Краткий рассказ о Владимире Мономахе
(исторические факты и информация о жизни и деятельности Владимира Мономаха заимствована мною из книг известных и малоизвестных историков, из учебников по истории, из электронных источников информации и так далее, характер изложения - «своими словами»).
Владимир Всеволодович Мономах родился в 1053 году. Место его рождения мне неизвестно. Отец Владимира был правдолюбивым и боголюбивым человеком и, в отличие от многих своих предшественников и родственников, был кротким и воздержанным русским князем. Мать, дочь византийского императора Константина Мономаха, к сожалению, не помню, как ее звали, а жену Константина звали Зоя, с детства приучала сына к реалиям жизни. С малых лет мальчик умел сидеть в седле на лошади, жил среди простых людей, дружинников и так далее. Она же обучила сына и грамоте. Телосложением Владимир был коренастый, невысокий и широкоплечий.
Владимир Мономах был выдающимся полководцем – из 82 сражений он 81 раз вышел победителем и только одно сражение проиграл. Ночью, перед сражением, он ходил и проверял дозоры, следил за порядком в войсках и так далее.
Княжил Владимир смолоду: с 1067 года - в Смоленске; с 1078 – в Чернигове; с 1093 – в Переяславле. Находясь на троне, Владимир всегда старался найти общий язык с соотечественниками, быть с ними на равных. Обращаясь к окружающим, он говорил: «Братья мои!» и они ему отвечали «Брат наш!».
В 1108 году, на высоком и красивом берегу реки Клязьмы, Владимир Мономах основал город, который назвал своим именем – «Владимир». В 1157 году город Владимир стал столицей Владимиро-Суздальского княжества, культурным и религиозным центром Руси, а когда во Владимире стал править его внук, сын Юрия Долгорукого, Всеволод, то ему уже подчинялись Киев, Новгород, Рязань и Чернигов. До середины пятнадцатого века город Владимир – столица «удельных веков» нового российского государства.
В 1113 году в Киеве умер князь Святополк. Это был жестокий и лицемерный правитель. Даже миролюбиво настроенному по отношению к нему Владимиру Мономаху приходилось сталкиваться с его враждебностью. Чтобы завладеть чужой волостью, Святополк убил своих двоюродных братьев Бориса и Глеба, с его участием был схвачен и ослеплен князь Василько.
Для сохранения трона Святополк многие годы брал деньги у еврейской общины. В те времена в Киеве, по приглашению Святополка, из Германии, проживала большая община богатых евреев-ростовщиков, которые большими процентами сильно затрудняли жизнь местного населения.
Кроме этого почти вся торговля в Киеве и во всей его округе была под жестким контролем и «крышеванием» хазарских евреев, оказавшихся здесь после распада Хазарского каганата. Народу неправедная деятельность евреев не нравилась и после смерти Святополка в Киеве вспыхнуло народное восстание.
Киевляне собрались на вече и послали сказать Владимиру Мономаху: «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский». Владимир отказался. Тогда киевляне еще больше взбунтовались, стали грабить и убивать ростовщиков и передали Владимиру, что если он не придет править Киевом, то худо будет не только ростовщикам, но и вдове покойного князя, и боярам, и монастырям «… и ты, князь, дашь ответ, если монастыри пограбят». После чего Владимир согласился занять Киевский престол.
Взойдя на престол, Мономах потребовал прекратить истребление евреев и срочно созвать княжеский съезд для решения их дальнейшей судьбы. Съезд принял решение – под защитой конвоя евреи должны выехать туда, откуда приехали. При этом Владимир добился того, чтобы евреи покинули Киевское княжество вместе со своими деньгами и имуществом. Их также предупредили, что если кто из них тайно вернется, то никто их больше защищать не будет и, вообще, они будут лишены какой-либо защиты со стороны государства. Сейчас точно не помню, но, по-моему, почти всех евреев приняли у себя поляки, венгры, а, возможно, и румыны.
Другую проблему, проблему половцев, Мономах решил в течение последующих трех лет, когда в 1116 году его сын Ярополк окончательно разгромил половцев на Дону. После чего больше ста лет, до начала монголо-татарского нашествия в 1243 году, никто не посмел сунуться на наши русские земли, а если и были небольшие стычки с иноземцами на окраинах Киевской Руси, то они носили местный характер и больших усилий для наведения порядка не требовалось.
Впервые, за всю предшествующую, а теперь мы знаем, и за всю будущую, до наших дней, историю Руси, воцарился на ней порядок. Владимиру Всеволодовичу в то время было уже за шестьдесят и он уже мог позволить себе немного отойти от дел государственных, доверив часть из них своим соратникам-боярам.
При этом он вел активный образ жизни. Утром рано вставал и после завтрака, как правило, ехал на охоту. В то время охота была обычной мужской работой по добыванию пищи. Возвратившись с охоты и пообедав, Владимир Всеволодович устраивал себе отдых с дремотой, говоря, что даже птица посереди дня отдыхает, а уж человеку с его мирскими заботами и работами и подавно надобно днем хотя бы немного отдохнуть. Что он делал во второй половине дня и вечером я либо не знаю, либо запамятовал. А вечером он, скорее всего, уединившись, отдыхал за строго дозированной чаркой вина и рано ложился спать. Это мое сугубо личное предположение. Я не историк и мне не обязательно все знать.
Когда Владимир Всеволодович работал над своими знаменитыми и очень актуальными в наши дни «Поучениями Владимира Мономаха», мне неведомо. Я о них лет семь назад прочитал в школьном учебнике по истории, который взял у своей дочери Лены. Полностью прочесть «Поучения» мне пока не удается – в нашей местной библиотеке их нет, а ехать в большие библиотеки у меня пока не получается. Но со временем я постараюсь восполнить этот пробел.
Но те отдельные мысли из «Поучений», которые мне удалось прочесть, произвели на меня очень сильное впечатление. Я никогда не думал, что почти тысячу лет назад, в эпоху людской дикости и агрессивности, может существовать хотя бы один человек, мыслящий настолько здраво, как не мыслит в наши дни подавляющее большинство жителей нашей планеты. Меня это просто поразило и вдохновило неимоверно.
Достаточно привести только одно из поучений Владимира Мономаха, в котором он говорит, что нельзя человека убивать вне поля брани, даже если тебе приказывают его убить. Это не дословно я говорю, поскольку дословно не помню. Но и из этого можно понять, что уже тогда наш предок выступал против смертной казни.
Владимир Всеволодович прожил 72 года и умер в 1125 году. Похоронен он в Киеве, рядом со своим отцом. Люди его очень любили и уважали и, когда он умер, плакал весь народ, словно предчувствуя, что скоро на Руси начнутся тяжелые и страшные времена. Но, по-моему, лучше было бы не плакать, а всем жить так, как жил наш замечательный, умный и добрый князь всея Руси Владимир Всеволодович Мономах.
______________________________
На прошлой неделе я был в трехдневной командировке в городе Владимире на одном из производств одной московской фирмы. В свободное время много ходил по городу пешком и спрашивал у местных жителей, где памятник или мемориальная доска основателю города Владимиру Мономаху. Оказалось, что таковых нет. А одна женщина сказала мне, что с этим вопросом мне надо обращаться в Мэрию города. Но думаю, что руководители города Владимира скоро и без меня создадут в память об основателе города соответствующий мемориальный комплекс или музей. А город Владимир мне очень понравился своей замечательной красотой и деловой неспешностью людей. Первый раз я был в нем восемнадцать лет назад, когда мы с женой и с моими родителями ездили через него на своем автомобиле в Суздаль и в Боголюбово, где находится Церковь Покрова на Нерли.
Владимир Сидоров, 5 сентября 2005 года.
Дополнение от 2 января 2006 года:
Вчера впервые набрал в поисковой системе Интернета слова «Владимир Мономах» и прочел довольно много интересной, новой для себя, информации. Наиболее интересная информация, на мой взгляд, следующая (цитирую): «Владимир Мономах писал, что человека спасают лишь добрые дела, а не пост, не уединение, не монашество».
Это писал человек, по указам и при участии которого на Руси было построено множество православных церквей, у одной из которых он и умер 19 мая 1125 года. О личной (семейной) жизни Владимира Всеволодовича тоже довольно много нового узнал. Кроме этого узнал, что его мать одни историки называют Анной, другие – Марией, третьи – Анастасией.
Место рождения Владимира Мономаха у некоторых историков также можно увидеть со знаком вопроса «…Киев ?...». Поэтому место его рождения мне по-прежнему не известно.
А вот место захоронения Владимира Всеволодовича и его отца хорошо известно – Софийский собор в Киеве. Первый раз я был в нем в 1974 году, летом, когда, заработав приличные деньги (в основном за счет сверхурочных и ночных работ) в бригаде мотористов – авиамехаников по предполетной и послеполетной подготовке самолетов Су-24 Летно-испытательной станции авиазавода в Новосибирске, я, впервые в жизни, более, чем на месяц, «дикарем», «поехал на запад» по маршруту: Новосибирск – Москва – Киев – Рига – Ленинград – Новосибирск.
________________
Дополнение от 1 апреля 2007 года.
Приношу свои извинения, я перепутал. Ростовского князя Бориса и муромского князя Глеба убил, в 1015 году, другой Святополк – старший (приемный) сын Владимира – Красное Солнышко Святополк 1, прозванный в народе Святополком Окаянным. Своих младших братьев (всего он убил трех своих братьев – Святослава, третьего брата, убили по его приказу, когда тот бежал в Венгрию) он убил с целью завладения их наделами.
При этом Борис и Глеб «действовали» по ныне широко известному принципу «непротивление злу насилием» и в последствии были причислены к лику святых. А правильно ли было довериться непутевому братцу и по его приказу быть убитым? По-моему, доверчивость хороша в определенных пределах и ситуациях и вышеупомянутый «пацифизм» нас, россиян, должен кое-чему научить в нынешней исторической ситуации, когда раздаются голоса из-за кордона о том, не слишком ли большие природные богатства принадлежат одной стране.
Здесь есть чему поучиться у умного и хитрого, разумеется, не безгрешного, Владимира Всеволодовича Мономаха. Не пора ли соответствующим людям в нашей стране сменить приоритеты и поставить во главу угла производство, а не вторичную сферу – искусство и спорт.
Что касается вышеупомянутой «не безгрешности» Владимира Всеволодовича, то мне известны три его греха (сразу хочу подчеркнуть, что слово «грех» я всегда и везде употребляю исключительно в житейском смысле – я исповедую новую русскую философию под названием «Девзанистическая гармония мира», в которой понятие «грех» как бы заменено совокупностью других понятий логико-математического характера и слово «грех», в затронутом «перечислении грехов», несет в себе лишь житейский смысл). Первый грех: пригласил (якобы для переговоров) двух половецких князей в избу, в потолке которой загодя сделали специальное отверстие, из которой лучники стрелами убили приглашенных. Второй грех: вместе со своим отцом и дядьями Изяславом и Святославом участвовал во взятии Минска (в 1066 году, в очень юном возрасте, в походе против развязавшего войну полоцкого князя Всеслава), в результаты которого были убиты все до единого жителя этого города, включая стариков, женщин и детей (даже всю живность в городе уничтожили). Третий грех: взойдя на киевский престол, сажал на подчиненные Киеву престолы Киевской Руси своих сыновей, при этом некоторые сыновья-наместники не отличались необходимыми для правителя такого высокого ранга морально-деловыми качествами.
___________________
Дополнение от 23 августа 2008 года:
Сегодня наконец-то выбрался в Российскую Государственную Библиотеку (РГБ) и прочел (и законспектировал) Поучение Владимира Мономаха (правильно, оказывается, «Поучение», а не «Поучения»). Завтра кое-что изложу.
Продолжение от 24 августа 2008 года:
Источник информации – книга «Памятники литературы Древней Руси. Х1 – начало Х11 века» под общей редакцией Л.А.Дмитричева и Д.С.Лихачева (Издательство «Художественная литература», 1978г., Москва), страницы 393-413 (с рассказом Мономаха о своей жизни и с письмом Мономаха к Олегу Святославовичу).
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
(из перевода с древнерусского языка)
Страница 397: «Научись верующий человек, быть благочестию совершителем, научись по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех.»…
Там же: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетели претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.»
Страница 399: …«Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.»…
Страница 401: …»Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью, сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.»…
…«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.»…
Там же: …«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужики совершенные.»…
…«Спаньё в полдень назначено Богом; по этому установлению почивает ведь и зверь, и птица, и люди.»
ИЗ РАССКАЗА МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
Страница 405: …«На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нём ни челядина, ни скотины.»…
Страницы 407-409: …«А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трёх, Осеневых братьев четырёх, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, привезя живых, иссёк и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.
А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая на равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, и медведь мне у колено потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бёдра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.»…
Завершающий абзац на странице 409: …«Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от неё, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то божие обережение лучше человеческого.».
____________________
Мои комментарии: (изложу после тщательного осмысления).
Читая вышеупомянутую книгу, я обнаружил одну интересную для себя информацию о Святополке 1 (Окаянном - приёмном сыне Владимира 1 – Красное Солнышко). Оказывается, его родного отца Ярополка, княжившего Киеве, в 980 году убил младший брат отца - Владимир 1, который вскоре после этого взял себе в жёны беременную жену-«грекиню» (гречанку) убитого. Таким образом, хотя Святополк и родился, когда его мать являлась женой Владимира 1, он был сыном не Владимира, а Ярополка. Стремясь утвердиться на киевском великокняжеском престоле (положение Святополка было непрочным), который он занял в 1015 году после смерти отца, Святополк стал уничтожать своих возможных соперников, в том числе братьев Бориса и Глеба, пока в 1019 году не был побеждён и убит Ярославом Мудрым (сыном Владимира 1 от жены Рогнеды; Ярослав Мудрый княжил до 1054 года, когда Владимиру Мономаху было всего один год отроду).
_____________________
Достарыңызбен бөлісу: |