „модели“, согласно которой эстрадный ансамбль уже не делится на певцов – „звезд“ и стоящих за их спинами безликих инструменталистов-аккомпаниаторов, а состоит из исполнителей нового, „синтетического“ типа – певцов, которые аккомпанируют себе сами, являясь в ряде случаев также и авторами произведений».
ВИА «Поющие гитары» сегодня, как и прежде, на эстраде. «Песня – это наша жизнь!» – может сказать о себе каждый его участник. Ансамбль «Поющие гитары» – легенда. Но легенда, ожившая в наши дни.
В основе настоящего текста
статья Юрия Рындина,
опубликованная на сайте
«ВИА „Поющие гитары“»
в 2005 г.
Слушать >>.
|
Анатолий Васильев. 1975
Анатолий Васильев. 1969
«Апачи»
Анатолий Васильев. 1967
«Girl»
Евгений Броневицкий,
Татьяна Калинина
1966
Гастроли в Берлине
1967
Цыганский романс
в исполнении
Юрия Чванова
1967
Цыганские песни
1967
Кадр из х/ф «Репортер»
1967
«Ковбойская»
1968
Евгений Броневицкий,
Александр Федоров
1968
Сергей Лавровский
1968
.
Александр Федоров
Кадр из т/ф
«Поющие гитары»
1969
«Смуглянка»
Солист –
Валерий Ступаченко
1969
=
«Калинка-малинка»
В танце –
Сергей Лавровский
1969
«Тачанка»
Кадр из т/ф «Поющие
гитары». 1969
«Сумерки»
Кадр из т/ф «Поющие
гитары». 1969
Гастроли в Молдавии
1969
«Частушки»
Григорий Клеймиц,
Владимир Калинин
1970
Съемки на телевидении
1971
Юрий Иваненко
1972
«Стой, не стреляй, солдат»
Евгений Броневицкий
1972
Гастроли в ГДР
1973
«Синий иней»
Валерий Ступаченко
1969
Ирина Понаровская,
Василий Борисов,
Юрий Иваненко
1975
Елена Федорова,
Александр Федоров
1970
Александр Федоров,
Василий Борисов
1973–1974
Эдуард Кузинер,
Валерий Ступаченко,
Юрий Иваненко,
Юрий Соколов,
Анатолий Васильев
1973–1974
Юрий Соколов
1973–1974
«Соловей»
1974
«Ленинград»
Ирина Понаровская,
Евгений Броневицкий,
Елена Федорова
1974–1975
Рок-опера
«Орфей и Эвридика»
Орфей –
Альберт Асадуллин
1975
Рок-опера
«Орфей и Эвридика»
Харон –
Богдан Вивчаровский
1975
Рок-опера
«Фламандская легенда»
Тиль Уленшпигель –
Альберт Асадуллин
Неле – Алла Кожевникова
1978
Рок-опера
«Фламандская легенда»
Жиллина –
Ольга Левицкая
1978
Рок-опера «Гонки»
1980
Анатолий Васильев
за пультом
Театр на Фонтанке
1985–1988
|