Рабочая программа по дисциплине «Сольфеджио» для студентов специальности 050106 «Музыкальное образование»



Дата15.06.2016
өлшемі233.11 Kb.
#137872
түріРабочая программа
Лист утверждения к рабочей Форма

программе дисциплины, Ф СО ПГУ 7.18.1/06

разработанной на основании

государственного

общеобязательного стандарта

образования специальности и

типовой программы УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

________________ Пфейфер Н.Э.

«___»_____________2009г

Составитель: старший преподаватель Акаева А.Т.

Кафедра исполнительского искусства



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Сольфеджио»


для студентов специальности 050106 «Музыкальное образование»


Рабочая программа разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта специальности ГОСО РК 3.08 256 - 2006 (введен приказом МОН РК № 779 от 23.12.2005г.) и типовой программы, утверждённой и введённой в действие решением РУМС МОН РК от 22.06.06г

Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________2009г.

Протокол №_____.


Заведующий кафедрой _________________________ Жуматаева Е.О.


Одобрена учебно-методическим советом факультета ФЖиИ «_____»______________2009г.

Протокол №____

Председатель УМС_________________________ Жуманкулова Е.Н.



СОГЛАСОВАНО
Декан факультета __________________ Сарбалаев Ж.Т. «____»_____________2009г.



Одобрено ОПиМО

Начальник ОПиМО __________________ Варакута А.А. «____»_____________2009г.



Рабочая программа Форма




Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра исполнительского искусства

Рабочая программа

Дисциплины «Сольфеджио»

для студентов специальности 050106 «Музыкальное образование»

Павлодар


Ф СО ПГУ 7.18.2/06

1 Цели и задачи дисциплины

развитие у студентов звуковысотных, метрических, слуховых представлений и музыкальной памяти, необходимых для деятельности будущего специалиста – учителя музыки.



1.1 Целью дисциплины является изучение основных педагогических приёмов, необходимых для работы в общеобразовательной школе.

1.2 Задачи дисциплины:

  • выработка навыка пения с листа без инструментального сопровождения (одноголосие, многоголосие);

  • выработка навыка пения отклонений и модуляций с соблюдением строгого голосоведения;

  • выработка навыка определения на слух гамм различных ладов, отдельных интервалов, аккордов, ритмических рисунков, интервальных и аккордовых построений от звука и в тональности, записи одноголосных и двухголосных мелодий в различных размерах (2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8):

  • выработка навыка использования национального музыкального материала

1.3 В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • устойчивые и неустойчивые звуки (разрешение);

  • энгармонизм звуков, интервалов, аккордов;

  • мажорный и минорный лад;

  • тональности квинтового круга;

  • интервалы;

  • отклонение и модуляция;

  • хроматическая гамма;

  • мелодия (строение музыкальной речи);

  • транспозиция;

1.4 В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • определить на слух интервалы и разрешить их;

  • сделать анализ музыкального произведения;

  • построить и спеть хроматическую гамму:

  • построить и спеть интервалы и аккорды в тональности и от звука;

  • определить лад в музыкальных сочинениях;

  • записать одноголосные и двухголосные мелодий в различных размерах (2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8)


2 Пререквизиты

Уроки музыки в школе, «Введение в музыкальное искусство», «Основы теории музыки»


Тематический план Стандарт организации

дисциплины СО ПГУ 7.18.1-07



3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО»


3.1.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем дисциплины



Количество часов (очная на базе ОСО)

1курс, 1-2 семестр

пр.

лаб.

СРС

1.1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора.

3

6

10

1.2 Метр. Ритм. Темп.

3

6

10

1.3 Интервалы. Диатонические интервалы в тональности и от звука.

3

3

10

1.4 Характерные интервалы.

2

3

10

1.5 Аккорды. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения.

2

6

10

1.6 Лады народной музыки.

2

6

10

Всего:

15

30

60



3.1.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем дисциплины



Количество часов (очная на базе ОСО)

2 курс, 3-4 семестр

пр.

лаб.

СРС

2.1 Лад и его элементы. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.

3

6

12

2.2 Хроматическая гамма.

3

6

12

2.3 Интервалы. Составные интервалы.

3

6

12

2.4 Хроматические интервалы.

3

6

12

2.5 Аккорды. Двойная доминанта в аккордовых последовательностях.

3

6

12

Всего:

15

30

60


3.1.3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем дисциплины



Количество часов (очная на базе ОСО)

3 курс, 5-6 семестр

пр.

лаб.

СРС

3.1 Лад и его элементы. Модуляция. Альтерация аккордов Д группы.

4

8

15

3.2 Альтерация аккордов S группы.

4

8

15

3.3 Метр. Ритм. Темп. Особые виды ритмического деления.

3

6

15

3.4 Интервалы.

4

8

15

Всего:

15

30

60



3.2 Содержание практических занятий

1-2 семестр

Тема 1.1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора.

Интонационные и ритмические упражнения. Понятие об устойчивости. Тоника. Понятие о неустойчивости. Тяготение, разрешение. Лад, ступени лада. Мажор и минор. Свойства ступеней лада. Мажор­ный и минорный лады. Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку. Мажор­ный и минорный лады. Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку.
Тема 1.2 Метр. Ритм. Темп.

Основные понятия о ритме и метре. Обозначение длительностей. Основное деление. Простые и сложные размеры. Группировка длительностей в простых тактах. Полиметрия. Полиритмия. Темпы. Значение ритма, метра и темпа в музыке.


Тема 1.3 Интервалы. Диатонические интервалы в тональности и от звука.

Мелодические и гармонические интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов. Разрешение интервалов.



Тема 1.4 Характерные интервалы.

Характерные интервалы в тональности и от звука. Интервальные последовательности: характерные интервалы с разрешением, противоположное движение голосов.


Тема 1.5 Аккорды. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения.

Созвучие. Аккорд. Гармония. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения. Виды септаккордов. Энгармонизм аккордов. Применение аккордов в музыке. Пение аккордов от звука вверх и вниз. Пение аккордовых последовательностей в 4-х голосном «хоровом» изложении.


Тема 1.6 Лады народной музыки.

Пение гамм ладов народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский, лидийский, пентатоника).


3-4 семестр

Тема 2.1 Лад и его элементы. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.

Интонационные и ритмические упражнения. Вспомо­гательные и проходящие хроматические звуки, II пониженная и IV повышенная ступени одноименного мажоро-минора, а также вспомогательные и проходящие хроматизмы, I, II и V повышен­ные ступени мажорного лада.
Тема 2.2 Хроматическая гамма.

Построение и пение хроматических гамм. Пение интервальных последовательностей.


Тема 2.3 Интервалы. Составные интервалы

Увеличенные и уменьшенные, простые и составные интервалы. Пение интервальных последо­вательностей.


Тема 2.4 Хроматические интервалы.

Пение интервальных последо­вательностей (ум.З, ув.6, секунды и септимы на разных ступе­нях, косвенное движение с участием вспомогательных и прохо­дящих хроматических звуков).


Тема 2.5 Аккорды. Двойная доминанта в аккордовых последовательностях.

Пе­ние аккордовых последовательностей с модуляциями в тональ­ности диатонического родства в 4-голосном «хоровом» изложе­нии с использованием аккордов ДД внутри построений (альте­рация аккордов Д группы).



5-6 семестр

Тема 3.1 Лад и его элементы. Модуляция. Альтерация аккордов Д группы.

Интонационные и ритмические упражнении. Пение мо­дуляций в тональностях диатонического родства с плавным дви­жением в басу, а также в тональностях недиатонического родства через одну промежуточную. Пение альтерированных аккордов Д группы от звука и в тональности с разрешением, пенис побоч­ных септаккордов в тональности с разрешением (и от звука), а также модулирующих построений, включающих эти аккорды (побочные септаккорды).
Тема 3.2 Альтерация аккордов S группы.

Пение альтерированных аккордов S группы от звука и в тональности с разрешением.


Тема 3.3 Метр. Ритм. Темп. Особые виды ритмического деления.

Размеры: 5/4; 5/8; 7/4. Особые виды ритмического деления. Исполнение остинатных фигур с дуолями и триолями на фоне сольфеджирования.


Тема 3.4 Интервалы.

Тритоны, интервальные построения с модуляцией через тритон (в доминантном и субдоминантном значении в тональности недиатонического родства.)


3.3 Содержание лабораторных занятий

1-2 семестр

Тема 1.1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора.

Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку. Мажор­ный и минорный лады. Пение мажорных и минорных тет­рахордов и гамм. Пение всех ступеней мажора и минора враз­бивку.



Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре. Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.

Тема 1.2 Метр. Ритм. Темп.

Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре, а также в одноименном и параллельном мажоре в размерах: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 3/8. Ритмические группы шестнадцатых и простейших синкоп и триолей. Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.

Е. Брусиловский «Сәлем»

А. Затаевич «1000», № 358

А. Затаевич «1000», № 972


Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4; а также письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре). Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567


Тема 1.3 Интервалы. Диатонические интервалы в тональности и от звука.

Определение ступеневой и тоновой величины интервалов. Обращение интервалов. Пение интервалов с разрешением.

Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4; а также письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре). Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567

Тема 1.4 Характерные интервалы.

Построение пение характерных интервалов в тональности и от звука. Интервальные последовательности: характерные интервалы с разрешением, противоположное движение голосов.

Сольфеджирование. Двухголосие. Параллельное движение терциями и секстами, кварты, квинты, унисоны, октавы. Секунды, септимы; косвенное и противоположное движение. Калмыков Б. В., Фридкин Г., А. Сольфеджио. Ч. II. (двухголосие). 1—7, 11, 20, 21, 23, 27, 32, 33. 35-—37, 42, 46, 51, 56, 61, 64, 65, 71-74, 79, 82, 85-89.

Затаевич А. «Айжан қыз»

Кұрманғазы «Түрмеден қашқан»

Дәулеткерей «Қосалқа»

Двухголосный диктант - движе­ние параллельными терциями и секстами. Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.5 Аккорды. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения.

Пение аккордов от звука вверх и вниз. Пение аккордовых последовательностей в 4-х голосном «хоровом» изложении.

Письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и па­раллельном мажоро-миноре). Двухголосный диктант - движе­ние параллельными терциями и секстами. Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567

Тема 1.6 Лады народной музыки.

Пение гамм ладов народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский, лидийский, пентатоника).

Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8. Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.

Сольфеджирование.



Миксолидиский лад

Байқадамов Б. «Досыма»

Байқадамов Б. «Ақ бидай»

Затаевич А. «500», № 420



Дорийский лад

Затаевич А. «1000», №219

Затаевич А. «1000», № 50

Затаевич А. «500», № 50

Қуатбаев К. «Той бастар»

Фригийский лад

Затаевич А. «1000», № 244

Затаевич А. «1000», № 38

Затаевич А. «1000», № 19



Лидийский лад

Затаевич А. «1000», № 544

Затаевич А. «1000», № 2

Затаевич А. «1000», № 546



Пентатоника

Халық әні «Гүлдерайым»

Халық әні «Агигай-ау»

3-4 семестр

Тема 2.1 Лад и его элементы. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.

Интонационные и ритмические упражнения. Вспомо­гательные и проходящие хроматические звуки, II пониженная и IV повышенная ступени одноименного мажоро-минора, а также вспомогательные и проходящие хроматизмы, I, II и V повышен­ные ступени мажорного лада.

Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с альтерацией звуков, прилегающих к устойчивым ступеням лада, а также сольфеджирование мелодий с вспомогательными и проходящими хроматизмами и с модуляциями в тональности диатонического родства.

Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8. Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.


Тема 2.2 Хроматическая гамма.

Построение и пение хроматических гамм. Пение интервальных последовательностей.



Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).

Кұрманғазы «Ақсақ кіик»

Кұрманғазы «Балқаймақ»

Затаевич А. «1000», № 788

Затаевич А. «500», № 17

Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.
Тема 2.3 Интервалы. Составные интервалы

Пение интервальных последо­вательностей.


Тема 2.4 Хроматические интервалы.

Пение интервальных последо­вательностей (ум.З, ув.6, секунды и септимы на разных ступе­нях, косвенное движение с участием вспомогательных и прохо­дящих хроматических звуков).



Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).
Тема 2.5 Аккорды. Двойная доминанта в аккордовых последовательностях.

Пе­ние аккордовых последовательностей с модуляциями в тональ­ности диатонического родства в 4-голосном «хоровом» изложе­нии с использованием аккордов ДД внутри построений (альте­рация аккордов Д группы).



Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.

5-6 семестр

Тема 3.1 Лад и его элементы. Модуляция. Альтерация аккордов Д группы.

Интонационные и ритмические упражнении. Пение мо­дуляций в тональностях диатонического родства с плавным дви­жением в басу, а также в тональностях недиатонического родства через одну промежуточную. Пение альтерированных аккордов Д группы от звука и в тональности с разрешением, пение побоч­ных септаккордов в тональности с разрешением (и от звука), а также модулирующих построений, включающих эти аккорды (побочные септаккорды).

Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.

Мацуцин Д. «Бесік жыры»

Ерзакович Б. «Жаңымыз біздін қанатты»

Хамиди Л. «Жайлау әні»

Брусиловский Е. «Жеңеше»

Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в ин­тонационных упражнениях.
Тема 3.2 Альтерация аккордов S группы.

Пение альтерированных аккордов S группы от звука и в тональности с разрешением.



Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.

Затаевич А. «1000», № 627

Затаевич А. «1000», № 373

Керімбаев С. «Инженер қыз»

Брусиловский Е. «Жастар жыры»

Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте).

Письменный дик­тант. Хроматические звуки, взятые скачком, аккорды неаполи­танской субдоминанты. Периоды неквадратного строения, про­извольное деление длительностей (переменный размер).

Пись­менный двухголосный диктант. Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.


Тема 3.3 Метр. Ритм. Темп. Особые виды ритмического деления.

Размеры: 5/4; 5/8; 7/4. Особые виды ритмического деления. Исполнение остинатных фигур с дуолями и триолями на фоне сольфеджирования.



Письменный дик­тант. Периоды неквадратного строения, про­извольное деление длительностей (переменный размер). Пись­менный двухголосный диктант. Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.
Тема 3.4 Интервалы.

Тритоны, интервальные построения с модуляцией через тритон (в доминантном и субдоминантном значении в тональности недиатонического родства.)



Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.

Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте). Бах И.С. ХТК. т.1 — прелюдии си минор, соль минор, фуга ре минор;

т. II — фуга ми-бемоль мажор. Трехголосные инвенции.


3.4 Содержание самостоятельной работы студента

(2009 г.п.)



Вид СРО

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к практическим занятиям

Домашние задания

Устный и письменный опрос на уроках

7,5(7,5*1)

2

Подготовка к лабораторным занятиям

Таблицы, схемы

Устный и письменный опрос на уроках проверка рабочих тетрадей

15(15*1)

3

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий

Устные и письменные задания

Устный опрос, проверка письменных заданий.

29,5

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

Музыкальные и ритмические диктанты, слуховой анализ, сольфеджирование

РК 1, 2, 3, 4

8

Всего

60

(2008 г.п.)



Вид СРО

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к практическим занятиям

Домашние задания

Устный и письменный опрос на уроках

7,5(7,5*1)

2

Подготовка к лабораторным занятиям

Таблицы, схемы

Устный и письменный опрос на уроках проверка рабочих тетрадей

15(15*1)

3

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий

Устные и письменные задания

Устный опрос, проверка письменных заданий.

29,5

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

Музыкальные и ритмические диктанты, слуховой анализ, сольфеджирование

РК 1, 2, 3, 4

8

Всего

60

(2007 г.п.)



Вид СРО

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к практическим занятиям

Домашние задания

Устный и письменный опрос на уроках

7,5(7,5*1)

2

Подготовка к лабораторным занятиям

Таблицы, схемы

Устный и письменный опрос на уроках проверка рабочих тетрадей

15(15*1)

3

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий

Устные и письменные задания

Устный опрос, проверка письменных заданий.

29,5

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

Музыкальные и ритмические диктанты, слуховой анализ, сольфеджирование

РК 1, 2, 3, 4

8

Всего

60



Темы, предлагаемые студентам для самостоятельного изучения

1. Разучивание песни по слуху.



Рекомендуемая литература: [8], 20-27 стр.

2. Ритм и интонирование.



Рекомендуемая литература: [11], 45-56 стр.

3. Музыкальный строй.



Рекомендуемая литература: [11], 23-32 стр.

4. Подбор аккомпанемента.



Рекомендуемая литература: [13], 70-87 стр.

5. Чтение с листа.



Рекомендуемая литература: [14], 145-152 стр.

6. Сольфеджирование гармонического и полифонического 3-4-х голосия.



Рекомендуемая литература: [2], 53-82 стр.


Выписка из рабочего учебного Форма

плана специальности Ф СО ПГУ 7.18.1-10




4 Выписка из рабочего учебного плана специальности

050106 «Музыкальное образование»

Наименование дисциплины «Сольфеджио»

Форма обучения

Формы контроля

Объём работы студента в часах

Распределение часов по курсам и семестрам (часов)

экз.

зач.

КП

КР

РГР

контр.

раб


всего

Пр.

лаб.

срсп

СРС

Пр.

лаб.

срсп

СРС

общ

ауд

СРС


очная на базе ОСО (2009 г.п.)

1, 2
















(90)

105

(30)

45

60

1 семестр

2 семестр

7,5

(7,5)

15

15

15

7,5

(7,5)

15

15

15


очная на базе ОСО

(2008 г.п.)

3, 4
















(90)

105

(30)

45

60

3 семестр

4 семестр

7,5

(7,5)

15

15

15

7,5

(7,5)

15

15

15


очная на базе ОСО

(2007 г.п.)

5, 6
















(90)

105

(30)

45

60

5 семестр

6 семестр

7,5

(7,5)

15

15

15

7,5

(7,5)

15

15

15


Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Агажанов Б. Курс сольфеджио. Выпуск – 2. Москва-1973

2.Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. Москва-1966

3.Вахромеев В. Сольфеджио. Москва-1966

4.Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио. 1-2 часть. Москва- 1992

5.Ладухин Н.Одноголосное сольфеджио. Москва- 1983

6.Способин И. Сольфеджио. Двухголосное и трехголосное. Москва- 1977

7.Фридкин А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Москва- 1966



Дополнительная:

8. Глядешкина З., Енько Т.. С.Ф.Запорожец – педагог. М., 1986.

9. Долматов Н. Музыкальные диктанты. Москва- 1972

10.Драгомиров П. Учебник сольфеджио. Москва- 1983

11. Незванов Б. Интонирование на уроках сольфеджио. – Л., 1985.

12. Рубец И. Одноголосное сольфеджио. Москва- 1966



13.Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио.-М., 1962

14. Соколов В.Л. Многоголосное сольфеджио – М., 1962.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет