Программа курса по выбору «Офорт» является составной частью профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по предметам: «Основы печатной графики»



Дата12.06.2016
өлшемі286.13 Kb.
түріПрограмма курса


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственные педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.1.2 Офорт
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 Изобразительное искусство со специализацией

«Живопись и живописная композиция»

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства

факультета Культуры и Искусств

(протокол № 1 от 01.09.2008г.)

Зав. кафедрой

______________________________

профессор , д. п. н .Лагутина О.Р.



РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: А.Г. Шаковец, старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства
1.2 Рецензент: Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор;

Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор.


1.3 Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Офорт» является составной частью профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по предметам: «Основы печатной графики».

Данная программа знакомит студентов с техникой глубокой печати, способствует активизации творческой деятельности, формирует процесс самосовершенствования.

Цель программы курса по выбору:

-повышение уровня профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по дисциплине «Офорт»;

- активизация творческой деятельности студентов.

Задачи программы курса по выбору:

- учебные спецификации, приемов и техник офорта;

-приобретение профессиональных навыков творческой работы и умение применять их в художественно педагогической деятельности;

- развитие творческого воображения и образного мышления;

- воспитание широкой художественно-эстетической культуры и художественного курса.

Ожидаемые результаты:

- профессионально выполненные работы, выполненные в различных техниках офорта;

- грамотное художественное оформление выполненных эстампов.

Формы организации обучения:

- лекции;

- аудиторные практические занятия под руководством педагога;

- самостоятельная работа студентов;

- печать оригиналов под руководством педагога;

- обсуждение текущих практических заданий;

- анализ и оценка выполненных студенческих работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен знать:

- знать определение всех техник офорта и их отличительные и характерные особенности;

- знать все стадии ведения работы в материале, начиная от перевода эскиза на офортную доску, процесса гравирования, травления, печати и оформления готовых оттисков.

Студент должен уметь:

- уметь применить полученные знания в практической творческой деятельности в том числе и в дипломной работе.


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ 22.12.07 (протокол № 5 ).



1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр


Общая трудоёмкость

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)



Всего

ауд


из них:

Сам. раб.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

1

050602 “Изобразительное искусство”

со специализацией

“Живопись и живописная композиция”


5

9

200

10

4

6

-

190

Зачет

1.5 Содержание дисциплины

1.5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


п/п





Наименование раздела , темы



Количество часов


Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ


Сам. работа




Десятый семестр
















1

Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры




0,5

1




30

2

Офорт, его изобразительные средства и особенности




0,5

1




30

3

Краткие сведения по истории офорта




0,5

1




30

4

Манеры офорта




0,5

1




30

5

Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.




0,5

1




30

6

Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра




0,5

1




30

7

Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика




1








10




ИТОГО:

10

4

6

-

190


1.5.2 Содержание разделов дисциплины

Десятый семестр
Лекция. Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры

Понятие эстампа, печатной формы, печати в искусстве, графической технике. Способы и приемы работы. Манеры офорта.



Лекция. Офорт, его изобразительные средства и особенности

Определение офорта как графической техники. Способы гравирования. Манры офорта. Способы и приемы травления офорта. Отличительные признаки офорта от других техник. Печать офорта.



Лекция. Краткие сведения по истории офорта

Возникновение офорта как самостоятельной техники гравирования. Развитие офорта в 17 веке в Голландии, Франции и Италии. Развитие офорта в 18 веке Испания, Англия, Франция. Русская гравюра 18 века. Современный офорт.



Лекция. Манеры офорта

Гравюрный штрих. Подготовка офортных досок. Медь. Цинк. Сталь. Другие металлы. Обрез доски по формату. Шлифовка и полировка досок. Назначение и виды грунтов. Перевод рисунка на грунт. Гравирование офорта, способы травления. Травящий состав. Акватинта. Резерваж. Лавис. Мягкий лак (срывной лак). Сухая игла. Меццо-тинто (черная манера). Карандашная манера. Пунктирная манера. Резцовая гравюра. Цветной офорт.



Лекция. Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.

Практическое занятие: Определяющая манера офорта. Технология офорта. Печать. Оформление. Практическая работа – пейзажи в технике офорта.



Лекция. Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра

Подготовка доски. Рабочее место. Резцы. Гравирование. Практическая работа – пейзаж в технике резцовой гравюры.



Лекция. Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика

Краткая технологическая характеристика. Иглы. Гравирование. Печать. Практическая работа – портрет в технике сухой иглы.

1.5.3 Темы для самостоятельного изучения


п/п





Наименование раздела , темы



Количество часов

Форма самостоятельной работы

Форма

контроля выполнения




Десятый семестр










1

Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.

70

В мастерской без педагога

Просмотр текущая оценка

2

Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра

60

В мастерской без педагога

Просмотр текущая оценка

3

Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика

60

В мастерской без педагога

Просмотр текущая оценка




ИТОГО:

190









1.6 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Десятый семестр
Практическое занятие ( 2 часа).

Тема: Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ

План:

Выполнение эскиза пейзажа в карандаше. Перевод пейзажа в материал.



Цель:

1. В манере травленного штриха передать фактуру всех элементов пейзажа (камни, трава, стволы деревьев, листва, облака, отражение в воде и т.д.).

2. Освоить все стадии работы в этой технике от гравирования, травления, до печати.

Задание для самостоятельной работы:

Северный пейзаж а технике травленного штриха. Размер офортной доски (цинк) 8,5Х12,5 или 12,5Х8,5 см.



Основная литература :

1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.

3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.



  1. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

Дополнительная литература:

  1. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

  2. Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.

  3. Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.


Практическое занятие ( 2 часа).

Тема: Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра

План:

Выполнение эскиза пейзажа в карандаше в размере офортной доски. Перевод рисунка на офортную доску и гравирование пейзажа в технике резцовой гравюры.



Цель:

Почувствовать разницу этой техники от техники травленного штриха и её отличительные особенности. На практике найти приемы и способы гравирования всех элементов пейзажа. Передача планов и фактуры пейзажа.



Задание для самостоятельной работы:

Пейзаж в технике резцовой гравюры. Размер офортной доски (медь) 8 Х12 см.



Основная литература :

1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.

3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.



  1. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

Дополнительная литература:

  1. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

  2. Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.

  3. Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.


Практическое занятие ( 2 часа).

Тема: Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика

План:

Выполнение эскиза портрета в карандаше в размере офортной доски. Перевод рисунка на доску и гравирование.



Цель:

Прочувствовать живописные и тональные возможности этой техники и её отличительные особенности от других манер (травленый штрих и резцовая гравюра).



Задание для самостоятельной работы:

Портрет в технике сухой иглы. Размер офортной доски 8,5Х12 см. или 12Х8,5 см. (цинк).



Основная литература :

1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.

3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

4. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.



Дополнительная литература:

  1. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

  2. Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.

  3. Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.



1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.7.1 Основная литература:
1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

1.7.1 Дополнительная литература:
1. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

  1. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

  2. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

  3. Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.



1.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.8.1 Перечень используемых технических средств
1. Кадоскоп;

2. Видеомагнитофон;

3. Эпидиаскоп.
1.8.2 Перечень используемых пособий
1. Плакаты;

2. Таблицы;

3. Репродукции работ художников;
1.8.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
1. Диафильмы;

2. Видеофильмы.


1.9 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Задачи:

1. Подборка материала.

2. Выполнение форэскиза пейзажа, портрета.

3. Выполнение тонального эскиза.

4. Выполнение кальки.

5. Выполнение работы в материале.


Критерии оценки работ студентов:

5 баллов - в работе решены все задачи;

4 балла - не решена одна из задач;

3 балла - слабо решены две задачи;

2 балла - слабо решены 3 - 4 задачи;

1 балл - не представлена работа.



РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Десятый семестр
Лекция. Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры

План лекции:

1. Понятие эстампа, печатной формы, печати в искусстве, графической технике.

2. Способы и приемы работы.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Манеры офорта.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Офорт, его изобразительные средства и особенности

План лекции:

1. Определение офорта как графической техники.

2. Способы гравирования.

3. Манры офорта.

4. Способы и приемы травления офорта.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Отличительные признаки офорта от других техник.

2. Печать офорта.

Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Краткие сведения по истории офорта

План лекции:

1. Возникновение офорта как самостоятельной техники гравирования.

2. Развитие офорта в 17 веке в Голландии, Франции и Италии.

3. Развитие офорта в 18 веке Испания, Англия, Франция.

4. Русская гравюра 18 века.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Современный офорт.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Манеры офорта

План лекции:

1. Гравюрный штрих.

2. Подготовка офортных досок.

3. Медь. Цинк. Сталь. Другие металлы.

4. Обрез доски по формату.

5. Шлифовка и полировка досок.

6. Назначение и виды грунтов.

7. Перевод рисунка на грунт.

8. Гравирование офорта, способы травления.

9. Травящий состав. Акватинта. Резерваж. Лавис. Мягкий лак (срывной лак).

10. Сухая игла.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Меццо-тинто (черная манера).

2. Карандашная манера.

3. Пунктирная манера.

4. Резцовая гравюра.

5. Цветной офорт.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.

План лекции:

1. Практическое занятие: Определяющая манера офорта.

2. Технология офорта.

3. Печать.

4. Оформление.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Практическая работа – пейзажи в технике офорта.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра

План лекции:

1. Подготовка доски.

2. Рабочее место.

3. Резцы.

4. Гравирование.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Практическая работа – пейзаж в технике резцовой гравюры.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.


Лекция. Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика

План лекции:

1. Краткая технологическая характеристика.

2. Иглы.

3. Гравирование.

4. Печать.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Практическая работа – портрет в технике сухой иглы.



Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.

1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.



  1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.

  2. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.

  3. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.

  4. Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.

  5. Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.

  6. Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.

8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.

9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.

10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.

11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.



РАЗДЕЛ 3. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)
Составлен по следующим литературным источникам: Художественно – педагогический словарь, сост. Шабанов Н. К. , Шабанова о. п. Тарасова М. С., Пронина Т. д. 000 “Академический Проект”, 2004. – 473 с.


    1. Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

    2. Авантитул – начальная страница книги, предшествующая титульному листу – титулу.

    3. Автогравюра – гравюра, в которой печатная форма (из разных материалов – дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником – автором композиции.

    4. Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.

    5. Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).

    6. Акватинта – разновидность гравюры на металле.

    7. Акватипия – в гравюре, разновидность печати: оттиск, выполненный водяной обезжиренной краской, даёт эффект, близкий к акварели.

    8. Анималист – художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.

    9. Анималистический жанр, Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

    10. Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.

    11. Батальный жанр – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.

    12. Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.

    13. Бытовой жанр. Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но не редко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.

    14. Бытовой портрет. Термин, принятый для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.

    15. Ватман – сорт бумаги ручного отлива.

    16. Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.

    17. Виньетка – в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера), используемая в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.

    18. Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.

    19. Галантный жанр – специфическая разновидность бытового жанра, получившая развитие в творчестве А. Ватто, его последователей (Ж.Б. Патера, Н.Ланкре) и имитаторов последующих эпох, развивавших аналогичные темы в живописи и графике.

    20. Гравер – художник, занимающийся вырезыванием изображений на дереве (ксилография), металле, камне, линолеуме и др. материалах.

    21. Гравирование – нанесение особыми резцами, иглами без травления или в сочетании с обработкой поверхности пластины кислотой рельефных или углубленных рисунков на металл, дерево, линолеум, кость или камень.

    22. Гравюра – вид графики, в которой изображение является печатным оттиском рельефного или углубленного рисунка, выполненного различными приемами гравирования на поверхности дерева, металла, линолеума и пр.

    23. Графика – вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Так же, как живопись, графика связанна с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносятся, как правило, на лист бумаги.

    24. Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.

    25. Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.

    26. Групповой портрет – портрет, на котором изображено несколько людей.

    27. Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.

    28. Диптих – двухчастный складень с рельефными или живописными произведениями.

    29. Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.

    30. Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

    31. Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы, ради упражнения, иногда с какой-либо специальной целью (например, по заданию газеты, журнала).

    32. Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, скульптура, графика.

    33. Иллюстрация – разновидность изобразительного искусства (чаще всего художественной графики), отличительные свойства которой обусловлены содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения; иллюстрации служат сопровождением, образным пояснением, дополнением текста, органически участвуют в художественном оформлении книги, журнала, газеты.

    34. Исторический жанр – изображение конкретных исторических событий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов.

    35. Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.

    36. Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.

    37. Книги искусство – книжное издание как единство художественного замысла, создания художественной формы книги и её печатного тиражирования.

    38. Коллаж – распространенная в искусстве ХХ в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, или объемных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов.

    39. Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.

    40. Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.

    41. Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.

    42. Контртитул – страница книги, помещенная слева от титульного листа и составляющая с ним разворотный титул.

    43. Контур – в переводе с французского означает «очертание какого-нибудь предмета», «линия, очерчивающая форму».

    44. Марина – морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море.

    45. Маринист – художник, специализирующийся в области марины.

    46. Мифологический жанр – ответвление исторического жанра в классической живописи. Мифологический жанр черпал сюжеты из неисчерпаемого источника древней, преимущественно античной мифологии и античной литературы ( «Одиссея», «Илиада», «Энеида» и пр.).

    47. Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.

    48. Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.

    49. Набросок – быстрый рисунок.

    50. Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

    51. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.

    52. Обложка - покрытие книжного блока из плотной бумаги, заменяющее переплет.

    53. Обманка – специфический жанр натюрморта: изображение, создающее иллюзию реальности.

    54. Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого.

    55. Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.

    56. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

    57. Печатная графика. Гравюра, литография, шелкография и пр. виды графических изображений, возникающих под средством печатания.

    58. Плакат – вид изобразительного искусства, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях; плакат, как правило, является произведением печатной графики и полиграфии, хотя не редко плакаты выполняются средствами живописи, и многие плакаты создаются в единственном экземпляре для выставки или для вывешивания на улице, в общественном интерьере.

    59. Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.

    60. Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.

    61. Подготовительные рисунки – многочисленные наброски, зарисовки, композиционные поиски, которые художник делает в процессе работы над картиной.

    62. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей.

    63. Портретист – художник, работающий в портретном жанре, посвященном изображению конкретного человека или группы людей.

    64. Растушка – бумажный или кожаный (из замши) стержень, применяемый для рисования соусом, углем, сангиной и др. мягкими материалами.

    65. Ретушь – карандаш, изготавливаемый с применением жженой кости и растительных клеев, отличается от графитных отсутствием блеска и большой глубиной черного тона.

    66. Рисунок – 1) полноценное воспроизведение предметного мира: объемно-пространственная моделировка, верные пропорции, правдивая экспрессия, ясно выраженный характер и т.д. Это основа для реалистического изображения действительности вообще – любыми техническими средствами и приемами. 2)Разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличии от живописи, рисунок исполняется преимущественно относительно твердым красящим веществом (карандаш, уголь, сангина и т.д.), как правило, посредство штриха и линии, при вспомогательной роли цвета; 3) отдельное произведение соответствующей разновидности графики.

    67. Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

    68. Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.

    69. Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

    70. Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.

    71. Соус – графический художественный материал черного, серого и коричневого цвета.

    72. Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.

    73. Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.

    74. Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».

    75. Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.

    76. Тональный рисунок – рисунок со штриховкой или растушевкой, выполненный в один карандаш с учетом тончайших переходов тона.

    77. Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.

    78. Штрих – черта, линия, выполненная одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в отдельных видах живописи, в искусстве орнамента и т.д.

    79. Штриховка – определенная система нанесения штрихов, при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно.

    80. Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.



РАЗДЕЛ 4. ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Характер изменений в программе



Номер и дата протокола заседания кафедры , на котором было принято данное решение


Подпись заведующего кафедрой , утверждающего внесенное изменение


Подпись декана факультета (проректора по учебной работе) , утверждающего данное изменение












РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЕДУТ:



Ф.И.О. ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

-Шаковец Анатолий Григорьевич, старший преподаватель, Член Союза Художников России

2012 - 2013

ХОТиД

050602. «Изобразительное искусство»

Каталог: umu-umk -> %D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> 050602.65%20%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%97%D0%A4%D0%9E
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Скульптура и пластическая анатомия
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1 Народное зодчество
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет