МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________________
Т. В. Маркелова
«____»_____________ 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Классические и современные техники гравюры
специальности 070902.65 — Графика
квалификация 04 художник-график (оформление печатной продукции)
факультет Графических искусств/художественного оформления печатной продукции
кафедра Иллюстрации и эстампа
Индекс
по учебному
плану
|
Цикл
|
Компонент
|
Федеральный
|
Национально-региональный (вузовский)
|
Элективный
|
СД.В.04.02
|
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
|
|
|
Общие математические и естественнонаучные дисциплины
|
|
|
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
|
|
|
Специальные дисциплины
|
|
|
X
|
Дисциплины специализации
|
|
|
|
Форма
обучения
|
курс
|
семестр
|
всего часов
|
Трудоемкость дисциплины в часах
|
|
аудиторных
часов
|
лекции
|
Семинарские (практические) занятия
|
Лабораторные занятия
|
Курсовая работа
|
Курсовой проект
|
Самостоятельная работа
|
Форма
итогового
контроля
|
Очная
|
4
|
7
|
320
|
68
|
17
|
51
|
|
|
|
252
|
Зачёт
|
Очно-заочная
|
5
|
9-10
|
66
|
56
|
8
|
48
|
|
|
|
10
|
Зачёт
|
Москва 2010
Составитель: Кортович Владимир Васильевич, доцент
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
«Иллюстрация и эстамп»
«_____»______________2010 г. протокол №_______
Зав. кафедрой _____________ Корытов О.В.
Программа одобрена Советом факультета Графических искусств/художественного оформления печатной продукции
Председатель Совета ___________ Мельгунова Н.В.
Председатель
Методической комиссии___________ Валериус В.Е.
«_____»______________2010 г. протокол №_______
-
КЛАСИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ГРАВЮРЫ
Введение в дисциплину
Дисциплина «Классические и современные техники гравюры» является одним из специальных предметов и преподаётся на факультете Графических искусств в течение седьмого семестра обучения. Она состоит из курса лекций и практических заданий.
Цель данного курса – глубокое и творческое изучение будущими художниками-графиками малоизвестных приёмов и способов реализации творческого замысла с помощью различных техник гравюр, постижение ими изобразительных возможностей используемых материалов.
Теоретические занятия (лекции) организуются по группам не более 25-30 студентов.
Практическим занятиям отведена основная часть времени всего курса. Они проходят по подгруппам, состоящим из 8 –10 человек. Практические занятия проводятся на индивидуальной основе с каждым из студентов.
Форма контроля. В течение каждого семестра выполняется установленное количество учебных заданий. Результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля на семестровых аттестациях. Студенты, не выполнившие в полном объёме эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
Для усвоения дисциплины учебным планом предусмотрены просмотры работ, выполненных каждым студентом под руководством преподавателей данного курса. Зачёт-просмотр осуществляется коллегиально, с участием всех членов кафедры «Иллюстрация и эстамп».
Требования к знаниям и умениям.
Лекционный курс содержит краткие сведения об основных этапах развития каждого вида гравюры, о крупнейших мастерах, определённых исторических эпохах.
В лекциях также даются сведения о технологии способов печать, о творческом применение того или иного вида гравюры в современной отечественной и зарубежной графике и книжном искусстве.
На практических занятиях отрабатываются приёмы и навыки работы в техниках гравюры: на металле (меди, цинке), на дереве, на камне (литография), на офсетной фольге и других материалах.
В результате обучения студенты должны владеть всеми основными техниками гравюры использовать полученные навыки и знания в практической работе.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины классической и современной техники гравюры.
Общей базой подготовки, необходимой для освоения этой дисциплины служат курсы:
-
Рисунок
-
Перспектива
-
Пластическая анатомия
Теоретической основой этой дисциплины является:
-
История и теория печатно-графического искусства
-
История отечественного и зарубежного искусства и культуры
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
|
Количество
часов
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Введение в дисциплину «Классические и современные техники гравюры
|
2
|
|
|
2
|
Раздел 1. Глубокая гравюра на металле
|
4
|
12
|
63
|
76
|
Тема 1. Виды глубокой гравюры на металле
|
2
|
6
|
|
8
|
Тема 2. Манеры офорта
|
2
|
6
|
|
8
|
Раздел 2. Ксилография
|
4
|
14
|
|
18
|
Тема 1. Продольная гравюра. Техника кьяро-скуро
|
2
|
8
|
|
10
|
Тема 2. Торцовая гравюра
|
2
|
6
|
|
8
|
Раздел 3. Литография
|
4
|
12
|
63
|
79
|
Тема 1. Автолитография на камне
|
1
|
4
|
|
5
|
Тема 2. Работа на автографской бумаге
|
1
|
4
|
|
5
|
Тема 3. Альграфия
|
2
|
4
|
|
6
|
Раздел 4. Нетрадиционные техники
|
3
|
13
|
63
|
79
|
Тема 1. Цветная монотипия
|
1
|
4
|
|
5
|
Тема 2. Мягкий лак
|
1
|
4
|
|
5
|
Тема 3. Меццотинто
|
1
|
5
|
|
6
|
Итого по дисциплине
|
17
|
51
|
252
|
320
|
Наименование тем, объём в часах лекционных занятий
Введение в дисциплину - 2 часа
Историческое значение ручных полиграфических техник. Значение ручных полиграфических техник в наше время. Роль гравюры в современной графике и книжном искусстве. Традиционные техники гравюры (по трём видам печати: высокая, глубокая и плоская). Возможности применения в гравюре новых материалов, техник и способов печати.
Раздел 1. Глубокая гравюра на металле – 4 часов
Тема 1. Виды глубокой гравюры на металле – 2 часа
Способы механической и химической обработки доски и соответствующие им виды глубокой гравюры. Смешанные техники.
Резцовая гравюра не меди. Материал, инструменты, особенности техники художественные средства резцовой гравюры. Современная резцовая гравюра (Д.Митрохин, И.Богдеско, К.Претро).
Гравюра сухой иглой. Материалы (медь, цинк, жесть и др.)
Черная манера (меццо-тинто). Материалы, инструменты, техника и художественные особенности.
Тема 2. Манеры офорта – 2 часа
Возникновение офорта в начале XVI в. Офорт в настоящее время, его место в отечественной графике и книжном искусстве. Д.Бисти, Б.Диодоров, Н.Попов, А.Костин, Г. и С.Якутовичи и др.
Виды офорта. Травленный шрифт. Технологический принцип. Материал (медь, цинк, жесть и др.) и инструменты. Офортный грунт. Рисование иглой. Последовательное вытравливание рисунка. Художественные средства и возможности штрихового офорта. Мягкий лак. Процесс работы. Художественные возможности этого способа. Акватинта. Запыливание доски порошком. Последовательное травление с вытравливанием. Художественные возможности. Акватинта как дополнение к офорту и как самостоятельная техника. (Ф.Гойя, Л.Дебюкур, Е. Кругликова, В.Шистко и др.) Соляной способ получение зерна. Цветная печать.
Другие виды офорта (лавис, резерваж и т.д.), комбинация различных видов. Смешанные техники(пунктир, карандашная манера, офорт с доработкой резцом и т.д.). «Прямой вариант» Е.Тейса, электролитическое травление и т.д.
Однодосочный способ печати. Английская цветная гравюра конца XVII - начала XII вв. Цветной пунктир (Ф.Бартолоцци), цветное меццо-тинто (Дж.Смит, У.Уорд и др.). Цветной офорт в XIX-XX вв. (Ж.Рафаэлли, Ф.Журден, П.Пикассо и др.). Советский цветной офорт. Работы И.Нивинского, М.Доброва, М.Дерегуса и др. «Выпуклый офорт» или цинкография (У. Блейк, И. Шишкин). Современные мастера. Виды сложного травления (интальо и др.).
Раздел 2. Ксилография – 4 часа
Тема 1. Продольная гравюра. Техника кьяро-скуро – 2 часа
Продольная (обрезная) гравюра на дереве. Материал, инструменты, техника. Особенности художественного языка. Ранние станковые и книжные гравюры продольной ксилографии. Начало её упадка в конце XVI в. Древнерусская гравюра на дереве (И.Фёдоров, А.Невежа, В.Корень). Киевская и львовская школы. Лубочные картинки XVII-XVIII в.в.
Возрождение продольной гравюры в конце XIX – начале XX веков П.Гоген, Ф.Валлотон, Э.Мунк, А.Майоль и др.).
Современная продольная гравюра в странах Западной Европы, Азии и Америки. Современная продольная гравюра. Жизнеспособность старой техники. Возможности её применения в станковой и книжной графике.
Кьяро-скуро: вид цветной гравюры – 4 часа.
Тема 2. Торцовая гравюра – 2 часа
Материал, инструменты, техника. Изобразительные возможности данного способа гравирования. Процесс работы над гравюрой
Советская ксилография. В.Фаворский, его художественная система, значение его творчества для развития гравюры. Школа фаворского. Мастера советской книжной ксилографии: П.Павлинов, А.Гончаров, М.Пиков, А.Кравченко, А.Журов, Н.Калита, Д.Штеренберг, Л.Хижинский, Ф.Константинов, Л.Мюльгаупт, Д.Бисти, В.Домогацкий, Л.Ильина, С.Харламов, Ю.Коннов, В.Носков и др. Зарубежная торцовая ксилография, Ф.Мазереель, В.Клемке и др. мастера зарубежной ксилографии. Гравюра на мягком торце (груша, клён, берёза) и на синтетических материалах (пластике).
Раздел 3. Литография – 4 часоа
Тема 1. Автолитография на камне – 1 час
Технологический принцип. Литографический камень, его сорта, подготовка поверхности. Материалы (литографская тушь, карандаш) и инструменты.
Основные этапы развития автолитографии. Значение открытия А.Зенефельдера.
Автолитография на гладком камне: перо, залив, выскребание, забрызгивание, тангиры. Автолитография на корешковом камне. Работа литографским карандашом и тушью, её приёмы. Работа тушью вразмывку. Обработка камня, травление, перекатка и пробная печать на литографском станке. Способы корректуры.
Тема 2. Работа на автографской бумаге – 1 час
Работа на корнпапире с последующей доработкой на камне. Работа на плюре и фотобумаге. Литографские переводы. Оригинальная и машинная печатные формы.
Тема 3. Альграфия – 2 часа
Аналог литографской техники по приёмам нанесения изображения на поверхность и по принципам печать (плоская печать). К альграфии относится работа на офсетном цинке и алюминии, а так же работа на алюминиевой фольге. Техника стала использоваться недавно, широкого распространения не получила. Альграфия А.Бородина.
Раздел 4. Нетрадиционные техники – 3 часа
Тема 1. Цветная монотипия – 1 час
Работы Е.Кругликовой, А.Шевченко и др.
Тема 2. Мягкий лак и прямой перевод – 1 час
Мягкий лак (карандашная манера), его выразительные возможности, техническая природа.
Тема 3. Меццотинто – 1 час
Одна из техник глубокой печати (чёрная манера), основанная на механической подготовке печатной пластины с последующей работой от чёрного к белому.
Практические занятия, их содержание и объём в часах
Раздел 1. Глубокая гравюра на металле – 12 часов
Тема 1. Виды глубокой гравюры на металле – 6 часов
Практические задания по выполнению эскиза гравюры, переводу рисунка, изготовлению печатной формы путём гравирования, травления формы и т.д., печать.
Тема 2. Манеры офорта – 6 часа
Аналогичные задания, выполняемые в разных техниках офорта.
Раздел 2. Ксилография – 14 часов
Тема 1. Продольная гравюра, техника кьяро-скуро – 8 часов
Практические задания по выполнению эскиза гравюры, переводу рисунка, изготовлению печатной формы путём гравирования на продольной доске, пробная печать, корректура формы, печать.
Тема 2. Торцовая гравюра – 6 часов
Практические задания по выполнению эскиза гравюры, переводу рисунка, изготовлению печатной формы путём гравирования на продольной доске, пробная печать, корректура формы, печать.
Раздел 3. Литография – 12 часов
Тема 1. Автолитография на камне – 4 часа
Практические задания по выполнению эскиза литографии, подготовке камня, переводу рисунка, изготовлению печатной формы путём рисования, травление формы, пробная печать, корректура формы, печать.
Тема 2. Работа на автографской бумага – 4 часа
Аналогичные задания, выполняемые при посредстве автографской бумаги.
Тема 3. Альграфия – 4 часа
Подготовка пластин, изготовление печатных форм путём рисования, травление форм, пробная печать, корректура форм, печать.
Раздел 4. Нетрадиционные техники – 13 часов
Тема 1. Цветная монотипия – 4 часа
Тема 2. Мягкий лак – 4 часа
Тема 3. Меццотинто – 5 часов
Подготовка пластин, бумаги, выполнение рисунка, печать.
Использование различных видов печати для авторского цветного и чёрно-белого изображение (эстампа). Авторские техники эстампа.
Основная литература
-
Ермакова М.Е., Хромов О.Р., Русская гравюра на меди. М., 2009
-
Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт М., 2004
-
Леман И. И. Гравюра и литография, М., 2004
-
Зорин Л. А., Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам, М., 2004
-
Московская современная гравюра на дереве. М., 2006
-
Сто шедевров русской ксилографии, М.,2003
-
Чувашев Ю.И. Заподноевропейская ксилография XV-XVI в.в., М., 2006
Дополнительная литература
-
Алексеева М.А. Гравюра петровского времени, Л., 1990
-
Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве М., 1977
-
Заболотских Б.В. Русская гравюра, М., 1993
-
Искусство офорта, М., 2003
-
Очерки об истории и технике гравюры, М., 1987
-
Поляков В., Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. М., 2002
-
Фаворский В.А., Рассказы художника-гравера., 1965
Перечень наглядных пособий, технических средств, используемых в учебном процессе.
-
Оригиналы и репродукции произведений искусства печатной графики.
-
Лаборатория, обеспечивающая возможность выполнения эстампов и печати основных техник офорта, гравюры и литографии.
-
Мастерская рисунка с натуры.
-
CD «Гравюра. 5000 шедевров»
Достарыңызбен бөлісу: |