Премия «золотая маска» «за честь и достоинство» васильева вера кузьминична выдвинута



бет1/3
Дата23.07.2016
өлшемі253.5 Kb.
#218306
  1   2   3
ПРЕМИЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» - «ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»

ВАСИЛЬЕВА ВЕРА КУЗЬМИНИЧНА

Выдвинута

Секретариатом СТД РФ
ВАСИЛЬЕВА Вера Кузьминична – актриса Московского академического театра сатиры, где служит более 60-ти лет. Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий СССР (1948, 1951). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000). Лауреат Театральной премии "Хрустальная Турандот" за долголетнее и доблестное служение театру (1996), Национальной актерской премии "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству" (2003), Премии имени А.А.Яблочкиной и Премии имени Народного артиста СССР М.И.Царева за многолетнюю общественную работу и большой личный вклад в деятельность СТД РФ (2005).

Родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Отец – Васильев Кузьма Васильевич работал шофером на заводе. Мать – Васильева Александра Андреевна, тоже работала на заводе, а вечером еще и училась на инженера-плановика. Старшие сестры уже были заняты своими девичьими интересами. Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она много читала, особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов "Княжна Джаваха" и "Записки институтки".

Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на "Царскую невесту". Вера впервые попала в театр и была покорена этим сказочным миром. Ей открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромное существование. Сраженная музыкой, красотой, волшебством, самим театром, придя домой, села под стол, подняла, как в шатре, скатерть и запела нечто похожее на оперу. И с тех пор, как только оставалась одна (а это было почти каждый день), наряжалась в диковинные самодельные костюмы и пела вымышленные арии, отчего во дворе ее прозвали "Шаляпиным". Вскоре она записалась в хоровой кружок во Дворце пионеров и однажды даже выступала на сцене Большого театра.

В школе Вера училась неплохо, но старалась в основном только для того, чтобы на нее меньше обращали внимания. Вся ее настоящая, реальная жизнь была сосредоточена на книгах, на театре. После занятий она пропадала в театральной библиотеке, где перечитала почти все имевшиеся тогда мемуары великих артистов, подшивки журналов "Рампа и жизнь" и "Театр и искусство", знала всех актеров и антрепренеров по именам и фамилиям, разыскивала старые рецензии, театральные фельетоны и т.п.

Вера заразила любовью к театру и свою подругу Катю Розовскую. Вместе они бегали в театр, в библиотеку, и обе мечтали, как будут артистками. Девчонки на пару копили деньги, однажды даже продали свои учебники, оставив один комплект на двоих – и все это для того, чтобы попасть пусть на галерку, но в театр. Особенно полюбился подругам МХАТ с его старыми спектаклями, поставленными еще К.С.Станиславским. Восхищали их блистательные А.К.Тарасова, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, В.П.Марецкая, М.И.Бабанова, А.П.Кторов, А.А.Остужев.

В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра – Антонина – работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.

Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру ВАСИЛЬЕВУ. Однако, как ни странно, после школы Вера отправилась поступать … в цирковое училище. Но "провалила" первый же экзамен – по физической подготовке: она, далекая от спорта, не смогла перепрыгнуть "козла". И тогда она осуществила свою давнюю мечту – в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В.В.Готовцева, а в 1948 году, окончив училище, стала артисткой Московского академического театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь. Сколько бы она ни играла на этой сцене – много, как в начале творческого пути, или так несправедливо мало, как сейчас, – Театр сатиры без ВАСИЛЬЕВОЙ представить невозможно.

Всенародную известность артистке принес кинематограф. В кино актриса дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина "Близнецы" (1945), а следующая роль – Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) сделала ее знаменитостью – ей, студентке, дали Сталинскую премию! – и всеобщей любимицей.

Успех кинодебюта В.К. ВАСИЛЬЕВОЙ был значительнее, чем просто успех молодости и миловидности. Ее героини становились воплощением народной мечты о счастье, надежды, жажды праздника, светлой радости. Наивная, доверчивая искренность артистки превращала цветистую ложь фильмов в искусство, пусть лубочное, но далекое от пошлости, напоминающее об истоках подлинной народности.

Фильмография Веры ВАСИЛЬЕВОЙ насчитывает более 30 картин. Среди других фильмов с ее участием можно особо отметить сверхпопулярную "Свадьбу с приданым" (1953), комедию "Звезда экрана" (1974), драму "Несовершеннолетние" (1976), музыкальную комедию Татьяны Лиозновой "Карнавал" (1981), мелодраму Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана" (1985), комедийную ленту Элема Климова "Похождения зубного врача" (1965). В последние годы неувядаемая актриса вновь появляется на экране. Одна из ее последних работ – роль в сериале "Все смешалось в доме".

Своеобразной визитной карточкой Веры ВАСИЛЬЕВОЙ стала ее улыбка – символ целомудренной, незамутненной русской женской души, полной доброты, жизнелюбия, немного смущенного сознания своего женского достоинства и прелести. Вера Кузьминична выглядит прелестно и в жизни, и на сцене. Она обаятельна, мила, узнаваема: знаменитые ямочки на щеках и смелость, с которой она легко освобождается от одежд, открывая плечи; и сами одежды – всегда безукоризненные, подобранные с ее строгим вкусом; и голос, и молодость...

При выходе на сцену – в театре или на каких-то праздничных юбилейных торжествах – ей точно в тягость стереть с лица улыбку, и эта улыбка действует всегда наповал, заставляя улыбнуться в ответ. Добрая, открытая, легкая. Легкость сопутствует и ее походке, как будто чуть танцующей (в разных ситуациях это может быть пластика, близкая вальсу или более чопорному менуэту). Танцует же она легко, с изяществом. Замечательная сама по себе, так что публике по-прежнему неважно, скажет ли она просто несколько ободряющих полуофициальных слов или будет играть. Островский это или Жан Кокто. Хотя Островский был бы, наверное, более подходящим. ВАСИЛЬЕВА – русская актриса с бытовой характерностью, мягким русским юмором, теплым и домашним, уютным голосом – не западная актриса, за то и любимая.

В ней так много русскости, что среди русских пьес трудно назвать те, которые не ее. Скорее, конечно, не в простонародных, а в дворянских, аристократических сюжетах, где кстати бы пришлась ее природная холодность, умение установить и сохранять дистанцию, – в таком репертуаре свое для нее если не все, то почти все. И тут очень многого она не сыграла.

То, что в Театре сатиры ей часто доставались роли в западном репертуаре (по сию пору), легко объяснить цельностью натуры, внешней, то есть кажущейся, прямолинейностью характера, – русским героиням надобна была большая (или хоть какая-нибудь), выраженная вовне раздвоенность, раздробленность, мятежность… А какую мятежность можно разглядеть в очаровательной улыбке ВАСИЛЬЕВОЙ? Добрейшей души человек. Одна благость. И – мир.

И выходило, что лучшие, интереснейшие для себя роли Вера ВАСИЛЬЕВА получала там, где поначалу дорого было само ее участие, сам приезд. Тверской драматический театр пригласил ее сыграть Раневскую в "Вишневом саде" А.П.Чехова (1984), Орловский драматический театр – Кручинину в "Без вины виноватых" А.Н.Островского (1990). В Москве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Анохин и предложил роль Пехтеревой в "Ассамблее" П.Гнедича (1996) и Сарытовой в пьесе А.Н.Островского "Блажь" (1997) – спектаклях, поставленных молодым режиссером А.Сергеевым на сцене Нового драматического театра.

В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В.Плучека "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1968). Ее изнеженная графиня пленяла своим грациозно женственным простодушием, абсолютной незлобивостью, почти безропотной готовностью оправдать и простить. "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад". Графиня ВАСИЛЬЕВОЙ была трогательной потому, что было ясно: все ее радости состоят в этой подкупающей и счастливой способности обманываться.

В.К.ВАСИЛЬЕВА – очень русская, национальная актриса. Она способна сыграть сильную драму, но никакой душевный слом или надрыв, никакое исступление слез и жалоб не могут погасить живущую в ней душевную "предрасположенность" к счастью, исказить ясный мир ее души. Там, где-то на самом дне всех драм или всех житейских хитростей, как на дне глубокого колодца, голубеет отразившая небо природная, родниковая чистота. Актриса умеет заставлять зрителей и слушателей сочувствовать мукам своих героинь, но душевное здоровье не изменяет ей в самых драматических ролях и ситуациях. А когда она играет лицемерок, пошлячек, хищниц – это всегда рассказ о том, что может сделать жизнь с хорошей женщиной.

Несмотря на то, что В.К.ВАСИЛЬЕВА всю жизнь работает в Театре сатиры, в ее игре нет черт гротеска, сценического сарказма. Ее юмор мягок. Простота, естественность, искренняя лиричность – вечные свойства русской актерской школы, и актриса не изменяет им, даже если спектакль требует предельной броскости красок. Секрет ее обаяния – в простодушии. Именно поэтому в ней нет ничего от эксцентричности и шика "звезды". Она артистка патриархальная, очаровательно "старомодная", полная смирения перед искусством.

Драматизм Вышневской – Васильевой в "Доходном месте" А.Н.Островского (1967) заключался именно в том, что естественное существо, созданное для самого естественного счастья, оказывалось в противоестественной ситуации. Категорически не умеющая, не способная торговать собой женщина оказывалась купленной жестоко, почти цинично.

Простодушие, наивность придают своеобразное обаяние и таким вульгарным героиням Васильевой, как городничиха Анна Андреевна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя (1972) и маменька Мелипольская в "Тенях" М.Е.Салтыкова-Щедрина (1987).

Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова (1984) у Васильевой не полупарижанка. Она русская барыня, русская женщина, бесконечно привязанная к родной земле, к родному дому и силой обстоятельств трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажутся нелепыми. Не порочность, а любовь в извечном русском понятии "любить-жалеть" тянет ее к больному и одинокому человеку, который "камень на ее шее". Спектакль был показан во многих городах России, Греции, Германии, и В.К.ВАСИЛЬЕВА была приглашена на роль Раневской в польский город Щецин.

Именно редкое и драгоценное "простодушие" ВАСИЛЬЕВОЙ убедило режиссера Б. Львова-Анохина в том, что она идеально подходит к образу Домны Павловны в "Воительнице" Н.С.Лескова (1988). ВАСИЛЬЕВА работала над ролью Домны Платоновны одержимо, самоотверженно и доверчиво. Упорно овладевала она труднейшим, огромным текстом. В этом помогало ей блестящие владение русским языком – а это одно из условий исполнения этой роли. С удивительной трагикомической ясностью прозвучал у ВАСИЛЬЕВОЙ главный парадокс: Домна Платоновна хитра, расчетлива, убеждена, что все люди мошенники, полна неиссякаемой энергии, но выходит так, что, в конце концов, обманывают, обкрадывают, проводят, оскорбляют именно ее, что она то и дело попадает впросак, подвергается даже прямым надругательствам. Простодушие. Гомерическое, "вселенское", российское простодушие. Недаром она заканчивает свою "прекратительную" жизнь совсем нищей.

Всего на сцене Театра сатиры В.К.ВАСИЛЬЕВА сыграла свыше 40 ролей. Среди них: Лиза – "Лев Гурыч Синичкин" А. Бонди по Д. Ленскому (1948), Ольга – "Свадьба с приданым" Н. Дьяконова (1950), Сафи – "Женихи" А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова – "Женитьба Белугина" А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин – "Пролитая чаша" Ван Ши Фу (1952), Катя – "Личная жизнь" К. Финна (1952), Маша Ракитина – "Подруги" А. Симукова (1952), Галочка – "Где эта улица, где этот дом" В. Дыховичного и М. Слободского (1953), Иларетта – "Судья в ловушке" Г. Филдинга (1954), Магда – "Последняя сенсация" М. Себастьяна (1955), Маша – "Чужой ребенок" В. Шкваркина (1955), Зина – "Поцелуй феи" З. Гердта и М. Львовского (1955), Виви – "Профессия миссис Уоррен" Б.Шоу (1956), Шура – "Дело было в Конске" (Домик) В.Катаева (1956), Аннунциата – "Тень" Е.Шварца (1958), Дочь бензинщика – "Дамоклов меч" Н. Хикмета (1959), Королева – "Волшебные кольца Альманзора" Т.Габбе (1959), Эллочка Щукина – "12 стульев" И.Ильфа и Е.Петрова (1960), Лика – "Слепое счастье" А.Кузнецова и Г.Штайна (1960), Джоан – "Четвертый позвонок" М.Ларни (1961), Ганна Николаевна – "Яблоко раздора" М.Бирюкова (1961), Вера Горовая – "24 часа в сутки" О.Стукалова (1962), Клавдия Бояринова – "Ложь для узкого круга" А.Салынского (1964), Вера Эдуардовна – "Женский монастырь" В.Дыховичного и М.Слободского (1964), Надежда Кленова – "Белый телефон" М.Гиндина и Г.Рябкина (1964), Жанна Барбье – "Интервенция" Л.Славина (1967), Поля – "Баня" В.Маяковского (1967), Соня — "У времени в плену" А.Штейна (1970), Придворная дама – "Обыкновенное чудо" Е.Шварца (1971), Лидия Семеновна – "Таблетку под язык" А.Макаенка (1972), Ольга Ильинична – "ощечина" С.Михалкова (1974), Баба-одноглазка – "Клеменс" К.Сая (1976), Посол Объединенной Державы – "Ее превосходительство" С.Алешина (1979), Агнесса Павловна – "Восемнадцатый верблюд" С.Алешина (1983), "Молчи, грусть, молчи..." А.Ширвиндта (1985), госпожа Соколова – "Последние" М.Горького (1987), Анна Австрийская – "Молодость Людовика XIV" А.Дюма (1992), Эстер – "Священные чудовища" Ж.Кокто (1996). В 2001 году Вера Кузьминична сыграла роль Графини в премьерном спектакле "Орнифль" Ж.Ануя в постановке Сергея Арцибашева. А 23 января 2009 года в Театре сатиры состоялась премьера спектакля "Кабала святош" Ж.-Б.Мольера, где Вера ВАСИЛЬЕВА играет роль Мадлены Бежар.

"Состав таланта" во многом определяется составом человеческим. Веру ВАСИЛЬЕВУ любят зрители, ей дарят цветы на спектаклях, ее узнают при встрече на улицах, провожают ласковыми, теплыми взглядами, добрыми улыбками. К ней с нежностью относятся и люди в театре – гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, проста, горячо благодарна за малейшее внимание и помощь.

В.К.ВАСИЛЬЕВА неоднократно избиралась в Секретариат Союза театральных деятелей России, как Секретарь СТД РФ в течение 20 лет была председателем Центральной социально-бытовой комиссии Союза. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались "благотворительными". Однако время для таких дел ВАСИЛЬЕВОЙ досталось не самое благоприятное: конец 80-х – начало 90-х прошлого века – период распада СССР и глобальных перемен, переход театров на работу в новых экономических условиях и т.п. Но в меру сил Вера Кузьминична помогала нуждающимся коллегам, подчас только своим именем и знаменитой улыбкой добивалась в начальственных кабинетах квартир, лечения и спонсорских средств на оказание материальной поддержки членам Союза. Многие из них до сих пор помнят и благодарны Вере Кузьминичне за ее неизменную благожелательность и постоянную готовность прийти на помощь.

Родившаяся и выросшая в простой семье, Вера ВАСИЛЬЕВА из тех, кого в Америке принято называть "селф-мейд", – по-русски, она сама себя сделала, создала своей, как видно, недюжинной волей. Она сумела расширить изначально небогатые данные. Даже голос ее, всеми любимый, такой домашний и родной, – она сама сделала таким. Не очень красивый, но запоми-нающийся, низкий, с какими-то неожиданными мелодичными – почти певучими – интонациями, при этом – слегка хрипловатый. В целом же – необычный для женщины ее внешности.

Чтобы добиться нынешнего своего положения, нужен был ум. У ВАСИЛЬЕВОЙ ум есть, и это видно по тому, как и что она говорит, как и что не говорит, по тому, как держится. Она умна и тактична. Даже сейчас, когда это модно, Вера ВАСИЛЬЕВА не выносит сора из избы, продолжая по-партизански твердить, как хорошо ее встретили в свое время в Театре сатиры и как всегда любили. А она отвечала тем же, – говорит о себе Вера Кузьминична.

В ее простоте совершенно отсутствует какая бы то ни было вульгарность. Она чиста, холодна и бодряща, открыто или тайно любимая (все равно всеми!) и вызывающая чувство национальной гордости.

11 ноября 2008 года журнал "Театрал" назвал самых ярких звезд пятилетия

В номинации "Легенда театра" награду получили два корифеев сцены – режиссер Театра на Таганке Юрий ЛЮБИМОВ и актриса Театра сатиры Вера ВАСИЛЬЕВА.


ЗЕЛЬДИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Выдвинут

Секретариатом СТД РФ

ЗЕЛЬДИН Владимир Михайлович – актер Академического театра Российской Армии, народный артист СССР (1975), кавалер трех орденов Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы (1995), орденов "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III степени (2005), Лауреат Государственной премии СССР (1951). Награжден, призом фестиваля "Кинотавр" "За вклад в киноискусство".

Родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Детство будущего актёра прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Мать – Анна Николаевна Попова – учительница по образованию свою жизнь посвятила семье. Отец – Михаил Евгеньевич Зельдин был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Помимо самого младшего Владимира в семье было ещё четверо детей: брат Юрий и сёстры Елена, Нина, Ирина.

К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Володя пошёл в гимназию. А в 1924 году семья переехала в Москву, где Володя продолжил учёбу в школе на Таганке.

В семье царила атмосфера музыки, искусства, любви к литературе. Владимир Михайлович вспоминает: "Мои сестры, братья, которых сейчас уже нет, все играли: кто на рояле, кто на скрипке, кто на виолончели. В нашем доме всегда была музыка, мы росли в духовно насыщенной атмосфере".

Сам Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни. Долгое время мечтал о балете. В 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

В 14 лет окончилось счастливое детство Владимира – умер отец. Спустя три года мальчик потерял и мать. Оставшись без родителей, Владимир, тем не менее, не попал в дурные компании. В этом ему помогла школа. Школа была необычной – военизированной. Все здесь было проникнуто военно-патриотическим воспитанием, преклонением перед боевой славой России. Воспитанники даже участвовали в военных парадах на Красной площади. В 1930 году в параде принял участие и Владимир. Помимо учебы он активно занимался спортом – лыжами, коньками, футболом, волейболом, теннисом.

Все шло к тому, что по окончании школы Владимир должен был стать военным. Большинство его одноклассников поступили в военные училища. Владимир решил пойти в мореходку, его привлекала офицерская форма, романтика дальних походов. Но из-за недостатка зрения этот путь оказался для юноши закрытым.

Возможно, Большой театр потерял замечательного танцовщика, а военный флот – хорошего адмирала, но вряд ли кто-то сожалеет, что зрители нашей страны приобрели любимого актера – Владимира ЗЕЛЬДИНА.

По окончании школы, чтобы зарабатывать на жизнь, Владимир поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа не пришлась ему по душе из-за ее нудности, однообразия и отсутствия романтики. Отдушиной для юноши стали выступления в бригадах "синяя блуза" на заводских торжествах. Надо сказать, что, еще учась в школе, он занимался в драмкружке. И теперь он вновь с огромным удовольствием пел, танцевал, участвовал в различных постановках.

В начале 30-х годов прошлого века Производственно-театральные мастерские при театре МГСПС (создан в 1923 году, в 1930 году переименован в Театр имени МГСПС, в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс. Однажды, возвращаясь домой с завода, Владимир ЗЕЛЬДИН увидел на заборе объявление об этом наборе. Тогда он и решил попробовать поступить.

Приемную комиссию возглавлял Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской (с 1925 по 1940 год руководил Театром имени МГСПС). "Пришел на конкурс без всякой надежды", – вспоминает Владимир Михайлович. – "Громко и внятно читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, члены комиссии снисходительно улыбались. Потом попросили спеть, станцевать, выполнить какой-то этюд". Владимира прослушали и попросили зайти через неделю. За это время он успел позабыть о своем поступлении. А, вспомнив, пришел и очень удивился, увидел свою фамилию в списке зачисленных.

О своей учебе Владимир Михайлович говорит с большой теплотой: "Время было тяжелое, нашей стипендии едва хватало на скудное питание. Но учились с энтузиазмом, педагоги у нас были замечательные". Руководителем курса стал Евгений Лепковский – актёр Театра имени МОСПС, танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской ЗЕЛЬДИН давал уроки в танцевальных студиях. Из двадцати пяти человек, поступивших на курс, только двое стали известными актёрами: Владимир ЗЕЛЬДИН и Николай Парфёнов.

Параллельно учебе Владимир Зельдин занимался в кавалерийском манеже, ездил верхом, получил значок "Ворошиловский всадник". Вместе с ним в манеже занимались сыновья Анастаса Микояна и Василий Сталин. Вообще, молодость Владимира Михайловича была окрашена встречами с яркими людьми: ему довелось видеть на сцене Марию Бабанову, спектакли Александра Таирова, а также Владимира Маяковского, Николая Бухарина, Александра Вертинского.

Мастерские Владимир закончил в 1935 году, и был принят в Театр имени МГСПС. В этом театре и его мастерских, по словам самого ЗЕЛЬДИНА, он "получил хорошее воспитание и навыки актерского мастерства. Эта школа имела огромное значение в моем дальнейшем пути. Она научила меня идти к своей цели, не расталкивая никого". Однако через три года он решил перейти в Центральный театр транспорта (ныне Театр имени Н.В.Гоголя), который только что был создан. В этом театре он и проработал до начала войны. Играл в спектаклях, поставленных по произведениям классиков мировой драматургии: "Без вины виноватые" А. Островского (массовка), "Комедия ошибок" У.Шекспира (Антифон Сиракузский), "Коварство и любовь" Шиллера (Фердинанд).

В кино Владимир ЗЕЛЬДИН дебютировал в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейм". Вторым его фильмом стал знаменитый "Свинарка и пастух", куда ЗЕЛЬДИН попал благодаря роли пограничника грузина Гоглидзе в спектакле "Генеральный консул". В апреле 1941 года на спектакль Театра транспорта пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева. ЗЕЛЬДИН в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на "Мосфильм" познакомиться с режиссером.

Сценарий Владимиру ЗЕЛЬДИНУ понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его – ведь в театре ЗЕЛЬДИН играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра имени Ш.Руставели.

Последовали пробы, на которых ЗЕЛЬДИН произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен: Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин, работавших на съемочной площадке – участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с ЗЕЛЬДИНЫМ договор, и начал работу над фильмом.

ЗЕЛЬДИНА даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль "Стрекоза" о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины "Свинарка и пастух".

Во время съёмок фильма на Домбае Владимира Михайловича и всю съёмочную группу настигла весть о начале войны. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки: По возвращении в Москву многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии. Получил повестку с направлением в танковое училище и Владимир ЗЕЛЬДИН. Но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съёмок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони до окончания съемок.

Работа проходила в очень тяжелых условиях – в период вражеских налетов на Москву. "Все первые сцены – радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее – снимались под бомбежками", – вспоминает Владимир ЗЕЛЬДИН. – "Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех". По ночам ЗЕЛЬДИН в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там ЗЕЛЬДИН был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей – Теодоро в "Собаке на сене" Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр, а вместе с ним и Владимир Михайлович, переехал в Чимкент.

Между тем "Свинарка и пастух" уже завоевывала сердца зрителей. ЗЕЛЬДИН сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися мастерами, как Марина Ладынина и Николай Крючков. "Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков "звездной болезни" я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой", – вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева: "Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу".

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где ЗЕЛЬДИН выступал уже будучи знаменитым актером.

Вот как он сам говорит о том времени: "На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы".

В 1943 году ЗЕЛЬДИН вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. Дела у актера шли неплохо: была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской (ныне – Российской) Армии, куда в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ЗЕЛЬДИНУ большие возможности. Первой же ролью в новом театре, в которой он дебютировал в январе 1946 года, стал его любимый Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега.

Дебют оказался феерическим, спектакль более чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз ЗЕЛЬДИН блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остаётся им по сей день. После одного из спектаклей за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова. Сам Владимир Михайлович ставит успех этого спектакля в один ряд с фильмами "Свинарка и пастух" и "Сказание о земле Сибирской". Благодаря "Учителю танцев" ЗЕЛЬДИН познакомился со многими выдающимися артистами балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой, Мариной Семеновой. На представление приходили и многие актеры ведущих театров Москвы. По словам Владимира Михайловича "Учитель танцев" проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.

Со спектаклем "Учитель танцев" связан и единственный режиссёрский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодёжный состав во главе с Фёдором Чеханковым и передал им спектакль по наследству.

В Театре Армии В.М.ЗЕЛЬДИН служит 60 лет. Он по праву стал одним из ведущих артистов театра, его флагманом, сыграл десятки замечательных ролей, сделав их неповторимыми и запоминающимися. В том числе – барона Мюнхгаузена в "Комической фантазии о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена" Г.Горина. И каждую из его сценических работ отличают яркий темперамент, превосходное чувство ритма, пластичность, комедийная легкость, непринужденность.

Михаил Царев звал ЗЕЛЬДИНА в Малый театр, а Рубен Симонов – в Вахтанговский, но Владимир Михайлович никогда не изменял родному театру. Может быть потому, что с самого детства армия для него является святая святых. И хотя его мечтам стать военным моряком сбыться не удалось, актер преданно служит своей святая святых своим искусством. И не только в театре и кино. В.М.ЗЕЛЬДИН часто ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж. Были среди таких поездок и поездки в Афганистан.

Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера. После фильма "Свинарка и пастух" он снялся в ещё одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947), где сыграл талантливого пианиста Бориса Олейнича – роль, в какой то степени отрицательную. Но сам Владимир ЗЕЛЬДИН был благодарен Пырьеву за то, режиссер дал ему возможность попробовать себя в новом качестве, разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные роли.

Очень пригодились ЗЕЛЬДИНУ в этой работе его навыки музыканта – по роли он должен был играть на рояле концерт Листа с оркестром. "Я учил этот концерт на обеззвученном инструменте", – рассказывает Владимир ЗЕЛЬДИН. – "В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь ритмический рисунок этого концерта. В течение месяца я ежедневно репетировал этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист Эмиль Гилельс Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится за инструмент, как он играет и т. д. Наступил день съемок. Мы снимали в Московской консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я "играл" до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек музыкальный, с увлечением "играл" этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня".

Постоянно занятый в театре, после фильма "Сказание о земле Сибирской" Владимир Михайлович в кино почти не снимался. Но спустя почти два десятка лет перед кинозрителями возник новый ЗЕЛЬДИН. С возрастом он перешел на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского "Дядя Ваня". Эта яркая работа актера как этап, как веха определила дальнейший ЗЕЛЬДИНА путь в кино.

В 70-80-е годы он сыграл множество ролей, среди которых наиболее заметные: Мелиот – король Перадора в мюзикле "31 июня", Дон Джеромо комедии "Дуэнья", Фредерик Фэрли в мелодраме "Женщина в белом", Комиссар в детективе "Тайна "Черных дроздов", Судья в психологическом детективе "Десять негритят". Всего на счету ЗЕЛЬДИНА около 50 киноролей.

Несмотря на почтенный возраст, Владимир Михайлович полон сил и творческих планов. И, конечно же, играет премьеры. В спектакле "Человек из Ламанчи", поставленном специально для него, актер как всегда великолепен. Помимо этого ЗЕЛЬДИН занят в спектаклях Театра Армии "Давным-давно", "Загнанная лошадь", "Приглашение в замок". Наверное, в этой жажде постоянно работать и заключается секрет вечной молодости актера.

И если сегодня как к мудрому аксакалу обратиться к Владимиру Михайловичу ЗЕЛЬДИНУ с вопросами о жизни, о счастье, о самом главном в профессии актера, то он ответит:

"Что касается меня, то мне кажется, что счастье заключается в том, чтобы ощущать жизнь, что бы тебе было все интересно, какие бы позитивные или негативные события не происходили – все должно касаться тебя. Я к этому отношусь с какой-то обостренностью ощущений".

"Жить на сцене, а не притворяться живущим – вот в театре самое трудное. В профессии актёра без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актер".

Свое кредо в жизни и в искусстве Владимир ЗЕЛЬДИН определяет словами своего любимого героя – Дон Кихота:

"Мой герой говорит: Вдохни полной грудью живительный воздух жизни и подумай над тем, как прожить ее дальше. Ничего не считай своим, кроме своей души. Гордись не тем, что ты есть, а тем, чем ты хочешь и можешь стать".

Разве это не прекрасно?!..

РОМАШКО ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Выдвинут


Новосибирским театром музыкальной комедии
и Правлением Новосибирского отделения СТД РФ
РОМАШКО Иван Андреевич – ведущий солист Новосибирского театра музыкальной комедии, народный артист Российской Федерации, кавалер Ордена Почета. Награжден медалью "Ветеран труда", Почетными грамотами Главы администрации Новосибирской области и Мэрии Новосибирска.

Родился 29 октября 1929 года в селе Малиновка Алтайского края. В 1958 году окончил Ленинградское музыкальное училище по специальности "артист театра музыкальной комедии". Общий стаж работы – 55 лет, стаж работы в Новосибирском театре музыкальной комедии – 50 лет.

Народный артист Российской Федерации Иван Андреевич РОМАШКО – один из самых популярных артистов сибирской сцены. Он – сама история Новосибирского театра музыкальной комедии, старейшина, один из тех, чьи творческие устремления закладывали основу становления и развития всего коллектива.

Начав работу с первого дня существования театра (1959 год) и пройдя вместе с ним полвека, Иван Андреевич все эти годы искренне служил великому театральному делу, всей своей жизнью доказывая верность единственной для него сцене – сцене Новосибирского театра музыкальной комедии. Все эти годы встреча зрителей с любимым артистом становится праздником, торжеством его великолепного таланта. Более ста ролей сыграно Иваном Андреевичем за эти годы, нет ни одной классической оперетты или музыкальной комедии так называемого "советского" периода, где бы ни блистал артист. Высочайшее мастерство, завораживающее обаяние дают возможность И.А.РОМАШКО быть постоянно востребованным актером.

Несмотря на солидный возраст, Иван РОМАШКО даст фору любому молодому актеру. Он так же, как и в начале своей карьеры, активно занят в репертуаре, ему по-прежнему после спектакля дарят букеты и больше всех аплодируют на поклонах. Смешные, чудаковатые, трогательные его герои: полковник Богдан в "Веселой вдове", Куделька в "Марице", помещик Муромский в "Свадьбе Кречинского", Лука Лукич в мюзикле "Инкогнито из Петербурга", Князь Воляпюк в оперетте "Сильва", Следователь в музыкальной комедии "Шведская спичка", Князь в музыкальной комедии "Ханума" и многие другие образы, созданные актером, доказывают, что истинный талант неисчерпаем и понятен людям.

Его обожают режиссеры, так Автандил Варсимашвили во время работы над "Шведской спичкой" заявлял на пресс-конференции, что мечтает иметь в труппе такого актера. К его советам прислушиваются не только начинающие артисты, он всегда радушен, потрясает своим жизнелюбием, любовью к театру и чувством юмора.


И.А.РОМАШКО щедро одарен не только актерским, но и литературным талантом. Много лет в репертуаре Новосибирского театра музыкальной комедии и других театров страны шли спектакли "У моря Обского", "Рябина красная", "Ветры весенние", "Необыкновенный день", либретто которых написано Иваном РОМАШКО. Множество стихов, эпиграмм, текстов песен вошли в книгу И.РОМАШКО "Улыбки актера".

Авторитет всеми признанного деятеля культуры Иван Андреевич поддерживает разнообразной общественной работой. Много лет он был Председателем Новосибирского отделения СТД РФ, членом Правления регионального отделения Союза, общественным директором Дома Актера, является постоянным членом художественного совета театра. Ни одно крупное мероприятие в Новосибирске не проходит без его участия, будь то День города, юбилеи различных организаций и известнейших людей Новосибирска, бенефисы коллег.

Один из известнейших людей в Новосибирске, прирожденный артист и настоящий комедиант, автор либретто четырех оперетт, значимая фигура для театрального Новосибирска и душа любой компании, моряк и старейшина Новосибирского театра музыкальной комедии: все это – об Иване РОМАШКО. Его человеческое обаяние, необыкновенная простота и душевность заслуженно создали актеру непоколебимый авторитет.


Примечание:

материалы предоставлены организациями, выдвинувшими о деятелей театра на соискание Специальной Премии "Золотая Маска" — "За Честь и Достоинство".


ПРЕМИЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» - «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет