ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственные педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.В.1.2 Офорт
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050602 Изобразительное искусство со специализацией
«Живопись и живописная композиция»
Утверждено на заседании кафедры
Изобразительного искусства
факультета Культуры и Искусств
(протокол № 1 от 01.09.2008г.)
Зав. кафедрой
______________________________
профессор , д. п. н .Лагутина О.Р.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: А.Г. Шаковец, старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства
1.2 Рецензент: Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор;
Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор.
1.3 Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Офорт» является составной частью профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по предметам: «Основы печатной графики».
Данная программа знакомит студентов с техникой глубокой печати, способствует активизации творческой деятельности, формирует процесс самосовершенствования.
Цель программы курса по выбору:
-повышение уровня профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по дисциплине «Офорт»;
- активизация творческой деятельности студентов.
Задачи программы курса по выбору:
- учебные спецификации, приемов и техник офорта;
-приобретение профессиональных навыков творческой работы и умение применять их в художественно педагогической деятельности;
- развитие творческого воображения и образного мышления;
- воспитание широкой художественно-эстетической культуры и художественного курса.
Ожидаемые результаты:
- профессионально выполненные работы, выполненные в различных техниках офорта;
- грамотное художественное оформление выполненных эстампов.
Формы организации обучения:
- лекции;
- аудиторные практические занятия под руководством педагога;
- самостоятельная работа студентов;
- печать оригиналов под руководством педагога;
- обсуждение текущих практических заданий;
- анализ и оценка выполненных студенческих работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен знать:
- знать определение всех техник офорта и их отличительные и характерные особенности;
- знать все стадии ведения работы в материале, начиная от перевода эскиза на офортную доску, процесса гравирования, травления, печати и оформления готовых оттисков.
Студент должен уметь:
- уметь применить полученные знания в практической творческой деятельности в том числе и в дипломной работе.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ 22.12.07 (протокол № 5 ).
1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
|
Шифр и наименование специальности
|
Курс
|
Семестр
|
Общая трудоёмкость
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контроля
(форма отчетности)
|
Всего
ауд
|
из них:
|
Сам. раб.
|
ЛК
|
ПР/
СМ
|
ЛБ
|
1
|
050602 “Изобразительное искусство”
со специализацией
“Живопись и живописная композиция”
|
5
|
9
|
200
|
10
|
4
|
6
|
-
|
190
|
Зачет
| 1.5 Содержание дисциплины
1.5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
|
Наименование раздела , темы
|
Количество часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
Сам. работа
|
|
Десятый семестр
|
|
|
|
|
|
1
|
Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
2
|
Офорт, его изобразительные средства и особенности
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
3
|
Краткие сведения по истории офорта
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
4
|
Манеры офорта
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
5
|
Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
6
|
Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра
|
|
0,5
|
1
|
|
30
|
7
|
Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика
|
|
1
|
|
|
10
|
|
ИТОГО:
|
10
|
4
|
6
|
-
|
190
|
1.5.2 Содержание разделов дисциплины
Десятый семестр
Лекция. Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры
Понятие эстампа, печатной формы, печати в искусстве, графической технике. Способы и приемы работы. Манеры офорта.
Лекция. Офорт, его изобразительные средства и особенности
Определение офорта как графической техники. Способы гравирования. Манры офорта. Способы и приемы травления офорта. Отличительные признаки офорта от других техник. Печать офорта.
Лекция. Краткие сведения по истории офорта
Возникновение офорта как самостоятельной техники гравирования. Развитие офорта в 17 веке в Голландии, Франции и Италии. Развитие офорта в 18 веке Испания, Англия, Франция. Русская гравюра 18 века. Современный офорт.
Лекция. Манеры офорта
Гравюрный штрих. Подготовка офортных досок. Медь. Цинк. Сталь. Другие металлы. Обрез доски по формату. Шлифовка и полировка досок. Назначение и виды грунтов. Перевод рисунка на грунт. Гравирование офорта, способы травления. Травящий состав. Акватинта. Резерваж. Лавис. Мягкий лак (срывной лак). Сухая игла. Меццо-тинто (черная манера). Карандашная манера. Пунктирная манера. Резцовая гравюра. Цветной офорт.
Лекция. Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.
Практическое занятие: Определяющая манера офорта. Технология офорта. Печать. Оформление. Практическая работа – пейзажи в технике офорта.
Лекция. Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра
Подготовка доски. Рабочее место. Резцы. Гравирование. Практическая работа – пейзаж в технике резцовой гравюры.
Лекция. Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика
Краткая технологическая характеристика. Иглы. Гравирование. Печать. Практическая работа – портрет в технике сухой иглы.
1.5.3 Темы для самостоятельного изучения
№ п/п
|
Наименование раздела , темы
|
Количество часов
|
Форма самостоятельной работы
|
Форма
контроля выполнения
|
|
Десятый семестр
|
|
|
|
1
|
Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.
|
70
|
В мастерской без педагога
|
Просмотр текущая оценка
|
2
|
Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра
|
60
|
В мастерской без педагога
|
Просмотр текущая оценка
|
3
|
Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика
|
60
|
В мастерской без педагога
|
Просмотр текущая оценка
|
|
ИТОГО:
|
190
|
|
|
1.6 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Десятый семестр
Практическое занятие ( 2 часа).
Тема: Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ
План:
Выполнение эскиза пейзажа в карандаше. Перевод пейзажа в материал.
Цель:
1. В манере травленного штриха передать фактуру всех элементов пейзажа (камни, трава, стволы деревьев, листва, облака, отражение в воде и т.д.).
2. Освоить все стадии работы в этой технике от гравирования, травления, до печати.
Задание для самостоятельной работы:
Северный пейзаж а технике травленного штриха. Размер офортной доски (цинк) 8,5Х12,5 или 12,5Х8,5 см.
Основная литература :
1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
Дополнительная литература:
-
Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
-
Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
-
Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.
Практическое занятие ( 2 часа).
Тема: Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра
План:
Выполнение эскиза пейзажа в карандаше в размере офортной доски. Перевод рисунка на офортную доску и гравирование пейзажа в технике резцовой гравюры.
Цель:
Почувствовать разницу этой техники от техники травленного штриха и её отличительные особенности. На практике найти приемы и способы гравирования всех элементов пейзажа. Передача планов и фактуры пейзажа.
Задание для самостоятельной работы:
Пейзаж в технике резцовой гравюры. Размер офортной доски (медь) 8 Х12 см.
Основная литература :
1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
Дополнительная литература:
-
Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
-
Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
-
Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.
Практическое занятие ( 2 часа).
Тема: Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика
План:
Выполнение эскиза портрета в карандаше в размере офортной доски. Перевод рисунка на доску и гравирование.
Цель:
Прочувствовать живописные и тональные возможности этой техники и её отличительные особенности от других манер (травленый штрих и резцовая гравюра).
Задание для самостоятельной работы:
Портрет в технике сухой иглы. Размер офортной доски 8,5Х12 см. или 12Х8,5 см. (цинк).
Основная литература :
1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
2. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
3. Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
4. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
5. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
Дополнительная литература:
-
Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
-
Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
-
Корнилов П.Е. Офорт в России. М., 1953.
1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.7.1 Основная литература:
1. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
1.7.1 Дополнительная литература:
1. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
-
Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
-
Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
-
Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
1.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.8.1 Перечень используемых технических средств
1. Кадоскоп;
2. Видеомагнитофон;
3. Эпидиаскоп.
1.8.2 Перечень используемых пособий
1. Плакаты;
2. Таблицы;
3. Репродукции работ художников;
1.8.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
1. Диафильмы;
2. Видеофильмы.
1.9 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине
Задачи:
1. Подборка материала.
2. Выполнение форэскиза пейзажа, портрета.
3. Выполнение тонального эскиза.
4. Выполнение кальки.
5. Выполнение работы в материале.
Критерии оценки работ студентов:
5 баллов - в работе решены все задачи;
4 балла - не решена одна из задач;
3 балла - слабо решены две задачи;
2 балла - слабо решены 3 - 4 задачи;
1 балл - не представлена работа.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Десятый семестр
Лекция. Введение. Общие сведения об офорте. Эстамп, графические техники, жанры
План лекции:
1. Понятие эстампа, печатной формы, печати в искусстве, графической технике.
2. Способы и приемы работы.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Манеры офорта.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Офорт, его изобразительные средства и особенности
План лекции:
1. Определение офорта как графической техники.
2. Способы гравирования.
3. Манры офорта.
4. Способы и приемы травления офорта.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Отличительные признаки офорта от других техник.
2. Печать офорта.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Краткие сведения по истории офорта
План лекции:
1. Возникновение офорта как самостоятельной техники гравирования.
2. Развитие офорта в 17 веке в Голландии, Франции и Италии.
3. Развитие офорта в 18 веке Испания, Англия, Франция.
4. Русская гравюра 18 века.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Современный офорт.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Манеры офорта
План лекции:
1. Гравюрный штрих.
2. Подготовка офортных досок.
3. Медь. Цинк. Сталь. Другие металлы.
4. Обрез доски по формату.
5. Шлифовка и полировка досок.
6. Назначение и виды грунтов.
7. Перевод рисунка на грунт.
8. Гравирование офорта, способы травления.
9. Травящий состав. Акватинта. Резерваж. Лавис. Мягкий лак (срывной лак).
10. Сухая игла.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Меццо-тинто (черная манера).
2. Карандашная манера.
3. Пунктирная манера.
4. Резцовая гравюра.
5. Цветной офорт.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Травленный штрих – основная, определяющая манера офорта. Краткое описание ее технологических и художественных преимуществ.
План лекции:
1. Практическое занятие: Определяющая манера офорта.
2. Технология офорта.
3. Печать.
4. Оформление.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Практическая работа – пейзажи в технике офорта.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Особенности выразительного языка и краткая история основных подвидов глубокой гравюры, резцовая гравюра
План лекции:
1. Подготовка доски.
2. Рабочее место.
3. Резцы.
4. Гравирование.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Практическая работа – пейзаж в технике резцовой гравюры.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
Лекция. Сухая игла, как один из подвидов резцовой гравюры, краткая технологическая характеристика
План лекции:
1. Краткая технологическая характеристика.
2. Иглы.
3. Гравирование.
4. Печать.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
1. Практическая работа – портрет в технике сухой иглы.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
1. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. – Искусство, 1939.
-
Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта. Школа изобразительного искусства, вып.7. – М., 1963.
-
Богомольный Н.Я., Чебыкин А.В. Техника офорта. Киев, изд. «Высшая школа», 1978.
-
Доброклонский М.В. Классическая гравюра. - Л.: Академия художеств, 1927.
-
Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971.
-
Кристеллер П. История Европейской гравюры 15-18 веков. – Искусство, 1939.
-
Левитин Е. Офорты Рембрандта. – М., 1963.
8. Очерки по истории техники гравюры. – ГМПП им. А.С. Пушкина, 1941.
9. Русаков Ю. Сто офортов 16-19 веков. – Светский художник, 1964.
10. Холодовская М., Смирнова Е. Русская гравюра. – М., 1960.
11.Фагилеев В.Ф. Офорт и гравюра резцом. – М.-Л., 1925.
РАЗДЕЛ 3. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)
Составлен по следующим литературным источникам: Художественно – педагогический словарь, сост. Шабанов Н. К. , Шабанова о. п. Тарасова М. С., Пронина Т. д. 000 “Академический Проект”, 2004. – 473 с.
-
Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.
-
Авантитул – начальная страница книги, предшествующая титульному листу – титулу.
-
Автогравюра – гравюра, в которой печатная форма (из разных материалов – дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником – автором композиции.
-
Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.
-
Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).
-
Акватинта – разновидность гравюры на металле.
-
Акватипия – в гравюре, разновидность печати: оттиск, выполненный водяной обезжиренной краской, даёт эффект, близкий к акварели.
-
Анималист – художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.
-
Анималистический жанр, Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.
-
Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.
-
Батальный жанр – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.
-
Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.
-
Бытовой жанр. Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но не редко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.
-
Бытовой портрет. Термин, принятый для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.
-
Ватман – сорт бумаги ручного отлива.
-
Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.
-
Виньетка – в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера), используемая в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.
-
Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.
-
Галантный жанр – специфическая разновидность бытового жанра, получившая развитие в творчестве А. Ватто, его последователей (Ж.Б. Патера, Н.Ланкре) и имитаторов последующих эпох, развивавших аналогичные темы в живописи и графике.
-
Гравер – художник, занимающийся вырезыванием изображений на дереве (ксилография), металле, камне, линолеуме и др. материалах.
-
Гравирование – нанесение особыми резцами, иглами без травления или в сочетании с обработкой поверхности пластины кислотой рельефных или углубленных рисунков на металл, дерево, линолеум, кость или камень.
-
Гравюра – вид графики, в которой изображение является печатным оттиском рельефного или углубленного рисунка, выполненного различными приемами гравирования на поверхности дерева, металла, линолеума и пр.
-
Графика – вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Так же, как живопись, графика связанна с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносятся, как правило, на лист бумаги.
-
Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.
-
Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.
-
Групповой портрет – портрет, на котором изображено несколько людей.
-
Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.
-
Диптих – двухчастный складень с рельефными или живописными произведениями.
-
Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.
-
Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.
-
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы, ради упражнения, иногда с какой-либо специальной целью (например, по заданию газеты, журнала).
-
Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, скульптура, графика.
-
Иллюстрация – разновидность изобразительного искусства (чаще всего художественной графики), отличительные свойства которой обусловлены содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения; иллюстрации служат сопровождением, образным пояснением, дополнением текста, органически участвуют в художественном оформлении книги, журнала, газеты.
-
Исторический жанр – изображение конкретных исторических событий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов.
-
Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.
-
Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.
-
Книги искусство – книжное издание как единство художественного замысла, создания художественной формы книги и её печатного тиражирования.
-
Коллаж – распространенная в искусстве ХХ в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, или объемных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов.
-
Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.
-
Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.
-
Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.
-
Контртитул – страница книги, помещенная слева от титульного листа и составляющая с ним разворотный титул.
-
Контур – в переводе с французского означает «очертание какого-нибудь предмета», «линия, очерчивающая форму».
-
Марина – морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море.
-
Маринист – художник, специализирующийся в области марины.
-
Мифологический жанр – ответвление исторического жанра в классической живописи. Мифологический жанр черпал сюжеты из неисчерпаемого источника древней, преимущественно античной мифологии и античной литературы ( «Одиссея», «Илиада», «Энеида» и пр.).
-
Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.
-
Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.
-
Набросок – быстрый рисунок.
-
Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
-
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.
-
Обложка - покрытие книжного блока из плотной бумаги, заменяющее переплет.
-
Обманка – специфический жанр натюрморта: изображение, создающее иллюзию реальности.
-
Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого.
-
Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.
-
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
-
Печатная графика. Гравюра, литография, шелкография и пр. виды графических изображений, возникающих под средством печатания.
-
Плакат – вид изобразительного искусства, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях; плакат, как правило, является произведением печатной графики и полиграфии, хотя не редко плакаты выполняются средствами живописи, и многие плакаты создаются в единственном экземпляре для выставки или для вывешивания на улице, в общественном интерьере.
-
Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.
-
Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.
-
Подготовительные рисунки – многочисленные наброски, зарисовки, композиционные поиски, которые художник делает в процессе работы над картиной.
-
Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей.
-
Портретист – художник, работающий в портретном жанре, посвященном изображению конкретного человека или группы людей.
-
Растушка – бумажный или кожаный (из замши) стержень, применяемый для рисования соусом, углем, сангиной и др. мягкими материалами.
-
Ретушь – карандаш, изготавливаемый с применением жженой кости и растительных клеев, отличается от графитных отсутствием блеска и большой глубиной черного тона.
-
Рисунок – 1) полноценное воспроизведение предметного мира: объемно-пространственная моделировка, верные пропорции, правдивая экспрессия, ясно выраженный характер и т.д. Это основа для реалистического изображения действительности вообще – любыми техническими средствами и приемами. 2)Разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличии от живописи, рисунок исполняется преимущественно относительно твердым красящим веществом (карандаш, уголь, сангина и т.д.), как правило, посредство штриха и линии, при вспомогательной роли цвета; 3) отдельное произведение соответствующей разновидности графики.
-
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
-
Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.
-
Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.
-
Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.
-
Соус – графический художественный материал черного, серого и коричневого цвета.
-
Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.
-
Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.
-
Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».
-
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.
-
Тональный рисунок – рисунок со штриховкой или растушевкой, выполненный в один карандаш с учетом тончайших переходов тона.
-
Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.
-
Штрих – черта, линия, выполненная одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в отдельных видах живописи, в искусстве орнамента и т.д.
-
Штриховка – определенная система нанесения штрихов, при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно.
-
Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.
РАЗДЕЛ 4. ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Характер изменений в программе
|
Номер и дата протокола заседания кафедры , на котором было принято данное решение
|
Подпись заведующего кафедрой , утверждающего внесенное изменение
|
Подпись декана факультета (проректора по учебной работе) , утверждающего данное изменение
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЕДУТ:
Ф.И.О. ученое звание и степень преподавателя
|
Учебный год
|
Факультет
|
Специальность
|
-Шаковец Анатолий Григорьевич, старший преподаватель, Член Союза Художников России
|
2012 - 2013
|
ХОТиД
|
050602. «Изобразительное искусство»
|
Достарыңызбен бөлісу: |