Речь Посполитая — государство, возникшее в 1569 г. в Центрально-Восточной Европе в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Оно занимало большие территории на землях современной Польши, Украины, Беларуси, Литвы и Латвии, России, Эстонии, Молдавии и Словакии. Речь Посполитая была ликвидирована в 1795 г. в результате внешней агрессии, насильственного раздела ее территории между Россией, Пруссией и Австрией.
Для имперской проблематики история Р.П. интересна тем, что перед нами полинациональное государство, с монархией как формой политического режима, с явным политическим и культурным доминированием одной нации — польской. Государство периодически переживало серьезные внутренние политические и этноконфессиональные конфликты, в ХVII в. вылившиеся в сепаратистский мятеж украинских земель и их отделение. То есть, казалось бы, налицо все признаки имперской истории. В то же время, история Речи Посполитой в историографии позиционируется как особый исторический феномен, уникальный способ организации различных народов и конфессий в единый социо-политический организм, который не был империей. В этом плане ее изучение как раз крайне важно для рассмотрения исторического феномена империй.
Речь Посполитая возникла из объединения двух государств, которые сами по себе складывались как полиэтнические образования. Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское (таково полное название этой державы) образовалось в 1240-е гг.. Первоначально оно включало в себя восточную часть современной Литвы (Аукштайтию) и т.н. «Черную Русь» (совр. Западная Беларусь). Его основателем считается Миндовг. По этническому составу население княжества было балто-славянским с преобладанием славянского православного элемента. Литовцы составляли правящий этнос. При этом они являлись язычниками.
Из-за этого религиозного плюрализма перед властями молодого государства сразу же встал вопрос о необходимости религиозной реформы. Возможно, около 1246 г. обсуждался вопрос о переходе всей Литвы в православие. Во всяком случае, его принял сын Миндовга, Войшелк. Однако великий князь сделал другой выбор. В 1252/53 гг. Миндовг получил от римского папы королевский титул в обмен на принятие католичества и основание католического епископства. Он надеялся, что Рим поможет Литве в отражении агрессии немецких рыцарей. Однако новые союзники помогали в основном молитвами и воззваниями, но не войсками. А рыцарей тем временем разгромили язычники из племени жмудь. Поэтому в 1261 г. Миндовг отрекся от христианства и принял жмудь в состав своего княжества.
Резкое расширение территории Литвы произошло при великом князе Гедимине (1316-1341). Он присоединил Смоленские, Минские, Киевские, Брестские земли и в 1339 г. вступил в прямой военный конфликт с Ордой, тем самым возглавив восточноевропейское антитатарское национально-освободительное движение. Гедимин в 1324 г. предпринял еще одну попытку католицизации страны, но ей воспротивилось православное население, и проект отвергли. Зато бурными темпами идет территориальный рост: около 1325 г. присоединен Брест. Началось интенсивное наступление на Волынь. В 1320-30-е гг. литовские отряды подчинили часть Киевских земель. Перед смертью Гедимин разделил свои владения между семью сыновьями. Казалось, что Литва стоит на пороге феодальной раз-дробленности. Но страна не распалась. После короткой усобицы, в ходе которой новый великий князь Явнут был убит своими братьями, на престол в 1345 гг. взошел Ольгерд, а его соправителем сделался Кейстут. Они вдвоем правили Литовской державой много лет.
В 1358 г. Ольгерд и Кейстут провозгласили программу объединения под властью Великого княжества Литовского, Жемайтского и Русского всех прибалтийских и восточнославянских земель. В годы их правления происходит стремительный территориальный рост Литвы. В 1350-е г. она захватывает города в междуречье Днепра, Березины и Сожа. К 1362 г. окончательно подчинены Киев, Чернигов, Переяславль, Брянск, Северские земли (процесс их присоединения шел с 1330-х гг.).
При этом литовцы выходили победителями из конфликтов с другими претендентами на господство в Восточной Европе. В 1362 г. в битве у Синих Вод полки Ольгерда нанесли сокрушительное поражение Орде (это сражение считают по масштабам аналогом Куликовской битве). В 1368, 1370 и 1372 гг. при поддержке союзной Твери великий князь литовский трижды нападает на Москву. Но она выстояла. Лишь в знак того, что «он здесь был», Ольгерд подъехал и сломал свое копье о кремлевскую стену.
После смерти Ольгерда в 1377 г. престол занял его сын князь Ягайло — человек, которому было суждено кардинальным образом изменить путь развития литовской государственности. В 1385 г. Литва резко меняет ориентацию в сторону Польши. В местечке Крево подписывается уния — союз литовской и польской короны. Теперь у двух стран был один властелин, носивший титул «короля Польского и великого князя Литовского». Ягайло крестился по католическому обряду, принял имя Владислава и стал основателем династии Ягеллонов. Он женился на польской королеве Ядвиге и с 1387 г. начал интенсивную католицизацию своего княжества. Тем самым произошло сближение православной Литвы с ка-толическим Западом. Она оказывается вовлеченной в орбиту политической жизни Польши, Священной Римской империи, Ватикана, Франции. Ее политический и социальный строй приобретает все больше сходства с польским. Это радикально изменило направление развития данного государства и его место на восточноевропейской карте.
В историографии Кревская уния расценивается по-разному. В тексте документа стоит слово applicare, то есть получается, что Королевство Польское присоединяет Великое княжество Литовское. На практике это было не совсем так — оба государства сохраняли свою автономию, свои правительства, независимые бюрократические аппараты правительства, советы знати (королевская рада и литовская рада панов), свои вооруженные силы и независимую внешнюю политику (скажем, польская армия не помогала Литве в войнах с Россией — считалось, что поляк может воевать только на обороне своего Отечества). Несомненным был только рост культурного влияния Польши как более высокоразвитого государства, полонизация в области социальных стереотипов, моделей поведения шляхты, католицизация и т.д. Однако в литовской историографии Кревская уния оценивается как акт экспансии со стороны Польши. Некоторые историки отрицают подлинность Кревского акта. Именно здесь отдельные специалисты видят первый имперский акт со стороны Польши. Однако эти оценки скорее эмоциональные и конъюнктурные. Кревская уния была сугубо династической — у двух государств оказывался единый правитель. Об объединении двух держав, тем более при доминировании одной из них еще рано говорить.
История Польши развивалась параллельно истории Великого княжества Литовского. До середины на территории Польши X в. существовали несколько племенных княжений. В конце I тысячелетия на её территории известны такие племена, как западные поляне (от них название страны), лендзяне (от них название поляков у соседей-славян: «ляхи»), куявяне, поморяне, мазвовшане, висляне, слензяне (в Силезии) и т. д. Постепенно на основе крупных племенных княжеств возникают протогосударственные объединения; из этих княжеств основными было княжество вислян в нынешней Малой Польше (район Кракова) и полян в Великой Польше (район Познани).С середины X в. ведущая роль в политической жизни лехитских славян принадлежала полянам с центром в Гнезно. В 877 году после завоевания Малой Польши Великой Моравией центром формирования польского государства осталась Великая Польша, столицей которой был город Гнезно. Первым известным правителем Польши был великопольский князь Мешко I из рода Пястов (960—992); в 966 году он принимает христианство по западному обряду.
Средневековая история Польши — это история ее противостояния с Чехией (с переменным успехом, бывали периоды, когда Чехия подчиняла себе Польшу, бывало, когда на чешский престол садился король из польской династии Ягеллонов). Другим врагом был Немецкий орден, который с ХIII в. проводил свой знаменитый «Натиск на восток». Противостояние с Немецким орденом завершилось победой над ним в Тринадцатилетней войне 1454-1466 гг., присоединением Прусского герцогства (бывшего Тевтонского ордена) в 1525 г. и земель Ливонского ордена (1561 г.). В 1466 году по Второму Торуньскому миру Польша присоединила Померанию с Гданьском и обрела выход к Балтийскому морю.
В 1320 году Куявский князь Владислав Локетек (1305-1333), присоединив к своим владениям Великую Польшу, короновался в Кракове польским королем. Отныне Краков становится новой столицей Польши. При его преемнике Казимире III Великом (1333-1370) Польша пережила расцвет. В 1349 году к Польше была присоединена Галиция. В ХV в. происходит становление так называемой «монархии Ягеллонов» или системы Ягеллонов, при которой представители польской королевской династии садились на престол в Польше, Венгрии, Чехии.
В конце ХV-ХVI в. Великое княжество Литовское столкнулось с нарастающей экспансией Российского государства. В результате пяти порубежных войн (1487-1494, 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1535-1537) Литва потеряла огромные территории: Северские и Верховские земли, Смоленск. Русские войска вышли к Днепру, было недалеко до Киева (страх перед возможным нападением России на Киев пронизывает всю историю Великого княжества Литовского в ХVI в.). Это ставило под угрозу саму литовскую государственность. В начале Ливонской войны (1558-1583 гг.), которая велась за балтийские земли, Великое княжество Литовское продолжает нести территориальные потери. В 1563 г. Россия взяла Полоцк и присоединила Полоцкий повет. Русская кавалерия вышла на Виленский тракт, между Вильно и русской армией не было больше сильных крепостей, которые могли бы остановить ее движение.
Великое княжество Литовское оказалось в состоянии сильного политического кризиса. Ему не удавалось собрать необходимые войска для обороны страны. В начале 1569 г. начал работу польско-литовский сейм, на котором обсуждался вопрос о слиянии двух государств в одно — Речь Посполитую. Литву к этому подталкивала ситуация: было очевидно, что в одиночку она не может противостоять военному давлению России. Ее положение было усугублено переходом в марте 1569 г. Подолья, Киева, Волыни под власть Короны. Тем самым Великое княжество Литовское лишилось наиболее экономически развитых и не разоренных войной земель. В итоге Литва была вынуждена пойти на слияние с Польшей (что в самой Литве воспринималось негативно, как польская экспансия). 28 июня 1569 г. была заключена Люблинская уния, провозгласившая создание Речи Посполитой (польск. Rzeczpospolita — буквально «республика») обоих народов (польского и литовского).
В литовской и российской имперской историографии Люблинская уния 1569 г. оценивалась как покорение Польшей Литвы. М. О. Коялович писал: уния стала окончательным порабощением Литвы Польшей, хотя часть литовских депутатов на коленях умоляла Сигизмунда не губить их государства. Влияние иезуитов, ополячивание и Брестская уния 1596 г. довершили дело. По Кояловичу, за Люблинскую унию история особенно карает славянское братство: «как жестоко казнит история за святотатственное признание совершенно различных стран!». Виной всему — наплыв латинства, которое «изменило совесть» народов Речи Посполитой.
Речь Посполитая была федерацией. Во главе стоял король, избираемый на сейме шляхты. Шляхта обладала обширными правами, король выступал их гарантом. Она называлась «политическим народом», реализовывала свои права на сеймах. Эти права все ширились и в ХVII в. вылились в знаменитое liberum veto, когда все важные решения сеймы могли принимать только единогласно. По сути, этот апофеоз демократии привел к полному параличу политической системы Речи Посполитой, потому что при принятии любого важного решения почти всегда находился шляхтич, который кричал «Не позволяю!» и проваливал это решение.
В Речи Посполитой религиозный вопрос до конца ХVI в. не был острым. Ее называли «государством без костров» из-за ее религиозного плюрализма. Современники говорили, что если человек потерял свою веру и сам не может понять, во что верит — ему надо ехать в Речь Посполитую, там он либо найдет свою веру, либо такой веры не существует на земле. На землях Речи Посполитой уживались католицизм (бывший доминирующей конфессией), протестантство (которое приняли к ХVII в. даже некоторые видные магнатские роды, например, Радзивиллы), православие (которое было распространено на русинских землях, составлявших до 70 % земель Великого княжества Литовского). Были иудаизм (Вильно называли Северным Иерусалимом за большое количество еврейского населения), мусульманство, армянская церковь и т.д.
В Речи Посполитой жили поляки, литовцы, жмудины, русины, евреи, татары, армяне. В присоединенных землях жили немцы (Пруссия, немецкие города польского Поморья, Польские Инфлянты), балтийские племена (ливы, эсты, латтгалы). В ХVI-ХVII в. на основе казачества шло интенсивное формирование украинского этноса. До конца ХVI в. этнических конфликтов практически не было, а некоторое ущемление в правах в отдельные периоды, например, русинской православной шляхты хоть и вызывало ее недовольство, но не было критичным.
Ситуация резко обостряется с конца ХVI в., когда в 1596 г. была принята Брестская уния, по которой на землях Речи Посполитой произошло объединение православной и католической церквей при доминировании католичества. Теперь началась борьба между православными и униатами, которая отразилась как в чисто интеллектуальной церковной полемике, так и в нараставшем на юге Речи Посполитой освободительном движении украинского казачества. Остается дискуссионным вопрос, была ли защита православия только лозунгом, которым украинские казаки призывали свои сепаратистские устремления, или религиозный фактор в самом деле играл серьезную роль. Историк М. В. Дмитриев определяет социально-политическую борьбу на южных землях Речи Посполитой в первой половине ХVII в. как восточноевропейский вариант религиозных войн. Эти столкновения быстро приобрели социально-этническую окраску. Лозунг сторонников Богдана Хмельницкого, лидера освободительного движения украинцев (начавшегося в 1648 г.): «Лях, жид и собака — вера одинака». Хмельнитчина прославилась и антипольскими, и антиеврейскими погромами.
В этих событиях можно усмотреть элементы имперской истории — недаром, когда о Речи Посполитой говорится как об империи, на вопрос: «Где ее Индии?» отвечают: «Ее Индии — это Украина», то есть украинские земли могут рассматриваться как особая форма внутренних колоний. Восстание было реакцией не только на католицизацию, но и на полонизацию, произвол польских панов, ограничение прав православных русинов и т.д. — то есть здесь можно видеть классические черты антиколониальной борьбы. В то же время, положение украинских земель в Речи Посполитой вряд ли можно определить как «классически» колониальное, а ее политику назвать имперской. Это был скорее внутренний, гражданский конфликт, имевший элементы этнического и религиозного конфликта.
В 1654 году в Польшу вторглись русские войска; в следующем году — шведы, которые и занимают Варшаву, король Ян II Казимир бежит в Силезию — начинается анархия, получившая в Польше название «Потоп». Он был усугублен продолжением роста сепаратистских тенденций: в 1655 г. попытку выйти из Речи Посполитой предпринимает Великое княжество Литовское. Его гетман Януш Радзивилл в 1655 г. заключил со шведским королем Карлом Х Густавом Кейданскую унию, по которой Литва выходила из состава Речи Посполитой и оказывалась в подданстве Швеции. Как мы видим, здесь тоже имел место некий протест против верховенства поляков, который можно было бы трактовать как антиимперский, если бы не одно обстоятельство: попытка сепаратистского мятежа носила чисто верхушечный характер, это был не протест литовского народа, а планы магнатов-Радзивиллов добиться для себя исключительного положения и власти. Общество Речи Посполитой не поддержало изменников, уния провалилась. Хотя в историографии есть ее оценки как попытки Великого княжества Литовского добиться суверенитета.
В 1657 году Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. Шведы так и не смогли удержаться в Польше из-за разгоревшейся партизанской войны. Движение Хмельницкого, получившее поддержку русских войск, победило. Согласно Андрусовскому перемирию с Россией (1667 год), Речь Посполитая потеряла Киев и все украинские районы восточнее Днепра. С этого момента начинается закат Речи Посполитой, хотя в конце ХVII в. при Яне Собеском (1674-1696) она переживала некоторый подъем и даже сыграла решающую роль в разгроме турок под Веной в 1683 г.
В какой-то степени можно сказать, что кризису Речи Посполитой в конце ХVII – начале ХVIII в. способствовали ее внешнеполитические устремления. Она вышла из войны с Россией, поставив своеобразный мировой рекорд: официально, если считать с первой порубежной войны, Россия, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая находились в состоянии войны с 1487 по 1686 г., когда был подписан Вечный мир. До этого почти 200 лет заключались только короткие перемирия на несколько лет. Заключение Вечного мира 1686 г. сопровождалось договором об окончательном разделе Украины: Россия получала Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Однако, если обращаться к имперской истории, то это была скорее страница становления России как империи. А для Речи Посполитой — явное свидетельство упадка.
В начале ХVIII в. Речь Посполитая оказывается вовлеченной в войну со Швецией. Это было связано как с союзническими обязательствами, так и с желанием взять реванш за Потоп, за потерю Прибалтики в начале ХVII в. в ходе шведских завоеваний. Однако военная судьба Речи Посполитой в Северной войне (1700-1721) гг. складывалась неудачно. Швеция захватила значительную часть Речи Посполитой, и ее король Август II был вынужден в 1706 г. подписать сепаратный мир со Швецией (Альтранштедский договор). По этому договору Август II отрекался от польской короны в пользу ставленника Карла ХII Станислава Лещинского (еще в 1704 г. коронованного частью шляхты польским королем). Договор был предательством по отношению к России, поскольку Речь Посполитая бросала своего союзника и выходила из Северной войны. Правда, Август II пытался скрывать договор от Петра I, но Карл ХII его обнародовал, чем нанес удар по престижу польской короны.
После поражения шведов под Полтавой в 1709 г. Август II по Торуньскому договору вернул себе польский престол, но из-за Альтранштедского договора его политические позиции были сильно утрачены, Речь Посполитая в своей политике очень сильно зависела от соседних держав, в первую очередь от набирающей сил Российской империи. Собственно, история Речи Посполитой в ХVIII в. — это уже история ее превращения в объект раздела более сильными европейскими империями. В ходе войны за польское наследство 1733-1735 гг. между Россией, Австрией и Саксонии с одной стороны, и Францией, Испанией и Сардинским королевством с другой эта слабость была продемонстрирована в полной мере: кто будет королем, решала уже не сама Речь Посполитая, а имперские интересы соседних держав.
Последняя страница «польской драмы», как ее иной раз называют историки — это история трех разделов Речи Посполитой во второй половине ХVIII в. Соседние державы вмешались во внутреннюю политику Речи Посполитой из-за так называемого вопроса о диссидентах — некатоликах, православных и протестантов, права которых в католической Речи Посполитой ущемлялись. Российская империя, Пруссия и Австрия выступили как бы заступниками диссидентов, хотя на самом деле преследовали при этом свои имперские интересы.
Польша становится как бы разменной картой, за счет которой европейские державы хотели решать свои территориальные проблемы. В русско-прусском договоре 1764 г. в тайных статьях стороны обязывались защищать Польшу от внешних врагов и содействовать избранию на варшавский престол только поляка. Это означало, что две державы решили контролировать развитие этого государства без его ведома и установить свое монопольное влияние в регионе.
Толчком к кризису послужило решение России в 1767 г. потребовать от правительства Понятовского решения вопроса о диссидентах. Екатерина желала, чтобы их избирали в суды и органы местной власти. По ее мнению, сейм должен был на одну треть состоять из диссидентов. Понятовский в ужасе говорил, что «это требование для него подобно громовому удару». Русский посол Н.В. Репнин заявил, что если Польша откажется признать права других конфессий, то Россия введет в нее войска и способствует созданию Конфедерации — отделению православных и протестантских областей и введению в них особого управления.
Собранный в 1767 г. сейм отказался даже рассматривать вопрос о правах диссидентов. Требованием Репнина шляхта была страшно возмущена. Тогда Екатерина велела начать работу по созданию Конферерации. В том же году в Слуцке собралась конфедерация православной шляхты, в Торуни — протестантской. Центром диссидентов стал г. Радом. Во главе Конфедерации встал авантюрист Карл Радзивилл. В помощь ему в Польшу вошел русский корпус генерала Карра. Однако следует отметить, что большинство рядовых участников движения поддержало его не по религиозным мотивам, а по приказу старшего магната, из-за желания побунтовать, свергнуть Понятовского и т.д.
Сейм 1767-68 гг. проходил в окруженной русскими полками Варшаве. Лидеров шляхты и католического духовенства, протестовавших против Конфедерации, прямо на заседаниях арестовали и сослали в русский город Калугу. Посол Репнин откоыто угрожал полякам: «Я требую не толков, не объяснений, а послушания». 13 февраля 1768 г. сломленный сейм принял решение об уравнении в правах католиков, православных и протестантов. Уже 29 февраля образовано объединение польских дворян, не признавших этого закона. Они подняли мятеж, организовав свою, Барскую конфедерацию. По просьбе Понятовского против конфедератов сражаются специально введенные в Польшу русские войска. Шляхта, не способная воевать с регулярной армией, вымещает свое зло на простонародье. В ответ в Правобережной Украине вспыхивает народное антикатолическое восстание, известное под названием «движение гайдамаков».
Барские конфедераты обратились за помощью к Турции, пообещав отдать османам Подолию и Волынь. Поводом к войне послужило нападение гайдамацкого отряда командира по имени Шило на один из шляхетских отрядов. Поляки укрылись за турецкой границей, и Шило догнал и перебил и шляхтичей, и заодно подвернувшихся под руку турок. Несмотря на все объяснения России, что она не имеет к этим событиям ни малейшего отношения, потому что Шило гайдамак, то есть вообще даже не подданный Российской империи, султан 25 ноября 1768 г. объявил войну Екатерине II. Стратегический план Турции состоял в том, чтобы армией в 300 тысяч человек нанести удар в районе Каменца-Подольского и соединиться с войсками Барской конфедерации.
Россия вела против Турции успешные боевые действия, которые обеспокоили европейские страны. В 1770 г. между Пруссией и Австрией заключено Нейштадтское соглашение о грядущем разделе Польши. Вена претендовала на Южную Польшу с Краковым, а также Галицию. Фридрих хотел балтийское побережье с Гданьском. В 1771 г. между Австрией и Турцией заключена так называемая «тугутова конвенция» (по имени имперского министра иностранных дел Тугута). По ней австрийцы обещали любыми средствами добиваться возврата Османской империи всех крепостей, когда-либо захваченных у нее Россией. В ответ турки отдавали Малую Валахию и выделяли субсидию в 10 миллионов пиастров.
Свой ход пытались сделать и барские конфедераты, не способные долго сопротивляться регулярной русской армии. Они решили выиграть войну одним махом: похитить польского короля, свалить это преступление на Россию, а монарху в заточении диктовать свою волю. 23 октября 1771 г. Станислав был схвачен прямо на улицах Варшавы. Для конспирации заговорщики во время нападения что-то бессвязно кричали по-русски. Однако, поймав короля, мятежники испугались. Они не знали, что делать дальше. Когда под Варшавой конь с венценосной особой упал в яму и сломал ногу, конфедераты не спешили вытаскивать пленного монарха. Одни уехали куда-то вперед, другие стали растерянно совещаться. Наконец, среди конвоиров осталось всего шесть человек. Пятеро из них разбежались при одном слухе, что поблизости появились русские солдаты. Последний, Кузьма Косинский, раскаялся в содеянном и просил у пленного короля помилования. Станислав был спасен и с триумфом въехал в Варшаву. Это неудачное покушение вконец скомпрометировало Барскую конфедерацию, начался ее закат.
В этой ситуации, опасаясь вступления Австрии в войну, и видя явную слабость раздираемой усобицами Речи Посполитой, Екатерина II согласилась на Первый раздел Польши. Соглашение о нем подписано 5 августа 1772 г. Пруссия получила Поморье и часть Великой Польши, Австрия — Галицию и часть Малопольши, Россия — Восточную Белоруссию. После этого «тугутова конвенция» не была ратифицирована венским правительством. Пруссия «забыла» о своих симпатиях к Порте. Россия получила полную свободу рук на фронтах русско-турецкой войны и в 1774 г. триумфально выиграла ее.
. В 1787 г., во время путешествия Екатерины II по югу России, в Каневе состоялась ее встреча с польским королем Станиславом. Он предлагал России военный союз, но для этого просил увеличить подвластную ему армию и усилить прерогативы монарха. Одновременно польская шляхта жалуется на Станислава, обвиняя его в тирании. Екатерина не оказала королю необходимой поддержки, опасаясь подъема национального движения в Польше. Тогда в 1788 г. был созван т.н. «Четырехлетний сейм», который должен был, по замыслу короля, провести реформы, укрепляющие его власть. 3 мая 1791 г. он завершил работу, приняв Конституцию Польши — одну из первых консти-туций в мире (в ХVIII в. существовали еще американская и французская). По ней ликвидировалось право «либерум вето», король больше не избирался, а передавал свою власть по наследству, закреплялись все права аристократии и крепостное право для крестьян.
Уже в октябре 1791 г. оппозиционная королю шляхта основала т.н. Тарговицкую конфедерацию. Прикрываясь лозунгами о борьбе с «королевской тиранией», она призвала в Польшу войска российской империи, Екатерина велела русской армии, которая возвращалась после Ясского мира с Дунайского театра военных действий, идти через Польшу. В мае 1792 г. она перешла границы Речи Посполитой. Станислав пытался сопротивляться, но поляки оказались абсолютно не способными противостоять русским генералам, возглавлявшим тогда самых непобедимых в мире солдат. Екатерина потребовала от Станислава присоединиться к Тарговицкой конфедерации.
Решив воспользоваться ситуацией, Пруссия в конце 1792 г. предложила Екатерине организовать Второй раздел Польши. Императрица согласилась, и 23 января 1793 г. он был проведен. Пруссия получила Гданьск, Торунь, часть Великой Польши по р. Варта и Висла — всего 58 тыс. кв.км. Россия же захватила почти 250 тыс. кв.км. — всю Белоруссию и Правобережную Украину. От Австрии договор о разделе скрывали в течении четырех месяцев.
Станислав 17 июня 1793 г. собрал новый сейм, заседавший в г. Гродно, окруженным русской армией. Россия откровенно вмешивалась в заседания, производя аресты и высылки неугодных депутатов. Король сумел-таки сформировать небольшую группу, которая выдвинула идею «переждать» Екатерину — дождаться ее смерти (которая была не за горами в силу преклонного возраста императрицы) и попытаться возродить Речь Посполитую при Павле, пользуясь его неприязнью к деяниям матери.
Между тем, на западе Европы разгорается пожар Великой Французской революции. Польша традиционно была в культурном и политическом отношении связана с Францией теснейшим образом. Многие польские патриоты единственное спасение страны видели во всеобщем вооружении народа и революции по образцу французской. Освободительное движение возглавил Тадеуш Костюшко. в апреле 1794 г. повстанцы изгнали из Варшавы русские войска. Против мятежников была брошена армия под командованием самого знаменитого А.В. Суворова. 4 ноября 1794 г. Суворов взял предместье Варшавы — Прагу. Это означало разгром восставших.
24 октября 1795 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали конвенцию о демаркации, которая знаменовала собой Третий раздел Польши. Россия получила Западную Белоруссию, Литву, Курляндию (120 тыс. кв. км.), Австрия — часть западной Украины и Краков (47 тыс. кв. км.), а Пруссия — центральную часть польши с Варшавой (48 тыс. кв.км.). Станислав отрекся от престола. 26 января 1797 г. специальная Петербургская конвенция запретила употреблять название «Королевство Польское». Речь Посполитая прекратила существование.
В ХХ в., при возрождении польской государственности, периодически выдвигался лозунг возрождения Речи Посполитой «от моря и до моря» в границах ее наибольшего территориального расширения в первой половине ХVII в. Однако эта идея осталась лишь в умах политиков.
Таким образом, история Речи Посполитой показывает пример возможности объединения в рамках неимперской модели разных народов, культур и конфессий. Элементы имперского режима, которые присутствовали в ее политическом и социальном строе, так и не оформились в классическую империю, а приняли мягкие формы. В этом плане Речь Посполитая продемонстрировала уникальную историческую модель развития. Правда, необходимо подчеркнуть, что она оказалась непрочной перед имперскими устремлениями соседних держав.
Речи
Литература: Артамонов В. А. Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы (1709-1714). М., 1990; Бальцер О. К истории общественно-государственного строя Польши. СПб., 1908; Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980; Бобжинский М. Очерк истории Польши. Т. 1-2. СПб., 1888-1891; Геровский Ю. А. Польша среди европейских государств в XVI-XVII вв. // Вопросы истории, 1977. № 12; Грабеньский [Смоленьский] Вл. История польского народа. СПб., 1910; Дмитриев М. В. Польская шляхта в XVI - XVIII вв. // Европейское дворянство XVI - XVII вв.: границы сословия. Под ред. В. А. Ведюшкина. М., 1997. С. 192-215; Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003; Заборовский Л.В. Россия, Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. М., 1981; История Польши. Т.1 / Под ред. И.С. Миллера, В.Д. Королюка, П.Н. Третьякова. М., 1954; Кареев Н.И. Исторический очерк польского сейма. М.,1888; Кареев Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886; Кареев Н.И. Польские реформы XVIII в. СПб., 1890; Кеневич Я., Тымовский М., Хольцер Е. История Польши. М., 2004; Кутшеба Ст. Очерк истории общественно-государственного строя Польши. СПб., 1907; Лелевель И. Краткий очерк истории польского народа. СПб., 1862; Носов Б.В. Установление российского господства в Речи Посполитой. М., 2004; Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772, 1793, 1795. М., 2002; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI – начале XVII вв. М., 1978; Чаплинский В. Органы государственной власти в Польше XVI-XVII вв. // Вопросы истории, 1977. № 12; Chynczewska-Hennel T. Rzeczpospolita XVII wieku w oczach cudzoziemców. Wrocław, 1993; Janiszewska-Mincer B. Rzeczpospolita Polska w latach 1600-1603. (Narastanie konfliktu między Zygmuntem III Wazą a stanami). Bydgoszcz, 1984; Janiszewska-Mincer B., Mincer F. Rzeczpospolita Polska a Prusy Książęce w latach 1588-1621. Sprawa sukcesji brandenburskiej. Warszawa, 1988; Lolo R. Rzeczpospolita wobec wojny trzydziestoletniej. Opinie i stanowiska szlachty (1618-1635). Pułtusk; Warszawa, 2004; Opaliński E. Kultura polityczna szlachty polskiej w latach 1587-1652. System parlamentarny a społeczeństwo obywatelskie. Warszawa, 1995; Rzepa Z. Rzeczpospolita Polska w latach 1505-1648. Warszawa; Wrocław, 1985; Rzońca J. Rzeczpospolita Polska w latach 1596-1599. Wybrane zagadnienia polityki wewnętrznej i zagranicznej. Opole, 1990; Wielka Historia Polski. T. 1: Kaczanowski Piotr , Kozłowski Janusz Krzysztof : Najdawniejsze dzieje ziem polskich; Wyrozumski Jerzy : Dzieje Polski piastowskiej (VIII wiek-1370) ss. 784, il., mapy. Kraków-Warszawa, 2003; Wielka Historia Polski. T. 2: Baczkowski Krzysztof : Dzieje Polski późnośredniowiecznej (1370-1506); Grzybowski Stanisław : Dzieje Polski i Litwy (1506-1648) ss. 736, il., mapy. Kraków-Warszawa, 2003; Wielka Historia Polski. T. 3: Gierowski Józef [Andrzej] : Rzeczpospolita w dobie złotej wolności (1648-1763); Grodziski Stanisław : Polska w czasach przełomu (1764-1815) ss. 720, il., mapy. Kraków-Warszawa, 2003; Wisner H. Król i car. Rzeczpospolita i Moskwa w XVI i XVII wieku. Warszawa, 1995; Wisner H. Najjaśniejsza Rzeczpospolita. Szkice z czasów Zygmunta III i Władysława IV Wazy. Warszawa, 2001; Wisner H. Rzeczpospolita Wazów. [T.] 2: Wojsko Wielkiego Księstwa Litewskiego, dyplomacja, varia. Warszawa, 2004.
Достарыңызбен бөлісу: |