Радищев Александр Николаевич
(1749-1802 г.ж.)
Александр Николаевич был старшим сыном в семье дворянина Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806 г.ж.) сына денщика Петра I. Детство своё писатель провёл в Немцове, затем вместе с семьёй переехал в самое крупное их имение - село Верхнее Аблязово, которое находилось в Саратовском наместничестве. В семь лет отец повёз Александра в Москву, в дом дяди, директора Московского университета.
В возрасте с восьми до тринадцати лет Александр учился в доме дяди по программе гимназического курса, бывал на экзаменах, гимназических и студенческих диспутах.
Благодаря хлопотам дяди, писатель в 1762-ом году пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Через четыре года, в числе группы выдающихся студентов, был отправлен в Лейпциг для обучения праву.
Другом и товарищем Радищеву был, несомненно, Фёдор Васильевич Ушаков. Он имел огромное влияние на Александра, написавшего его “Житие” и напечатавшего некоторые сочинения Ушакова. Для других товарищей по университету Ушаков был своего рода знаменем, или даже кумиром. Здоровье его было не всегда хорошим, а в Лейпциге оно только ухудшилось его образом жизни. Когда доктор по его настоянию объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твердо встретил смертный приговор. Он простился со своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева.
В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро поступил на службу в сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Но скоро он покинул сенат. Вызвано это было многими причинами: плохое знание русского языка, товарищество приказных и грубое отношение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а через три года снова поступил на службу в коммерц-коллегию, впоследствии перейдя в петербургскую таможню.
Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории», затем начал составлять историю российского сената, но написанное уничтожил. Несомненно, литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Радищев даже создал свою типографию, воспользовавшись указом Екатерины II о “Вольных типографиях”. Вслед за ним Радищев выпустил свое главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».
Книгу стали быстро раскупать. Даже сама императрица проявила интерес к рассуждениям о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественно и государственной жизни. Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» известному следователю Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».
Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в сенат и затем в совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.
Когда на царство взошёл император Павел I, писатель смог вернуться из ссылки. Но всё равно Радищеву не было дано свободы, и по приказу, он должен был жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов.
Существует следующее предание о обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях. Скончался Радищев 12 сентября 1802 году и похоронен на Волковом кладбище.
В Москве существуют улица Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.
Янис Муйжниекс, 10 б класс
Достарыңызбен бөлісу: |