ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
« ИМИТАЦИЯ ВИТРАЖА»
ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
общеобразовательных учреждений
составил учитель трудового обучения
высшей категории УО «ГСОШ № 21 г. Витебска»
Прудников Константин Викторович
ВИТЕБСК. 2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Отличительной особенностью данного факультативного курса является изучение декоративно- прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. Характер творческих заданий, предусмотренных программой, предполагает развитие способности активного преобразования архитектурного пространства. Широкое и многообразное внедрение видов творчества в школьную практику позволит научить цельно, образно, эстетически воспринимать как произведения искусства, так и окружающую действительность, будет способствовать развитию художественно- образного мышления у учащихся и их творческой деятельности в этой области.
Витраж- оригинальная техника монументальной живописи, материалом которой являются прозрачные разноцветные стекла. Витражи чрезвычайно декоративны и красочны. Орнаментальными или сюжетными декоративными композициями на стекле, пропускающими свет, закрывают оконные и дверные проёмы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом.
Художественно- выразительные средства витража отличаются условностью, декоративностью, соотнесенностью формы с утилитарно- практической значимостью. Искусство витража тесно связано с живописью, скульптурой и архитектурой, так как его изобразительными средствами являются цвет, линия, форма и пространство.
Витражи бывают классическими и имитационными (т.е. имитация витража), упрощенные. Классический витраж ¬ чрезвычайно дорогой и трудоемкий в изготовлении предмет.
Технология выполнения классического витража следующая. Из цветного стекла вырезается элемент картины и обрамляется специальной свинцовой рамкой из П- образного профиля по всему периметру. Затем этот элемент в рамке припаивается к остальным элементам витража. При изготовлении необходимо иметь большой запас цветного стекла всевозможных оттенков, чрезвычайно точно вырезать элементы витража, и очень аккуратно впаивать элемент, так, чтобы, по сути образовался «Н»- образный профиль, соединяющий соседние элементы, а самого шва пайки не было видно.
Поэтому сейчас в подавляющем большинстве случаев для украшения интерьера изготовляют имитации витражей.
В специфике творческой деятельности учащихся при изготовлении имитации витражей сходятся эстетическое и историческое, трудовое и физическое, экологическое, экономическое и технологическое воспитание, что, несомненно, будет способствовать формированию всесторонне и гармонично развитой личности.
Основной целью программы «Имитация витража» следует считать самоопределение учащихся, развитие творческих способностей, формирование технологической грамотности. Внимание при этом должно быть направлено на создание художественно организованной среды, которая отвечала бы функциональным и эстетическим требованием современности.
Задачи курса:
-
освоение художественной культуры, развитие способностей эмоционально воспринимать и правильно оценивать произведения мирового искусства разных видов и жанров, выражать свое отношения к ним, используя художественно-искусствоведческие термины и понятия;
-
формирование практических навыков художественно- творческой деятельности, понимания связи художественно- образных задач произведений с идеей и замыслом; умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-
формирование понятий о стилевом характере решения интерьера и современных требованиях к внутреннему оформлению пространства
(общественное, производственное, бытовое);
-
раскрытие перед учащимися социальной роли архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна;
-
знакомство с профессиями художников-проектировщиков, художников-дизайнеров, художников прикладников, их творческой и практической деятельностью;
Данный курс факультатива призван расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Изобразительное искусство» и «Трудового обучения» способы осуществления технологических операций.
В данной программе представлено несколько основных технологий имитации витража, достаточно простых в исполнении и в то же время эффектных. Их разнообразие позволит каждому учащемуся выбрать любое изделие и способ его декорирования. Техника создания границ (контура) элементов и определяет вид витража.
Структурно программа факультатива «Имитация витража» состоит из 7 разделов (что соответствует классификации имитации витража по технологии создания контура):
-
Введение.
-
Витраж с картонными контурами элементов.
-
Витраж с деревянными контурами элементов.
-
Витраж с контуром из лака.
-
Витраж с контуром из акриловых красок.
-
Имитация «настоящего» витража со свинцовыми контурами.
-
Выполнение творческого проекта.
Факультативные занятия предусматривает выполнение учащимися творческого проекта. Наличие вариантов технологии изготовления витражей, позволяет выбрать наиболее экономичный и производительный при достижении требуемого качества и с учётам реальных возможностей материальной базы и опыта учащегося.
Тематика творческого проекта планируется учителем трудового обучения совместно с учениками в начале учебного года.
Сроки выполнения творческих проектов зависят от сложности их разработки и изготовления. Работа над творческим проектом может вестись в пределах одного или нескольких разделов курса.
Правильно организованная работа с учащимися способствует развитию у них интереса к активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.
Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническим видам труда, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеется удобные рабочие места.
Особое внимание в работе со школьниками должно быть уделено на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасного труда, производственной санитарии и личной гигиены.
Данная программа рассчитана на 35 часов в каждом классе, т. е. на 1 час в неделю. Вместе с тем этот факультативный курс можно изучать в объёме 2-х часов в неделю, в этом случае содержание увеличивается за счёт сложности практических работ.
Программа достаточно мобильна: позволяет школьникам выбрать факультатив не только с 8-9 классов, но и 6-7 классов, в этом случае содержание также расширяется за счет практических работ.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем факультативного курса, отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.
Примерный тематический план
№
п/п
|
Раздел, тема программы
|
Количество часов
|
8 класс
|
9 класс
|
1
|
Введение
Правила безопасных работ и поведения
|
1/2*
|
1 /2
|
2
|
Витраж с картонными контурами элементов
|
3/4
|
-
|
3
|
Витраж с деревянными контурами элементов
|
7/14
|
6 /10
|
а. Витраж с контурами из ветвей дерева.
|
3/6
|
2 /4
|
б. Витраж с контуром из корней и веток дерева.
|
4/8
|
4 /6
|
4
|
Витраж с контуром из лака
|
0/8
|
0 /8
|
5
|
Витраж с контуром из акриловых красок «Контур»
|
14/18
|
16 /20
|
6
|
Имитация «настоящего» витража со свинцовыми контурами
|
0/9
|
0/10
|
7
|
Выполнение творческого проекта
|
10/15
|
12/20
|
Всего:
|
|
35/70
|
35/70
|
* Количество часов для изучения разделов (тем) (в числителе - 35 часов изучаемых в течение года, в знаменателе -70 часов изучаемых в течение года)
Содержание
8 класс
Введение (1/2 ч.)
Цель и задачи курса. Рабочее место, его организация. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.
Витраж-разновидность монументальной живописи. Исторические этапы его развития и современное состояние. Технологические разновидности витража, их декоративные особенности.
Витраж с картонными контурами элементов (3/4 ч.)
Формирование умений и навыков работы в технике витража. Принципы и приёмы создания композиции. Переработка реальных форм живой природы в декоративные.
Построение симметричной и ассиметричной композиций, передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов(массы), тона и цвета, выделение композиционного центра и подчинение ему второстепенных элементов композиции. Композиционные возможности цвета, нюанс, контраст.
Сведения о производстве бумаги и картона, виды бумаги и картона. Формальная композиция. Приемы выполнения контура. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном. Краски и клеи, применяемые при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Практические задания: Эскиз композиции, выполнение рисунка контура. Шаблоны элементов фона. Приёмы работы ножницами и ножом. Окрашивание и приклеивание. Картон, цветная пленка, клей ПВА, нож-резак, кисть.
Примерные объекты труда. Оформление школьного коридора, класса, оконный проёмов.
Витраж с деревянными контурами элементов (7/14 ч.)
Породы древесины и ее характерные признаки. Пиление. Строгание. Шлифование. Приёмы и способы гибки древесины на доске-шаблоне. Инструменты и приспособления. Технология окрашивания. Приклеивание к стеклу. Виды красящего состава элементов витража. Правила безопасной работы.
Декоративное обобщение цвета, ограничение цветовой палитры. Композиционное равновесие при асимметричном заполнении плоскости. Композиция в круге (овале), прямоугольнике (квадрате).
Ветки и части корней дерева, рубанок, нож-резак, клей ПВА или МОМЕНТ, шлифовальная шкурка, стекло. Краски «Витраж», акриловый лак.
Практические задания: Эскиз композиции. Пиление. Строгание древесины. Шлифование. Гибка древесины по шаблону. Отделка древесины. Тонирование и приклеивание к стеклу. Цветовая заливка элементов между контуром.
Примерные объекты труда. Бытовые ёмкости, сувениры, подставки, декоративное панно.
Витраж с контуром из лака (0/8 ч.)
Графическая информация. Графические построения. Инструмент и принадлежности. Роль формата в композиционном решении работы. Зависимость цвета предметной среды от освещения. Стилизация и геометризация мотивов реальной формы. Цветовое решение композиции.
Виды лака их свойства и применение. Алюминиевая и бронзовая пудры. Приёмы и способы работы. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Красящий состав элементов витража:
-
Нитролак, растворитель и паста от авторучки нужного цвета.
-
Нитро- или алкидный лак и колеровочная паста для него.
-
Клей БФ-2, ацетон и спирторастворимая краска или паста от авторучки.
-
Желатин (распущенный в воде) и анилиновый краситель для ткани (состав после высыхания желательно покрыть прозрачным нитролаком или разведенным в ацетоне клеем БФ-2).
Практические задания: Выполнение эскиза композиции. Подготовка консистенции лака и алюминиевой (бронзовой) пудры. Обводка контура при помощи шприца. Цветовая заливка элементов между контуром.
Примерные объекты труда. Светильники. Декоративное панно. Декоративное оформление оконных проемов.
Витраж с контуром из акриловых красок «Контур» (14/18 ч.)
Понятие о декоративной композиции. Согласованность деталей в композиции. Декоративное обобщение цвета, ограничение цветовой палитры. Композиционное равновесие при асимметричном заполнении плоскости. Композиция в круге (овале), прямоугольнике (квадрате). Построение симметричной и ассиметричной композиций, передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения(статика и динамика в композиции),соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов(массы), тона и цвета, выделение композиционного центра и подчинение ему второстепенных элементов композиции. Композиционные возможности цвета, нюанс, контраст. Правила безопасности труда.
Акриловые краски для росписи по стеклу «Сочетание цветов», «Витраж», «Контур».
Стекло или оргстекло, кисть, шприц.
Практические задания: Выполнение эскиза композиции. Обводка контура. Подготовка витражных красок для заливки элементов (ячеек) витража. Приёмы заливки ячеек.
Примерные объекты труда. Декоративное оформление архитектурных макетов, дверные и оконные проемы, декоративное панно и т. д.
Имитация «настоящего» витража со свинцовыми контурами (0/9 ч.)
Декоративные особенности данной технологической разновидности (контур из свинцово-оловянного припоя для паяльных работ). Примеры из истории декоративно-прикладного искусства.
Технология подготовки прутка (вальцевание или раскатка круглого прутка): материалы, инструменты, приспособления, приёмы работы, правила безопасности труда. Приёмы выполнения работ, обеспечивающих выразительность линии контуров в сочетании с обобщенными плоскостями рисунка.
Передача ритмического чередования форм цветовых пятен, образное значение цвета.
Свинцово-оловянный припой, цианакрилатный клей, стекло, кисть
. Практические задания: Эскиз композиции. Раскатка прутка, вырезание контуров элементов витража. Наклеивание полос на стекло с помощью канцелярского клея (жидкого стекла) или моментального клея на основе цианакрилата. Цветовая заливка ячеек.
Примерные объекты труда. Панно «Цветы в вазе, « Сказочная птица», оформление архитектурных макетов, дверных и оконных проемов.
Выполнение творческого проекта (10/15 ч.)
Проект изделия. Учет функционального назначения изделия и его связь с интерьером. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Разработка композиции.
Практические задания: создание проекта. Выбор техники выполнения витража. Выполнение эскиза. Цветовое решение композиции. Выбор и выполнение контура, наклеивание. Презентация изделия.
9 класс
Введение (1/2 ч.)
Декоративно-прикладное искусство. Витраж- вид искусства. Виды и материалы для изготовления. Особенности витражных работ в условиях школьных учебных мастерских, материалы, инструменты и приспособления.
Ознакомление с программой, целями и задачами курса, режим работы. Рабочее место, его организация. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.
Витраж-разновидность монументальной живописи. Исторические этапы его развития и современное состояние. Технологические разновидности витража, их декоративные особенности
Витраж с деревянными контурами элементов (6/10 ч.)
Свойства древесины. Породы древесины и ее характерные признаки. Пиление, зачистка и шлифование. Приёмы и способы гибки древесины на доске-шаблоне. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Технология окрашивания изделия.
Формальная композиция. Декоративное обобщение цвета, ограничение цветовой палитры. Композиционное равновесие при асимметричном заполнении плоскости. Композиция в круге (овале), прямоугольнике (квадрате).
Ветки и части корней дерева, рубанок, нож-резак, клей ПВА или МОМЕНТ, шлифовальная шкурка, стекло. Краски «Витраж», акриловый лак.
Практические задания: эскиз композиции. Подготовка контура из ветвей дерева. Шлифование. Гибка древесины по шаблону. Отделка древесины. Тонирование и приклеивание к стеклу. Цветовая заливка элементов между контуром.
Примерные объекты труда. Светильники, сувениры, декоративное панно и т. д.
Витраж с контуром из лака (0/8 ч.)
Эскиз в цвете. Приёмы увеличения рисунка. Инструмент и принадлежности. Роль формата в композиционном решении работы. Зависимость цвета предметной среды от освещения. Стилизация и геометризация мотивов реальной формы. Цветовое решение композиции.
Виды лака их свойства и применение. Витраж на рифленом стекле. Приёмы и способы работы. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Красящий состав:
Мебельный лак НЦ-222, растворитель №646 или 648, паста от авторучки нужного цвета.
Нитролак, растворитель и паста от авторучки нужного цвета.
Нитро- или алкидный лак и колеровочная паста для него.
Клей БФ-2, ацетон и спирторастворимая краска или паста от авторучки.
Желатин (распущенный в воде) и анилиновый краситель для ткани.(состав после высыхания желательно покрыть прозрачным нитролаком или разведенным в ацетоне клеем БФ-2.
Практические задания: Эскиз композиции. Подготовка консистенции лака. Обводка контура. Цветовая заливка элементов между контуром.
Примерные объекты труда. Декоративное панно с изображением сказочных героев. Оформление оконных проемов и дверных проемов, изготовление эмблем.
Витраж с контуром из акриловых красок «Контур» (16/20 ч.)
Закономерности взаимоотношения цветов, их связь между композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Декоративное обобщение цвета, ограничение цветовой палитры. Композиционное равновесие при асимметричном заполнении плоскости. Композиция в круге (овале), прямоугольнике (квадрате). Построение симметричной и ассиметричной композиций, передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения(статика и динамика в композиции),соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов(массы), тона и цвета, выделение композиционного центра и подчинение ему второстепенных элементов композиции.
Акриловые краски для росписи по стеклу «Сочетание цветов», «Витраж», «Контур».
Практические задания: Выполнение эскиза композиции. Обводка контура. Подготовка витражных красок для заливки элементов (ячеек) витража. Приёмы заливки ячеек. Правила безопасности труда.
Примерные объекты труда. Декоративное оформление архитектурных макетов, дверные и оконные проемы, декоративное панно и т. д.
Имитация «настоящего» витража со свинцовыми контурами (0/10 ч.)
Двухстороннее изображение рисунка. Декоративные особенности данной технологической разновидности. Примеры из истории декоративно-прикладного искусства.
Технология подготовки прутка (вальцевание или раскатка круглого прутка): материалы, инструменты, приспособления, приёмы работы, правила безопасности труда. Приёмы выполнения работ, обеспечивающих выразительность линии контуров в сочетании с обобщенными плоскостями рисунка.
Способы смешивания цветов: механический, оптический и пространственный. Свинцово-оловянный припой, цианакрилатный клей, стекло, кисть.
. Практические задания: Поиски композиции в эскизах, работа над рисунком. Раскатка прутка, вырезание контуров элементов витража. Наклеивание полос на стекло с помощью цианакрилатного клея. Цветовая заливка ячеек.
Примерные объекты труда. Оформление архитектурных макетов, дверных и оконных проемов.
Выполнение творческого проекта (12/20 ч.)
Проект оформления интерьера школы. Выделение зоны для витража. Учет функционального назначения изделия и его связь с интерьером. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Разработка композиции. Организация коллективной творческой работы.
Практические задания: Выполнение проекта. Выбор технологии витража. Выполнение эскиза. Цветовое решение композиции. Выбор и выполнение контура, наклеивание. Размещение в помещении .Презентация проекта.
Ожидаемые результаты
По окончании срока обучения учащиеся должны следовать правилам:
- безопасности труда и организации рабочего места, производственной санитарии и противопожарных мероприятий ;
-экономного расходования материалов;
- бережного отношения к природе, материалам, оборудованию;
-технологической дисциплине.
Иметь представление: о стадиях и этапах технологии выполнения витража, видах ремёсел и многофункциональности изделий;
Распознавать: виды и свойства основных материалов;
Различать: виды технологий выполнения витража, основные инструменты, характеризовать их назначение и правила работы с ними;
Читать и понимать: графические изображения;
Разрабатывать: последовательность изготовления элементов витража и способы их соединений.
Осуществлять: планирование и организацию своего труда.
Литература
-
Тоде Э. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития / "Зодчий". 1908, № 23. С.204-208.
-
Горев Н. Е. Живопись на стекле. / Бесплатное приложение к журналу "Задушевное слово”. Петербург-Москва, 1911.
-
Порецкая Е. В. Витражи Карла Эгери в собрании Эрмитажа. / Труды отдела западно-европейского искусства в Государственном Эрмитаже. Т.1. Л., 1940. С.105-118.
-
Минухин Е. Возродим витражное искусство. / "Архитектура и строительство". 1949 г. № 8. С.80.
-
Минухин Е. Об искусстве витража / "Искусство". 1950 г. № 7-8. С.76-79.
-
Минухин Е. Витражное искусство / "Архитектура СССР". 1954. № 6. С.27-30.
-
Минухин Е. Витражи. Рига, 1959.
-
Яглова Н. Т. Витраж. / Русское декоративное искусство. Т.3.М., 1965.
-
Современный советский витраж. I Всесоюзный семинар по проблемам советского витражного искусства (14-25 октября 1978 г.) Сборник материалов. М., 1980.
-
Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». № 4. 1981. С.18.
-
Хвалов С. А. История развития витражного искусства в Петербурге в XIX — начале ХХ веков. Класс живописи на стекле в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. / 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11-12 мая 1999. Краткое содержание докладов. СПб., 1999. С. 67-71.
-
Какое красок дивное соцветье… Западно-европейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков из собрания Эрмитажа. СПб., 2002.
-
Иванов Е. Ю. Фацетный витраж С.-Петербурга рубежа ХIX-XX веков. Травлёные и пескоструйные витражи С.-Петербурга на рубеже XIX-XX веков. Том I. СПб, Издательство СПбГУ, 2003. 100 с. 60 ч.-б. иллюстраций.
-
Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006.
-
Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. М., 2006.
Достарыңызбен бөлісу: |