Алпамша
Легенды, предания, былины.
Что такое миф, легенда, предание, сказка?
Легенда – чудесный рассказ о прошлом.
Предание – устный рассказ, передающийся из поколения в поколение.
Мифы – рассказы о богах и героях.
Сказка – выдумка, вымысел.
МИФОЛОГИЯ - совокупность мифов какого-либо народа, а также наука, изучающая мифы .
Какие же бывают мифы?
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о солнце (солярные мифы), луне (лунарные или селенарные мифы), звездах и созвездиях (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия) и др.
Устное народное творчество – одно из составных частей фольклора народов марийского края. Ещё в глубокой древности возникли чудесные легенды, предания и былины о богатырях. Память народа накапливала и сохраняла бесценные творения, бережно передавая их - из уст в уста - от поколения к поколению. Предания и легенды – это многовековое хранилище памяти народа (мар.-«тоштымарий шомак» «тоштымары шая» - «слово предков», тат.-«дастан» -«рассказ», удм.-«выжыкыл» - «сказания предков рода»). Предания «объясняют» происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке-богатыре, родоначальнике, с которым связано название племени или народа.
Богатыри. Слово «богатырь» впервые встречается в рассказе о татарских воеводах. Богатырь: в тат. яз.- «батыр», удм.- «батыр», мар.- «патыр», чув.- «паттар». В древнерусском языке понятию богатырь соответствовали слова - «хоробр», «храбр», «резвец», «удалец».
Богатыри-великаны. Для обозначения богатыря-великана в
У русского народа это «полоник», близкое к сегодняшнему языке всех народов издавна имелись специальные слова. «исполин». Есть и другое название велет. Славяне были твердо убеждены, что сначала боги сотворили великанов (велетов), а уж потом людей. Когда еще только создавались материки и моря, места на земле было очень много, поэтому все получалось таким громадным и просторным. И самые первые существа, которых сотворили боги, тоже были огромные- великаны. Они по приказу богов насыпали высокие горы, прорыли русла рек и впадины озер, рассадили леса.
Могучих и справедливых богатырей татары называли «алыпами». Могучие и справедливые богатыри у чувашского народа – «улып». Удмуртские богатыри- великаны назывались «алангасары». В марийских преданиях воины-исполины, великаны называются «онар».
Алып - сказочный богатырь, герой татарского фольклора. Образы алыпов в татарских дастанах – Алпамша (Алпамыш), Ак Кубек. По преданиям, Алпамша рос крепким и могучим. По всей округе снискал он себе славу истинного батыра: ступит на землю – вода пробьется, на камень присядет– камень под ним крошится, а в гору упрется – гора рушится под его рукой. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамша воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.
Улып
Улып - могучий и справедливый богатырь чувашского народа. Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. Земля Улыпа — так называли чуваши свой древний край. Улып — это сказочный богатырь, обладавший недюжинной силой, добрый и трудолюбивый. Предания о богатыре Улыпе воспитывали любовь к родной земле. Удмуртские богатыри- великаны назывались «алангасары». Были они очень высокого роста, силы непомерной и характера независимого. Свои подвиги алангасары совершали в борьбе между собой. Герои преданий - могучие люди, обладающие сверхъестественной силой: шаг их – в несколько саженей, из лука они стреляли на много вёрст, могли превращаться в животных. Они вели воинственный образ жизни и жили в укреплённых поселениях (удм. «кар»- «гнездо», «город»). Если не находилось подходящего места для возведения крепости, герои преданий брались рукой за землю и вытягивали её вверх, создавая холм. В мирное время они судили народ, а на войне возглавляли войско. Обычные люди подчинялись богатырям, платили им дань, преклонялись перед их силой и мудростью, а после смерти устанавливали обычай - приносить им систематические жертвы. Онар. Согласно народным преданиям, Онар был вождём марийцев, обладал большой силой и огромным нечеловеческим ростом. Был он так огромен, что чуть-чуть не доставал головой радугу. Радугу в старинных легендах называют воротами Онара. У богатыря Онара и шаг был богатырский — в семь верст. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа. Там, где Онар садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами. Там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Про многие холмы и озера в марийском крае народ говорит, что это следы древнего великана. Марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом, Акпарсом, Болтушем и др.
Последний Онар. С.Чавайн
Нам повествуют старые былины,
Что в каждом уголке родной земли
Отважные Онары -исполины
Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя,
Деревья подпирали небосвод.
Теперь таких в марийском нашем крае
Никто и при желанье не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.
Онар дубы повыдергал руками
И к матери охапкою принес:
— Смотри-ка, мама, коноплю какую
Я в поле для тебя натеребил,
Как роща- частую, как тень- густую,
Вот только посконь отделить забыл.
— Ой, сын мой! Ты и вправду невезучий,
Не коноплю ты вырвал, а леса! —
И затуманились слезой горючей
Ее большие ясные глаза.
Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца,
Что землю для посева поднимал.
— Какой жучок ползет передо мною! —
Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.
Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом- то Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.
Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
— Вот, мама, я жучков тебе потешных
Принес нарочно, чтобы показать!
Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.
— Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
Или уже о них ты позабыл...
Они теперь всегда такими будут,
Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!
…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит волнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи,
Лучами заливает небосвод.
Прочитайте марийскую легенду «Живой камень».
Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени веселых полевых цветов возвышается над тихой речкой утес Живой камень. Не всегда, однако, бывало так пустынно вокруг него.
В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбылат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на ее защиту. Верхом на буром коне с косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбылат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.
Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нем, а он утешал их:
— Не бойтесь. Я никогда и мертвый не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чумбылат! Враги у ворот!» Я встану и обороню вас.
С этим и умер Чумбылат. Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
— Не стало среди нас великого Чумбылата! Нет с нами нашего богатыря!
Шло время. Все было благополучно, и мало-помалу Чумбылата начали забывать. И забыли бы , может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непробиваемым кольцом. Вспомнили они тогда о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
— Вставай, Чумбылат! Вставай, враги у ворот!
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из темной расщелины Чумбылат на коне своем, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбылат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.
Много времени прошло. И всякий раз, когда приближалась беда, Чумбылат выручал свой народ, никакой враг не был страшен тогда черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбылата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
— Вставай, Чумбылат! Враги у ворот!
Дрогнула скала. Выехал Чумбылат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево — нет никого. Повернулся тогда богатырь, молча поехал обратно к горе и исчез в ней.
Ребятишкам это понравилось. Сколько было страху и хохоту, сколько всяких рассказов!
Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбылата.
Выехал снова на их зов богатырь. Не увидя врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.
Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
— Вставай, Чумбылат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом разверзнулась гора, выехал оттуда разгневанный Чумбылат с мечом над головой. Конь с пеной у рта взвился на дыбы — только бы ринуться в бой! А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.
Увидел их Чумбылат и крикнул им:
— Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбылат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.
Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, и некому было заступиться за черемисов.
Молчалив стал и тих серый утес над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шуршат иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.
Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время — забудет Чумбылат обиду и защитит свой народ от всякого врага.
Потому и зовется этот камень Живым, что жива за ним великая сила в народе и не умирает вера в человеческое будущее.
Акпарс. Камень
Задание: прочитайте и ответьте на вопросы.
-
Что такое миф, сказка, легенда, предание, мифология?
-
Какие бывают мифы по содержанию?
-
Как назывались богатыри-великаны в легендах и преданиях разных народов: русских, татар, чуваш, удмуртов, марийцев?
-
Запишите несколько строк из стихотворения С.Чавайна об Онаре, показывающие его величину и силу.
-
Что обещал своему народу Чумбылат? Почему он позже отказался от своего обещания?
Достарыңызбен бөлісу: |