Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена
на педагогическом совете
|
Утверждена
|
Протокол от ___________ 2014
№ __________
|
Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»
______________ Л.П.Новикова
|
|
Приказ от ________2014г № ___
|
Дополнительная общеобразовательная программа
Хоровой коллектив «Амелиа»
Автор-составитель:
Н.А.Творогова,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся – 6 – 15 лет
Срок реализации программы – 7 лет
Санкт-Петербург
2014
Введение
Российская музыкальная культура имеет песенное начало, и русское хоровое искусство является одним из древнейших проявлений музыкальной культуры нашего народа.
Хоровая музыка и пение традиционно в нашей стране играли важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры.
Хоровое пение – наиболее эффективная форма приобщения к музыке, а также самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся.
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Новизна заключена в том, что хоровой репертуар позволяет воздействовать на эмоциональную сферу восприятия детей, делая более восприимчивым их музыкальный слух, и развивает музыкальную культуру детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что хоровая музыка и пение играют важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия хором дают возможность объединить учащихся с различными слуховыми и голосовыми данными для воспитания гармонически развитой личности.
Цель дополнительной образовательной программы:
– развить музыкальные способности детей, способствовать творческой самореализации посредством хорового исполнительства.
- создать самобытный хоровой коллектив.
Задачи:
Обучающие:
- формирование системы знаний, умений и навыков хорового пения,
- овладение навыками бережного отношения к певческому голосу,
- формирование представления о всемирной музыкальной культуре, хоровом жанре;
- освоение музыкального репертуара.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей,
- развитие навыков исполнения многоголосия и пения a capella,
- развитие сознательного разучивания музыкального произведения.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношение к искусству,
- воспитание любви к хоровому пению,
- воспитание мотивации к участию в концертной деятельности коллектива.
Отличительной особенностью данной программы является комплексный подход к музыкально-хоровому воспитанию детей, который заключается в разнообразии видов хоровой деятельности.
Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы:
Предлагаемая образовательная программа по хоровому пению предназначена для учащихся от 6 до 15 лет.
Срок реализации программы:
Программа хорового пения рассчитана на 7 лет и разделена на четыре хоровых этапа обучения.
Первый этап (подготовительная группа) – вводно-обучающая. Продолжительность – 1 год. Возраст детей 6 – 7.
Второй этап (младшая группа) – обучающе–развивающая. Продолжительность - 1 год. Возраст детей 8 – 9.
Третий этап (средняя группа) – обучающе - развивающая.
Продолжительность – 2 года. Возраст детей 10 - 11.
Четвёртый этап (старшая группа - концертный хор) - исполнительская. Продолжительность 3 года. Возраст детей 12-15
Каждый хоровой этап включает в себя различные формы работы. Учащиеся каждой из возрастных групп решают поставленные перед ними задачи.
Формы проведения занятий.
Основные формы:
- занятие,
- репетиция.
Дополнительные формы:
- сводные репетиции,
- групповые занятия с хоровыми партиями,
- индивидуальные занятия (занятия с солистами).
Наполняемость групп от 15 и более человек.
Режим проведения занятий:
Первая ступень – 72 часа, два раза в неделю по 1 академ.часу (2 ак.ч.).
Вторая ступень – 216 часов, три раза в неделю по 2 академ.часа (6 ак.ч.).
Третья ступень – 216 часов, три раза в неделю по 2 академ.часа (6 ак.ч.).
Четвёртая ступень – 324 часа, три раза в неделю по 3 академ.часа (9 ак.ч).
Ожидаемые результаты освоения программы:
- знать основы нотной грамоты,
- уметь правильно извлекать звук и использовать певческое дыхание,
- овладеть навыками исполнения многоголосия и пения a capella,
- уметь читать хоровые партитуры,
- освоить культуру исполнения классической, духовной музыки,
- исполнять хоровые произведения в соответствии с замыслом и стилем композитора,
- принимать участие в конкурсах, фестивалях, гастрольных поездках,
- сформировать сознательную мотивацию к самостоятельной деятельности в области хорового творчества.
Формы подведения итогов реализации программы:
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий (знание текста, умение пропеть мелодию нотами). При оценке учащегося также учитывается его участие в выступлениях хорового коллектива.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
|
Темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
|
Развитие вокальных навыков
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
1
|
3
|
10
|
2
|
8
|
10
|
2
|
8
|
3.
|
Строй и ансамбль
|
20
|
2
|
18
|
4.
|
Работа над исполнением хорового произведения
|
20
|
2
|
18
|
5.
|
Концертная деятельность
|
4
|
1
|
3
|
6.
|
Итоговое занятие
|
2
|
1
|
1
|
Итого:
|
72
|
12
|
60
|
Содержание программы
Содержание первого года обучения
1.Вводное занятие
Теория: ознакомление с режимом занятий и общими правилами посещения занятий в хоровом коллективе, комплектование групп, беседа о технике безопасности и поведении в Центре и на занятиях.
Практика: Прослушивание, рассаживание детей, объяснение роли хорового дирижера.
2. Развитие вокальных навыков
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
Теория: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Активность губ без напряжения лицевых мышц.
Практика: пение несложных вокальных упражнений, распевок.
3.Строй и ансамбль
Теория: унисон, канон, длительности.
Практика: пение несложных вокальных упражнений.
4.Работа над исполнением хорового произведения
Теория: понятие темп, разбор текста, динамические оттенки.
Практика: пение хоровых произведений.
5.Концертная деятельность
Теория: дирижёрский жест (ауфтакт, снятие). Правила поведения на репетиционной и концертной площадках, форма одежды.
Практика: хоровая репетиция, участие в концертах.
6.Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, беседа.
Практика: пение хоровых произведений.
Примерный репертуар
В. Калинников. «Мишка»,
В. Калинников «Как у бабушки козел».
В. Калинников «Тень – тень».
А. Гречанинов «Козел Васька».
А.Гречанинов «Про теленочка»
Ц. Кюи «Май».
Ц. Кюи «Мыльные пузыри».
р.н.п «Как у наших у ворот»,
р.н.п «Дон-дон» обр. А.Гречанинова
р.н.п. «А я по лугу» обр. Ю.Слонова
р.н.п. «Дрема» обр.Е.Комальковой,
р.н.п. « Колыбельная» (обр. Лядова).
Е.Подгайц «Колыбельная пчелы».
Е.Подгайц «Tick-tock».
Г.Струве «Пестрый колпачек».
М.Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок».
М.Славкин «Праздник бабушек и мам».
Ж.Металлиди «Я лошадь вот такая».
Ж.Металлиди «Кот-мореход».
Ж.Металлиди «Старик туман».
Ж.Металлиди «Спит луна».
2 год обучения
№
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
|
Вокальные навыки
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
1
|
3
|
20
|
2
|
18
|
20
|
2
|
18
|
3.
|
Строй и ансамбль
|
45
|
2
|
43
|
4.
|
Работа по партиям, отработка унисонов
|
47
|
2
|
45
|
5.
|
Работа над элементами двухголосия
|
20
|
5
|
15
|
6.
|
Работа над исполнением хорового произведения
|
47
|
2
|
45
|
7.
|
Концертная деятельность
|
6
|
1
|
5
|
8.
|
Открытые занятия
|
3
|
1
|
2
|
9.
|
Итоговое занятие
|
2
|
1
|
1
|
Итого:
|
216
|
20
|
196
|
Содержание второго года обучения
1.Вводное занятие
Теория: расписание занятий, план концертной деятельности, ознакомление с общими правилами посещения занятий в хоровом коллективе, комплектование групп, беседа о технике безопасности и поведении в Центре и на занятиях.
Практика: Прослушивание, рассаживание детей, объяснение роли хорового дирижера.
2. Вокальные навыки
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
Теория: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Правильное расходование дыхания на музыкальную фразу.
Практика: ясное произношение согласных с опорой на гласные. Пение хоровых произведений.
3.Строй и ансамбль
Теория: интонирование, p, mp, mf, f.
Практика: работа над интонированием – пение без сопровождения, пение в умеренном темпе, по цепочке. Изучение динамических оттенков и нюансов.
4. Работа по партиям, отработка унисонов.
Теория: понятие унисон, хоровая партия.
Практика: Пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм. Пение по нотам.
5. Работа над элементами двухголосия.
Теория: понятие интервала, что такое пение на два голоса. Запись на доске. Разделение хористов на первые и вторые голоса.
Практика: пение двухголосных упражнений, канонов.
6. Работа над исполнением хорового произведения
Теория: музыкальные фразы, дирижерский жест.
Практика: пение хоровых произведений.
7. Концертная деятельность
Теория: дирижёрский жест (ауфтакт, снятие). Правила поведения на репетиционной и концертной площадках, форма одежды.
Практика: хоровая репетиция, участие в концертах.
8. Открытые занятия
Теория: выбор формы открытого занятия, составление плана, обсуждение, репетиция, разбор формы работы.
Практика: – проведение открытого занятия.
9. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, беседа.
Практика: пение хоровых произведений, чтение хоровых партитур.
Примерный репертуар
А.Аренский «Комар, один задумавшись».
А. Лядов «Зайчик».
А. Лядов «Колыбельная».
А. Лядов «Окликание дождя».
Н. Римский – Корсаков «Проводы зимы».
Л.ван Бетховен «Малиновка».
И. Брамс «Колыбельная».
Р. Шуман «Мотылек».
А.М.Гретри «Спор».
В.Моцарт «Весенняя».
р.н.п. «Ходила младешенька по борочку» (обр.Римского-Корсакова)
р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. А.Гречанинова
укр.н.п. «Журавель»
амер.н.п. «Дед Макдональд» обр.Весселса
нем.н.п. «Времена года» обр.Т.Попатенко
греч.н.п «Где ты,колечко» обр.Рейниш
фр.н.п «Кадэ Руссель» обр.Ж.Векерлена
А.Журбин «Веселый лягушатник».
З.Левина «Колыбельная».
Я.Дубравин «Муха в бане».
Г.Гладков «Маленькие феи».
В.Витлин «Дед Мороз».
3 год обучения
№
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
|
Вокальные навыки
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
1
|
3
|
18
|
1
|
17
|
18
|
2
|
16
|
3.
|
Строй и ансамбль
|
44
|
2
|
42
|
4.
|
Работа по партиям, отработка унисонов
|
47
|
2
|
45
|
5.
|
Работа над элементами двухголосия
|
20
|
5
|
15
|
6.
|
Работа над исполнением хорового произведения
|
47
|
2
|
45
|
7.
|
Работа над
органичностью восприятия дирижерского жеста; вступления, снятия, паузы, динамики.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
8.
|
Концертная деятельность
|
8
|
1
|
7
|
9.
|
Открытые занятия
|
4
|
1
|
3
|
10.
|
Итоговое занятие
|
2
|
1
|
1
|
Итого:
|
216
|
19,5
|
196,5
|
Содержание третьего года обучения
1.Вводное занятие
Теория: расписание занятий, план концертной деятельности. расписание занятий, план концертной деятельности ознакомление с общими правилами посещения занятий в хоровом коллективе, комплектование групп, беседа о технике безопасности и поведении в Центре и на занятиях.
Практика: Прослушивание, рассаживание детей согласно определенному голосу.
2. Вокальные навыки
а) певческая установка
б) певческое дыхание
в) звуковедение
г) дикция
Теория: правильное положение рук, корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. legato, non legato, staccato. «Цепное дыхание». Короткое произношение согласных в конце слова, цезура.
Практика: дикционные упражнения, вокальные упражнения. Пение распевок, вокальных упражнений различными штрихами.
3.Строй и ансамбль
Теория: хоровая партия, ритмическая устойчивость, слуховое внимание.
Практика: сольфеджирование доступных по трудности песен.
4. Работа по партиям, отработка унисонов.
Теория: пояснение символики различных интонаций, объяснение упражнений для выработки навыков «чистого интонирования». Унисон.
Практика: Пение звукорядов, унисонных распевов, пение гармонических интервалов. Выстраивание унисона в зоне примарного звучания. Выработка унисонного звучания в хоре.
5. Работа над элементами двухголосия.
Теория: понятие интервала, что такое пение на два голоса. Запись на доске. Разделение хористов на первые и вторые голоса.
Практика: пение двухголосных упражнений, канонов.
6. Работа над исполнением хорового произведения
Теория: мотив, периоды, предложения.
Практика: фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
7. Работа над органичностью восприятия дирижерского жеста; вступления, снятия, паузы, динамики.
Теория: дифференциация штрихов в соответствии с показом дирижера.
Практика: отработка нюансов. Динамических пластов по партиям и т.д. вступления, снятия, паузы, динамики.
8. Концертная деятельность
Теория: правила поведения на репетиционной и концертной площадках, форма одежды.
Практика: хоровая репетиция, участие в концертах и хоровых конкурсах и фестивалях.
9. Открытые занятия
Теория: выбор формы открытого занятия, составление плана, обсуждение, репетиция, разбор формы работы.
Практика: – проведение открытого занятия.
10. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, беседа.
Практика: пение хоровых произведений, чтение хоровых партитур, концерт.
Примерный репертуар
р.н.п. «Комарочек» обр.А.Абрамского.
р.н.п. «Скок-скок-поскок».
р.н.п. «Ходит Ваня».
р.н.п. «У меня ль во садочке».
р.н.п. «Василек».
нем.н.п. «Лягушачий концерт».
эст.н.п. «Кукушка».
норв н.п. «Камертон».
р.н.п. «Как у наших у ворот».
р.н.п. «Дрема» обр.А.Юрлова.
укр.н.п. «Веснянка».обр.А Луканина.
Нем.н.п. «Соловей и лягушка».
Ж.Металлиди «Про луну и апельсины».
И.Тульчинская «Муравьиный фонарщик».
Парцхаладзе «Кваки-кваки».
Г.Гладков «Новогодняя песенка».
С.Малевич «Пожелание на Рождество».
М.Славкин «Старушка и Пират».
Й.Брамс «Колыбельная»
Й.Брамс «Наседка»
Й.Брамс «Ангел-хранитель»
Достарыңызбен бөлісу: |