МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
|
Утверждаю
Директор института искусств,
культуры и спорта
_______________Б.А.Альмухамбетов
«_____» _____________2015 г.
|
Утверждаю
Директор института магистратуры и
PhD докторантуры
____________________Г.Б. Нурлихина
«_____» _____________2013 г.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
для специальности «6М041600 – Искусствоведение»
Алматы, 2015 г.
Программа вступительного экзамена
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г.
-
Государственного общеобязательного стандарта РК 17.06.268 – 2006 по специальности 6N0114 – История, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 23.12.2006 г. № 779 (Основание: ГОСО РК 5.03.002 – 2004 «Магистратура. Основные положения» от 30.04.2004 г., №380).
-
Утверждено правительством Республики Казахстан, от 19 января 2012 года, решением № 109 «Требования приема образовательных организаций по исполнению учебных программ специализированного послевузовского образования»;
-
Выполнен на основе учебного плана специальнсоти «6М041600 – Искусствоведение», утвержден приказом № 158 от 10 апреля 2013 года «Об утверждении учебных планов образцов высшего и послевузовского образования» МОН РК.
Составители: к. иск. н., доцент Султанова М.Э.
к.пед.н., доцент Акбаева Ш.А.
Обсуждено на кафедре «методики и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусство» ИИ,КиС, КазНПУ им. Абая « » 2015 г., протокол №
Зав. кафедрой: ______________ Сманова А.С..
Зам. директор по уч. работе ИИ,КиС ______________ Рабилова З.Ж.
Программа утверждена Ученым Советом института искусств, культуры и спорта КазНПУ имени Абая.
Протокол № __ «__» _____ 2015 г.
-
Составители: История изобразительного искусства как предмет гуманитарного знания.
Восприятие искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Эмоциональная сторона изобразительного искусства. Роль изобразительного искусства в морально-материальной жизни человека. Объяснение роли изобразительного искусства в жизни человека.
Виды искусства: живопись, графика, ДПИ, дизайн, ремесла и т.д. Жанры искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, баталии, анималистика, бытовой, исторический и т.д. Инструменты, колорит, пропорции, масштаб, чертеж, архитектурные стили.
-
Взаимосвязь мифологии и искусства.
Мифорелигиозная основа изобразительного искусства. Доказательства необходимости комплексного подхода к изучению данного предмета, включая подробное изучение мифологии коренных колыбельных культур. Мифология и изобразительное искусство, ранние представления о космогонии. Религия в изобразительном искусстве, сходство и различие изобразительного искусства у разных народов материка.
-
Характеристика изобразительного искусства в первобытную эпоху.
История возникновения изобразительного искусства в первобытные времена. Первобытнообщинное искусство, первобытная религия и его связь с искусством. Возникновение наскальных изображений и первые ремесла. Искусство палеолита, мезолита, неолита, бронзы, железа. Примитивный реализм в наскальных изображениях эпохи палеолита, мезолита, неолита. Первобытное искусство народов Евразии.
-
Характеристика искусства Древнего Египта
Искусство Египта. Периодизация. Древнее царство. Культура и искусство Древнего царства. Архитектура, живопись, скульптура, ДПИ. Древний Египет. Особенности и специфика цивилизации. Взаимосвязь религии, культа звероподобия богов и изобразительного искусства. Заупокойный культ в искусстве. Пирамиды в Гизе, усыпальницы Снофру и Джосера. Скульптура: портреты Эхнатона и Нефертити. Усыпальница Тутанхамона. Связь искусства с заупокойным культом. Скальные гробницы. Амарнский период в искусстве
-
Искусство Древней Греции
Древняя Греция в период классики и высокой классики.
Архитектура, живопись, скульптура. Греческие храмы и усыпальницы. От храма в антах до периптера. Роль человеческого образа и изображения в искусстве Древней Греции.
Греческая классика и особенности греческой религии. Поиски гармонии и симметрии. Хиазм. Афинский акрополь. Фидий и Перикл. Мирон, Поликлет, Скопас, Лисипп. Живопись и скульптура. Вазопись.
Поздняя классика. Эллинизм. Александрия, Родос, Пергам, труск, Галикарнасс, Леохар и Аппелес.
-
Искусство Древнего Рима
Культура и искусство этрусков. Этрусская цивилизация как культурная основа Римского культурного сообшества.
Искусство Рима в эпоху республики. Архитектура, живопись, скульптура. труски и италийская культура. Образование Рима и своеобразие устройства политической и экономической системы Римского государства.
Специфические черты римской культуры. Форум. Новые типы общественных сооружений римского образца: акведук, виадук, цирки, табулярии, базилики, псевдопериптер. Портрет эпохи Республики.
-
Искусство Рима эпохи Империи.
Древний Рим в эпоху империи. Рим в расцвете и упадке культуры. Римские колонии. Фаюм и Передняя Азии. Расцвет и упадок цивилизации. Римская империя. Проникновение римской культуры в Переднюю Азию и Северную Африку. Колизей, Пантеон, триумфальные арки.Эволюция портретного искусства имперского Рима. Фаюмские портреты и римская мозаика. Проникновение христианства и крушение Римской империи.
-
Охарактеризуйте кризис античной культуры.
Формирование принципов средневекового искусства на основе раннехристианской идеологии. Основные типы раннехристианской культовой архитектуры - базилика, баптистерий, мавзолей. Специфика иконографии искусства Византии и его влияние на дальнейшую художественную жизнь Западной и Восточной Европы.
-
Средневековое изобразительное искусство и архитектура
Каролингское Возрождение 9-10 веков. Образование первых христианских империй. Каролинги и Меровинги.
-
Романское искусство и архитектура
Художественное своеобразие культуры и искусства феодального времени Строительные принципы и стилистические особенности романской архитектуры. Художественно-образная система скульптурного убранства романских храмов.
-
Готика в западной Европе
Основные принципы готической архитектуры. Особенности мировоззрения в готическую эпоху. Готический храм как пример синтеза различных видов искусств. Готика во Франции. Готика в Англии. Готика в Германии.
-
Эпоха Возрождения в Италии
Периодизация искусства. Раннее Возрождение; Треченто, Кватроченто. Чинквиченто и расцвет изобразительного искусства; Итальянское Возрождение. Причины и предпосылки возникновения. Периодизация. Проторенессанс. Особенности мировоззрения. Стилистические особенности. Основные деятели. Чимабуэ, Симоне Мартини, Джотто - реформатор. Ранее Возрождение - Треченто. Особенности мировоззрения. Перемены в архитектуре, скульптуре, живописи. Культура Кватроченто. Историческая обстановка. Особенности мировоззрения. Стилистические особенности. Гиберти, Донателло, Верроккьо, Мазаччо, Филиппо Липпи, Боттичелли.
-
Искусство Высокого Возрождения
Чинквиченто - Высокое возрождение. Историческая обстановка и стилистические особенности. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Связь истории со скульптурой, Рождение портретного жанра. Античные традиции в скульптуре.
-
Возрождение в Венеции
Высокое Возрождение в Венеции. Особенности культуры. Маньеризм в основной Италии и продолжение традиций Ренессанса в Венеции: Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе.
-
Стилистика Северного Возрождения
Стилистика Северного Возрождения: Нидерланды, Германия. Причины возникновения и распространения идей Возрождения в Северных странах. Основные отличия Южного и Северного Возрождения. Нидерланды: художественное своеобразие культуры, Ян ван Эйк, Иероним Босх. Питер Брейгель. Германия: Дюрер. Особенности культуры, Реформация, Большая Крестьянская война.
-
Общая характеристика европейского искусства XVII века.
Господствующие художественные стили: барокко, реализм, классицизм. Укажите основных представителей.
-
Искусство Италии 17 века
Господствующие стили и направления. Итальянское барокко. Идейная платформа и стилистические особенности. Бернини - скульптор. Бернини - архитектор. Господствующие стили и направления. Формообразующие концепции и принципы барочного искусства. Творчество Бернини-скульптора. Творчество Бернини-архитектора. Творчество Борромини. Творчество Караваджо. Болонская академия. Караваджо - новое слово в живописи
-
Испания XVII века. Историческая обстановка и ее взаимосвязь с культурой.
Общая характеристика художественной жизни в стране. Эль Греко. Сурбаран. Рибера. Веласкес - портретист и жанровый художник. Творчество Эль-Греко. Творчество Веласкеса: портретная и жанровая живопись. Творчество Риберы, Сурбарана, Мурильо. Жанр «бодегонес»
-
Искусство Англии 17 века. Культура и искусство. Особенности стилистики и иконографии.
Исторические вехи развития английского архитектурного и живописного искусства. История и специфика развития изобразительного искусства в Англии. Архитектура и живопись. Портретная и жанровая живопись. Развитие пейзажного жанра в Англии. Хогарт, Гейнсборо и др.
-
Искусство Фландрии ХVII века. Историческая и культурная обстановка
Стилистика северного барокко. Творчество Рубенса. Творчество Антониса Ван Дейка. Творчество Иорданса. Фламандский натюрморт. Специфика жанра
-
Искусство Голландии. Историческая обстановка. Особенности культуры.
Творчество Хальса. Творчество Рембрандта. Стилистика «Малых голландцев». Иконография голландского натюрморта. Развитие пейзажного жанра в Голландии 17 в. Особенности жанровой живописи. Вермер Дельфтский. Реализм в голландской живописи.
-
Искусство Франции 17 века
Стилистика классицизма как нового стилевого направления. Архитектура и живопись зрелого классицизма. Особенности правления Людовика ХIV.
Творчество Н. Пуссена. Версаль и ландшафтная архитектура. Парковая архитектура.
-
Общая характеристика искусства XVIII века. Франция. Историческая и культурная обстановка.
Стилистика рококо. Стилистические особенности и идейная платформа.
Живопись и искусство дизайна интерьера. Ватто, Буше, Фрагонар. Особенности стилистики рококо. Изменения сюжета, колорита, эмоциональной окраски рокайльной живописи. Пасторальные жанры. Творчество Ватто. Творчество Буше. Творчество Фрагонара
-
Эпоха просвещения. Идейная платформа. Поворот к классицизму.
Эпоха просвещения. Стилистика творчества Ж-Б. Шардена. Творчество Ж.Б. Греза. Буржуазная революция во Франции.
-
Неоклассицизм в искусстве
Творчество Давида. Академизм в живописи. Архитектура. Габриэль, Суффло, Леду. Триумфальные арки.
-
Франция в эпоху империи
Стиль Ампир и его особенности. Ампир как придворный стиль Наполеона. Стилистические особенности.
Энгр и создание академической школы, жанр парадного портрета. Академизм в искусстве.
-
Романтизм как стилевое направление в западноевропейском искусстве
Испания XIX века. Живопись и графика. Значение творчества для развития нового стиля в Европе. Гойя – живописец и Гойя – график.
Романтизм во Франции: творчество Жерико, Делакруа.
Английское искусство 19 века. Прерафаэлиты и стилистические особенности этого направления. Творчество У.Блейка
-
Реализм как мощное культурное движение в середине XIX века.
Реализм во Франции. Барбизонская пейзажная школа. Барбизонцы и новые открытия в пейзажной живописи. К. Коро и «пейзаж настроения».
Творчество Г.Курбе. Творчество Ф.Милле. Творчество О.Домье
-
Искусство западноевропейского модерна. Веский Сецессион. Ар-нуво.
Стилистические особенности модерна. Стилистика Венского Сецессиона. Ар-нуво как новое слово в искусстве. Эклектика в искусстве.
Творчество Г.Климта. Творчество Э.Шиле. Творчество А.Мухи. Творчество А.Гауди
-
Стилистика Импрессионизма.
Импрессионизм как новое явление в мировой живописи. Творчество Э.Мане. Творчество К. Моне. Творчество О.Ренуара. Творчество К.Писарро. Творчество Э.Дега
-
Стилистика постимпрессионизма и неоимпрессионизма.
Постимпрессионизм: стилистика и иконография. Творчество Ван Гога. Творчество Сезанна. Творчество Гогена
Неоимпрессионизм как новое явление в искусстве. Творчество Тулуз-Лотрека, Сера и др.
-
Стилистика зарубежного модернизма ХХ века.
Общее культурное состояние Западной Европы рубежа веков. Модернистические течения в искусстве. Основные представители и их идейная концепция.
-
Фовизм.
Стилистические особенности направления. Фовизм как первое модернистическое направление в искусстве ХХ в. Стилистические особенности направления. Творчество Анри Матисса. Другие представители.
-
Кубизм. Стилистические особенности.
Стилистические особенности. Пабло Пикассо и другие представители: Ж.Брак, Ф. Леже
-
Стилистика экспрессионизма
Немецкий экспрессионизм. Стилистика и идейная концепция. Творчество Э. Мунка.
Парижский экспрессионизм. Творчество А. Модильяни
-
Футуризм
Общая характеристика футуризма как одного из самых революционных модернистических направлений. Основные представители.
-
Сюрреализм
Идейная основа. Дадаизм. Стилистические особенности. Творчество Сальвадор Дали. Охарактеризуйте основные произведения
-
Абстракционизм
Философская платформа. Три направления. Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан. Арт.
Искусство Поп-арта, искусство оп-арта. Современное рекламное искусство.
-
Средневековое искусство Востока.
Возникновение и развитие ислама. Образование Халифатов. Багдад как центр искусства и ремесел. Развитие традиционного мусульманского искусства.
-
Художественная стилистика мусульманского искусства.
Страны Магриба, Ближнего Востока, Кордовский халифат как основные центры мусульманской культуры. Искусство восточной миниатюры. Архитектура и орнаментика.
-
Традиционные орнаменты и каллиграфия в арабском искусстве
Орнаментальное искусство ислама. Мусульманская миниатюра Пакистана, Ирана. Культура и искусство Османской империи. Турецкая миниатюра.
-
Средняя Азия в эпоху древности и средневековья.
Культура и искусство Самарканда Бухары, Хивы, Ургенча. Архитектура и ДПИ. Расцвет прогрессивной мысли.
-
Культурное значение Великого Шелкового Пути.
Великий Шелковый Путь и развитие искусства и культуры во всем азиатском регионе. Взаимосвязь культуры Востока и Казахстана..
-
Культура и искусство Казахстана в древности.
Эпоха бронзы и железа. Искусство и мифология древних кочевников. Культура Казахстана в период архаики. Петроглифы. Андроновская культура.
-
Стилистика традиционного скифо-сакского звериного стиля
Ювелирное искусство саков. Семантика звериного стиля. Характеристика находок из Иссыкских курганов.
-
Сакские племенные объединения. Курганная архитектура.
Связь мифологии, религии и искусства. Космогония саков. Сакские курганы как аналог мировой Горы.
-
«Золотой человек» как шедевр древней культуры номадов
Семантическое значение убранства «Золотого человека». Характеристика космогонического смысла одежды и оружия.
-
Культура и искусство Казахстана в эпоху средневековья
Архитектурные памятники Казахстана. Надгробия и мавзолеи.
Мавзолей Ходжи Ахмата Яссауи.
Ислам на территории Казахстана.
-
Особенности национального фольклора казахов
Причины и принципы формирования устной культуры кочевников. Музыкальное и песенное искусство кочевников.
-
Прикладное творчество искусство кочевников как уникальное явление.
Основные типы декоративно-прикладного искусства казахов-кочевников. Традиционное ткачество. Казахское ковроделие: сырмаки, текеметы, тускиизы. Семантика национальных костюмов.
-
Семантика казахской юрты
Устройство юрты. Семантическое значение внутреннего убранства. Юрта как Микрокосм в Макрокосме. Символика юрты и ее значение в традиционной культуре.
-
Традиционные казахские орнаменты.
Ювелирное искусство казахов. Национальные украшения: блезик, бой-тумар, алка, серьги.
Украшение одежды и тканей. Символизм в мировоззрении и отражение его в культуре.
-
Культура и искусство Казахстана после Октябрьской Революции. Развитие: проблемы и перспективы.
Казахстан на рубеже 19 -20 вв. Изменение жизненного уклада и образа мыслей.
Вклад российских художников, этнографов, исследователей в процесс формирования отечественного искусства.
-
Становление и развитие профессиональной художественной школы Казахстана.
Творчество Н. Хлудова. Творчество А. Кастеева как основоположника профессиональной живописной школы Казахстана.
-
Творчество С. Калмыкова
Сергей Калмыков как уникальное явление в художественной жизни современного Казахстана. Основные этапы творчества.
-
Искусство Казахстана в 40-70-е годы ХХ в.
Культура послевоенных годов. Подъем культуры и искусства. Советский период в искусстве Казахстана. Творчество знаменитых художников. Аубакир Исмаилов, Урал Тансыкбаев, братья Ходжиковы.
-
«Шестидесятники» как знаковое явление в искусстве Казахстана
Суровый стиль как особенное явление в казахском искусстве 60-х годов. Основные представители. Стилистическая платформа. Сабур Мамбеев, Салихитдин Айтбаев, М. Кенбаев, Ж. Шарденов, С. Романов и другие
-
Творчество казахстанских женщин-художниц
Живопись Г. Исмаиловой, А. Галимбаевой, Е. Бисембиновой. Расцвет декоративно-театрального стиля.
-
Казахстанская графика. Основные направления.
Творчество Е. Сидоркина, Кисаметдинова и других рисовальщиков и графиков.
-
Искусство Казахстана в Новое время 80-90-е годы ХХ в.
Перемены в общественной жизни и их влияние на культуру и искусство.
Развитие модернистских направлений. Новые имена. Проблемы и перспективы.
-
Искусство Казахстана на рубеже ХХ-ХХ1 в.
Проблемы и перспективы развития современного искусства Казахстана. Культура и искусство суверенного Казахстана. Анализ состояния современного казахстанского искусства. Поиски приоритетных направлений. Творчество художников-педагогов и их значение для развития отечественного искусства
-
Искусство и рыночные отношения.
Феномен арт-рынка. Основные тенденции и перспективы развития. PR- технологии в среде искусства.
-
Культура и искусство Древней и средневековой Индии.
Общая характеристика религиозных и мифологических воззрений. Основные культурные исторические этапы развития. Общая характеристика памятников искусства. Влияние древнего искусства на современность.
-
Культура и искусство Древнего и средневекового Китая.
Общая характеристика религиозных и мифологических воззрений. Основные культурные исторические этапы развития. Общая характеристика памятников искусства. Влияние древнего искусства на современность.
-
Культура и искусство Древней и средневековой Японии.
Общая характеристика религиозных и мифологических воззрений. Основные культурные исторические этапы развития. Общая характеристика памятников искусства. Японские сады как культурный феномен. Влияние древнего искусства на современность.
Достарыңызбен бөлісу: |