В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно



Дата11.06.2016
өлшемі57.5 Kb.
#127649
Ударение

В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно. Но в зависимости от того, какой аспект преобладает, можно говорить о динамическом (силовом) и тоническом ударении. Силовое характеризуется силой выдоха (экспирации). Тоническое - высотой тона (частота вибрации голосовых связок). Оба типа ударения в той или иной мере существовали в ИЕ.

Высота тона является фонологически значимой, то есть выполняет смыслоразличительную функцию: Skt várah - круг, varáh - выбор; зáмок - замóк. Важнейшим общим признаком германских языков является сильное динамическое (силовое, экспираторное) ударение на первом корневом слоге. В глаголах и именах ударение неодинаково: в приставочных сущ-ых и прил-ых падает на приставку, а в приставочных глаголах на первый корневой слог. Причина в разновременности их возникновения. В период становления фиксированного ударения притавка и глагол еще не слились в едином слове, а древнейшие приставочные имена воспринимались как одно целое. По своему месту ИЕ ударение свободное, то есть могло падать на любую морфему и даже двигаться в пределах парадигмы.В ОГ свободное ударение сменилось ударением, фиксированным на начальном (корневом) слоге. Тоническое ударение сменилось динамическим. В настоящее время тоническое ударение наблюдается в шведском и норвежском языках, а также в некоторых датских диалектах. Фиксированное ударение выделило главный в смысловом отношении слог и способствовало редукции неударных слогов: долгие гласные сокращались, а краткие ослаблялись и редуцировались. Все гласные стоят в оппозиции по ударению, наиб-ее различие отмечалось м/у главным уд-ем (примарным) и безуд-ым положением, промежуточное полож-е занимало вторичное (секундарное) уд-е. Главное уд-е падало на 1-ый слог. Первый этап редукции прошел уже в общегерманском, в дальнейшем эта тенденция действовала с разной силой во всех германских языках. Фонетическая редукция привела к грамматической.
Аблаут

Термин ввел в употребление Я. Гримм. Это спонтанное (не обусловленное языковым окружением) чередование гласных. Оно было унаследовано германскими языками от ИЕ, но получило в германском дальнейшее развитие, систематически используясь в словообразовании и формообразовании. Существует два типа чередования по аблауту: качественное и количественное.Качественный аблаут представляет собой чередование разных гласных и касается в основном гласных е и о (кратких и долгих). При количественном аблауте чередуются различные по долготе гласные одного качества:Lat sedeō - sēdī (сижу - сел)Аблаут предположительно является отражением двух типов ИЕ ударения. Тоническое ударение привело к качественному аблауту, силовое к количественному.

Выделяют три ступени аблаута: нормальная (ĕ, ŏ) – удлиненная (ē, ō) – нулевая (ø)

Чередования по аблауту в германских языках представляют собой дальнейшее развитие ИЕ чередований.

ИЕ количественное чередование о - ō вследствие перехода ИЕ о - ОГ а становится чередованием а - ō (качественно-количественным) - это характерная особенность сильных глаголов 6 класса

Наиболее распространенной формулой чередования в германских языках была формула e/i - a - ø, в которой сочетались оба типа аблаута - качественный и количественный: OE findan - fand - fundon - funden.Аблаут в германских языках используется и в словообразовании, и в формообразовании. Наиболее широко и системно в последнем, а именно - в спряжении сильного глагола. Характерная Герман. черта глаг-ой системы – широкое исп-е аблаута в построении парадигматических рядов, прежде всего временных оппозиций (презентные и претеритные основы сильн. глаголов различаются по аблауту). В разных герм. племен. языках аблаут оказался разным по устойчивости. Со временем роль аблаута снижается, основная масса новых глаголов использует др. модель формообразования (суффиксацию – претерит, прич. II)


Морфологическая структура слова

Одним из главных процессов в морфологической системе др. герм. языков была перестройка структуры слова. Инд. ев. трехморфемная структура (корень+суффикс+окончание) заменяется двухморфемной (основа+окончание). Основообразующий суффикс либо сливается с падежной флексией в единое окончание, либо сам становится окончанием, либо сливается с корнем. Т.о. выделяется основа как носитель лексического значения и окончание как показатель грамматической формы. Двухморфемная структура была не единственной, старая трехчленная модель еще выделима в готском языке и в языке древнейших рунических надписей.



Система германского имени

В инд. ев. грам. системе слово никогда не существует без особ. грам. хар-к (суффиксы, окончания), что позволяет различать внешне имя и глагол. В древн. герм. языках (особ. в англ.) имя и глаг. почти не различаются. В герм. яз. флексия была опрощена (из-за редукции и выравнивания по аналогии). В инд. евр. было 2 осн. типа флексий: 1) на –е/-о 2)на согл. (сонант). В герм. – тенденция к обобщению типа, это тип окончания на гласный (тематический гласный). В атематическом типе корневая часть слова (предст-ая основой) и окончание четко различаются. В тематическом – основа и окончание слиты и оба Эл-та уже не отличимы др. от др. Эта тенденция распространяется и на атематич. тип. Поэтому оконч-я сократились и изменились, полностью исчезает впечатление о тематич. гласном. В герм. яз – тенденция к созданию слова, независимого от всякой грам. формы. Роль окончания постепенно утрачивается и в отдел. герм. языках оно исчезает. В др. герм. языках сущ-ло 3 типа склонений: 1) именное (сильн. и слаб. сущ-ых и слаб. прил-ых) 2)скл-е указат. мест. (кроме личных 1-го, 2-го лица) 3)скл-е личн. мест. 1-го 2-го лица и возврат-го мест-я. В герм. именах противопоставление тематич. и атематич. основ постепенно исчезает и перекрывается делением на основы, оканчивающиеся на гласные и согласные. В общ. инд. евр. было 8 падежей. Герм. языки унаследовали 4 падежа: им., род., дат, вин. (с остатками инструментального и звательного в некоторых языках)



Понятие родства языков, ОГ

Германские языки среди многих других относятся к индоевропейской языковой семье. На ИЕ языках говорит около половины населения Земного шара. К ИЕ относятся языки, произошедшие от одного общего предка, так называемого праязыка, который мы называем общеиндоевропейским. Это язык на котором говорили племена на территории северной и центральной Европы около 4-5 тысяч лет назад. Подлинное место зарождения ИЕ языков неизвестно. Называют как различные области Европы, так и степи Малой Азии, откуда ИЕ языки распространились в Иран и Индонезию. ИЕ семья включает следующие языковые ветви:Индийская,Иранская,Славянская,Романская, Греческий, Германские(Восточные: готский, вандальский, бургундский; Северные: датский, норвежский, шведский, исландский Западные: английский, немецкий, голландский) Предполагают, что германская ветвь отделилась от ИЕ ствола между 15 и 10 вв. до н.э. Группа ИЕ племен продвинулась из центра Европы к северу и обосновалась на южном побережье Балтийского моря. Согласно другому взгляду, родиной германцев является Скандинавия.

Франц Бопп доказал общность происхождения инд. евр. языков исходя из общности спр-я глагола. Расмус Раск доказал общность германских и других ИЕ языков, исходя из звуковых соответствий м/у ними (сравнительно-историч. метод, в кот. сравнение стало средством, а историч. подход принципом исслед-я). Предпосылкой применения СИМ является возможность распада языков, то есть возможность происхождения групп родственных языков из одного источника. Общий язык, из которого развились родственные языки, получил название язык-основа (праязык). В отдельных случаях язык-основа известен ("народная латынь" для романской группы языков), но чаще всего язык-основа представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель, систему научных фактов, полученным с помощью СИМ. Это дает возможность выяснить, что в каждом отдельном случае сохраняется от древнейшего состояния или возникает как результат действия общих тенденций, а что является результатом самостоятельного развития. Восстанавливаемые с помощью СИМ гипотетические языковые формы называются архетипами, или праформами.
ОГ изменение гласных

В германских языках:

i u ī ū

e (o) ē ō



a (ā)

а кроме того, краткий гласный ә, который встречался в безударных слогах. Он называется "шва примум" и отражается в санскрите как i, в других ИЕ языках как а.

В ОГ сохраняется различие между краткими и долгими гласными, однако в целом система гласных претерпела значительные изменения, можно говорить о герм. сдвиге гласных. 2 типа явлений:

I преломление (перегласовка) 3 типа:

1)скандинавское е>ia (под влиянием а послед. слога) е>io (u, w)

2)английское (его рез-ом явл-ся дифтонгизация гласных)

3)готское i, u > ε, o перед r, h

II редукция безударных гласных (уд-е падало на 1-й слог, звуки конечных слогов сокращались, упрощались и даже полностью исчезали)

Оппозиция монофтонги-дифтонги

Сочетания гласных е, о, а с элементами i, u (j, w - сонорные, полугласные) рассматриваются как дифтонги. В позднейших исследованиях по сравнительной фонологии этот взгляд подвергается сомнению и высказывается другое мнение: это не дифтонги, а бифонемные сочетания. Одной из основных особенностей герм. гласных по сравнения с инд. евр. была зависимость их от соседних гласных и согласных (комбинаторные изменения), что вызвало появление позиционных вариантов фонем, а в некоторых случаях и новых фонем.




Категории существительного

Имя сущ. во всех герм. языках имело следующие категории:



  1. числа (2 числа)

  2. падежа (4)

  3. рода (3)

  4. скл-я (2)

Была класс-я сущ. по основообразующему суффиксу. Различали 2 типа скл-я: сильное/слабое. К сильному относились гласные основы, к слабому – согласные. 3-х частная структура слова была замещена 2-х частной. Но некоторые сущ. сохранили 3 структурн. части. Флексии сочетали показатели рода, числа и падежа. Во всех герм. языках отмеч-ся омонимия словоформ, поэтому 8 словоформ слабо различались флексиями. Категория падежа отражает позиция сущ. но в ОГ эо не всегда соблюдалось, т.к. нарушения вносились предлогами, которые приобретают все большую роль и замещают окончания (редукция). Категория числа имела более прочную семантич. основу, т.к. прямо соотносилась с колич. хар-ой денотата (предмета). В 12-14 вв. сущ. сохранило только 2 флексии из 8 и обе принад-ли парадигме сущ. м.р. с -а- основой. В др. англ. скл-я вышли из языка и исчезла родовая класс-я, разделились плановыражения мн.ч. и род.п. В результате редукции косвен. падежи слились с им.п. в один общий падеж (немаркированный), а его оппозицией стал род.п. (маркированный) –(е)’s. Падежи все больше опирались на предлоги. В современ. англ. категория падежа принципиально свободна от синтаксич. специализации.
Категории прилагательного

Парадигма прил. имела менее высокий различительный потенциал, чем парадигма указат. мест., основную нагрузку в выражении категории сущ. принимает мест. Прил. имело категория скл-я (падеж, число) и степени сравнения. 2 типа скл-я: сильное (старое, унаследовано от инд.евр.) и слабое (собственно герм-ое). Прил.- отыменная часть речи и основы их были те же что и у сущ., что обусловило идентичность парадигм сущ. и прил. НО постепенно в сильн. скл-е прил. проникают окончания указат. мест. (местоимен. скл-е прил.). Слаб. скл-е развивалось по модели именных основ на –n и полностью совпадало со слаб. скл-ем сущ. Прил-ые с основами на –n всегда обозначали более устойчивые и постоянные признаки, чем сильные формы. Это дало возможность употребления слабого прил. в качестве приложения. Дифференциация основ прил-ых по родам: м.р. и ср.р. –an, -in; ж.р. –ō. С течением времени место прил. фиксируется: в Герман. это препозиция, а в романских – пост. Б-во прил. склонялись и по сильному и по слаб. скл-ю, но незначит. часть скл-сь только по одному из них. Степени сравнения образовывались суффиксально: -iz/-oz сравнит. ст. –ist/-ost превосходная. У некоторых прил., выражающих абстрактные качественные и количественные признаки, степени сравнения образовывались супплетивно, т.е. от разных корней. Интересно, что во всех герм. языках отражается один и тот же список (little, good, evel) goÞs (хороший) – batiza – batistes. В гот. яз. было 3 гр. прил.(сюда также относят причастия, которые могли иметь только 1 парадигму скл-я) Формы сравнит. ст. и прич. I имели только слаб. формы, превосход. ст. и прич. II могли иметь обе формы.



Грам. категории глагола

Древн. герм. гл. хар-ся след. категориями: 1)лица 2)числа – ед.ч. мн.ч., в гот. также двойственное 3)времени – п.в. н.в.(употреблялось также в знач-ии б.в.) 4)наклонения – индикатив, императив, оптатив 5)залога – актив, медиопассив (только в гот.), а также неличными формами: инф. и прич. I, II. Категория t имела стр-ру прошедшее/ непрошедшее (бинарная оппозиция). П.в. маркируется, меркером явл-ся дентальный суф. у слаб. гл. и аблаут у сильн. П.в. указывало на отнесенность действия гл. к периоду, предшест. моменту речи. Непрошедшее в. немарк-но, не содержит указаний на отнесенность действия к какому-л. моменту. Оно вкл-ет н.в., б.в., а также панхранию (отсут-е t отнесенности). Со значением б.в. употреблялась связка ist и префиксы af-, za- Но были одинак. формы н.в. и б.в. приставочных и бесприставочных гл-ов. Поэтому сущ-ли словосоч-я, выражающие б.в.: 1) формы н.в. гл. duginnan (начинать) + инф. спрягаемого гл. 2) формы н.в. гл. haben+ инф. спряг. гл. 3) skulan (долженст-е) + инф. спряг.гл. (здесь сохр-ся оттенок модальности). Категория вида начала ормироваться с образования перфекта во всех герм. языках – haben+ прич. II

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет