Открытая научно-практическая конференция
для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2012"
Маркеловские чтения
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗААЛТАРНОГО ВИТРАЖА «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА» ХРАМА ИОАННА БОГОСЛОВА
Исследовательская работа
Российская Федерация, Костромская область, город Кострома
Авторы: Бедина Анастасия(1), 10 класс
Богачёва Анастасия(2), 10 класс
«Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы»,
Научные руководители:
Лищук Надежда Егоровна, учитель географии, почетный работник общего образования РФ; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы
Виноградова Светлана Вячеславовна, учитель физики, педагог – психолог; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы
2012
Оглавление
Стр.
-
Введение 3 - 4
-
Витражи в православных храмах 4
-
Заалтарные витражи 4 - 5
-
«Живая картина на стекле» 5
-
Отличие православного витража от католического 5 - 6
-
Виды современных витражей 6
-
Практическая работа по изготовлению
заалтарного витража храма Иоанна Богослова 7 - 8
-
Заключение 8
-
Список использованной литературы 9
-
Приложение 10 - 15
-
Виды витражей 10
-
Техники росписей 11
-
Технологическая карта 12
-
Смета расходов 12
-
Фотографическое приложение 13 - 15
Введение
Витражи — картины, собранные из кусочков цветного стекла, — с глубокой древности украшают окна христианских храмов как Запада, так и Востока. С XIX века, благодаря благосклонности российских императоров, иконы на стекле распространились в российских храмах. Сегодня искусство витража в нашем Отечестве возрождается: реставрируются сохранившиеся дореволюционные образы и создаются новые. Согласно научным исследованиям, витражи не противоречат духу православия. Начиная с XIX столетия, стеклянные картины органично вошли в убранство российских церквей. Витраж в православном храме изначально рассматривался как образ, икона, написанная на прозрачном стекле. Первые витражи появились в русских церквях в 1830—1840-e гг. в виде запрестольных образов, написанных на стекле. В те времена освещение в храмах было слабым, запрестольную икону было плохо видно во время службы, и возникла идея устанавливать ее в алтарном окне, чтобы она освещалась солнечным светом. На протяжении XIX — начала XX вв. запрестольные стеклянные иконы-витражи были установлены в сотнях православных храмов на всей территории России и за ее пределами. Русские художники, создававшие эскизы росписей и проекты внутреннего убранства, обращали свое внимание и на витражное искусство. Известно, что стеклянные образы осуществлялись по проектам В. Д. Сверчкова, Т. А. Неффа, Н. А. Бруни, К.С. Петрова-Водкина, В.М. Васнецова. Одновременно развитие стекольной промышленности в России достигло такого уровня, что отечественные заводы могли выполнить очень сложные стеклянные изделия, в том числе высокохудожественные витражи.
Стеклянная икона имеет некоторые преимущества перед изображением на непрозрачной основе. Солнечный или искусственный свет, проникая сквозь стекло, придает светоносность самому изображенному образу. Именно поэтому уже в начале XX столетия появились целые стеклянные иконостасы. Стеклянные витражи очень хрупкие и поэтому сохранить их очень тяжело. Разрушенный витраж можно воссоздать по описаниям, по сохранившимся старинным фотографиям и документам. В храме нашего прихода сохранилось изображение заалтарного витража. Сам витраж был утрачен в ходе ремонтных работ по воссозданию храма. Мы решили восстановить этот витраж, так как являемся прихожанами храма Иоанна Богослова. Занимаясь в художественной школе, мы получили теоретические знания и практические умения по созданию витража. Настоятель храма принял наше предложение и согласился взять на себя финансовые расходы. Проект воссоздания витража предложен в этой работе [5].
Цель: по имеющимся описаниям разработать проект восстановления заалтарного витража храма Иоанна Богослова.
Задачи: изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте; рассмотреть современные направления и виды в технике «витраж»; разработать технологическую документацию к изготовлению декоративного витража; произвести экономический расчет стоимости и себестоимости готового изделия.
Предмет исследования: процесс изготовления заалтарного витража в техники росписи по стеклу.
Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.
Методы исследования:
-Теоретические: анализ и изучение специальной и методической литературы.
-Эмпирические: рассмотрены и освоены технологические приемы росписи по стеклу, что позволило выявить выразительность изделия и изготовить заалтарный витраж.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства в православных храмах.
Практическая значимость в том, что в храм Иоанна Богослова возвратим восстановленный витраж, утраченный в результате ремонтных работ.
Сроки реализации: октябрь - март
Витражи в православных храмах
http://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/vitrazhi-v-hramah.jpgВ XIX – начале XX века витражи получили широкое распространение в европейской и русской архитектуре. Орнаменты и фигуры украшали окна интерьеров, обстановка которых была выполнена в самых различных исторических стилях: «готическом», «восточном», «средиземноморском», «русском», позже — в стиле модерн. История появления витражей в России относится к XIX столетию. http://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/istorija-vitrazha-v-rossii.jpghttp://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/cerkovnye-vitrazhi.jpgРазноцветное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с церковными витражами [2].
Как уже было сказано, витражи в древнерусской архитектуре были большой редкостью, а в храмах – уникальным явлением. Развитию этого вида искусства препятствовали природно-климатические условия, пространственная организация храма, и слабое развитие стеклоделия. В христианстве любое живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых является иконой независимо от того где оно изображено. С этой точки зрения фигуративный витраж в церкви – не что иное, как икона, написанная на стекле. В восточно-христианской традиции они были запрещены.
В XVIII веке постепенно изменяется отношение к витражной иконе, которая воспринимается уже не только как предмет поклонения и почитания, как это было в древности, но и становится произведением искусства, которое ценится тем больше, чем искуснее техника его исполнения.
Заалтарные витражи
http://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/vitrazh-v-hrame.jpghttp://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/cerkovnyj-vitrazh.jpgОпределенный вклад в распространение витражей в православных храмах внесли, как это ни парадоксально, постройки эпохи классицизма. Купольные окна-люминарии стали своеобразными «проводниками» для витражей в православные храмы. Люминарии имеют древнюю историю, связанную с символикой света в христианской религии. Известно, что в подземных храмах первых христиан в куполе средней части крипты вырезался колодец, выходивший на поверхность, через который в помещение проникал дневной свет.
Алтарное окно имеет в церкви не меньшее значение, чем люминарии в куполе. Освещению алтарного пространства всегда придавалось особое значение. В русской православной церкви за престолом обычно устанавливают икону, посвященную Спасителю. Ее называют заалтарной, алтарной или запрестольной. В XIX столетии икона в храме представала как религиозная картина, для восприятия которой необходимо достаточное освещение. Именно поэтому К. П. Брюллов в 1837 году предложил пробить стену в алтаре петербургского Казанского собора, чтобы установить в проеме витраж. Как аргумент он приводил слабое освещение собора, из-за чего обыкновенную картину не будет видно. Его идея не была оригинальной. Так, в 1841 году О. Монферран и Л. фон Кленце буквально сражались за первенство предложения об установке витража в алтаре Исаакиевского собора. Но спор их был напрасен: идея буквально «витала в воздухе». Видимо, не последнюю роль в ее популярности в 1830–1840-е годы сыграло пожелание императора Николая I иметь в русских церквах стеклянные образа и окна с живописью. http://artultra.ru/images/vitraji/statii/vitrazhi-v-hramah/peterburgskie-vitrazhi.jpgПервым примером тому в истории русского искусства стал витраж в Исаакиевском соборе, изображающий воскресшего Иисуса Христа. Церковные витражи стали применять в разных городах России. Таким образом, ко второй половине XIX столетия витражи прочно «укоренились» в обстановке православных храмов России и за ее пределами. К сожалению, до наших дней сохранились лишь десятки из сотен окон, наполнявших разноцветным светом пространство храма[4].
«Живописная картина на стекле»
Средневековые готические окна включали в себя не одну, а часто несколько десятков отдельных витражных композиций, связанных только общей идеей и орнаментальным обрамлением. Перемычки и изгибы каменного оконного «переплета» жестко отделяли изображения друг от друга, создавая замкнутые сюжетные клейма. Тип витража-картины появился в эпоху Ренессанса, когда усовершенствования в области художественного стеклоделия дали возможность витражистам писать по стеклу как по холсту. Вплоть до конца XIX века создавались и усовершенствовались витражи именно этого типа. Его характерным образцом является окно Исаакиевского собора. Современники называли этот витраж «живописным окном» или «живописной картиной на стекле», что точно передает основное его отличие от готических «родственников»: изображение в окне «игнорирует» переплет рамы, композиция расположена как на сплошном листе бумаги или холсте. Идея перенесения изображения с живописного полотна на стекло стала особенно популярной в Европе с 1830-х годов, а расцвет этого направления витражного искусства пришелся на 1840-1850-е гг. Петербургский витраж, законченный в 1843 г., был для своего времени одним из самых грандиозных воплощенных замыслов в этой области.
Отличие православного витража от католического
Материала об особенностях витража в православных храмах очень мало. Большое значение для выполнения нашей работы имела беседа корреспондента Сергея Чеснокова с выпускником Московской Духовной семинарии А. В. Жуковым. «Я считаю, что сегодня можно с полной уверенностью говорить, что традиция русского церковного витража уже состоялась. Конечно, витраж – это не чисто церковный жанр искусства, но это и не художественное явление, которое прошло, и его все забыли. Оно уже стало частью Священного предания Церкви. Да, на какое-то время витраж оказался изъятым из церковного искусства. Но не по воле Церкви. Повторюсь, православный витраж XIX и ХХ веков – это уже состоявшаяся полноценная традиция. Церковь берет из общемировой культуры все лучшее, воцерковляя и заново осмысливая все жанры. Почему витраж долен был иметь какую-то другую судьбу? Может быть, именно сейчас как раз и пришло время заново осмыслить эту уже достаточно оформившуюся русскую церковную традицию. Продолжить поиск приемлемых для нее форм. С одной стороны, все, что делается для церкви, следует считать церковным искусством». Отличия заключаются в следующем: «во-первых, отличия начинаются с отличий нашей культовой архитектуры от готики. Там витражу уделено центральное положение. В нашу же традицию витраж вошел через один единственный запрестольный образ в алтарном окне, в световом проеме доступном взору верующих лишь в определенные моменты службы и с определенных ракурсов. У нас витражу уделяется уникальное, исключительно сакральное место, даже более важное, чем на Западе. Кроме того, ведь запрестольный образ располагается не где-нибудь, а на востоке, откуда – свет!
Во-вторых, различие в отношении к самому образу. На Западе образ превратился в иллюстрацию – повествование. Для нашего же искусства, и витраж, конечно же, не исключение, важен психологизм, проникновенность, молитвенность образа. Отсюда отношение к образу как к иконе даже в реалистической ее интерпретации. Качество образа определяется тем, насколько легко на него молиться. Ибо таково отличие всего русского религиозного искусства. У нас акцент на молящемся. Иными словами, несмотря на всю сакральность отношения к цветному стеклу как к материалу в нашей традиции, материальное у нас в витраже не "перевешивает". Витражу, как и иконе, можно молиться. А точнее Тому, Кто на нем изображен».
«Главное в символике стекла в православном осмыслении – это светоносность. Стекло имеет возможность воспринять в себя свет полностью и пропустить через себя. Уникальность этого материала в том, что стекло, не теряя своих изобразительных свойств, вбирает в себя свет, который есть символ божественной благодати, и доносит его до зрителя, молящегося. Если живописец должен пользоваться какими-то особыми приемами, чтобы передать свет, то витраж несет свет непосредственно».
Виды современных витражей
Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета. [14, с 4] Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. [14, с 5]
Разновидности витража
Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения. [20, с 34] Таким образом, стоит отметить, возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм. Разновидности витражей: свинцово-паечный (паечный), фацетный, наборный, мозаичный, комбинированный, витражи диапозитивы, живописный и витраж с декоративно обработанной поверхностью, мозаичный, контурный (силуэтные), узорчатый (приложение I).
Практическая работа по изготовлению заалтарного витража
храма Иоанна Богослова
Настоящий профессиональный витраж для новичков дело трудное, но в этой технике мы уже работали в художественной школе и участвовали в конкурсе «Вифлеемская звезда» (Диплом 1 степени). Работа, за которую мы взялись, в начале пути пугала, но «дорогу осилит идущий». Получили благословение от настоятеля храма Иоанна Богослова отца Димитрия (Нетесина) и начали работу.
Для того чтобы начать экспериментальную работу по освоению приёмов росписи по стеклу необходимо изучить материал и инструменты, которые нам понадобятся для росписи. Большую помощь в этом нам оказали занятия в художественной школе имени Шлейна, где мы познакомились с теорией и получили практические навыки работы с витражами. Для знакомства с техникой и художественными приемами росписи (приложение II) по стеклу нами была рассмотрена работа Логвиновой З. «Своими руками» [19]. Согласно эскизу наносим контуры деталей, для этого используется специальная контурная краска по стеклу. Контуры имитируют швы классического витража и создают небольшие «бортики», которые не позволяют смешиваться краскам различных цветов. Так же контуры разграничивают отдельные элементы композиции. Равномерно выдавливая контур из тюбика на стекло, ведя вдоль изображения, обводим контур рисунка (если линия слегка играет, можно подтереть - контур на водной основе, но только сразу – иначе после высыхания этого не сделаешь). Линия должна быть непрерывна и замкнута, чтобы краски не растекались за его границы. Так же контуры разграничивают отдельные элементы композиции.
Для данного проекта была выбрана техника живописного витража, осуществляемого по стеклу специальными витражными красками и составами. Очень просты в применении краски, которые продаются сейчас в магазинах «Художник». Они выполнены на водной основе и предназначены для декоративно-оформительских работ и прикладного творчества по стеклу. Начинали работу с составления линейного эскиза композиции, которая затем подкладывалась под стекло. Особенностью эскиза для витража является то, что он имеет замкнутый контур. По просвечивающим линиям композиции на стекле наносится контур-резерв, который может иметь любой выбранный цвет. Мы выбрали – серебро, цвет, обобщающий и объединяющий, придающий завершенность всей композиции. После высыхания нанесенного контура отдельные фрагменты изображения заполняются витражной краской, соответствующего эскизу цвета. В цветовом решении композиции участвует ограниченное количество цветов. Для выполнения работы мы составили технологическую карту (приложение III), составляем смету расходов (приложение IV).
Последовательность выполнения
-
Определили размеры стекла и приобрели его. Изготовили раму.
-
Изготовление эскиза витража по имеющемуся фотоснимку, подобрали цвета.
-
Приобрели краски, контур, необходимые для работы.
-
Укрепили эскиз на листе ДВП, положили на него стекло и тщательно закрепили.
-
Обезжирили стекло и нанесли контур.
-
Провели заливку изображения красками на водной и органической основе.
-
Нанесли витражный лак.
-
Витраж вставляем в раму.
Так как площадь витража большая, то на работу у нас ушло много времени. С октября 2011 года, после изучения литературы, мы приступили к изготовлению эскиза.
С декабря 2011 года мы начали работу по стеклу. Наносим контур, после этого приступаем к заливке, согласно выбранной цветовой палитре эскиза. Краску из тюбика можно наносить сразу на картину, благодаря горлышку-пипетке. Делаем полную заливку рисунка и даём высохнуть, желательно естественным способом (как минимум 12 часов). Работу выполняли после уроков, поэтому готов витраж планируем изготовить к 15 февраля 2012 года.
Заключение
Художественная роспись по стеклу – это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства. Интересное само по себе, приобретающее огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств. Основное применение росписи по стеклу отражается в художественных витражах, и других изделиях из стекла. Очень богато прошлое этого вида искусства, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В данной работе нами были изучены:
-исторические особенности росписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Жалко, что не все они сохранились в прежнем состоянии.
-изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм. Появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу.
Экспериментальная часть отражает работу по освоению традиционных и новых приемов в технике витража. Мы ознакомилась с основными видами красок по стеклу. Так же освоили приемы нанесения объемного контура на стекло, изучив характеристики различных контуров.
Эксперимент позволил перейти к практической части, которая представляет собой заалтарную икону, восстановленную по имеющемуся списку. Работа выполнена под конкретный заказ.
Для нас работа интересна тем, что она востребована и послужит украшением нашего храма. Кроме этого, она укрепила наши убеждения в выборе будущей профессии.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Таким образом, исследование имеет теоретическую и практическую значимость.
Список использованной литературы
1. Княжицкая Т. В. Витражи: хрупкость стекла в эпоху революций. "Мир музея", № 3 (259), март 2009. С. 12-14.
2. Княжицкая Т. В. Два образа - две эпохи. "Антиквариат", № 6-8 (68), 2009 г.
3. Княжицкая Т. В. Ангелы на витражах. «История Петербурга» №2 (54) 2010.
4. Княжицкая Т. В. Алтарный образ Исаакиевского собора и его значение для истории русского искусства. "Художественное стекло и витраж". Вып. 5., М. 2010. С. 5-7.
5. Княжицкая Т. В. Витраж - светоносный образ на стекле. "Благоукраситель. Для настоятелей и церковных художников. "№ 26, осень 2010 г. С. 12-14.
6. Т. В. Княжицкая. Журнал “Мир музея», июль 2011.
7. Статья "О влиянии цветных стекол". Журнал "Зодчий" 1879 г., № 4. С. 58.
8. http://www.vitroart.ru/articles/articles/672/«Окна в прошлое». Древнерусские оконницы – забытое наследие ушедшей культуры.
9. ru.wikipedia.org›wiki/Витраж
10.vitroart.ru›articles/articles/73/ копия ещё в православных храмах
11. voznes.ru›vitrag.html Москва копия беседа с Жуковым
12. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d’aujourd’hui.
13 Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986
14. Клисов Игорь, статьи из журнала "Художественный совет" 3(49)2006 и 4(50)2006.
15. Журнал «Ручная работа» №3, февраль 2007 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь» Москва
16. Беда Г.Б. /Основы изобразительной грамоты/ М., 1963. – 268с.
17. Витражи: эволюция технологии и образа [электронный ресурс.] //21.07.2000.
18. Кушелевская Т.А. /Кружок «Витраж» [Электронный ресурс]// 23.12.06.
19. Лонгинова З. /Своими руками/ М., Просвещение. 1983. – 126 с.
20. Седман Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство /Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104с.
21. Энциклопедический словарь юного художника. /сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 108с.
Приложение I
Виды витражей
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг) — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов.
Расписной витраж — витраж, в котором на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.
Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей.
Паечный витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку.
Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона.
Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу.
Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании.
Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается.
Многослойное травление. Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету.
Рюмочная плитка. Рюмочная плитка — специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления).
Эрклез. Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней.
Бендинг. Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы.
Шебеке (панджара). Шебеке или панджара — ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто
Приложение II
Техники росписи
Разбавление. В зависимости от техники росписи, к которой обращаешься, требуется разбавить краски до необходимой консистенции.
Создание цвета. Можно получить необходимые цвета и оттенки, смешивая различные краски перед применением их в росписи по стеклу.
Смешивание на стекле. При росписи изделий из стекла можно также смешивать краски непосредственно на его поверхности. Этот часто используемый технический прием позволит добиться превосходных колористических эффектов в декорировании стекла.
Высветление. Можно частично высветлить колорит росписи, добавив на нужное место в еще не просохшие краски, основанные на растворителе, каплю более светлой краски, также основанной на растворителе.
Выписывание деталей. Для росписи деталей композиции, то есть небольших участков стекла, используют мягкую остроконечную кисть. Флакон с краской держат поблизости от расписываемой поверхности, если краска будет капать с кисти, она, вероятнее всего, попадет на эту поверхность. Четко прочерчивайте краской углы контура. Просушивать роспись следует на мягкой плоской поверхности и в тепле, предохраняя ее от вредного воздействия влажной атмосферы.
Приложение III
Технологическая карта изготовления витража
№
|
Этапы изготовления
|
Инструменты и материалы
|
1
|
По сохранившемуся в храме Иоанна Богослова рисунку мы разрабатываем эскиз нового витража с нанесением контурных линий и подбираем цвета
|
Бумага, соответствующая размеру стекла, карандаш. Кисточки и краски (гуашь)
|
2
|
Подбираем стекло. Стекло должно быть прозрачным, обладать достаточной прочностью. Размер стекла 1, 75 х 0. 95 м, толщина стекла 5 мм. Просчитываем необходимое количество контура и красок, разбираем их по цвету
|
В магазине покупаем стекло, контур и краски, кисти и лак
|
3
|
Стекло неподвижно закрепляем на листе ДВП, предварительно положив под него выполненный нами эскиз
|
ДВП, рейки, шурупы
|
4
|
Наносим контур на стекло, согласно эскизу витража (даём просохнуть не менее 2 – 4 часов)
|
контур
|
5
|
Согласно эскизу заливаем витраж (расцвечиваем)
(даём просохнуть не менее 12 часов)
|
Витражные краски на водной и органической основе
|
6
|
Покрываем лаком для закрепления нанесённого рисунка
|
лак
|
7
|
Оформляем в раму
|
Деревянная рама
|
Приложение IV
Смета расходов на изготовление заалтарного витража
№
|
Наименование товара
|
Количество (штук)
|
Сумма расходов, рублей
|
1
|
Рама для витража
|
1
|
имеется
|
2
|
Стекло 1,75 х 0.95 м
|
1
|
1200
|
3
|
Контур по стеклу (серебряный)
|
15
|
1065
|
4
|
Краски по стеклу на водной основе:
Бесцветная
Оливковая
Коричневая.
Жёлтая
Телесная
Красно-коричневая
Голубая
Синяя
Розовая.
Алая.
Охра
Фиолетовая
Бирюза
Зелёная
|
8
4
2
2
3
3
3.
6
3
3
3
3
1
3
|
Итого: 2538
|
5
|
Краски по стеклу на органической основе:
Коричневая светлая
Зелёная светлая
Зелёная
Голубая
Синяя
|
2
4
2
3
3
|
Итого: 854
|
6
|
Кисти щетина
|
4
|
460
|
7
|
Краски (гуашь)
|
1 коробка
|
260
|
8
|
Витражный лак
|
1 литр
|
320
|
Общая сумма расходов составила: 6697 рублей
Фотоприложение
Витраж «Воскресение Христа»
Храм Иоанна Богослова
Работа началась с эскиза
Нанесение контура
Шаг за шагом
Работа закончена!
Достарыңызбен бөлісу: |