Программа " Аккорды "
Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд. Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд получили секстаккорд Си-бемоль мажора. Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:
получили квартсекстаккорд соль минора и т.п. Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты "ре") шаги будут такие:
Трезвучие I ступени называется тоническим, трезвучие IV ступени - субдоминантовым, трезвучие V ступени - доминантовым. Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главнымитрезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D: Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d: Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада. Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения. Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под "голосом" мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним - другого; средний - со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, "голосоведением" называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков. Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом. Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:
Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, "лабораторном" виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности. Побочные трезвучияТрезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно; II, III, VI и VII - называются побочными, потому что "имеют в ладу второстепенное значение" (это цитата из официального учебника. Объяснение это вызывает определенный скепсис, но наберитесь терпения - в свое время вы получите намного более глубинное и основательное объяснение. Пока позвольте остановиться на этом, упрощенноем определении). Итак, на всех ступенях, кроме I, IV и V, мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются "побочными". Если вы добросовестны, попробуйте проделать такое построение в четырех различных ладах от всех ступеней. Напоминаем, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. Например, в гармониеском миноре ЛЮБАЯ VII ступень, под каким бы предлогом она ни оказалась в составе трезвучия, обязана быть повышенной, и т.п. Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы: В натуральных ладах трезвучия III и VI ступеней имеют противоположную ладовую окраску - то есть, получаются минорными в условиях мажора, и наоборот.
Что происходит в гармонических ладах? Там картина пестрее: имеются уже по ДВА уменьшенных трезвучия, и появляется одно увеличенное. Уменьшенные находятся как в мажоре, так и в миноре на II и VII ступенях; а увеличенное оказывается в мажоре на VII, а в миноре - на III ступени. Попробуйте оформить эти наблюдения на схеме или в виде таблицы, чтобы воочию увидеть симметрию поведения трезвучий в разных ладах - заодно и запомнить это поведение будет намного легче.
Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, но повторить никогда не бывает вредно. В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство "тяготения" и "устойчивости". Например, I ступень, тоника, - самый устойчивый звук лада, следовательно, обладает самым слабым (нулевым) тяготением. Это означает, что встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности. II ступень - звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет "разрешением". И так далее - все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени. Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:
Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого, и этому есть вполне объективные физические причины, узнать о которых Вы можете в статьях "О консонансе" в нашем колледже. Вернемся к сегодняшней теме. Понятие устойчивости имеет смысл не только для отдельных звуков лада, но и для созвучий в нем. Это естественно - ведь созвучия состоят из тех же самых ступеней лада, тяготения которых не исчезают при этом. Окраска и устойчивость созвучия попросту складывается из устойчивостей всех звуков его состава. Примерно таким же образом Ваше сиюминутное душевное состояние, Ваше настроение является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, испытываемых Вами в этот момент. Достаточно изменить одну любую составляющую Вашего настроения - и все настроение целиком становится немного иным, верно? Например, когда Вы гуляете по парку аттракционов, вы впитываете в себя и шум, и жару, и обрывки музыки и гомон толпы - все это "строит" Ваше настроение. Но одна из его составляющих, скажем - солнце слишком сильно бъет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно Вам надеть кепку с козырьком - и Ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить стаканчик газировки - сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе... Так же складывается и окраска - уникальная, неповторимая! - любого созвучия. От окрасок каждого его звука в отдельности. Поэтому Вы теперь уже сами понимаете, что устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько - неустойчивых звуков. Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков - устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие - САМОЕ устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени БОЛЕЕ устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли? Поскольку неустойчивость - это не что иное как эмоциональная необходимость, нужда в разрешении звука в ближайший устойчивый, постольку неустойчивые трезвучия могут (и стремятся) разешиться в устойчивые. Делается это несложно - достаточно просто позволить каждому отдельному звуку аккорда переместиться по его тяготению. Например, если мы возьмем трезвучие III ступени, то увидим, что два нижних его звука устойчивы и сами по себе, и только верхний - требует разрешения. Куда? На одну ступень вверх, к тонике. позволим ему сделать это - и в результате получаем тонический секстаккорд - созвучие, безусловно, устойчивое. Вот таков механизм поведения вообще всех аккордов на свете: И процесс сочинения музыки - как ее мелодии, так и гармонии - в принципе сводится к двум началам: Вы создаете напряженность (неустойчивость) и Вы ее разрешаете. Вы строите контрастную цепочку напряжений и разрешений, которая возбуждает в слушателе множество желаний и удовлетворений в секунду. И именно поэтому слушатель оказывается "пленен", ему становится интересно слушать Вашу музыку, и он ищет возможности ее услышать снова и снова... жүктеу/скачать 136 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |