Проза ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира



Дата03.07.2016
өлшемі272.34 Kb.
#173563
түріАвтореферат


На правах рукописи

ХАЛХАРОВА Лариса Цымжитовна



ПРОЗА Ч. ЦЫДЕНДАМБАЕВА:

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Специальность

10.01.02 – литература народов Российской Федерации (сибирские литературы: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Улан-Удэ – 2007

Работа выполнена на кафедре бурятской литературы Бурятского государственного университета


Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор



Балданов Саян Жимбеевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент



Дампилова Людмила Санжибоевна

кандидат филологических наук, доцент



Сангадиева Эржен Гэндэновна

Ведущая организация – Иркутский государственный университет


Защита состоится «_29_» мая 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при Бурятском государственном университете (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6, ГОУ ВПО БГУ, учебный корпус №2, ауд. № 2201).

E-mail: dissovetbsu@bsu.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, ГОУ ВПО БГУ).

Автореферат разослан «____» апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Бадмаев Б.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования продиктована потребностями современного этапа развития литературоведения, связанного с поисками новых методологических подходов исследования национальных литератур России. Особенности проявления этнического самосознания, воссоздания национальной картины мира в литературах, развивавшихся в контексте метода социалистического реализма, представляют сегодня важную проблему.

В условиях современных глобальных реэтнических процессов, унификации национальных культур народов, приобретают особый смысл произведения писателей, создавших в ХХ веке общезначимые духовно-нравственные ценности. Актуальной задачей в таком контексте являются рассмотрение и выявление своеобразия национальной картины мира, воплощения национальной ментальности в художественном слове, познание основ современной литературы.

Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы ХХ века, занимает особое место в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую природу. А между тем генетическая связь творчества Ч. Цыдендамбаева с национальной культурой бурят, само содержание творений писателя не оценены в достаточной степени в литературоведческих исследованиях. Более того, весьма своеобразная поэтика прозы Ч. Цыдендамбаева, ее жанрово-стилевая специфика, глубокая внутренняя связь творчества с традиционной культурой народа, его историей, мировоззрением, художественный мир писателя в целом остаются не изученными. Несмотря на то, что Ч. Цыдендамбаев оставил большое поэтическое и прозаическое наследство, до сих пор не создано полное и целостное исследование его творчества, хотя творческая индивидуальность, его художественный мир, поэтика его произведений представляют большой научно-теоретический интерес.

Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Ч. Цыдендамбаева.

В соответствии с целью исследования определились следующие задачи:

- определить роль и значение национально-художественных традиций в становлении художественного мира писателя;

- выявить пути и способы создания национальной художественной картины мира в прозе, выделить устойчивые средства и приемы художественной образности;

- исследовать специфику жанров малой формы в творчестве писателя, выявить их художественные особенности;

- изучить своеобразие поэтики повествования, раскрыть сущность лирико-субъективного начала и понятия «лиризм» как характеристики авторского сознания;

- раскрыть смеховую стихию прозы, роль юмора и сатиры в творчестве Ч. Цыдендамбаева.

Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование представляет первый опыт целостного исследования творчества бурятского писателя ХХ века Ч. Цыдендамбаева, выявления особенностей художественного мышления писателя, сформированного в контексте национальной традиции и литературы социалистического реализма и воплотившего идейно-художественные искания своей эпохи.

Данное исследование раскрывает специфику создания национальной картины мира в прозе Ч. Цыдендамбаева. Впервые в работе дается развернутый анализ всего творческого пути художника, определяются роль и место национально-художественных традиций, а также жанрово-стилевые особенности прозы Ч. Цыдендамбаева.



Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинского, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского, Г.Н. Поспелова, В.В. Виноградова, М.Б. Храпченко, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, С.Ю. Неклюдова, Г.Д. Гачева, В.П. Скобелева, Э.А. Шубина, В.И. Тюпы, С.А. Липина, В.В. Новикова, А.П. Эльяшевича и др.

В диссертации использованы также материалы и положения, содержащиеся в исследованиях таких бурятских литературоведов, как А.И. Уланов, Н.О. Шаракшинова, Ц.-А.Н. Дугарнимаев, В.Ц. Найдаков, А.Б. Соктоев, С.Ж. Балданов, Э.А. Бальбуров, С.И. Гармаева, С.С. Имихелова.

Методология исследования основана на историко-генетических, художественно-эстетических принципах проблемного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:


  1. В создании национальной картины мира в произведениях Ч. Цыдендамбаева главную роль играют национальные образы, национальный характер, фольклорные и мифопоэтические традиции, как носители особой выразительности национального мироощущения.

  2. Наиболее очевидным качеством художественного мира Ч. Цыдендамбаева являются ярко выраженные лирические и эпические начала, которые определяют лиро-эпическую природу его прозы. Проза Ч. Цыдендамбаева – это проза поэта, пронизанная особым лирическим видением и иронической экспрессией.

  3. Основные аспекты родо-жанровой эволюции писателя – от поэзии через исторический роман к малой прозе; от лирики к эпосу и от него к лирико-субъективному повествованию в жанре новеллы, как выражению субъективных особенностей авторского сознания. Стилевое своеобразие малой прозы Ч. Цыдендамбаева характеризуется контаминацией разных типов повествования, оригинальностью художественных средств.

  4. Смех является одной из составляющих художественного мира писателя мира. Смеховая стихия, созданная в творчестве писателя, имеет особенный, присущий только Ч. Цыдендамбаеву, иронически-юмористический характер.

Материал исследования – эпические произведения Ч. Цыдендамбаева, написанные и изданные в разные периоды его творчества. Это дилогия о Доржи Банзарове, повесть «Бурятка», роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями», а также рассказы, многие из которых рассматриваются в литературоведческом плане впервые.

Объектом диссертационного исследования является творчество Ч. Цыдендамбаева и его место в бурятской литературе ХХ века, предмет исследования – художественный мир прозы Ч. Цыдендамбаева.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории бурятской литературы. Исследование творчества Ч. Цыдендамбаева, становления и эволюции его прозы, раскрытие национальной картины мира, жанрово-стилевой специфики восполнят недостающее звено в системе комплексного изучения всего творческого наследия писателя и тем самым послужит материалом для дальнейшего изучения его творчества.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по бурятской литературе, при проведении спецкурсов, спецсеминаров по творчеству Ч. Цыдендамбаева в вузовской и школьной практике преподавания.



Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации освещены в докладах на научных конференциях преподавателей Бурятского госуниверситета, межрегиональных научных конференциях (Иркутск, 2000, 2002), международных научных конференциях «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, 2003), «Россия – Азия: становление и развитие национального самосознания» (Улан-Удэ, 2005), «Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов» (Иркутск, 2005), «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2005), «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006). Результаты исследования использовались в разработке учебно-методического комплекса по истории бурятской литературы, в практике преподавания бурятской литературы ХХ века. Содержание работы отражено в 18 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, определяется объект исследования, раскрываются научная новизна, практическая значимость работы, указываются методы исследования, излагаются основная цель и задачи.

В первой главе «Национальный мир прозы Ч. Цыдендамбаева» определены основные истоки формирования национальной художественной картины мира в прозе писателя. Анализ национально-художественных традиций, в контексте которых формировались художественное сознание и творческая манера, строится на материале его дилогии о Доржи Банзарове, повести «Бурятка», который позволяет подойти к проблеме освоения фольклорных традиций в реалистической литературе, выявить стилевое своеобразие прозы, специфику использования изобразительно-выразительных средств.

В разделе 1.1. «Становление художественного мира Ч. Цыдендамбаева» рассматривается роль национально-художественных традиций в становлении художественного мира писателя, исследуется своеобразие фольклорных, мифопоэтических традиций в романе-дилогии о Доржи Банзарове, повести «Бурятка», их значение в формировании авторской позиции и воплощении национального мира. Анализ раннего творчества писателя позволил проследить истоки и эволюцию прозы, которая начиналась с повести и исторического романа.

В разделе раскрываются основополагающие приемы создания художественной картины мира на основе принципов историзма, выявляется роль пространственно-временных отношений в концептуальной парадигме романа-дилогии. При изучении творчества Ч. Цыдендамбаева наибольший интерес вызывает специфика организации художественного мира писателя. Его своеобразие определяется особенностью художественного метода, сочетающего в себе фольклорные и литературные традиции.

Творчество писателя формировалось в 1950-е годы в условиях социалистического реализма с соблюдением его поэтики и эстетики. Однако, как всякий большой художник, Ч. Цыдендамбаев уже тогда предугадал приход в литературу и лирического, и документального начал. Ранний период творчества (1940-50-е годы) Ч. Цыдендамбаева – это время поисков темы, героя, жанра и собственного стиля в литературе. Писатель стремится творить в художественной ситуации современного ему реализма и следует национально-художественным традициям, пробует себя в поэзии, обращается к прозаическим жанрам – повести, затем к историческому роману, но близкими его эстетическим пристрастиям, как показало исследование, станут в дальнейшем эпические жанры малой формы.

Наиболее показательным в плане выражения национально-художественных традиций у Ч. Цыдендамбаева является исторический роман-дилогия «Доржи, сын Банзара» (1952-1958), который был создан в пору активного становления жанра романа в бурятской литературе.

Историзм и жизненная правда, опора на документализм при изображении национальной жизни бурят в дилогии несомненны, так как здесь налицо не только традиции бурятской литературы, но и опыт литературы социалистического реализма. Первые бурятские романы представляют собой освоение наиболее значимых моментов и событий истории бурятского народа, посвящены осмыслению историко-революционной тематики, и это вполне закономерно и связано с потребностью осознания своей национальной истории. В сюжетах бурятских романов наряду с изображением социально-значимых исторических событий, глубоко раскрывается внутренний мир человека, показывается личность во всех его связях с миром. В изображении человека становится важным не только выделение его социального статуса, но и определение общечеловеческой сути характеров.

В становлении романа в бурятской литературе одним из основополагающих факторов является процесс становления национального самосознания. Существуют не только разные пути, но и различные уровни выражения национального самосознания, воплощающегося в отдельном образе, в национальной картине мира и в создаваемом выдающимися художниками национальном художественном мире.

Роман «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева – произведение эпического плана, энциклопедического характера, воссоздающее широкую и разностороннюю картину жизни бурятского народа первой половины ХIX века. Лучшие черты национального характера, неповторимый уклад жизни бурятского народа, его многовековой духовный опыт, обычаи и традиции воплощены в романе-дилогии Ч. Цыдендамбаева. Создавая картину прошлого, художник широко использовал исторический материал в изображении быта и духовной жизни бурят. В романе перед читателем разворачиваются панорамные картины народной жизни: народные праздники (Сагаалган), ритуалы (шаманский тайлган, буддийский цам), различные национальные игры (отгадывание загадок, конные скачки), песни. Ч. Цыдендамбаев обращает особое внимание на раскрытие богатства душевного мира простых людей, глубины их чувств, силы их ума, отзывчивости на добро, которые проявляются в самых различных ситуациях. Писатель показывает национальные характеры, его положительных героев – как правило, благородных, мужественных людей. Таковы дядя Доржи Хэшэгтэ, земляки Еши Жамсуев, Эрдэмтэ, Ухинхэн, сказитель Борхонок, Мунко-баабай, батрак Мархансая – богатырь Балдан, Жалма, Аюхан и др. Пространство исторического романа позволило автору нарисовать впечатляющие картины национальной жизни, создать колоритные образы бурят первой половины XIX в., показать существенные черты национального характера. Стремление к знаниям, пытливый ум закономерно формируются в атмосфере народной жизни, где интеллект и образование мыслятся как высшие ценности человеческой жизни. Ч. Цыдендамбаев воплотил в созданном им образе Доржи Банзарова лучшие черты национального характера.

Постижение природы бурятского национального характера, основополагающих особенностей менталитета невозможно было, по мнению писателя, без обращения к фольклору, выработавшему устойчивую систему нравственных, культурно-эстетических, религиозных и других представлений и норм, характерных не для личности-индивидуальности, а для этноса в целом. В повествовательную структуру романов, повестей, рассказов Ч. Цыдендамбаева включаются в трансформированном виде традиционные для эпосов тюрко- и монголоязычных народов образы (богатыря, мудреца, коня), мотивы (подвига, испытания, поединка, огня, очага и др.), выполняющие важные литературные функции в изображении особенностей национального быта, характера, своеобразного мировосприятия и художественного мышления, развитию сюжета, созданию картины мира.

Мифологемы создают в прозе Ч. Цыдендамбаева не только национальный контекст, присутствуют на образном уровне и на уровне мироощущения. Автор исследует художественные возможности познания мира и человека в романе-дилогии через использование универсальных мифологем огня, очага, семьи, как очень важных ментальных понятий. Роман-дилогия состоит из глав, которые, в свою очередь, составляют самостоятельные новеллы. Главы строятся таким образом, чтобы каждая новелла (подглавка) обнаруживает национальный образ мира в определенных мифологемах и архетипах: в первой главе – улигершина-сказителя, («Борхонок»), огня-очага («У очага»), коня («Үншэхэн Зээрдэ» – Рыжая сиротка), богатыря и чудовища («Мархансай»), во второй главе – мифологема семейного очага («Эрдэмтын бүлэ» – Семья Эрдэмтэ) и др.

Архетипы в романе Ч. Цыдендамбаева позволяют увидеть многие существенные стороны в содержании его произведений – прежде всего преемственность в жизни человеческого рода, связь времен, память о прошлом.

Интерес писателя к народной жизни, национальным образам, обычаям и традициям объясняется поисками общих закономерностей, находится в русле мировоззренческих исканий автора. В контексте эпически широкой картины жизни народа формируется интерес не только к закономерностям жизни вообще, но и к отдельной человеческой судьбе. Такое понимание реализуется в целом, во всем творчестве писателя – и в романах «Доржи, сын Банзара», «Вдали от родных степей», и в повести «Бурятка», и в рассказах.

В повести «Бурятка» (1961) показано формирование и развитие традиционного характера и поведения бурятской женщины Жаргалмы в новых условиях. Писатель показывает сложность и противоречивость национального характера, который может меняться под воздействием социальных обстоятельств.

В структуре повести выявляется аналог мифопоэтической модели мира с присущими ей бинарными оппозициями: верх-низ, небо-земля, свое-чужое, временные оппозиции: лето-зима, весна-осень, день-ночь, закат-восход. Оппозиция родной дом-чужбина в повести «Бурятка» выражена с помощью образа дороги как метафоры меняющегося мира, разлуки и свидания. Есть и оппозиции цветовых характеристик. Для мифопоэтического мышления характерно противопоставление белый-черный, усиливающее сущностную оппозицию жизнь-смерть. Это такие эпитеты, как «хара сэдьхэл» (черная душа), «хара хараал» (черный гнев) старухи Хулганы, «хара сог» - черные угли, оставшиеся от костра Гэрэлтэ, «хара шубууд» (черные птицы), которые предвещали Жаргалме беду, и «сагаан бодолнууд» (букв. «белые», в значении «чистые, сакральные» мысли»), «сагаан сэдьхэл» (чистая душа), «сагаан харгы» (хорошая дорога), «сагаан эдеэн» (белая пища), символизирующие светлую сторону жизни.

На основе синтеза национально-художественных и реалистических традиций бурятской литературы Ч. Цыдендамбаев создает неповторимую картину мира в ее национальной специфике. Фольклорно-мифологические и национально-художественные элементы, включенные в виде реминисценций, архетипов, широкое использование изобразительно-выразительных средств, выявляющих непосредственные контакты с традициями, раскрытие специфики национального характера являются основными способами создания национального художественного мира дилогии Ч. Цыдендамбаева о Доржи Банзарове и повести «Бурятка».

В разделе 1.2. «Лиро-эпическая природа творчества Ч. Цыдендамбаева» рассматривается ранняя проза Ч. Цыдендамбаева, в которой ощутимо лирическое начало как особое стилевое проявление.

Проза Ч. Цыдендамбаева возникла на фоне уже сформированной им поэтической системы. Поэтому естественно, что в его прозаических произведениях должны были претвориться характерные для поэзии формы воссоздания действительности, особенности художественного обобщения, изобразительно-выразительные средства лирического выражения. Лиризм ранних произведений объясняется не только влиянием поэтического опыта писателя, но и тем, что тенденция усиления авторской субъективности была связана и с проблемой национальной самобытности, ценностных критериев в национально-художественном опыте.

Поэтическое начало присутствует и в поэтике первого романа Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952), который, как было уже отмечено, состоит из отдельных новелл. Короткий размер текста новеллы, частое выделение в самостоятельную текстовую единицу фразы, как аналога стихотворного текста («Борхонок», «У очага», «Рыжая Сиротка», «История с красками», «Семья Эрдэмтэ» т. д.); синтаксический параллелизм, повторы, рефрены, анафоры и эпифоры и т. д. – все это приемы стихотворной организации текста.

Несмотря на то, что в романе «Доржи, сын Банзара» преобладающим является эпическое повествование, вместе с тем в нем сильно выражено лирическое начало. В авторской речи, в речи главного героя Доржи, в красочных пейзажах, в портретных характеристиках героев мы обнаруживаем тонкий лиризм. Изображение бурятских степей, картин природы в произведениях Ч. Цыдендамбаева придает повествованию лирическую тональность. Реалии национального быта, природы входят в прозу Ч. Цыдендамбаева не только как этнографический элемент, но и как средство отражения эмоционального восприятия мира. Пейзаж – поэтический образ природы, пространства национального бытия. Наличие такого мифологического объекта-образа в национальной литературе совершенно необходимо.

Для бурятских писателей основной образной моделью мира является степь, которая выступает как константа родины, образное воплощение ее природной космической органичности и самодостаточности. Природа, ландшафт, бурятские степи накладывают определенный отпечаток на мироощущение героев Доржи, Жаргалмы, Аюхан и др.

Психологическое состояние героев в повести «Бурятка» дано как при помощи прямого самораскрытия и самоанализа, так через пейзажные картины, сны и видения, психологический портрет, речь героев, внутренние монологи, рефлексии – что сближает повесть с поэмой, с лирикой. Лирические отступления в повести связаны с описанием мира чувств героини. Героиня Жаргалма воплощает черты национального характера, она сдержанна и скромна в проявлениях эмоций и чувств, несмотря на свой богатый внутренний мир, и поэтому большую часть времени проводит в одиночестве, в раздумьях, в общении с природой, воспринимая окружающий мир поэтически образно.

Особенностью поэтики стиля ранней прозы Ч. Цыдендамбаева является и то, что писатель облекает прозаическое произведение в поэтическую форму, используя возможности и эпоса, и лирики, что формирует лиро-эпическую концепцию прозы. Приемы внутреннего монолога, несобственно-прямой речи, отражающие процесс взаимопроникновения авторского слова и слова героя, становятся отличительной особенностью повествовательной структуры прозы Ч. Цыдендамбаева.

Художественный мир ранней прозы Ч. Цыдендамбаева представляет собой тесное взаимодействие национально-художественных традиций и реалистических принципов отображения действительности, сложного синтеза национального, лирического и эпического в создании картины мира, концепции личности человека, его отношений с другими людьми. Можно говорить о том, что лиро-эпическое начало, авторская ирония, яркая индивидуальность писателя определяются на основе национальных художественных традиций.

Во второй главе «Жанрово-стилевое своеобразие прозы Ч. Цыдендамбаева» рассматривается дальнейшая эволюция эпических жанров в творчестве писателя, выявляются особенности поэтики повествования малой прозы, прослеживается его путь от эпического объективированного мышления с элементами лиризма, сформированного традициями в прозе, к открыто выраженному лиризму в новеллах как выражению субъективных особенностей авторского сознания. Также рассматривается смеховая природа рассказов и сатирического романа в новеллах «Охотники за голубыми гусями» в контексте восточных художественных традиций.

В разделе 2.1. «Рассказы 1950-60-х годов: проблема характера» рассматриваются рассказы, в которых определяющей категорией поэтики в отражении художественного мира выступает национальный характер.

В конце 1950-х годов Ч. Цыдендамбаев обращается к жанру рассказа, который позволил писателю в малом объеме изображения ставить и решать и конкретные, и общие проблемы человеческого бытия, что достигается не только характером пространственно-временных отношений, но и конструктивным построением прозы, своеобразием авторского, лирического и комического начал. Рассказ – это та жанровая форма, в которой, на наш взгляд, талант писателя проявляется наиболее ярко. Ч. Цыдендамбаев пробует известные ему приемы и средства лаконичного сюжета, экспериментирует, осваивает рассказ, новеллу, анекдот, фельетон, сказ. Процессы жанрового синтеза, обогащения рассказа достижениями и художественными особенностями жанров повести, романа, лирического стихотворения, публицистической статьи отчетливо прослеживаются и в прозе Ч. Цыдендамбаева.

Дух бурятской земли, национальной жизни живет почти во всех рассказах Ч. Цыдендамбаева. Писатель с его обостренным интересом к национальной культуре и тонким ощущением всех оттенков народной жизни создал своеобразный художественный мир и самобытный, неповторимый, именно «цыдендамбаевский» способ его изображения. В рассказах и повестях Ч. Цыдендамбаева 1950-60-х годов представлена галерея характеров, типологически сходных по своей национальной самобытности характерам таких русских и бурятских мастеров прозы, как В. Белов, В. Шукшин, В. Астафьев, Х. Намсараев, Ж. Тумунов, Ж. Балданжабон, А. Бальбуров, Ц. Дамдинжапов, Д. Эрдынеев и др. Это свидетельствует о том, что бурятский писатель в своих поисках шел в общем русле художественно-стилевых исканий советской многонациональной литературы. Изначально выбранный объектом художественного изображения родной национально-этнический мир воссоздается художником в неповторимых сугубо бурятских характерах. Присущей всем рассказам общей особенностью является преимущественное внимание к семейно-бытовому материалу – фактам, случаям. У Ч. Цыдендамбаева нет рассказов на модную в то время «производственную тему». Художник с любовью к родному народу, к его национальным традициям, умел передать переживание в его тонких нюансах и переливах. Именно через национальное в персонажах писатель проникает в глубину человеческой души.

Герои рассказов Ч. Цыдендамбаева чаще люди немолодые, принадлежащие к тому поколению, которое выросло и впитало в себя формы быта, понятия и привычки этнонационального мира. Писатель прекрасно знал этих людей и писал о них как бы с натуры. Ч. Цыдендамбаев, раскрывая характеры бурятских стариков и старух, был уверен в том, что они и есть носители многих непреходящих ценностей, хотя иногда и подшучивал над ними, над их «несовременностью». Автор со свойственной ему в доброжелательной манере, с тонким юмором, с легкой долей иронии показывал какие-то досадные промахи и недостатки пожилых людей, которые казались таковыми на фоне современной жизни.

Старики интересуют писателя как сложившиеся личности, носители и хранители национального мира, свидетели прошлого, характеры, как правило, сложившиеся, поучительные, показательные по опыту пережитого. Герои многих его рассказов показаны в непрерывной связи с родной землей, через отношение к которой раскрывается их внутренний мир. В рассказах Ч. Цыдендамбаева старики – это всегда любимые герои. Старики Ч. Цыдендамбаева (Улзыто-бабай, Балдан Санхиров, Радна, Монтон, Жаргал-абгай, Норжимо и др.), как и герои бурятских рассказов 1950-х годов - старуха Бумбу в рассказе Ц. Дамдинжапова «Просто мать», старик Лыгден из рассказа Д. Эрдынеева «Отцовская любовь», наделены особой жизненной мудростью, душевной теплотой, сердечностью, любовью к своим близким, к родной земле.

Герои Ч. Цыдендамбаева немного чудаковатые, немного не от мира сего. Показывая своих героев в разных ситуациях, порою смешных, комических и нелепых, трагических, тем не менее писатель делает их победителями в силу их чистоты и цельности внутреннего чувства, часто незаметного у самых благополучных персонажей. Характеры, созданные в рассказах Ч. Цыдендамбаева живые, противоречивые по своей природе. Сам характер времени дал возможность писателю основное внимание сосредоточить на внутренней жизни, на раскрытии переживаний героев.

Любимые герои Ч. Цыдендамбаева, натуры деятельные и цельные, покоряют читателя внутренней силой, заражают своей неутомимой энергией. Таковы старик Балдан Санхиров, Самбу-бабай, Улзыто, Борной и многие другие.

Изображая характеры, имеющие тесную взаимосвязь со средой, писатель поднимал целый ряд общечеловеческих и социально-исторических проблем, таких как роль семейной традиции и ее преемственность, связь поколений, своеобразие и специфику народной жизни и национального характера и т. д. Все эти проблемы нашли то или иное художественное отражение в его творчестве.

Формируясь и развиваясь в контексте современного ему социалистического реализма, писатель сумел воссоздать самобытные образы и характеры в национальной специфике. В образах, созданных писателем, социальное начало часто выступает на первый план в характеристике героя, что было обусловлено методом социалистического реализма, но истинной же своей сутью многие герои Ч. Цыдендамбаева глубоко национальны.

В разделе 2.2. «Поэтика повествования малой прозы» определяется вклад писателя в процесс развития жанровых форм малой прозы, раскрываются особенности ее поэтики повествования, лирико-субъективного начала как проявления авторского сознания.

Период 1950-60-х годов можно охарактеризовать как период становления жанрово-стилевой системы прозы Ч. Цыдендамбаева. У писателя вырабатывается стилевая манера, в которой ведущее место принадлежит повествователю, близкому автору. Во многих произведениях автор обнаруживает себя не только как лицо, близкое к главному герою (что находит выражение в многочисленных авторских обращениях к нему – предостережении, сочувствии, возмущении и т.д.), но и как сам переживший или переживающий подобное. Многие рассказы Ч. Цыдендамбаева 1950-х гг. написаны от лица «повествователя», не названного, «растворенного» в тексте, это так называемое «объективное» повествование с элементами субъективности и лиризма. Таковы рассказы «Богатство», «Земля», «Дорога в Бильчир», «Новый дом», «Соль», «Спор под заклад», «Станция Баирмы», «Встреча двух знакомых», «На чужбине», «Шульхимэ», «Последний смех», «У горбатых берез» и др. А в рассказах и новеллах Ч. Цыдендамбаева 1960-70-х гг. («Ливень в степи», «Разговор происходил в темноте», «Мудрость», «Однажды в мае», «Бинокль», и др.) наблюдается усиление авторской субъективности, лирического повествования. Для стилевой манеры Ч. Цыдендамбаева этого периода характерно активное проявление лирико-субъективного начала, появление героя с чертами автобиографизма, разработка литературного сказа («Моя первая книга», «Соблазн», «О чем я думал возле цветущих берез», «На свадьбе» и др.). В рассказах Ч. Цыдендамбаева 1960-70-х годов зарождаются признаки новой повествовательной формы – повествования, приближающегося к литературному сказу. Если в ранних рассказах автор-повествователь в основном был всезнающим, то теперь точка зрения повествователя не совпадает с авторской, которая складывается из столкновения и переплетения разных точек зрения, что позволяет говорить о герое-рассказчике.

В малой прозе указанного периода лирическое, субъективное начало становится не только главной стилевой особенностью, но и жанровой, наблюдается усиление внимания к описаниям и явлениям прошлого, соединяющим разные аспекты восприятия. Лирическая тональность, эмоциональная окраска, иллюзия превращения прошлого в настоящее, характерные для лирического повествования – эти стилевые черты многих рассказов Ч. Цыдендамбаева позволяют отнести их к лирической прозе, возникшей в середине 1950-х годов в советской литературе. Характерными особенностями этого стиля следует считать и условную дистанцию между автором и основным лирическим героем произведения, и форму воспоминаний, которая укрепляет данный факт реальностью своего существования в прошлом. Вместе с тем «история души» (Лейдерман) автора как важное свойство лирической прозы совмещена, сочетается с историей его жизни (отсюда и автобиографизм рассказов). Возникает форма некоего нового стилевого качества – лирико-субъективного или лирико-автобиографического рассказа, в котором ощутимо усиление роли автора.

Приметы лирической прозы обнаруживаются в таких рассказах, как «Ливень в степи» (1960), «О чем я думал возле цветущих черемух» (1969), «Моя первая книга» (1970), «На свадьбе» (1970) и других, в которых повествование ведет герой-рассказчик, отличающийся от автора-повествователя более активным участием в развитии сюжетного действия, т.е. является главным героем произведения. Сюжет в произведениях, причисляемых к лирической прозе, отличается от сюжета в общепринятом понимании. В основе действия эпического произведения - конфликт, сюжет - движущаяся коллизия, чередование и взаимодействие событий и ситуаций. В рассказе «Ливень в степи» (1960) два субъекта речи и два сознания: это автор-повествователь и герой-рассказчик. Рассказ построен как рассказ-воспоминание. К этой разновидности мы можем отнести рассказы «Судьба человека» М. Шолохова, «Фиалка» В. Катаева, «Просто бурятская мать» Ц. Дамдинжапова, «Моя ангарская весна» А. Жамбалдоржиева. В них повествование пронизано саморефлексией и духом самопознания, форма первого лица наделяет произведения наибольшей достоверностью и автобиографизмом.

Рассказ «Ливень в степи», безусловно, один из лучших рассказов Ч. Цыдендамбаева. Он интересен не только своей оригинальной поэтикой, но и особенным лирическим видением мира. Кольцевой принцип композиции, обуславливает темпоральную организацию рассказа, построенную на циклическом со- и противопоставлении временных измерений (настоящее – прошлое – настоящее). Герой-повествователь обращается к прошлому и воссоздает в своей памяти встречу со старухой Норжимо абгай, которая рассказала ему историю о чудесном докторе, спасшем ее сына. В рассказе через восприятие повествователя, занимающего позицию слушателя, автор раскрывает внутренний мир героини, ее заботы и переживания о взрослом сыне, его семье, воспоминания о дорогом докторе, образ которого навсегда запечатлелся в ее памяти.

Проведенный анализ показал, что в ранних рассказах писателя (1950-х годов) преобладает объективный принцип повествования с элементами лиризма, а в рассказах 1960-70-х годов доминирует лирико-субъективное повествование, в котором главное место занимает лирический герой. Сюжет и композиция многих рассказов указанного периода («Ливень в степи», «Моя первая книга», «О чем я думал возле цветущих черемух», «На свадьбе» и др.) отражают не развитие событий и характеров, а развитие поэтической мысли исповедующегося лирического героя – автора, более активное проявление авторского сознания.

Как становится понятно, выбранный Ч. Цыдендамбаевым жанр рассказа в наибольшей степени отвечает поэтике и стилю писателя как возможность запечатлеть мгновения жизни. Рассказ, таким образом, синтезируя и эпическое, и лирическое, субъективное и объективное начала, формирует творческую индивидуальность писателя, особенности его письма. Поэтика прозы Ч. Цыдендамбаева, как и его эстетическая концепция, индивидуальна и одновременно органически включена в процесс развития бурятской литературы ХХ века.

В разделе 2.3. «Смеховая стихия в рассказах и романе в новеллах «Охотники за голубыми гусями» рассматриваются средства и приемы создания смеховой атмосферы в прозе Ч. Цыдендамбаева. Одной из отличительных особенностей поэтики произведений Ч. Цыдендамбаева является наличие в них смеховой стихии. Проза писателя богата различными оттенками смеха: от легкой усмешки, жизнеутверждающего, доброго юмора, иронии, сатиры, сарказма и до гоголевского «смеха сквозь слезы. Некоторые рассказы Ч. Цыдендамбаева уподобляются басням или притчам благодаря обобщающим выводам и сентенциям с назидательными нотками: «Последний смех», «Дыра в овчинном одеяле», «Салдага Ямпил», «Заживо умерший Шойроб» и др. Автор то подчеркивает находчивость и остроумие своих героев, то выразительно критикует откровенную глупость, жадность людей, имеющих высокое социальное положение, то добродушно смеется над их недостатками. Это придает рассказам Ч. Цыдендамбаева поучительный характер басни или притчи, и, хотя концовка чаще всего бывает заключена в юмористическую форму, она всегда выражает сокровенное и глубокое раздумье автора над жизнью и человеком, его живую реакцию на людскую глупость или находчивость, подлость или благородство.

В разделе также рассматривается сатирический роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями», написанный в конце 60-х годов. Роман построен по типу «обрамлённых повестей», излюбленному восточной литературной традицией, в частности индийской: в ткань повествования вплетаются законченные эпизоды, которые часто носят характер поучения. В оригинале состоит из 57 отдельных частей с заглавным и подводящим итог новеллами (рамочная композиция), с неизменно воплощающимися в каждой части мотивами, образами и едиными героями.

Обращение Ч. Цыдендамбаева к традициям народной смеховой культуры продуцировало определенный тип образности, позволяющий квалифицировать пространство романа «Охотники за голубыми гусями» как смеховое, с характерными признаками такого пространства: установкой на игру, карнавальностью, «перевернутостью», созданием галереи комических персонажей, особым типом главного героя. В карнавализованном художественном мире романа смех является одним из главных компонентов.

С образом главного героя, борца за правду, поэта в золотистой рубашке, противопоставленного миру обывателей и карьеристов, связана в романе его лирическая струя, которая придает роману жизнеутверждающий настрой. Персонажи романа представляют собой интересную галерею образов: мелких служащих, чиновников, торговых работников, ученых, графоманов с их мнимой добродетелью, порядочностью, образованностью. И все это показано автором ярко, живописно, с юмором и сарказмом: большой торговый начальник, ждущий от поэта оду в связи с юбилеем; хитрый псевдоученый, пишущий докторскую диссертацию о грибах «Человечество и грибы»; портниха Намсал-абгай, думающая только о прибыли; графоман, автор трехтомного романа-альбома, требующий от поэта отзыва за свой «труд» и другие, стремящиеся поймать «голубых гусей», постоянно оказываются в комических ситуациях.

В творчестве Ч. Цыдендамбаева смех становится основным приёмом сохранения и передачи народных жизнеутверждающих моральных ценностей. Смех художника определял истинность и нелепость происходящего, формировал особый «карнавализованный» (М.М. Бахтин) мир.

Лирическое и комическое начала, юмор и сатира, реализуясь в структуре эпических произведений Ч. Цыдендамбаева, играют большую роль в создании образов, в типизации и характеристике героев, в раскрытии идейного замысла автора, в создании особой, окрашенной авторским субъективизмом и добрым смехом картины художественного мира.

В заключении даются выводы по теме диссертации, намечаются дальнейшие перспективы изучения.

Яркая индивидуальность писателя Ч. Цыдендамбаева, выраженная в самобытности стиля и языка, в своеобразии философско-эстетических воззрений и созданной им художественной картины мира, отражают сложность бытия и внутреннего мира человека. Мифологическая и фольклорная основа, синтез национально-художественных и реалистических традиций литературы, использование малых жанров и создание на основе их циклизации монументальных художественных форм, ярко выраженное лирическое начало, смеховая стихия – это основные черты поэтики Ч. Цыдендамбаева. Анализ художественного мира Ч. Цыдендамбаева в контексте жанровой эволюции позволил определить роль и место творческих исканий художника в бурятской литературе ХХ века.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:



  1. Халхарова, Л.Ц. Автор-повествователь в рассказах Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Вопросы бурятской филологии. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997. – С. 8-14.

  2. Халхарова, Л.Ц. Пространственно-временная организация рассказов Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Проблемы бурятской литературы на современном этапе: материалы региональной науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. – С. 148-150.

  3. Халхарова, Л.Ц. Поэтика рассказов Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Проблемы литературы и фольклора: материалы науч. конф., посвящ. 10-летию кафедры бурятской филологии ИГУ. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2000. – С. 24-28.

  4. Халхарова, Л.Ц. Национальный образ мира в романе «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Вопросы бурятской филологии. Ч. 3. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. – С. 37-40.

  5. Халхарова, Л.Ц. О «малой прозе» Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Вопросы бурятской филологии. Ч. 4. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. – С. 57-60.

  6. Халхарова, Л.Ц. Повествовательная структура рассказов Ч.Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Лингвистика. Литература. Межкультурная коммуникация: материалы регион. науч. конф. молодых ученых. – Иркутск: ИГЛУ, 2001. – С. 84-88.

  7. Халхарова, Л.Ц. Картина мира в повести Ч. Цыдендамбаева «Бурятка» [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Литературное образование в национальных образовательных структурах: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию высшего образования в Республике Бурятия. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. – С. 71-77.

  8. Халхарова, Л.Ц. О стилевом своеобразии прозы Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Санжеевские чтения–5: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. – С. 136-140.

  9. Халхарова, Л.Ц. Национальная картина мира в прозе Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Время в социальном, культурном и языковом измерении: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию ИГУ. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2004. – С.136-139.

  10. Халхарова, Л.Ц. О национальном характере в рассказах Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Россия – Азия: Становление и развитие национального самосознания: материалы междунар. науч. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. – С.143-146.

  11. Халхарова, Л.Ц. Проблема национального в творчестве бурятских писателей в условиях социокультурной модернизации [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Бурятский язык и культура в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 ноября 2005 г.). – Улан-Удэ: Бэлиг, 2005. – С. 243-245.

  12. Халхарова, Л.Ц. Новеллистическая структура романа «Охотники за голубыми гусями» Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Сибирь – единое фольклорно-литературное полиэтническое пространство. Ч. I. Вып.1. – Улан-Удэ: ГУП ИД «Буряад үнэн», 2005. – С. 125-129.

  13. Халхарова, Л.Ц. Синтез лирического, эпического, комического в литературах народов Сибири (на материале творчества бурятского писателя Ч.Цыдендамбаева) [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Методологические проблемы изучения литератур народов Сибири: материалы регион. науч. конф. – Кызыл: Аныяк, 2006. – С.121-125.

  14. Халхарова, Л.Ц. Об особенностях стиля Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. Н.О. Шаракшиновой (13-16 октября 2005 г.). – Иркутск: Иркут. гос. ун-т , 2006. – С. 114-118.

  15. Халхарова, Л.Ц. Мифопоэтика романа Ч. Цыдендамбаева «Вдали от родных степей» [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Сибирь – единое фольклорно-литературное полиэтническое пространство. Ч.II.: материалы регион. науч. конф. (16 января 2006 г.). – Улан-Удэ: ГУП ИД «Буряад үнэн», 2006. – Вып.1. – С. 114-119.

  16. Халхарова, Л.Ц. Лирический стиль новеллистики Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. – Вып.11. – С. 58-65.

  17. Халхарова, Л.Ц. Фольклорно-мифологические мотивы в романе Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Традиции и современные процессы в фольклоре и литературе: материалы науч. конф.: в 2 ч. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. – Ч. 1, 2. – С. 274-281.

  18. Халхарова, Л.Ц. О традиционных ценностях бурят в творчестве Ч. Цыдендамбаева [Текст] / Л.Ц. Халхарова // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта в условиях полиэтничности: Сб. ст.: в 3 т. – Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. – Т.1. – С. 540-548.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет