Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) архитектоника объемных форм



Дата29.06.2016
өлшемі245.86 Kb.
#165447
түріРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЕМНЫХ ФОРМ

(наименование учебной дисциплины (модуля))

По направлению подготовки: 262200.62 Конструирование изделий легкой промышленности



(шифр, наименование)

Профиль подготовки: Конструирование швейных изделий


Квалификация выпускника

_______бакалавр_______



(бакалавр, магистр)
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

(нужное подчеркнуть)

Одобрено на заседании кафедры______________________________ ____________

__________________________________________________________ института

(протокол №___от_________20_ г.)

Зав. кафедрой__________________/Ф.И.О./


2014г.


  1. Цели освоения дисциплины:

  • подготовка инженера-конструктора, способного в условиях производства правильно и творчески решать вопросы, связанные с разработкой ассортимента и проектированием изделий легкой промышленности;

  • изучение теоретических основ и получение практических навыков проектирования технологичных, экономичных, соответствующих направлению моды, конкурентоспособных изделий высокого качества с использованием систем автоматизированного проектирования.




  1. Содержание учебной дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 часа) для полной заочной формы обучения.

Таблица 1

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам учебной работы


Вид учебной работы

Зачетные

единицы


Академические часы

Общая трудоёмкость дисциплины

3

108

Аудиторные занятия (всего)

0,3

12

В том числе:







Лекции

0,1

4

Практические занятия (семинары)

0,2

8

Самостоятельная работа (всего)

2,6

92

В том числе:







Самостоятельное изучение отдельных тем модулей




28

Подготовка к практическим занятиям




25

Написание контрольной работы




15

Написание реферата




10

Другие виды самостоятельной работы







Работа с первоисточниками




10

Написание эссе по проблеме







Подготовка к рубежному контролю




4

Промежуточный контроль:

0,1

4

Всего

3

108

Учебный процесс по «Архитектоника объемных форм» сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план по данной дисциплине при подготовке к семинарским занятиям.

К формам контроля отнесены: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачет.

ТАБЛИЦА 1 - Темы лекций и количество часов на их освоение





п/п

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Кол-во

часов

1

Структурный подход к изучению формы.

1

2

Закономерности организации формы.

1

3

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий . Стилевое единство.

2




Итого:

4







ТАБЛИЦА 2 - Наименование практических работ и количество часов на

их выполнение





п/п

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Кол-во

часов

1

Разработка объемно- пространственной формы

2

2

Проведение структурного анализа образца, разра­ботка предложений по усовершенствованию конструкции

2

3

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий с демонстрацией стилевого единства.

4




Итого:

8




Закономерности формообразования. Структурный подход к изучению формы. Смысл термина "архитектоника". Основные формообразующие факторы. Структурные и функциональные связи объемной формы. Гармония природных формообразований. Биотектоника. Специфика формообразования костюма. Пропорции. Развитие формы в пространстве.

Закономерности организации формы. Принципы организации объемно пространственных форм. Особенности визуального восприятия объемно- пространственных композиций. Оптические иллюзии. Характер формы. Средства гармонизации проектируемого объекта. Выразительность формы. Поиск новых формообразований. Комбинаторика. Организация формы на основе творческого источника

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий. Стилевое единство. Историческое развитие форм. Структурный анализ формы. Ритмические закономерности организации деталей формы, акцент, симметрия в организации формы. Объемно-пространственная схема изделия. Основные этапы проработки конструкторского предложения. Проектное макетирование. Взаимосвязь назначения и конструкции изделия. Технология в формообразовании. Влияние материала на образ изделия и пластику его формы. Значение эргономических факторов для конструктивного решения изделия. Закономерности стилеобразования. От идеи к образу, функции, структуре, материалу, конструкции, форме.


2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.1. Задания и методические указания по проведению практических занятий



  1. Разработка объемно- пространственной формы Задание: Выполнить макет из макетной бумаги

  2. Проведение структурного анализа образца, разработка предложений по усовершенствованию конструкции

Задание: Выполнить макет . Описать особенности конструкции и дать рекомендации возможных изменений

  1. Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий с демонстрацией стилевого единства

Задание: Зарисовать эскиз, выполнить макет и описание моделей.

  1. Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Рекомендации к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа выполняется на листах А4. Задание представляется в виде эскизов или зарисовок, сделанных на отдельных листах ватмана формата А-4. В любой графической технике, позволяющей наиболее ясно выразить мысль автора. Рисунки могут сопровождаться краткими текстовыми пояснениями и уточнениями.
Контрольная работа состоит из двух заданий:

Задание 1 - С помощью коллажа, иллюстративного материала сопоставить решение объектов архитектуры, дизайна, и костюма

следующих тектонических систем: монументальной, каркасной, и оболочковой.

Задание 2-Разработать объемно-пространственную структуру из одного листа бумаги ,используя сгибы, перегибы, надрезы, складчатость, жатость, тиснение и др. с выявлением двух-трех явно читаемых и соотнесенных друг с другом объемов.




  1. Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1 Э.М. Андросова.-Челябинск : Издательский дом « Медиа- Принт», 2004. - 184 с. , ил. 2. Рытвинская Л.Б., Основы формообразования(Архитектоника) М, Альфа-М, 2006г Вспомогательная литература

1 Ю.Г.Божко -Архитектоника и комбинаторика формообразований.Киев: Выщик, 1991


  1. Т.В. Шухов - Искусство конструкции. М.:Мир,1991

  2. Г.А. Бастов- Новые способы формообразования деталей верха и низа обуви.М.:ЦНИИТЭИлегпром,1989

  3. Г.И. Петушкова -Архитектоника объемных форм.М.:МТИ,1983

  4. Л.М. Хомянский -Макетирование и графика в художественном проектиро- вании.М.,1979

  5. Г.Б. Миневрин -О красоте машин и вещей.М.:Просвещение,1975

  6. П Хилл-Наука и искусство пректирования.М.:Мир,1973

  7. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1­2, -М.: Союз дизайнеров России, 2001.




  1. Перечень средств, методов обучения и способов учебной деятельности

Деловая игра, посещение музеев, создание макетов по творческому источнику.


  1. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний

Дисциплина " Архитектоника объемных форм" имеет следующие задачи: сообщить сведения о закономерностях развития структуры костюма в зависимости от законов формообразования в природе и социальных явлений в обществе; выделить логику формообразования — пространственную и социальную значимость объекта и структурную организацию формы; развить навыки восприятия, представления и

творческого мышления в поиске объемно-пространственных форм; развить навыки создания объемных форм в макетных материалах; развить у будущего конструктора навыки построения логичной и выразительной формы промышленного изделия. Программа курса предполагает наличие у студента знаний по целому ряду специальных дисциплин, а также владение основами изобразительной грамоты.

Освоение курса «Архитектоника объемных форм» позволяет наиболее полно осмыслить специфику деятельности инженера-проектировщика промышленных изделий, в частности процесс конструирования изделий из кожи.

Контрольная работа выполняется на листах А4. Задание представляется в виде эскизов или зарисовок, сделанных на отдельных листах ватмана формата А-4. В любой графической технике, позволяющей наиболее ясно выразить мысль автора. Рисунки могут сопровождаться краткими текстовыми пояснениями и уточнениями.

Студенты допускаются к зачету при наличии выполненной и защищенной контрольной работы.
Вопросы для подготовки

1 Формообразование костюма.

2. Терминология архитектоники.


  1. Художественная выразительность,

  2. Форма

  3. Структура, анализ формы. б.Архитектоника материала

7Связь материала с формой и конструкцией

  1. Динамика формы

  2. Статичность, пластика формы.

  3. Пропорции. Развитие формы в пространстве.

3 Учебно-практическое пособие

Архитектоника (от греч. architektonike — строительное искусство; англ. architectonics) — соразмерность расположения частей в конструкции целого; построение, соразмерность целого; соотношение отдельных частей, образующих единое целое. Например, архитектоника здания, архитектоника обуви, архитектоника сумки, архитектоника перчаток, архитектоника платья, архитектоника головного убора.

В эпоху античности была разработана система средств тектонической выразительности в архитектуре — общей структурной гармонии частей и целого, выражающей соразмерное распределение сил в элементах стоечно-балочной (ордерной) и сводчатой конструкции. От этой системы происходит понятие архитектоники как общего принципа конструктивного совершенства композиции. Архитектоника представляет собой основу, структуру, обеспечивающую стройность целого и соподчинение частей.

Понятие архитектоники применяется по отношению к чему-либо сложному по композиции, по строению, например, архитектоника паркового ансамбля, архитектоника костюма, архитектоника ткани, архитектоника обуви, архитектоника кожгалантерейных изделий.

Тектоника - зримое отражение работы конструкции и материала в форме.

В тектонике выражается связь формы и содержания изделия Литая конструкция имеет такую форму, что однозначно видно - это литьё, а не сварная или иная конструкция.

Поэтому говорят о тектонике “литой формы”, о тектонике “штампованных несущих элементов”, о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.

Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия, то тектоника - одна из основных категорий.

Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта - его конструктивную основу (материал) и форму во всех её проявлениях (в целом и частном). Каркас, основа, кроме материала включает силовых элементов конструкции, характер распределения усилий (силовые потоки), соотношение масс и т.п. Форма должна это отражать.

Объёмно-пространственная структура.

Всякая форма обладает двумя свойствами : она материальна и пространственна. Материальная форма - это объём , ограничивающий часть пространства определённых

размеров и конфигурации. Объём и пространство - равноправные элементы композиции.

Объёмно-пространственная композиция определяет характер взаимодействия объёма с пространством.Можно сказать , что -с одной стороны - объём должен выражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать его функционально­конструктивную основу ;а с другой - в определённой закономерности развиваться в пространстве , в идеале - таким образом , чтобы видя форму изделия в одной проекции , можно было представить , как она выглядит в других. Основные категории композиции тесно взаимосвязаны : материал тектоника ,объем. Нарушение тектоники - ложное отражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементов ОПС объекта , и наоборот.Такие нарушения возникают , когда (инженер- конструктор) рассматривает форму только от её технической основы - как бы “изнутри” или (оформитель) - только “снаружи”.Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” - в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие.Пример : мост однопролётный балкаСвойства и качества композиции

Свойства и качества композиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта :


  • □ гармоническую целостность формы;

  • □ соподчинённость элементов;

  • □ композиционное равновесие элементов;

  • □ симметрию и асимметрию элементов и их комбинации;

  • □ динамичность и статичность элементов, их характер.

Тем самым мы перечислили основные свойства и качества композиции объекта.

Их можно, достаточно условно, разделить на главные , определяющие данную форму, и второстепенные. Однако оценка качества композиции не может быть результатом механического суммирования оценок по отдельным её свойствам, что иногда “непрофессионалы” пытаются делать.

Гармоническая целостность формы - отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением.
Содержание учебного материала дисциплины

Дисциплина "Архитектоника объемных форм" изучается студентами на 2 курсе. Студентам читается курс лекций и проводятся практические занятия. Программой предусмотрено выполнение контрольной работы, сдача зачета по дисциплине.


Тематика лекций и практических занятий приведена в таблицах 1 и 2 ТАБЛИЦА 1 - Темы лекций и количество часов на их освоение




п/п

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Кол-во

часов

1

Структурный подход к изучению формы.

1

2

Закономерности организации формы.

1

3

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий . Стилевое единство.

2




Итого:

4

ТАБЛИЦА 2 - Наименование практических работ и количество часов на





их выполнение



п/п

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Кол-во

часов

1

Разработка объемно- пространственной формы

2

2

Проведение структурного анализа образца, разра­ботка предложений по усовершенствованию конструкции

2

3

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий с демонстрацией стилевого единства.

4




Итого:

8




Содержание лекций.

Закономерности формообразования. Структурный подход к изучению формы. Смысл термина "архитектоника". Основные формообразующие факторы. Структурные и функциональные связи объемной формы. Гармония природных формообразований. Биотектоника. Специфика формообразования костюма. Пропорции. Развитие формы в пространстве.

Закономерности организации формы. Принципы организации объемно пространственных форм .Особенности визуального восприятия объемно- пространственных композиций. Оптические иллюзии. Характер формы. Средства гармонизации проектируемого объекта. Выразительность формы. Поиск новых формообразований. Комбинаторика. Организация формы на основе творческого источника

Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий. Стилевое единство. Историческое развитие форм. Структурный анализ формы. Ритмические закономерности организации деталей формы , акцент, симметрия в организации формы. Объемно-пространственная схема изделия. Основные этапы проработки конструкторского предложения. Проектное макетирование. Взаимосвязь назначения и конструкции изделия. Технология в формообразовании. Влияние материала на образ изделия и пластику его формы. Значение эргономических факторов для конструктивного решения изделия. Закономерности стилеобразования. Идея - образ - функция - структура- материал-конструкция - форма.

Рекомендации к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа выполняется на листах ватмана А1 Задание представляется в виде эскизов или зарисовок, сделанных на отдельных листах в любой графической технике, позволяющей наиболее ясно выразить мысль автора, либо собранных из нарезки журналов. Рисунки могут сопровождаться краткими текстовыми пояснениями и уточнениями. Лист должен иметь текстовую шрифтовую подпись (выполненную на компьютере), содержащую информацию об авторе(Ф.И.О., гр, курс , название работы , дисциплине.


  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний

Студенты допускаются к зачету при наличии выполненной и защи­щенной контрольной работы.

Контрольная работа состоит из двух заданий:

Задание 1 - С помощью коллажа, иллюстративного материала сопоставить решение объектов архитектуры, дизайна, и костюма следующих тектонических систем: монументальной, каркасной, и оболочковой.

Задание 2-Разработать объемно-пространственную структуру из одного листа бумаги ,используя сгибы, перегибы, надрезы, складчатость, жатость, тиснение и др. с выявлением двух-трех явно читаемых и соотнесенных друг с другом объемов.




Рисунок1-Пример формообразования конструкции союзки обуви.








Рисунок - |2 Пример изменения характера формы




  1. Закономерности формообразования.

  2. Структурный подход к изучению формы.

3 Основные формообразующие факторы.

4Структурные и функциональные связи объемной формы. 5 Биотектоника.

6 Специфика формообразования костюма.

7Пропорции.

8 Развитие формы в пространстве.

9Закономерности организации формы. Принципы организации объемно пространственных форм .

100собенности визуального восприятия объемно-пространственных композиций.

11 Оптические иллюзии. Характер формы.

12Средства гармонизации проектируемого объекта. Выразительность формы.

13Поиск новых формообразований. Комбинаторика.

14 Организация формы на основе творческого источника 15Формообразование обуви и кожгалантерейных изделий.

16Стилевое единство .Историческое развитие форм. Структурный анализ формы.

17Ритмические закономерности организации деталей формы , акцент, симметрия в организации формы.

18Объемно-пространственная схема изделия.

19 Основные этапы проработки конструкторского предложения.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для, чтения лекций и демонстраций презентаций используется мультимедийный проектор., экран., деловая игра

Плакаты ,образцы различных видов обуви., стенды,



  1. Инновационные методы обучения.

  1. Изменения и ежегодные дополнения



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Контроль знаний по дисциплине


Контроль знаний студентов по дисциплине включает в себя: входной, текущий, рубежный контроль и промежуточную аттестацию – зачет.

Входной контроль предназначен для выявления степени подготовки студентов к изучению дисциплины по остаточным знаниям, ранее изученных родственных дисциплин. С этой целью составляется перечень вопросов по наиболее важным темам предшествующих дисциплин. Такой контроль в виде тестирования проводится перед началом изучения дисциплины. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, позволяет составить вопросы для самостоятельного изучения их слабо подготовленными студентами с целью выравнивания знаний и успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не должны влиять на рейтинг студента.

Текущий контроль, главная его цель – стимуляция и корректировка повседневной самостоятельной работы студента над учебным материалом по курсу. Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе выполнения студентом всех видов учебной деятельности, предусмотренных содержанием дисциплины. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении дисциплины являются: посещение лекций; подготовка, качество и сроки выполнения лабораторных работ, выполнение индивидуальных домашних заданий. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.

Рубежный контроль призван выявить уровень знаний студентов по материалу изученной темы. По дисциплине целесообразно осуществлять рубежный контроль после изучения каждой темы в форме тестирования в электронной оболочке. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.



Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в форме зачета. Он подводит итог знаниям студента, полученным за весь период изучения дисциплины.

Рейтинговая оценка по дисциплине


Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.

Оценка учебной деятельности

  1. Общее количество баллов за все виды учебной деятельности студента, предусмотренные основной программой, должно составить не менее 60 баллов (зачетный балл). Так как по дисциплине предусмотрен экзамен, принимаем:

  • от 86 до 100 баллов соответствует оценке «отлично»;

  • от 73 до 85 — «хорошо»;

  • от 60 до 72 — «удовлетворительно»;

  • менее 60 баллов — «неудовлетворительно».

  1. Если по результатам работы по дисциплине в семестре студент не набрал минимально допустимого количества баллов - 60 (зачетный балл), ему выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно». В этом случае студенту предлагается изучить дисциплину повторно. В случае успешной пересдачи студент может получить только оценку «удовлетворительно».

  2. За выполнение заданий, сверх предусмотренных программой дисциплины (учебно-исследовательская работа, самостоятельное углубленное освоение отдельных тем, участие в предметных олимпиадах (призовые места) и пр.) преподаватель может выставлять дополнительные баллы (не более 20), что должно быть отражено в правилах текущей аттестации по курсу.

  3. Если с учетом работ, сверх предусмотренных программой курса, студент набрал свыше 90 баллов, итоговая оценка по дисциплине может быть выставлена без проведения итоговой аттестации - экзамена («автомат»). При этом в ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка «отлично».

  4. Мониторинг качества проводится в форме выставления преподавателями баллов в рейтинг-листке студента после освоения им каждой темы.

Рейтинговая карта по дисциплине. Таблица 7.

Виды учебной работы

Максим. балл

Зачетный балл

Посещение лекций

10

5

Выполнение лабораторных работ, (включая допуск и отчет по работе)

50

35

Промежуточная аттестация - экзамен

40

20

Итого по дисциплине:

100

60

Составитель:

Член Творческого союза художников России, доцент кафедры Рисунка филиала ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского» в г. Калининграде Игумнова Л.М.







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет