Проект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Техническое и профессиональное образование
Программа XXХIV Республиканского конкурса исполнителей
по специальностям:
0404000 «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады» (по видам), специализации: 040401 3 «Фортепиано», 040402 3-2 «Струнные инструменты»;
0405000 – «Хоровое дирижирование»;
0406000 «Теория музыки» (гармония и сольфеджио);
0407000 «Пение» (по видам): 040701 3 «Академическое пение», 040702 3 «Народное пение с домброй», 040703 3 «Эстрадное пение».
Астана 2013 г.
Специальность 0404000 «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады (по видам)»
Специализация 040401 3 «Фортепиано»
I тур
-
И.С.Бах. «Хорошо темперированный клавир», 1-2 том, Прелюдия и фуга (по выбору), или Д.Шостакович - Прелюдия и фуга (по выбору).
-
І часть классической сонаты (сонатное allegro) - В.А.Моцарт, И.Гайдн, Л.Бетховен.
-
Два этюда – Ф.Шопен, Ф.Лист, С.Рахманинов, А.Скрябин, К.Дебюсси, Н.Паганини - Ф.Лист, С.Прокофьев
-
Произведение казахстанского композитора.
II тур
-
Развернутое произведение западно-европейского или русского композитора (пьесы, части сонат, циклов, вариации, баллады, рапсодии и т.д.).
-
Развернуто-виртуозное произведение композитора ХХ-ХХІ столетия (выбор свободный).
Время исполнения 2 тура не должно превышать 30-35 минут.
III тур
-
Концерт - 1 или 2 и 3 части.
* Участник конкурса по требованию жюри должен предоставить ноты исполняемых произведений
Специализация 040402 3-2 «Струнные инструменты»
Скрипка
I тур
-
Исполнение одного из ниже перечисленных этюдов:
Р.Крейцер: Этюды .№ 28,30,33,35,37,42.
П.Роде – Этюды (по выбору участника)
Ш.Данкля – Этюды № 3,5,7,11,13.
Г.Венявский – Каприсы.
Н. Паганини – Каприсы.
-
И.С. Бах – Шесть сонат и партит для скрипки соло. Конкурсант должен исполнить две следующие подряд части. Исключение составляют Чакона из партиты ре-минор и Прелюдия из партиты Ми-мажор, которые исполняются отдельно, а также два менуэта, Бурре и Жига исполняющиеся целиком.
-
В.А.Моцарт - 1 часть концертов №№ 3,4,5 (с каденцией), по выбору конкурсанта
II тур
-
Старинная соната две части: А.Верачини, Г.Генделя, Ф.Джеминиани, Ф.Корелли, П.Локателли, А.Вивальди, Д.Тартини, Ж.Леклера, Д.Скарлатти.
-
Виртуозная пьеса: А.Вьетана, Н.Паганини, П.Сарасате, Г.Венявского, Б.Бартока, К.Сен-Санса, М.Равеля, Э.Изаи, К.Шимановского, П.Чайковского, Е.Цимбалиста, В.Витали, Н.А.Римского-Корсакова и др.
-
Пьеса композитора Республики Казахстан.
III тур
-
Один из концертов (исполняются 1 или 2-3 части): А.Вьетана № 1, 2, 4, 5, Н.Паганини, Г.Венявского, Ф.Мендельсона, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, М.Бруха, А.Глазунова, К.Сен-Санса, Г.Жубановой, А.Дворжака, Э.Лало, К.Гольдмарка, Г.Конюса и др.
Альт
I тур
-
Одну из фантазий Г.Телемана, или 2 части из сюит для виолончели И.С.Баха (переложение для альта соло), или 2 части из сонат и партит для скрипки соло.
-
Каприс: Ф.Мааса, Б.Компаньоли, Ф.Хофмайстера, И.Палашко, Р.Крейцера, П.Роде.
-
Старинная соната 2 части: Г.Телемана, Г.Генделя, Ф.Э.Баха, П.Нардини, И.С.Баха, А.Вивальди и др.
-
Пьеса композитора Казахстана.
II тур
-
Камерная соната 1 или 2, 3 части (А.Козловского, С.Хицунова, Ф.Шуберта, М.Глинки, Л.Степанова, Д.Мийо, Ф.Мендельсона, З.Ткач и др.)
-
Виртуозная пьеса: Ф. Шуберт - «Пчелка», Н.Римский-Корсаков-Полет шмеля», «Пляска скоморохов» А.Бородин – «Пляска девушек» С.Цинцадзе – «Хоруми».
III тур
-
Концерт – 1, или 2, 3 части И.Х.Баха, Г.Генделя, К.Цельтера, А.Ролла, А.Вивальди (В.Борисовский), И.Хандошкина, Б.Зейдмана № 2, Д.Энеску (концертная пьеса), Я.Стамица, Д.Давида, С.Форсайта.
Виолончель
I тур
-
И.С. Бах – Прелюдия и жига из сюит № 1, 2, 3.
-
Этюды: Д.Поппер, Ю.Дотцауэр, Ж.Дюпор.
-
Две разнохарактерные пьесы казахстанских композиторов: К.Кумысбеков – Поэма, Л.Хамиди – Романс, А.Жубанов – Романс, Жез киік, К.Кужамьяров – Элегия, А.Затаевич – Желтый поток, Г.Жубанова – Концертный кюй, Б.Жуманиязов – Концертный кюй и другие
II тур
-
Одна из старинных сонат: Г.Эккльса, Ж.Барьера, Ж.Саммартини, Л.Боккерини (№ 1, 3), Ж.Б. Бреваля, К.Тессарини, Ф.Франкер, Дж.Валентини и др.
-
Виртуозная пьеса: Д.Поппер-Тарантелла, Прялка; А.Вержбилович – Этюд; Ж.Б.Сенайе – Аллегро спиритуозо, К. Сен – Санс - Аллегро аппассионато,А. Айвазян – концертный этюд, Л.Боккерини – рондо, М. де Фалья – Танец огня, К.Давыдов – У фонтана и другие.
III тур
-
Концерт (1 или 2, 3 части): Л.Боккерини, И.Гайдн (большие и малые), К.Сен – Санс, Э.Лало, С.Прокофьев (концертино), Д.Кабалевский (№ 1), К.Давыдов ( № 1, 2, 3, 4). П.Чайковский – Вариации на тему рококо и другие
Контрабас
I тур
-
Два разнохарактерных этюда из школ и сборников: А.Михно, Ф.Симандла, Дж. Боттезини, В.Хоменко, А.Милушкина и другие
-
Одна из сонат – 1 – 2 или 3-4 части: Г.Генделя, Б.Марчелло, Г.Эккльса, А.Эввелуа, А.Ариости, А.Галлиара, А. Вивальди и др.
II тур
-
Одна из виртуозных пьес: И. Димитреску – Крестьянский танец, Дж.Боттезини – Тарантелла, Прекрасная мельничиха, Сомнамбула, С.Кусевицкий – Вальс-миниатюра, Р.Раф - Тарантелла, К.Сен – Санс – Аллегро аппассионато, Н.Паганини – Моисей, Р.Глиэр-Тарантелла и др.
-
Пьеса композитора Казахстана
III тур
-
Концерт - 1 или 2 и 3 части: С.Кусевицкого, Я.Ванхаля, Ф.Симандла, Д.Драгонетти, Г.Ф.Генделя, А.Капуцци, Дж.Боттезини, К.М.Диттерсдорфа, В.А.Моцарта и др.
Специальность 0405000 - Хоровое дирижирование
Конкурс по специальности «Хоровое дирижирование» проводится в три тура, разные по форме и содержанию.
І тур
Игра одного хорового произведения a’cappella на наизусть.
ІІ тур
Дирижирование одного хорового произведения a’cappella или с сопровождением на выбор конкурсанта.
ІІІ тур
Дирижирование одного хорового произведения из репертуара смешанного хора колледжа, на базе которого проводится конкурс.
*Примечание. Перед концертным исполнением произведения каждому участнику будет предоставлена репетиция продолжительностью 30 минут.
Каждый тур конкурса оценивается по 25 – бальной системе оценок по параметрам, характеризующим выступление конкурсанта:
яркость музыкального дарования – 5 баллов;
техника исполнения (чистота, грамотность, фразировка) – 5 баллов;
стилевая интерпретация произведения – 5 баллов;
артистичность – 5 баллов;
индивидуальность – 5 баллов.
Ко второму туру допускаются участники, набравшие в совокупности не менее 18 баллов.
К третьему туру допускаются участники всех специализаций, по каждому инструменту (голосу), набравшие в совокупности не менее 21 балла.
*Примечание. Изменения в программах, представленных участниками, не допускаются. Все произведения исполняются наизусть. Каждое произведение может быть исполнено только один раз.
2 КУРС
А сарpella
-
М. Мангитаев «Қыздар хоры» из сюиты «Напевы Каратау»
-
В. Шебалин «Полынок»
-
Ахан Серэ «Караторгай» в обработке В.Н. Мамезерова
-
А. Бушукова «Саулемай»
-
М. Анцев «Май»
-
Н. Мельников «Туча»
-
М.Коваль «Ярмарка на Тыми»
-
Р.Щедрин «Тиха украинская ночь»
С сопровождением
-
П. Чесноков «Несжатая полоса»
-
А. Гречанинов «Осень»
-
П. Чайковский хор «Девицы красавицы» из оперы «Евгений Онегин»
-
Г. Данкевич «Хор женщин» из оперы «Богдан Хмельницкий»
-
В.А. Моцарт «Ave verum corpus»
-
А.Даргомыжский Хор «Сватушка» из оперы «Русалка»
-
П.Чесноков «Катит весна»
-
Д.Столыпин «Два великана»
-
А Рубинштейн опера «Демон», хор «Ноченька»
3 КУРС
А сарpella
-
И. Мельник «Над Хатынью колокола»
-
Г. Берекешев «Ғашығым»
-
Г. Жубанова «Дауыл»
-
М. Парцхаладзе «Ночь в Зедазени»
-
М. Сагатов «Домбырага кол сокпа»
-
П.И. Чайковский «Легенда»
-
Д.Аракишвили «О поэте»
-
В.Шебалин «Зимняя дорога»
-
А.Ленский "Солнце, умойся росою"
С сопровождением
-
В.Галынин хор «По деревне ехал царь с войны» из оратории «Девушка и смерть»
-
Б. Байкадамов «Ән шырқайық жаңаша»
-
Д. Верди хор «Тише, тише» из оперы «Риголето»
-
А. Даргомыжский три хора русалок из оперы «Русалка»
-
А. Жубанов – Л. Хамиди хор народа (мужской, 2 действие) из оперы «Абай»
-
М.Глинка «Ах, ты свет Людмила», «Не проснётся птичка утром» из оперы «Руслан и Людмила»
-
Дж.Гершвин хор «Как тут усидеть» из оперы «Порги и Бесс»
4 КУРС
А сарpella
-
В. Шебалин «Мать послала к сыну думы»
-
Ыбрай «Алтыбасар» в обработке Д. Ботбаева
-
В. Салманов «Лев в железной клетке»
-
А. Пирумов «Эй, трус»
-
А. Пирумов «Входи, прохожий»
-
А.Шамо «Зима»
-
В. Салманов «Тишина» из цикла «Шесть хоров» на слова Н. Хикмета
-
А.Аренский "Анчар"
С сопровождением
-
В.А. Моцарт «Credo» Mеssa brevis D-dur
-
Е. Рахмадиев «Қыздар хоры-Той тойлар» (I действие) из оперы «Камар-Сулу»
-
Ф. Шуберт «Kyrie» Mеssa Еs-dur
-
М. Мусоргский Хор к трагедии Софокла «Эдип»
-
Ш. Гуно «Марш солдат» из оперы «Фауст»
-
Л. Керубини «Requiem» «Sanctus»
-
М.Мусоргский опера «Хованщина», сцена прощания Хованского
* Примечание. Для студентов 2-3 курса возможен выбор более сложной программы из предлагаемого списка
Репертуарный план смешанного хора
А сарpella
-
М. Мангитаев «Қырмандағы айтыс» из сюиты «Напевы Каратау»
-
С. Байтереков «Терме»
-
Абай «Желсіз түнде жарық ай» в обработке Б.Ляшко
-
В. Калинников «Зима»
-
Казахская народная песня «Қараторғай» в обработке А. Радионова
-
А. Зиновьев «Осень»
-
Г. Свиридов «Наташа»
С сопровождением
-
Б. Байкадамов «Он алты қыз» в обработке Ю. Колчина
-
Л. Прима «Sing, Sing, Sing»
-
А. Байысбаев «Fantazy» на тему казахской народной песни «Илигай»
* Оргкомитет может предоставить ноты конкурсных произведений по предварительному согласованию
Специальность 0406000 «Теория музыки»
(сольфеджио, гармония)
Конкурс включает 3 тура по двум дисциплинам – сольфеджио и гармония. Допускаются учащиеся, соответствующие уровню конкурсных требований. Конкурсанты принимают участие во всех турах:
1 тур – письменная работа
2 тур – устный ответ
3 тур – практические навыки
Каждое задание оценивается по 10-балльной системе оценок.
1 тур включает 2 письменных задания:
-
диктант по сольфеджио
-
решение задачи по гармонии
Предлагается 2 уровня сложности.
1 уровень (соответствует III курсу специальности «Теория музыки»):
-
Диктант трехголосный, с развитым голосоведением, метроритмическими сложностями, с различными видами альтерации, модулирующий в тональности недиатонического родства.
Примерный уровень сложности: диктанты Абызовой Е.Н. (№№410-412), Бать Н.Г. (№№291-300), Резника М.Г.(№№747-750)
-
Задача в форме расширенного периода или простой 2-х частной, включающая модуляцию в тональности недиатонического родства (II-III степень), диатонические и хроматические секвенции, альтерацию аккордов S и D группы, все виды неаккордовых звуков.
Примерный уровень сложности: задачи Алексеева Б.К. (№№ 628-631, 643-654); Мясоедов А.Н. (№№154-202).
2 уровень (соответствует IV курсу специальности «Теория музыки»):
-
Диктант трехголосный, с развитым голосоведением, с применением различных приемов полифонической техники (имитация, канон, двойной контрапункт и т.д.), метроритмическими сложностями, с различными видами альтерации, средствами мажоро-минора, модулирующий в тональности недиатонического родства (III-IV степень)
Примерный уровень сложности: диктанты Абызовой Е.Н. (№№415-425), Бать Н.Г. (№№345-350), Резника М.Г.(№№807-809)
-
Задача в простой 2-х частной форме, включающая модуляцию в тональности недиатонического родства (III-IVстепень, постепенная и внезапная), все виды секвенций, альтерацию аккордов S и D группы, неаккордовые звуки, средства мажоро-минора, эллипсис, органный пункт
Примерный уровень сложности: задачи Алексеева Б.К. (№№ 749-762); Мясоедов А.Н. (№№251-278).
Время выполнения работ:
Диктант – 30 минут, 10 проигрываний
Задача – 2 академических часа (90 минут).
Критерии оценки письменных работ.
Диктант по сольфеджио оценивается по следующим параметрам:
-
грамотная и правильная запись диктанта;
-
время записи;
-
дополнительный балл получает участник, пожелавший повторить диктант по памяти.
Задачи по гармонии оцениваются по следующим параметрам:
-
грамотное распределение аккордов по их функциональности;
-
интересный фонизм;
-
безупречное голосоведение;
-
дополнительный балл получает участник, решивший задачу в 2-х вариантах.
Второй тур состоит из двух разделов:
-
чтение с листа нотного примера
-
игра секвенции на фортепиано.
1 уровень (соответствует III курсу специальности «Теория музыки»):
-
Чтение с листа предложенной одноголосной мелодии, включающей интонационные и метроритмические сложности (скачки, все виды хроматизма, отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства (II-IIIстепень), секвенции, средства мажоро-минора, все виды синкоп, особые виды ритмического деления, переменный метр).
-
Игра предложенного мотива секвенции в объеме 1-2 тактов, сложном размере, включающего неаккордовые звуки, альтерированные созвучия, отклонения.
Примерный уровень сложности: секвенции Алексеева Б.К. (хроматические №№14-20, транспонирующие №№ 4-20, диатонические №№ 9-12); Аренский А.С.(№№844-854).
2 уровень (соответствует IV курсу специальности «Теория музыки»):
-
Чтение с листа предложенной развернутой одноголосной мелодии, включающей интонационные и метроритмические сложности (скачки, все виды хроматизма, отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства (III-IVстепень), секвенции, средства мажоро-минора, все виды синкоп, особые виды ритмического деления, переменный метр).
-
Игра предложенного мотива секвенции в объеме 1-2 тактов, сложном размере, включающего неаккордовые звуки, альтерированные созвучия, средства мажоро-минора, отклонения.
Примерный уровень сложности: секвенции Алексеева Б.К. (хроматические №№22-25, транспонирующие №№ 15-25); Аренский А.С.(№№855-867).
Критерии оценки.
Чтение с листа оценивается по следующим параметрам:
-
грамотное исполнение мелодии;
-
выразительное пение;
-
дополнительный балл получает участник, который исполнил предложенный отрывок с аккомпанементом.
Игра секвенции оценивается по следующим параметрам:
-
грамотное исполнение;
-
выбор шага, направления и вида секвенции;
-
музыкальность.
-
дополнительный балл получает участник за исполнение второй секвенции (из предложенных двух).
Третий тур состоит из двух разделов:
-
слуховой анализ предложенного гармонического построения
-
игра на фортепиано модуляционного построения собственного сочинения (один из трех вариантов):
-
по предложенному началу и тональному плану;
-
по оригинальному началу и предложенному тональному плану;
-
оригинальный вариант.
1 уровень (соответствует III курсу специальности «Теория музыки»):
Слуховой анализ гармонического построения в объеме периода, включающего модуляцию в тональности диатонического и недиатонического родства (II-III степень), секвенции, альтерацию аккордов S и D группы, все виды неаккордовых звуков.
Игра на фортепиано построения собственного сочинения в форме периода, модулирующего в тональности диатонического и недиатонического родства (II-III степень), включающего секвенции, альтерацию аккордов S и D группы, все виды неаккордовых звуков.
2 уровень (соответствует IV курсу специальности «Теория музыки»):
Слуховой анализ гармонического построения в объеме периода, включающего модуляцию в тональности диатонического и недиатонического родства (III-IVстепень), секвенции, средства мажоро-минора, альтерацию аккордов S и D группы, все виды неаккордовых звуков, эллипсис, органный пункт.
Игра на фортепиано построения собственного сочинения в форме периода (или простой 2-хчастной), включающего все виды секвенций, альтерацию аккордов S и D группы, неаккордовые звуки, средства мажоро-минора, эллипсис, органный пункт, модуляцию в тональности III-IVстепени родства (постепенную или ускоренную) с энгармоническим возвратом.
Критерии оценки
Слуховой анализ оценивается по следующим параметрам:
-
верный тональный план;
-
потактовое аккордовое содержание музыкального материала.
-
дополнительный балл получает участник, который исполнил предложенное построение на фортепиано по памяти (без записи).
Игра модулирующего построения оценивается по следующим параметрам:
-
грамотное голосоведение с продуманными неакордовыми звуками
-
стилистическая ровность
-
дополнительный балл получает участник, сделавший жанровую обработку периода.
При равном уровне выступления участников, приоритетным будет считаться исполнение музыкального построения по предложенному комиссией началу и тональному плану.
Шкала оценивания:
-
по предложенному началу и тональному плану (от 0 до 10 баллов)
-
по оригинальному началу и предложенному тональному плану (от 0 до 8 баллов)
-
оригинальный вариант (от 0 до 6 баллов)
Специальность 0407000 «Пение»
специализация 040701 3 «Академическое пение»
Посвящается 100-летию Народного артиста СССР
Мукана Тулебаева
І тур
-
Ария композиторов ХVII – XVIII веков
-
Ария из опер композиторов Казахстана
-
Романс русского композитора XIX века
ІІ тур
-
Ария из опер русских композиторов ХІХ века (П. Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Рубинштейна и др.)
-
Романс или песня зарубежных композиторов ХVIII-XIX веков (В.Моцарт, И.Брамс, Ф.Мендельсон, Н.Гуно, Р.Шуман, Ф.Шуберт и др.)
-
Романс М. Тулебаева:
сопрано – «Бақыт вальсі»
меццо сопрано – «Есімде»
тенор – «Біржан туралы ән»
баритон – «Келші сәулем»
бас – «Домбыра сыры»
ІІІ тур
-
Ария из опер казахских, русских или западных композиторов (по выбору конкурсанта)
-
Казахская народная песня (по выбору конкурсанта)
Народные песни и романсы могут быть транспонированы в удобную для голоса тональность.
Все произведения исполняются на языке оригинала.
Произведения, исполнявшиеся на 1-ом и 2-м турах, на 3-м туре не повторяются.
Специализация 040702 3 «Народное пение с домброй»
I тур
-
Народная песня
-
Песни народных композиторов
-
Песни казахстанских композиторов (М.Жанболатов, Д.Ракишев, А.Сейдимбеков, А.Еспаев, С.Каримбаев, Г.Курмангалиев)
II тур
-
Народная песня
-
Песни народных композиторов написанные в высоком регистре кроме своих школ исполнения (Сарыаркинская, Жетысуская, Западная, Кзылординская школы)
-
Терме, желдірме на выбор конкурсанта
IІI тур
-
Народная песня
-
Песни народных композиторов
Специализация 040703 3 «Эстрадное пение»
I тур
-
Произведение отечественного композитора на казахском языке (Б.Оралұлы, К.Дюйсекеев, К.Шильдебаев, Т.Сарыбаев, А.Бушукова, С.Кайыргалиев, С.Байтереков, Т.Мухамеджанов, Н.Вильданов, Т.Кажгалиев, Р.Тен и др.) на выбор конкурсанта.
-
Мировой шлягер на иностранном языке (на выбор конкурсанта).
II тур
-
Песня на славянском языке.
-
Песня в любом жанре и стиле на выбор конкурсанта. Допускаются романсы, классика в современной интерпретации, джазовое произведение.
III тур
-
Казахская народная песня или песня народного композитора в эстрадной обработке
Достарыңызбен бөлісу: |