УРОК ПО ИСТОРИИ.
ТЕМА. Культура и быт первой- половины 19 века. 4 часа.
Живопись первой половины 19 века.
Цели:
-
Создать у учащихся представление о российской живописи. Познакомить с творчеством выдающихся художников. Показать как искусство воздействует на умы и души людей.
-
Развивать навыки подбора материала по теме. Продолжать работу с терминами.
-
Пробудить у учащихся чувство интереса к искусству.
Задача.
Используя ИКТ, показать, как искусство присущими ему средствами выражает идеи гражданственности и гуманизма, используя ИКТ, развивать умения выполнять различные задания.
Основные понятия:
академизм, романтизм, реализм.
Примечание:
перед изучением темы можно посетить Русский музей в Петербурге, Третьяковскую галерею в Москве. В сильном классе предложить использовать медиатеку, Интернет
Конспект урока.
План:
-
Особенности искусства в России в первой половине 19 века.
-
Творчество
-
К. П. Брюллова, П. А. Федотова, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова.
-
Другие художники этого периода (в сильном классе.)
-
Аукцион (в сильном классе). В классе с углубленным изучением можно предложить создать презентацию.
-
Тест (для закрепления).
Примечание:
на уроке опроса нет в начале, потому что в тест можно включить изученные материала при обобщении.
В первой половине 19 века в России формируется самобытная культура, ставшая вровень с культурой развитых стран Европы. Это видно по великолепным произведениям писателей, ученых, архитекторов. Культурному развитию содействовала политика Александра 1 .Огромное влияние оказала победа в войне 1812 года. Русский народ в упорной, тяжелой борьбе отстоял свою независимость. Чувства национальной гордости вдохновили писателей, архитекторов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений искусства.
«Назовите произведения искусства, посвященные победе в войне 1812 года.» (Арка Главного Штаба с колесницей Славы, памятник Кутузову М. И. у Казанского собора скульптора Б. И. Орловского, стихи А. С. Пушкина и т. д.)
В России формируется самобытная культура, ставшая вровень с культурой развитых стран Европы, она перестает быть ученической. Первую треть 19 века, время Пушкина называют золотым веком.
Центром живописи остается Академия художеств, в ней было хорошо поставлено обучение технике рисунка, она особенно поощряла произведения на исторические и мифологические темы. Сцены из современной жизни, простой русский пейзаж считались недостойными кисти художника. В живописи господствовал академизм. Классицизм в живописи получил название академизма. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А. А. Иванова. К. П. Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой – у него рождались живые творения, лишь внешне согласованные с канонами академизма. На уроке мы проследим, как романтические представления эпохи отразились в героях картин Брюллова. Впервые А. Г. Венецианов в картинах восславил труженика, человеческое достоинство русского крестьянина. С его творчеством перекликаются народные мотивы живописи В. А. Тропинина. В творчестве П. А. Федотова о себе заявляет реализм. Это новый стиль, стремившийся отобразить все многообразие и красочность реальной жизни, с ее радостями и недостатками.
Проблемное задание (в сильном классе или в 10 кл.)
,,Проследите, каким образом мысли и чувства, вопросы и проблемы, волновавшие русское общество, отражает живопись?»
2.
Предложить учащимся задания различной степени сложности.
1а). Начертить и заполнить таблицу:
1.Ф. И. О. художника
2. Название картины
3.К какому стилю относится.
1б).Найти материалы о художниках.
2.Создать презентацию.
3.Участие в аукционе.
Брюллов родился в семье мастера художественной резьбы, преподавателя Академии художеств. В детстве тяжело болел и первые уроки рисования получил от отца. Десяти лет был отдан в Академию, где показал свои незаурядные способности. С присущим ему одному изяществом он умел запечатлеть и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. В течение 13 лет был за границей по командировке Академии (он был одним из лучших учеников, в день выпуска вынес из актового зала «полные пригоршни» медалей, т. к. в Академии все медали выдавали сразу).
В 1827г. побывал на раскопках античного города Помпеи. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками. В воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскаленным пеплом проснувшегося Везувия. Около 6 лет он работал над картиной « Последний день Помпеи».
просмотр
« Как ведут себя люди перед бушующей стихией?»
(Люди напуганы и пытаются спастись, но ведут себя благородно. На переднем плане спасают от гибели немощного старика
«Как отразились романтичные представления эпохи о человеке?»
( Тема гибели, разрушений, бессилия перед стихией переплетаются с высотой человеческого духа, благородства. Мать прикрывает собой ребенка.)»
«Почему изобразил себя?»
(Хотел показать вечность высоких человеческих чувств: преданность, самопожертвование, высокое понимание долга.)
« Что изобразил Брюллов?»
( Историческое событие 79 г., извержение вулкана Везувия).
В России картину ожидал триумф, в залы потянулись купцы, мастеровые, поэты. Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии. Пушкин так написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом -
Пламя широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»
Предлагаем подобрать картины Брюллова : «Всадница», «Июльский полдень», «Портрет графини Ю. П. Самойловой с приемной дочерью» и т.д.
Александр Андреевич Иванов (1806-1858).
Более 20 лет работал Иванов над картиной « Явление Христа народу». На переднем плане фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближение Христа. Он еще не пришел, но обязательно придет. Люди верят. На картине мы видим, как светлеют, очищаются лица и души. Все ждут Спасителя!
(Филосовское содержание этой картины разумнее изучать в 10 классе, а для углубленного изучения необходим дополнительный материал).
«Кто герой картин Венецианова? Какова тема творчества?)
Алексей Гаврилович Венецианов(1780-1847) уехал из столицы в имение в Тверской губернии. Свое творчество посвятил изображению жизни крестьян.
Картины: «На пашне. Весна», « Лето. На жатве», «Жнецы», «Гумно», «Захарка».
« Как А. Г. Венецианов изображал крестьян?»
(Его изображения крестьян проникнуты нежностью, любовью. Он опоэтизировал быт крестьян, изобразил их в праздничных одеждах. Труд показал не таким тяжелым, каким он был на самом деле).
Павел Андреевич Федотов(1815-1852).
Он служил в гвардейском полку в Петербурге, специального художественного образования не имел, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств. Здесь он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 году на академической выставке появилась его картина «Свежий кавалер», а затем «Сватовство майора». В этих картинах Федотов по-гоголевски обличал, смеялся, изобличал обстоятельства, условия жизни.
Федотов считается родоначальником реализма.
Реализм-жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем с живописным изображением жизненных явлений.
Можно предложить для закрепления кроссворд.
Достарыңызбен бөлісу: |